УДК 378. 048 . 2
Е. В. Ефимов
Результаты симуляционного обучения в курсе общей хирургии
Проведен, анализ результатов использования учебно-симуляционных центров клинической подготовки студентов при преподавании общей хирургии на 3 курсе медицинского вуза, с реализацией в учебном процессе
Ключевые слова: симуляционное обучение, центр практических навыков
E . V. E f i m o v
yhe ZesuQts oft simulation training in the course oft QeneZad suZgety
Xhe analysis oft the ZesuCts use oft the training slmuCatoZs cCinicaC training oft students foot the teaching oft ^eneZaC suZgeZy in the 3zd yeaZ oft medicaC schooC,with implementation in the educational process
Keyw-ozds: simulation training, centeZ oft training the pZactlcaC skiCCs
овременные тенденции медицинского образования предлагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций^].
В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как приемлемое и необходимое направление в учебном процессе. Методики симуляционного обучения в медицине используются достаточно давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века [1- 4]. Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося [2].
Первый опыт работы центра практических навыков Саратовского государственного медицинского университета показал целесообразность инвестирования материальных средств в воплощение идеи создания центра и получил положительный отклик у профессорско-преподавательского состава нашего университета. В будущем это путь к созданию единого учебно-симуляционного центра клинической подготовки студентов и молодых специалистов.
Центр практических навыков позволяет начать обучение будущего врача не у постели больного, а с получения определенных умений на доклиническом этапе. Такой подход позволяет оптимально подойти к обучению студента в высшем медицинском заведении с поэтапным освоением практических умений и созданию учебного центра со специальным оснащением, максимально обеспечивающего эффективность обучения и воссоздающего реальные условия работы специалиста в будущем.
Необходимость обучения на тренажерах, фантомах, симуляторах, в условиях имитации профессиональной деятельности показана не только для студентов — будущих врачей, но и для молодых специалистов (интернов, ординаторов), а также и для специалистов, повышающих свою квалификацию. Также возможно использование центра для проведения различных мероприятий по профориентации будущих абитуриентов.
Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров не достаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника [5].
При анализе результатов отмечено:
- при незначительном увеличении среднего балла с 3,57 до 3,74 обращает внимание, что рост преимущественно за счет удовлетворительных оценок;
pnojournal.wordpress.com 121
- при раздельном анализе компонентов, составляющих рейтинг по дисциплине можно отметить, что увеличение рейтинга текущей аттестации обусловлено повышением активности студентов и выполнением творческих работ (подготовка презентаций, фотобанков и т.д.), повышение балла за ПЭТ можно объяснить постоянно действующим Интернет-порталом, наличием тестов по всем изучаемым темам и возможностью студента многократно проходить тестирование; увеличение указанных компонентов в свою очередь обусловливает повышение рейтинга по дисциплине;
- отмечено, что уровень ответов по практическому навыку (4 вопрос экзаменационного билета) вырос.
Таким образом, современный этап преоб-
разований, который глубоко затронул наше общество, диктует новые требования к врачам, а соответственно требует преобразований и высшей медицинской школы. Несмотря на бурное развитие электроники, компьютерной техники, врач любой специальности обязан владеть всем арсеналом накопленных знаний и умений позволяющих в трудной ситуации выбрать единственно правильный диагноз и провести адекватные лечебные мероприятия. Помочь в этом студенту должна оптимальная программа освоения необходимыми профессиональными навыками, опирающаяся на широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывающих мостик от имитации в клинику к реальному пациенту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Cooper J.B., Taqueti VR. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training II Postgrad Med J. - 2008. - № 84 (997). -P. 563-570.
2. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / PE. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette II Am J Med. - 2007. - № 120 (9).- P. 820-824.
3. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et. al. //Acad. Em. Med. -2008. - № 15. - P. 1-4.
4. Pratt D.D. Five Perspectives on Teaching in Audit and Higher Education II Melbourne, FL Krieger Publishing Co. -1998. - № 83,- P. 103.
5. Харин A.A. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы II Образовательный портал ФЭиФ СЗАГС Режим доступа: http://nit.miem.edu. ru/2003/harinmyboroda.htm (дата обращения: 15.04.2014).
6. Остапенко Р.И.Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования// Перспективы науки и образования, 2013. -№ 2. - С.45-48.
REFERENCES
1. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Postgrad Med J, 2008, no.84 (997), pp. 563-570.
2. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / PE. Ogden, L.S. Cobbs, M.R. Howell, S.J. Sibbitt, D.J. Di-Pette. Am J Med, 2007, no.120 (9), pp. 820-824.
3. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs / Y. Okuda et. al. Acad. Em. Med, 2008, no.15, pp. 1-4.
4. Pratt D.D. Five Perspectives on Teaching in Audit and Higher Education. Melbourne, FL Krieger Publishing Co., 1998, no.83, p. 103.
5. Kharin A.A. Innovative economy in Russia. Realities and prospects. Obrazovatel'nyi portal FEiF SZAGS. Available at: http://nit. miem.edu. ru/2003/harinmyboroda.htm (accessed 15 April 2014).
6. Ostapenko R.I. Structural modeling in psychology and pedagogy: problems of science and education. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.2, pp.45-48 (in Russian).
Информация об авторе
Ефимов Евгений Владимирович
(Россия, Саратов)
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургии Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского E-mail: [email protected]
Information about the author
Efimov Evgenii Vladimirovich
(Russia, Saratov)
PhD in Medical Sciences Associate Professor of the Department of Surgery Saratov State Medical University named after V.I.Razumovsky E-mail: [email protected]
122 ISSN 2307-2447