Научная статья на тему 'Институциональный механизм преодоления кризисов банковским сектором России'

Институциональный механизм преодоления кризисов банковским сектором России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВ / РЕКАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / ФОНДИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ БАНКАМИ / СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (РЕГУЛЯТОР)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наточеева Наталья Николаевна

В статье дана оценка институциональному механизму преодоления кризисных состояний отечественными кредитными организациями, включающему реструктуризацию банков, их финансовое оздоровление, проведение антикризисных мероприятий, финансовой помощи Агентством по страхованию вкладов, стресс-тестирование, рекапитализацию, фондирование ресурсов, расчистку балансов, регулирование и банковский надзор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article assesses the institutional arrangement for overcoming the crisis state of the domestic credit institutions, which includes the restructuring of banks, their financial health, conducting anticrisis measures, financial aid, the Deposit Insurance Agency, stress testing, recapitalization, funding resources, clearing balances, regulation and banking supervision.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм преодоления кризисов банковским сектором России»

Наточеева Наталья Николаевна

Институциональный механизм преодоления кризисов банковским

сектором

В статье дана оценка институциональному механизму преодоления кризисных состояний отечественными кредитными организациями, включающему реструктуризацию банков, их финансовое оздоровление, проведение антикризисных мероприятий, финансовой помощи Агентством по страхованию вкладов, стресс-тестирование, рекапитализацию, фондирование ресурсов, расчистку балансов, регулирование и банковский надзор.

Реструктуризация банков, рекапитализация банков, фондирование ресурсов банками, стресс-тестирование банковской деятельности, Центральный Банк (регулятор).

Анализ современных методов преодоления банковских кризисов показал, что основными направлениями являются реструктуризация банковского сектора на основе преодоления его финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо ликвидация кредитных организаций; оздоровление (санация) банковского сектора; совершенствование регулирования и надзора и другие специальные антикризисные меры.

Реструктуризация банковского сектора предусматривает преодоление или минимизацию влияния угроз кризиса на банковский сектор; совершенствование структуры, типов, видов и других элементов системной организации совокупности банков; повышение качества управления банковским сектором в целом и отдельными банками; финансовое оздоровление отдельных банков; эффективную ликвидацию нежизнеспособных банков и совершенствование правовой базы. Некоторые эксперты полагают, что основными принципами процесса реструктуризации банковского сектора целесообразно считать следующие: солидарной ответственности, минимизации затрат, минимизации ликвидаций, справедливого распределения расходов, стратегического подхода, комплексного подхода [1]. Принцип ответственности означает участие и координацию совместных действий банков, кредиторов, государства. Принцип минимизации затрат и потерь подразумевает использование мер, позволяющих выйти из кризиса с наименьшими бюджетными затратами и финансовыми потерями для банков и их клиентов. Принцип минимизации ликвидаций требует, чтобы в процессе реструктуризации и санации преимущественно использовались меры поддержки и оздоровления, а не банкротства. Принцип справедливого распределения расходов на реструктуризацию означает, что необходимые затраты на оздоровление банков должны возмещать те, кто выигрывает в результате успешной реструктуризации, которая должны быть экономически целесообразной. Принцип стратегического подхода предполагает формирование стратегии банковского сектора, который будет в результате реструктуризации на основе реализации мер санации отдельных банков и банковского сектора в целом. Принцип комплексного подхода предусматривает полную реализацию мероприятий по реструктуризации отдельных банков и банковского сектора.

Условиями реструктуризации являются следующие: четко сформулированные цели и задачи, структурная и финансовая политика, оздоровление денежных и кредитных отношений, в том числе с реальным сектором экономики, реализация корректировок в нормативно-правовой базе банковского законодательства.

В целях оздоровления банковского сектора в условиях кризиса Правительством РФ сов-

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

местно с Банком России был принят пакет неотложных мер антикризисного характера, реализация которых позволила сохранить доверие к банкам и банковскому сектору в целом, предотвращала значительный отток денежных средств со счетов в банках, в первую очередь частных вкладчиков. Антикризисные меры включали создание институциональных условий для преодоления кризиса в банковском секторе, безвозмездную помощь крупным банкам, различные формы стимулирования ипотеки и других видов потребительских кредитов; снижение налогов, отсрочку платежей и др.

К мерам немедленного реагирования отнесены: значительная помощь банкам в предоставлении ликвидности; ослабление требований к капиталу банков; временное замораживание вкладов и депозитов; государственные гарантии по вкладам и депозитам. В период кризиса 2008 г. проводились аукционы по размещению на счетах банков временно свободных средств федерального бюджета и государственных корпораций.

Среди основных мер поддержания финансовой устойчивости и восстановления платежеспособности банковского сектора можно назвать: предоставление банкам возможности перевода торговых ценных бумаг в инвестиционные портфели по цене приобретения; введение 100%-ой гарантий по вкладам граждан во всех банках, входящих в систему страхования вкладов; расширение источников долгосрочных активов для банковского сектора, в том числе стимулирование «пенсионных» и «ипотечных» счетов; создание законодательных условий для введения безотзывных вкладов; рефинансирование Центральным банком качественных кредитных портфелей и других финансовых активов через механизм кредитования их под залог для обеспечения беспрерывного кредитования экономики; расширение перечня банков, которые могут выступать поручителями; установление моратория до 1 июля 2009 г. на применение к кредитным организациям санкций за нарушения в их деятельности, обусловленные дестабилизацией положения на финансовых рынках, и др. Наиболее тревожным был вопрос о соблюдении норматива Н6 «Размер риска на одного заемщика или связанную группу заемщиков», так как из-за катастрофического снижения стоимости ценных бумаг у многих банков снизился размер собственного капитала, и они вынуждены были заставлять заемщиков гасить кредиты в случае превышения норматива, что, в свою очередь, привело бы к новым трудностям в реальном секторе экономики. Рассмотрение вопроса о понижении требований к нормативу Н3 в действующем виде до 30%, либо модификация его из норматива 30-дневной ликвидности в норматив 90-дневной ликвидности.

Антикризисные мероприятия в условиях кризиса разработаны Правительством РФ совместно с Банком России для минимизации угроз влияния кризиса на банковский сектор России [2]. На реализацию мер по преодолению банковского кризиса 2008 г. было зарезервировано 10 трлн руб. из средств федерального бюджета, регулятора и резервных фондов.

Анализ институциональных основ развития банковского сектора за период кризиса показал, что наблюдалось замедление темпов сокращения банков вследствие проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, в связи с чем сократилось количество банков имеющих трудности на 28 единиц, или 2,5%; расширение банковской деятельности путем получения дополнительных лицензий 37 банками, или 3,3% от общего количества банков, из них 10 банкам было выдано лицензий нескольких видов. Отказано в выдаче дополнительных лицензий 6 банкам в связи с несоблюдением требований банковского законодательства. В области повышения капитализации наблюдалось увеличение уровня совокупного уставного капитала банков с 731,7 млрд руб. до 891,4 млрд руб. Относительный прирост уставного капитала за 2008 г. составил 20,4%. Усилилась консолидация банковского бизнеса и преобразование организационно - правовых форм: из обществ с ограниченной ответственностью в акционерные общества перешли 9 банков. Сохранились тенденции к увеличению доли банков с уставным капиталом свыше 150 млн руб. - 254 банка, или 22,9% (против 217 в 2007 г.). Продолжались развитие и оптимизация региональных сетей, расширилась география услуг путем открытия новых внутренних подразделений (офисов и дополнительных офисов) в 3 раза и на 12,1% соответственно [3].

Результаты анализа свидетельствуют о том, что количество действующих банков с зарегистрированным уставным капиталом до 150 млн руб. по состоянию на 1.01.2009 г. снизилось до 515, что составляет 46,4% от общего количества действующих банков. Это меньше анало-

гичного показателя за 2007 г., который составил 586, или 51,7%. При сокращении в 2008 г. общего количества банков число действующих банков с иностранным участием в уставном капитале увеличилось на 9,4% и на 1.01.2009 г. составило 221 (на 1.01.2008 г. - 202). Из них количество банков с иностранным участием в уставном капитале в размере более 50% выросло на 18,6% и на 1.01.2009 г. составило 102 (в 2007 г. - 32,3% и 86 соответственно). На долю этих банков, составляющих 9,2% от общего числа действующих банков российского банковского сектора, приходилось 18,7% (на 1.01.2008 г. - 17,2%) активов всех действующих банков. 2008 г. характеризовался увеличением участия иностранного капитала в российском банковском секторе. Сумма участия нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих банков за 2008 г. увеличилась со 183,5 до 251,1 млрд руб., или на 36,8% (за 2007 г. данный показатель увеличился в 2 раза - на 93,4 млрд руб.). Доля участия нерезидентов в совокупном уставном капитале банковского сектора увеличилась и на 1.01.2009 г. составила 28,5% по сравнению с 25,1% на 1.01.2008 г. (на 1.01.2007 г. - 15,9%

Оценка институциональной структуры банков показала, что в 2009 г. ускорились темпы консолидации. Количество банков, сократилось на 4,5% и на 1.01.2010 г. составило 1 058, а общее количество зарегистрированных банков сократилось на 4,1% и составило 1 178 кредитных организаций. В 2009 г. произошло увеличение совокупного уставного капитала банков с 881,4 до 1244,4 млрд руб., т.е. на 363 млрд руб., или на 41,2%, при росте собственных средств (капитала) за 2009 г. с 3811,1 млрд руб. до 4 620,6 млрд руб., или на 809,5 млрд руб., что составило 21,2% [3].

В оплату уставного капитала банков, контролируемых государством, поступило 227,9 млрд руб. В 2009 г. наблюдалось поэтапное увеличение минимального размера собственных средств (капитала) банков. Количество банков с размером собственных средств (капитала) менее 90 млн рублей сократилось со 145 на 1.04.2009 г. до 22, т.е. на 123 банка. Продолжалось увеличение доли банков, уставный капитал которых превышает 150 млн руб. Количество таких банков на 1.01.2010 г. составило 602, или 56,9% от общего количества действующих банков. За 2009 г. 23 банка расширили свою деятельность путем получения дополнительных лицензий. Банк России в 2009 г. отказал 9 банкам в расширении деятельности в связи с несоответствием требованиям Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" [4] и нормативных актов Банка России. На 1.01.2010 г. из 1 058 действующих банков 849, или 80,2%, имеют лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц; 701, или 66,3% лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); 291, или 27,5% генеральную лицензию; 203, или 19,2%, лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов или разрешение на совершение операций с драгоценными металлами.

В 2009 г. совокупный размер иностранных инвестиций в уставные капиталы банков РФ увеличился на 54,1 млрд руб. и на 1.01.2010 г. составил 305,2 млрд руб. Общая сумма участия нерезидентов в уставных капиталах действующих банков без учета нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов РФ, составила 264,6 млрд руб. В 2009 г. прирост совокупного зарегистрированного уставного капитала банков (41,2%) в 2 раза превысил прирост инвестиций нерезидентов в уставные капиталы (21,6%). В результате доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале действующих банков уменьшилась до 24,5% (28,5% на 1.01.2009 г.). Без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов РФ, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банков составила 21,3% (26,2% на 1.01.2009 г.). Для российского банковского сектора 2010 г. характеризовался постепенным преодолением последствий мирового финансового кризиса и постепенным сворачиванием антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Банка России. На начало 2010 г. объем кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, составлял 1,4 трлн руб. и формировал 4,8% пассивов банковского сектора. К концу года объем этих средств уменьшился до 0,3 трлн руб., что составляет лишь 1,0% пассивов банковского сектора. Таким образом, роль Банка России в формировании ресурсной базы кредитных организаций стала сопоставимой с той, которая была до кризиса. Динамика институциональных показателей региональных банков банковско-

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО.

<т>

о со

о тз ш

"О о о о

тз со

13 о

—I

ш ш ь со

ш

СП

Динамика институциональных показателей региональных банков банковского сектора России

Показатели 1.01.2010 1.01.2011 1.01.2011 в % к 1.01.2010

Количество действующих банков (без учета ОАО Сбербанка РФ), ед. 2 538 2 353 92,7

Количество структурных подразделений банков в расчете на 100 тыс. чел., ед. 26,5 27,1 102,3

Количество региональных банков, ед. 523 487 93,1

Доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора, % 14,1 13,7 97,2

Доля капитала региональных банков в совокупном капитале банковского сектора, % 12,6 12,8 101,6

Доля прибыльных региональных банков в общем количестве действующих региональных банков, % 90,8 95,2 104,8

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что общее количество действующих банков и региональных банков снизилось до 92,7% и 93,1% соответственно, при этом уменьшилась доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора до 97,2%.

В 2010 г. количество действующих банков сократилось на 46 единиц - до 1 012 организаций. В течение года были отозваны (аннулированы) лицензии у 28 банков; в связи с реорганизацией в форме присоединения исключены из Книги государственной регистрации 19 банков; получил лицензию на осуществление банковских операций один банк. Таким образом, в 2010 г. продолжилась тенденция последних лет к уменьшению числа действующих банков, наблюдавшемуся во всех федеральных округах.

На фоне сокращения количества филиалов увеличивалось количество дополнительных и операционных офисов, что способствовало увеличению количества структурных подразделений в расчете на 100 тыс. чел. до 102,3%.

Незначительно увеличилась доля капитала региональных банков в совокупном капитале банковского сектора - до 101,6%. Существенно выросла доля прибыльных региональных банков - до 104,8% вследствие восстановления финансового состояния предприятий в большинстве отраслей экономики и роста платежеспособности населения. Минимальное значение совокупного индекса обеспеченности регионов банковскими услугами в 2010 г. отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе 12. Некоторое увеличение данного показателя наблюдается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Самый низкий уровень обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации - в Республиках Дагестан, Ингушетия, а также в Сахалинской области и в Чукотском АО. В наибольшей мере банковскими услугами охвачен Центральный федеральный округ (прежде всего, Москва), далее следуют Северо-Западный федеральный округ, где высокой обеспеченностью банковскими услугами отличается Санкт-Петербург, и Приволжский федеральный округ.

Оценка концентрации деятельности за 2010 г. показала, что доля 200 крупнейших по величине активов банков в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась, составив 93,7% на начало года и 93,9% на конец года. В то же время доля пяти крупнейших банков немного снизилась (с 47,9% до 47,7%). На долю 200 крупнейших банков по величине капитала приходилось 92,7% совокупного капитала банковского сектора (против 2009 г. -92,9%), в том числе 48,8% (52,2%) - на долю пяти крупнейших банков. Количество банков с капиталом свыше 180 млн руб. за 2010 г. выросло с 77 613 до 778 (77% действующих банков). Доля данных банков в совокупном положительном капитале банковского сектора составила 99,5% против 99,4%.

Результаты анализа концентрации активов российского банковского сектора по показателям, принятым в международной практике, свидетельствуют о том, что уровень концентрации активов в 2010 г. оставался невысоким. Это обусловлено, в том числе, значительным количеством небольших банков. Индекс концентрации активов на 1.01.2011 г. составил 0,091, что соответствует низкому уровню. На среднем уровне остается концентрация кредитов нефинансовым организациям (за 2010 г. с 0,135 до 0,125). В 2010 г. наблюдалось также снижение концентрации вкладов физических лиц (с 0,251 до 0,236).

Снижение данного показателя произошло вследствие активного привлечением вкладов всеми банками, в том числе небольшими, предлагавшими вкладчикам высокие ставки по депозитам. Концентрация капитала за 2010 г. снизилась с 0,105 до 0,090. Одной из причин, обу-

ы

О К

о

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

г

о и

о

и

словивших данную динамику, явился заметный рост величины собственных средств небольших региональных банков. В 2010 г. сохранились существенные региональные различия в уровне концентрации на рынке банковских услуг. При этом для большинства федеральных округов характерен средний уровень концентрации активов.

Значительная помощь была оказана по выплате вкладов разорившихся банков Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Только за 2008 г. выплаты вкладчикам составили

10,6 млрд руб., чистый убыток АСВ составил 11,5 млрд руб., который стал в основном, результатом переоценки ценных бумаг на сумму 16,0 млрд руб. На Агентство возложены функции корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) банков, в отношении которых открыто конкурсное производство или введена процедура принудительной ликвидации. Кроме того, с ноября 2008 г. Агентство совместно с Банком России осуществляет меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (ст. 1 Федерального закона от 27.10.2008 г. №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.»). Сводные данные о страховых случаях, страховой ответственности Агентства и произведенных страховых выплатах представлены в табл. 2 [5].

Таблица 2

Сводные данные о страховых случаях, страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов и произведенных страховых выплатах

Дата Количество банков-участников ССВ Количество банков, в отношении которых наступил страховой случай Страховая ответственность АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай (по состоянию на дату страхового случая, млрд руб.) Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай (по состоянию на дату страхового случая, тыс.) Сумма выплаченного страхового возмещения (млрд руб.) Количество вкладчиков, обратившихся за выплатой страхового возмещения (тыс.)

01.01.2009 937 52 16,5 372,0 10,9 72,4

01.01.2010 925 83 22,4 627,5 21,9 174,8

01.01.2010 в % к 01.01.2009 98,7 159,6 135,7 168,7 200,9 241,4

01.01.2011 909 99 37,8 864,4 31,3 217,6

01.01.2011 в % к 01.01.2010 98,3 119,3 168,8 137,8 142,9 124,5

Из табл. 2 видно, что количество банков - участников системы страхования вкладов за период кризиса неуклонно снижается, за 2009 г. на 59,6% увеличилось количество банков, в отношении которых наступил страховой случай, а количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай, выросло на 68,7%, т.е. более быстрыми темпами, чем количество таких банков. В 2009 г. рекордный рост продемонстрировали показатели, выражающие сумму выплаченного страхового возмещения до 200,9%, и особенно, количество вкладчиков, обратившихся за выплатой страхового возмещения - 241,4%. Несмотря на снижение показателей за 2010 г., они остаются на высоком уровне, за исключением показателя: количества банков - участников системы страхования вкладов (98,3%) [5].

Объем фонда Агентства по страхованию вкладов - 109,1 млрд руб. По решению совета директоров АСВ 10% от фонда передается внешним управляющим. В этой роли могут выступить лишь компании, в управлении у которых находится не менее пяти фондов, не менее 2 млрд руб., капитал не ниже 50 млн руб., отсутствуют убытки и просроченная задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Управляющие компании должны были иметь рейтинг агентства не ниже уровня АА.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что банковский сектор находится в состоянии выхода из кризиса, поскольку за 2010-2011 гг. наблюдается улучшение показателей банковской деятельности. Однако стресс-тестирование, проведенное Банком России, показало, что банковский сектор до сих пор находится в состоянии кризиса. Но банкиры не верят результатам тестирования, полагая, что методика стресс-тестирования не совершенна. В целях выяв-

ления негативных тенденций в развитии российского банковского сектора, Банк России проводил стресс-тестирование каждый год, но в период кризиса увеличивал их частоту до трех месяцев. В 2010 г. Банк России перешел на новый график - один раз в полгода. Текущая методика расчетов считается наиболее проработанной и применялась впервые. Результаты стресс-тестирования показали, что банковский кризис в настоящее время продолжается. Экономические потрясения спровоцируют потерю половины капиталов в банковской индустрии, с рынка уйдет 321 банк. ВВП сократится на 5,2% (2,6 трлн руб.), а банковский сектор потеряет 50,8% капитала [5].

В рамках стрессового тестирования банков Центральный банк предполагает одновременное воздействие на банковский сектор набора негативных факторов. При расчетах ликвидности предусматривается отток вкладов физических лиц в размере от 10 до 20%. Такой же отток средств рассматривается для расчетных, текущих и прочих счетов юридических лиц. Отток депозитов юридических лиц предполагается в диапазоне от 5 до 10%. Отток межбанковских кредитов от нерезидентов составляет 30%. В рамках оценки рыночного риска, согласно условиям стрессового сценария, рубль обесценивается на 20%. Помимо этого предполагается обесценивание вложений в долговые и долевые ценные бумаги. При реализации этого сценария норматив достаточности собственных средств (норматив Н1) будет ниже допустимого уровня в 10% у 321 банка, на них приходится 50,8% активов банковского сектора. Более того, у 134 из них (11,6%) значение не доберет 2%. Проведенные расчеты по состоянию на 1 января 2011 г. подтверждают, что наиболее существенным для российского банковского сектора остается кредитный риск (потери могут составить 24,2% капитала банковского сектора). Если описанный сценарий будет реализован на практике, то доля «плохих» ссуд в портфеле кредитов юридическим лицам в целом по банковскому сектору может увеличиться с 9,3 до 14,9%, в портфеле кредитов физическим лицам - с 10,2 до 13,6%.

В случае реализации риска ликвидности потери банковского сектора могут составить 13,8% капитала, валютные потери - 0,11% капитала банковского сектора. Незначительные потери от реализации валютного риска как в случае обесценивания рубля, так и его укрепления свидетельствуют о достаточной сбалансированности активов и пассивов банков в разрезе валют.

По мнению экспертов, для экономики итоги стресс-теста означают, что структурных изменений не происходит, стагнирующее кредитование реального сектора, малого и среднего бизнеса будет идти еще сильнее, длинных денег в банках нет, бизнес заимствует в банках только на выплату зарплат и пополнение оборотных средств, а не на развитие. Для банков это означает, что дно кризиса не пройдено (А. Мурычев, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей).

Российские банки не сделали выводов из кризиса, они сейчас проходят период локализации последствий кризиса. Полученные результаты стресс-тестирования подтверждают неустойчивость российской банковской системы, что касается, в первую очередь, мелких банков. Банкиры предпочитают не верить полученным результатам, ссылаясь на недостатки методики ЦБ (Сергей Моисеев, директор центра экономических исследований, ответственный секретарь комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности).

Анализ современных методов институционального подхода к преодолению банковских кризисов показал, что в кратко- и среднесрочной перспективе наиболее важным представляется решение следующих вопросов: рекапитализация и консолидация в банковском секторе; формирование ресурсов и возобновление кредитования; расчистка балансов, регулирование и банковский надзор.

Рекапитализация предусматривает пополнение капитальной базы банков. Выдача субординированных кредитов способствовала увеличению капитала в первую очередь крупнейшим банкам, банкам с государственным участием. В период кризиса качество активов резко снизилось и банки ощутили недостаток капитала. В этой ситуации действовал механизм введения временной администрации в виде Агентства по страхованию вкладов, которое выполняло санацию банков. Однако механизм санации будет эффективным только в случае ориентации на долгосрочные цели реструктуризации и модернизации банковского сектора. При проведении санации целесообразно стимулирование банков к укрупнению капиталов за счет слияний и поглощений при соблюдении бюджетных ограничений, что создаст условия для финансиро-

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о

РЭ Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

вания крупного бизнеса и укрепит доверие вкладчиков.

Фондирование ресурсов и возобновление кредитования предполагают формирование стабильной ресурсной базы путем активного использования механизма рефинансирования за счет, например, нерыночных выпусков облигаций, которые являются обеспечением по ломбардным кредитам и операциям РЕПО Банка России, а также за счет упрощения процедур выдачи кредитов, удлинения сроков предоставления ликвидности, рефинансирования однородных портфелей кредитов населению и индивидуальным предпринимателям, изменения процентной ставки по кредиту в случае изменения ставки рефинансирования.

Расчистка балансов включает решение вопросов двумя способами: созданием специального государственного органа, координирующего эту работу, и выделением проблемных активов внутри каждого банка. В первом случае предусматривается замещение части проблемных активов долгосрочными ценными бумагами, по которым предоставляются государственные гарантии. Во втором случае расчистка балансов от проблемных активов предусматривает: выкуп проблемных активов у банков и группировка их в Агентстве; списание проблемных активов с последующей рекапитализацией; предоставление государственных гарантий по лимиту убытков от проблемных активов и формирование за счет государственных средств финансово устойчивых банков путем выкупа у существующих банков эффективных активов и пассивов.

Регулирование и банковский надзор предусматривают стимулирование рыночного кредитования, увязывание процесса предоставления финансовой помощи и выполнение задач по кредитованию и инвестированию реального сектора экономики и населения; надзор за кредитованием в банках, получивших финансовую помощь от государства.

Для полного комплексного подхода к вопросу об антикризисном регулировании банковского сектора целесообразно добавить, что одним из методов борьбы с кризисом банков является их национализация (полная или частичная). Правительства зарубежных стран нередко прибегали к этому финансовому инструменту. В условиях кризисов инструмент национализации (как и приватизации) банков, по данным МВФ, многократно использовался в таких странах, как Аргентина, Эквадор, Финляндия, Индонезия, Южная Корея, Швеция, Турция и др. Некоторые страны, например, Китай и Великобритания, используют методы налогового стимулирования.

Таким образом, анализ институциональных основ развития банковского сектора в кризисный период позволил сделать следующие выводы: наличие структурных слабостей, низкий уровень концентрации активов и капитала, наличие нерешенных внутренних проблем, низкий уровень банковского менеджмента, финансовая неустойчивость на рынке, несостоятельность банков, разобщенность банков и фрагментарность банковского сектора. К крупнейшим недостаткам российского банковского надзора отнесены: неоперативность, слабая организация выполнения операций и технологического процесса, наличие значительных регламентаций, затрудняющих надзорный процесс, недостаточность методик прогнозов долгосрочной и успешной деятельности банков по сравнению с документами текущего характера, негативные результаты стресс-тестирования банков.

Все это требует выявления внутренних причин, мешающих эффективному развитию банковского сектора, глубокого осмысления действующего механизма выхода банков из состояния кризиса для разработки концептуальных основ и формирования финансового механизма преодоления и предотвращения кризисных ситуаций в банковском секторе с целью создания условий для его устойчивого роста в стратегической перспективе.

Литература

[1] Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

[2] Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год (Протокол заседания Правительства РФ №42 от 30.12.2009 г.).

[3] Интернет-ресурс: www.cbr.ru - официальный сайт Банка России.

[4] Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 г. №177-ФЗ.

[5] Интернет-ресурсАллш.аэу.огд.ги - официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.