мами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения» [12: 278].
4. Частотность использования эвристического метода органична в движении от незнания к знанию.
5. Эвристические процедуры просты в использовании в конкретных методиках: открытые вопросы, наведение на решение, сокращение вариантов путей решения.
6. Эвристика принадлежит к познавательным константам получения информации, а значит, и информации учебной.
Таким образом, представление эвристического метода обучения как категории метаметодики позволяет актуализировать двойную функцию эвристики, которая, в свою очередь, изменяет пространство практического применения метода в процессе преподавания в средней школе; расширяет его общепедагогическую значимость.
литература
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 565 с.
2. Аристотель. Метафизика / пер. с греч. А.В. Кубицкого. М.: Эксмо, 2008. 604 с.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка М., 1941. 128 с.
4. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / М.Н. Скат-кин [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение , 1982. 319 с.
5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
6. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / пер. с лат. А. Никольского. Спб., 1834. Ч.1. Кн. 1 - 6. 483 с.
7. Ксенофонт. воспоминания о Сократе: сб. М.: Наука, 1993. 379 с.
8. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературных произведений в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 206 с.
9. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994. 95 с.
10. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Изд. гр. «ИНФРА-М»: Норма, 1996. 305 с.
11. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация: учеб. для
студ. вузов, обучающихся по спец. 030600 - Технология и предпринимательство / В.М. Заенчик [и др.]. М.: Академия, 2004. 251 с.
12. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый [и др.]. М.: Пед. о-во России, 2002. 608 с.
Double function of heuristic teaching method
There is given the analysis of heuristic procedures in methodology and didactic meanings. Heuristic method possesses double function that realizes it as a search method and a constant property of knowledge possessing process. Firstly this double meaning transforms this method to meta methodological category. Secondly it changes dramatically the boundaries of its practical use.
Key words: heuristics, genesis, meta methodology, effective method, induction, learning constant.
е.н. лазаренко
(Волгоград)
роль педагогических ситуаций в формировании ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста
Рассмотрены влияние личностно-значимых педагогических ситуаций на формирование ценностного отношения к природе и важность реализации педагогических условий в данном процессе.
Ключевые слова: педагогическая ситуация, личностно-значимая педагогическая ситуация, педагогические условия.
В последнее десятилетие значительно усилилось внимание ученых к вопросам экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Анализ направлений развития школьного экологического образования показывает, что уже достаточно долгое время идет поиск его концептуальных основ, который направлен на изменение ценностных ориентаций общества. Это связано с тем, что необходи-
© Лазаренко Е.Н., 2009
мым условием является преодоление кризиса традиционной системы ценностей, выстроенной антропоцентрично и социо-центрично и способствующей формированию сугубо утилитарной системы ценностей. Сущность человеческого отношения к природе должна выражаться не в категории полезности, а в категории универсальности, означающей единство и целостность эстетического, нравственного, экономического, правового и практического отношения.
Бесспорно, что в последнее время осуществляется формирование эмпирической базы данных, раскрывающих ценностное отношение личности к природе (А.П. Си-дельковский, И.Д. Зверев и др.). Учеными обосновывается идея о формировании экологической культуры как цели экологического образования, в которой важнейшими компонентами выступают экологические ценности (Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, В.В. Нико-лина, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.).
«У системы образования, всех ее структур, от школы до постдипломного образования, у каждого педагога появилась новая социокультурная функция - воспроизводство в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в Целостной Системе Жизни. В этом спасительная духовная функция экологического образования в современном мире» [1].
Но несмотря на это, проблема формирования ценностного отношения к природе у школьников является недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане. Это связано с тем, что сохраняется знаниево-ориентированный подход, в основе которого - опора на когнитивную сферу личности. Однако знание само по себе, если оно не принято личностью как ценность и норма собственного жизни и деятельности, не обеспечивает экологически грамотного и ответственного поведения человека в природной среде, т.е. знания, которые ребенок получает в процессе обучения, не способствуют изменению его внутреннего мира.
изменить данную ситуацию можно, если в процессе образования ребенка не только учить, как правильно поступать, но и обеспечивать педагогические условия
для того, чтобы он осознавал себя носителем экологических ценностей и ценностного отношения к природе. Следовательно, необходимо личностное принятие учеником основных экологических ценностей и норм, что может обеспечить созданная учителем педагогическая ситуация.
В широком смысле слова ситуацию понимают как совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности; как этап жизненного пути человека; как отображение цикла сплетений всей системы его деятельности, поведения, общения; как единицу анализа образа жизни человека. В.С. Ильин отмечает, что «ситуации позволяют раскрыть жизнедеятельность человека во всей ее целостности и тем самым объединить средства обучения и воспитания в более целостные комплексы влияний на личность школьника для обеспечения более разностороннего его развития» [2].
При рассмотрении динамики формирования у младших школьников ценностного отношения к природе необходима единица анализа движения процесса. Такой единицей является педагогическая ситуация, сохраняющая, по мнению многих исследователей, свойства всего педагогического процесса (Б.П. Битинас, Б.Т. Лихачев,
В.В. Краевский, З.И. Васильева, А.С. Богданова, В.В. Сериков).
Е.М. Сафронова считает, что «педагогическая ситуация отражает сложный механизм организации предметной деятельности, системную природу, множественность условий и факторов, влияющих на результат воспитания» [3]. В.В. Сериков отмечает, если педагог желает достичь своей цели педагогическими средствами, то он создает личностно-развивающую ситуацию, которая не есть «какой-то особый воспитательный прием, а квинтэссенция воспитательных средств вообще, их сущностное свойство» [4]. «Педагогическая ситуация создается целенаправленно, является особым педагогическим механизмом, который ставит воспитанника в нестандартные условия, меняющие обычное течение его жизни, “востребующие” от него новую (более человечную) модель поведения» [3].
Следовательно, педагогическая ситуация, созданная педагогом, должна соотноситься с жизненной ситуацией ученика. Учитель в первую очередь должен спросить ученика: «Зачем это нужно тебе, мне,
нам?», т.к. без ведома личности нельзя решать, какой ей быть. Е.А. Крюкова отмечает, что «собственная жизненная ситуация, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом, - избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается и означивается им, предстает для него как определенное событие» [5]. С.В. Машкова в структуре педагогической ситуации, вос-требующей развитие «экологически сообразного поведения у младших школьников как системного педагогического средства», выделяет:
1) необходимость разрешения коллизии, связанной с выбором и реализацией младшим школьником экологически сообразного поведения;
2) обретение им опыта переживаний, деятельности и отношений с природой и людьми, становление смыслов ценностного отношения к миру природы;
3) педагогические условия актуализации опыта экологически сообразного поведения, связанные с использованием лич-ностно ориентированных образовательных технологий, побуждающих ребенка давать отчет, почему именно так надо поступать (диалог с ребенком, смыслоопределение -поиск собственной позиции в отношении к природе, применение технологий развивающих имитационных игр, мысленное либо реальное проигрывание жизни природных существ, а также последствий того или иного действия в природе и т.п.) [6].
Учитывая исследования Л.П. Разбегае-вой, И.В. Крутовой, А.С. Калинина, остановимся на выделении основных компонентов педагогической ситуации.
1. Фрагмент содержания изучаемых дисциплин, таких как окружающий мир, изобразительное искусство и литературное чтение, раскрывающий аспект взаимодействия человека и природы, представленный в виде противоречия, которое достаточно значимо для человека и общества в целом. Данное противоречие так или иначе отразилось на деятельности людей и в конечном счете на состоянии природы.
2. Преподаватель является не только организатором педагогической ситуации, но и самым активным субъектом познавательной деятельности, который осознает необходимость взаимосвязи между ценностными аспектами природы и развитием каждого человека. именно он способен
организовать данный процесс целенаправленно, последовательно, с учетом психологических особенностей школьников.
3. Ученик, испытывающий потребность в персонализации и стремящийся ее реализовать в познавательной деятельности, осознающий себя субъектом общества, переживающим и сопереживающим за состояние окружающей среды.
Таким образом, для создания педагогических ситуаций, которые направлены на формирование ценностного отношения к природе у младших школьников, педагогу необходимо постоянно отслеживать обстоятельства жизни ребенка и их восприятие; его взаимоотношения с окружающим его миром; переживания и сопереживания, которые возникают у ребенка при изучении или рассмотрении вопросов, связанных с природой. К особенностям создания педагогической ситуации у детей младшего школьного возраста можно отнести безграничное доверие к взрослым, главным образом, учителям, подчинение и подражание им.
Дети младшего школьного возраста полностью признают авторитет взрослого человека (педагога), почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном повторяет то, что о нем говорит взрослый. Как показал анализ, высокая субъективная значимость взрослого человека для учащихся начальных классов основывается на том, что способ взаимодействия, характер общения, доброта взрослых являются самыми значительными факторами их эмоционального комфорта. и поддерживающим звеном среди этих факторов является диалог.
Педагог должен использовать в решении педагогических ситуаций диалог, т.к. он является принципом и технологией педагогической деятельности, целью которой является создание условий для формирования ценностного отношения к природе. М.С. Каган писал, что «если в основе образования как процесса передачи знаний основным средством является монолог, то воспитание как формирование ценностей может быть эффективным только в диалогических контактах учителя и ученика» [8].
В исследованиях А.И. Артюхиной мы видим значимость феномена «среда» как одного из ведущих факторов развития лич-
ности. «Ситуация развития личности является выражением “средовой” природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание определенной среды развития личности, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события. Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательных сред (сре-довых условий) развития личности как ресурса качества образования» [7].
Следовательно, нам необходимо рассмотреть модель педагогической ситуации с учетом постоянного отслеживания обстоятельств жизни ребенка и среды, которую создает педагог и посредством которой происходит успешное формирование ценностного отношения к природе:
• Постановка или зарождение у ребенка проблемы, которая будет связана с охранными действиями по отношению к природе или уважительным отношением к ней.
• Отслеживание проблем школьников и их жизненной ситуации на различных возрастных этапах развития. Если педагог будет пренебрегать данными знаниями, он может нанести вред развитию личности ребенка.
Е.М. Сафронова выделила список проблем школьников, в том числе младших, который поможет в «более глубоком про-читывании жизненной ситуации»:
1) проблема ощущения себя школьником (конфликт смены ведущей деятельности с игровой на учебную);
2) отсутствие навыка общения (опыта) со взрослыми (учителем) и со сверстниками;
3) конфликт самооценки ребенка и его оценки извне (завышенный или заниженный уровень притязаний);
4) трудность привыкания к новому режиму дня, физическая и психическая утомляемость [3].
• Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи (их может быть несколько). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. В ситу-
ации формирования ценностного отношения к природе это могут быть следующие задачи:
1) найти способы воздействия на ребенка, с тем чтобы он понял свою роль в этом мире, осознавал ценность природы;
2) помочь родителям осознать значимость формирования у ребенка такого качества, как ценностное отношение к природе (бережное отношение к природе и сохранность окружающего мира).
• Выбор способов решения педагогической задачи. Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что с ним современный учитель справляется хуже всего. Это связано, во-первых, с тем, что педагоги не до конца осознают значимость формирования такого личностного качества, как ценностное отношение к природе. Во-вторых, если учитель и пытается формировать данное качество у учеников, то поскольку его знания и умения, связанные с этим процессом, имеют очень низкий уровень, очень часто это заканчивается неудачей.
Педагог должен владеть не только знаниями, необходимыми для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников, но и создавать определенную среду развития личности, которая, в первую очередь, связана со знанием психологических характеристик детей этого возрастного периода и таких проблем, как переход с игровой на учебную деятельность, иной режим дня и отсутствие навыков общения с учителем. По мнению
С.Д. Дерябо, «в возрасте 5 - 6 лет у ребенка отношение к природе имеет субъективный характер. Это в большей степени определяется особенностями мышления» [9].
Еще в 20 - 30-х гг. XX в. Ж. Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольников является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок не дифференцирует четко свое я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе (ребенок считает различные природные объекты субъектами).
Но в младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера отношения к природе. и это связано с процессом социализации. «В процессе со-
циализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое “Я” от окружающего мира, субъективное от объективного и т.д. Вследствие этого свойственный дошкольному периоду антропоморфизм разрушается. Младший школьник уже перестает считать природные объекты субъектами, наделенными собственным внутренним миром, последовательно дифференцирует сферы “человеческого” и “не-человеческого”» [7].
Следовательно, мы осознаем роль создания педагогических ситуаций, в процессе которых формируется столь важное для человека качество - ценностное отношение к природе. Формирование ценностного отношения к природе следует рассматривать как одно из ведущих направлений процесса обучения и как личностно значимый приоритет младших школьников. Педагогические ситуации, направленные на формирование ценностного отношения к природе, предполагают обогащение знаний детей экологическими понятиями, гуманистическими идеями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими у них эмоциональное переживание. Они должны осознавать самоценность природы, взаимосвязь и единство человека и природы, также педагог должен предоставлять ученикам возможности для свободной реализации своих способностей и нравственного потенциала в процессе познания.
литература
1. глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогума-нитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
2. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
3. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003. 181 с.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
5. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография. Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
6. Машкова С.В. Формирование опыта экологически сообразного поведения у младших
школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.
7. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): ав-тореф., дис. ... д-ра пед. наук, Волгоград, 2007.
8. Каган М.С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании: сб. материалов конф. Сер.: Symposium. СПб., 2002. Вып. 22.
9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Pedagogical situations role in forming the nature value attitude of elementary school children
There are considered personality important pedagogical situations that are important for forming the nature value attitude and the urgency of realizing these situations in the process mentioned above.
Key words: pedagogical situation, personality important pedagogical situation, pedagogical conditions.
А.А. ЕРМАКОВА (Волгоград)
сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза
Анализируются характеристики исследовательской деятельности студентов технического вуза как особой формы организации их познавательной активности в сопоставлении с учебной и профессиональной деятельностью.
Ключевые слова: познание, деятельность, исследование, учение.
Понятие «деятельность» широко используется в философии, социологии, психологии, педагогике. Согласно выводам
Э.Г. Юдина, его место и роль определяются, прежде всего, тем, что оно принадлежит к разряду универсальных, предельных
© Eрмакова А.А., 2009