ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
© Мосунова О.Г.*, Валежанина Т.В.4
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург
Статья посвящена вопросам влияния интеграционных процессов на
высшее профессиональное образование: рассмотрены современные
формы взаимодействия науки, образования и бизнеса, указаны перспективные направления развития.
Суть модернизации в профессиональном образовании состоит в расширении возможностей и вариантов получения профессии, в создании условий, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей.
Основные задачи модернизации профессионального образования:
1. повышение качества профессионального образования;
2. формирование контингента и направлений подготовки с учетом потребностей региона;
3. поиск путей перехода от отраслевого федерального управления учреждениями профессионального образования к федерально-региональному управлению;
4. прогнозирование рынка труда;
5. осуществление государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ по проблемам кадровых ресурсов;
6. создание системы оценки качества профессиональной подготовки выпускников вузов;
7. анализ кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования и создание с участием вузов целевой региональной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Решить эти задачи в современных условиях может процесс интеграции науки, образования и бизнеса [4, 5].
С учетом имеющихся подходов к понятию интеграции и существующих определений, нами было сформулировано следующее понятие интеграции:
Интеграция - процесс объединения общественных, научных и экономических потенциалов нескольких субъектов в единую структуру, характеризующуюся целостностью, наличием устойчивых связей, организацией и эмер-джентностью (наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности) с целью
* Ассистент кафедры Региональной и муниципальной экономики.
* Ассистент кафедры Экономики предпринимательства.
290
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
их вывода на принципиально новые производственно-технические и социально-экономические рубежи, который поднимает как субъекты, так и саму новую структуру на более высокий уровень развития.
Отечественный и зарубежный опыт развития системы образования в условиях интеграции подтверждает наличие потребности пересмотра процесса профессиональной подготовки педагогических кадров в новых условиях, который тормозится в нашей стране рядом противоречий:
1. между существующими взглядами на процесс становления педагога-профессионала и новыми социальными требованиями к профессионально-образовательному развитию общества;
2. между теоретическим обоснованием единых подходов к проблеме формирования педагога-профессионала и нерешенностью в России проблемы образовательной дифференциации и интеграции;
3. ме^ду сравнительно широким внедрением новых образовательных технологий в педагогический процесс и процессуальным несовершенством организационно-педагогических и экономических механизмов его реализации;
4. ме^ду потребностью педагогической и организационной оценки уровня развития компетенций педагога-профессионала нового типа и недостаточной разработанностью соответствующих показателей и др.
На настоящий момент идентификация фактически сложившихся форм взаимодействия науки, высшего и послевузовского профессионального образования, включает:
1. проведение вузами исследований и разработок за счет грантов и иных источников финансирования (хотя, по сути, это уже предусмотрено не только законом о высшем образовании, но и всей практикой финансирования науки);
2. привлечение вузами работников научных организаций, а научными организациями - работников вузов к научной (образовательной) деятельности на договорной основе;
3. осуществление вузами и научными организациями совместных научных и образовательных проектов, иных совместных мероприятий на договорной основе.
Например, в 2009 году Российский государственный профессионально-педагогический университет один из первых российских вузов получает статус автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Благодаря этому стало возможным создание на базе университета следующих интеграционных структур:
1. Выставочный центр, образованный совместно с «Пумори-СИЗ» -Уральской машиностроительной корпорацией, занимающейся производством и продажей современного высокотехнологичного оборудования. Центр предлагает уникальное оборудование для учебных заведений: стенд «Схе-
Социальные проблемы в рыночной экономике
291
мотехника», стенд «Радиоэлектроника», стенд «Уралочка» (ТОЭ), стенд «Автоматика», кабинет СФЛ-1 «Физика».
Стенды представляют собой столы с поворотными барабанами, на которых размещены необходимые для проведения работ измерительные приборы и источники питания. В закрытом состоянии - это аудиторный класс, а в открытом — кабинет для проведения лабораторных работ.
Для РГППУ - это возможность подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, а для «Пумори-СИЗ» - это способ рекламы и продвижения своего оборудования.
2. Научно-образовательные центры различной тематики: «Энергосберегающие технологии», «Развитие ремесленничества» и др., занимающиеся научными разработками в соответствующих областях знаний и сотрудничеством с органами местного самоуправления, образовательными учреждения различного уровня, предприятиями и организациями с целью внедрения современных технологий в процессы производства, бизнеса и образования.
Наиболее перспективные направления развития интеграции [3, 6, 7]:
1. Расширение сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц либо на договорной основе для реализации образовательных программ и проведения научных исследований. К ним относятся, например, разнообразные центры передовых исследований, создаваемые путем объединения наиболее продуктивных вузовских, академических и отраслевых научных коллективов с предоставлением им необходимых ресурсов и финансируемые на конкурсной основе.
2. Дальнейшее развитие интеграции, нацеленной на формирование эффективных взаимосвязей между вузами и научными организациями. Эта форма наиболее привлекательна для бизнеса, который может участвовать в совместных проектах в сфере науки, инноваций и подготовки кадров.
3. Расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении совместных стипендий, международных программах и проектах. Это позволит сформировать благоприятную среду для любых интеграционных инициатив в научно-образовательном сообществе.
4. Создание, развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций. Как свидетельствует мировой опыт, именно такие университеты обеспечивают взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого удовлетворения потребностей в кадрах по перспективным научным направлениям и наукоемким технологиям.
5. Объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов: государство будет стимулировать развитие как простых, так и более продвинутых форм подобной интеграции. К ним отно-
292
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
сягся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров [1, 2, 8].
Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач. Курс на поддержку интеграции является уникальной возможностью, что позволит преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и сконцентрировать усилия социальных партнеров образования: работодателей, служб занятости, органов местного самоуправления на главных направлениях социально-экономического развития региона.
Список литературы:
1. Мухаметзянова Г.В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист. - 2009. - № 11. - С. 2-9.
2. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 270 с.
3. Запороженко М.Н. Интеграционные модели / М.Н. Запороженко, П.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Специалист. - 2010. - № 5.
4. АбиноваН.М. Интеграция в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ido.tsu.ru/ss/? unit=356&page=1158.
5. ВеличкоЕ.Д. Интеграционные процессы в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.1september.ru/ articles/517197.
6. Пименов К.В. Три принципа интеграции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/6.html.
7. Третьяков В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2.
8. Интеграция науки и высшего образования России: тез. докл. Всерос. конф. с ме^дунар. уч. (14-17 сентября 2001 г.). Ч. 1. - Самара, 2001. - С. 100.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ К МОЛОДЕЖНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
© Трусова Л.А.*
Московский государственный технический университет «МАМИ», г. Москва
Гимназия № 7, г. Чехов
В материалах статьи автор предлагает в целях ликвидации проблем неподготовленности молодого поколения к осознанному выбору бу-
* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент».