Научная статья на тему 'Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи'

Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / экономическое образование / село / ученические бизнес-компании. / entrepreneurship / economic education / village / student business companies.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бедулина Галина Федоровна, Кислицкий Михаил Михайлович

Для самореализации в мире сложных рыночных отношений, достижения успеха и высокого уровня профессионализма молодым людям сегодня необходимы первичные знания, умения, навыки во всех сферах предпринимательства и бизнеса. Развитие предпринимательской деятельности и особенно молодежного предпринимательства — одно из приоритетных направлений социальной политики. Цель настоящей работы — определить роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи; задача — провести социологическое исследование представлений сельской молодежи о предпринимательстве и функционировании ученических-бизнес-компаний, а также разработать соответствующие рекомендации. Объектом исследования выступили сельские школьники образовательных учреждений Минской области Республики Беларусь. Гипотеза состоит в том, что сельские учащиеся имеют представление о предпринимательских ценностях и знают, какие из них самые необходимые. Результаты исследования роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских учреждений общего среднего образования показали, что участие в деятельности ученических бизнес-компаний позволяет учащимся находить интересные и полезные стороны деловой жизни, сформировать интерес и желание в дальнейшем создать свое собственное дело; члены ученических бизнес-компаний получают навыки адекватно и точно оценивать альтернативу труда «на организацию» и «на себя»; сельская учащаяся молодежь заинтересована и нуждается в развитии предпринимательских компетенций уже со «школьной скамьи»; ученическая бизнес-компания способствуют развитию предприимчивости, социально-культурных и экономических компетенций учащихся и дает ряд преимуществ при социализации сельских школьников, например, учит ориентироваться в современном деловом мире, помогает определиться с выбором профессии и в будущем стать компетентным работником или предпринимателем, получить коммуникативные навыки, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, желания и инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бедулина Галина Федоровна, Кислицкий Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT BUSINESS COMPANIES IN THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF RURAL YOUTH

At present, modern young people, in order to realize themselves in the world of complex market relations, to become successful and professional, just need primary knowledge, skills about the features of various fields of activity, entrepreneurship and the basics of business. In other words, if a young man does not possess the above qualities, he will not be able to quickly adapt to the economy of modern society and to society in particular. It is unlikely, without practice, own experience, the formation of a successful entrepreneur the personality that society and the fast-growing world need. The development of entrepreneurship and, especially, youth entrepreneurship is one of the priority areas of social policy. The purpose of the study: to determine the role of student business companies in the formation of entrepreneurial competencies of rural youth. Research objectives: to conduct a sociological study of the ideas of rural youth about entrepreneurship and the functioning of student-business companies; to develop recommendations for improving their functioning. The object of the study was rural schoolchildren of educational institutions of the Minsk region of the Republic of Belarus. The hypothesis of the study is that rural students have ideas about entrepreneurial values and know which ones are needed in life. The results of the study of the role of student business companies in the formation of entrepreneurial competencies of students in rural institutions of general secondary education showed: 1. Participation in the activities of student business companies allows students to find interesting and useful aspects of business life, to form interest and desire in the future to create their own business ; 2. members of student business companies receive the skills to adequately and accurately evaluate the alternative to labor “for organization” and labor “for themselves”; 3. Rural youth students are interested and need to develop entrepreneurial competencies already from school; 4. student business company contribute to the development of entrepreneurship, socio-cultural and economic competencies of students; 5. A student business company provides several advantages of socialization of rural schoolchildren: the opportunity to learn how to navigate in the modern world of entrepreneurship; decide on the future profession; the opportunity in the future to become a competent employee or entrepreneur with relevant qualities and abilities; get skills to establish communication, realize their intellectual and creative abilities; the ability to realize their desires and initiatives for their own benefit and the benefit of society

Текст научной работы на тему «Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 334.02; 334.7 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10018

Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи

Для самореализации в мире сложных рыночных отношений, достижения успеха и высокого уровня профессионализма молодым людям сегодня необходимы первичные знания, умения, навыки во всех сферах предпринимательства и бизнеса. Развитие предпринимательской деятельности и особенно молодежного предпринимательства—одно из приоритетных направлений социальной политики. Цель настоящей работы — определить роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи; задача—провести социологическое исследование представлений сельской молодежи о предпринимательстве и функционировании ученических-биз-нес-компаний, а также разработать соответствующие рекомендации. Объектом исследования выступили сельские школьники образовательных учреждений Минской области Республики Беларусь. Гипотеза состоит в том, что сельские учащиеся имеют представление о предпринимательских ценностях и знают, какие из них самые необходимые. Результаты исследования роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских учреждений общего среднего образования показали, что участие в деятельности ученических бизнес-компаний позволяет учащимся находить интересные и полезные стороны деловой жизни, сформировать интерес и желание в дальнейшем создать свое собственное дело; члены ученических бизнес-компаний получают навыки адекватно и точно оценивать альтернативу труда «на организацию» и «на себя»; сельская учащаяся молодежь заинтересована и нуждается в развитии предпринимательских компетенций уже со «школьной скамьи»; ученическая бизнес-компания способствуют развитию предприимчивости, социально-культурных и экономических компетенций учащихся и дает ряд преимуществ при социализации сельских школьников, например, учит ориентироваться в современном деловом мире, помогает определиться с выбором профессии и в будущем стать компетентным работником или предпринимателем, получить коммуникативные навыки, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, желания и инициативы.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическое образование, село, ученические бизнес-компании.

П Ф. Бедулина

V

М. М. Кислицкий

Введение

Развитие коммерческой деятельности и особенно молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений социальной политики союзного государства.

© Г. Ф. Бедулина, 2020 © М. М. Кислицкий, 2020

В сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь закрепляется только около 30% молодых специалистов, а в Российской Федерации — 25%. Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер не только по решению социально-экономических проблем развития села, но и по усилению профессиональной ориентации в сельских школах.

Недостаточная подготовленность населения к жизни в условиях рыночных отношений служит препятствием для развития предпринимательства. Отсутствие специальных знаний и навыков ведения бизнеса приводит к тому, что в сфере малого и среднего бизнеса до сих пор занято менее трети трудоспособного населения Республики Беларусь.

Основное противоречие заключается в отсутствии в образовательной среде необходимых условий для подготовки к ведению своего дела, пониманию экономических процессов в стране и мире при объективной потребности общества в людях, обладающих такими знаниями и умениями.

Тесная связь между общим экономическим развитием общества и индивидуальной экономической зрелостью человека неоспорима. В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий.

В связи с этим воспитание бережливого, рачительного хозяина, который осознанно и рационально относится к потреблению материальных благ, является актуальной задачей, стоящей перед современными педагогами.

С учетом опыта советской педагогики по созданию школьных кооперативов — как формы воспитания трудовых и экономико-хозяйственных навыков учащихся — в Республике Беларусь практикуется создание ученических бизнес-компаний (комментарий 1).

Ученическая бизнес-компания (далее УБК) создается на базе учреждения общего среднего образования согласно Положению об УБК, которое разработано и предложено как базовое для учреждений образования в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь [5].

Методология исследования

С целью изучения уровня предпринимательских компетенций учащейся молодежи и анализа роли ученических бизнес-компаний в этом процессе в марте 2019 года студентами кафедры экономической социологии Белорусского государственного экономического университета проведено социологическое исследование «Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских школ Минской области». В ходе исследования был осуществлен анкетный опрос учащихся 8—11 классов сельских учреждений общего среднего образования Минской области, членов ученических бизнес-компаний: ГУО «Учебно-педагогический комплекс Ляденский детский сад-средняя школа» Червенского района, ГУО «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» Дзержинского района, ГУО

«Житьковская средняя школа Борисовского района», ГУО «Смолевичская районная гимназия», ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 4» Дзержинского района, ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Молодечненского района, ГУО «Мороч-ский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Клецкого района», ГУО «Староюрковичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Любанского района», ГУО «Мядельский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Мядельского района. Было опрошено 280 респондентов. Среди них 60% (168 человек) — юноши и 40% (112 человек) —девушки. Возраст респондентов — 13—17 лет, средний возраст — 15 лет.

Формирование выводов по результатам социологического исследования осуществлялось на основе метода комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений [4].

Результаты исследования

Для выявления у старшеклассников потребности в знаниях о предпринимательской деятельности был задан соответствующий вопрос: «Как Вы считаете, современному старшекласснику необходимо знать основы предпринимательской деятельности?».

Опрос показал, что затронутая тематика отражает актуальные потребности современных сельских школьников в знаниях о предпринимательстве, на это указали 80% опрошенных. При этом 15% респондентов выразили неуверенность и отметили, что скорее нуждаются в овладении основами предпринимательства, а 5% затруднились ответить на вопрос. Следует отметить, что никто из участников опроса не стал отрицать важность данного курса в образовательной программе.

Чтобы выяснить, как учащиеся понимают термин «предпринимательство», им предложили выбрать одно из несколько определений (рисунок 1).

Вариант «работа с целью поиска новых путей решения проблем, стоящих перед людьми, организациями, страной в целом» выбрали 45% опрошенных. На второй позиции с небольшим отрывом — вариант, это деятельность, направленная на получение прибыли», за который высказались 35% респондентов. Только 15% участников опроса определили предпринимательство как способ стимуляции трудовой деятельности граждан. И только 5% согласились с тем, что оно связано с эффективным управлением производством и использованием новых технологий.

Можно предположить, что в основном сельские старшеклассники понимают этот термин как нечто инновационное и прогрессивное, а также как возможность получения прибыли от этой деятельности.

Подчеркнем, что сельские школьники осознают социальную значимость данного вида деятельности и высокую степень ответственности предпринимателя. В этом смысловом ракурсе важно изучить мотивацию сельских старшеклассников получать знания по основам бизнеса (рисунок 2).

Предпринимательство - эффективное управление производством с использованием новых технологий сбыта

Предпринимательство - способ стимуляции трудовой деятельности граждан

Предпринимательство - это работа с целью поиска новых путей решения проблем, стоящих перед людьми, организациями, страной в целом

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли

15

45

10

20

35

30 40 50

0

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите определение предпринимательства, которые наиболее точно раскрывает его содержание» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Приобрести знания о том, как начать свое дело, как его организовать, как отыскать свое место на рынке

Помощь в определении или утверждении в правильном выборе будущей профессии

Подготовки для последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона

Для воспитания активной жизненной позиции, умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность

50

10

40

10 20 30 40 50 60

0

0

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Для чего современному школьнику необходимо знать основы предпринимательства?»

(2019 год),% Источник: исследования авторов.

Половина респондентов считает, что главный стимул — стремление понять, как организовать свое дело. Для 40% опрошенных эти знания необходимы для выработки собственной жизненной позиции, принятия решений, умения идти на риск и брать на себя ответственность. И только 10% участников опроса этот процесс связали с выбором профессии.

Сельские школьники не связывают свои жизненные планы с работой в своей локации, что свидетельствует о стратегии интеграции в городской местности через получение образования или ведение предпринимательской деятельности. Данная тенденция характерна как на национальном, так и глобальном уровнях. Также можно заключить, что основная часть учащихся желает применить свои умения и знания для достижения поставленных жизненных целей. Таким образом, целевой мотивацией для сельских школьников является получение необходимых знаний и умений по предпринимательству, которые будут способствовать их конкурентоспособности.

В ходе опроса сельские старшеклассники выразили желание в будущем открыть собственное дело (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Возникало ли у Вас желание после окончания школы открыть собственное дело, заняться частным бизнесом?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Подавляющее большинство (75%) намерены после окончания школы открыть собственное дело. Собственный бизнес не входит в жизненные планы только 15% респондентов; 10% опрошенных затруднилось с ответом.

Большинство сельских школьников заинтересованы в развитии своего дела в будущем. Тем не менее еще необходима просветительская работа по форми-

рованию положительного образа предпринимателя, а в работу ученических бизнес-компаний необходимо включать больше практико-ориентированных занятий, построенных на позитивных примерах ведения бизнеса в регионах.

Чтобы выявить интересующие старшеклассников сферы предпринимательской деятельности, им на выбор был предложен перечень видов предпринимательства (рисунок 4).

Другое

Финансовая деятельность Физическая культура и спорт Услуги в сфере культуры Транспорт Торговля Сельское хозяйство Связь, телекоммуникация Ремонт автомобилей Промышленность (производство товаров) Парикмахерские услуги Охота, рыболовство, рыбоводство Операции с недвижимым имуществом Общественное питание Образовательные услуги, репетиторство Косметические услуги Здравоохранение Гостиничный бизнес Бытовое обслуживание Агро-, эко- усадьбы

0 10 20 30

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Предпринимательская деятельность в какой сфере Вам наиболее интересна?»

(2019 год),% Источник: исследования авторов.

Среди респондентов первую позицию занимает желание заняться ремонтом автомобилей 25%. У 15% сельских учащихся есть интерес к развитию бизнеса в сфере общественного питания; 15% выделили сферу промышленности и 15% — торговлю; 10% ответили, что хотели бы открыть бизнес в сфере спорта; 5% в будущем связывают себя с гостиничным бизнесом. Только 5% не определились с выбором.

Результаты исследования позволяют заключить, что большинство сельских учащихся хотят заниматься предпринимательством и владеют информацией о его формах. Школьники понимают, что разумное и рациональное ведение дела невозможно без определенных качеств, необходимых предпринимателю и незаменимых в бизнесе.

10

15

10

15

15

25

5

0

5

Другое 5%

Планирование и прогнозирование 25%

20%

Коммуникабельность и сотрудничество

Само стоятельно сть 20%

к.

10% Инновации

Предприимчивость 20%

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, что самое важное для предпринимателя?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Четверть опрошенных выделяют коммуникабельность и сотрудничество; 20% — предприимчивость, и такое же количество учащихся — самостоятельность. Только 10% респондентов высказались за инновации, а 5% отметили иные качества, которые, по их мнению, не были включены в перечень предложенных вариантов ответов (рисунок 5).

Можно утверждать, что в сознании сельских школьников сформировано представление о коммерческой деятельности, например, очень важными для предпринимателя они считают знания об основах планирования и прогнозирования, умение налаживать контакты и сотрудничать.

В рамках исследования было важным проверить гипотезу о том, что сельские учащиеся имеют представление о предпринимательских ценностях и выделяют наиболее необходимые из них (рисунок 6).

Выбрать профессию или начать предпринимательскую деятельность

Стимулировать личностное развитие

Получать навыки, необходимые для построения успешной карьеры

Приспосабливаться к социально-экономическим условиям

20

40

60

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем предпринимательские ценности могут помочь современным школьникам?»

(2019 год),% Источник: исследования авторов.

0

Больше половины участников опроса (55%) определили, что предпринимательские ценности способствуют построению успешной карьеры. Еще 25% респондентов отметили большое значение выбора профессии и знаний о том, как начать коммерческую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьникам предложили ответить на вопрос: «Кто повлиял на Ваше решение вступить в ученическую бизнес-компанию?» (рисунок 7).

Принял(а) Родители Классный Друзья Другое

самостоятельно руководитель

решение

Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Кто повлиял на Ваше решение вступить в ученическую бизнес-компанию?»

(2019 г.),% Источник: исследования авторов.

Приняли его самостоятельно 40% респондентов; на решение у 25% повлиял классный руководитель; у 15% опрошенных—друзья; и только у 10%—родители.

Учащиеся осознают сильные стороны ученической бизнес-компании, которая показывает свою эффективность в сельской школе и имеет авторитет у старшеклассников.

Другое

Экономическая грамотность Лидерские качества Работать в команде

Умение планировать

Определять важность баланса между жизненными реалиями и профессиональным выбором

Познавать принципы финансовой этики

Ценить важность финансовых ресурсов и их ответственного использования

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие навыки помогло Вам сформировать участие в ученической бизнес-компании?»

(2019 год),% Источник: исследования авторов.

Около трети (35%) членов такой структуры отмечают, что в наибольшей степени проект развил в них навыки планирования, а 20% указали на сформировавшееся умение ценить финансовые ресурсы и ответственно их использовать (рисунок 8). Это вписывается в матрицу коммерческой деятельности, в которой на первых этапах особенно необходимо умение составить подробный бизнес-план, для чего нужно учитывать макро- и микроэкономические факторы, состояние рынка в выбранной нише, оценить целевую аудиторию. Без грамотного составления плана и распределения финансовых ресурсов невозможно ни начать свое дело, ни привлечь инвестиции. Только 10% респондентов отмечают, что участие в ученических бизнес-компаниях развивает навыки командной деятельности, принятия решений. Вместе с тем сельские старшеклассники не указали ни на лидерские навыки, ни на экономическую грамотность. Это можно интерпретировать по-разному: ученические бизнес-компании не в полной мере взаимодействуют с рынком, что снижает эффективность обучения; компетенции работы в команде на современном этапе развития рыночных отношений, имеют большее значение, чем проявление ярко выраженного лидерства.

Следующим этапом в логической схеме исследования стало изучение взгляда сельских школьников на их будущее.

30% Скорее да, чем нет

Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Повлияло ли участие в ученической бизнес-компании на решение в будущем открыть собственное дело, заняться частным бизнесом?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Участники опроса отмечают, что участие в ученической бизнес-компании повлияло на принятие решения в будущем открыть собственное дело: 40% утвердительно ответили на данный вопрос, 30% выбрали вариант «скорее да, чем

нет» (рисунок 9). Это свидетельствует о том, что сельская молодежь понимает значимость предпринимательства как социального и экономического явления, что очень важно, поскольку именно молодые люди в большей степени склонны к инновационной деятельности, созданию своего дела и имеют большой запас энергии и времени на долгосрочное развитие своего бизнеса. Можно сделать вывод о том, что ученическая бизнес-компания по сути является стартовой площадкой для выпускников сельских школ, старшеклассники адекватно оценивают свои силы и желают продолжения предпринимательской деятельности в будущем.

Проблема профессионального самоопределения включает в себя, во-первых, несоответствие устремлений и возможностей потребностям рынка труда, а во-вторых, неосознанное желание старшеклассников переложить выбор собственного жизненного пути на других.

Другое

Затрудняюсь ответить Нет

Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да

15

30

0

10

20

30

45

40 50

Рисунок 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, участие в ученической бизнес-компании поможет Вам определиться с выбором будущей профессии?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

На вопрос «На Ваш взгляд, участие в ученической бизнес-компании поможет ли Вам определиться с выбором будущей профессии?» большинство респондентов дали положительный ответ (45% — «да», 30% — «скорее да») (рисунок 10). Можно предположить, что полученные навыки, знания и представления помогают учащимся получить информацию о востребованных профессиях, делать самостоятельный выбор. Например, ученики, склонные к предпринимательской деятельности, получают первичный практический опыт и необходимые умения для принятия решения стать предпринимателем. Ученическая бизнес-компания для сельской молодежи является не только игрой, но и реальной платформой, которая помогает сформировать представления о профессиональной пригодности, реально оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий, моделировать собственное экономическое поведение. Таким образом, ученическая бизнес-компания положительно влияет на форми-

рование у учащихся основ потребительской культуры и предпринимательства, получение учащимися экономических знаний и применение их на практике, содействует профессиональному самоопределению.

Другое

Я буду работать в банковской сфере

Я буду заниматься предпринимательством

Я планирую стать экономистом

0

15

10

10

20

35

35

30

40

Рисунок 11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, как участие в ученической бизнес-компании повлияет на Ваш профессиональный выбор в экономической сфере?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Опрос показал также положительную динамику в отношении учащихся к экономическим специальностям, выяснилось, что участие в ученической бизнес-компании влияет на формирование интереса к экономической сфере: 35% респондентов планируют в будущем стать экономистами, а 35% видит себя предпринимателями (рисунок 11). Это показывает, что ученическая бизнес-компания не только пропагандирует желание трудиться, но и дает знания и умения в предпринимательской деятельности, формирует желание стать бизнесменом, пропагандирует экономическую направленность в профессиональной сфере.

Работа в рамках такой структуры позволяет закладывать долгосрочный тренд увеличения доли малого и среднего бизнеса в структуре экономики. При этом формируются рабочие коллективы, способные при продолжении совместного обучения в рамках организаций высшего образования и по его окончании организовать реальную предпринимательскую деятельность.

Например, 60% респондентов—участников ученической бизнес-компании считают, что имеют преимущество в знаниях и навыках перед теми, кто такого опыта не имеет (рисунок 12). Предполагается, что молодые люди рассматривают участие в этом проекте как деятельность, которая приносит им преференции за счет развития способностей и умений быть предприимчивым, самостоятельным, креативным, работать в коллективе, нести ответственность за свои действия и получать представление о предпринимательской деятельности на практике, получать знания о своих способностях и склонностях для профессиональной ориентации. Все это говорит в пользу ученических бизнес-компаний как одного из компонентов формирования новых компетенций сельских школьников в условиях рыночной экономики.

15% Нет

Затрудняюс ответить

Скорее нет

20%

5%

35% Да

25% Скорее да

Рисунок 12. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Дают ли Вам навыки, полученные в ходе участия в ученической бизнес-компании, преимущество по сравнению с теми школьниками, которые не участвовали в них?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.

Участникам опроса было предложено оценить деятельность ученической бизнес-компании в целом. Так, 85% опрошенных положительно характеризуют ее, это свидетельствует о том, что данное структурное подразделение для сельских школьников становится все более престижным, интересным, понятным и узнаваемым.

Результаты исследования роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских учреждений общего среднего образования выявили следующее.

1. Участие в деятельности ученических бизнес-компаний позволяет учащимся находить для себя интересные и полезные стороны деловой жизни, сформировать интерес и желание в дальнейшем создать собственное дело.

2. Члены ученических бизнес-компаний получают навыки адекватно и точно оценивать альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя»; формируют представления о том, что обладание предпринимательскими компетенциями позволяет приобрести те полезные свойства и качества, которые им понадобятся для жизнедеятельности.

3. Сельская учащаяся молодежь заинтересована и нуждается в развитии предпринимательских компетенций уже со школьной скамьи.

4. Исследование показало, что ученическая бизнес-компания способствуют развитию предприимчивости, социально-культурных и экономических компетенций учащихся. Однако необходимо больше включать в программы занятия по формированию лидерских навыков, дать возможность на практике развивать навыки администрирования, делегирования полномочий и других важных обя-

Заключение

занностей предпринимателя.

5. Ученическая бизнес-компания дает ряд преимуществ социализации сельских школьников: возможность научиться ориентироваться в современном мире предпринимательской деятельности; определиться с выбором будущей профессии; возможность в будущем стать компетентным работником или предпринимателем с соответствующими качествами и способностями; получить навыки налаживать общение, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности; умение реализовывать свои желания и инициативы на собственное благо и пользу общества.

В целом анализ роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся показал, что современные школьники интересуются предпринимательской деятельностью, считают обучение в данной сфере полезным как для своего дела, так и для профессиональной карьеры в будущем [1].

Таким образом, проблемы, характерные для молодежи сельской местности, в первую очередь решает сельская школа. Внедрение модели ученических бизнес-компаний для формирования предпринимательских компетенций у выпускников сельской школы основано на новом подходе решения проблемы сохранения кадров для сельских территорий. Этот подход обеспечивается эффективными идеологическими практиками, главной целью которых является развитие у сельской молодежи экономических компетенций и патриотических настроений.

Комментарии

1. Ученическая бизнес-компания — это объединение по интересам, организуемое в учреждении общего среднего образования, учреждении дополнительного образования детей и молодежи (далее—учреждения образования). Ее цель—развитие предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности и других необходимых для успешной самореализации личностных качеств, способностей и компетенций обучающихся. Ее деятельность не является предпринимательской. Она сфокусирована на развитии предприимчивости; формировании у обучающихся практических навыков в области предпринимательской деятельности; подготовке к осознанному профессиональному самоопределению. Среди ее задач освоение сущности предпринимательской деятельности посредством практико-ориентированного обучения; содействие личностно-профессиональному становлению и развитию учащихся; реализация возможностей производства материальных и интеллектуальных продуктов.

Литература

1. Бедулина Г. Ф. Формирование экономической культуры и предпринимательских ценностей в рамках школьных бизнес-компаний // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2015. № 5. С. 111-116.

2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус

образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.160 с.

3. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. Т. 20. № 6. С. 29-49.

4. Кислицкий М. М. Разработка и обоснование применения метода комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений // Агропродоволь-ственная политика России. 2018. № 5. С. 17—21.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы» от 23 февраля 2016 года № 149.

6. Семин А. Н. Организация «Агрополисов» в сельских территориях России / А. Н. Семин, Ю. Р. Лутфуллин, М. М. Кислицкий, А. С. Лылов // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № S25. С. 415-429.

References

1. Bedulina G. F. Formation of economic culture and entrepreneurial values within school business companies. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo eko-nomicheskogo universiteta [Bulletin of the Belarusian state University of Economics], 2015, no. 5, pp. 111-116 (in Russian).

2. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Educational space as a modus of educational policy: monograph [Educational space as a modus of educational policy: monograph], Moscow: Russkoe slovo—uchebnik [Russian word—textbook], 2020, p. 160 (in Russian).

3. Ivanovа S.V., Pastukhova L.S. Possibilities of using the project method in education and work with youth at the present stage. Obrazovanie i nauka [Education and science], vol. 20, no. 6, pp. 29-49 (in Russian).

4. Kislitsky M. M. Development and justification of the application of the method of complex scientific and methodological assessment of socio-economic relations in the development of management decisions. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii [Agro-Food policy of Russia], 2018, no. 5, p. 17-21 (in Russian).

5. Postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' "O Gosudarstvennoy programme 'Maloye isredneyepredprinimatel'stvo v Respublike Belarus'na 2016—2020gody" ot 23 fevralya 2016g. No.149 [Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus "On the State program 'Small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus' for 2016-2020" dated February 23, 2016 No. 149 (in Russian).

6. Semin A. N. Organization of "Agropolises" in rural territories of Russia / A. N. Semin, Yu.R. Lutfullin, M. M. Kislitsky, A. S. Lylov. Izvestiya Mezhdun-arodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya [Proceedings of the International Academy of agricultural education], 2015. no. S25, pp. 415-429 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.