сягся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров [1, 2, 8].
Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач. Курс на поддержку интеграции является уникальной возможностью, что позволит преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и сконцентрировать усилия социальных партнеров образования: работодателей, служб занятости, органов местного самоуправления на главных направлениях социально-экономического развития региона.
Список литературы:
1. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист. - 2009. - № 11. - С. 2-9.
2. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 270 с.
3. Запороженко М.Н. Интеграционные модели / М.Н. Запороженко, П.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Специалист. - 2010. - № 5.
4. АбиноваН.М. Интеграция в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ido.tsu.ru/ss/? unit=356&page=1158.
5. ВеличкоЕ.Д. Интеграционные процессы в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru/ articles/517197.
6. Пименов К.В. Три принципа интеграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/6.html.
7. Третьяков В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2.
8. Интеграция науки и высшего образования России: тез. докл. Всерос. конф. с ме^дунар. уч. (14-17 сентября 2001 г.). Ч. 1. - Самара, 2001. - С. 100.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ К МОЛОДЕЖНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
© Трусова Л.А.*
Московский государственный технический университет «МАМИ», г. Москва
Гимназия № 7, г. Чехов
В материалах статьи автор предлагает в целях ликвидации проблем неподготовленности молодого поколения к осознанному выбору бу-
* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент».
дущего, в целях педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, формирования их желания участия в активной деловой жизни, бизнесе и предпринимательстве ведение курса «Мир деловых людей», который способствует развитию деловых качеств и предпринимательских компетенций молодежи.
Анализ имеющихся на сегодняшний день материалов, в той или иной степени касающихся молодежного предпринимательства, показал, что данным вопросом последние годы активно занимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Существуют специальные программы льготного субсидирования и кредитования молодых предпринимателей, проекты по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в лице молодых предпринимателей.
Но вместе с этим существует и большая социальная проблема - неподготовленность большей части молодежи к осознанному выбору своей занятости, профессиональной деятельности, неумение организовать «работу на себя», а не просто на организацию, неумение активно и целенаправленно строить свою карьеру и достигать морального и материального успеха.
К этой же проблеме можно отнести и неподготовленность педагогов (да и родителей тоже) формировать деловые качества и предпринимательские компетенции для подрастающего поколения в новых социальных и экономических условиях, а не в системе прошлой «командной» экономики. Мир постоянно развивается и надо идти в ногу с прогрессом! Причем, заниматься выработкой деловых качеств и умений, развитием предпринимательского мышления следует не у студентов и выпускников учреждений профессионального образования, а со школьной скамьи, с начальной ступени обучения, более плотно подходя к данному процессу в 9 классе, когда учащиеся должны быть готовы самостоятельно выбрать следующую форму образования и связать профиль своего обучения на старшей ступени с определенной сферой деятельности и профессией. Для этого в рамках курсов по выбору, курсов предпрофильной подготовки, элективных курсов, занятий кружка, планов работы классного руководителя и т.д. необходимо целенаправленно провести цикл занятий, позволяющих ребятам познакомиться с миром экономики и разнообразием форм трудовой деятельности. Предлагаемая ниже Программа курса «Мир деловых людей» поможет лучше сориентировать учащихся в их будущей адаптации к особенностям занятости в условиях рыночной экономики и жизни общества на современном этапе.
Пояснительная записка
Занятия в группе дополнительного образования детей на курсах (в кружке) «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром профессий, с миром деловых отношений, с основами предпринимательства и бизнеса, с условиями ус-
пешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут девятиклассникам в течение года лучше освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего, окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться к способам зарабатывания денег и их распределения.
Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2 часа в неделю для группы (15-20 человек), всего 68 часов за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня с учетом возможности практикумов, экскурсий на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, приглашения для встреч специалистов и профессионально успешных людей, выполнения проектов (50 % учебного времени).
Цель: знакомство учащихся с миром деловых людей, основами выбора профессии, бизнеса и предпринимательства.
Задачи:
1. Формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ бизнеса
2. Развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях.
3. Подготовка выпускников основной школы к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению.
4. Воспитание активной жизненной позиции.
Требования к уровню освоения тем занятий:
Учащиеся должны знать / понимать:
1. Различие сфер деятельности человека и классификацию профессий.
2. Компетенции и качества делового человека и предпринимателя.
3. Особенности «работы на себя» и «работы на других».
4. Основные понятия в бизнесе и предпринимательстве.
5. Слагаемые успеха в бизнесе.
Учащиеся должны уметь:
1. Приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения.
2. Объяснять разницу в видах и формах предпринимательства.
3. Сравнивать товары и продукцию ме^ду собой на условных примерах.
4. Вычислять на условных примерах рентабельность проектов
5. Самостоятельно принимать решения по управлению процессами.
Тематическое планирование занятий
Общее распределение часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов за год.
Таблица 1
Учебно-тематический план курса (кружка) «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» для учащихся 9-х классов, 1 группа
№ Тематика занятий Возраст учащихся 1415 лет, часы Вид занятия
1. Введение. Цели и задачи курса. Сферы деятельности человека. 2 Вводное
2. Мир профессий. Классы и особенности профессий. 2 Теоретическое
3. Работа на себя и на организацию. Отличия. Ролевая игра по практическим ситуациям 2 Практическое
4. Анкетирование - практикум «Какой труд, профессия, деятельность мне подходит?» 2 Практическое
5. Что значит быть деловым человеком? 2 Теоретическое
6. Примеры успешной карьеры 2 Встреча со специалистами
7. Предприятия и организации нашего города 2 Экскурсия
8. Учебные заведения нашего города 2 Экскурсия
9. Что значит понятие «деловые отношения?» 2 Встреча со специалистами
10. Какие качества нужны деловому человеку? 2 Практическое
11. Ключевые компетенции делового человека 2 Теоретическое
12. Понятие о бизнесе и предпринимательстве. История развития предпринимательства 2 Теоретическое
13. Спрос и предложение. Потребности и ограниченность ресурсов. 2 Теоретическое
14. Кто и как может стать предпринимателем? 2 Встреча со специалистами
15. Виды предпринимательства. Предпринимательская идея. 2 Практическое
16. Как определить цели и задачи фирмы. 2 Теоретическое
17. Организационно-правовые формы предпринимательства 2 Теоретическое
18. Понятие о конкуренции 2 Теоретическое
19. Молодой предприниматель 2 Практическое
20. Примеры успешного молодого бизнесмена. Критерии успешности. 2 Встреча с предпринимателями
21. Основные технологические стадии в производстве товаров и услуг 2 Теоретическое
22. Откуда взягь деньги для фирмы. Доходы и расходы. 2 Практическое
23. Что такое менеджмент? Как работать с людьми? 2 Теоретическое
24. Какие бывают менеджеры? 2 Встреча со специалистами
25. Реализация продукции. Каналы сбыта.Что такое маркетинг? 2 Теоретическое
26. Кто такие маркетологи? 2 Встреча со специалистами
27. Документооборот в предпринимательстве. Понятие о бухгалтерском и управленческом учете. 2 Теоретическое
28. Налогообложение. Виды налогов. 2 Теоретическое
29. Риски. Банкротство. 2 Теоретическое
30. Малое предпринимательство в нашем городе. 2 Экскурсия, встреча со специалистами
Продолжение табл. 1
№ Тематика занятий Возраст учащихся 1415 лет, часы Вид занятия
31. Предпринимательская этика 2 Теоретическое
32. Понятие о бизнес-проекте. 2 Теоретическое
33. Защита бизнес-проекта предпринимательской идеи 2 Зачетное занятие
34. Где и как учат предпринимателей? Слагаемые успеха в бизнесе. 2 Встреча с представителями учреждений про-фессион. образования
Итого 68
Теоретических 34 17 занятий
Практических 34 17 занятий
Список литературы:
1. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. - СПб.: КАРО, 2005.
2. Липсиц И.В. Бизнес и экономика. -М.: Вита-Пресс, 2006.
3. Личность и экономика / Под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вита-Пресс, 2006.
4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. -М.: Вита-Пресс, 2009.
5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Вита-Пресс, 2009.
6. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Новая школа, 2004.
7. Бизнес для молодежи. Потенциал предпринимательства у молодых россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.teenbiz.ru/other/po-tencial-predprinimatelstva-u-molodyx-rossiyan/
8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru.
9. Самостоятельная регистрация ИП, ООО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ipipip.ru.
10. Бизнес-форум [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: www.biznet.ru.
11. Ассоциация молодых предпринимателей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moldelo.ru.
12. Московский клуб молодых предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosmp.ru.
13. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ruro
14. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru.
15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcior.edu.ru.
16. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.window.edu.ru.