Канд. экон. наук Ю. Ю. Финогенова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье рассматриваются вопросы формирования систем страхования вкладов, существующих в мировой практике, дается критический анализ существующей отечественной системы обязательного страхования вкладов, не позволяющей частным инвесторам рассматривать банковские вклады как надежный инвестиционный инструмент. Сформулированы предложения по усовершенствованию действующей системы и снижению ряда рисков путем введения в нее компонентов системы гарантирования депозитов со взносами постфактум.
Ключевые слова и словосочетания: системы гарантирования депозитов с предварительными взносами; системы гарантирования депозитов со взносами постфактум; международная классификация систем страхования вкладов; российская система обязательного страхования вкладов; механизмы страхования вкладов за рубежом.
В рамках корректировки Стратегии-2020 с учетом заявления Правительства РФ «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» возникли предложения о возможностях дальнейшего развития системы страхования вкладов в РФ.
В разделе «Функционирование системы страхования вкладов» в предложенной правительством Стратегии указана важность изучения лучшего международного опыта, а также необходимость разработки рекомендаций для Агентства по страхованию вкладов с целью формирования эффективных систем страхования депозитов с учетом особенностей российской практики.
Система страхования вкладов (ССВ) - специальная финансовая программа, реализуемая государством или объединениями финансовых организаций в соответствии с законом или финансовыми соглашениями участников ССВ. Ее основная задача - защита сбережений вкладчиков, размещаемых в финансовых учреждениях.
ССВ относится к пассивным финансовым механизмам защиты интересов частного инвестора, т. е. не требует его личных финансовых вложений.
Российская система страхования -новая система в мировой практике страхования вкладов, которая построена в соответствии с особенностями отечественной банковской системы
Необходимо отметить, что существует ряд принципиальных различий в системах страхования вкладов разных стран, наиболее существенным из которых является механизм формирования и распределения средств страхового фонда. По данному классификационному признаку выделяют два типа систем страхования вкладов:
1) системы гарантирования депозитов с предварительными взносами;
2) системы гарантирования депозитов со взносами постфактум.
Комплексная классификация систем страхования вкладов, принятая в международной практике, приведена в таблице.
В настоящее время в России применяется схема с предварительными взносами с верхним лимитом возмещения. Страховое покрытие по системе в соответствии с международной классификацией является средним и составляет 1,3% от всех подходящих под определение страхуемых вкладов.
Международная классификация систем страхования вкладов
Классификационный признак Описание
По составу участников системы 1. Банковская (покрытие распространяется только на банковские депозиты, список которых ограничивается соответствующим нормативно-правовым актом). 2. Смешанная (покрытие распространяется на банковские депозиты, средства страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, различных инвестиционных фондов, список которых ограничивается соответствующим нормативно-правовым актом)
По механизму покрытия 1. С верхним лимитом покрытия (нацелена на текущие счета вкладчиков). 2. От нижнего лимита покрытия (нацелена на инвестиционные счета вкладчиков)
По объектам покрытия 1. Системы страхования вкладов физических лиц. 2. Системы страхования физических и юридических лиц. 3. Системы страхования вкладов, инвестиционных счетов
По механизмам покрытия 1. Системы гарантирования депозитов с предварительными взносами. 2. Системы гарантирования депозитов со взносами постфактум
По участию государства в ССВ 1. С постоянным участием государства. 2. С начальной помощью государственных средств при формировании фонда возмещения. 3. Без участия государства.
По объему покрытия депозитов 1. С полным страховым покрытием. 2. С частичным страховым покрытием
Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страхо-
вой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 700000 рублей.
Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Подлежат страхованию средства физических лиц, за исключением средств:
- размещенных на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
- размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
- переданных физическими лицами банкам в доверительное управление;
- размещенных во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.
Размер страхового покрытия, структура страхового фонда и политика Агентства по страхованию вкладов не ориентированы на гарантирование инвестированных через финансово-кредитные институты средств частных инвесторов. В мировой практике существуют прецеденты, когда осуществляется гарантирование инвестиций через такие институты. Объем страховых взносов при этом достигает от 0,1 до 1% к уже существующим взносам банков по вкладам. Использование гарантирования инвестиций через систему страхования вкладов влияет на устойчивость конкретного банка, снижая риски его деятельности по прочим направлениям. Кроме того, административный орган системы страхования вкладов может осуществлять расширенное регулирование деятельности банков в интересах инвестора и вкладчика, тем самым соз-
давая дополнительные гарантии для частного инвестора.
В отечественной практике текущий размер страховых взносов по обязательному страхованию вкладов составляет 0,1% расчетной базы - средней величины вкладов в банке за квартал. В настоящее время насчитывается 908 банков - участников ССВ (данные на 1 апреля 2011 г.).
Существенным структурным недостатком отечественной системы является то, что она ограничивает инвестиционную деятельность частных инвесторов во вкладах, заставляя их дробить свои вложения для использования механизма страховой защиты. В этом есть свои положительные моменты: в первую очередь - это мотивация частных инвесторов на распределение своих средств по различным финансово-кредитным институтам, что ведет к диверсификации вложений и снижению общих рисков, а также это более взвешенный подход к выбору банка при размещении средств.
С другой стороны, существует ряд негативных сторон сравнительно низко-
го лимита страхового покрытия. Это прежде всего небольшие суммы вложений, которые ограничиваются лимитом страхового возмещения, незаинтересованность инвестора инвестировать больше средств во вклады ввиду больших временных затрат на поиск предпочтительных условий вложений. Для частного инвестора дробление сумм инвестиций приводит к большим временным затратам, снижению мобильности средств, уменьшению контроля над инвестированными средствами.
Для оценки текущего инвестиционного поведения населения и его изменения под влиянием действия Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Агентство по страхованию вкладов в феврале - марте 2010 г. организовало проведение социологического опроса. Опрос проводился ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ). На рис. 1 представлены результаты опроса 1600 человек в возрасте от 18 лет относительно размеров их банковских вкладов.
Рис. 1. Распределение населения по объему банковских вкладов по состоянию на март 2010 г.
Как видно из рис. 1, значительная часть национальных сбережений приходится на вкладчиков с относительно небольшими средствами. В отличие от систем страхования, которые ориентированы на крупные суммы вкладов, отечественная система была создана для защиты сбережений населения, а не для мотивирования инвестиционной деятельности.
Важность механизма страхования вкладов заключается в том, что он является эффективным мотивирующим инструментом для вложения населением сбережений в коммерческие банки. Защита инвестированных во вклады средств должна отражать приоритеты государства по использованию частных
капиталов населения и управлению его инвестиционной активностью.
В мировой практике вложения средств в банковские вклады рассматриваются как инструмент именно сохранения средств, поэтому соотношение инвестиционных вкладов и вкладов на текущее потребление обратно тому, что сложилось на отечественном рынке. Так, инвестиционные вклады в Европе имеет более 64% семей. Кроме того, высокая степень защиты вкладов позволяет банкам создавать различные надежные инвестиционные продукты на их основе. В ряде европейских стран в настоящее время предлагается гарантированный инвестиционный вклад, схема которого представлена на рис. 2.
Инвестор вкладывает свои средства в
размере, превышающем установленную минимальную границу
99% вкладов размещены в банках, являющихся членами Европейской директивы по гарантированию депозитов
часть оставшихся средств идет на покупку опционного контракта, который дает право на получение дополнительного дохода в будущем по окончании срока банковского депозитного контракта
Рис. 2. Схема, предлагающая гарантированный инвестиционный вклад в ряде стран ЕС
Объем инвестиционных вложений зависит от величины процентной ставки, которая гарантирует полное возмещение средств через оговоренный промежуток времени.
Таким образом, частному инвестору гарантируется 100%-ное возмещение средств через определенный промежуток времени. Кроме того, инвестор вправе рассчитывать на спекулятивный дополнительный доход, который превышает гарантированный банками процент.
В России размер страхового покрытия вклада не позволяет реализовывать подобные проекты, хотя попытки реализации описанной выше схемы в России осуществлялись. В исследовании Агентства по страхованию вкладов в качестве банков, предпочтительных для инвестирования, были выбраны надежные банки с государственным участием в уставном капитале.
Тем не менее в отечественной практике не наблюдается прямой зависимости между объемом вкладов в банк и величиной процентной ставки,
что характеризует готовность инвестора рисковать.
Частный инвестор, чьи средства больше лимита страхового покрытия, стремятся вкладывать свои средства в банки с хорошей репутацией, а государственное участие в уставном капитале дает им дополнительные гарантии на вложенный капитал, несмотря на то, что субсидиарная ответственность по вкла-
трлн 11.00 10.00 9:00 8:00 7.00 Е.00 5.00 4,00 3.00 200 1.00
По состоянию на 1 января 2011 г. из общего объема вкладов 4689,5 млрд. рублей (47,9%) были размещены в Сбербанке, а 5108,8 млрд. рублей (52,1%) - в других банках1.
Идея разработчиков повышения границы возмещения в 2009 г. заключалась в том, чтобы полностью защитить владельцев небольших вкладов, а крупным вкладчикам создать стимул взвешенно подходить к выбору банка. Известно,
1 www.asv.org.ru/insurance/analytics/obzor/obzor 2010.doc
дам была отменена с введением системы страхования вкладов.
На рис. 3 показана динамика роста банковских вкладов с 2006 по 2011 г. по данным Агентства по страхованию вкладов. В 2010 г. доля Сбербанка на рынке вкладов снизилась на 1,5 процентных пункта (до 47,9%). Отставание Сбербанка от общерыночной динамики, как и ранее, связано с его более консервативной процентной политикой.
что при создании системы страхования участники рынка опасались, что ряд банков с проблемными балансами, воспользовавшись государственными гарантиями, станут повышать ставки по вкладам с целью привлечения большего количества клиентов.
В соответствии с системой страхования вкладов снижение риска по вкладам привело к снижению общих рисков и дало возможность банкам с повышенным уровнем риска агрессивнее привлекать вкладчиков, размещая их средства на более выгодных условиях.
01.06 07. ОЕ 01.07 07.07 01.08 07.08 01.09 07.09 01.10 07.10 01.11
Рис. 3. Динамика привлечения российскими банками вкладов и доля Сбербанка на рынке вкладов
Если остановиться на зарубежном опыте, то там широко используются системы гарантирования депозитов, мотивирующие к размещению во вкладах больших объемов средств.
В странах ЕС страхование вкладов обязательно для всех участников экономического пространства в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета о системах гарантирования вкладов от 16 мая 1994 г. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем. В них прописано, что защита вкладов является ключевым аспектом в создании интернационального рынка и необходимым дополнением к продуманному контролю кредитных институтов и национальных систем страхования, что при функционировании всех институтов на одном финансовом рынке сокращает риск неэффективности одного из них1. Причем каждое государство в рамках национального рынка кредитных институтов должно иметь хотя бы одну официальную схему, гарантирующую вклады. Покрытие должно осуществляться и на территории остальных стран ЕС, если коммерческий банк имеет там филиалы, а не только по месту регистрации. При наступлении страхового случая по совокупности вкладов свыше 20000 евро покрытие должно быть возвращено в полном объеме.
Директивой предусматривается уровень гарантирования депозитов в размере не менее 50 тыс. евро на одного вкладчика (с 2009 г. в соответствии с Директивой 2009/14/ЕС от 11 марта 2009 г., до этого минимальный размер гарантий составлял 20 тыс. евро). В настоящее время в большинстве стран ЕС предельный уровень возмещения, выплачиваемого по банковским депозитам, составляет 100 тыс. евро.
1 http://europa.eu.int/
Таким образом, в соответствии с Директивой страхование является обязательным только в том случае, если совокупность вкладов превышает минимальную границу, в отличие от отечественной системы страхования вкладов, где установлена верхняя граница возмещения.
Основная тенденция системы страхования вкладов в Европе связана со слиянием национальных гарантийных систем и формированием единого пространства. По этому же сценарию в будущем возможно создание единой системы страхования вкладов на территории Белоруссии, России и Казахстана.
Создание единого гарантийного пространства в этих странах будет способствовать не только их экономической интеграции, но и формированию механизма страховой защиты частных инвесторов. А это в конечном итоге может привести к консолидации инвестиционного капитала и его эффективному распределению.
Необходимо отметить, что сложившаяся в настоящее время в РФ ССВ сопряжена с рядом недостатков, которые не позволяют частным инвесторам рассматривать банковские вклады как надежный инвестиционный инструмент:
1) определение объема необходимого финансирования проблематично, поскольку результаты экспертной оценки могут не привести к желаемому вкладчиками размеру гарантийного покрытия;
2) средства гарантийного фонда не могут быть мгновенно перенаправлены на возмещение потерь по вкладам, поскольку их предполагается размещать в различные инвестиционные объекты. Определенные трудности могут возникнуть и при определении размера страхового возмещения ввиду быстро меняющейся рыночной конъюнктуры.
В противовес этому система гарантирования депозитов со взносами постфактум будет способствовать снижению ряда рисков и уменьшению напряженности в отношении несправедливого
распределения ответственности по вкладам.
Кроме того, роль Сбербанка в системе может быть дифференцирована по отношению к остальным банкам-участникам. С этой целью возможно применение системы взносов по степени риска деятельности банков. В рамках этой системы происходит дифференциация взносов в зависимости от степени рисковости банка. Эта система разрабатывалась для механизма страхования вкладов с предварительными взносами, и она может стать эффективным финансовым механизмом регулирования ответственности банков перед вкладчиками. Использование такой системы предполагает также создание рейтинга надежности коммерческих банков, с которыми может в открытом доступе ознакомиться частный инвестор.
В настоящее время создание системы страхования вкладов с возмещением от минимального лимита могло бы способствовать аккумуляции вложений в отечественный банковский сектор, однако это повлечет за собой серьезные затраты на формирование фонда и необходимость предоставления государственных гарантий по вкладам, если страховой случай наступит.
Таким образом, в России можно было бы ввести дополнительную к существующей системе страхования вкладов систему гарантирования депозитов со взносами постфактум или же принять только некоторые из ее элементов для гарантирования интересов вкладчиков. К преимуществам от введения подобной системы относятся:
1. Обеспечение дополнительного размера возмещения при наступлении страхового случая. Схемы государственного участия в системе страхования с последующими выплатами могут как включать государственное финансовое участие в страховании вкладов, так и полностью его исключать, если платежеспособность действующих финансово-кредитных институтов не нарушена.
2. Создание системы не требует серьезных расходов. Банки - участники системы могут использовать собственные средства с целью возмещения убытков вкладчикам, однако расходы банков на формирование фонда до наступления страхового случая будут минимальны. В России система гарантирования депозитов со взносами постфактум может быть разработана в рамках нынешней ССВ. На текущее функционирование системы потребуются лишь административные затраты, которые могут быть включены в расходы уже существующей ССВ.
3. Повышение контроля со стороны участников системы за стабильностью банковского сектора из-за опасности возмещения серьезных единовременных финансовых убытков.
4. Отсутствие риска возникновения финансовой ответственности по ССВ в странах-партнерах, поскольку нет необходимости в привлечении в гарантийную систему других стран.
Список литературы
1. Слепов В. А., Егоров А. В. Глобализация финансовой инфраструктуры // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2010. - № 2 (32).
2. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.
3. Тен А. В., Герасимов Б. И., Тен В. В. Оптимизация активов банка в системе страхования вкладов / под редакцией проф. Б. И. Герасимова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
4. A New Standard for Deposit Insurance and Government Guarantees After Crisis / A. Campbell, J. R. LaBrosse, D. G. Mayes, D. Singh // Journal of Financial Regulation and Compliance. -2009. - Vol. 17. - N 3.