Научная статья на тему 'Системный подход к организации воспитательной деятельности в Иркутском политехническом колледже'

Системный подход к организации воспитательной деятельности в Иркутском политехническом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОТВОРЧЕСТВО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЬЮТОР / ФАСИЛИТАТОР / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL SYSTEM / CONCEPT / SOCIAL PROJECT / COOPERATION / CO-CREATIVE WORK / SYSTEM APPROACH / TUTOR / FACILITATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Северов В. Г., Ильина Т. Ю.

В статье представлены идеи и принципы, положенные в основу Концепции воспитательной работы со студентами Иркутского политехнического колледжа. Автор рассматривает проблему основных концептуальных подходов к развитию воспитательной деятельности в современных условиях; обосновывает необходимость системного подхода к воспитанию студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Северов В. Г., Ильина Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY AT THE IRKUTSK POLYTECHNIC COLLEGE

This article represents the ideas and principles put in the basis of the Concept of the educational work with students of the Irkutsk polytechnic college. The author examines the problem of the basic conceptual approaches to development of the educational activity in modern conditions; proves the necessity of the system approach to student education.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации воспитательной деятельности в Иркутском политехническом колледже»

УДК 371

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

© 2010 В.Г.Северов, Т.Ю.Ильина Иркутский политехнический колледж Статья поступила в редакцию 19.04.2010

В статье представлены идеи и принципы, положенные в основу Концепции воспитательной работы со студентами Иркутского политехнического колледжа. Автор рассматривает проблему основных концептуальных подходов к развитию воспитательной деятельности в современных условиях; обосновывает необходимость системного подхода к воспитанию студента.

Ключевые слова: воспитание, обучение, воспитательная система, концепция, социальное проектирование, сотрудничество, сотворчество, системный подход, тьютор, фасилитатор.

Важность воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста в наши дни не вызывает сомнения, но невозможно и неправомерно на современном этапе строить воспитательный процесс по старинке; привычные схемы воспитания «не работают». Сегодня имеющееся научное знание о воспитании требует переосмысления с позиций нынешних реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных студентов. Воспитание студентов в современных условиях следует направить на создание условий для формирования у молодежи способности к продуктивному действию - созиданию - путем включения их в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с различными партнерами на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность и уверенность.

Особенностью современного этапа развития образования должен стать системный подход к процессу воспитания в комплексе с обучением. Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, материально- технических) является воспитательная система, которая неразрывно связана с учебным процессом. Воспитательная система не идентична системе воспитательной работы. Под системой воспитательной работы понимают, как правило, систему воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это - подсистема, в худшем -набор мероприятий.

Северов Валерий Геннадьевич, кандидат педагогических наук, профессор, директор колледжа. E-mail: irgpk@mail. ru

Ильина Татьяна Юрьевна, замдиректора по воспитательной работе колледжа. E-mail: irgpk@mail. ru

По определению Л.И.Новиковой, воспитательная система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат1. Воспитательная система образовательного учреждения имеет сложную структуру и представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков - компонентов: а) цели, ради которых создается система; б) совместная деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающих реализацию этих целей; в) самих людей как субъектов этой деятельности; г) среда системы, освоенная субъектом; д) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы; е) отношения, рождающиеся в деятельности и общении, объединяющие субъектов в некую общность, особенно на уроках2.

Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь учебного учреждения упорядочивается. Воспитательная система каждого образовательного учреждения уникальна как по содержанию, так по результатам деятельности. Многолетняя практика воспитательной работы со студентами в Иркутском политехническом колледже позволяет утверждать, что создание целостной воспитательной системы востребовано самой жизнью, реально и приносит позитивные плоды. Модель воспитательной системы, созданная в ИрПК, основана на системном подходе к организации и планировании воспитательной деятельности колледжа, органически выстроена в систему

1 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. - М.: 1998.

2 Кумицкая Т.М. Мастер класс для заместителя директора по воспитательной работе: организация и планирование работы. - М.: 2006.

качества подготовки специалистов. Характерными чертами воспитательной системы в ИрПК являются плюрализм и многовариантность воспитательных практик, возрастание роли социально-психологических и инновационных технологий, научные методы исследования общественного мнения студентов, личностно-деятельностная направленность, культивирование личной ответственности, пропаганда здорового образа жизни. Наша система строится с учетом основных положений документов федерального уровня «Стратегия государственной молодежной политики о 2016г.», областного Закона Иркутской области «О государственной молодежной политики» и внутриколледжного уровня - Концепция воспитательной работы.

Отправной точкой при составлении Концепции воспитания в колледже были взяты слова К.Д.Ушинского: «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но... как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться на чужой педагогической системе, как бы была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы»3. В соответствии с Концепцией воспитания определенна миссия колледжа - воспитание конкурентноспособного специалиста на основе личностно-ориентированных технологий, способного самореализоваться в социальных сферах проживания: семья, колледж, трудовой коллектив, город, Россия.

Ведущей целью воспитания в ИрПК является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению самостоятельного образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Для реализации поставленной цели особое значение имеют следующие задачи: 1) Создание и поддержка условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализация в будущем. 2) Укрепление физического и психического здоровья студентов через спортивно-массовую и оздоровительную работу. 3) Развитие самоуправления студентов, представления им реальных возможностей участия в соуправлении образовательным учреждением. 4) Выявление и развитие творческих способностей студентов через кружки технического творчества. 5) Укрепление связи семья - колледж.

3 Ушинский К.Д. Труд в его психологическом воспитательном знании. - М.: 1986.

Воспитательные задачи, стоящие перед коллективом реализуются через программы (рис. 1). Программы реализуются через все формы учебно-воспитательного процесса: уроки, коллективные творческие дела, конкурсы, психологические тренинги, волонтерское движение, часы общения, досуговый центр, клубы по интересам, спортивные секции, работу с социальными партнерами и т.д. Основные идеи воспитательной системы в колледже: 1) Идея сотрудничества, сотворчества, неформального общения в учебной деятельности, во внеклассной работе, установление психологического контакта со студентами, родителями, педагогами, диалог как взаимодействие «на равных». 2) Перенос «центра тяжести» от воспитания к самовоспитанию, самоформированию личности. 3) Деятельностный подход через организацию значимой деятельности студентов. Вера, совесть, честь - все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достается в наследство от родителей и не передается посредством самых правильных слов. 4) Главным инструментом воспитания является коллектив колледжа, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз педагогов и студентов, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. 5) Обучение и воспитание взаимосвязаны, они проникая одно в другое, обогащают друг друга. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса. 6) Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно, где участвуют весь коллектив от директора до технички!

Рассмотрим концептуальные подходы к созданию целостной системы воспитательной работы в ИрПК: 1) Сохранение и приумножение традиций (гордость за символику колледжа - гимн, флаг, эмблему, форму). 2) Воспитательная деятельность строится на реализации возрастообразности воспитания студентов - основные направления работы на разных курсах имеют свою специфику, (рис. 2). 3) Эффективным способом социализации студента, мы считаем, является вовлечение его в социально ориентированную деятельность, под которой мы понимаем участие молодых людей в решении общественно значимых проблем. Основной формой организации такой деятельности выступают проектные методы работы. Эта работа у нас идет с 2007 года: вначале весь коллектив педагогов и студентов изучил методические основы - что такое проект, этапы проектирования, виды проектов; затем провели конкурс проектов. В нем приняло участие 13 проектов, (рис. 3)

Рис.1. Воспитательные программы

Реализация возрастообразности воспитания студентов

* создание единого коллектива студентов;

* адаптация и привитие любви к профессии;

* воспитание и привитие

нравственных; норм поведения;

* профилактика правонарушений наркомании и табакокурения.

* воспитание

социально-

активной

личности;

* воспитание

индивидуальных особенностей и лучших качеств студентов;

* совершенстаова -ние учебно-воспитательной деятельности на принципах сотрудничества и самоуправления; профилактическая работа.

* подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности;

* подготовка к семейной жизни;

* воспитание

повышенной требовательности к результатам учёбы;

* правовое воспитание

1,2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

\ > < * < f \ f

• подготовка студентов к завершающему этапу учёбы -государственной стажировке и государственной итоговой аттестации.

Рис. 2. Воспитательная деятельность

Рис.3. Конкурс проектов

Участвовали в конкурсе общественно-полезных проектов и программ органов городского самоуправления г. Иркутска; выиграли грант и восстановили совместно с родителями баскетбольную площадку на улице. В настоящее время продолжается реализация выше названных проектов. 4) «Никто ничего для нас не сделает, многое можно сделать своими руками». Системообразующей деятельностью в колледже является труд. Сами создали музей, сами ремонтируем, белим, красим. Клуб «Эдельвейс» - озеленил колледж, клуб «Золотая рыбка» - сделал аквариумы. 5) Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями воспитательную деятельность, наши педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу студентов, срабатывает в отношении каждого отдельного студента. А значит, обязательно нужна обратная связь -диагностика, коррекция. Диагностика реального уровня воспитанности не всегда возможна объективными методами, и мы используем разные методы социологического объективного анализа на основе опроса студентов. 6) С целью духовного становления студентов активно включаем в учебно-воспитательный процесс культурные и субкультурные компоненты. Этому способствует многообразие форм взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы города (вы-

ставки, музеи, кинотеатры, театры - это приобщает студентов к ценностям культуры, воспитывает интеллигентов). 7) Разнообразное межличностное взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместного бытия имеет огромный воспитательный потенциал и «вместе и немного впереди». Это выражается в таких нетрадиционных мероприятиях: «А ну-ка, преподаватель!» - веселые старты, посвященные Дню Учителя, «Вечно молодые» -концерт - подарок от студентов 60 - 90х нынешним студентам, День самоуправления. 8) Расширение воспитательного пространства -участие во Всероссийских научно -практических студенческих конференциях ( гг. Воронеж, Щадринск, Омск), олимпиадах (г. Хотьково), профессиональных конкурсах (гг. Кемерово, Барнаул). 9) Принципиально меняем педагогическую позицию преподавателя как профессионального воспитателя. Все преподаватели являются кураторами студенческого сообщества. Наш куратор, который не диктует свою волю и способ решения проблемы, образцы поведения; а который способен содействовать в освоении студентом опыта созидания - т.е. активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность, давать студенту право выбора и право на ошибку; соблюдать конфиденциальность, проявлять доброжелательность. Таким образом выполнять роли куратора - тьютора и фасилитатора.

Понятие «facilitate» было введено Карлом Роджерсом и означает «облегчение, продвижение». Данная позиция предполагает оказание помощи группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности. Педагог -фасилитатор направлен на создание единого понятийного поля, общности смыслов деятельности, атмосферы психологической поддержки, взаимопонимания, сотрудничества, на согласование и координирование общения, на формирование положительного отношения к сотрудничеству, желания отвечать требованиям, предъявляемым к эффективному партнеру.

Понятие «тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, консультант». В профессиональном образовании эту роль преподаватель выполняет как научный руководитель исследовательской и проектной деятельности, а также как куратор студенческой группы4. Формами работы тьютора являются: анализ психологического портрета студента; составление порт-фолио - «дневников» студентов, деловые игры, тренинги, дебаты, «мозговой штурм», интеллектуальные игры; индивидуальные беседы. Если в фасилитации акцент смещен в сторону установления сотрудничества, то в тьюторстве акцентируются организационно - координирующие моменты. Данные роли устраняют факторы, ставящие преграды между преподавателем и студентом, позволяют преодолеть отчужденность от процесса и результата профессионального обще-

ния, а также предполагают личностно - смысловую включенность субъектов воспитательной системы.

Итак, воспитательная система может и должна исполнять роль механизма личностного развития студента, если построена таким образом, что каждый ее структурный блок тем или иным образом сориентирован на выполнение данной задачи. Воспитательная система каждого образовательного учреждения уникальна как по содержанию, так по результатам деятельности5. Вместе с тем воспитательные системы не могут быть статичными, они развиваются вместе с обществом, а также созданием новых общественно -экономических условий, изменений «социального заказа» государства, направленного на развитие и изменения системы образования и воспитания в России. Воспитательная система, таким образом, никогда не достигнет высокой степени целостности в силу того, что в любом образовательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений. При этом каждое новое поколение, ощущая себя субъектом развития системы, вносит в нее что - то свое, новое. И развитие системы становится поступательным.

4 Дик Н. Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. - Ростов на/Д.: 2006.

5 Барышников Е.Н., Колесников И.А. О воспитании и воспитательных системах. - М.: 1996.

THE SYSTEM APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY

AT THE IRKUTSK POLYTECHNIC COLLEGE

© 2011 V.G.Severov, N.Ju.Ilyina

Irkutsk Polytechnic College

This article represents the ideas and principles put in the basis of the Concept of the educational work with students of the Irkutsk polytechnic college. The author examines the problem of the basic conceptual approaches to development of the educational activity in modern conditions; proves the necessity of the system approach to student education.

Keywords: education, training, educational system, concept, social project, cooperation, co-creative work, system approach, tutor, facilitator.

Valery Gennadevich Severov, Cand. Sc. in Pedagogics, Professor, Director of the college. E-mail: irgpk@mail. ru Tatyana Yuryevna Ilyina, Deputy Director on Educational Work of the College. E-mail: irgpk@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.