Научная статья на тему 'Роль вкладов физических лиц в формировании ресурсов кредитной организации'

Роль вкладов физических лиц в формировании ресурсов кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНК / ВКЛАД / СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / CREDIT INSTITUTION / BANK / DEPOSIT / DEPOSIT INSURANCE SYSTEM / INTEREST RATE / PRIVATE CUSTOMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оселедец Виктория Михайловна, Вильгельм Елена Ивановна

В статье рассматривается роль вкладов физических лиц как источника банковских ресурсов, исследуется процесс становления и развития системы страхования вкладов в России (ССВ), даётся характеристика каждого этапа, исследуются проблемы ССВ на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of private customers deposits as a source of bank resources, investigates the process of forming and developing of deposit insurance system in Russia, characterizes each step, observes the problems of the deposit insurance system at the present time.

Текст научной работы на тему «Роль вкладов физических лиц в формировании ресурсов кредитной организации»

УДК 336.7

РОЛЬ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ РЕСУРСОВ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оселедец Виктория Михайловна

кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, город Новосибирск, ул. Дуси Ковалъчук 191, Россия.

E-mail: victoria.o @ rambler. ru

Вильгельм Елена Ивановна

студентка 2 курса магистратуры, Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, город Новосибирск, ул. Дуси

Ковалъчук 191, Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается роль вкладов физических лиц как источника банковских ресурсов, исследуется процесс становления и развития системы страхования вкладов в России (ССВ), даётся характеристика каждого этапа, исследуются проблемы ССВ на современном этапе.

Ключевые слова: кредитная организация, банк, вклад, система страхования вкладов, процентная ставка, физическое лицо.

THE ROLE OF PRIVATE CUSTOMERS DEPOSITS IN THE FORMATION OF CREDIT ORGANIZATION RESOURCES

Victoria M. Oseledets

Cndidate of economic Siences, Associate Professor Siberian Transport University, 630049, Novosibirsk, Dusi Kovalchuk st. 191, Russia.

Elena I. Vilgelm

the second year Master's student, Siberian Transport University, 630049, NovosibirskK, Dusi Kovalchuk st. 191, Russia.

Abstract. The article considers the role of private customers deposits as a source of bank resources, investigates the process of forming and developing of deposit insurance system in Russia, characterizes each step, observes the problems of the deposit insurance system at the present time.

Key words: credit institution, bank, deposit, deposit insurance system, interest rate, private customer.

Для осуществления банковской деятельности кредитные организации должны располагать определенными финансовыми ресурсами. Большая часть ресурсов - это привлечённые средства, которые формируются в основном за

счет вкладов физических лиц. Объёмы, структура, качество вкладов определяют масштабы, направления, эффективность банковского бизнеса [2].

На рисунках 1,2,3 продемонстрирована структура пассивов банковского сектора за 2015- 2017 гг..

Из рисунков видно, что доля вкладов в структуре пассивов банковского сектора России в течение последнего времени остаётся весьма существенной, 2017 году их доля составила максимальные 31%.

10%

10%

5%

Фонды и прибыль банка

Средства, привлеченные от Банка России

Счета банков

9%

Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные от кредитных организаций - резидентов 2% Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные от кредитных организаций - нерезидентов Вклады физических лиц (резедентов и нерезидентов)

Средства, привлеченные от организаций - резидентов

Средства, полученные от организаций - нерезидентов

■ Облигации, векселя и банковские акцепты

■ Прочие пассивы

Рисунок 1 - Структура пассивов банковского сектора на 1.01.2018 года, %

28%

10%

6%

9%

1%

%

Фонды и прибыль банка

Средства, привлеченные от Банка России

Счета банков

Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные от кредитных организаций - резидентов Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные от 4% кредитных организаций - нерезидентов

Вклады физических лиц (резедентов и нерезидентов)

Средства, привлеченные от организаций - резидентов

Средства, полученные от организаций - нерезидентов

Облигации, векселя и банковские акцепты

■ Прочие пассивы

Рисунок 2 - Структура пассивов банковского сектора на 1.01.2017 года, %

10%

11%

5%

3% 1%

27%

9% 2%

Фонды и прибыль банка

Средства, привлеченные от Банка России

Счета банков

Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные

от кредитных организаций - резидентов Кредиты, депозиты и прочие средтва, полученные

от кредитных организаций - нерезидентов Вклады физических лиц (резедентов и

нерезидентов)

Средства привлеченные от организаций -

резидентов Сг

30%

средства полученные от организации -

нерезидентов элигации, векселя и банковские акцепты

■ Прочие пассивы

Рисунок 3 - Структура пассивов банковского сектора на 1.01.2016 года, %

На 1 января 2018 года объём вкладов составил 26 092 571 млн. р., [7], за последние 5 лет объемы вкладов стабильно увеличиваются (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика объёмов, привлеченных кредитными

Дата Период

1.01.2014г. 1.01.2015г. 1.01.2016г. 1.01.2017г. 1.01.2018г.

Рублевые вклады 13 985 238 13 706 572 16 398 222 18 610 653 20 640 786

Вклады в иностранн ой валюте 2 953 123 4 846 110 6 820 855 5 421 057 5 451 785

Всего 16 938 361 18 552 682 23 219 077 24 031 710 26 092 571

Из таблицы 1 видно, что с 2013 года произошел прирост банковских вкладов физических лиц на 9 154 210 млн. руб., что в процентном выражении означает увеличение на 35,08%. В 2014 году произошло незначительное сокращение рублёвых вкладов, это объясняется экономической ситуацией в стране на тот момент, а именно: санкции, введённые западными странами и США, снижение курса национальной валюты.

Каждый клиент банка хочет быть уверен в сохранности своих средств, при проведении тех или иных расчетных, вкладных, инвестиционных и иных операций [5]. Такую уверенность даёт действующая система страхования вкладов (ССВ). Именно создание ССВ позволило решить проблему привлечения средств граждан на банковские счета и обеспечить доверие населения к российской банковской системе в целом.

Современная ССВ существует в течение длительного времени, для более полной её характеристики авторы предлагают разделить весь период функционирования ССВ на отдельные этапы:

- подготовительный этап (30 апреля 1991 - 23 декабря 2003);

- создание Агентства по страхованию вкладов (23 декабря 2003 - январь

2004);

- этап стабильного развития ССВ (2004-2012);

- кризисный этап ССВ (2013-2017).

Подготовительный этап начался в 90-е годы прошлого века, когда стала формироваться современная банковская система. Так как банковская деятельность подразумевает работу с денежными средствами граждан, возникла потребность в их защите. В этот период вступают в силу несколько нормативных актов о формировании фондов страхования депозитов:

1.Указание Центрального Банка РСФСР от 30 апреля 1991 года «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках». В соответствии с данным документом коммерческие банки в течение 1991-1993гг. перечисляли 1% прибыли в созданный при Центральном Банке фонд. В начале 1994г. перечисление средств было прекращено. Средства созданного фонда использованы не были, банки имели право на основании заявления вернуть перечисленные средства.

2.Указ Президента России №409 от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации». Указом признавалась целесообразность создания Фонда страхования активов банковских учреждений, образуемых за счёт привлечения вкладов граждан РФ. Целью создания данного фонда была необходимость защиты сбережений граждан и повышение доверия к банковским учреждениям.

3.Указ Президента России № 1184 от 10 июня 1994 года «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации», в Указе содержался призыв ускорить создание Фонда страхования. Данные Указы выполнены не были.

К моменту наступления кризиса 1998года государственная система защиты вкладов населения так и не была сформирована. В результате этого кризиса пострадали миллионы человек, стало очевидно, что необходимы срочные меры по решению задачи защиты средств вкладчиков - физических лиц. В марте 1999 года правительство создает «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Под руководство АРКО передавались проблемные банки, ответственность за выплаты возмещения по вкладам физических лиц также принимало на себя АРКО. В 90-е годы неоднократно предпринимались попытки принятия закона о страховании вкладов физических лиц, но такой закон был принят только 23 декабря 2003 года.

Принятие Федерального Закона № 177 - ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предлагается рассматривать

179

как этап создания Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Цель создания АСВ - обеспечение эффективного функционирования системы страхования вкладов [1]. Система формируется по четырём основным направлениям: подготовка документации для функционирования системы; формирование банковских реестров; создание фонда страхования вкладов и разработка методов его финансирования; разработка мероприятий по проведению выплат страхового возмещения.

При разработке мероприятий для обеспечения функционирования ССВ определён ключевой показатель - ставка страхового взноса в фонд страхования вкладов АСВ для банков. На стадии разработки ССВ было решено установить данный показатель на уровне - 0,15 % от средней величины вкладов граждан за квартал. В своих оценках уровня ставки Агентство исходило из того, что в ближайшие 5 лет в целях капитализации фонда обязательного страхования вкладов физических лиц и обеспечения необходимой финансовой устойчивости ССВ, ставка отчислений банков будет оставаться неизменной. Также были разработаны документы по порядку расчета и уплаты взносов.

Так как создание ССВ было направленно, в первую очередь, на сокращение рисков потери сбережений граждан, в целях распространения информации были подготовлены рекомендации, в которых излагались основные положения по наиболее часто задаваемым вопросам вкладчиков.

После разработки необходимой документации в соответствии с законом о страховании вкладов, Агентство приступило к созданию реестров банков -участников ССВ. Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России, им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования.

В соответствии с законом при наступлении страхового случая вкладчику гарантировался возврат вклада в каждом банке в размере 100 тыс. р.

На 1 января 2005 года было открыто порядка 32 млн. вкладов в банках, причем 98 % всех вкладов не превышали 100 тыс. р. Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов на тот момент составлял 13,6 тыс. р.

Агентство было вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет. Фонд обязательного страхования вкладов на 1 января 2005 года составлял 4 623 млн. р. Изначально он формировался в основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 году помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков. Для обеспечения сохранности и будущего пополнения фонда АСВ было разрешено размещать временно свободные средства на финансовом рынке.

Стабильное развитие системы страхования вкладов продолжалось с 2005 по 2012 г. включительно. За этот период наблюдается положительная динамика пополнения фонда обязательного страхования вкладов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 4 представлена динамика объемов фонда страхования вкладов в Российской Федерации с 2004 по 2013 год (рисунок 4).

250 -

205,8

200

сх 150

«

а

ч

2 100

50

93,7

36,1 ■ 67,9 Н 79,1 ■

4,6 ™

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

период

Рисунок 4 - Динамика объемов фонда обязательного страхования вкладов в 2004-2013 гг, млрд р.

Из рисунка 4 видно, что прирост средств в фонде страхования вкладов происходит вплоть до 2013 года. Объем фонда в конце 2012 году составлял 205,8 млрд р., что в 44 раза больше, чем в 2004 году. Увеличение фонда происходило в основном за счет стабильных взносов коммерческих банков. В этот период размер ставки страховых взносов постепенно сокращался с 0,15 % до 0,1 % за квартал, но при этом происходило увеличение суммы страхового возмещения. Высокие темпы роста экономики, развитие и укрепление банковской системы позволили увеличить размер возмещения в 2006 году со 100 тыс. р., до 190 тыс. р. В результате повысилось доверие граждан к банковской системе России, увеличился приток вкладов населения в банки. В 2007 году размер возмещения по вкладам был увеличен более чем в два раза -до 400 тыс. р., в октябре 2008 года происходит повышение возмещения до 700 тыс. р.

На этапе стабильного развития наблюдается постепенное сокращение количества банков. На рисунке 5 представлена динамика количества банков с 2004 по 2013 год (рисунок 5).

0

1400 « 1200 I 1000

ей

ю

о и н о

и р

к ч

800 600 400 200

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

период

Рисунок 5 - Количество банков - участников системы страхования вкладов в Российской Федерации в 2004-2013 гг.

Сокращение количества банков было связано с процессом объединения банков, поэтому на стабильности ССВ не отражалось.

Крупных страховых случаев на этапе стабильного развития не происходило, что способствовало не только сохранению фонда, но и его значительному приумножению. Страховая ответственность АСВ в 2012 году в отношении банков, по которым наступил страховой случай, составляла 73,5 млрд р. при страховом фонде в размере 205,8 млрд р. В этот период ССВ функционировала эффективно.

С 2013 года начинается четвёртый этап, который, по мнению авторов, следует считать кризисным.

Активный отзыв лицензий начался в сентябре 2013 года, причины следующие: представление кредитными организациями в контролирующий орган недостоверной отчётности, невыполнение банками предписаний надзорного органа; несоблюдение положений федерального законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; проведение разного рода сомнительных операций; высокорискованная кредитная политика, несоблюдение порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам соразмерно принятым рискам; финансовая неустойчивость кредитных организаций.

В период с 2013 года до конца 2017 года количество банков сократилось с 784 до 474 единиц. В данный период размер отчислений в фонд обязательного страхования вкладов также сокращался.

В конце 2013 года система страхования вкладов несмотря на большое количество страховых случаев сохраняла финансовую стабильность и имела возможность выполнения возложенных на неё функций. Фонд обязательного страхования вкладов на данный момент составлял 114, 2 млрд р.

В 2014 году достаточность фонда снизилась с 1,3 % до 0,5 %. Для поддержания системы в апреле вступил в силу закон, согласно которому АСВ

0

получило право брать кредиты в Банке России в целях выполнения своих обязательств перед вкладчиками.

В 2015 году фонд страхования вкладов снизился до 37,5 млрд. р., для пополнения фонда страхования вкладов единая ставка взносов в фонд страхования была заменена дифференцированной, т.е. теперь она стала подразделяться на базовую (0,1 % расчетной базы), дополнительную (20 % базовой ставки) и повышенную дополнительную (150 % базовой ставки) [1]. Взносы по базовым ставкам должны были уплачивать все банки, а дополнительную и повышенную дополнительную применяли те банки, процентные ставки по вкладам физических лиц в которых превышали пределы, установленные законом о страховании вкладов.

В 2016 произошло повышение ставок по взносам в фонд страхования: базовая ставка выросла до 0,12 % от расчетной базы, дополнительная была повышена до 50 % от базовой ставки, повышенная дополнительная до 200 % от базовой ставки [4].

Характерной чертой 2017 года в сфере страхования вкладов стало снижение числа страховых случаев. Количество страховых случаев по сравнению с 2016 годом сократилось в два раза, объем страховых выплат снизился на 29 %, количество вкладчиков, получивших возмещение, - на 35 %.

В то же время интенсивность работы по ликвидации кредитных организаций была высокой на протяжении всего 2017 года. К концу года Агентством одновременно осуществлялась ликвидация более чем 300 банков.

В 2017 году был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов ПАО БАНК «ЮГРА». Данный страховой случай стал крупнейшим за всю историю функционирования ССВ, 173 млрд р. составила ответственность Агентства перед вкладчиками данного банка. В фонде страхования вкладов на конец 2017 года находилось 44, 4 млрд. р., в этом же году была увеличена повышенная дополнительная ставка до уровня 500 % от базовой ставки.

С первого квартала 2018 года базовая ставка страховых взносов повышена до 0,15 % от расчетной базы за квартал, впервые за весь срок функционирования ССВ базовая ставка вернулась к своему первоначальному значению.

За весь срок функционирования системы страхования вкладов произошло 424 страховых случая на общую сумму 1 746 млрд р., пострадало порядка 8,4 млн. вкладчиков.

Однако не только активный отзыв лицензий у банков негативно отразился на ССВ. Возникли проблемы иного порядка.

В связи с повышением ставки по отчислениям в фонд страхования вкладов банки ищут всевозможные способы сокращения своих обязательств перед ССВ. Появились, так называемые «забалансовые» вкладчики. Банки намеренно не отражают на счетах определённую группу вкладчиков, для искусственного занижения отчислений в фонд. Страдают при этом клиенты, так как в случае отзыва лицензии у банка, вероятность получения возмещения от ССВ вкладчиком очень низкая.

Отделенные банки, у которых велика вероятность отзыва лицензий, намеренно создают фиктивные вклады в целях хищения средств фонда страхования вкладов.

Еще одной проблемой ССВ является «дробление вкладов», то есть преднамеренное доведение суммы вклада до максимальной суммы страхового возмещения. Иными словами, физические лица делят вклад на несколько вкладов, открытых в банке, который к этому времени уже является неплатежеспособным и не может проводить расходные операции с денежными средствами в полном объеме. Такие действия вкладчики совершают при наличии информации о предстоящем банкротстве банка с целью обойти законодательно установленное ограничение размера компенсационных выплат по вкладам в банке. Это возможно при содействии сотрудников банка, так как вкладчики лично не имеют информации о наличии на корреспондентском счету банка средств для совершения операций по переводу денежных средств.

Кроме того, проблемой ССВ являются т.н. «серийные вкладчики» - это граждане, преднамеренно открывающие вклады под максимальный процент в заведомо ненадежных банках для получения в дальнейшем гарантированного государством возмещения по вкладам. Агентство по страхованию вкладов проводит большую работу по решению всех перечисленных проблем, однако самой большой проблемой остаётся наличие ненадёжных кредитных организаций на банковском рынке. Банк России предпринимает меры для оздоровления банковского сектора, что должно обеспечить не только надёжность банковской системы, но и стабильность действующей ССВ. Только стабильная и эффективная ССВ позволит сохранить доверие вкладчиков к банкам, ведь банковский вклад пока остаётся для граждан наиболее привлекательным, доступным, понятным и, практически, безрисковым инструментом сбережения средств [3], а для банков сбережения физических лиц - это основной источник их ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asv.org.ru/ (Дата обращения: 01.04.2018 г.)

2. Вильгельм Е.И. Анализ рынка вкладов физических лиц в России// Роль банковского и реального сектора в решении проблем социально-экономического развития - Уфа: Издательство ООО «Аэтерна», 2017 - С. 6065.

3. Оселедец В.М. Вклады физических лиц как источник ресурсов кредитных организаций в современных экономических условиях // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития -Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2015 г. - с. 200-205.

4. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон N 177-ФЗ от 23.12.2003 г.

5. Pay Э.И. Как защищены вкладчики коммерческих организаций// Вестник алтайской науки - Барнаул: Издательство Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, 2015 - С. 235-238.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 01.04.2018)

7. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 02.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.