ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
^■предприятием^™
УДК 657 ББК 65.052.8
Юнусова Д.А. - доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит» Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Yunusova D.A. - Associate Professor of « Analysis of economic activity and audit» of Dagestan State University of National Economy
РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ROLE OF INTERNAL AUDIT IN INCREASING MANAGEMENT EFFICIENCY NOW
Развитие внутреннего аудита как неотъемлемой части внутреннего (внутрихозяйственного) контроля обусловлено прежде всего объективными потребностями управления текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью, особенно в крупных экономических субъектах. Внутренний аудит есть организованный экономическим субъектом, действующий в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированный внутренними документами орган контроля за соблюдением установленного порядка и надежностью функционирования всей системы внутреннего контроля.
Ключевые слова: внутренний аудит, стандарты аудита, проблемы развития.
Formation of internal audit in the company very difficult process that requires a high level of corporate culture. Questions of professional ethics, independence and quality of work to discuss possible only if the "rules of the game" all stakeholders: owners, managers, employees. Development of the internal audit function as an integral part of the internal (farm) control is primarily due to the objective needs of the current management, investment and financial activities, particularly in the major economic entities. Internal audit has organized economic subject, acting in the interests of its management and (or) proprietors, regulated by internal documents of authority control over the maintenance of order and reliability of the entire system of internal control. Keywords: internal audit, audit standards, development issues.
Главной целью внутреннего аудита является совершенствование деятельности организации. Основными задачами внутреннего аудита является обнаружение и оценка рисков, нахождение слабых сторон в работе компании и, на основе полученных данных, внесение рекомендаций, позволяющих снизить риски и повысить как эффективность отдельных участков бизнеса, так и в целом по предприятию.
Другой важной целью внутреннего аудита является помощь персоналу организации плодотворно выполнять свои функции. Речь идет о том, что внутренние аудиторы предоставляют управленческому аппарату предприятия данные анализа, оценки, рекомендации и прочую информацию, полученную в результате глубокого анализа работы тех или иных участков предприятия для принятия краткосрочных решений и контроля над соблюдением выполнения бизнес-плана.
Внутренний аудит является относительно новой системой контроля и имеет следующие особенности:
1) проводится внутри компании работниками отдела внутреннего аудита (аудиторами);
2) данное подразделение вводится по инициативе руководства предприятия;
3) информация, полученная в результате внутреннего аудита, предназначена для управленческих нужд администрации фирмы;
4) расходы, связанные с содержанием внутреннего аудита, берет на себя сама организация.
В ходе развития внутреннего аудита как органа внутрифирменного контроля, в разные периоды времени перед ним ставились различные задачи. В настоящее время выделяют 5 задач внутреннего аудита в компаниях:
1) оценка соблюдения процедур;
2) оценка составляющих внутреннего контроля;
3) содействие менеджменту в совершенствовании и ре-инжиниринге бизнес-процессов;
4) помощь в реализации принятой стратегии бизнеса;
5)предоставление гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита.
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что внутренний аудит является самым широким и современным органом контроля, который помогает организации достичь поставленных целей. Именно с таким пониманием сегодня работают уже многие внутренние аудиторы, практикующие в России.[
Как показывает практика, понимание роли внутреннего аудита в нашей стране и за рубежом довольно таки отличается друг от друга.
Анализ системы внутреннего аудита в западноевропейских странах, дает основания считать, что основными достоинствами их системы является большая разработанность нормативной базы, нежели в нашем государстве. В качестве примера можно привести закон Сарбейнза - Оксли (Sarbanes-Oxley Act) или, как его еще называют, закон SOX, Стандарты по ведению внутреннего аудита, состоящие из чаще всего из трех групп: главные стандарты (General Standards), стандарты документации (Documentation Standards) и стандарты принятия решений (Audit Resolution Standard). Кроме того, вопросом разработки методической и нормативной базы занимаются многочисленные объединения аудиторов.
Органом, которому подчиняется отдел внутреннего аудита, является совет директоров, представляющий интересы собственника.
У нас же внутренний аудитор представляется скорее ревизором или «минимизатором» налоговых рисков: от него ждут информацию о злоупотреблениях, о возможных претензиях внешних аудиторов или налоговых инспекторов, он отвечает за получение положительного заключения и отсутствие штрафов. [5] Поэтому и подчиняется он зачастую главному бухгалтеру или финансовому директору. Хотя этот имидж постепенно меняется, особенно в крупных холдингах, которых западные партнеры, да и сама жизнь заставляют менять представление о внутреннем аудите. То есть многие наши передовые предприятия уже имеют или формируют службы внутреннего аудита, работающие по принятой на западе модели. [4]
Одной из основных проблем, обсуждаемых профессиональными внутренними аудиторами, является вопрос повышения эффективности работы внутреннего аудита.
Как показывает опыт, первым и самым главным шагом на пути к решению данной проблемы является разработка и внедрение системы оценок работы сотрудников отдела внутреннего аудита. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры
расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.
По моему мнению, система оценок должна быть четко систематизирована, находиться в определенной взаимосвязи и проводить процедуры проверки в определенной последовательности.
Важно понимать, что оценка деятельности СВА - это комплексная задача, которая решается не по результатам формальной инспекционной проверки, а в ходе длительного и творческого процесса, учитывающего стратегические задачи, стоящие перед организацией. Кроме того, основной задачей оценки работы данной службы является обнаружение резервов, выявление слабых сторон для внесения необходимых изменений в план работы отдела и, соответственно, повышения качества работы внутреннего аудита.
Второй шаг - разработать программу гарантированного повышения качества работы службы на основе анализа полученных результатов оценки системы внутреннего аудита.
Третий шаг - оценка достигнутого уровня эффективности работы отдела внутреннего аудита, после внедрения программы повышения качества функционирования.
И, наконец, завершающий четвертый этап, - это принятие решений о внесении корректирующих воздействий со стороны руководства организации по отношению к СВА. В качестве корректирующих воздействий можно использовать: разработка регламентирующих документов, дополнительное обучение внутренних аудиторов и контролеров, наказания за невыполнение внутренних регламентов (выговор, отстранение от выполнения задания, лишение премии и др.).
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, безусловно, компании, решившейся на создание службы внутреннего аудита, придется преодолевать разнообразные трудности. Однако если их удастся преодолеть, компания получит не только реальную возможность повысить эффективность управления, но и другие преимущества.
Список литературы:
1.Кучеров А. В. Внутренний аудит в России / А. В. Кучеров, Е. В. Леушина // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 359-362. Журнал «Молодой ученный».(http://www.moluch.m/)
2.Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Организация системы внутреннего контроля - основа транспарентности финансовой отчетности// Экономика и предпринимательство, 2014 -№12-2(53-2). С513-517
3.Толчинская М.Н. Риско-ориентированный подход в организации службы внутреннего аудита // Фундаментальные исследования. 2015. №10-3. С.640-644.
4. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Организация системы внутреннего контроля - основа транспарентности финансовой отчетности // Экономика и предпринимательство. -2014. - №12-2. - С.513-517.
5. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Контроллинг качества аудита в современных условиях //Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 3. С. 207-210.
6. Юнусова Д.А. Внутренний аудит в системе управления предприятием // Научное обозрение. Серия 1:Экономика и право 2014 №5 с.56-59