Научная статья на тему 'Роль влияния дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в формировании компетенций врачей различных специальностей в ординатуре'

Роль влияния дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в формировании компетенций врачей различных специальностей в ординатуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
316
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / АККРЕДИТАЦИЯ ОРДИНАТОРОВ / ACCREDITATION OF RESIDENT PHYSICIANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полунин Валерий Сократович, Полунина Наталья Валентиновна, Буслаева Галина Николаевна, Беспалюк Георгий Николаевич

Цель исследования. Изучить особенности подготовки ординаторов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендаций по его совершенствованию. Материалы и методы. Проанализированы материалы сайтов 39 медицинских ВУЗов России о преподавании ординаторам дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», объем часов, выделяемых на освоение данной дисциплины, практических занятий, аудиторных часов, зачетных единиц. Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» обеспечивает организацию, эффективное взаимодействие и функционирование различных медицинских направлений и системы здравоохранения в целом. Результаты. Показано, что ординаторы при одинаковых ФГОС получают различные знания, навыки и умения по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности совершают организационно-управленческие ошибки. Заключение. В целях совершенствования охраны здоровья граждан необходимо обеспечить унифицированное обучения ординаторов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полунин Валерий Сократович, Полунина Наталья Валентиновна, Буслаева Галина Николаевна, Беспалюк Георгий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCIPLINE "PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE" IN THE FORMATION OF COMPETENCES OF PHYSICIANS (VARIOUS SPECIALTIES) IN RESIDENCY

The aim of the study. To study the aspects of resident physicians’ education in the framework of the discipline «Public Health and Healthcare», and to develop recommendations on its improvement. Materials and methods. Analysis of the materials of 39 web-sites of Russian medical universities on teaching the discipline «Public Health and Healthcare», the number of hours devoted to mastering this discipline, practical training hours, classroom studies, credit points. The discipline «Public Health and Healthcare» provides the organization, effective interaction and functioning of various medical directions and the health system as a whole. Results. Under the same Federal State Educational Standards, resident physicians receive different knowledge, skills and abilities with regard to the discipline «Public Health and Health-care» and make organizational and managerial mistakes in the process of further professional activity. Conclusion. In order to improve public healthcare, it is necessary to ensure standardized teaching with regard to the discipline «Public Health and Healthcare».

Текст научной работы на тему «Роль влияния дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в формировании компетенций врачей различных специальностей в ординатуре»

СРОЧНО В НОМЕР

DOI: 10.26347/1607-2502201805-06044-048

РОЛЬ ВЛИЯНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОРДИНАТУРЕ

Цель исследования. Изучить особенности подготовки ординаторов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендаций по его совершенствованию.

Материалы и методы. Проанализированы материалы сайтов 39 медицинских ВУЗов России о преподавании ординаторам дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», объем часов, выделяемых на освоение данной дисциплины, практических занятий, аудиторных часов, зачетных единиц. Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» обеспечивает организацию, эффективное взаимодействие и функционирование различных медицинских направлений и системы здравоохранения в целом. Результаты. Показано, что ординаторы при одинаковых ФГОС получают различные знания, навыки и умения по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности совершают организационно-управленческие ошибки.

Заключение. В целях совершенствования охраны здоровья граждан необходимо обеспечить унифицированное обучения ординаторов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

Ключевые слова: общественное здоровье и здравоохранение, обучение, аккредитация ординаторов

В.С. Полунин, Н.В. Полунина, Г.Н. Буслаева, Г.Н. Беспалюк

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

THE ROLE OF THE DISCIPLINE «PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE» IN THE FORMATION OF COMPETENCES OF PHYSICIANS (VARIOUS SPECIALTIES) IN RESIDENCY

The aim of the study. To study the aspects of resident physicians' education in the framework of the discipline «Public Health and Healthcare», and to develop recommendations on its improvement.

Materials and methods. Analysis of the materials of 39 web-sites of Russian medical universities on teaching the discipline «Public Health and Healthcare», the number of hours devoted to mastering this discipline, practical training hours, classroom studies, credit points. The discipline «Public Health and Healthcare» provides the organization, effective interaction and functioning of various medical directions and the health system as a whole.

Results. Under the same Federal State Educational Standards, resident physicians receive different knowledge, skills and abilities with regard to the discipline «Public Health and Healthcare» and make organizational and managerial mistakes in the process of further professional activity.

Conclusion. In order to improve public healthcare, it is necessary to ensure standardized teaching with regard to the discipline «Public Health and Healthcare».

Keywords: public health and healthcare, training, accreditation of resident physicians. Authors declare lack of possible conflicts of interests.

VS. Polunin, N.V Polunina, G.N. Buslayeva, G.N. Bespalyuk

Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Общественное здоровье и здравоохранение является единственной медицинской дисциплиной, которая позволяет осуществлять углубленный анализ всех патологических явлений, составляющих предмет медицинского изучения, обеспечивающая организацию, эффективное взаимодействие, функционирование различных медицинских направлений и управление ими. Рассмотрение общественного здоровья и здравоохранения с позиций системного подхода позволяет провести полный охват всех основных звеньев системы охраны здоровья населения [1, 2]. Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходима эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы [3]. На различных этапах развития и становления медицины и здравоохранения, начиная с глубокой древности государственные структуры, уделяли особое внимание формированию и правильной организации системы охраны здоровья населения и оказания медицинской помощи различным социальным слоям населения. Большое внимание уделялось созданию медицинских школ и подготовке врачебных кадров. В XVII—XVIII веках в Европе начали формироваться курсы, лаборатории, кафедры по изучению и преподаванию общественного здоровья и здравоохранения, в России этот процесс начался с 1918 г. [4]. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640, предусмотрено обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами в условиях создания системы непрерывного профессионального образования на базе требований профессиональных стандартов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания [5]. Однако процесс освоения ординаторами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» недостаточно унифицирован.

Цель исследования: изучить особенности подготовки ординаторов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендации по его совершенствованию.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Изучены материалы сайтов 39 медицинских ВУЗов России о преподавании ординаторам дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», объем часов, выделяемых на освоение данной дис-

циплины, практических занятий, аудиторных часов, зачетных единиц (з.е.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В целом при обучении ординаторов на клинических кафедрах рассматриваются специфические организационные аспекты коррекции нарушений здоровья у пациентов и профилактики их развития. На кафедрах общественного здоровья и здравоохранения врачи проходят обязательную подготовку, что позволяет им более глубоко осознать роль общественного здоровья в социальном и экономическом развитии страны.

Подготовка кадров высшей квалификации в области общественного здоровья и здравоохранения, или специалистов узкого профиля осуществляется в соответствии с Федеральные государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (здравоохранение, клиническая медицина, медицинские науки, уровень 8) — 31.08.00.

В соответствии с ФГОС ВО, утвержденными приказами Минобрнауки России в 2014 г. по направлениям подготовки, во всех стандартах в пункте 6.4 обозначены обязательные для всех специальностей дисциплины, которые реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры. Среди этих дисциплин выделена «Дисциплина (модули) по общественному здоровью и здравоохранению...». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

В этих ФГОС ВО (2014) были предусмотрены следующие разделы: характеристика направления подготовки (специальности), характеристика профессиональной деятельности специалистов, требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста с указанием компетенций, которые необходимо освоить за время обучения, требования к структуре основных образовательных программ подготовки (ООП) специалиста, структура ООП подготовки специалиста с перечислением дисциплин и указанием кредитов, отведенных на их освоение, требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста и оценка качества освоения основ-

ных образовательных программ подготовки специалиста.

В 2015—2016 гг. предложены новые стандарты. Принципиальным отличием этих стандартов от стандартов 2010 г. является то, что в разделе «Требования к структуре программы специали-тета» не указаны конкретные дисциплины и выделенные на их обучение зачетные единицы. Сформированы только три блока: дисциплины (модули), практики и государственная итоговая аттестация и дан общий объем по блокам. В первых двух блоках выделены базовая и вариативная части. В ФГОС определено — «набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы». Однако примерные основные образовательные программы не были адаптированы к ФГОС.

В обоих стандартах имеется такой вид профессиональной деятельности, как организационно-управленческая. По ФГОС 2015—2016 гг. она включает:

— применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;

— создание в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания пациентов (детей и их родителей или законных представителей) и трудовой деятельности медицинского персонала;

— ведение медицинской документации в медицинских организациях;

— организацию проведения медицинской экспертизы;

— участие в организации оценки качества оказания медицинской помощи пациентам (детям);

— соблюдение основных требований информационной безопасности.

Выпускник, решивший после окончания ВУЗа продолжить обучение в ординатуре по любой специальности, будет осваивать программы подготовки кадров высшей квалификации, которые соответствуют федеральным стандартам ординатуры, принятым в 2014 г. Структура ФГОС по специальностям ординатуры, как и ФГОС высшего образования, содержит несколько разделов.

В разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры», среди видов профессиональной деятельности в стандартах по всем клиническим специальностям также присутствует организационно-управленческая деятельность. Она включает практически все пункты ФГОС ВО и дополнительно — организацию и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений. Для осуществления этой деятельности обучающийся должен овладеть несколькими профессиональными компетенциями (ПК):

— готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

— готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

— готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, организация должна определить самостоятельно. Но поскольку все обучающиеся должны освоить организационно-управленческую деятельность, дисциплину по общественному здоровью и здравоохранению, наряду с другими тремя дисциплинами, рекомендовано изучать в рамках базовой части Блока 1, на который отводится всего от 33 до 39 з.е.

Название изучаемой дисциплины было разным: «Общественное здоровье и здравоохранение» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». На освоение программы в 12 ВУЗах была выделена 1 з.е. (36 ч), в 10 — 2 з.е. (72 ч) и в 1 — 1,5 з.е. (54 ч). Аудиторные часы колебались от 18 до 54, причем при выделенной

1 з.е. — от 18 до 27 ч, а при 2 з.е. — от 18 до 54 ч. Лекционные часы из них составляли от 2 до 12 ч, а при выделенных 1,5 з.е. лекционных часов вообще не было. При 1 з.е. на лекции отводилось от

2 до 9 ч, а при 2 з.е. — от 2 до 12 ч. Остальные аудиторные часы в 2 ВУЗах были отданы только под семинарские занятия, в 7 ВУЗах — делились на семинарские и практические занятия, в 13 — только на семинарские занятия и в 1 — на лабо-

раторные и практические занятия. Часы семинарских занятий варьировали от 4 до 36, практических — от 9 до 44 ч. На самостоятельную работу в различных ВУЗах приходилось от 9 до 54 ч. При 1 з.е. на дисциплину чаще выделяли 12, а при 2 з.е. — 24 ч. Соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы сильно варьировало от 2:1 до 1:2.

При обучении ординаторов по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» проанализированы 22 учебных плана ординатуры по этой специальности в различных медицинских ВУЗах. По ФГОС на изучение дисциплин базовой части приходится 33—39 з.е. Результаты анализа показали, что на освоение основной базовой специальности в разных медицинских ВУЗах отводится от 25 до 36 з.е., т.е. от 900 до 1296 ч. Из них на аудиторные часы приходятся от 329 до 1000 ч: на лекции — до 24 до 84 ч, а на практические занятия — 300 до 945 ч. Причем в некоторых ВУЗах это только практические занятия, в других — семинары и практические занятия. Часы самостоятельной работы тоже значительно варьируют: от 216 до 679. Соотношение аудиторных часов к часам самостоятельной работы колеблется от 3:1 до 1:2. Только в 8 ВУЗах выделены часы на контроль знаний, но количество их разное: от 6 до 144 ч. В некоторых ВУЗах в учебные планы ординатуры по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», помимо базовых часов основной специальности, в базовый блок введен цикл по общественному здоровью и здравоохранению, как в ординатурах по клиническим специальностям.

По ФГОС на базовую практику отводится 60—66 з.е. и именно в этих пределах в большинстве ВУЗов проводится практика. Примерно в 50% ВУЗов это 66 з.е. (2376 ч.), в 25% — 63 з.е. (2268 ч).

В результате различных подходов к освоению дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в деятельности специалиста, прошедшего аккредитацию после ординатуры, возникают организационно-управленческие ошибки в среднем в 37,9 случаев на 100 опрошенных ординаторов.

Таким образом, результаты исследования показали, что ординаторы при одинаковых ФГОС получают различные знания, навыки и умения по

дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности совершают организационно-управленческие ошибки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях совершенствования преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» целесообразно:

— использовать примерные Программы по преподаванию данной дисциплины ординаторам клинических кафедр;

— определить объем каждого раздела Программы в зачетных единицах с учетом приобретаемых компетенций;

— предусмотреть преподавание клиническим ординаторам на последнем курсе;

— в содержание первичной специализированной аккредитации специалиста включить тесты, перечень практических умений, ситуационные задачи по «Общественному здоровью и здравоохранению».

ЛИТЕРАТУРА

1. Данцигер Д.Г., Андриевский Б.П., Махов В.А. Связь научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с методологией системного подхода. Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. М., Изд. «МЦНО». 2016; 1: 15—19.

2. Данцигер Д.Г., Андриевский Б.П., Махов В.А. О разделении понятий «система здравоохранения», «система охраны здоровья населения» и «система жизнеобеспечения». Научно-практическая конференция EurasiaScience. Научно-издательский центр «Актуаль-ность.РФ». 2017; 3 (1): 9—11.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 №364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Доступно по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_113731/. Ссылка активна на 10.06.2018.

4. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения (лекции). М.: Медицина. 1973. 455 с.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Доступно по: http://base.garant.ru/71848440/. Ссылка активна на 10.06.2018.

Поступила 28.05.2018 Принята к опубликованию 19.06.2018

1. Danziger D.G., Andrievsky B.P., Makhov V.A. Svyaz nauchnoy distsipliny «Obshchestvennoe zdorove i zdra-vookhranenie» s metodologiey sistemnogo podkhoda [Association of the Scientific Discipline «Public Health and Healthcare» with the Methodology of the System Approach]. Nauchny forum: Innovatsionnaya nauka: sb. st. po materialam I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific Forum: Innovative Science: collection of articles with regard to the materials of the I International Scientific and Practical Conference]. M., MTSNO publishing. 2016; 1: 15—19. (In Russian).

REFERENCES

3. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 28.04.2011 №364. «Ob utverzhdenii Kontseptsii sozdaniya edinoy gos-udarstvennoy informatsionnoy sistemy v sfere zdra-vookhraneniya» [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 364 dated 28/04/2011 «On Approval of the Concept for the Creation of a Unified State Information System in the sphere of Healthcare»]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_113731/. Accessed on June 10, 2018. (In Russian).

4. Lisitsyn Yu.P. Sotsialnaya gigiena i organizatsiya zdra-vookhraneniya (lektsii) [Social Hygiene and Healthcare Management (lectures)]. M.: Meditsina [Medicine]. 1973. 455 p. (In Russian).

2. Danziger D.G., Andrievsky B.P., Makhov V.A. O razdele-nii ponyatiy «sistema zdravookhraneniya», «sistema okhrany zdorovya naseleniya» i «sistema zhizne-obespecheniya» [On the Separation of the Concepts «Healthcare System», «Public Health Protection System» and «Life Support System»]. Nauchno-prakticheskaya konferentsiya EurasiaScience [Scientific and Practical Conference «EurasiaScience»]. Nauchno-izdatelskiy tsentr «Aktualnost.RF» [Scientific and Publishing Center «Topicality. Russia»]. 2017; 3 (1): 9—11. (In Russian).

5. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 26.12.2017 № 1640 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1640 dated 26/12/2017 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Healthcare Development»]. Available at: http://base.garant.ru/71848440. Accessed on June 10, 2018. (In Russian).

Received on 28.05.2018 Accepted for publication on 19.06.2018

Сведения об авторах:

Полунин Валерий Сократович — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пи-рогова Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8 (916) 630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Полунина Наталья Валентиновна — д-р мед. наук, член-корр. РАН. Заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-916-630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Буслаева Галина Николаевна — д-р мед. наук, профессор. профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пи-рогова Минздрава России.. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-968-381-12-21

Беспалюк Георгий Николаевич — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-968-381-12-21

About the authors:

Polunin Valery S. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Healthcare / Health Economics of Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 117997, Moscow, 1 Ostrovityanova St. Tel.: 8 (916) 630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Polunina Natalia V. — Doctor of Medical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Public Health and Healthcare / Health Economics of Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 117997, Moscow, 1 Ostrovityanova St. Tel.: 8-916-630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Buslaeva Galina N. — Doctor of Medical Sciences, Professor. Professor of the Department of Public Health and Healthcare / Health Economics of Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 117997, Moscow, 1 Ostrovityanova St. Tel.: 8-968-381-12-21

Bespalyuk Georgiy N. — Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare / Health Economics of Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 117997, Moscow, 1 Ostrovityanova St. Tel.: 8-968-381-12-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.