ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 334.02; 334.7 DOI: 10.24411/2071-6435-2020-10018
Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи
Для самореализации в мире сложных рыночных отношений, достижения успеха и высокого уровня профессионализма молодым людям сегодня необходимы первичные знания, умения, навыки во всех сферах предпринимательства и бизнеса. Развитие предпринимательской деятельности и особенно молодежного предпринимательства—одно из приоритетных направлений социальной политики. Цель настоящей работы — определить роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодежи; задача—провести социологическое исследование представлений сельской молодежи о предпринимательстве и функционировании ученических-биз-нес-компаний, а также разработать соответствующие рекомендации. Объектом исследования выступили сельские школьники образовательных учреждений Минской области Республики Беларусь. Гипотеза состоит в том, что сельские учащиеся имеют представление о предпринимательских ценностях и знают, какие из них самые необходимые. Результаты исследования роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских учреждений общего среднего образования показали, что участие в деятельности ученических бизнес-компаний позволяет учащимся находить интересные и полезные стороны деловой жизни, сформировать интерес и желание в дальнейшем создать свое собственное дело; члены ученических бизнес-компаний получают навыки адекватно и точно оценивать альтернативу труда «на организацию» и «на себя»; сельская учащаяся молодежь заинтересована и нуждается в развитии предпринимательских компетенций уже со «школьной скамьи»; ученическая бизнес-компания способствуют развитию предприимчивости, социально-культурных и экономических компетенций учащихся и дает ряд преимуществ при социализации сельских школьников, например, учит ориентироваться в современном деловом мире, помогает определиться с выбором профессии и в будущем стать компетентным работником или предпринимателем, получить коммуникативные навыки, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, желания и инициативы.
Ключевые слова: предпринимательство, экономическое образование, село, ученические бизнес-компании.
П Ф. Бедулина
V
М. М. Кислицкий
Введение
Развитие коммерческой деятельности и особенно молодежного предпринимательства является одним из приоритетных направлений социальной политики союзного государства.
© Г. Ф. Бедулина, 2020 © М. М. Кислицкий, 2020
В сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь закрепляется только около 30% молодых специалистов, а в Российской Федерации — 25%. Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер не только по решению социально-экономических проблем развития села, но и по усилению профессиональной ориентации в сельских школах.
Недостаточная подготовленность населения к жизни в условиях рыночных отношений служит препятствием для развития предпринимательства. Отсутствие специальных знаний и навыков ведения бизнеса приводит к тому, что в сфере малого и среднего бизнеса до сих пор занято менее трети трудоспособного населения Республики Беларусь.
Основное противоречие заключается в отсутствии в образовательной среде необходимых условий для подготовки к ведению своего дела, пониманию экономических процессов в стране и мире при объективной потребности общества в людях, обладающих такими знаниями и умениями.
Тесная связь между общим экономическим развитием общества и индивидуальной экономической зрелостью человека неоспорима. В условиях новых рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий.
В связи с этим воспитание бережливого, рачительного хозяина, который осознанно и рационально относится к потреблению материальных благ, является актуальной задачей, стоящей перед современными педагогами.
С учетом опыта советской педагогики по созданию школьных кооперативов — как формы воспитания трудовых и экономико-хозяйственных навыков учащихся — в Республике Беларусь практикуется создание ученических бизнес-компаний (комментарий 1).
Ученическая бизнес-компания (далее УБК) создается на базе учреждения общего среднего образования согласно Положению об УБК, которое разработано и предложено как базовое для учреждений образования в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь [5].
Методология исследования
С целью изучения уровня предпринимательских компетенций учащейся молодежи и анализа роли ученических бизнес-компаний в этом процессе в марте 2019 года студентами кафедры экономической социологии Белорусского государственного экономического университета проведено социологическое исследование «Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских школ Минской области». В ходе исследования был осуществлен анкетный опрос учащихся 8—11 классов сельских учреждений общего среднего образования Минской области, членов ученических бизнес-компаний: ГУО «Учебно-педагогический комплекс Ляденский детский сад-средняя школа» Червенского района, ГУО «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» Дзержинского района, ГУО
«Житьковская средняя школа Борисовского района», ГУО «Смолевичская районная гимназия», ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 4» Дзержинского района, ГУО «Радошковичская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Молодечненского района, ГУО «Мороч-ский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Клецкого района», ГУО «Староюрковичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Любанского района», ГУО «Мядельский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Мядельского района. Было опрошено 280 респондентов. Среди них 60% (168 человек) — юноши и 40% (112 человек) —девушки. Возраст респондентов — 13—17 лет, средний возраст — 15 лет.
Формирование выводов по результатам социологического исследования осуществлялось на основе метода комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений [4].
Результаты исследования
Для выявления у старшеклассников потребности в знаниях о предпринимательской деятельности был задан соответствующий вопрос: «Как Вы считаете, современному старшекласснику необходимо знать основы предпринимательской деятельности?».
Опрос показал, что затронутая тематика отражает актуальные потребности современных сельских школьников в знаниях о предпринимательстве, на это указали 80% опрошенных. При этом 15% респондентов выразили неуверенность и отметили, что скорее нуждаются в овладении основами предпринимательства, а 5% затруднились ответить на вопрос. Следует отметить, что никто из участников опроса не стал отрицать важность данного курса в образовательной программе.
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают термин «предпринимательство», им предложили выбрать одно из несколько определений (рисунок 1).
Вариант «работа с целью поиска новых путей решения проблем, стоящих перед людьми, организациями, страной в целом» выбрали 45% опрошенных. На второй позиции с небольшим отрывом — вариант, это деятельность, направленная на получение прибыли», за который высказались 35% респондентов. Только 15% участников опроса определили предпринимательство как способ стимуляции трудовой деятельности граждан. И только 5% согласились с тем, что оно связано с эффективным управлением производством и использованием новых технологий.
Можно предположить, что в основном сельские старшеклассники понимают этот термин как нечто инновационное и прогрессивное, а также как возможность получения прибыли от этой деятельности.
Подчеркнем, что сельские школьники осознают социальную значимость данного вида деятельности и высокую степень ответственности предпринимателя. В этом смысловом ракурсе важно изучить мотивацию сельских старшеклассников получать знания по основам бизнеса (рисунок 2).
Предпринимательство - эффективное управление производством с использованием новых технологий сбыта
Предпринимательство - способ стимуляции трудовой деятельности граждан
Предпринимательство - это работа с целью поиска новых путей решения проблем, стоящих перед людьми, организациями, страной в целом
Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли
15
45
10
20
35
30 40 50
0
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите определение предпринимательства, которые наиболее точно раскрывает его содержание» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Приобрести знания о том, как начать свое дело, как его организовать, как отыскать свое место на рынке
Помощь в определении или утверждении в правильном выборе будущей профессии
Подготовки для последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона
Для воспитания активной жизненной позиции, умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность
50
10
40
10 20 30 40 50 60
0
0
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Для чего современному школьнику необходимо знать основы предпринимательства?»
(2019 год),% Источник: исследования авторов.
Половина респондентов считает, что главный стимул — стремление понять, как организовать свое дело. Для 40% опрошенных эти знания необходимы для выработки собственной жизненной позиции, принятия решений, умения идти на риск и брать на себя ответственность. И только 10% участников опроса этот процесс связали с выбором профессии.
Сельские школьники не связывают свои жизненные планы с работой в своей локации, что свидетельствует о стратегии интеграции в городской местности через получение образования или ведение предпринимательской деятельности. Данная тенденция характерна как на национальном, так и глобальном уровнях. Также можно заключить, что основная часть учащихся желает применить свои умения и знания для достижения поставленных жизненных целей. Таким образом, целевой мотивацией для сельских школьников является получение необходимых знаний и умений по предпринимательству, которые будут способствовать их конкурентоспособности.
В ходе опроса сельские старшеклассники выразили желание в будущем открыть собственное дело (рисунок 3).
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Возникало ли у Вас желание после окончания школы открыть собственное дело, заняться частным бизнесом?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Подавляющее большинство (75%) намерены после окончания школы открыть собственное дело. Собственный бизнес не входит в жизненные планы только 15% респондентов; 10% опрошенных затруднилось с ответом.
Большинство сельских школьников заинтересованы в развитии своего дела в будущем. Тем не менее еще необходима просветительская работа по форми-
рованию положительного образа предпринимателя, а в работу ученических бизнес-компаний необходимо включать больше практико-ориентированных занятий, построенных на позитивных примерах ведения бизнеса в регионах.
Чтобы выявить интересующие старшеклассников сферы предпринимательской деятельности, им на выбор был предложен перечень видов предпринимательства (рисунок 4).
Другое
Финансовая деятельность Физическая культура и спорт Услуги в сфере культуры Транспорт Торговля Сельское хозяйство Связь, телекоммуникация Ремонт автомобилей Промышленность (производство товаров) Парикмахерские услуги Охота, рыболовство, рыбоводство Операции с недвижимым имуществом Общественное питание Образовательные услуги, репетиторство Косметические услуги Здравоохранение Гостиничный бизнес Бытовое обслуживание Агро-, эко- усадьбы
0 10 20 30
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Предпринимательская деятельность в какой сфере Вам наиболее интересна?»
(2019 год),% Источник: исследования авторов.
Среди респондентов первую позицию занимает желание заняться ремонтом автомобилей 25%. У 15% сельских учащихся есть интерес к развитию бизнеса в сфере общественного питания; 15% выделили сферу промышленности и 15% — торговлю; 10% ответили, что хотели бы открыть бизнес в сфере спорта; 5% в будущем связывают себя с гостиничным бизнесом. Только 5% не определились с выбором.
Результаты исследования позволяют заключить, что большинство сельских учащихся хотят заниматься предпринимательством и владеют информацией о его формах. Школьники понимают, что разумное и рациональное ведение дела невозможно без определенных качеств, необходимых предпринимателю и незаменимых в бизнесе.
10
15
10
15
15
25
5
0
5
Другое 5%
Планирование и прогнозирование 25%
20%
Коммуникабельность и сотрудничество
Само стоятельно сть 20%
к.
10% Инновации
Предприимчивость 20%
Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, что самое важное для предпринимателя?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Четверть опрошенных выделяют коммуникабельность и сотрудничество; 20% — предприимчивость, и такое же количество учащихся — самостоятельность. Только 10% респондентов высказались за инновации, а 5% отметили иные качества, которые, по их мнению, не были включены в перечень предложенных вариантов ответов (рисунок 5).
Можно утверждать, что в сознании сельских школьников сформировано представление о коммерческой деятельности, например, очень важными для предпринимателя они считают знания об основах планирования и прогнозирования, умение налаживать контакты и сотрудничать.
В рамках исследования было важным проверить гипотезу о том, что сельские учащиеся имеют представление о предпринимательских ценностях и выделяют наиболее необходимые из них (рисунок 6).
Выбрать профессию или начать предпринимательскую деятельность
Стимулировать личностное развитие
Получать навыки, необходимые для построения успешной карьеры
Приспосабливаться к социально-экономическим условиям
20
40
60
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «В чем предпринимательские ценности могут помочь современным школьникам?»
(2019 год),% Источник: исследования авторов.
0
Больше половины участников опроса (55%) определили, что предпринимательские ценности способствуют построению успешной карьеры. Еще 25% респондентов отметили большое значение выбора профессии и знаний о том, как начать коммерческую деятельность.
Школьникам предложили ответить на вопрос: «Кто повлиял на Ваше решение вступить в ученическую бизнес-компанию?» (рисунок 7).
Принял(а) Родители Классный Друзья Другое
самостоятельно руководитель
решение
Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Кто повлиял на Ваше решение вступить в ученическую бизнес-компанию?»
(2019 г.),% Источник: исследования авторов.
Приняли его самостоятельно 40% респондентов; на решение у 25% повлиял классный руководитель; у 15% опрошенных—друзья; и только у 10%—родители.
Учащиеся осознают сильные стороны ученической бизнес-компании, которая показывает свою эффективность в сельской школе и имеет авторитет у старшеклассников.
Другое
Экономическая грамотность Лидерские качества Работать в команде
Умение планировать
Определять важность баланса между жизненными реалиями и профессиональным выбором
Познавать принципы финансовой этики
Ценить важность финансовых ресурсов и их ответственного использования
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие навыки помогло Вам сформировать участие в ученической бизнес-компании?»
(2019 год),% Источник: исследования авторов.
Около трети (35%) членов такой структуры отмечают, что в наибольшей степени проект развил в них навыки планирования, а 20% указали на сформировавшееся умение ценить финансовые ресурсы и ответственно их использовать (рисунок 8). Это вписывается в матрицу коммерческой деятельности, в которой на первых этапах особенно необходимо умение составить подробный бизнес-план, для чего нужно учитывать макро- и микроэкономические факторы, состояние рынка в выбранной нише, оценить целевую аудиторию. Без грамотного составления плана и распределения финансовых ресурсов невозможно ни начать свое дело, ни привлечь инвестиции. Только 10% респондентов отмечают, что участие в ученических бизнес-компаниях развивает навыки командной деятельности, принятия решений. Вместе с тем сельские старшеклассники не указали ни на лидерские навыки, ни на экономическую грамотность. Это можно интерпретировать по-разному: ученические бизнес-компании не в полной мере взаимодействуют с рынком, что снижает эффективность обучения; компетенции работы в команде на современном этапе развития рыночных отношений, имеют большее значение, чем проявление ярко выраженного лидерства.
Следующим этапом в логической схеме исследования стало изучение взгляда сельских школьников на их будущее.
30% Скорее да, чем нет
Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Повлияло ли участие в ученической бизнес-компании на решение в будущем открыть собственное дело, заняться частным бизнесом?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Участники опроса отмечают, что участие в ученической бизнес-компании повлияло на принятие решения в будущем открыть собственное дело: 40% утвердительно ответили на данный вопрос, 30% выбрали вариант «скорее да, чем
нет» (рисунок 9). Это свидетельствует о том, что сельская молодежь понимает значимость предпринимательства как социального и экономического явления, что очень важно, поскольку именно молодые люди в большей степени склонны к инновационной деятельности, созданию своего дела и имеют большой запас энергии и времени на долгосрочное развитие своего бизнеса. Можно сделать вывод о том, что ученическая бизнес-компания по сути является стартовой площадкой для выпускников сельских школ, старшеклассники адекватно оценивают свои силы и желают продолжения предпринимательской деятельности в будущем.
Проблема профессионального самоопределения включает в себя, во-первых, несоответствие устремлений и возможностей потребностям рынка труда, а во-вторых, неосознанное желание старшеклассников переложить выбор собственного жизненного пути на других.
Другое
Затрудняюсь ответить Нет
Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да
15
30
0
10
20
30
45
40 50
Рисунок 10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, участие в ученической бизнес-компании поможет Вам определиться с выбором будущей профессии?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
На вопрос «На Ваш взгляд, участие в ученической бизнес-компании поможет ли Вам определиться с выбором будущей профессии?» большинство респондентов дали положительный ответ (45% — «да», 30% — «скорее да») (рисунок 10). Можно предположить, что полученные навыки, знания и представления помогают учащимся получить информацию о востребованных профессиях, делать самостоятельный выбор. Например, ученики, склонные к предпринимательской деятельности, получают первичный практический опыт и необходимые умения для принятия решения стать предпринимателем. Ученическая бизнес-компания для сельской молодежи является не только игрой, но и реальной платформой, которая помогает сформировать представления о профессиональной пригодности, реально оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий, моделировать собственное экономическое поведение. Таким образом, ученическая бизнес-компания положительно влияет на форми-
рование у учащихся основ потребительской культуры и предпринимательства, получение учащимися экономических знаний и применение их на практике, содействует профессиональному самоопределению.
Другое
Я буду работать в банковской сфере
Я буду заниматься предпринимательством
Я планирую стать экономистом
0
15
10
10
20
35
35
30
40
Рисунок 11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, как участие в ученической бизнес-компании повлияет на Ваш профессиональный выбор в экономической сфере?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Опрос показал также положительную динамику в отношении учащихся к экономическим специальностям, выяснилось, что участие в ученической бизнес-компании влияет на формирование интереса к экономической сфере: 35% респондентов планируют в будущем стать экономистами, а 35% видит себя предпринимателями (рисунок 11). Это показывает, что ученическая бизнес-компания не только пропагандирует желание трудиться, но и дает знания и умения в предпринимательской деятельности, формирует желание стать бизнесменом, пропагандирует экономическую направленность в профессиональной сфере.
Работа в рамках такой структуры позволяет закладывать долгосрочный тренд увеличения доли малого и среднего бизнеса в структуре экономики. При этом формируются рабочие коллективы, способные при продолжении совместного обучения в рамках организаций высшего образования и по его окончании организовать реальную предпринимательскую деятельность.
Например, 60% респондентов—участников ученической бизнес-компании считают, что имеют преимущество в знаниях и навыках перед теми, кто такого опыта не имеет (рисунок 12). Предполагается, что молодые люди рассматривают участие в этом проекте как деятельность, которая приносит им преференции за счет развития способностей и умений быть предприимчивым, самостоятельным, креативным, работать в коллективе, нести ответственность за свои действия и получать представление о предпринимательской деятельности на практике, получать знания о своих способностях и склонностях для профессиональной ориентации. Все это говорит в пользу ученических бизнес-компаний как одного из компонентов формирования новых компетенций сельских школьников в условиях рыночной экономики.
15% Нет
Затрудняюс ответить
Скорее нет
20%
5%
35% Да
25% Скорее да
Рисунок 12. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Дают ли Вам навыки, полученные в ходе участия в ученической бизнес-компании, преимущество по сравнению с теми школьниками, которые не участвовали в них?» (2019 год),% Источник: исследования авторов.
Участникам опроса было предложено оценить деятельность ученической бизнес-компании в целом. Так, 85% опрошенных положительно характеризуют ее, это свидетельствует о том, что данное структурное подразделение для сельских школьников становится все более престижным, интересным, понятным и узнаваемым.
Результаты исследования роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся сельских учреждений общего среднего образования выявили следующее.
1. Участие в деятельности ученических бизнес-компаний позволяет учащимся находить для себя интересные и полезные стороны деловой жизни, сформировать интерес и желание в дальнейшем создать собственное дело.
2. Члены ученических бизнес-компаний получают навыки адекватно и точно оценивать альтернативу труда «на организацию» и труда «на себя»; формируют представления о том, что обладание предпринимательскими компетенциями позволяет приобрести те полезные свойства и качества, которые им понадобятся для жизнедеятельности.
3. Сельская учащаяся молодежь заинтересована и нуждается в развитии предпринимательских компетенций уже со школьной скамьи.
4. Исследование показало, что ученическая бизнес-компания способствуют развитию предприимчивости, социально-культурных и экономических компетенций учащихся. Однако необходимо больше включать в программы занятия по формированию лидерских навыков, дать возможность на практике развивать навыки администрирования, делегирования полномочий и других важных обя-
Заключение
занностей предпринимателя.
5. Ученическая бизнес-компания дает ряд преимуществ социализации сельских школьников: возможность научиться ориентироваться в современном мире предпринимательской деятельности; определиться с выбором будущей профессии; возможность в будущем стать компетентным работником или предпринимателем с соответствующими качествами и способностями; получить навыки налаживать общение, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности; умение реализовывать свои желания и инициативы на собственное благо и пользу общества.
В целом анализ роли ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций учащихся показал, что современные школьники интересуются предпринимательской деятельностью, считают обучение в данной сфере полезным как для своего дела, так и для профессиональной карьеры в будущем [1].
Таким образом, проблемы, характерные для молодежи сельской местности, в первую очередь решает сельская школа. Внедрение модели ученических бизнес-компаний для формирования предпринимательских компетенций у выпускников сельской школы основано на новом подходе решения проблемы сохранения кадров для сельских территорий. Этот подход обеспечивается эффективными идеологическими практиками, главной целью которых является развитие у сельской молодежи экономических компетенций и патриотических настроений.
Комментарии
1. Ученическая бизнес-компания — это объединение по интересам, организуемое в учреждении общего среднего образования, учреждении дополнительного образования детей и молодежи (далее—учреждения образования). Ее цель—развитие предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности и других необходимых для успешной самореализации личностных качеств, способностей и компетенций обучающихся. Ее деятельность не является предпринимательской. Она сфокусирована на развитии предприимчивости; формировании у обучающихся практических навыков в области предпринимательской деятельности; подготовке к осознанному профессиональному самоопределению. Среди ее задач освоение сущности предпринимательской деятельности посредством практико-ориентированного обучения; содействие личностно-профессиональному становлению и развитию учащихся; реализация возможностей производства материальных и интеллектуальных продуктов.
Литература
1. Бедулина Г. Ф. Формирование экономической культуры и предпринимательских ценностей в рамках школьных бизнес-компаний // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2015. № 5. С. 111-116.
2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус
образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.160 с.
3. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. Т. 20. № 6. С. 29-49.
4. Кислицкий М. М. Разработка и обоснование применения метода комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений // Агропродоволь-ственная политика России. 2018. № 5. С. 17—21.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы» от 23 февраля 2016 года № 149.
6. Семин А. Н. Организация «Агрополисов» в сельских территориях России / А. Н. Семин, Ю. Р. Лутфуллин, М. М. Кислицкий, А. С. Лылов // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № S25. С. 415-429.
References
1. Bedulina G. F. Formation of economic culture and entrepreneurial values within school business companies. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo eko-nomicheskogo universiteta [Bulletin of the Belarusian state University of Economics], 2015, no. 5, pp. 111-116 (in Russian).
2. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Educational space as a modus of educational policy: monograph [Educational space as a modus of educational policy: monograph], Moscow: Russkoe slovo—uchebnik [Russian word—textbook], 2020, p. 160 (in Russian).
3. Ivanovа S.V., Pastukhova L.S. Possibilities of using the project method in education and work with youth at the present stage. Obrazovanie i nauka [Education and science], vol. 20, no. 6, pp. 29-49 (in Russian).
4. Kislitsky M. M. Development and justification of the application of the method of complex scientific and methodological assessment of socio-economic relations in the development of management decisions. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii [Agro-Food policy of Russia], 2018, no. 5, p. 17-21 (in Russian).
5. Postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' "O Gosudarstvennoy programme 'Maloye isredneyepredprinimatel'stvo v Respublike Belarus'na 2016—2020gody" ot 23 fevralya 2016g. No.149 [Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus "On the State program 'Small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus' for 2016-2020" dated February 23, 2016 No. 149 (in Russian).
6. Semin A. N. Organization of "Agropolises" in rural territories of Russia / A. N. Semin, Yu.R. Lutfullin, M. M. Kislitsky, A. S. Lylov. Izvestiya Mezhdun-arodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya [Proceedings of the International Academy of agricultural education], 2015. no. S25, pp. 415-429 (in Russian).