Научная статья на тему 'Роль учителя в формировании этического мировоззрения младших школьников'

Роль учителя в формировании этического мировоззрения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плюснина М. А.

В статье предпринимается попытка обозначить главенствующую роль учителя в формировании этического мировоззрения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя в формировании этического мировоззрения младших школьников»

Список литературы:

1. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова O.A. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

2. Печеркина A.A., Остапчук Н.В. Профессиональное здоровье педагога как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М.: МПСИ, 2009. - С. 367-369.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ школьников

© Плюснина М.А.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье предпринимается попытка обозначить главенствующую роль учителя в формировании этического мировоззрения младших школьников.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости, ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности.

Именно поэтому школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности.

В концепции духовно-нравственного развития личности образованию отводится ключевая роль в заложении и развитии не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизнь обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию. Этическое мировоззрение как основа нравственной жизни человека (А. Швейцер), представлений о добре и зле и об осуществлении его в поведении человека (Н.О. Лосский), способствует выйти на глубинный «этический диалог» со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни.

В оптимальном варианте школа должна осуществлять целенаправленное влияние на личность учащегося с целью формирования у него духовного ми -

* Ассистент кафедры Общей педагогики и педагогической психологии.

ра, который бы соответствовал требованиям современного общества. В нынешних конкретно-исторических условиях жизни нашего общества роль личности учителя неизмеримо возрастает. Школа должна формировать этическое мировоззрение, а главную роль в этом процессе принадлежит учителю.

Младший школьный возраст - особый период в жизни ребенка. В этом возрасте формируются важнейшие качества личности, которые позволяют в дальнейшем стать полноправным членом общества каждому ребенку. В свете гуманистических идей мы можем рассматривать младшего школьника как природное, социальное и экзистенциальное, т.е. свободоспособное, существо, которое самостоятельно и независимо, преодолевая биологическую и социальную заданность, может строить свою судьбу, отношения с миром, реализо-вывать познанное свое предназначение в жизни, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Реализуя себя как личность, младший школьник преодолевает негативное влияние окружающей среды, саморазвивается и самоутверждается как субъект ответственности в общественно-значимых видов деятельности. В силу присущих психологических новообразований, особенностей социального развития данный возраст можно считать благоприятным периодом в жизни человека для осуществления процесса формирования этического мировоззрения. Тем более, что эффективность воспитательного процесса обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием учеников, учителя начальных классов и родителей учащихся.

Важность данного процесса отмечается в философии (Аристотель, H.A. Бердяев, Б.С Гершунский, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, и другие). Огромная заслуга в раскрытии вопроса этического воспитания принадлежит педагогам-классикам: Я.Л. Коменскому, Я. Корчаку, П.Ф. Лесгафту, Дж. Лок-ку, A.C. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К. Д. Ушинскому, педагогам-новаторам таким как Ш.А. Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, В.А. Караковский, Т.М. Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, С.Е. Шаталов и другим. Они отмечали, что этическое мировоззрение начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами. Основа этического мировоззрения - представления о добре и зле, счастье, свободе, долге и т.д. Широко в отечественной науке рассмотрены нормы этического воспитания в начальной школе (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, A.C. Валяв-ская, В.И. Мурашов, В.И. Петрова, Г.С. Сковорода, В. Д. Шадриков и др.), но до настоящего времени не изучена целостность восприятия и понимания младшими школьниками этического мировоззрения.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обла-

дающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Очень важным для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль).

Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому, на первых порах, уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающий их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики обычно хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.

Это определяется тем, что в начальных классах коллектива по существу нет, он только начинает формироваться; позиция каждого ученика создается в основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.

Благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе. Общение с учителем имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. О.С. Богданова и В.И. Петрова отмечают, что учитель в жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель - это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое.

Учитель с чистой совестью запечатлевается в сознании ученика, благотворно влияет на их побуждения, саморазвитие и поступки. Педагогу мало обращать внимание только на то, какими растут его ученики, ограничиваться постоянным изучением нравственной воспитанности учащихся, надо ещё хорошо разбираться в особенностях собственной деятельности, видеть все её достоинства и просчеты. К личности учителя предъяв-

ляются повышенные моральные требования, потому что ему доверено воспитание подрастающего поколения. Каждый шаг учителя, его поведение «оценивается» детьми. Вот он радуется, оценивая успехи учеников, огорчается, ставя плохую отметку и т.д. - всё это «прочитывается» учениками не как мелочи урока, а как общепринятое отношение к людям, к труду, то есть как этическое отношение. Первым обязательным для учителя качеством считается гуманизм, то есть отношение к другому человеку как к высшей ценности на земле. Учащиеся видят эти проявления и следуют им порой неосознанно, приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к ученикам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Следовательно, можно говорить, что необходимы специальные усилия и кардинально выраженный поворот образовательных учреждений к процессу этического мировоззрения растущего поколения.

Наличие в образовательных учреждениях этической системы воспитания, содержание и технология которой обеспечит психолого-педагогические условия для личностного роста ребёнка, становления и развития его этического мировоззрения, создаст особую ситуацию сосредоточения личности воспитанника как субъекта деятельности и отношений на их морально-этической основе.

Жизненность такой системы - в её готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами образовательного учреждения: разнообразными занятиями в сфере дополнительного образования или уроками в школе, промежуточным пространством между занятиями, досуговой или внеурочной деятельностью детей.

Список литературы:

1. Бодалев A.A. Психология общения. - М., 1996.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.

3. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тншков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.

4. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. -М., 1977.

5. Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. - Л., 1979.

6. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей // Изб. пед соч.: в 7 т. М., 1959. - Т. 4.

7. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1991.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1975.

9. Ушинский К.Д. История педагогики. - М., 1981.

10. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1989.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Солтанбекова Б.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В статье проанализированы основные направления работы специалистов по психологическому сопровождению школьников. Определено место системы образования в профилактике личностных расстройств и поведенческих нарушений у детей и подростков. Показан комплексный, универсальный характер деятельности психолога общеобразовательного учреждения.

Школьный психолог осуществляет практическую деятельность, которую в последние годы стали именовать «сопровождением». Сопровождение характеризуется как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия [1]. Сопровождение предполагает оказание помощи как в обучении и воспитании, так и в решении внутриличностных и межличностных проблем, проблем общения. Анализ поведения и развития детей разных возрастных категорий позволил ученым обозначить основные направления и содержание психологической работы с учащимися.

Первое из направлений - психодиагностика. В самом общем виде она определяется как наука и практика постановки психологического диагно-

* Старший преподаватель кафедры Общей и педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.