Научная статья на тему 'Роль университетской среды в культурной жизни малого провинциального города'

Роль университетской среды в культурной жизни малого провинциального города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль университетской среды в культурной жизни малого провинциального города»

Д. А. ДЫРДИН

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ В КУЛЬТУРНОЙ жизни МАЛОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

Со времени своего возникновения университеты являлись формой синтеза трех видов социальных институтов: науки, образования и культуры. В процессе обучения в университете осуществляется взаимное проникновение репродуктивной и творческой деятельности, когда обучение непосредственно связано с научным творчеством, с развитием эмоционально-волевой сферы человека, с формированием универсального мышления. Поэтому университетское воспитание - это форма социализации, личностного роста и овладения культурными ценностями.

Структура российских университетов вбирает в себя лучшее из университетской традиции. Она ориентируется на внутренние цели, которые имеют общественную значимость. В рамках университета сохраняется установка на развитие как на погружение личности в реальную жизнь общества.

Годы, проведенные в университете, вырабатывают у студента аналитические качества, способность не только группировать факты, вычленять их внутреннюю суть, но и склонность к культурной рефлексии на. основе полученных в стенах вуза гуманитарных знаний.

Ныне особенно значима это последняя черта, отличающая университетскую среду от других культурно-исторических феноменов. Смыслопорождаю-щая работа разума позволяет студенту, университетскому выпускнику продуцировать культурную информацию на жизненное окружение, на все новые и новые локусы: учебные, научные, производственные. Вынесенные из университетской среды культурологические представления могут помочь личности ориентироваться в действительности, воспринимать ее в эвристической перспективе. Другими словами, университет учит нас открывать в мире скрытые смысловые связи, соотносить разнообразные факторы природы, истории и культуры, приобщая, тем самым, к символическому ряду в жизни конкретной территории (столицы, провинции, города, малого поселения), к семиосфере национального бытия.

Попытаемся показать, как присутствие университетской культурной «ауры» в небольшом поволжском городе меняет оптику рассмотрения его облика, как она становится действенным фактом городской жизни.

Университетская среда с ее неповторимой атмосферой духовно-интеллектуальной раскрепощенности и истинного универсализма влияет на многие аспекты жизни малого провинциального города, в том числе и на культуру. Здесь, в университетской сфере, сплетены вместе различные культурные практики и поведенческие стереотипы. Местное, локальное в

© Дырдин Д. А., 2004

университетской традиции обогащается опытом европейским и мировым. Индивидуальная культура усваивает общие закономерности человеческой истории. Бытийное сознание личности, сложившееся, по В. В. Виноградову, в «культуре раннего детства», вступает во взаимодействие с сознанием рефлексивным. Высший уровень сознания - духовный - достигается лишь немногими.

В современных условиях именно университет может взять на себя функцию подготовки индивидуума к духовно насыщенным отношениям с людьми и миром, синтезируя возможности просвещения и воспитания души. Уже давно университетская среда была посредником между внутренним миром человека и миром социальным, выковывала символическую логику. Ныне университет, особенно региональный, решает еще одну важнейшую задачу: осуществляет культурную коммуникацию, транслирует личный и периферийный опыт в контекст человеческой цивилизации.

В Димитровграде, который тридцать лет назад назывался Мелекессом, существует развитая университетская среда - филиал Ульяновского государственного университета, Димитровградский институт технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета, филиал Самарской гуманитарной академии, филиал Самарского гуманитарного университета. Она охватывает всю социокультурную структуру города и позволяет готовить специалистов и формировать духовно-свободную личность.

В культурном поле провинциального города параллельно существуют приметы старого и нового. В облике Димитровграда-Мелекесса сохранились эмблематика и архетипы дореволюционной купеческой жизни, слитые с чертами города науки, знаками новых производственных и социальных отношений. Городские реалии, исторические предания, архитектурно-градостроительные линии образуют единый ряд с природным ландшафтом города - с речкой Ме-лекесской, старым Симбирским трактом, Марковыми прудами. Все это, вместе с комплексом зданий НИИ АР а, Химмаша, ДААЗа, включается в культур-но-коммуникативный процесс как элементы единого языка города. Это новое сложное словесно-пространственное единство, которое пребывает в собственном движении.

Собственно говоря, мы имеем дело с целостным символическим образованием, представляющим Ди-митровград для его жителей и для всей российской культуры. Именно в этом знаковом качестве и вплетается в жизненную ткань города университетская среда. В Димитровграде люди, воспитанные университетом, вступают с местной историей в новые связи и отношения. В сознании человека, способного к

культурной интерпретации истории и современности, место обитания и духовная жизнь взаимообусловлены. Это происходит даже тогда, когда природные формы ландшафта изменены в силу прямых антропогенных воздействий. Они становятся действенными формами человеческого восприятия и воображения.

Мыслящий димитровградец, который чувствует символику города, усматривает в этих образах причинно-следственные связи событий, дающих городу двойное имя: Мелекесс-Димитровград. И здесь нельзя не считаться с влиянием университетской среды, которая выработана культурой нового времени. Собственно она и организует восприятие особого характера города, заданного его местонахождением и историей.

Такая самоидентификация в нынешней истории Поволжья и всей России способствует стремлению развивать культурные связи со всеми ветвями власти, градообразующими предприятиями, общественными движениями, общеобразовательными учреждения-

ми- всеми участниками культурной жизни города. Многие инициативы университетов в области культурной политики города внесли определенный вклад в победу Димитровграда на конкурсе «Культурная столица Поволжского федерального округа» (2004). Происходит заметный поворот от постановки проблем в глобальном масштабе к «малым» делам. Осознанная мотивация к изучению реалий, из которых складывается настоящее и будущее Димитровграда-Мелекесса, зарождается здесь благодаря конструктивной роли вузовской, университетской среды в становлении эффективной культурной политики города.

Дырдин Денис Александрович, директор лицея N9 5 г. Димитровграда (Ульяновская область), соискатель кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

А. Ф. КУДРЯШЕВ

О СТАТУСЕ И ПРИНЦИПАХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Достаточно очевидно утверждение, что университетское образование должно характеризоваться особенными чертами. Однако в действительности большинство современных университетов России не «дотягивает» до требуемого уровня, оставляя желать лучшего, что не позволяет выявить существующее статусное различие между ними и институтами, как учебными заведениями. Так или иначе, но университетское образование в нашей стране переживает состояние глубокого кризиса, возникшего, разумеется, прежде всего в связи с общим бедственным состоянием России, но и в связи с неразумно большим числом университетов, и, отчасти, в связи с так называемым кризисом обоснования. Фундаменталистские концепции, утверждающие достижимость прочного обоснования знания, подверглись резкой критике со стороны их противников - антифундаменталистов. Последние считают невозможным достижение не только каких-либо абсолютных и потому незыблемых оснований, но и вообще каких бы то ни было оснований знания. То, что ранее принимаюсь за устойчивую опору познания в виде его оснований, теперь зачастую рассматривается меняющимся и текучим. Релятивизм и антифундаментализм проникли во все направления методологии познавательной деятельности. Распространению анти-фундаменталистских настроений способствует популяризация постмодернистских, в частности деконструктивистских, идей. Между тем университетское образование как раз и должно отличаться наибольшей фундаментальностью, поэтому призвание университетских преподавателей можно видеть в том, чтобы давать студентам фундаментальные знания. Их глубина обеспечивает широту круго-

© Кудряшев А. Ф., 2004

зора выпускника университета и объем реализуемого им, как специалистом, в течение последующих лет жизни творческого потенциала. Фундаментальное, а в случае университета - наиболее фундаментальное -образование обеспечивает также свое дальнейшее продолжение, т. е. актуааизация заложенного в процессе обучения потенциала (за счет «погружения» в основания знания) делает образовательный процесс непрерывным. В будущем выпускник университета, более, чем кто-либо иной, может специализироваться в самых разных областях творческой деятельности: таковы определенные плоды фундаментального образования, полученного в университете.

Научно-исследовательская модель университетского образования, рассчитанная на подготовку научных кадров, придает образовательному процессу ряд существенных качеств. Фундаментальность необходимого уровня должна обеспечиваться солидной профессиональной подготовкой работников университетов, прежде всего профессорско-преподавательского состава. Преподаватели университетов обязаны сочетать классические, ставшие традиционными, знания со знанием современных научных проблем. Это значит, что они должны быть сведущими в самых актуальных вопросах своего предмета и в существующих подходах к их решению. Они сами призваны быть творческими личностями, причастными к развитию науки. Об этом должны свидетельствовать различные квалификационные дипломы, например, о присуждении научных степеней, наличие постоянно пополняемого списка научных публикаций, участие в конференциях и других научных мероприятиях, таких, как конкурсы на получение грантов, руководство работой над диссертациями аспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.