Научная статья на тему 'Статус университета в современной Российской действительности'

Статус университета в современной Российской действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус университета в современной Российской действительности»

подобного воздействия: подсчитать и описать, что и как привносят вузы в социально-культурную жизнь региона очень трудно.

Михаилов Валерий Алексеевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой

«Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ. Имеет 140 публикаций а области философии, политологии, социологии, социальной психологии.

Т. Н. БРЫСИНА

СТАТУС УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Обсуждение вопроса о роли университета в развитии региональных образований, вероятно, следует начинать с выяснения самой природы такого рода явления. Иначе может случиться так, что предъявляемые требования в принципе невыполнимы, либо их реализация повлечет такие последствия, которые сведут к нулю полученные результаты.

Университет как социальное явление, разумеется, не может не выражать происходящие в обществе преобразования, однако нельзя забывать, что это не только явление, но самостоятельный социальный институт, выполняющий конкретную функцию - продуцирование людей, обладающих возможностями для творения культурных схем жизнедеятельности, в том числе относящихся к производству знаний и различного вида технологий и их трансляции. Тем самым университет оказывается реалией, в которой органическим образом соединяется научно-исследовательская и педагогическая компонента. Именно в этом состоит природа университета, обеспечивающая ему особое место в общественной системе и позволяющая исполнять социальную функцию.

Понятно, что современная российская действительность такова, что на первый план выходят сугубо прагматические и даже грубо утилитарные цели. Как говорится, «не до жиру, быть бы живу». Однако установка на такие цели и стремление их достичь могут оказаться для университета катастрофическими. И не только для университета, но и всей системы образования и общества в целом.

Активно, можно даже сказать, агрессивно внедряемая ныне установка на зарабатывание университетом средств для обеспечения своей деятельности уже сейчас приводит к резкому снижению качества образовательной (педагогической) деятельности, поскольку стимулирует ряд действий, негативным образом проявляющихся в работе вуза. Прежде всего, снижаются требования к уровню довузовской подготовки абитуриентов, а, следовательно, контингент поступивших не обладает (в средней массе) необходимыми стартовыми основами для успешного овладения уже готовыми знаниями, не говоря уже о возможностях творчества новых культурных реалий, о которых говорилось выше. В итоге общество посте-

© Брысина Т. Н., 2004

пенно теряет творческий потенциал и не способно адекватно отвечать на столь разнообразные и зачастую непрогнозируемые вызовы цивилизационного процесса.

Другой аспект - это состояние преподавательского корпуса. Непомерный рост контингента студентов за счет коммерческого набора ведет к такой интенсификации труда, которая превращает преподавателя в обезличенный «передаточный механизм», задача которого сводится к озвучиванию текстов учебников и только! Этот фактор подкрепляется еще одной опасной установкой, широко распространенной в умах и чиновников от образования, и студентов, и самих преподавателей: вуз - это место, где готовят специалистов. При этом под специалистом понимается человек, овладевший набором знаний и умений, достаточных для исполнения действий в определенной (т. е. заданной профессией) сфере. Для подготовки таких специалистов личностные (собственно человеческие) качества преподавателя (да и студента) не требуются. Более того, они даже вредны, поскольку нарушают технологию «перекачки» знаний из сознания преподавателя в сознание студента. Поэтому необходимо минимизировать их, а еще лучше убрать вообще. Другими словами, заменить живого человека (преподавателя) техническим средством, которое исполнит технологию в наилучшем виде. Это, на мой взгляд, один из тех факторов (слабо от-рефлексированных педагогическим сообществом), на котором выстраивается столь привлекательная для многих своей современностью концепция технизации и технологизации образования, в том числе и высшего.

Следующий негативный момент установки на зарабатывание денег - это изменение статуса фундаментальных исследований, которые не дают сиюминутной отдачи, но требуют больших интеллектуальных усилий. Однако включенным в «педагогическую гонку» преподавателям просто не хватает времени и сил на такого рода занятия/

Утверждается тенденция пополнения преподавательского корпуса собственными выпускниками. В .этом имеются свои преимущества, однако отсутствие ротации кадров в провинциальном вузе, несомненно, несет в себе значительные издержки, в первую очередь, в сфере педагогической деятельности. Выпуск-

ники, не имея хотя бы минимальной подготовки в области педагогики и психологии, просто воспроизводят известные им из собственного студенческого опыта приемы преподавания, зачастую не самые лучшие и не самым лучшим образом. Здесь также просматривается уже указанное заблуждение, что преподавать в вузе - это просто передавать знание. А при широких технических возможностях его хранения и трансляции и при таком понимании места преподавателя в образовательной деятельности его роль скоро может быть сведена к нажатию нужных кнопок, клавиш и т. п.

В результате университет окажется поставщиком не образованных людей, обладающих установкой на реализацию собственного потенциала и имеющих

возможности ее осуществления, а специалистов, не способных даже осмыслить собственное место в социуме и свою роль в общественном производстве, что неизбежно приведет к росту напряженности внутри социума, во взаимодействии общества и природы, а в недалекой перспективе - к антропологической катастрофе.

Брысина Татьяна Николаевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Философия» Ул/ТУ. Имеет монографии и статьи в области онтологии, социальной философии, философии образования.

А. А. ДЫР ДИН

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ СИМБИРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

В постиндустриальную эпоху возрастает общественная роль университетов, которые превращаются в центры социально-культурного развития стран и регионов. Жизнь общества, ее качество и экономическая устойчивость в огромной степени зависимы от научных открытий, уровня просвещенности. Университет XXI века осуществляет не только образовательную функцию, но аккумулирует, а затем транслирует от поколения к поколению культурный и духовный опыт. Университетская среда становится сферой формирования и сохранения человеческого капитала.

Особенно значима в этих условиях региональная миссия университета, который удовлетворяет потребность в едином фокусе собирания научных и социальных проектов, становясь точкой притяжения для научных и образовательных учреждений, пространством воспроизводства общественного интеллекта и интеллекта каждого человека.

В данной статье предметом рассмотрения станут значимые особенности, характеризующие модель регионального университета, какой она складывается в Ульяновском техническом университете накануне его 50-летия, и возникшую в нем гуманитарную сре-

ду. .

Идея регионального университета реализуется через определенный набор признаков культурно-интеллектуального пространства, которое складывается в университете нового тина и вокруг него. В таком университете могут быть осуществлены не только гуманитарная идея и личностно-ориентированный образовательный процесс, но и создана жизненная среда, включающая в себя традиции, особый нравственный климат и сам образ университета как духовно-воспитывающего учреждения. К этому же бытий-

© Дырдин А. А., 2004

ному пространству следует отнести и узловые для духовного и интеллектуального развития личности формы внеучебной деятельности: творческие объединения, клубы, коллективы художественной самодеятельности, научные и культурные центры, спортивные секции, библиотеки, собственные коммуникативные сети, университетские СМИ.

Какие же характеристики являются первостепенными, определяющими для рассматриваемой модели регионального университета?

Прежде всего, провинциальный университет должен быть «региональным по форме, но российским по содержанию» [1]. Он входит в интегратив-ную университетскую систему, объединяющую локальные и региональные университеты мира в единое университетское сообщество. Вместе с тем провинциальный университет, опираясь на географию культуры и населения того края, где он расположен, не противопоставляет местные задачи общему образовательному пространству. Однако именно этим принципом «местного соответствия» [2] определяется динамика становления и развития регионального университета.

В. Яковлев видит основную задачу университета в разработке и формировании механизмов противостояния натиску потребительской психологии, в культивировании высших духовных ценностей. «Больше некому, - отмечает ученый, - другие общественные институты или слишком ангажированы в экспансионистский тип современной хозяйственно-экономической деятельности (государство), или недостаточно консолидированы (церкви и религии). Университетское сообщество обладает необходимыми нравственными ориентирами, обусловленными самим статусом научно-преподавательского этоса, достаточно автономно, коммуникативно и сплоченно» [3, с. 30]. По словам того же В. Яковлева, универ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.