Научная статья на тему 'К проблеме последипломного обучении врачей по профессиональной патологии'

К проблеме последипломного обучении врачей по профессиональной патологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФПАТОЛОГИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО / OCCUPATIONAL PATHOLOGY / SPECIALISTS / NEED / TRAINING / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седов С. К., Зобнин Ю. В., Третьякова М. А.

Обсуждаются проблемы последипломного обучения медицинских работников по профессиональной патологии. Указывается на востребованность практическим здравоохранением специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями данной дисциплины. Приводится опыт работы по вопросам последипломного образования на кафедре внутренних болезней с курсом профессиональной патологии ИГМУ. Предлагается увеличение учебных часов изучения профессиональной патологии в медицинском вузе и включение в подготовку интернов и клинических ординаторов циклов профессиональной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF POST-DIPLOMA EDUCATION OF DOCTORS OF OCCUPATIONAL PATHOLOGY

In the article the problems of postgraduate education of medical workers are discussed. As it has been pointed out the practical public health service is in great need of specialists with theoretical and practical skills in the sphere of occupational pathology. The authors present the experience of postgraduate education of the chair of internal diseases with the course of occupational pathology in Irkutsk State Medical University. It is suggested to increase working hours for study of occupational pathology in medical educational institution and to include series of lectures on occupational pathology for interns and residents.

Текст научной работы на тему «К проблеме последипломного обучении врачей по профессиональной патологии»

УДК 614.23:378.661:613.6 (571.66)

С.К. Седов, Ю.В. Зобнин, И.А. Третьякова

К ПРОБЛЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

Государственный медицинский университет (Иркутск)

Обсуждаются проблемы последипломного обучения медицинских работников по профессиональной патологии. Указывается на востребованность практическим, здравоохранением специалистов, обладающих теоретическими, и практическими знаниями данной дисциплины. Приводится, опыт, работы. по вопросам, последипломного образования, на кафедре внутренних болезней с курсом, профес-

сиональной патологии ИГМУ. Предлагается увеличение учебных часов изучения профессиональной патологии в медицинском, вузе и. включение в подготовку интернов и. клинических ординаторов циклов профессиональной патологии.

Ключевые слова: профпатология, специалисты, потребность, подготовка, качество

THE PROBLEM OF POST-DIPLOMA EDUCATION OF DOCTORS OF OCCUPATIONAL PATHOLOGY

S.K. Sedov, Yu.V. Zobnin, M.A. Tretyakova State Medical University, Irkutsk

In the article the problems of postgraduate education of medical workers are discussed. As it has been pointed. out the practical public health service is in great need, of specialists with theoretical and practical skills in the sphere of occupational pathology. The authors present the experience of postgraduate education of the chair of internal diseases with the course of occupational pathology in Irkutsk State Medical University. It is suggested, to increase working hours for study of occupational pathology in medical educational institution and to include series of lectures on occupational pathology for interns and. residents.

Key words: occupational pathology, specialists, need, training, quality

Высококвалифицированные кадры являются основой успешного развития любого вида деятельности. Немаловажное значение это положение имеет и в профессиональной патологии. В последние годы в связи с перестройкой отечественного здравоохранения возросла потребность в подготовке медицинских работников по данной дисциплине. В основном это связано с резким сокращением численности медико-санитарных частей. Выполняемые ими функции частично возложены на участковых врачей и узких специалистов муниципальных учреждений здравоохранения. Багаж их знаний по профессиональной патологии ограничен рамками программы медицинского вуза, в которой изучению профессиональных болезней на лечебном факультете отводится только 38 часов. Отсюда в практическом здравоохранении стали возникать трудности и недоработки при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, решении вопросов экспертизы профпригодности, профилактики общих и профессиональных заболеваний.

Толчком к повышению знаний по профессиональной патологии послужило и положение, изложенное в методических указаниях НИИ медицины труда РАМН № 8000/262 от 29 ноября 2000 г. — «Методика лицензирования медицинской деятельности по экспертизе профпригодности и связи заболевания с профессией». В этом документе, утвержденном МЗ РФ, указывается, что врачи всех специальностей, принимающие участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, должны иметь документ (сертификат, удостоверение) о наличии специальной подготовки по вопросам профессиональной патологии не более чем пятилетней давности.

Кафедра внутренних болезней с курсами военно-полевой терапии и профессиональной патологии ИГМУ в силу специфики своей направленности активно занимается последипломным образованием врачей по профессиональной патологии. Под эгидой факультета повышения квалификации университета на кафедре за год проходят обучение до 50 курсантов. В основном это специалисты

города и области, оказывающие медицинскую помощь работающим в различных учреждениях и на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и сельского хозяйства.

При подготовке нами используются: унифицированная программа последипломного обучения врачей по профпатологии ВУНМЦ 2000 года [2], образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности № 040114 «Профпатология» ФППО М-МА им. И.М. Сеченова 2001 г., квалификационные характеристики специалистов. Занятия проводят ассистенты и доценты кафедры. В некоторых случаях привлекаются опытные сотрудники Иркутского городского профпатологического центра, ряда клинических и гигиенических кафедр медицинского государственного университета.

Самой востребованной формой обучения является тематическое усовершенствование (ТУ). В зависимости от тематики и контингента обучающихся продолжительность его циклов составляет от 72 до 144 учебных часов. Цель ТУ — глубокое теоретическое и практическое изучение отдельных разделов профессиональной патологии, необходимых для практической деятельности в соответствии с характером работы и занимаемой должностью. Цикл специализации или профессиональная переподготовка (564 учебных часа), целью которого является овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной работы профпато-лога, является менее востребованным, что объясняется потребностью здравоохранения в данных специалистах, а также, по нашему мнению, его излишней растянутостью во времени. С врачами-профпатологами проводятся циклы аттестационного и сертификационного усовершенствования для прохождения аттестации на получение квалификационной категории и сертификата по специальности «профпатология». Продолжительность данных циклов составляет 1—2 месяца.

В учебных планах всех форм последипломной подготовки предусматриваются лекции, практические и семинарские занятия, проводимые на базе Иркутского городского профпатологического цен-

тра. Курсанты посещают промышленные предприятия, знакомятся с опытом работы медицинских учреждений (здравпункты, поликлиники, профилактории), обслуживающих трудящихся. Обязательным пунктом в подготовке является написание и доклад реферата по актуальным вопросам профессиональной патологии. Врачи-профпатологи, проходящие переподготовку, имеют возможность под руководством преподавателей самостоятельно курировать больных с профессиональной патологией.

В ряде случаев обучение носит «выездной» характер. Эта форма пользуется особой популярностью у руководства муниципальных учреждений здравоохранения. Однако занятия при данном варианте проводятся, как правило, во второй половине дня, без отрыва от лечебной работы, что существенно снижает восприятие и усвоение предмета. Имеет место и ограничение в возможностях демонстрации учебного материала и, самое главное, больных. По нашему мнению, «выездные» циклы хотя и имеют право на свое существование, но они менее эффективны.

Для оценки знаний курсантов кафедра широко использует тестирование на бумажных и электронных носителях. Исходное тестирование, проводимое вначале цикла, указывает на низкий уровень подготовки практических врачей по вопросам профессиональной патологии. Подавляющее большинство курсантов (90 — 95 %) не справляется с заданиями тестового контроля. Причем четко прослеживается зависимость результатов от стажа и возраста тестируемых — чем они выше, тем меньше число правильных ответов.

Это связано с тем, что после получения зачета по профессиональной патологии на пятом курсе лечебного факультета будущие врачи не закрепляют приобретенные знания. Ибо государственные стандарты послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, разработанные ФППО ММА им. И.М. Сеченова 2001 г., не включают в учебные планы первич-

ной специализации (интернатуры) и клинической ординатуры изучение профессиональных заболеваний. Исключение составляют государственные стандарты по специальностям №040114 «профпатология» и № 040110 «общая врачебная практика (семейная медицина)». В системе практического здравоохранения, как указывалось выше, до недавнего времени, данному вопросу также не уделялось должного внимания. От этого страдает качество медицинского обслуживания населения, ухудшаются показатели общей и профессиональной заболеваемости. Мы поддерживаем предложения, имеющиеся в литературе [1] о целесообразности включения в учебный план и программы подготовки интернов и клинических ординаторов раздела профессиональной патологии в объеме не менее 72 часов.

Таким образом, вышесказанное говорит о необходимости увеличения учебных часов подготовки студентов по профессиональной патологии на лечебных факультетах медицинских вузов. В последипломной подготовке (интернатуры, клинической ординатуры) необходимо возобновить углубленное изучение и закрепление практических навыков по данной дисциплине. По нашему мнению, тематическое усовершенствование по профессиональной патологии с обязательным отрывом от работы (каждые 5 лет) должно стать неотъемлемым пунктом в планах повышения квалификации сотрудников медицинских учреждений практического здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы и пути оптимизации подготовки врачей по профпатологии / В.Г. Артамонова, Е.Б. Колесова, Л.В. Кускова, О.В. Швалев // Матер. I Всерос. конгр. «Профессия и здоровье». Москва, 19 — 21 ноября 2002 г. — М.: Златог-раф, 2002. - С. 132-133.

2. Унифицированная программа последипломного обучения врачей по проофпатологии. — М.: ВУНМЦ, 2000. — 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.