ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА ФОНДА АСВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Е.В. Потапова, студент
Научный руководитель: С.Е. Дубова, д-р экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10437
Аннотация. На сегодняшний день система страхования вкладов показала себя как эффективный инструмент в банковском секторе, способствующий увеличению доверия населения к малым и средним банкам и росту экономической активности. Однако в то же время у ССВ наблюдается серьезная проблема, связанная с дефицитом фонда обязательного страхования вкладов. В связи с этим в статье рассматриваются причины данной проблемы и возможные пути решения, которые должны привести к эффективному функционированию АСВ без поддержки Центрального Банка.
Ключевые слова: система страхования вкладов, АСВ, дефицит фонда обязательного страхования вкладов, «серийные» вкладчики, Центральный банк, банковская система, вклады населения.
Система страхования вкладов (ССВ) -это механизм защиты интересов клиентов банка, предусматривающий страхование вкладов физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Работу ССВ ведет государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ), созданное в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Агентство действует под контролем Правительства и Банка России, представители которых входят в его органы управления. Основная функция агентства - осуществлять страхования вкладов клиентов банка, входящих в ССВ.
Если рассмотреть динамику банковских вкладов с начала 2007 года по 2018 год, можно увидеть, что почти за 10 лет величина вкладов населения в отечественных банках выросла на 545,6% [1].
Введение ССВ поспособствовало повышению доверия населения к банковской системе в рамках суммы страхового покрытия и положительно сказалось на банковских пассивах.
Между тем количество банков, входящих в ССВ начиная с 2008 года по настоящее время, постоянно уменьшалось.
По состоянию на 30 июня 2018 г. в систему страхования вкладов входило всего 767 банков (937 банков в 2008г.), из которых только 439 банков имели право на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц [1].
Такая тенденция связана, прежде всего, с сокращением числа кредитных организаций в банковской системе. На сегодняшний день Банк России продолжает придерживаться политики оздоровления банковского сектора. Результатом сокращения числа проблемных банков, входящих в ССВ, становится увеличение страховых случаев, а вместе с ними и рост объемов выплат, которые АСВ обязано произвести клиентам банков, потерявших лицензию.
Всего же за 14 лет функционирования ССВ произошло 424 страховых случая, общий размер страховой ответственности по которым составил 1746 млрд руб. перед 8,4 млн вкладчиков, включенных в реестры обязательств банков [1]. Массовая ликвидация банков, начавшаяся в 2014 году, поставила фонд АСВ в затруднительное положение. Система страхования вкладов оказалась не готова к столь масштабным процессам отзыва лицензий. К середине 2015 г. фонд обязательного страхования вкладов иссяк, и в июне АСВ для
финансирования его дефицита обратилось к Центральному банку с просьбой об открытии кредитной линии на сумму 600 млрд. рублей сроком на пять лет [2]. При столь высоком темпе отзывов лицензий фонд мог существовать в большей степени только за счет средств Центрального банка, а не как ранее за счет взносов в фонд страхования вкладов (ФОСВ). Значительные выплаты в 2017 году потребовали привлечения в Фонд дополнительного финансирования за счет кредитов Банка России, общий объем задолженности по которым на конец 2017 года составил 821 млрд рублей при одобренном Банком России лимите в размере 1,03 трлн рублей и увеличенном сроке возврата кредита до 2025 года [3, с. 146]. Несмотря на то, что за первое полугодие 2018 года Агентство осуществило возврат 24 млрд. заемных средств, полученных от Банка России, вопрос о выполнении своих обязательств перед Центральным банком остается открытым [1, с. 6]. Так, в ходе проведения контрольного мероприятия Счетной палаты был осуществлен анализ прогнозного объема поступлений и расходования средств ФОСВ на период с 2017 по 2025 год, который показал, что объем поступлений в ФОСВ за 2017-2025 годы должен составить в общей сумме 1973,8 млрд. рублей, общий размер выплат страховых возмещений за тот же период не должен превысить 1153,7 млрд. рублей. Таким образом, объем превышение поступлений над выплатами составит 820,1 млрд. рублей. Однако, как считает Счетная палата, даже осуществление данного оптимистического прогноза не позволит полностью погасить до 2025 года увеличенную до 1030 млрд. рублей сумму кредита Банка России. В связи с этим имеются существенные риски, связанные с невозможностью выполнения Агентством своих договорных отношений в прогнозируемые сроки [3, с. 146-147].
Существует несколько аспектов, вызывавших проблемы дефицита фонда. Первый был рассмотрен ранее и связан с неготовность ССВ принять на себя риски ликвидации большого количества банков, входящих в ССВ. Некоторые руководители Банка России намеревались использо-
вать жесткий отбор банков в ССВ для оздоровления банковской системы параллельно с усилением надзора [4, с. 34]. Однако данное намерение фактически не осуществилось в виду большого количества выплачиваемых АСВ обязательств перед клиентами ликвидированных банков.
Страхование вкладов до проведения оздоровления банковского сектора стало одной из причин появления преступного бизнеса по выведению, хищению банковских вкладов. Так, на практике некоторые банки целенаправленно использовали определенные схемы для осуществления своего банкротства [4, с. 35], а именно привлекали денежные средства под большие процентные ставки. Как показало исследование сотрудников Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, вкладчики при открытии вклада в банках, как правило, не интересуются участием кредитной организации в ССВ, полагая, что на все вклады физических лиц в определённом объеме система страхования, так или иначе, распространяется [5, с. 104]. Основным ориентиром для клиентов выступает не надежность банка, а высокие процентные ставки по вкладам. Таким образом, вкладчики, зная, что их денежные средства будут возращены, открывали вклады в проблемных банках под высокие проценты. В свою очередь, аффилированные компании, получив крупные кредиты от банка, чаще всего отправляли денежные средства в офшоры. Кроме того, известны случаи, когда перед банкротством происходило осуществление дробления вкладов или перевод денежных средств юридических лиц на счета физических лиц. В результате таких манипуляций активов банка, остававшихся на балансе на дату отзыва лицензии, оказывалось недостаточно для осуществления выплат по его обязательствам, и в убытке оставалось государство в лице АСВ [6].
Для снижения доли подобных случаев и ограничения банков в проводимой рискованной депозитной политике АСВ было принято решение в середине 2015 года ввести систему дифференцированных ставок страховых взносов банков. Для банков, укладывающихся в базовый уровень до-
ходности, а именно средней из максимальных ставок банков, привлекающих 2/3 средств населения, ставка отчислений в ФОСВ составляла в 2016 году 0,12% (ранее 0,1%) расчетной базы за квартал. При превышении базового уровня на 2-3 п. п. надбавка изначально равнялась 20%, более чем на 3 п. п. - 150%. Однако данная мера не помогла привлечь объем необходимых средств [0, с. 41]. И уже в I квартале 2017 г. дополнительная ставка была увеличена до размере 50% базовой ставки, а повышенная дополнительная - в размере 400% базовой ставки. Со II квартала 2017 г. решением Совета директоров АСВ повышенная дополнительная ставка была доведена до максимально допустимых 500% базовой ставки [0, с. 4].
С учетом сохранения высокой нагрузки на Фонд и размера задолженности АСВ по кредитам, которые предоставил Центральный банк на обеспечение страховых выплат, Советом директоров Агентства было принято решение о повышении с I квартала 2018 г. базовой ставки взносов до максимального установленного Законом о страховании вкладов значения - 0,15% расчетной базы за квартал [8]. Однако данное решение было негативно встречено со стороны крупных российских банков. Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что повышение базовой ставки становится для банков дорогой практикой [9]. В настоящее время почти половину нагрузки по формированию фонда несет Сбербанк, страхование вкладов в котором является фиктивно - ведь в случае дефолта фонд не сумеет рассчитаться с вкладчиками крупнейшего банка страны. Сумма вкладов в Сбербанке за 1 квартал 2018 года достигла 11,9 трлн руб. [10], а максимальный размер фонда страхования вкладов за всю его историю едва достигал 0,2 трлн руб.
На наш взгляд, система страхования вкладов несправедлива: выплаты вкладчикам мелких и средних банков осуществляются преимущественно за счет крупных банков, которые АСВ в принципе не способно застраховать. Для крупных банков отчисления в фонд страхования вкладов -это скорее не взносы, а косвенный налог. Крупнейшие российские банки фактиче-
ски платят за банки, которые ведут рискованную политику на рынке депозитов, завышая процентные ставки и тем самым нанося ущерб всему рынку и АСВ в том числе [9]. Как утверждает глава Сбербанка, система страхования вкладов требует срочной модернизации в условиях современных экономических реалий.
В теории ССВ призвана защитить клиентов, имеющих низкую финансовую грамотность и неспособных правильно оценить риски банка, которые столкнулись с кризисом ликвидности. Однако на практике зафиксированы случае, когда один и тот же вкладчик намеренно дробил свой вклад и разносил денежные средства в проблемные банки. Речь о так называемых "серийных вкладчиках". Появились профессиональные вкладчики, которые сознательно открывают вклады в заведомо проблемных банках на сумму допустимых страховых выплат в размере 1,4млн. рублей и их действия не противоречат действующему законодательству. Герман Греф еще в 2015 году предлагал ограничить страховые выплаты по депозитам [11, с. 1]. Глава Сбербанка предложил три варианта, которые могли бы повысить ответственность вкладчиков при выборе банка для размещения своих денежных средств. Первый заключается в введении пожизненного лимита на общий объем получения страховых выплат, не превышающих 3 млн. рублей. Второй - платить страховые возмещения одному и тому же вкладчику не чаще одного раза в пять лет. И третий заключается в предоставлении страховых выплат по вкладу единожды [13]. Однако данное предложение не было положительно встречено со стороны Центрального банка, который считает, что категоричные изменения в ССВ приведут к резкому оттоку денежных средств из банковского сектора или к еще большей концентраций вкладов физических лиц в крупных банках преимущественно с государственным участием, являющих хоть и менее доходными для клиентов, но более надежными, что негативно скажется на банковской конкуренции. Борясь таким образом с профессиональными вкладчиками, можно нанести весомый ущерб остальным 90% клиен-
тов банков, не имеющих достаточной финансовой грамотности.
Как утверждают многие эксперты, нынешняя система страхования вкладов является оптимальной для того, чтобы люди не прекратили нести денежные средства в кредитные организации. По словам ректора Финансового университета при правительстве РФ М.А. Эскиндарова, население в общей сложности и так хранит «под подушкой» около 30 трлн руб., которые могли бы работать в экономике [12, с. 12]. Сокращения числа вкладов может привести к куда большим негативным последствиям нежели выплаты вкладчикам банкам, потерявших лицензию.
Однако ССВ необходимо реформировать и модернизировать таким образом, чтобы было возможно эффективное функционирование АСВ без поддержки Центрального Банка, что является маловероятным в ближайшее время. В середине 2018 года был принят законопроект по распространению системы страхования вкладов на малый бизнес [14]. С одной стороны, можно говорить о положительной тенденции сокращения рисков потери своих денежных средств малых предприятий и привлечения новых клиентов для банков. С другой стороны, значительно увеличивается нагрузка на крупные и надежные банки, для которых фактически не эффективно данное новшество, и на дефицит Фонда АСВ в случае отзыва лицензии у банка. Существует мнение, согласно которому необходимо было для начала оздоровить банковскую систему и только после этого думать о реализации ССВ [4, с. 39], так и с расширением ССВ на малый бизнес: необходима была полная стабилизация банковского сектора прежде, чем принять указанный законопроект. Однако не стоит отрицать, что ССВ, выполняя свою основную функцию по защите вкладчиков российских банков, действи-
верия населения к банковской сфере и как следствие значительному притоку денежных средств в банки, а затем и в реальный сектор экономики, что является необходимым условием развития национальной экономики. Кроме того, согласно опросу Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в целом респонденты оценивают введение ССВ положительно и отмечают, что она способствует повышению доверия банковской системе в рамках суммы страхового покрытия [5]. Часть респондентов стала обращать внимание на менее крупные банки, что является положительным для банковской конкуренции. В результате существующего положения в нашей стране и увеличенного риска еще большего дефицита ФОСВ необходимо, на наш взгляд, предпринять ряд мер. Во-первых, требуется увеличить контроль за банками, которые начинают завышать процентные ставки по депозитам и предотвратить их рискованные махинации. Во-вторых, если банк на протяжении длительного срока продолжает использовать рискованную депозитную политику, то можно рассматривать вопрос об исключении его из системы страхования вкладов. Соответственно, вкладчик, будучи проинформирован о том, является его вклад застрахован или нет, должен определиться, что для него важнее - большая рисковая доходность или уверенность в том, что его денежные средства при любых обстоятельствах будут возращены.
Таким образом, реализация приведенных выше рекомендаций позволит повысить эффективность системы страхования вкладов, а именно значительно сократит вынужденные расходы АСВ и, как следствие, в долгосрочной перспективе устранит дефицит ФОСВ. В результате, это придаст устойчивость не только самой системе страхования вкладов, но и экономике в целом.
тельно поспособствовала увеличению до-
Библиографический список
1. Отчет о результатах деятельности Агентства [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asv.org.ru/agency/
2. Виталий Солдатский АСВ в неоплатном долгу перед ЦБ [Электронный ресурс] // Комерсантъ. - 2018. - URL: https://www.asv.org.ru/agency/
3. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]. - URL: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/921/
4. Нецелевое использование института на примере страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. - 2018.- №6. - С. 34-39.
5. Инвестиционно-сберегательные стратегии высокодоходных групп населения: Глава из книги: Инвестиционно-сберегательные стратегии высокодоходных групп населения / под науч. О.А. Александровой и А.В. Ярашевой. - М.: Экон-Информ, 2016 // Российский экономический журнал. - 2017. - № 1. - С. 104-112.
6. Система страхования вкладов и ее влияние на риски, принимаемые российскими банками // Деньги и кредит. - 2015 .- №5. - С. 44-51.
7. Годовой отчет о деятельности «Агентства по страхованию вкладов» за 2016 год [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asv.org.ru/agency/annual/2016/report2016/pdf/acv_annualreport_2016_ru.pdf
8. Решение Совета директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 3 октября 2017 г. (протокол № 6) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asv.org.ru/for_banks/coefficient/fee/496316/?sphrase_id=738831
9. Евгения Новоженина Греф считает, что система страхования вкладов требует модернизации [Электронный ресурс] // РИА новости. - 2016. - URL: https://ria.ru/20160527/1439838792.html
10. Анализ рынка вкладов физических лиц в I квартале 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/527367/
11. Вкладчики заплатят за риск. Компенсацию по банковским депозитам хотят сделать неполной / Мнение эксперта: И. Варьяш // Российская газета. - 2015.- 24 марта. - № 60. -С. 1-5.
12. Эскиндаров М. Ва-банк. Как усовершенствовать систему мониторинга банков: "Деловой завтрак" с ректором Финансового университета при Правительстве РФ в редакции "Российской газете" // Российская газета. - 2017. - 15 ноября. - № 258. - 12 с.
13. Герман Греф объявил войну «серийным вкладчикам» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - 2015. - 14 мая. - URL: https://www.kp.ru/daily/2638L4/3259698/
14. Банковские вклады малого бизнеса будут страховаться [Электронный ресурс] / Роман Маркелов// Российская газета. - 2018. - 22 июля. - № 7621. - URL: https://rg.ru/2018/07/22/sistema strahovaniia-vkladov-rasprostranitsia-na-sredstva-malyhpredpriiatij.html
THE PROBLEM OF SHORTAGE OF FUND THE DIA AND THE POSSIBLE SOLUTIONS TO CONTEMPORARY ECONOMIC CONDITIONS
E.V. Potapova, student
Supervisor: S.E. Dubova, doctor of economic sciences, professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. To date, the Deposit insurance system has proved to be an effective tool in the banking sector, contributing to the increase of public confidence in small and medium-sized banks and the growth of economic activity. However, at the same time, the CB has a serious problem related to the deficit of the mandatory Deposit insurance Fund. In this regard, the article discusses the causes of this problem and possible solutions that should lead to the effective functioning of the DIA without the support of the Central Bank.
Keywords: Deposit insurance system, Deposit insurance Agency, the deficit of the Fund of compulsory insurance of deposits, "serial" depositors, the Central Bank, banking system, deposits from the public.