Научная статья на тему 'Обучение по программе «Неотложное состояние в кардиологии» с помощью симуляционного манекена SimMan'

Обучение по программе «Неотложное состояние в кардиологии» с помощью симуляционного манекена SimMan Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
442
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННЫЙ МАНЕКЕН SIMMAN / НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ / КАРДИОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / SIMMAN DUMMY / URGENT CONDITIONS / CARDIOLOGY / INNOVATIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чернова Анна Александровна

В статье определены ключевые моменты необходимости использования симуляционных манекенов в учебном процессе клинических кафедр для обучения студентов выпускных курсов неотложным состояниям в кардиологической практике, возможности модуляторов, опыт внедрения инновационной методики на кафедре внутренних болезней №1 КрасГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чернова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training to deal with urgent conditions in cardiology with the help of Simman dummy

In this article the key moments of the necessity to use dummies in the educational process of clinical departments to training students of final years to deal with urgent conditions in cardiological practice, the capabilities of modulators, the experience of introduction of an innovative technique at the department of internal illnesses № 1 of KrasSMU are defined.

Текст научной работы на тему «Обучение по программе «Неотложное состояние в кардиологии» с помощью симуляционного манекена SimMan»

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В КАРДИОЛОГИИ»

С ПОМОШЬЮ СИМУЛЯиИОННОГО МАНЕКЕНА

SimMan

Симуляционный манекен SimMan, неотложные состояния, кардиология, инновационные методики.

Долгое время клиническая медицина основывалась на традиционной программе обучения врачей-кардиологов во время стажировки. Эта программа подходит для сложных и быстро меняющихся клинических ситуаций, но и она имеет свои пределы и недостатки. Основная проблема учебной программы — в обучении на реальных пациентах в реальных ситуациях, что влечет за собой высокий риск причинения вреда пациентам и возникновения у них осложнений [Муравьев и др., 2011, с. 534].

Еще один существенный недостаток программы обучения врачей — это отсутствие объективной оценки и умений обучающихся врачей. В этом случае обычно оценка является субъективной и общей. Основана она, как правило, на времени выполнения операции и / или опыте обучающегося. Обучение студентов правильной диагностике и дифференциальной диагностике угрожающих жизни состояний, и, как следствие, своевременному их лечению является трудной задачей [Okuda et al., 2008, p. 1].

Цель данной работы —я обоснование необходимости использования симуляционных манекенов в обучении навыкам неотложной кардиологии, определение основных моментов работы на симуляторах, сравнение со стандартными методиками обучения.

Курация больных, являющаяся обязательной в программе обучения на клинических дисциплинах, не включает очного общения студента с пациентом в ургентной ситуации. В большинстве своем знания носят исключительно теоретический характер.

Обучение на симуляторе SimMan по программе «Неотложные состояния в кардиологии» для студентов VI курса ориентировано на максимальное приближение процесса обучения к реальной клинической практике. Основной составляющей программы являются работа студентов с профессиональным манекеном-симулятором SimMan («Laerdal», Норвегия), овладение современной медицинской аппаратурой (дефибриллятор, шприцевые дозаторы и др.).

Преимуществами симуляционного обучения являются дозволенность ошибок без вреда для пациента, возможность многократного повторения одинаковых ситуаций, развитие навыков работы в команде, подготовка к редким и сложным случаям. Несмотря на все эти преимущества, внедрение симуляторов в программу обучения происходит очень медленно [Barsuk, 2009, р. 397]. Сопротивление их широкому распространению и принятию в качестве инструмента обучения обусловлено несколькими причинами. Основная причина — отсутствие доказательств эффективности симуляторов, в частности, свидетельствующих об успешном переносе приобретенных навыков работы на пациента (успешного их лечения), другие причины — это высокая стоимость симуляторов, временные затраты и сопротивление переменам.

История развития симуляционных началась во второй половине XX в.

1960 г. — необходимость в реалистичной модели человека для обучения искусственной вентиляции легких методом «рот в рот» и тренировки спасателей заставила Ас-мунда С. Лаердала (Asmund S. Laerdal) совместно с доктором Бьёрном Линдом (Dr.Björn Lind) и доктором Питером Сафаром (Dr. Peter Safar) разработать первый учебный манекен Resusci Ann («Оживлённая Анна») [Pratt, 1998, р. 83];

1970 г. - первые рекомендации для сердечно-лёгочной реанимации (CJIP), разработанные Американской Ассоциацией Кардиологов (АНА / JAMA) и представленные общественности в 1974 г., свидетельствовали о том, что приёмам сердечно-лёгочной реанимации должны также обучаться люди, не имеющие отношения к профессиональной медицине, т. е. «непрофессионалы».

1980 г. — Американская Кардиологическая Ассоциация (АНА) установила критерии правильного выполнения сердечно-лёгочной реанимации. Учебная система SkillMeter Resusci Anne была разработана специально для оценки проведения сердечно-лёгочной реанимации в режиме реального времени и осуществления обратной связи [Pratt, 1998, р. 83];

1990 г. — большое внимание уделяется недостаточной практике выполнения приёмов сердечно-лёгочной реанимации и искусственной вентиляции лёгких. Учебный манекен «Little Anne» («Маленькая Анна») был представлен в 1995 г. как дополнительный тренажер для проведения базового обучения сердечно-лёгочной реанимации [Pratt, 1998, р. 83];

2000 г. — растущее беспокойство по поводу безопасности пациента, а также желание достигнуть наилучшего качества сфокусировали внимание разработчиков учебных продуктов на создании «симуляторов пациента» и системах самообучения.

На данный момент существуют манекены различных поколений: для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуаций и для отработки действий подготовленной группы [Issenberg et al., 2005, p. 10]. В то же время при всей привлекательности обучения полностью отсутствует привязка практических навыков к теоретическому материалу. Кроме того, существует проблема «выживаемости» полученных знаний и навыков при сохраняющихся противоречивых точках зрения как на методику, так и на сроки проведения повторных занятий [Issenberg et al., 2005, p. 10; Morgan, Cleave-Hogg, 2002, p. 659].

В последнее время большее значение приобретают симуляционные игры в медицине: практико-ориентированные командные тренинги, воссоздающие типичную среду (цели, задачи и клиническая ситуация, команда, риски и возможные осложнения, медицинская документация и т. д.) и позволяющие отработать конкретные навыки в имитируемых клинических условиях [Муравьев, 2011, с. 534; Issenberg et al., 2005, p. 10].

Симуляционное обучение, на наш взгляд, является основополагающим этапом на пути к достижению цели — улучшению качества лечения [Муравьев, 2011, с. 534]. Симуляция открывает множество беспрецедентных возможностей:

— обучение персонала без риска для пациентов;

— возможность проводить обучение так часто, как это необходимо, управляя при этом сложными сценариями;

— предотвращение врачебных ошибок; программа просмотра проведенного занятия помогает провести подробный анализ ситуации и увеличивает эффективность обучения;

— предоставление персоналу возможности не только оказать качественную помощь пациенту, но и сделать ее наиболее полной, последовательной и надежной. Созданный с применением высоких технологий манекен SimMan 3G для «Неотложных состояний в кардиологии» открывает широкий спектр возможностей моделирования ситуаций в различных местах и с разными вариантами транспортировки, он достаточно удобен в программировании, управлении и перемещении. Причем все аспекты медицинского обучения могут быть реализованы одновременно, а каждый сценарий может иметь разный уровень сложности для развития способностей студента [Bastos et al., 2010, p. 740].

SimMan 3G совместим с расширенной видеосистемой Laerdal, которая включает программу просмотра проведенного занятия для последующего его анализа и обсуждения с целью достижения максимальной эффективности обучения.

Повышение качества обучения проходит за счет подробного и запоминающегося обсуждения после проведенной тренировки. Помимо этого, сама возможность обсуждения отработанного сценария является важной частью обучения, основанного на имитации. Видеосистема позволяет записать каждое действие студентов при работе в сложных ситуациях для повторного просмотра, анализа журнала зарегистрированных данных и результатов мониторирования основных физиологических параметров пациента. Все это необходимо для проведения более качественного и осмысленного обучения и работы над ошибками [Bastos et al., 2010, p. 740; Dong et al., 2010, p. 1050].

Возможностью симуляционного манекена «Simman» также является то, что система AVS может быть интегрирована в локальную сеть имитационного центра, позволяя наблюдать за ходом имитации на любом компьютере в сети, а возможности программного обеспечения позволяют использовать готовые сценарии неотложных состояний, такие как острый коронарный синдром, гипертонический криз, кардиогенный шок, отек легких, пароксизмы наджелудочковых и желудочковых тахикардий, пароксизмы фибрилляции и трепетания предсердий, синдром Морганьи — Адамса — Стокса. Кроме того, преподаватели могут разрабатывать и сохранять собственные варианты сценариев. Это актуально для дифференциальной диагностики некоторых состояний, где ключевым моментом является именно определение первичности процесса и, соответственно, определение тактики лечения. Также компьютерная учебная программа включает в себя инструкции по созданию, выполнению и изменению сценариев, с помощью обработчиков событий можно обеспечить автоматическое реагирование на действия, выполняемые студентами. Кривые трендов на панели преподавателя позволяют контролировать изменения физиологических параметров в течение 60-минутно-го интервала, причем несколько трендов могут отображаться на экране одновременно, а студенты тренируют навыки измерения АД, подсчет пульса, аускультацию сердца и легких с определением патологии. В частности, при аускультации сердца заложены такие патологии, как митральный стеноз и недостаточность, пролапс митрального клапана, аортальный стеноз и недостаточность, что позволяет студентам вспоминать навыки, полученные на пропедевтике внутренних болезней.

В обучающей программе могут автоматически добавляться заданные пользователем комментарии, упрощающие оценку действий участника во время последующего анализа.

Симуляционные технологии в медицине являются новым для российского здравоохранения форматом обучения с выраженным практическим акцентом, эффективно формирующим в участниках прикладные навыки через погружение в реальность.

Сценарии симуляционных игр предусматривают гибкое изменение хода реализуемых ситуаций в зависимости от решений и действий участников, тем самым позволяя в деталях на собственном опыте обыграть успехи и ошибки [Муравьев, 2011, с. 534].

Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что методы классической симуляций и клинической симуляции одинаково высокоэффективны и имеют положительные отсроченные результаты. Однако существуют характерологические отличия. Так, по нашему мнению, метод клинической симуляции применим для опытных врачей, имеющих базовые знания. В то время как метод классической симуляции эффективен на первых этапах и для повторного экспресс-обучения [Davoudi, Colt, 2009, p. 278; Sturm et al., 2008, p. 166].

Итак, основными преимуществами обучения на симуляционных манекенах являются:

— повторение тренинга;

— интеграция учебного задания;

— ранжирование уровней сложности;

— множественные учебные стратегии;

— клинические вариации;

— контроль за ошибками обучаемых;

— активное участие студентов в разработке учебного плана;

— постановка цели с измерением результата;

— валидность симуляторов [Sturm et al., 2008, p. 166; Weidenbach et al., 2007, p. 347]. Таким образом, симуляторы являются эффективным образовательным инструментом, их использование в учебном процессе повышает его качество и ведет к высокой результативности. Обучение на пациенте чревато развитием ятрогенных осложнений, невозможностью многократных повторений большого спектра различных манипуляций и др. [Муравьев, 2011, с. 534].

По данным некоторых авторов, этот вид получения базовых практических навыков следует считать недопустимым [Issenberg et al., 2005, p. 10]. В качестве альтернативного варианта базового обучения в отраслях, требующих специфических мануальных навыков, можно рассматривать использование тренажеров и симуляторов [Муравьев, 2011, р. 534; Cooper, Taquett, 2008, p. 563; Davoudi, Colt, 2009, p. 287; Morgan, Cleave-Hogg, 2002, p. 659].

Использование манекенов-симуляторов имеет ряд несомненных преимуществ: нет текущих финансовых затрат, продолжительность и режим обучения не ограничены по времени, возможно любое количество повторений упражнения, не требуется постоянное присутствие преподавателя [Муравьев, 2011, с. 534; Cooper, Taqueti, 2008, p. 563; Weidenbach et al., 2007, p. 347]. По нашему мнению, за обучающими симуляторами — будущее.

Библиографический список

1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10, ч. 3. С. 534—537.

2. Barsuk J.H., McGaghie W.C., Cohen E.R. Use of simulation-based mastery learning to improve the quality of central venous catheter placement in a medical intensive care unit // J. Hosp. Med. 2009. Vol.7, № 4. P. 397-403.

3. Bastos L.F., Lobo M.F., van Meurs W.L. et al. An intrauterine pressure generator for educational simulation of labour and delivery // Med. Eng. Phys. 2010. № 32. P. 740—745.

4. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad Med J. 2008. Vol. 84, № 997. P. 563—570.

5. Davoudi М., Colt H.G. Bronchoscopy simulation: a brief review // Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009. Vol. 2, № 14. P. 287-296.

6. DongY., Suri H.S., Cook D.A. et al. Simulation-based objective assessment discerns clinical proficiency in central line placement: a construct validation // Chest. 2010. Vol. 5, № 137. P. 1050—1056.

7. Issenberg S.B., McGaghie W.C., Petrusa E. R. Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: BEME systematic review // MedTeach. 2005. Vol. 1, №27. P. 10-28.

8. Morgan P. J., Cleave-Hogg D.A worldwide survey of the use of simulation in anesthesia// Can J. Anaesth. 2002. № 49. P. 659-662.

9. Okuda Y. et. al. National Growth in Simulation Training within Emergency Medicine Residency Programs // Acad. Em. Med. 2008. № 15. P. 1—4.

10. Pratt D.D. Five Perspectives on Teaching in Adult and Higher Education / FL Krieger Publishing Co. Melbourne, 1998. P. 83—103.

11. Sturm L.P., Windsor J.A., Cosman P.H. et al. A systematic review of skills transfer after surgical simulation training // Ann Surg. 2008. № 248. P. 166—179.

12. Weidenbach М., Drachsler H., Wild F. et al. EchoComTEE — A simulator for transoesophageal echocardiography // Anaesthesia. 2007. № 62. P. 347—353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.