Научная статья на тему 'Региональный технический университет в духовно-культурной среде симбирского Поволжья'

Региональный технический университет в духовно-культурной среде симбирского Поволжья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный технический университет в духовно-культурной среде симбирского Поволжья»

ники, не имея хотя бы минимальной подготовки в области педагогики и психологии, просто воспроизводят известные им из собственного студенческого опыта приемы преподавания, зачастую не самые лучшие и не самым лучшим образом. Здесь также просматривается уже указанное заблуждение, что преподавать в вузе - это просто передавать знание. А при широких технических возможностях его хранения и трансляции и при таком понимании места преподавателя в образовательной деятельности его роль скоро может быть сведена к нажатию нужных кнопок, клавиш и т. п.

В результате университет окажется поставщиком не образованных людей, обладающих установкой на реализацию собственного потенциала и имеющих

возможности ее осуществления, а специалистов, не способных даже осмыслить собственное место в социуме и свою роль в общественном производстве, что неизбежно приведет к росту напряженности внутри социума, во взаимодействии общества и природы, а в недалекой перспективе - к антропологической катастрофе.

Брысина Татьяна Николаевна, док/пор философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Философия» УлП'У. Имеет монографии и статьи в области онтологии, социальной философии, философии образования.

А. А. ДЫР ДИН

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ СИМБИРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

В постиндустриальную эпоху возрастает общественная роль университетов, которые превращаются в центры социально-культурного развития стран и регионов. Жизнь общества, ее качество и экономическая устойчивость в огромной степени зависимы от научных открытий, уровня просвещенности. Университет XXI века осуществляет не только образовательную функцию, но аккумулирует, а затем транслирует от поколения к поколению культурный и духовный опыт. Университетская среда становится сферой формирования и сохранения человеческого капитала.

Особенно значима в этих условиях региональная миссия университета, который удовлетворяет потребность в едином фокусе собирания научных и социальных проектов, становясь точкой притяжения для научных и образовательных учреждений, пространством воспроизводства общественного интеллекта и интеллекта каждого человека.

В данной статье предметом рассмотрения станут значимые особенности, характеризующие модель регионального университета, какой она складывается в Ульяновском техническом университете накануне его 50-летия, и возникшую в нем гуманитарную сре-

ДУ-

Идея регионального университета реализуется через определенный набор признаков культурноинтеллектуального пространства, которое складывается в университете нового типа и вокруг него. В таком университете могут быть осуществлены не только гуманитарная идея и личностно-ориентированный образовательный процесс, но и создана жизненная среда, включающая в себя традиции, особый нравственный климат и сам образ университета как духов-но-воспитывающего учреждения. К этому же бытий-

© Дырдин А. А., 2004

ному пространству следует отнести и узловые для духовного и интеллектуального развития личности формы внеучебной деятельности: творческие объединения, клубы, коллективы художественной самодеятельности, научные и культурные центры, спортивные секции, библиотеки, собственные коммуникативные сети, университетские СМИ.

Какие же характеристики являются первостепенными, определяющими для рассматриваемой модели регионального университета?

Прежде всего, провинциальный университет должен быть «региональным по форме, но российским по содержанию» [1]. Он входит в интегративную университетскую систему, объединяющую локальные и региональные университеты мира в единое университетское сообщество. Вместе с тем провинциальный университет, опираясь на географию культуры и населения того края, где он расположен, не противопоставляет местные задачи общему образовательному пространству. Однако именно этим принципом «местного соответствия» [2] определяется динамика становления и развития регионального университета.

В. Яковлев видит основную задачу университета в разработке и формировании механизмов противостояния натиску потребительской психологии, в культивировании высших духовных ценностей. «Больше некому, - отмечает ученый, - другие общественные институты или слишком ангажированы в экспансионистский тип современной хозяйственно-экономической деятельности (государство), или недостаточно консолидированы (церкви и религии). Университетское сообщество обладает необходимыми нравственными ориентирами, обусловленными самим статусом научно-преподавательского этоса, достаточно автономно, коммуникативно и сплоченно» [3, с. 30]. По словам того же В. Яковлева, универ-

ситет может стать своеобразной школой духовности, если в нем «воплотиться высшее духовное начало человеческой цивилизации, осознавшей и осмыслившей непреходящие ценности бытийственности» [3, с. 31].

Региональная миссия университета, которую ныне стремиться осуществлять УлГТУ, соединенный через систему дистанционного образования со всеми городами и районными центрами области, обусловлена историей его возникновения. Складываясь с самого начала как университетский комплекс, УлГТУ -с момента получения статуса университета в 1994 г. -включал в себя следующие элементы структуры: развитая образовательная сфера, научно-исследовательская система, созданная на основе мощного интеллектуального потенциала ученых региона и известных российских научных центров, научно-производственная и информационнотехнологическая базы, а также социокультурная составляющая (киноконцертный зал, комплекс зданий и сооружений студенческого городка, профилакторий, база отдыха и т. д.).

Сосредоточенный в УлГТУ интеллектуальный потенциал (наличие докторов и кандидатов не только технических, но и гуманитарных наук, формирующихся научных школ, открытие в начале 1990-х годов гуманитарного факультета) позволяет рассматривать университет как полигон для апробации разнообразных изменений в содержании и в технологии образования, особенно таких, как усиление фундаментальной подготовки, претворение в жизнь междисциплинарных знаний, активное применение в учебном процессе методов и результатов научного поиска и информационных систем. Тем самым, УлГТУ превращается в региональный научно-методический центр, выполняя и другие задачи регионального университета. Одна из них - социокультурная функция университета, его связь с духовной жизнью города, области, региона.

Может ли региональный технический университет преобразовывать культурную среду? Какова его роль в распространении идей, нравственных ценностей и культурных традиций?

УлГТУ уже своим территориальным размещением как бы изначально предназначен для реализации культуростроительных задач. Расположившись на трех площадках в трех различных районах города (в его северной части, в центре и в Заволжье) он соединяет прошлое и настоящее Симбирска-Ульяновска с его местом в отечественной истории, его образом в исторической памяти России. Особое значение имеет и расположение главного корпуса университета на Северном Венце, который тесно связан с городским пейзажем, природной поэзией Симбирского Поволжья. В силу этих факторов УлГТУ участвует в формировании культурно- символического облика областного центра, а также - с включением в структуру университета Института управления и дизайна в Ди-митровграде (Мелекессе), других учебных заведений и Интернет-центров - всего нашего края, органично

вписываясь в контекст симбирского провинциального место раз вити я.

Формально для выполнения региональной культурной миссии УлГТУ имеет значительные возможности: библиотека с полутора миллионами единиц хранения, несколькими читальными залами, десятки точек доступа к Интернету, концертный зал, университетская типография, магазин и киоск - функционируют уже достаточно давно. Однако являются ли они каналами культурной информации? Заметно ли участие в культурном движении преподавателей и студентов, стало ли это участие способом влияния на общественную и духовную жизнь города, региона?

Сама природа университетского феномена определяет «кристаллизующую» роль университета. Вместе с тем и внутри вуза должна существовать почва, на которой взращиваются творческий ум и способности человека, происходит его духовное становление.

Надо признать, что некоторые изменения в этом направлении происходят. Активизировалась студенческая культурная и спортивная жизнь. Главная научная библиотека проводит регулярные книжные выставки. Нередки творческие отчеты ульяновских (в том числе - университетских) художников, поэтов, мастеров фотоискусства. Начинает свою работу клуб научной и творческой интеллигенции «Северный Венец». Изменила свой дизайн, стала содержательней университетская газета. На гуманитарном факультете образовано студенческое РЯ-сообшество по разработке корпоративной культуры. В последние годы прошло несколько международных и всероссийских конференций и семинаров философско-культурологической направленности, объединивших ученых естественнонаучного, технического и гуманитарного направлений. Но, к сожалению, в стратегии развития университета как регионального превалирует узко-прагматический подход. Не создана традиция публичных (открытых) дискуссий по жизненноважным проблемам, например, по теме интеграции студенческого и профессорско-преподавательского сообщества в региональное, российское и мировое культурно-интеллектуальное пространство. Просматривается тенденция к сокращению общеобразовательных курсов и, особенно, гуманитарных дисциплин. Лишь на трех факультетах введен курс «Русский язык и культура речи», предусмотренный стандартом высшего профессионального образования в качестве цементирующего начала гуманитаризации образования. Важность укрепления языковой среды для решения задач регионального университета неоспорима. Это не только общекультурный фон, но и инструмент познания окружающей реальности, постижения всего мира и отдельных его частей. Поскольку главное в гуманитарной парадигме - это привитие человеку навыков осмысления своего места в действительности, необходимо было бы ввести в национальнорегиональный компонент для всех факультетов университета дисциплину «История культуры Поволжья».

Специализация и профессионализация студентов УлГТУ имеют прикладной характер. Процесс гума-

низации и гуманитаризации оказывается оторванным от нравственных ориентиров. Эмоциональноволевые, духовные и эстетические ресурсы будущего специалиста не пополняются, его личностный стержень не получает должной внутренней опоры. В результате культурными универсалиями студента-симбирянина становятся не идеи веры-надежды-любви, а престиж, меркантилизм.

Даже если учесть, что религиозная и эстетическая формы культуры ныне уже не могут соперничать с идеями активизма, именно первые обеспечивают прорывы в науке, в искусстве, как это видно из замечательного прошлого Симбирска и Симбирской губернии. Утрачено некое звено связи судьбы личности с миром культуротворчества, с традицией духовности, которая всегда определяла «лицо» российского университета - как столичного, так и провинциального. Осуществлять лишь трансляцию технических знаний и умений сегодня без духовной поддержки, без культурных символов и смыслов, которые задают ценностные ориентиры человеку и обществу, вряд ли возможно. Университет, являясь культурным достоянием человечества, не утвердится в мировом образовательном пространстве, если не определит духовнокультурную составляющую важнейшим приоритетом собственного развития.

В условиях регионализации высшего образования профессорско-преподавательское сообщество

УлГТУ с необходимостью придет к возрождению культурных традиций, к пониманию созидательной роли духовного наследия, о котором напоминают славные имена А. Радищева, Н. Карамзина, Н. Языкова, братьев Аксаковых, И. Гончарова, а также П. Лю-бищева, С. Королева и А. Сахарова, оставшихся в памяти жителей земли симбирской примерами высоты духа и мысли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Третьяков В. Е. О региональной роли университетов //Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2 (13).

2. Ткаченко А. А. О процессе социологизации и элементах общей теории социально-экономической географии // Региональные исследования. - 2002. -№ 1.

3. Яковлев В. Ценность и цена университетского образования // Свободная мысль. - 1995. - № 7. -

С. 24-31.

Дырдин Александр Александрович, доктор филологических наук, заведуюгций кафедрой «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ. Автор статей и монографий по русской литературе и культуре.

В. А. БАЖАНОВ

ВЛАСТЬ ТЬМЫ И ТЬМА ВЛАСТИ: СЦИЛЛА И ХАРИБДА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТ А*

В нынешнее довольно нестабильное время -время распада, а то и крушения многих социальных институтов, пересмотра идеалов и норм, выбора новых ориентиров развития российского общества -особенно обостряется вопрос о том, можно ли рассчитывать на строительство чего-то нового, которое бы аккумулировало предшествующие достижения и приобретало бы качества, возвышающие его над старым. Это касается и стратегии развития высшего образования и особенно университета в России, которые на протяжении едва ли не всей своей истории развивались в ситуации, когда, с одной стороны, они находились под прессом в высшей степени централизованного управления, а с другой - испытывали подозрительное отношение со стороны основной массы населения. «Гнилой интеллигент», «больно грамотный», «профессорская ученость» и т. п. - языковые паттерны состояния народного умонастроения, обычно выплескивающегося на поверхность как раз в переходные периоды исторической эволюции России.

Может ли университет в непростой период, который переживает ныне Россия, найти новые формы

© Бажанов В. А., 2004

выживания и прогресса? Сможет ли он хотя бы в отдаленной перспективе вырваться из тисков жесткого и далеко не всегда оптимального государственного управления и побороть непонимание важности фундаментального высшего образования и науки (особенно гуманитарных ее разделов) со стороны большей части общества? Будет ли для этих целей полезен зарубежный, например, американский опыт, и привьется ли он на отечественной почве?

Российский университет развивался в контексте такой культуры, которая тяготела к корпоративности, а не к индивидуализму; сильное централизованное стремилось подавлять демократические традиции, лимитировать гражданские и академические свободы и в целом недооценивало задачу модернизации общественного устройства, а то и просто пренебрегало ею. Поэтому становление, да и развитие российского университета происходило* в иных условиях, нежели генезис западноевропейского университета.

По сравнению с естественными и математическими науками особенно в неблагоприятных условиях находились гуманитарные, а среди последних -

Работа поддерживалась грантом РГНФ (03-03-00350).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.