Научная статья на тему 'Роль кафедры профессиональных болезней в подготовке врачей на последипломном этапе обучения'

Роль кафедры профессиональных болезней в подготовке врачей на последипломном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец О. О., Окунь Б. В., Рущенко Н. А., Кузнецова С. В., Леонова В. В.

The history of the organization and development of faculty of occupational diseases is shown. The analysis of activity on perfection of teaching of occupational diseases on postgraduate level is carried out. The basic directions of training are formulated in view of realization of the priority national project Health. The ways of the effective decision of a problem of improvement of quality of medical help to the people working in harmful conditions are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE OCCUPATIONAL DISEASES DEPARTMENT IN POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

The history of the organization and development of faculty of occupational diseases is shown. The analysis of activity on perfection of teaching of occupational diseases on postgraduate level is carried out. The basic directions of training are formulated in view of realization of the priority national project Health. The ways of the effective decision of a problem of improvement of quality of medical help to the people working in harmful conditions are shown.

Текст научной работы на тему «Роль кафедры профессиональных болезней в подготовке врачей на последипломном этапе обучения»

96

ИСТОРИЯ

УДК 613.62:614.23:378.661(571.63)

О.О. Швец, Б.В. Окунь, Н.А. Рущенко, С.В. Кузнецова, В.В.Леонова, З.С. Евдокимова, Н.П. Вождаева

РОЛЬ КАФЕДРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: профессиональные болезни, подготовка врачей, перспективы развития.

Профессиональные болезни начали преподаваться во Владивостокском государственном медицинском университете с 1961 г. Первым преподавателем была доцент Г.И. Суханова (в настоящее время д.м.н., профессор, завкафедрой госпитальной терапии ВГМУ). Заметное развитие профпатологии как клинической дисциплины началось с началом ее преподавания на кафедре терапии созданного в 1971 г. санитарно-гигиенического факультета. Заведующей кафедрой была д-р мед. наук, профессор Н.Д. Татар-кина. В то время на кафедре трудились ассистенты В.А. Убранцев и Б.В. Окунь (кафедра находилась на базе МСЧ Дальзавода).

В 1978 г. был открыт самостоятельный курс профессиональных болезней, который в 1982 г. был объединен с кафедрой терапии санитарно-гигиенического факультета. В 1985 г. на базе МСЧ Дальзавода под руководством доцента Б.В. Окуня создан отдельный курс профессиональных болезней, который в 1990 г. был преобразован в кафедру. С сентября 1991 г. здесь организован курс по профпатологии ФППО (в настоящее время ФПК и ПП). С 2004 г. кафедру возглавляет д-р мед. наук, профессор О.О. Швец.

Клинической базой кафедры профессиональных болезней является единственный в Дальневосточном федеральном округе Приморский краевой центр профессиональной патологии, который согласно приказу № 627 от 07.10.2005 г. «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» входит в структуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Особенность клинической базы заключается в наличии специализированного проф-патологического бюро медико-социальной экспертизы и двух отделений профилактических осмотров поликлиник № 1 и 12 г. Владивостока.

На кафедре работают ведущие специалисты в области профпатологии Приморского края: 2 профессора, 2 доцента, 7 ассистентов, в том числе 2 доктора и 4 кандидата медицинских наук. К преподаванию привлекаются специалисты практического здравоохранения — заведующие Приморским краевым центром профессиональной патологии, профпатологическим отделением стационара Приморского краевого центра профессиональной патологии, начальник При-

морского краевого профпатологического бюро медико-социальной экспертизы. Кафедрой организованы филиалы учебно-методических центров в городах Артеме и Фокино.

С момента образования кафедра активно пропагандирует профилактическое направление отечественной медицины. В учебном процессе творчески используется научное наследие отечественных ученых Ф.Ф. Эрисмана, Б.А. Кацнельсона, А.А. Летаве-та, Е.М. Тареева, В.Г. Артамоновой, Е.Ц. Андреевой-Галаниной и других, что способствует формированию клинического мировоззрения слушателей. Задача кафедры — вооружить врача современными достижениями в области изучения здоровья трудоспособного населения России. Основное направление в преподавании профессиональных болезней слушателям ФПК и ПП, клиническим интернам, клиническим ординаторам, врачам общей практики (семейным врачам) сосредоточено на глубоком подходе к оценке и управлению здоровьем лиц, сталкивающихся с вредными и неблагоприятными условиями труда, на выявлении комплекса производственно-профессиональных факторов в развитии нарушений здоровья, а также на обосновании приоритетных мер профилактического, лечебно-реабилитационного и социальногигиенического характера [1—4].

За весь период работы по последипломному обучению на кафедре подготовлено более четырех тысяч врачей-специалистов. Также на кафедре обучаются клинические интерны и ординаторы терапевтического и хирургического профиля, в том числе стоматологи и врачи общей практики. Проходят обучение не только специалисты из Приморья, но и врачи со всего Дальневосточного региона. Кафедрой разработаны учебные программы и планы согласно квалификационным требованиям, предъявляемым Государственным стандартом к специалистам. Учебно-методическая деятельность кафедры направлена на разработку основополагающих документов, необходимых для успешного ведения учебного процесса. Проводятся циклы тематического усовершенствования для врачей первичного звена, сертификационные циклы для врачей профпатологов, первичная подготовка проф-патологов с получением диплома специалиста. Для повышения качества обучения подготовлены более 80 лекций, в большинстве из которых используется технология мультимедиа. Лекции, как правило, носят проблемный характер и являются важной формой приобретения системных знаний по предмету.

Практические занятия дают возможность слушателям применить полученные теоретические знания к решению конкретных практических задач, стоящих перед врачом в процессе диагностики и расследования профессионального заболевания. В преподавании используются современные методы обучения: деловые игры, круглые столы и др., а также 2,5 тысячи тестов и 200 задач разной степени сложности для проведения вводного, текущего, рубежного

ИСТОРИЯ

97

и итогового контроля. Для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей используются материалы клинических баз (истории болезни, амбулаторные карты) и обширный архив нормативно-законодательной и методической литературы. Для интенсификации процесса обучения проводятся научно-практические конференции по наиболее значимым проблемам профилактики профессиональных заболеваний, что позволяет развить у слушателей самостоятельность, ответственность, помогают приобрести навыки общения, использования мультимедийных технологий и различных источников информации для подготовки доклада и проведения дискуссии по обсуждаемой проблеме.

Внедрение новых технологий обучения, мощная клиническая база позволяют повысить уровень подготовки слушателей, клинических интернов и ординаторов, о чем свидетельствует рост качественных показателей оценки знаний по результатам итогового экзамена.

Приобретение слушателями, клиническими интернами и ординаторами, специалистами семейной медицины знаний, соответствующих современному уровню решения актуальных проблем профилактики профессиональных заболеваний способствует росту эффективности работы врачей Дальневосточного региона, что в свою очередь позволит сохранить здоровье трудоспособного населения России, работающего во вредных и неблагоприятных условиях труда.

УДК 616.1/.4:378.661(571.63)

В.А. Невзорова, Р.М. Севериненко, Л.В. Родионова,

Н.В. Шестакова, М.В. Мокшина, Н.В. Кулакова

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАФЕДРЫ ТЕРАПИИ ФПК

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: кафедра терапии, юбилей, факультет повышения квалификации.

Создание кафедры терапии ФПК напрямую связано с историей факультета повышения квалификации ВГМУ [1]. В 1982 г. приказом Министерства здравоохранения СССР во Владивостокском медицинском институте был утвержден новый факультет — усовершенствования врачей. Его открытие явилось свидетельством признания заслуг института в высшем звене медицинского образования Дальневосточного региона. Принимая во внимание наибольший вклад в оказание медицинской помощи населению терапевтической службы, самой первой кафедрой факультета стала кафедра терапии [2].

Первым всегда трудно. У кафедры не было клинической базы, иллюстративного материала, медицинского оборудования, но были высококвалифицированные преподаватели, энтузиасты своего дела: заведующая кафедрой доцент Г.И. Холошина, до-

Литература

1. Материалы IIВсероссийского съезда врачей-профпа-тологов. — Ростов-на-Дону, 2006.

2. Профессия и здоровье : материалы VВсероссийского конгресса. — М., 2006.

3. Человек и лекарство : материалы III Дальневосточного регионального конгресса с международным участием. — Владивосток, 2006.

4. Материалы Дальневосточной региональной научнопрактической конф, посвященной 40-летию медико-профилактического факультета ВТМУ. — Владивосток, 2006.

Поступила в редакцию 08.02.2007.

THE ROLE OF THE OCCUPATIONAL DISEASES DEPARTMENT IN POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

O.O. Shvets, B.V. Okun’, N.A. Rushchenko,

5.V. Kuznetsova, V.V. Leonova, Z.S. Evdokimova,

N.P. Vozhdaeva

Vladivostok State Medical University

Summary — The history of the organization and development of faculty of occupational diseases is shown. The analysis of activity on perfection of teaching of occupational diseases on postgraduate level is carried out. The basic directions of training are formulated in view of realization of the priority national project “Health”. The ways of the effective decision of a problem of improvement of quality of medical help to the people working in harmful conditions are shown.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 96—97.

цент Р.М. Севериненко, ассистенты Т.И. Дерябина, М.И. Герасименко, Г.А. Павличенко и Л.В. Родионова. По образному выражению профессора А.С. Тихомирова, в тот период ректора ВГМИ, прозвучавшему на одном из заседаний ученого совета, «...забросили их на необитаемый остров и даже консервов не оставили».

Прежде всего возникли трудности с организацией клинической базы, поскольку большинство лечебных учреждений города к тому времени имели клинические кафедры и активно участвовали в подготовке студентов медицинского института. С большой теплотой и благодарностью сотрудники кафедры вспоминают начальника Главного госпиталя ТОФ Г.Ф. Григорен-ко, который предоставил кафедре возможность организовать учебный процесс и научно-исследовательскую работу на базе такого малодоступного лечебного учреждения, как военно-морской госпиталь. Первая учебная комната была размещена в 10-м отделении, рядом с палатой, куда госпитализировались высшие флотские чины. Коллектив отделения и его начальник полковник Ю.П. Летков очень гордились участием в подготовке врачей и всегда положительно откликались на просьбы преподавателей и слушателей факультета. В дальнейшем в связи с растущими потребностями кафедры руководством госпиталя было выделено помещение на втором этаже 17-го отделения. Лекции приходилось читать в помещении интернатуры флота и даже в матросской столовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.