УДК 657.6 ББК 65.052
Толчинская М.Н. - к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит» Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Tolchinskaya M. N. - PhD, associate professor of «Business Analysis and Audit», Dagestan State University of National Economy
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ORDER OF THE FINANCIAL AUDIT IN MODERN CONDITIONS
Целью настоящей работы является определение основ финансового аудита с учетом российской специфики, изучение и обоснование необходимости организации финансового аудита на предприятиях. В результате исследования развиты теоретические положения финансового аудита, а также определены роль и основное содержание стандартов в организации и проведении финансового аудита.
Ключевые слова: финансовая отчетность, финансовый аудит, эффективность управления
The aim of this work is the determination of basic financial audit with the Russian specifics, study and justification of the necessity of financial audit in enterprises. The study developed theoretical concepts of financial audit and defined the role and the basic content standards in the organization and conducting financial audit. Keywords: financial reporting, financial auditing, efficiency management
В любой стране аудит представляет собой элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. В разных странах используются различные определения. С точки зрения Комитета по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров в США аудит представляет собой процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям термина «аудит».
Комитет по аудиторской практике в Великобритании дает более простое определение аудита, здесь под аудитом понимается деятельность по независимому рассмотрению специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражению мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.
Понятие «аудит» за рубежом в настоящее время в специализированной литературе и на практике, как правило, применяют в широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, основными, среди которых, являются независимая проверка, оценка, экспертиза достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности и других документов.
Аудиторская деятельность в РФ организуется в связи с опытом, который сложился в мировой практике. Как минимум единожды в год в коммерческих и государственных компаниях, правительственных учреждениях, а также религиозных и других не прибыльных организациях проводится финансовый аудит.
В чём же заключаются основные особенности этого явления? В основном, в тщательном анализе, проверке и изучении финансовой отчетности того или иного юридического лица. Иногда термин «финансовый аудит» путают с налоговым аудитом. Если первый проводится компетентными службами налогообложения с целью выявления нарушений налогового законодательства, то второй считается обычным, плановым процессом в деловых кругах.
Цель финансового аудита - исправление и устранение значительных искажений в финансовой отчетности. К искажениям относят разного рода недостающую или неправильную информацию, которая может привести к большим расхождениям и изменить восприятие финансового состояния исследуемой компании.
Услугами финансового аудита сегодня пользуется все большее количество компаний. И это абсолютно понятно, ведь перед финансовыми аудиторами стоят весьма серьезные задачи:
1) Финансовый аудит оказывает весомую помощь в формировании учетной и бухгалтерской политики компании, способствует обеспечению стабильности работы бухгалтерского учета, а также налогообложения.
2) Финансовый аудит позволяет проверить налоговый учет, а также осуществляет тщательную проверку регистров налогового учета. А именно эти факторы отображают результативность функционирования компании.
3) Финансовый аудит обеспечивает качественный и количественный анализ финансового состояния компании, для этого проводятся разного рода методологические и аналитические процедуры.
4) Проводится тщательный анализ деятельности с точки зрения реальных экономических показателей компании.
5) С помощью финансового аудита есть возможность объективно оценить результативность и эффективность отдельных экономических операций, которые осуществляли сотрудники компании.
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.
Роль оценочной функции - интерпретации фактов, подтверждающих выводы составителя финансового отчета, и оценки выводов - сильно возросла в последние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспечивает получение технически достоверной информации.
Аудиторы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергать проверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещения акцентов в аудите является количественный рост сложных сделок, сделок нового типа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией. Указанные две функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.
Возможен и более широкий подход к определению цели, задач и функций финансового аудита. Финансовый аудит может быть инициирован руководством или собственником организации и направлен на изучение эффективности работы предприятия. В этом случае речь идет об аудите финансового состояния, при котором методами экономического анализа проводится аудит финансовой отчетности.
Основная цель финансового аудита - это внесение исправлений в искажённую финансовую отчётность организации. К искажениям относится любая недостающая или неверная информация, которая может привести к расхождениям и в результате ухудшить общее впечатление от финансовых дел в компании. Финансовый аудит считается завершённым в полной мере лишь тогда, когда опасность критических искажений в финансовой отчетности не превышает 5%.
На сегодняшний день большинство предприятий не могут обойтись без финансового аудита. Какими же достоинствами пользуется финансовый аудит, почему он становится все более востребованной услугой?
1. Все результаты финансового аудита непременно сопровождаются внутренним контролем качества, причем, не только самой аудиторской компанией, но внешним контролем качества, как правило, со стороны СРО аудиторов.
2. После проведения процедуры финансового аудита клиент получает на руки не только аудиторское заключение, в котором выражается мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности бухгалтерии, но также и подробный отчет обо всех недостатках в финансовой деятельности компании, а также (что очень ценно) рекомендации для того, чтобы эти недостатки исправить.
3. Клиенты, которые заказывают услугу финансового аудита, в значительной степени уменьшают финансовые риски своей компании. Что очень важно - снижаются риски неплатежеспособности компании, а так же налоговые риски.
4. Финансовый аудит имеет ещё и то преимущество, что он не является обязательным для компании со стороны закона, однако все те предприятия, которые хотят иметь объективную информацию о том, в каком состоянии находятся их финансовое состояние, его заказывают.
5. После проведения финансового аудита создается информационная база для перспективных решений.
Специфику восприятия аудита в России, помимо советского прошлого и небольшого возраста профессии, определяет также тот факт, что отделение собственников бизнеса от оперативного управления бизнесом произошло главным образом в крупных публичных компаниях. Во многих остальных предприятиях собственники продолжают руководить, поэтому отсутствует конфликт «наёмный менеджер - акционер», традиционно являющийся «двигателем» независимого аудита финансовой отчётности.
В результате собственникам-менеджерам аудит финансовой отчётности не требуется. В лучшем (для аудиторов) случае им требуются смежные услуги, в частности, налоговый аудит (который, тем не менее, зачастую заказывается и проводится в рамках договора об аудите отчётности). Учитывая такие потребности клиентов, аудиторы соответствующим образом строят проверки, даже если те именуются аудитом: основная часть времени тратится на анализ налоговых обязательств и рисков клиентов, а незначи-
тельная - для обеспечения формальных признаков аудита финансовой отчётности.
Понимая такую специфику аудита, многие российские банки при рассмотрении кредитных заявок клиентов требуют представить им не аудированную финансовую отчётность, а управленческую отчётность по своим стандартам. Таким образом, спрос на аудит финансовой отчётности со стороны банков, который, казалось бы, должен стимулировать рынок, в явном виде не выражен.
При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета аудиторы, прежде всего, должны проверить:
- правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;
- правильность отражения их в балансе в соответствующих суммах;
- отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место;
- соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.
Для подтверждения достоверности отчетности аудиторы должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.
При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование государственных средств, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.
В период проведения проверки объекта контроля аудиторы могут проверить состояние системы внутреннего контроля и аудита, которая должна формироваться объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях определения эффективности и степени надежности ее функционирования. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования государственных средств и прозрачности экономической информации.
В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля аудиторы могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей контрольного мероприятия.
В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов аудиторы должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.
Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.
При проведении проверки аудиторам необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства:
— попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;
— задержки в предоставлении запрошенной информации;
— необычные финансовые и хозяйственные операции;
— наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;
— отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.
Поэтому аудиторы, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.
Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов, а также составленной финансовой отчетности.
Список литературы:
1. Кувалдина Т.Б. Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности: порядок исправления // Аудит и налогообложение. 2013. №11. - с.25-29
2. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Финансовый аудит как система контроля качества всего процесса управления организацией // Финансы и кредит. 2015. №37.
— с.31-45
3. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Организация системы внутреннего контроля
— основа транспарентности финансовой отчетности // Экономика и предпринимательство. 2014. №12-2. - с.513-517
4. Толчинская М.Н., Мамаева У.З. Аудит финансовой отчетности - системный подход // Финансы и кредит. 2014. №35. - с.46-51