ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION OF DOCTORS
Тоцкая Е.Г. Totskaya E.G.
Кислицына Л.В. Садовой М.А.
Федеральное государственное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий»,
Kislitsyna L.V. Sadovoy M.A.
Federal State Institution «Novosibirsk Research Institute of Traumatology and Orthopedics»
Новосибирский государственный медицинский университет, Novosibirsk State Medical University,
г. Новосибирск, Россия Novosibirsk, Russia
В статье определены проблемы российского здравоохранения, связанные с несовершенством подготовки медицинских кадров для инноваций в здравоохранении. Задачей исследования явились оценка результативности введения новых технологий в обучении клинических ординаторов и определение путей дальнейшего совершенствования подготовки кадров для медицинской науки и инноваций в здравоохранении.
Ключевые слова: инновационные технологии; послевузовское профессиональное образование.
The paper identifies the problems of the Russian healthcare associated with imperfection in training of medical personnel with the aim of innovation in healthcare. The objective of the research was evaluation of the impact of the introduction of new technologies in teaching of medical residents and identification of the ways for further improvements in personnel training for medical science and innovations in healthcare.
Key words: innovative technologies; postgraduate professional education.
Современный этап развития общества обострил проблему профессиональной подготовки специалистов для медицинской науки. Резко снизился престиж медицинской профессии; выпускники медицинских вузов отдают предпочтение фармацевтическим фирмам. У клинических ординаторов и аспирантов отмечается отсутствие полноценных связей профессионального медицинского образования с научно-исследовательской и практической деятельностью. Реалии профессионального образования выявили проблему обучения студентов вузов основам научно-исследовательской деятельности, приобретению опыта проведения научных исследований, развитию творческих способностей, направленных на практическую реализацию в профессиональной деятельности научного и интеллектуального потенциала. Исходя из этого, можно утверждать, что содержание образования и образовательные технологии недостаточно адекватны современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Концепцией развития системы здравоохранения до 2020 года одной из основных задач определена задача развития медицинской науки и инноваций в здравоохранении. Необходимым условием формирования инноваций в отрасли является модернизация системы медицинского образования. Широкое обсуждение путей реформирования высшей медицинской школы в последние 10 лет отнюдь не снизило актуальности данной проблемы сегодня. В отечественном профессиональном образовании продолжают преобладать пассивные методы обучения — лекция-монолог, демонстрация, наблюдение, работа с учебником и т.д. Основу процесса адаптации образовательных тенденций к общеевропейским стандартам составляют принятие и введение во всех национальных школах профессионального медицинского образования инновационных технологий, ориентированных на повышение качества образования и обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетенции.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совмест-
ной деятельности учителя и учащегося [1]. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности преподавателя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, науко-емкости. «Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информатизацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями» [2]. Наибольшее распространение в послевузовском образовании врачей имеют инновации, связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, а не с изменением характера и содержания образования. Отличительной чертой образовательной технологии является гарантирован-ность конечного результата в связи с реализацией инновационного проекта учебного процесса. Таким образом, «образовательная технология — это целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон
этого процесса (учителя и ученика), имеющая целью достижение планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников» [3].
Актуальные для современного этапа развития российского общества проблемы создания прорывных технологий, способных качественно изменить состояние медицинской науки и здравоохранения, ставят перед научными и исследовательскими учреждениями задачи разработки, внедрения и практической реализации инновационных методов управления научно-исследовательским процессом, включающих программы подготовки кадров к инновационной деятельности.
ФГУ «Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии Росмедтех-нологий» (далее — ННИИТО), на основании лицензии на образовательную деятельность, проводит подготовку специалистов в клинической ординатуре, аспирантуре, на циклах повышения квалификации по профильным специальностям. Являясь единственным травматоло-го-ортопедическим научно-исследовательским учреждением в регионе Сибири и Дальнего Востока, институт, с одной стороны занимается разработкой и продукцией инноваций, с другой стороны обеспечивает формирование кадрового потенциала для инновационной инфраструктуры, оказывая образовательные услуги по подготовке кадров для научно-исследовательской деятельности в системе здравоохранения (рис. 1).
Проблемы подготовки кадров для инновационного развития научно-исследовательского института определили стремление профессорско-преподавательского состава ННИИТО к поиску новых образовательных стратегий, основанных на переходе к компетентностному подходу в определении целей обучения будущих врачей: преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи медицинской науки и практики. С учетом кадровых интересов ННИИТО внимание было сосредоточено на клинических ординаторах, посколь-
ку именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке. Для решения поставленных задач была предложена расширенная программа обучения ординаторов с включением интерактивных технологий (рис. 2).
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Данные технологии опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, инновационное мышление, поведение, общение. В интерактивных технологиях обу-
Рисунок 1
Интеграция науки и образования
Рисунок 2
Образовательные технологии
ПАССИВНЫЕ
- лекция-монолог
- наблюдение
- рассказ
- объяснение
- беседа
- демонстрация
- работа с учеником
чения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
В процессе инновационного обучения в клинической ординатуре все более стирается и становится прозрачной грань между теоретическим блоком лекций и практической подготовкой. В соответствии с целью достижения оптимального «исхода обучения» используются различные формы и методы преподавания. В плане теоретической подготовки классические академические лекции уступили место лекциям-дискуссиям и семинарам-дискуссиям. Лектор не тратит время на изложение основ дисциплины, изучаемых в вузе, а акцентирует
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
- дискуссия
- кейс-стади
- проектная деятельность
- игра
- тренинг
внимание ординаторов на современных достижениях науки по данному разделу и их практическому применению. Мы считаем обязательным условием для проведения такого типа теоретических занятий предварительную подготовку обучающихся по теме с использованием как обязательной, так и любой дополнительной литературы. В ходе занятия проводится групповое решение ситуационных задач, обсуждение спорных вопросов. Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.
Такая методика проведения теоретической подготовки позволила перевести ординатора из пассивного слушателя в активного участника, что в значительной степени улучшает клиническое мышление. Эффективность во многом усиливается, с нашей точки зрения, привлечением для проведения теоретических занятий ведущих специалистов института, имеющих практический опыт и научные достижения по данному разделу специальности и выступающих в данном случае в качестве квалифицированных экспертов. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это возможно, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны преподавателя. Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т.е. управление дискуссией со стороны преподавателя носит ком-
муникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов» [4]. Преимущества дискуссии:
1) дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи);
2) в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления. Предложенный метод позволяет
максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. В групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт. Учебные дискуссии в небольших группах дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.
Блок программы стажировки охватывает все области специальности с обеспечением достаточно длительного нахождения обучаемых в соответствующих клинических подразделениях. Внедрен график ротации ординаторов по клиническим базам, предусматривающий одновременное обучение в одном отделении не более 1-2 стажеров, что обеспечивает условия для повышения результативности обучения. Мы придерживаемся практики ведения ординаторами дневника-отчета (рис. 3). Преимуществами такой системы являются возможность подсчета количества выполненных манипуляций и клинических наблюдений (кураций), в быстром выявлении отставания обучающихся от учебного плана. Ведение дневника
позволяет руководителю ординатуры сравнивать уровень знаний и практических навыков обучаемых как между собой, так и с обучаемыми в других учреждениях. Целью ведения дневников и их оценки является достижение необходимого уровня компетенции. Ведение дневника по практике завершается сдачей отчета по каждой клинической базе руководителю ординатуры с использованием методики, называемой «кейс-метод» (case study) — от англ. сase — случай — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций [5]. При сдаче отчета руководителю по отдельным выборочным случаям ординатор должен продемонстрировать способность проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Система ведения дневника-отчета позволяет проводить оценку, которая в последующем станет частью итоговой проверки и экзамена. Мы считаем целесообразным включение в отчет перечня практических навыков, которые освоил ординатор по окончании стажировки с указанием уровня владения ими: (+++) — может выполнять самостоятельно, (++) — выполняет под руководством куратора, (+) — ознакомлен. С учетом результатов обучения, достигнутых к началу заключительного семестра, проводится предварительное распределение ординаторов в клиники ННИИТО, и оставшийся промежуток времени они проходят практическую подготовку на своих будущих рабочих местах. Это позволяет лучше адаптировать врача к оказанию конкретных видов помощи после окончания обучения.
При подготовке кадров для ННИИТО мы ставим своей целью получить не только квалифицированного врача-практика, но и врача-исследователя. В контексте компе-тентностного подхода нами внедрена методика «защиты реферата» (рис. 4). Эта методика направлена на развитие и комплексную оценку, как предметной составляющей деятельности ординатора, так и над-предметных (в частности, коммуникативных) умений. Эффективность зависит от четкой организации данной программы: должно быть пред-
усмотрено утверждение темы; оптимальным является предоставление определенного набора готовых тем с возможностью предложения своей темы. Второй этап — руководство подготовкой реферата с учетом индивидуальных способностей ординатора. Готовность выслушать мнение руководителя и принять его к сведению свидетельствует о понимании традиционного подхода к организации научно-технической работы на этапе теоретического исследования и объективно отражает предметную компетентность обучаемого. Каждый ординатор готовит доклад и презентацию с использованием компьютерных и мультимедийных систем. Комплексная оценка включает оценку при предварительном рецензировании (глубина раскрытия темы, правильное использование терминов и определений, количество и качество использованных источников информации, обоснованность выводов) и оценку самой защиты (способность обобщить свою работу, подготовить доклад и презентацию, ответить на вопросы, свобода владения темой, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентам).
На заключительном этапе обучения, после распределения на рабочие места, наиболее увлеченные и креативные ординаторы включаются в комплексную научно-исследовательскую работу клиник института и продолжают свою исследовательскую работу после завершения обучения либо в качестве аспирантов, либо в качестве соискателей.
Большую консультативную помощь в подготовке научных кадров оказывает Совет молодых ученых, который ежегодно организует для ординаторов и аспирантов курс лекций по основам научно-исследовательской работы. Для проведения занятий привлекаются ведущие сотрудники экспериментальных лабораторий, патентного отдела, библиотеки, редакции журнала «Хирургия позвоночника», компьютерного отдела.
Разработка инновационных образовательных программ, соответствующих актуальным проблемам медицинской науки и практики, является важным признаком инновационной активности научно-ис-
Рисунок 3
Цели и задачи методики «ведение дневника-отчета» по стажировке
ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА-ОТЧЕТА
Контроль дисциплины
Контроль количества освоенных манипуляций
Своевременное выявление отставаний от программы стажировки
Возможность текущей корректировки индивидуального плана стажировок
Возможность сравнений и рейтинговых оценок по стажировке
Возможность оценки качества работы кураторов стажировки
Рисунок 4
Цели и задачи методики «защита реферата»
следовательского учреждения. Качество новых программ обучения нельзя измерить, но его можно оценить. С этой целью нами введен процессный подход к образованию в соответствии с требованиями системы менеджмента качества медицинской организации, гармонизированной с требованиями международного стандарта ИСО 9001. Разработанная и внедренная документированная процедура подготовки научных кадров на базе ННИИТО, как установленный и описанный способ осуществления образовательной деятельности, предполагает выполнение требований по проведению планирования, управления, обеспечения и улучшения качества подготовки специалистов.
Компетентностный подход к подготовке врачей-исследователей с использованием новых образовательных технологий позволяет индивидуализировать подход к обучению ординаторов и завершать его на необходимом уровне: базовом (необходимом для работы в амбула-торно-поликлинической службе), специальном (расширенный объем для выполнения узкоспециализированных задач по оказанию высокотехнологичных видов помощи в одной из клиник института), высшем (объем знаний и умений практической и научно-исследовательской работы) (рис. 5).
Дальнейшее образование может быть продолжено в соответствии с программой непрерывного про-
Рисунок 5
Дифференциация подготовки кадров в зависимости от индивидуальных способностей
УРОВНИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
фессионального развития с любого уровня.
Таким образом, совершенствование системы подготовки медицинских кадров для инновационного направления в здравоохранении, внедрение новых образовательных технологий, основанных на компе-тентностном подходе, уже на промежуточном этапе дало положительные результаты. По результатам ежегодной итоговой аттестации ординаторов отмечен значительный рост качества теоретической и практической подготовки. Успешно проведена защита рефератов. Первый учебный опыт исследовательской работы в комплексе с теоретическим курсом основ научно-исследовательской работы значительно повысил мотивацию ординаторов к научной составляющей их будущей профессии. Внедрение новых
Литература:
технологий в образовательный процесс явилось первым этапом реформирования системы подготовки кадров в ННИИТО, что будет спо-
собствовать реализации концепции развития инновационной деятельности в крупном научно-исследовательском институте.
3
4.
1. Сластёнин, В.А. Педагогика /В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 492 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://ar-chive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml. - Загл. с экрана. Истомин, А.В. Характеристика инновационных технологий обучения в современном образовании /А.В. Истомин. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kollegi.kz. - Загл. с экрана. Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт /Л.И. Корнеева //Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 4. - C. 78-83.
5. Википедия - Свободная энциклопедия. Метод кейсов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://letopisi.ru. - Загл. с экрана.
6. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы /В.И. Байденко. - Изд. 4-е, стереотип.
- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 128 с.
7. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие /В.И. Байденко - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
8. Безродная, Г.В. Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе /Г.В. Безродная, Д.А. Севостьянов, Т.А. Шпикс //Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 2. -(http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=251). -№ 0420800060\0046
9. Браун, А. Инновационные образовательные технологии: проблемы практического использования /А. Браун, Дж. Бимроуз //Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 98-100.
10. Фурсенко, А.А. Стратегия развития науки в Российской Федерации до 2010 года /А.А. Фурсенко //Высшее образование сегодня.
- 2006. - № 1. - С. 3-6.
ПОЛИТРАВМА
Сведения об авторах:
Тоцкая Е.Г., к.м.н., научный сотрудник, Федеральное государственное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий», г. Новосибирск, Россия.
Кислицына Л.В., ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет Росз-драва», г. Новосибирск, Россия.
Садовой М.А., д.м.н., профессор, директор Федерального государственного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий», г. Новосибирск, Россия.
Information about authors:
Totskaya E.G., MD, researcher, Federal State Institution «Novosibirsk Research Institute of Traumatology and Orthopedics», Novosibirsk, Rus-
Kislitsyna L.V., assistant of chair of healthcare organization and public health, State educational institution of higher education «Novosibirsk State Medical University», Novosibirsk, Russia.
Sadovoy M.A., PhD, professor, director of Federal State Institution «Novosibirsk Research Institute of Traumatology and Orthopedics», Novosibirsk, Russia.
Адрес для переписки:
Кислицына Л.В., 26-122, ул. Народная, г. Новосибирск, 630075 Тел./факс: 8 (383) 201-13-01, сот. +7-961-225-89-91 E-mail: [email protected]
Address for correspondence:
Kislitsyna L.V., Narodnaya st., 26-122, Novosibirsk, 630075 Tel./fax: 8 (383) 201-13-01, mob. +7-961-225-89-91 E-mail: [email protected]
I