Научная статья на тему 'Программа курса «Мир деловых людей» для выпускников 9-х классов как один из способов подготовки к молодежному предпринимательству'

Программа курса «Мир деловых людей» для выпускников 9-х классов как один из способов подготовки к молодежному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Л. А.

В материалах статьи автор предлагает в целях ликвидации проблем неподготовленности молодого поколения к осознанному выбору будущего, в целях педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, формирования их желания участия в активной деловой жизни, бизнесе и предпринимательстве ведение курса «Мир деловых людей», который способствует развитию деловых качеств и предпринимательских компетенций молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трусова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса «Мир деловых людей» для выпускников 9-х классов как один из способов подготовки к молодежному предпринимательству»

сягся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров [1, 2, 8].

Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач. Курс на поддержку интеграции является уникальной возможностью, что позволит преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и сконцентрировать усилия социальных партнеров образования: работодателей, служб занятости, органов местного самоуправления на главных направлениях социально-экономического развития региона.

Список литературы:

1. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист. - 2009. - № 11. - С. 2-9.

2. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 270 с.

3. Запороженко М.Н. Интеграционные модели / М.Н. Запороженко, П.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Специалист. - 2010. - № 5.

4. АбиноваН.М. Интеграция в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ido.tsu.ru/ss/? unit=356&page=1158.

5. ВеличкоЕ.Д. Интеграционные процессы в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru/ articles/517197.

6. Пименов К.В. Три принципа интеграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/6.html.

7. Третьяков В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2.

8. Интеграция науки и высшего образования России: тез. докл. Всерос. конф. с ме^дунар. уч. (14-17 сентября 2001 г.). Ч. 1. - Самара, 2001. - С. 100.

ПРОГРАММА КУРСА «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ К МОЛОДЕЖНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

© Трусова Л.А.*

Московский государственный технический университет «МАМИ», г. Москва

Гимназия № 7, г. Чехов

В материалах статьи автор предлагает в целях ликвидации проблем неподготовленности молодого поколения к осознанному выбору бу-

* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент».

дущего, в целях педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, формирования их желания участия в активной деловой жизни, бизнесе и предпринимательстве ведение курса «Мир деловых людей», который способствует развитию деловых качеств и предпринимательских компетенций молодежи.

Анализ имеющихся на сегодняшний день материалов, в той или иной степени касающихся молодежного предпринимательства, показал, что данным вопросом последние годы активно занимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существуют специальные программы льготного субсидирования и кредитования молодых предпринимателей, проекты по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в лице молодых предпринимателей.

Но вместе с этим существует и большая социальная проблема - неподготовленность большей части молодежи к осознанному выбору своей занятости, профессиональной деятельности, неумение организовать «работу на себя», а не просто на организацию, неумение активно и целенаправленно строить свою карьеру и достигать морального и материального успеха.

К этой же проблеме можно отнести и неподготовленность педагогов (да и родителей тоже) формировать деловые качества и предпринимательские компетенции для подрастающего поколения в новых социальных и экономических условиях, а не в системе прошлой «командной» экономики. Мир постоянно развивается и надо идти в ногу с прогрессом! Причем, заниматься выработкой деловых качеств и умений, развитием предпринимательского мышления следует не у студентов и выпускников учреждений профессионального образования, а со школьной скамьи, с начальной ступени обучения, более плотно подходя к данному процессу в 9 классе, когда учащиеся должны быть готовы самостоятельно выбрать следующую форму образования и связать профиль своего обучения на старшей ступени с определенной сферой деятельности и профессией. Для этого в рамках курсов по выбору, курсов предпрофильной подготовки, элективных курсов, занятий кружка, планов работы классного руководителя и т.д. необходимо целенаправленно провести цикл занятий, позволяющих ребятам познакомиться с миром экономики и разнообразием форм трудовой деятельности. Предлагаемая ниже Программа курса «Мир деловых людей» поможет лучше сориентировать учащихся в их будущей адаптации к особенностям занятости в условиях рыночной экономики и жизни общества на современном этапе.

Пояснительная записка

Занятия в группе дополнительного образования детей на курсах (в кружке) «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром профессий, с миром деловых отношений, с основами предпринимательства и бизнеса, с условиями ус-

пешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут девятиклассникам в течение года лучше освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего, окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться к способам зарабатывания денег и их распределения.

Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2 часа в неделю для группы (15-20 человек), всего 68 часов за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня с учетом возможности практикумов, экскурсий на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, приглашения для встреч специалистов и профессионально успешных людей, выполнения проектов (50 % учебного времени).

Цель: знакомство учащихся с миром деловых людей, основами выбора профессии, бизнеса и предпринимательства.

Задачи:

1. Формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ бизнеса

2. Развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях.

3. Подготовка выпускников основной школы к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению.

4. Воспитание активной жизненной позиции.

Требования к уровню освоения тем занятий:

Учащиеся должны знать / понимать:

1. Различие сфер деятельности человека и классификацию профессий.

2. Компетенции и качества делового человека и предпринимателя.

3. Особенности «работы на себя» и «работы на других».

4. Основные понятия в бизнесе и предпринимательстве.

5. Слагаемые успеха в бизнесе.

Учащиеся должны уметь:

1. Приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения.

2. Объяснять разницу в видах и формах предпринимательства.

3. Сравнивать товары и продукцию ме^ду собой на условных примерах.

4. Вычислять на условных примерах рентабельность проектов

5. Самостоятельно принимать решения по управлению процессами.

Тематическое планирование занятий

Общее распределение часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов за год.

Таблица 1

Учебно-тематический план курса (кружка) «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» для учащихся 9-х классов, 1 группа

№ Тематика занятий Возраст учащихся 1415 лет, часы Вид занятия

1. Введение. Цели и задачи курса. Сферы деятельности человека. 2 Вводное

2. Мир профессий. Классы и особенности профессий. 2 Теоретическое

3. Работа на себя и на организацию. Отличия. Ролевая игра по практическим ситуациям 2 Практическое

4. Анкетирование - практикум «Какой труд, профессия, деятельность мне подходит?» 2 Практическое

5. Что значит быть деловым человеком? 2 Теоретическое

6. Примеры успешной карьеры 2 Встреча со специалистами

7. Предприятия и организации нашего города 2 Экскурсия

8. Учебные заведения нашего города 2 Экскурсия

9. Что значит понятие «деловые отношения?» 2 Встреча со специалистами

10. Какие качества нужны деловому человеку? 2 Практическое

11. Ключевые компетенции делового человека 2 Теоретическое

12. Понятие о бизнесе и предпринимательстве. История развития предпринимательства 2 Теоретическое

13. Спрос и предложение. Потребности и ограниченность ресурсов. 2 Теоретическое

14. Кто и как может стать предпринимателем? 2 Встреча со специалистами

15. Виды предпринимательства. Предпринимательская идея. 2 Практическое

16. Как определить цели и задачи фирмы. 2 Теоретическое

17. Организационно-правовые формы предпринимательства 2 Теоретическое

18. Понятие о конкуренции 2 Теоретическое

19. Молодой предприниматель 2 Практическое

20. Примеры успешного молодого бизнесмена. Критерии успешности. 2 Встреча с предпринимателями

21. Основные технологические стадии в производстве товаров и услуг 2 Теоретическое

22. Откуда взягь деньги для фирмы. Доходы и расходы. 2 Практическое

23. Что такое менеджмент? Как работать с людьми? 2 Теоретическое

24. Какие бывают менеджеры? 2 Встреча со специалистами

25. Реализация продукции. Каналы сбыта.Что такое маркетинг? 2 Теоретическое

26. Кто такие маркетологи? 2 Встреча со специалистами

27. Документооборот в предпринимательстве. Понятие о бухгалтерском и управленческом учете. 2 Теоретическое

28. Налогообложение. Виды налогов. 2 Теоретическое

29. Риски. Банкротство. 2 Теоретическое

30. Малое предпринимательство в нашем городе. 2 Экскурсия, встреча со специалистами

Продолжение табл. 1

№ Тематика занятий Возраст учащихся 1415 лет, часы Вид занятия

31. Предпринимательская этика 2 Теоретическое

32. Понятие о бизнес-проекте. 2 Теоретическое

33. Защита бизнес-проекта предпринимательской идеи 2 Зачетное занятие

34. Где и как учат предпринимателей? Слагаемые успеха в бизнесе. 2 Встреча с представителями учреждений про-фессион. образования

Итого 68

Теоретических 34 17 занятий

Практических 34 17 занятий

Список литературы:

1. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. - СПб.: КАРО, 2005.

2. Липсиц И.В. Бизнес и экономика. -М.: Вита-Пресс, 2006.

3. Личность и экономика / Под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вита-Пресс, 2006.

4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. -М.: Вита-Пресс, 2009.

5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Вита-Пресс, 2009.

6. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Новая школа, 2004.

7. Бизнес для молодежи. Потенциал предпринимательства у молодых россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.teenbiz.ru/other/po-tencial-predprinimatelstva-u-molodyx-rossiyan/

8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru.

9. Самостоятельная регистрация ИП, ООО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ipipip.ru.

10. Бизнес-форум [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.biznet.ru.

11. Ассоциация молодых предпринимателей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moldelo.ru.

12. Московский клуб молодых предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosmp.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ruro

14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru.

15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcior.edu.ru.

16. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.window.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.