ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В КАРДИОЛОГИИ»
С ПОМОШЬЮ СИМУЛЯиИОННОГО МАНЕКЕНА
SimMan
Симуляционный манекен SimMan, неотложные состояния, кардиология, инновационные методики.
Долгое время клиническая медицина основывалась на традиционной программе обучения врачей-кардиологов во время стажировки. Эта программа подходит для сложных и быстро меняющихся клинических ситуаций, но и она имеет свои пределы и недостатки. Основная проблема учебной программы — в обучении на реальных пациентах в реальных ситуациях, что влечет за собой высокий риск причинения вреда пациентам и возникновения у них осложнений [Муравьев и др., 2011, с. 534].
Еще один существенный недостаток программы обучения врачей — это отсутствие объективной оценки и умений обучающихся врачей. В этом случае обычно оценка является субъективной и общей. Основана она, как правило, на времени выполнения операции и / или опыте обучающегося. Обучение студентов правильной диагностике и дифференциальной диагностике угрожающих жизни состояний, и, как следствие, своевременному их лечению является трудной задачей [Okuda et al., 2008, p. 1].
Цель данной работы —я обоснование необходимости использования симуляционных манекенов в обучении навыкам неотложной кардиологии, определение основных моментов работы на симуляторах, сравнение со стандартными методиками обучения.
Курация больных, являющаяся обязательной в программе обучения на клинических дисциплинах, не включает очного общения студента с пациентом в ургентной ситуации. В большинстве своем знания носят исключительно теоретический характер.
Обучение на симуляторе SimMan по программе «Неотложные состояния в кардиологии» для студентов VI курса ориентировано на максимальное приближение процесса обучения к реальной клинической практике. Основной составляющей программы являются работа студентов с профессиональным манекеном-симулятором SimMan («Laerdal», Норвегия), овладение современной медицинской аппаратурой (дефибриллятор, шприцевые дозаторы и др.).
Преимуществами симуляционного обучения являются дозволенность ошибок без вреда для пациента, возможность многократного повторения одинаковых ситуаций, развитие навыков работы в команде, подготовка к редким и сложным случаям. Несмотря на все эти преимущества, внедрение симуляторов в программу обучения происходит очень медленно [Barsuk, 2009, р. 397]. Сопротивление их широкому распространению и принятию в качестве инструмента обучения обусловлено несколькими причинами. Основная причина — отсутствие доказательств эффективности симуляторов, в частности, свидетельствующих об успешном переносе приобретенных навыков работы на пациента (успешного их лечения), другие причины — это высокая стоимость симуляторов, временные затраты и сопротивление переменам.
История развития симуляционных началась во второй половине XX в.
1960 г. — необходимость в реалистичной модели человека для обучения искусственной вентиляции легких методом «рот в рот» и тренировки спасателей заставила Ас-мунда С. Лаердала (Asmund S. Laerdal) совместно с доктором Бьёрном Линдом (Dr.Björn Lind) и доктором Питером Сафаром (Dr. Peter Safar) разработать первый учебный манекен Resusci Ann («Оживлённая Анна») [Pratt, 1998, р. 83];
1970 г. - первые рекомендации для сердечно-лёгочной реанимации (CJIP), разработанные Американской Ассоциацией Кардиологов (АНА / JAMA) и представленные общественности в 1974 г., свидетельствовали о том, что приёмам сердечно-лёгочной реанимации должны также обучаться люди, не имеющие отношения к профессиональной медицине, т. е. «непрофессионалы».
1980 г. — Американская Кардиологическая Ассоциация (АНА) установила критерии правильного выполнения сердечно-лёгочной реанимации. Учебная система SkillMeter Resusci Anne была разработана специально для оценки проведения сердечно-лёгочной реанимации в режиме реального времени и осуществления обратной связи [Pratt, 1998, р. 83];
1990 г. — большое внимание уделяется недостаточной практике выполнения приёмов сердечно-лёгочной реанимации и искусственной вентиляции лёгких. Учебный манекен «Little Anne» («Маленькая Анна») был представлен в 1995 г. как дополнительный тренажер для проведения базового обучения сердечно-лёгочной реанимации [Pratt, 1998, р. 83];
2000 г. — растущее беспокойство по поводу безопасности пациента, а также желание достигнуть наилучшего качества сфокусировали внимание разработчиков учебных продуктов на создании «симуляторов пациента» и системах самообучения.
На данный момент существуют манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуаций и для отработки действий подготовленной группы [Issenberg et al., 2005, p. 10]. В то же время при всей привлекательности обучения полностью отсутствует привязка практических навыков к теоретическому материалу. Кроме того, существует проблема «выживаемости» полученных знаний и навыков при сохраняющихся противоречивых точках зрения как на методику, так и на сроки проведения повторных занятий [Issenberg et al., 2005, p. 10; Morgan, Cleave-Hogg, 2002, p. 659].
В последнее время большее значение приобретают симуляционные игры в медицине: практико-ориентированные командные тренинги, воссоздающие типичную среду (цели, задачи и клиническая ситуация, команда, риски и возможные осложнения, медицинская документация и т. д.) и позволяющие отработать конкретные навыки в имитируемых клинических условиях [Муравьев, 2011, с. 534; Issenberg et al., 2005, p. 10].
Симуляционное обучение, на наш взгляд, является основополагающим этапом на пути к достижению цели — улучшению качества лечения [Муравьев, 2011, с. 534]. Симуляция открывает множество беспрецедентных возможностей:
— обучение персонала без риска для пациентов;
— возможность проводить обучение так часто, как это необходимо, управляя при этом сложными сценариями;
— предотвращение врачебных ошибок; программа просмотра проведенного занятия помогает провести подробный анализ ситуации и увеличивает эффективность обучения;
— предоставление персоналу возможности не только оказать качественную помощь пациенту, но и сделать ее наиболее полной, последовательной и надежной. Созданный с применением высоких технологий манекен SimMan 3G для «Неотложных состояний в кардиологии» открывает широкий спектр возможностей моделирования ситуаций в различных местах и с разными вариантами транспортировки, он достаточно удобен в программировании, управлении и перемещении. Причем все аспекты медицинского обучения могут быть реализованы одновременно, а каждый сценарий может иметь разный уровень сложности для развития способностей студента [Bastos et al., 2010, p. 740].
SimMan 3G совместим с расширенной видеосистемой Laerdal, которая включает программу просмотра проведенного занятия для последующего его анализа и обсуждения с целью достижения максимальной эффективности обучения.
Повышение качества обучения проходит за счет подробного и запоминающегося обсуждения после проведенной тренировки. Помимо этого, сама возможность обсуждения отработанного сценария является важной частью обучения, основанного на имитации. Видеосистема позволяет записать каждое действие студентов при работе в сложных ситуациях для повторного просмотра, анализа журнала зарегистрированных данных и результатов мониторирования основных физиологических параметров пациента. Все это необходимо для проведения более качественного и осмысленного обучения и работы над ошибками [Bastos et al., 2010, p. 740; Dong et al., 2010, p. 1050].
Возможностью симуляционного манекена «Simman» также является то, что система AVS может быть интегрирована в локальную сеть имитационного центра, позволяя наблюдать за ходом имитации на любом компьютере в сети, а возможности программного обеспечения позволяют использовать готовые сценарии неотложных состояний, такие как острый коронарный синдром, гипертонический криз, кардиогенный шок, отек легких, пароксизмы наджелудочковых и желудочковых тахикардий, пароксизмы фибрилляции и трепетания предсердий, синдром Морганьи — Адамса — Стокса. Кроме того, преподаватели могут разрабатывать и сохранять собственные варианты сценариев. Это актуально для дифференциальной диагностики некоторых состояний, где ключевым моментом является именно определение первичности процесса и, соответственно, определение тактики лечения. Также компьютерная учебная программа включает в себя инструкции по созданию, выполнению и изменению сценариев, с помощью обработчиков событий можно обеспечить автоматическое реагирование на действия, выполняемые студентами. Кривые трендов на панели преподавателя позволяют контролировать изменения физиологических параметров в течение 60-минутно-го интервала, причем несколько трендов могут отображаться на экране одновременно, а студенты тренируют навыки измерения АД, подсчет пульса, аускультацию сердца и легких с определением патологии. В частности, при аускультации сердца заложены такие патологии, как митральный стеноз и недостаточность, пролапс митрального клапана, аортальный стеноз и недостаточность, что позволяет студентам вспоминать навыки, полученные на пропедевтике внутренних болезней.
В обучающей программе могут автоматически добавляться заданные пользователем комментарии, упрощающие оценку действий участника во время последующего анализа.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для российского здравоохранения форматом обучения с выраженным практическим акцентом, эффективно формирующим в участниках прикладные навыки через погружение в реальность.
Сценарии симуляционных игр предусматривают гибкое изменение хода реализуемых ситуаций в зависимости от решений и действий участников, тем самым позволяя в деталях на собственном опыте обыграть успехи и ошибки [Муравьев, 2011, с. 534].
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что методы классической симуляций и клинической симуляции одинаково высокоэффективны и имеют положительные отсроченные результаты. Однако существуют характерологические отличия. Так, по нашему мнению, метод клинической симуляции применим для опытных врачей, имеющих базовые знания. В то время как метод классической симуляции эффективен на первых этапах и для повторного экспресс-обучения [Davoudi, Colt, 2009, p. 278; Sturm et al., 2008, p. 166].
Итак, основными преимуществами обучения на симуляционных манекенах являются:
— повторение тренинга;
— интеграция учебного задания;
— ранжирование уровней сложности;
— множественные учебные стратегии;
— клинические вариации;
— контроль за ошибками обучаемых;
— активное участие студентов в разработке учебного плана;
— постановка цели с измерением результата;
— валидность симуляторов [Sturm et al., 2008, p. 166; Weidenbach et al., 2007, p. 347]. Таким образом, симуляторы являются эффективным образовательным инструментом, их использование в учебном процессе повышает его качество и ведет к высокой результативности. Обучение на пациенте чревато развитием ятрогенных осложнений, невозможностью многократных повторений большого спектра различных манипуляций и др. [Муравьев, 2011, с. 534].
По данным некоторых авторов, этот вид получения базовых практических навыков следует считать недопустимым [Issenberg et al., 2005, p. 10]. В качестве альтернативного варианта базового обучения в отраслях, требующих специфических мануальных навыков, можно рассматривать использование тренажеров и симуляторов [Муравьев, 2011, р. 534; Cooper, Taquett, 2008, p. 563; Davoudi, Colt, 2009, p. 287; Morgan, Cleave-Hogg, 2002, p. 659].
Использование манекенов-симуляторов имеет ряд несомненных преимуществ: нет текущих финансовых затрат, продолжительность и режим обучения не ограничены по времени, возможно любое количество повторений упражнения, не требуется постоянное присутствие преподавателя [Муравьев, 2011, с. 534; Cooper, Taqueti, 2008, p. 563; Weidenbach et al., 2007, p. 347]. По нашему мнению, за обучающими симуляторами — будущее.
Библиографический список
1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10, ч. 3. С. 534—537.
2. Barsuk J.H., McGaghie W.C., Cohen E.R. Use of simulation-based mastery learning to improve the quality of central venous catheter placement in a medical intensive care unit // J. Hosp. Med. 2009. Vol.7, № 4. P. 397-403.
3. Bastos L.F., Lobo M.F., van Meurs W.L. et al. An intrauterine pressure generator for educational simulation of labour and delivery // Med. Eng. Phys. 2010. № 32. P. 740—745.
4. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad Med J. 2008. Vol. 84, № 997. P. 563—570.
5. Davoudi М., Colt H.G. Bronchoscopy simulation: a brief review // Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009. Vol. 2, № 14. P. 287-296.
6. DongY., Suri H.S., Cook D.A. et al. Simulation-based objective assessment discerns clinical proficiency in central line placement: a construct validation // Chest. 2010. Vol. 5, № 137. P. 1050—1056.
7. Issenberg S.B., McGaghie W.C., Petrusa E. R. Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: BEME systematic review // MedTeach. 2005. Vol. 1, №27. P. 10-28.
8. Morgan P. J., Cleave-Hogg D.A worldwide survey of the use of simulation in anesthesia// Can J. Anaesth. 2002. № 49. P. 659-662.
9. Okuda Y. et. al. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs // Acad. Em. Med. 2008. № 15. P. 1—4.
10. Pratt D.D. Five Perspectives on Teaching in Adult and Higher Education / FL Krieger Publishing Co. Melbourne, 1998. P. 83—103.
11. Sturm L.P., Windsor J.A., Cosman P.H. et al. A systematic review of skills transfer after surgical simulation training // Ann Surg. 2008. № 248. P. 166—179.
12. Weidenbach М., Drachsler H., Wild F. et al. EchoComTEE — A simulator for transoesophageal echocardiography // Anaesthesia. 2007. № 62. P. 347—353.