Научная статья на тему 'Письма епископа Стефана (Никитина) к святителю Афанасию Ковровскому'

Письма епископа Стефана (Никитина) к святителю Афанасию Ковровскому Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косик О. В., Пономаренко Д. П.

Письма епископа Стефана (Никитина) к своему духовному отцу, написаны после освобождения епископа Афанасия из Зубово-Полянского дома инвалидов. Они охватывают период с 1955-го по 1962 год. Несмотря на краткость большинства писем, в них отражены основные этапы служения епископа Стефана и важные подробности его биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма епископа Стефана (Никитина) к святителю Афанасию Ковровскому»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2007. Вып. 2 (23). С. 154-168

Письма епископа Стефана (Никитина) к святителю Афанасию Ковровскому

Письма епископа Стефана (Никитина) к своему духовному отцу, написаны после освобождения епископа Афанасия из Зубово-Полянского дома инвалидов. Они охватывают период с 1955-го по 1962 год. Несмотря на краткость большинства писем, в них отражены основные этапы служения епископа Стефана и важные подробности его биографии.

Епископ Стефан (Сергей Алексеевич Никитин; 1895—1963) - духовный сын епископа Афанасия (Сахарова)1. Их знакомство тесно связано с тайной священнической хиротонией Сергея Алексеевича, совершенной Ковровским епископом в период 1925—1927 гг., по другим сведениям, 1934—1935 гг. В 1934 г. освободившийся из Красновишерских лагерей врач-невропатолог (и, по некоторым свидетельствам, тайный священник) Сергей Никитин поселился в г. Карабаново неподалеку от г. Александрова. Святитель Афанасий, также вышедший на свободу после туруханской ссылки, в это время нелегально проживал в деревне Горушке Петушинского района Владимирской области, часто выезжая к многочисленным друзьям. Сохранились свидетельства Е.В. Апушкиной2 и И.С. Мечевой3 о близком общении Сергея Алексеевича Никитина с владыкой Афанасием в этот период, прервавшийся 1 мая 1936 г. новым арестом святителя-исповедника.

Благодаря письмам, хранящимся в Церковно-историческом архиве ПСТГУ, документально подтверждается тесная связь протоиерея Сергия Никитина (впоследствии епископа Стефана) с епископом Афанасием после освобождения последнего из Зубово-Полянского дома инвалидов. Протоие-

1 См. о нем: Пономаренко Д.А. «Такое мягкое, любящее сердце»: Жизнеописание епископа Можайского Стефана (Никитина)// Вестник ПСТГУ: II (История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 1. С. 74—100.

2 Апушкина Елена Владимировна (урожд. Быкова, 1901—1999) духовная дочь свв. Алексия и Сергия Мечевых , родилась в Москве. Закончила историко-философский факультет МГУ. Была духовной дочерью о. Алексия Мечева. Арестована в 1932 г. и отбывала ссылку в Казахстане. Вышла замуж за будущего священника К. К. Апушкина. С епископом Афанасием познакомилась благодаря О.А. Остоло-повой, члену маросейской общины. Перепечатывала на машинке рукописи святителя Афанасия. Автор записи воспоминаний «Крестный путь Владыки Афанасия». Скончалась 7 февраля, в день новомучеников и исповедников Российских.

3 Мечева Ирина Сергеевна (1920-2006) - дочь священномученика протоиерея Сергия Мечева.

рей Сергий периодически приезжал к Владыке из Средней Азии, а затем из Днепропетровска, где служил старшим священником Свято-Тихвинского женского монастыря. Между ними существовала регулярная письменная связь. «Жду карабановского врача. Очень он хороший. [...] Вообще (без комплимента говорю) - Ваши Мечевские все хорошие», - писал святитель Ольге Александровне Остолоповой4.

Письма к святителю Афанасию (Сахарову) протоиерея Сергия - впоследствии иеромонаха, архимандрита, а затем и епископа Стефана, - предлагаемые сегодня вниманию читателя, позволяют почувствовать глубину взаимной любви, уважения и заботливости, растворенных трогательной простотой, свойственных общению этих двух «равнодушных»5 друг другу святителей XX в. Не случайно и праведная кончина епископа Стефана (28 апреля 1963 г.) последовала ровно через полгода после кончины святителя Афанасия.

Публикация, подготовка текста и комментарии О.В. Косик и диакона Д. Пономаренко

№ 1

26 октября 1955 г.

Глубокочтимый и сердечно любимый Владыка!

Прошу Вашего святительского благословения и св[ятых] молитв. Чувствую Ваши молитвы и прошу и впредь не оставлять меня своею помощью. По милости Божией, состояние моего здоровья несколько улучшилось, несмотря на небывалую даже для этих мест жару.

Думал приехать в отпуск и свидеться с Вами, но получил новое назначение - открыть новый приход в селении, непосредственно граничащем с Ташкентом. Много хлопот и забот; нет еще у нас здания, служу в доме старосты, но работаю и хлопочу с радостью, надеясь на помощь Божию.

По общему преданию и мнению, в пределах нашей епархии проповедовал св[ятой] апостол Фома, направляясь в Индию. Здесь, т.е. в

4 Остолопова Ольга Александровна (1870—1959) духовная дочь святых отцов Алексия и Сергия Мечевых. Была арестована 28 октября 1929 г. вместе с о. Сергием. По приговору лишена была права проживания в крупных городах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. После оглашения приговора освобождена из-под стражи, лишена права проживания в Москве, Ленинграде и означенных областях, Харькове, Киеве, Одессе и означенных округах и Северо-Кавказском крае. Поселилась в г. Владимире. В последние годы жизни была духовно близка епископу Афанасию (Сахарову), помогала ему в переписке его рукописей. Скончалась и похоронена в г. Владимире.

5 Любимое выражение еп. Стефана (Никитина), взятое им из 54-го псалма: «Ты же, человече равнодушие, владыко мой, знаемый мой.», означающее особую близость, одинаковость близких душ.

Средней Азии, и теперь, и в те времена жило много евреев, не вернувшихся обратно в Палестину при Кире Персидском6. Ап[остол] Фома останавливался у своих земляков, проповедовал, а затем направился в Индию. Что касается пророка Даниила, то некоторые отождествляют его с мусульманским святым Данияром, гробница которого находится в 6 километрах от Самарканда по направлению к Ташкенту7. Я был на гробнице Данияра. По-видимому, нет никаких оснований отождествлять его с пророком Даниилом.

Относительно Иова Многострадального8 ничего не мог узнать, но вряд ли он жил здесь, - надо искать место его погребения ближе к Аравии9.

У меня имеется Ваша книга Скабаллановича - [«]Толковый Ти-пикон[»], [«]Объяснение всенощного бдения[»] и затем служба празд-

6 Кир II Великий (ок. 593—530 до Р.Х.), царь Персидский. Основатель империи, в 539 г. до Р.Х. завоевавшей Вавилон. В 538 г. Кир позволил евреям, плененным вавилонским царем Навуходоносором, возвратиться в Палестину и восстановить разрушенный храм в Иерусалиме. Однако не все евреи пожелали вернуться на разоренную родину.

7 Мавзолей Ходжа Данияра в Самарканде почитается как мусульманами, так и православными, которые считают, что в нем покоятся мощи пророка Даниила. По преданию, часть останков святого (рука) были Амиром Тимуром привезены в Самарканд из Месопотамии в XIV в. и погребены в 18-метровой могиле. В 1996 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил эту могилу.

8 По одному из преданий, Патриарх Иов (мусульмане называют его Айюб} жил на земле Хорезма. Еще во времена первого Вавилонского плена иудеи поклонялись его могиле в Ургенче, впоследствии к ней стали совершать паломничества христиане, а затем и мусульмане. На территории Узбекистана и Киргизстана почитаются источники, якобы изведенные из земли самим праведным Иовом. По другому преданию, останки святого покоятся в гробнице, находящейся в городе Салт, на северо-западе от Аммана, столицы современной Иордании.

9 Видимо, речь о святых, предположительно проживавших на территории Средней Азии, зашла в контексте желания епископа Афанасия дополнить ряд святых, изображаемых на иконе Всех Русских святых. 24 июня 1954 г. он писал М.Н. Соколовой: «Еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. [...] Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был апостол Матвей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Ср[едней] Азии} хранится и весьма почитается могила праведного Иова. [...] Это все надо хорошенько проверить. Я написал об этом в Ташкент преосв[ященному] Гурию [{Егорову}], только не уверен, что мое письмо дойдет, так как я не знал точного адреса. И если это верно, то и прав[едного] Иова, и св. Апостола надо изображать в лике небесных молитвенников о русской земле, около прор[ока] Илии и апостолов» // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О.В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 371.

ника Воздвижения Креста Господня. Если Вам они нужны, я сейчас же их пришлю.

С благоговением целую Ващу благословляющую руку.

Да сохранит Вас Господь в добром здоровье на радость всем нам.

Сердечно любящий и неизменно благодарный Ваш послушник пр[отоиерей] Сергий.

День празднования иконы Иверския Б[ожией] М[атери]

26 октября 1955 г.

Р. 8. Благодарю за фотографию, но прошу и другую, где Вы один.

Подлинник. Рукопись.

2

1 января 1957 г.

Родной, любимый, бесценный Владыка!

Сердечно приветствую Вас с светлым Праздником Христова Рождества. Да сохранит Вас Родившийся Спаситель міра в добром здоровье, мире и благоденствии на многие годы на радость всем, любящим Вас.

Часы, проведенные с Вами, вспоминаются, как промелькнувшее прекрасное сновиденье, и думается иногда - неужели в самом деле я видел Ваше дорогое лицо?

Ездил к вл[адыке] Гурию10; он, слава Богу, благополучен. Уехать к нему сейчас не удалось11. Договорился с нашим еп[ископом] Ермо-геном12, который определенно обещал отпустить меня через 5—6 месяцев, когда начнутся жаркие дни.

10 Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891—1965}, архиепископ. Прошел ссылки и лагеря. С 1944-го по 1945 г. настоятель Покровского собора в г. Самарканде. В 1945 г. был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, открытие которой состоялось в 1946 г. В 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С 1952 г. архиепископ. В 1954 г. Черниговский и Нежинский. С 19 октября 1955 г. Днепропетровский и Запорожский. С 21 мая 1959 г. митрополит Минский и Белорусский. В начале 1960-х гг., будучи постоянным членом Священного Синода, пытался оказывать протоводействие хрущевской политике по отношению к Церкви.

11 По состоянию здоровья протоиерею Сергию был противопоказан климат Средней Азии, и он собирался сменить место своего служения на Днепропетровск, более подходящим ему по климатическим условиям.

12 Ермоген (Голубев Алексей Степанович; 1896—1978}, епископ. Сын профессора КДА С. Т. Голубева. Окончил МДА. В 1919 г. принял монашеский пост-

Как Ваше здоровье? Как идет Ваша жизнь?

Целую Вашу благословляющую руку, прошу Вашей молитвенной помощи.

Привет Вашим домочадцам.

Всегда благодарный и любящий Вас

прот[оиерей] Сергий

1 января 1957 г.

(19 дек[абря]1956 г.) г. Ташкент, Червякова, 20.

Подлинник. Рукопись.

3

1 апреля 1957 г.

Глубокочтимый, дорогой и сердечно любимый Владыко!

Благодарю Вас за присылку канона Благовещения, соединенного с воскресным. Так дорого было получить от Вас.

Я недавно перенес брюшной тиф; был болен недель 6. Сейчас, по милости Божией, чувствую себя удовлетворительно и несколько дней назад уже окончательно перешел на постную пищу, а то вынужден был ежедневно употреблять творог (кстати сказать, очень не люблю его, с трудом ем). Приступил к работе, но все же отмечается повышенная утомляемость.

Если Господь благословит, то в начале июня думаю переехать в Днепропетровск к владыке Гурию. Вначале преосвященный Ермоген и слышать не хотел о моем отъезде, а теперь уже примирился и отпускает меня, как он сам говорит, «с миром».

Мне писала О.А.13, что видала Вас. Из этого заключаю, что Ваше здоровье более или менее удовлетворительно.

Желаю Вам, дорогой Владыка, в радости достигнуть Светлого Христова Воскресения. Земно кланяюсь Вам и целую Вашу благо-

риг. В сентябре 1920 г. по благословению Патриарха Тихона переведен в Киев, принят в число братии Киево-Печерской лавры. В 1922 г. Экзархом Украины митрополитом Михаилом (Ермаковым) возведен в сан архимандрита и назначен Киевским епархиальным миссионером. В 1926 г. настоятель Лавры. 27 января 1931 г. арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1939 г. освобожден, отчасти из-за резкого ухудшения состояния здоровья. После войны служил настоятелем нескольких церквей в Астраханской области. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. С 1958 г. архиепископ. В 1960-е гг. выступил против навязанных Церкви решений Архиерейского Собора 1961 г. В 1960 г. отправлен «в отпуск». В 1962 г архиепископ Омский, затем Калужский.

13 О.А. Остолопова.

словляющую руку. Прошу Ваших святительских молитв, ибо очень в них нуждаюсь.

Всегда благодарный и любящий Вас

Сергий.

1/ГУ 1957 г.

Подлинник. Рукопись.

4

14 апреля 1957 г.

Дорогой, сердечно любимый Владыка!

Христос воскресе!

Приветствую Вас с величайшим Праздником Светлого Христова Воскресения, молитвенно желая радости, здоровья и благоденствия.

После перенесенного мною брюшного тифа епископ Ермоген уже не задерживает меня и, если Господь благословит, то думаю покинуть Среднюю Азию в начале июня. Чувствую себя, по милости Бо-жией, более или менее удовлетворительно.

С радостью увидел Ваше дорогое имя в 1-м номере «Вестника Патриархии» за 1957 г.14 Теперь отдел богослужебный в журнале находится в опытных и надежных руках.

Как Ваше здоровье, дорогой Владыка?

Прошу Ваших молитв обо мне, недостойном, и целую Вашу благословляющую десницу.

Всегда неизменно благодарный и любящий

протоиерей Сергий 14 апреля 1957 г.

Подлинник. Рукопись.

5

15 мая 1957 г.

СЕРДЕЧНО ПРИВЕТСТВУЮ ДНЕМ АНГЕЛА МОЛИТВЕННО ЖЕЛАЯ ДУХОВНОЙ РАДОСТИ ЗДОРОВЬЯ БЛАГОДЕНСТ-ВИЯ=ЛЮБЯЩИЙ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ

Телеграфная лента.

14 В № 1 за 1957 г. «Журнала Московской Патриархии» была опубликована статья епископа Афанасия «О шестопсалмии».

6

2в июля Ї957 г.

Глубокочтимый и дорогой Владыко!

Еще в бытность у Вас зимой, я слышал о Вашем желании иметь у себя «Повесть о Фалконилле»; Вы хотели достать ее через Бориса Александровича15. Не знаю, получили ли Вы ее. Просматривая свои книги, я нашел «Сказания о мучениках христианских, чтимых Православною Кафолическою Церковию» (в Русском переводе). Том I. Казань, в Университетской типографии, 1865.

В этом томе два сказания: об архидиаконе Стефане и первомученице Фекле.

Я выписал повесть о Фалконилле и пересылаю Вам в этом пись-

ме16.

Вот уже 2-й месяц, как я на новом месте. Я - один из двух священников Днепропетровского Тихвинского женского монастыря. Это место как нельзя лучше соответствует моим желаниям и внутреннему складу. Я не знаю ни «пресловутой» «двадцатки», ни старосты, ни казначея, ни церковно-приходского совета, ни хозяйственных забот; мое дело - богослужение. Треб также немного. И в смысле климата, и в смысле нагрузки, не говоря уже об отношении епископа, здесь гораздо легче.

Несмотря на облегченные условия, не могу похвалиться здоровьем: сердце не пришло в нормальное состояние, а находится в неустойчивой компенсации. Таким образом, я совершил исход из Средней Азии, можно сказать, в последний час.

Очень жаль, что мало пришлось Вас видеть в последний мой приезд. Возможно, что, Бог даст, осенью удастся приехать в Москву дня на 3—4. Тогда непременно заеду к Вам.

Как Ваше здоровье, как занятия?

Прошу Ваших святительских молитв о моем недостоинстве, чтобы Господь помог бы мне использовать свободное время, которое Он

15 Вероятно, имеется в виду Борис Александрович Васильев {1899—1976} -духовный сын о. Сергия Мечева, этнограф, писатель, в указанные годы работал в библиотеке.

16 К письму приложен отрывок из «Сказания о св[ятой] первомученице и равноапостольной Фекле» Василия, епископа Селевкийского (Деяния и чудеса св[ятой] равноапостольной и первомученицы Феклы. Patrolog. curs. compl. t. 85, p. 477—617. Paris. 1860}, которое сопровождено выписками (св. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи, сентябрь, лист 56 на обороте. Москва. 1856 г.; св. Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере. Христиан[ское] чтение, часть 26, стр. 323— 324. Москва, 1804}.

дарует, на пользу и спасение души. Целую Вашу благословляющую руку.

Глубоко уважающий и любящий Вас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н[едостойный] протоиерей Сергий

26/УП 1957 г.

Днепропетровск 8, Чичеринская, 171, монастырь.

Подлинник. Рукопись.

7

5 октября 1957 г.

Глубокочтимый и дорогой и сердечно любимый Владыка!

По приезде домой почувствовал себя нехорошо: опять разладилось с сердцем; но работать продолжал. Накануне же Воздвижения Креста Господня заболел гриппом; была как раз моя седмица; я дотянул до конца, зато с воскресения окончательно слег, чтобы с Божьей помощью начать сегодня свою седмицу. Хотел сейчас же по возвращении домой написать Вам, да болезнь помешала. Видел Владыку Гурия только один раз и мельком, так что еще не передал ему Ваших трудов.

В Москве никого не мог найти Вам в помощники. У меня была одна очень опытная машинистка, но она боится соседей, сама она на пенсии. Владыка, я не помню - Вы подарили мне службу всем русским святым или ее возвратить. Я знаю, что надо возвратить о поминовении усопших.

Не знаю, как Вас благодарить за бесценный для меня подарок -Ваш служебник с надписью, - я не заслужил такого драгоценного подарка.

По возвращении в Днепропетровск, получил дополнительные назначения, а именно: 1) назначение духовником духовенства Днепропетровского, городского и сельского района, а также ставленников Епархии; 2) членом Епархиального совета. Что касается первого назначения, - страшусь ответственности перед Богом, чувствуя свое убожество и полнейшую нищету духовную. Надеюсь на Ваши святые молитвы, чтобы Господь вразумил, укрепил меня и дал мне силы хотя бы сейчас, в единонадесятый час по-настоящему приступить к борьбе со своими страстями.

Прочитал около половины Вашего труда о поминовении усопших17: это капитальный, исчерпывающий труд по данному вопросу.

17 Имеется в виду книга святителя Афанасия «Поминовение успоших по Уставу Православной Церкви». Впервые издана в 1999 г. издательством «Сатисъ».

Другому, кто захотел бы писать на эту же тему, ничего не остается сказать.

Еще раз благодарю Вас, земно кланяюсь и целую Вашу благословляющую руку.

Да сохранит Вас Господь в добром здоровье и благоденствии.

Глубоко чтущий, всегда благодарный и любящий Вас недостойный] протоиерей Сергий.

22 сентября 1957 (5 октября).

Подлинник. Рукопись.

8

31 декабря 1957 г.

Дорогой, любимый Владыка!

Сердечно приветствую Вас с Праздником Рождества Христова, молитвенно желая здоровья, радости и благоденствия.

Целую Ваши руки и прошу благословения и молитв.

Глубоко почитающий и любящий Вас

н[едостойный] протоиерей Сергий

19—31/ХІІ 57

Подлинник. Рукопись.

9

18 марта 1958 г.

Сердечно любимый В[ладыка]!

Заранее посылаю на «красное яичко», чтобы что-нибудь сделали себе к Пасхе. Целую Ваши руки. Любящий Вас С.

Подлинник. Рукопись.

10

10 сентября 1958 г.

Дорогой, любимый Владыко!

То, что предполагалось, по некоторым обстоятельствам отложено на неопределенное время18; сначала думали, что это случится на днях; поэтому мое письмо все откладывалось и откладывалось. Благодарю Вас земным поклоном за присланные подарки, буду хранить их до смерти. В свое время не поблагодарил Вас по этой же причине.

18 Имеется в виду монашеский постриг протоиерея Сергия.

162

К назначенному дню приехали все мои сестры (3 сестры), затем Сима19, Ляля20 и Ирина21. Было очень дорого их видеть, но так они и уехали, не дождавшись. Да и невозможно ждать.

Как Ваше здоровье? Баба Оля22 писала, что у Вас обострилась одышка и что Вы тяготитесь квартирой.

Владыка Гурий завален работой и многими неотложными беспокойными делами.

Прошу Вашего святительского благословения, целую Ваши руки.

Глубокопочитающий и любящий Вас пр[отоиерей] Сергий.

10 сентября 1958 г.

Подлинник. Рукопись.

11

14 мая 1958 г.

ТРИДЦАТОГО НАЗНАЧЕН МОЙ ПОСТРИГ ПРОШУ МОЛИТВ ЦЕЛУЮ РУКУ ЛЮБЯЩИЙ ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ

Телеграфная лента.

12

13 сентября 1958 г.

Дорогой и любимый В[ладыка].

Посылаю специально на дрова, надо заготовить топливо на зиму. Одновременно посылаю подробное письмо. Целую Вашу руку, прошу памяти. Сергий.

Подлинник. Рукопись. Письмо на талоне к почтовому переводу.

13

1 января 1959 г.

Дорогой, любимый Владыка!

Сердечно приветствую Вас с великим праздником христиан всего міра - праздником Рождества Христова, молитвенно желая радости о Господе, ныне Родившемся нас ради и нашего ради спасения. Желаю также крепости душевной и телесной и благопосешения во всех делах Ваших и обстоятельствах жизни Вашей.

19 Серафима Александровна Соловьева.

20 Елена Владимировна Апушкина.

21 Ирина Сергеевна Мечева.

22 Ольга Александровна Остолопова.

Не зная Вашего нового адреса (думаю, что Вы уже на новоселье), пишу на старый.

Здоровье мое совсем никуда: после Николина дня, на следующий день, случился со мною «коллапс», т.е. прекращение сердечной деятельности. Хорошо, что в том доме, где я живу, имеется монастырский лазарет во главе с монахиней-врачом. Она и приняла все меры, а если бы бежать в город в пункт скорой помощи, я не дождался бы помощи. Я смерти, как таковой, не боюсь, но страшусь суда Божия. Прошу Вас, дорогой Владыко, помолиться о мне, грешном.

Целую Ваши руки и прошу святительского благословения.

Любящий Вас и всегда благодарный

протоиерей Сергий.

1 января 1959.

Подлинник. Рукопись.

14

3 января 1959 г.

приветствую дорогого владыку праздником рождества христова прошу благословения = ИЕРОМОНАХ СТЕФАН НИКИТИН

Телеграфная лента.

15

17 марта 1959 г.

Дорогой дядя!

Приветствую Вас с Великим постом. Желаю здоровья, бодрости духовной и душевной. Прошу не забывать меня.

Любящий Вас племянник С.

Ксерокопия с подлинника. Письмо на извещении о получении посылки.

16

6 июля 1959 г.

сердечно приветствую праздником всех святых земле русской просиявших любовию иеромонах стефан.

Телеграфная лента.

17

20 марта 1960 г.

НАЗНАЧЕН МОЖАЙСКИМ ХИРОТОНИЯ 27 МАРТА МОСКВЕ ПРОШУ усердно молитв благословения целую руку ЛЮБЯЩИЙ = АРХИМАНДРИТ СТЕФАН

Телеграфная лента.

18

30 мая 1960 г.

Дорогой, родной, любимый Владыка!

Пользуюсь случаем - послать с Таней23 несколько слов привета.

Из всех поздравлений, полученных мною к дню хиротонии, Ваше было самое драгоценное и тронуло меня до слез.

Пока еще не могу приехать к Вам, что сделаю при первой возможности.

Здоровьем не могу похвалиться, - опять ухудшение со стороны сердца.

Обнимаю и целую Вас.

Прошу Ваших св[ятых] молитв.

Да сохранит Вас Господь в добром здоровье.

Неизменно любящий и всегда благодарный Ваш смиренный послушник

Е[пископ] Стефан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30/17 мая 1960 г.

Подлинник. Рукопись.

20

19 июня 1960 г.

сердечно поздравляю праздником всех русских святых усердно молился вашем здравии любо-вию=епископ стефан-

Телеграфная лента.

23 Имеется в виду Татьяна Алексеевна Давидова (Давыдова), супруга о. Василия Евдокимова, которая, как и ее муж, были в 1920-е гг. прихожанами храма святителя Николая в Кленниках. Проживали в г. Оше, где отец Василий служил настоятелем Михайло-Архангельского храма и благочинным Южной Киргизии.

21

7 ноября 1960 г.

Ваше Преосвященство, драгоценнейший и любимый Владыко!

Покорнейше прошу Вас принять мою лепту на покупку дома для Вас. Этим Вы принесете мне большое утешение.

Дни моей жизни проходят в трудах и тяготах, но да будет во всем воля Божия.

Есть и радости: в моем распоряжении прекрасный храм, в котором могу служить при каждой возможности.

Как бы хотелось насладиться беседой с Вами «усты ко устом».

Всегда о Вас первом возношу свои недостойные молитвы и знаю, что и Вы молитесь обо мне.

Братски целую Вас и низко кланяюсь.

Любящий Вас и благодарный всегда

н[едостойный] Е[пископ] Стефан.

25/Х (7. XI) 1960 г.

Подлинник. Рукопись.

22 24

6 апреля 1961 г.

Дорогой и любимый Владыка Афанасий!

Христос Воскресе!

Всем сердцем поздравляю Вас с Великим Праздником Воскресения Христова и желаю Вам здоровья, бодрости, утешения и радости.

Чувствую себя лучше, но до выздоровления еще очень далеко. Сегодня радовался, что память моя не ослабела (мне (пишущей сестре) думается, что интеллект не пострадал). Большая радость!

Я прекрасно чувствую, что Вы постоянно молитесь обо мне, и Ваша молитва поддерживает меня. Я очень благодарен Вам за эту неоценимую поддержку и знаю, что Вы и впредь будете оказывать ее мне.

Сердечно любящий Вас

еп[ископ] Стефан

Р. 8. Пишет Вам под диктовку моя сестра Ольга.

24 Письмо написано совместно с Ольгой Алексеевной Никитиной. Сестра епископа Стефана О. А. Никитина (25 октября 1899 г. - 1 января 1973 г.).

Дорогой Владыка!

Примите от меня поздравления с Великим Праздником и искренние сердечные пожелания всего лучшего. Прошу Вас принять меня, Владыка, в свою семью и помолиться обо мне. Я в этом очень нуждаюсь. Целую Вашу благословляющую руку.

Искренно уважающая Вас

О. Никитина

6 апреля 1961 г.

Подлинник. Рукопись.

23

7 января 1962 г.

Ваше Преосвященство, дорогой и любимый Владыка!

Сердечно приветствую Вас с Праздником Рождества Христова и новолетием, молитвенно желая милости, помощи и спасения от Родившегося ныне Господа.

Обнимаю и целую Вас.

О моей жизни расскажет Анна Ивановна25, так как много писать мне трудно (лев[ая] рука).

Прошу Ваших св[ятых] молитв.

Любящий Вас и всегда благодарный

Е[пископ] Стефан.

Рождество Христово 1961 г.26

Подлинник. Рукопись.

24

1 июля 1962 г.

СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ ЦЕЛУЮ СТЕФАН

Телеграфная лента.

Публикация осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 05—01—01057а.

25 Возможно, имеется в виду Анна Ивановна Кондратьева, осуществлявшая связь между духовными детьми и близкими знакомыми святителя Афанасия.

26 Датируется по старому стилю.

Letters of Bishop Stephen (Nikitin) to Bishop Athanasius of Kovrov

Letters of Bishop Stephen (Nikitin) (a former doctor Sergius Nikitin secretly ordained a priest by to his spiritual farther Bishop Athanasius of Kovrov) were written when Bishop Athanasius had been released from a nursing home in Zubovo-Polyansk. They are dated from 1955 to 1962. Being rather short they cover nevertheless the main stages of the life of Bishop Stephen and important details of his biography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.