Научная статья на тему 'Формирование этических взаимоотношений студентов политехнических колледжей как аспект деятельности куратора'

Формирование этических взаимоотношений студентов политехнических колледжей как аспект деятельности куратора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бранецкая М. С.

Статья посвящена роли куратора академической группы политехнического колледжа в процессе формирования этических взаимоотношений студентов. Проанализирована психологическая и педагогическая литература относительно проблемы формирования этических взаимоотношений студентов в целом, роли куратора в этом процессе в частности. Процесс формирования этических взаимоотношений студентов в политехническом колледже осуществляется при условии осознания кураторами необходимости использования необходимых методов в аудиторной работе, например, на кураторских часах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этических взаимоотношений студентов политехнических колледжей как аспект деятельности куратора»

Непрерывное обучение педагогов, работающих по программе для одаренного и талантливого ребенка, как по месту работы, так и в системе повышения квалификации.

Предложенная модель педагогической поддержки реализует «оценивание» одаренного ребенка младшего школьного возраста в тех областях, в которых он достигает выдающихся успехов и устранение оценивания в областях, лежащих за пределами его возможностей или интересов. Это не означает, что с ребенка, одаренного в отношении какого-то предмета или вида деятельности снимается необходимость изучать предметы, входящие в общеобразовательную программу. Акцентируя внимание на «сильных» сторонах, педагог стимулирует одаренного ребенка к саморазвитию. Обучаемый младший школьник, зная свои особенности и возможности, целенаправленно развивает свою «одаренность».

Для учреждений дополнительного образования характерно предоставление одаренным младшим школьникам возможностей двигаться в индивидуальном темпе и на посильном для него повышенном уровне, а также создание условий для работы по индивидуальному графику.

Данная модель педагогической поддержки направлена на разработку системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании.

Особенностью данной модели педагогической поддержки является возможность ее дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приемов развития интеллекта одаренных детей младшего школьного возраста, вовлечения педагогов и обучающихся одаренных младших школьников в проектную и научную деятельность УДО.

Список литературы:

1. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости // Одарённый ребёнок. - 2004. - № 3. - С. 5-13.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА © Бранецкая М.С.*

Херсонское училище культуры, Украина, г. Херсон

Статья посвящена роли куратора академической группы политехнического колледжа в процессе формирования этических взаимоотношений студентов. Проанализирована психологическая и педагогическая литература относительно проблемы формирования этических взаимо-

* Преподаватель английского языка, заведующая заочным отделом.

отношений студентов в целом, роли куратора в этом процессе в частности. Процесс формирования этических взаимоотношений студентов в политехническом колледже осуществляется при условии осознания кураторами необходимости использования необходимых методов в аудиторной работе, например, на кураторских часах.

Исследования философов, психологов и педагогов современности определяют духовную сферу жизнедеятельности человека как ведущее направление его воспитания и развития. Поэтому не случайно одним из сложных и многогранных задач, освещенных в Государственной национальной программе «Образование» (Украина XXI век), является создание условий для формирования духовно богатой личности гражданина новой эпохи. Необходимость решения этой проблемы отмечают такие государственные документы, как программа «Дети Украины», Концепция национального воспитания, Указ Президента Украины от 27 апреля 1999 года «О мерах по развитию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан», Национальная доктрина развития образования Украина.

Начиная с выдающихся мыслителей Древней Греции Платона и Аристотеля, проблема духовности не исключается по актуальным вопросам научных дискуссий философов. Духовность человека становится предметом исследований выдающихся западноевропейских философов идеалистического направления (Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга), философов-экзистенциали-стов (В. Камю, К. Ясперса, М. Хайдегера, Ж.П. Сартра).

С конца XIX в. проблема духовности широко рассматривается и в русской религиозной философии, в частности в работах И. Ильина, М. Лосско-го, В. Соловьева, П. Флоренского, Л. Шестова. В культурологическом плане проблема воспитания духовности личности ставилась философами Н. Бердяевым, В. Вернадским, М. Каганом, В. Франклом и др.

Психологические механизмы воспитания духовности личности обоснованы в исследованиях Б. Братуся, О. Зеличенка, В. Москальця, А. Мудрика, Е. Помыткина и др. Отдельные аспекты этой проблемы подаются в современных педагогических исследованиях Л. Буевой, Т. Власовой, К. Журбы, И. Зязюна, Б. Неменського и др.

Большой вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений внесли учёные, философы прошлого Н. Бердяев, В. Белинский, А. Герцен, Л. Гумилев, И. Ильин, Л. Каптерев, Е. Рерих,

В. Соловьёв, Л. Толстой, К. Ушинский и др. В исследовании мы принимали во внимание труды по нравственным ценностям Е. Бондаревской, Т. Власовой, И. Захарченко, В. Караковского, И. Котовой, Д. Леонтьева, И. Лушникова и др.

Научный интерес представляли для нас исследования, посвященные нравственному воспитанию, как ведущему аспекту целостного учебно-воспитательного процесса, О. Богдановой, Н. Болдырева, Е. Бондаревской, Л. Гордина, Р. Гуровой, Г. Давыдова, Т. Конниковой, Б. Лихачева, Э. Моносзона, Л. Новиковой, В. Петровой, В. Сластенина, Ю. Сокольникова, И. Харламова и др.

Также внимание мы уделяем работам, которые посвящены проблемам воспитательных коллективов О. Богданова, Л. Гордин, Б. Лихачев, А. Макаренко, А. Мудрик, Л. Новикова, В. Сухомлинский, Н. Щуркова и др.

Особое внимание мы уделили роли куратора академической группы политехнического колледжа в процессе формирования этических взаимоотношений студентов поскольку, мы считаем, что преподаватель колледжа, куратор, в частности, является сознательным субъектом учебно-воспитательного процесса и является прежде всего образцом для студентов. Именно он создает условия формирования этических взаимоотношений, от него зависит процесс становления личности молодого человека [7, с. 18]. Стоит отметить, что речь идет не только о влиянии педагогического мастерства преподавателей, но и о комфортном состоянии сторон субъект-субъектной деятельности [4].

В психолого-педагогической регуляции преподавателя можно выделить следующие характеристики: морально-этические качества куратора, его позитивное отношение к студентам, психологическую направленность на цели своей деятельности, готовность к эмоциональному взаимодействию, заинтересованность в достижении поставленных целей, уверенность в себе и студентах, психолого-педагогическую и методическую готовность преподавателя работать с молодежью, не только знать, но и пытаться испытывать проблемы студентов, иметь высокий уровень эмпатии, позитивное отношение к своей работе, к детям вообще, чувствовать удовольствие от общения [6]. Серафимова Л.А. считает, что слово «коллектив» преподавателей не тождественно словосочетанию «преподавательский состав». Дело в том, что процессы обучения и воспитания должны быть полностью объединены. Наряду с индивидуальной работой со студентами кураторы должны в целом влиять на студента, обеспечивая его не только знаниями и умениями, но и прививать ему все те ценности, которыми обладает сам и которые необходимы для формирования этических взаимоотношений с окружающими [8, с. 67]. Преподаватели гуманитарных дисциплин имеют определенные педагогические и психологические знания. Они готовы к преподаванию своих дисциплин и к педагогическому общению как к ведущему виду деятельности, воспитательной деятельности. Преподаватели технических дисциплин имеют только специфические знания и высшее образование по своим техническим профилям. Фокин Ю.Г. отмечает, что быть специалистом в технической предметной области означает усвоить виды деятельности, которые необходимы для решения технических задач [10, с. 13]. Работа со студентами предполагает знание и учет психологических особенностей возрастной категории студентов, психологических и дидактических закономерностей воспитания как процесса. Поэтому, по сути, преподаватель, который работает в техническом учебном заведении, выполняет деятельность другого направления, дополняющую его основную, преподавательскую. Важными для нашего исследования являются идеи А. Шевнюк, касающиеся пересмотра приоритетов в личностной структуре классного руководителя, где кроме профессиональных и со-

циальных качеств приобретают особую важность качества субъектные, которые определяют способность педагога к творческому саморазвитию, рефлексии, готовности к восприятию ценностных позиций окружающих. На основе культурологического подхода ученый определяет ее как интегральную характеристику целостной личности учителя, субъективное проявление его общекультурного опыта в условиях педагогической деятельности в учебновоспитательном процессе и отражает уровень личностной и профессиональной зрелости специалиста [11, с. 4].

Мы согласны с таким мнением и считаем необходимым общекультурную подготовку преподавателя, которая будет фактором развития воспитанников и способствовать формированию этических отношений и толерантности. Подходящими, по нашему мнению, есть идеи Л. Мищик, которая предлагает выделить общие ценностные характеристики педагога и способность обеспечить адекватное посредничество между личностью, семьей, обществом, быть связующим звеном между личностью и микросредой, умение понимать молодого человека и влиять на отношения между студентами, на ситуацию в их ближайшем окружении, стимулировать воспитанников к субъ-ект-субъектному взаимодействию, социально ценной деятельности, умение работать в условиях неформального общения, умение строить взаимоотношения на основе диалога [5, с. 82]. Такая организация воспитательных часов требует от куратора переориентации с информационной модели работы на личностно ориентированную, т.е. создание условий для формирования нравственных отношений, раскрытие потенциальных возможностей каждого студента, их природных склонностей, желание строить взаимоотношения на основе собственных ценностных норм и с учетом особенностей окружающих, учитель должен владеть парадоксальной способностью быть одновременно равноправным участником диалога с учеником и руководителем этого диалога [1, с. 113].

Целесообразным мы считаем учитывать способность кураторов к решению межполовых проблем студентов, которые возникают в процессе формирования этических отношений и определяются комплексом ценностномотивационного отношения к студенту; психологическими и методическими знаниями о полоролевом и этическом воспитании, умениями и навыками конструирования воспитательного процесса и направленностью на совершенствование личности студента, его «Я-концепции».

Следовательно, психологическая готовность преподавателя обеспечивается целевой, эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуальной и морально-этической характеристиками [2]. Этика взаимоотношений самого преподавателя является проекцией общей культуры. Отсюда вполне очевидная зависимость готовности к этическим взаимоотношениям самого педагога, его личностной позиции и этических знаний, которая часто обусловлена стереотипностью мышления и влияет как на стиль взаимоотношений, так и на поведение, на оценку социально'-культурных явлений. Поэтому к основным

направлениям формирования нравственного сознания кураторов мы относим следующее: понимание необходимости этичности взаимоотношений на уровне общества; повышение роли взаимоотношений между преподавателями и студентами, и между самими студентами путем пропаганды морально-этических ценностей; противодействие восстановлению негативных стереотипов в отношениях через внедрение этических знаний; формирование рефлексивного мышления; развитие потребности анализировать характер влияния половых стереотипов поведения на становление личности и ее пути формирования взаимоотношений; формирование этических норм во взаимоотношениях как базовых в дальнейшей коррекции собственного поведения и позиции [3].

Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод, что формирование этических взаимоотношений происходить эффективнее при условии повышения общей и педагогической культуры кураторов, а также их сознательного выбора в формировании собственных этических взаимоотношений. Следовательно, важным педагогическим условием формирования этических взаимоотношений студентов является овладение кураторами методами воспитания этических взаимоотношений на специально организованных социально-практических семинарах по повышению педагогического мастерства, которые мы предлагаем.

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

2. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях / Под ред. В.А. Саюшева, В.А. Мосолова]. - М.: Высшая школа, 1981. - 288 с.

3. Киричок В.А. Формування гуманних взаємин між молодшими школярами у позаурочній діяльності // Педагогіка і психологія. - 1995. - № 4. -

С. 105-112.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: слов.-справ. / В.Г. Крысько. -Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 688 с.

5. Міщик Л.І. Теоретико-методичні основи професійної підготовки соціального педагога у закладах вищої освіти: моногр. / [відп. ред. Л.Г. Коваль]. - Запоріжжя: Промінь, 1997. - 370 с.

6. Педагогическая этика / [В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Народная асвета, 1977. - 256 с.

7. Петрова М.С. Актуальные проблемы воспитания в высшей школе // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе / М.С. Петрова. - М., 2004. -196 с.

8. Серафимов Л.А. Проблема общения как форма совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе / Л.А. Серафимов // Психология общения в вузе. - М., 1995. - С. 67.

9. Технології виховної діяльності кураторів 9-11 класів. - Рівне: Ін-т післядиплом пед. освіти, 2000. - 80 с.

10. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г Фокин. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

11. Шевнюк О.Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика: моногр. / О.Л. Шевнюк. - К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2003. -232 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Диденко Л.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье рассматриваются проблемы и особенности организации образовательного процесса в системе непрерывного дополнительного образования.

Проблематика статьи обусловлена новыми требованиями, которые определены в федеральном законе «О дополнительном образовании» - «удовлетворение интеллектуальных и других потребностей личности», «обеспечение адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям» [3]. В соответствии с вышеуказанными требованиями, возрастает интерес к проблемам и специфике организации образовательного процесса взрослых, определению его особенностей. В научных публикациях, характеризующих специфику образовательного процесса в дополнительном образовании взрослых, указывается, что в настоящее время образование приобретает персонифицированный, личностно ориентированный характер, определяется потребностями самого обучающегося, а не заранее заданными целями и задачами учебного процесса. Обучающийся становится основным или даже единственным субъектом процесса образования - он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет, какая информация ему необходима для решения его жизненных задач и жизненных проектов, сам выявляет способ и место ее получения. Анализ публикаций по данной проблематике позволяет сделать вывод: особенностью образовательного процесса взрослых является:

- образование взрослых осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, если профессиональное дополнительное образование взрослых является их трудовой обязанностью;

* Доцент кафедры Педагогики и управления образованием, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.