Научная статья на тему 'Роль симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования'

Роль симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SIMULATION TRAINING / SIMULATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CONTINUAL MEDICAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Юлия Вячеславовна, Захарова Наталья Борисовна

В статье представлены результаты применения симуляционных образовательных технологий на базе Межрегионального образовательного центра высоких медицинских технологий ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России. Внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Юлия Вячеславовна, Захарова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SIMULATION ROLE IN SYSTEM OF CONTINUAL MEDICAL PROFESSIONAL EDUCATION

The results of application of simulation educational technologies are presented in article on the basis of Interregional educational center of high medical technologies at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» of the Russian Federation. Introduction of training simulation courses to educational process of medical personnel training at all stages of continual medical education will promote depression of medical errors, decrease of complications and improvement of health care quality delivered to the population.

Текст научной работы на тему «Роль симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского профессионального образования»

№ 4 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 614.2:37.047

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. В. Пахомова, Н. Б. Захарова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье представлены результаты применения симуляционных образовательных технологий на базе Межрегионального образовательного центра высоких медицинских технологий ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России. Внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Ключевые слова: симуляционное обучение, симуляционные образовательные технологии, непрерывное медицинское профессиональное образование.

Пахомова Юлия Вячеславовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры патологической физиологии и клинической патофизиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-39-78, e-mail: pakhomova2000@rambler.ru

Захарова Наталья Борисовна — ассистент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 229-10-82, e-mail: nati-84@mail.ru

Вопрос качественной и эффективной подготовки медицинских кадров является сегодня очень актуальным. В настоящее время признано, что совершенствовать подготовку специалистов позволят компетентностный подход к образовательной деятельности и реализация идеи непрерывного профессионального образования.

Компетентностный подход в обучении — это формулирование целей обучения учащегося, т.е. его компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность с обязательным созданием условий в процессе обучения для воспроизведения этой деятельности и ее элементов. Непрерывное профессиональное

образование подразумевает формирование и поддержание уровня этих компетенций на протяжении всей профессиональной жизни специалиста как на вузовском, так и на послевузовском этапах обучения.

Требования Государственных образовательных стандартов по вузовской, послевузовской и последипломной подготовке направлены на введение в учебный процесс обучающих симуляционных курсов, обеспечивающих отработку практических навыков и умений студентами, интернами, клиническими ординаторами, врачами и специалистами здравоохранения циклов профессиональной подготовки и переподготовки, отработку навыков работы в команде, развитие клинического мышления и формирование профессиональных компетенций специалистов.

В структуру программ подготовки специалистов на послевузовском этапе в 2012-2013 учебном году были введены обучающие симуляционные курсы. На базе Межрегионального образовательного центра высоких медицинских технологий ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России (МОЦ ВМТ), начиная с сентября 2009 года, успешно реализуются симуляционные образовательные технологии подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного профессионального образования — высшее образование, послевузовское образование (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура) и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

МОЦ ВМТ оснащен современным симуляционным оборудованием, что позволяет проводить обучающие симуляционные курсы по направлениям «терапия», «акушерство и гинекология», «анестезиология и реаниматология», «скорая медицинская помощь», «хирургия», «неонатология», «педиатрия», «УЗИ диагностика» и «сердечно-сосудистая хирургия».

Коллективом НГМУ впервые в России была разработана уникальная «Концепция развития и методического обеспечения деятельности Межрегиональных мультидисциплинарных центров симуляционного обучения в медицине», где сформулированы основные принципы (модульность, ориентированность на результат, мультидисциплинарность и этапность), подходы и сроки реализации образовательных программ подготовки кадров для практического здравоохранения на всех этапах непрерывного медицинского образования.

Коллективом НГМУ впервые в России разработаны программы циклов симуляционного обучения для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов и врачей циклов профессиональной подготовки и переподготовки. Впервые в России творческим коллективом НГМУ разработано учебно-методическое сопровождение симуляционных циклов обучения с использованием интерактивных технических средств: тестовые задания для интерактивных систем голосования, 3D-анимация и видеосюжеты для интерактивных учебных досок. Впервые в России творческим коллективом НГМУ внедрены в учебный процесс циклов симуляционного обучения дистанционные образовательные технологии и создан образовательный портал с системой управления обучением LMS Moodle, где размещены электронные учебные курсы и тестовые задания для контроля качества обучения по освоению практических навыков.

Современный уровень развития технологии и методологии симуляционного обучения, в том числе авторские методики, успешно применяющиеся сегодня на базе МОЦ ВМТ, позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня практических знаний и умений — симуляционный тренинг —

реалистичное моделирование сценариев патологических состояний, медицинских манипуляций, оперативных вмешательств и иных клинических ситуаций. Значительным преимуществом симуляционного тренинга, по сравнению с традиционной системой подготовки, является возможность многократной отработки определенных упражнений и действий, доведения их до автоматизма, а также обеспечение объективного контроля качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга.

Программы обучающих симуляционных курсов состоят из учебных модулей, включающих несколько практических занятий. Продолжительность модулей — от 6 до 24 часов в зависимости от требований подготовки специалистов конкретной специальности. Для каждого практического занятия обучающего симуляционного курса разработана методика преподавания, направленная на эффективную отработку практических навыков и умений, доведения их до автоматизма, формирование у обучающихся клинического мышления и профессиональных компетенций.

Методика проведения практических занятий обучающего симуляционного курса базируется на современных подходах к обучению (рис. 1).

Рис. 1. Реализация программ обучающих симуляционных курсов в МОЦ ВМТ

В реализации программ обучающих симуляционных курсов в МОЦ ВМТ успешно используются не только симуляционные, но и дистанционные, электронные и интерактивные образовательные технологии. Для всех категорий обучающихся организован обязательный входной тестовый контроль уровня знаний с помощью интерактивных систем голосования Turning Point и Hitachi Verdict Plus.

На образовательном портале НГМУ в системе управления обучением Learning management systems Moodle для обучающихся размещены теоретические материалы к обучающему симуляционному курсу (рабочая программа, расписания занятий, методические рекомендации для обучающихся и преподавателей, лекции, виртуальные клинические задачи, видеоматериалы, 3D-анимация), а также задания итогового тестового контроля уровня знаний, позволяющие оценить эффективность проведения обучающего симуляционного курса. По итогам завершения программы обучающего симуляционного курса данные об обучающемся заносятся в его «портфолио» на сайте НГМУ. Это позволяет осуществлять объективный контроль за правильностью освоения практических навыков и умений, что дает возможность переходить с одного уровня подготовки на другой.

За 2011-2012 учебный год на базе МОЦ ВМТ НГМУ были проведены 7179 практических занятий на симуляционном оборудовании для обучающихся различных уровней подготовки, в том числе 2154 занятия для студентов, 3284 занятия для интернов, клинических ординаторов и аспирантов, 1711 занятие для врачей циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (рис. 2). В 2012-2013 учебном году на базе МОЦ ВМТ НГМУ было проведено более 26-ти тысяч практических занятий на симуляционном оборудовании для обучающихся различных уровней подготовки, в том числе 4261 занятие для студентов, 7363 занятия для интернов, клинических ординаторов и аспирантов, 14 925 занятий для врачей циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (рис. 3).

■ Студенты

■ Инториы и клинические ординаторы

т Врачи циклов ФПКиППВ

Рис. 2. Количество обучающихся в учебных классах МОЦ ВМТ в 2011-2012 учебном году

■ Студенты

■ Интерны и клинические ординаторы

■ Врачи циклов ФПКиППВ

Рис. 3. Количество обучающихся в учебных классах МОЦ ВМТ в 2012-2013 учебном году

Основные принципы работы МОЦ ВМТ НГМУ, такие как мультидисциплинарность, этапность подготовки, модульность и ориентированность на результат, позволили стандартизировать процесс симуляционного обучения; создать единую методологию учебного процесса с использованием симуляционного оборудования; разработать объективные критерии для внедрения общероссийской единой системы аттестации и сертификации различных категорий обучающихся по результатам обучающих симуляционных курсов, циклов и тренингов; определять порядок их допуска к оказанию медицинской помощи населению.

Использование интерактивных тренажеров, роботов-пациентов и виртуальных симуляторов:

позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию по отработке навыков оказания медицинской помощи;

дает возможность для многократной отработки определенных упражнений

и действий;

• обеспечивает контроль качества оказания медицинской помощи по результатам выполнения тренинга;

• позволяет моделировать различные клинические ситуации, в том числе редкие клинические сценарии;

• обеспечивает индивидуальный подход в подготовке обучающихся.

Внедрение в учебный процесс подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинского образования обучающих симуляционных курсов будет способствовать снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

Список литературы

1. Дикман П. Симуляция и безопасность пациентов / П. Дикман, М. Мор // Материалы 1-й Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 44-50.

2. Имитационное обучение в системе непрерывного медицинского профессионального образования / Под ред. чл.-кор. РАМН П. В. Глыбочко. — М. : Изд-во Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2012. — 120 с.

3. Мурин С. Использование симуляторов в обучении : переломный момент / С. Мурин, Н. С. Столленверк // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич. журн. — 2010. — № 1 (5). — С. 7-10.

4. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д. Горшков [и др.] // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич. журн. — 2013. — № 1 (9). — С. 8.

5. Пахомова Ю. В. О роли виртуальных симуляторов в учебном процессе подготовки врачей / Ю. В. Пахомова // Медицинское образование и симуляционное обучение : конф., г. Майнц, Германия, 26-27 ноября 2011. — Майнц, 2011.

6. Пахомова Ю. В. О роли виртуальных симуляторов в учебном процессе НГМУ / Ю. В. Пахомова // Конф., посвященная открытию симуляционного центра Российского научно-исследовательского университета им. Н.И. Пирогова, Москва, 2012. — М., 2012.

7. Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г. Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика : материалы конф. «Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ», Красноярск, 2013. — Красноярск : Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2013. — С. 482-484.

8. Риклефс В. П. Факторы успеха симуляционного обучения с использованием высокотехнологичных симуляторов в медицинском вузе / В. П. Риклефс, Р. С. Досмагамбетова // Материалы 1-й Всероссийской конф. по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием, Москва, 2012. — М., 2012. — С. 78-82.

TRAINING SIMULATION ROLE IN SYSTEM OF CONTINUAL MEDICAL PROFESSIONAL EDUCATION

J. V. Pakhomova, N. B. Zakharova

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

The results of application of simulation educational technologies are presented in article on the basis of Interregional educational center of high medical technologies at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» of the Russian Federation. Introduction of training simulation courses to educational process of medical personnel training at all stages of continual medical education will promote depression of medical errors, decrease of complications and improvement of health care quality delivered to the population.

Keywords: simulation training, simulation educational technologies, continual medical professional education.

About authors:

Pakhomova Julia Vyacheslavovna — doctor of medical sciences, professor of pathological physiology and clinical pathophysiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383) 225-39-78, e-mail: pakhomova2000@rambler.ru

Zakharova Natalia Borisovna — assistant of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383) 229-10-82, email: nati-84@mail.ru

List of the Literature:

1. Dikman P. Simulation and safety of patients / P. Dikman, M. Mor // Materials of the 1st All-Russian conference on simulation training in critical care medicine with international participation, Moscow, 2012. - M, 2012. - P. 44-50.

2. Imitating training in system of continual medical professional education / Under the editorship of the member correspondent of the RAMS P. V. Glybochko. - M: Publishing house of the 1st MSMU n. a. I.M. Setchenov, 2012. - 120 P.

3. Murin S. Usage of simulators in training: turning point / S. Murin, N. S. Stollenverk // Virtual technologies in medicine: scient. - pract. journ. - 2010. - № 1 (5). - P. 7-10.

4. The all-Russian system of simulation training, testing and certification in health care / N. B. Naygovzina, V. B. Filatov, M. D. Gorshkov [etc.] // Virtual technologies in medicine: scient. - pract. journ. - 2013 . - № 1 (9). - P. 8. ^ypH. - 2013. - № 1 (9). - C. 8.

5. Pakhomova J. V. The role of virtual simulators in educational process of doctors' training / J. V. Pakhomova // Medical education and simulation training: conf. Mainz, Germany, on the 26-27 of November, 2011. - Mainz, 2011.

6. Pakhomova J. V. The role of virtual simulators in educational process of NSMU / Y.V. Pakhomova // Conf. devoted to opening of the simulation center of the Russian research university of Pirogov, Moscow, 2012. - M, 2012.

7. Pakhomova J. V. The role of simulation training courses in practical medical personnel training / J. V. Pakhomova, I. O. Marin-Kin, E. G. Kondyurina, E. M. Yavorsky // High school pedagogics: materials of the conf. "Modern aspects of realization of FSES and FSR", Krasnoyarsk, 2013. - Krasnoyarsk: Publishing house of SBEI HPE "KrasSMU n. a. professor V.F.Voyno-Yasenetsky", 2013. - P. 482-484.

8. Riklefs V. P. The factors of success of simulation training with usage of hi-tech simulators in medical school / V. P. Riklefs, R. S. Dosmagambetov // Materials of 1st All-Russian conference on simulation training in critical care medicine with international participation, Moscow, 2012. - M, 2012. - P. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.