Научная статья на тему 'Управление процессом стратегического взаимодействия профессионального образования и бизнеса в условиях инновационного развития'

Управление процессом стратегического взаимодействия профессионального образования и бизнеса в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / STRATEGIC INTERACTION / THE INNOVATIVE DEVELOPMENT / MODEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеликова Н. Ю.

Функционирование моделей взаимодействия бизнеса и профессионального образования в сложившихся условиях не соответствуют целям и задачам инновационного развития. На современном этапе необходим единый методологический подход, разработка новой концепции управления, построение теоретически обоснованной модели и механизмов управления, повышающих эффективность взаимодействия бизнеса и профессионального образования на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеликова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF STRATEGIC COOPERATION BETWEEN PROFESSIONAL EDUCATION AND BUSINESS IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Working models interaction of business and professional education don't correspond to the purposes and problems of its development. At the present stage of social and economic development the uniform methodological approach, working out of the new concept of government, construction of theoretically well-founded model and the mechanisms of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of business and professional education is necessary.

Текст научной работы на тему «Управление процессом стратегического взаимодействия профессионального образования и бизнеса в условиях инновационного развития»

УДК 334.02

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Н.Ю.Щеликова

Функционирование моделей взаимодействия бизнеса и профессионального образования в сложившихся условиях не соответствуют целям и задачам инновационного развития. На современном этапе необходим единый методологический подход, разработка новой концепции управления, построение теоретически обоснованной модели и механизмов управления, повышающих эффективность взаимодействия бизнеса и профессионального образования на современном этапе развития.

Ключевые слова: стратегическое взаимодействие, инновационное развитие, модель образования.

Интенсивность, качество и результативность интеграционных процессов

профессионального образования и бизнеса определяются действием сложной совокупности внешних (глобальных, а также макро- и мезоуровневых) факторов, определяющих поведение взаимодействующих субъектов на микроуровне. Важной задачей государственного управления является содействие эффективному взаимодействию систем профессионального образования и бизнеса в интересах устойчивого социально-экономического развития страны.

Это, в свою очередь, предполагает: предвидение и нейтрализацию глобальных угроз снижения конкурентоспособности образовательной и производственной систем; обеспечение достаточной степени открытости национальных образовательной и производственной систем действию прогрессивных глобальных тенденций повышения инновационности и социализации экономики; последовательную реализацию конституционного положения о социальном

государстве, обеспечение приоритетности целей развития человеческого потенциала; повышение качества механизмов макроэкономического прогнозирования и программирования, обеспечивающих взаимоувязку приоритетов развития рассматриваемых систем; ориентацию

макроэкономических регуляторов на систематический рост инновационного потенциала,

интеллектуализации производственной системы.

Качество реализации указанных направлений деятельности системы государственного управления определяет общий социально-экономический «фон» интеграционных процессов рассматриваемых сфер. Более конкретная совокупность факторов, непосредственным образом определяющая состояние внешней среды взаимодействия профессионального образования и бизнеса может быть классифицирована следующим образом: 1) факторы, относящиеся к общей (по своим масштабам, потенциалам) сбалансированности образовательной и производственной систем; 2) то же, относящиеся к структурной сбалансированности данных систем; 3) то же, формирующие общность экономических интересов (взаимной экономической заинтересованности) данных систем [1].

Государственная региональная социально-экономическая политика, а также стратегии развития крупнокорпоративного сектора (дислоцированного в регионе) существенным образом определяют интеграционный потенциал взаимодействия рассматриваемых систем, конкретизируя и дополняя действие макроуровневых факторов. Налаживание именно мезоуровневого взаимодействия последних имеет особую значимость, учитывая то, что профессиональная подготовка кадров (особенно в системах начального и среднего специального образования) весьма часто организуется именно по территориальному признаку. Прежде всего, важно отметить наличие взаимоувязанных региональных промышленно-инновационной и образовательной политик, а также соответствующих долгосрочных стратегий и программ развития данных сфер. Механизмы, способствующие интеграции территориальных образовательной и производственной систем, должны быть предусмотрены в региональном законодательстве.

С учетом глобальных тенденций нарастания рисков «провалов рынка», социализации ведущих мировых национальных экономик возникает необходимость значительного наращивания доли высококвалифицированных рабочих кадров как необходимого условия модернизации отечественной экономики. При этом роль государственных институтов в комплексном регулировании сферы отечественного профессионального образования в обозримой перспективе должна быть не только сохранена, но и усилена. В новой постиндустриальной модели, основанной на «экономике знаний», роль профессионального образования в социально-экономическом развитии становится системообразующей; ресурсно-обеспеченное и эффективное

функционирование соответствующих институтов выступает не только как необходимое, но и первейшее по значимости в обеспечении национальной конкурентоспособности. России предстоит еще многое сделать, чтобы обеспечить соответствие отечественной системы профессионального образования потребностям конкурентоспособной экономики.

Государство, используя механизмы ресурсной поддержки и институционального регулирования, должно выступать гарантом предоставления общественных образовательных благ, отвечающих требованиям социальной полезности, доступности и бесплатности. В российских условиях неразвитости рыночных отношений «провалы рынка» в сфере создания общественного образовательного блага проявляются с особой силой [2]. Так, на фоне совместных усилий стран Евросоюза по созданию общих стандартов национальных систем квалификаций и комплексного институционального регулирования систем подготовки высококвалифицированных рабочих кадров слабость господдержки отечественной системы начального и среднего профессионального образования является вполне очевидной.

Множество российских негосударственных вузов оказывает образовательные услуги низкого качества (не обеспеченные должной материально-технической базой, квалификацией преподавателей, реальным рыночным спросом), которые лишь формально можно отнести к общественному благу. В этой связи задачей государства является не только определение стратегически выверенного содержания профессионального образования и его финансирования в необходимых объемах, но и создание должных институциональных условий для заинтересованного участия частного капитала в производстве общественного образовательного блага. Последнее, как минимум, должно отвечать национальным стандартам качества; кроме того, учитывать особенные познавательные потребности личности обучаемых и интересы развития бизнеса.

Общественное образовательное благо в условиях развития рыночных отношений может приобретать такую модифицированную форму, как смешанное (общественно-частное) благо, особенностями которого являются следующие:

- продукт (услуга) системы профессионального образования отвечает как содержательным параметрам национальных стандартов, так и сертификационным требованиям конкретного бизнеса;

- требования частного предпринимателя к дополнительной профессиональной подготовке студентов регламентируются договорами и, как правило, сопровождаются ресурсной поддержкой со стороны бизнеса;

- ведущая роль в организации учебного процесса, его материально-техническом и кадровом обеспечении принадлежит образовательному учреждению, прошедшему соответствующие процедуры государственной аккредитации и лицензирования.

Важной особенностью модернизации существующей системы профессиональной подготовки кадров является необходимость более тесной увязки стратегий развития промышленно-инновационной и образовательной сфер на федеральном (национальном), отраслевом (межотраслевом) и региональном уровнях. При этом создание дополнительных и реструктурирование существующих институтов профобразования для реализации стратегически значимых научно-технических (инновационных) проектов следует рассматривать как приоритетную задачу, в максимально возможной степени обеспеченную ресурсами [1]. Основная доля бюджетного финансирования федеральных программ развития образования (в части профессионального обучения) должна быть жестко привязана к приоритетам развития национальной инновационной системы.

Межфирменные процессы взаимодействия следует рассматривать прежде всего с позиций неоинституционального подхода, акцентирующего внимание как на важности экономии трансакционных издержек (как результата интеграционного процесса), так и на выборе партнеров и формировании общей благоприятной институциональной среды для их совместной деятельности. Пока явно недостаточная степень институционализации интеграции профессионального образования и бизнеса предполагает, во-первых, формирование рациональных наблюдаемых и ненаблюдаемых компонентов институтов, во-вторых, эффективных процедур отбора партнеров и заключения долгосрочных контрактов, минимизирующих риски оппортунистического поведения и обеспечивающих синергизм взаимодействия сторон. При этом проблема трансакционных издержек стратегических партнерств (альянсов) учреждений профобразования и бизнеса должна рассматриваться как в контексте предварительных затрат на организацию совместной деятельности, так и на ее ведение. Одним из критериев эффективности

альянса является достижение такой экономии данных издержек в результате долгосрочной контрактации, которая будет компенсировать затраты на прединтеграционной стадии.

Важными качественными характеристиками интеграционного процесса являются: а) глубина интеграции (как степень взаимодополнения активов и взаимоувязанности деятельности участников); б) интенсивность и регулярность интеграции (как степень частоты и постоянства контактов сторон при осуществлении совместной деятельности); в) длительность интеграции (период осуществления совместной деятельности). Кроме того, существенной характеристикой интеграционных процессов является их стадийность, т.е. наличие существенных по содержанию и значимости для обеспечения результативности совместной деятельности этапов протекания рассматриваемых процессов во времени. При этом целесообразно различать доинтеграционную (проектную, подготовительную); собственно интеграционную (начало совместной деятельности); постинтеграционную (достижение запланированных параметров глубины и интенсивности взаимодействия) стадии интеграционного взаимодействия.

Интеграционные процессы в сфере подготовки высококвалифицированной рабочей силы важно рассматривать в воспроизводственном контексте, имея в виду, что рациональная организация интеграционных процессов представляет собой ключевой фактор воспроизводства рабочего персонала производственных предприятий. Условия глобальной рыночной конкуренции и ускоренного внедрения новейших технологий диктуют необходимость базирования профессиональной подготовки на инновационных моделях обучения, использующих концепции «новой экономики», широкий спектр активных методов обучения, формирование мотивации на практико-ориентированное самообразование в течение всей жизни.

Стратегическое партнерство следует рассматривать как основную и наиболее перспективную форму интеграционного взаимодействия учреждений профессиональной школы и предприятий. Для стратегических альянсов характерным является «мягкое» договорное и относительно длительное во времени сотрудничество. Оно должно быть, в принципе, свободно от элементов конкурентной борьбы и экономического эгоизма. Наиболее характерными чертами для стратегического альянса образовательных и бизнес-структур являются:

а) наличие элементов общности в стратегических целях подготовки и использования кадрового потенциала, т.е. образовательная организация по своему перспективному профилю должна соответствовать производственной кадровой стратегии предприятия;

б) готовность сторон обмениваться на добровольных и взаимовыгодных началах ценной (стратегически значимой) информацией, накопленным опытом и ноу-хау, имуществом, создавать необходимые материальные и организационные условия для эффективной работы партнера, признавать его право на получение собственной выгоды от сотрудничества, а также нести ответственность (в том числе - материальную, финансовую) за нарушение договорных обязательств;

в) готовность сторон к разработке и реализации перспективных и текущих планов совместных мероприятий, осуществлению мониторинга и контроля выполнения данных планов.

На базе стратегических партнерских отношений в конкретных условиях внешней и внутренней среды реализации совместной деятельности могут реализовываться различные типы альянсов образовательных учреждений и бизнеса. Их можно классифицировать следующим образом.

1. Альянсы типа «государственное образовательное учреждение - производственное предприятие (различных форм собственности), представляющие собой «классическое» стратегическое партнерство между двумя заинтересованными организациями, хотя при этом глубина интеграционного взаимодействия в силу ограниченной хозяйственной самостоятельности образовательной структуры вряд ли может быть сколько-нибудь серьезной.

2. Многосторонние альянсы кластерного типа, для которых характерно интеграционное взаимодействие не двух заинтересованных партнеров (классический, базовый вариант альянса), а их различное отраслевое или региональное множество. Производственно-образовательные кластеры могут иметь различные модификации, однако региональный принцип их проектирования, по всей видимости, следует считать преобладающим.

3. Многоуровневые (образовательные) стратегические альянсы, включающие не только «классических» партнеров из образовательной и производственной сфер, но и заинтересованные институты гражданского общества. Важно обеспечивать последовательное развитие разнообразных институтов гражданского общества на национальном, отраслевом, региональном и муниципальном уровнях; причем, прежде всего, в тех направлениях, которые отвечают

стратегическим направлениям формирования отечественной экономики инновационного и социально ориентированного типа. Основными внешними стратегическими партнерами следует считать:

- органы власти всех уровней, которые (в лице своих непосредственных представителей, подведомственных структур или использования механизмов государственного аутсорсинга) реализуют возложенные на них функции в отношении взаимодействующих образовательных и бизнес-структур, включая функции собственника имущества государственных учреждений СПО;

- различные организации и учреждения, играющие ключевую (системообразующую) роль в функционировании рыночной и инновационной инфраструктуры отрасли и (или) региона, в том числе: финансово-кредитные учреждения, НИИ, вузы, технопарки и др.;

- ассоциативные общественные организации, объединяющие родителей и учащихся колледжей как физических лиц, непосредственным образом заинтересованных в налаживании прозрачных и эффективных отношений сотрудничества учреждений СПО и предприятий;

- отраслевые и региональные профсоюзные организации, призванные отстаивать интересы учащейся и рабочей молодежи, требовать от работодателей соблюдения трудового законодательства и норм социальной ответственности;

- отраслевые и региональные объединения работодателей, формирующие социальный заказ на профессиональную подготовку кадров, участвующие в разработке профессиональных стандартов и сертификации выпускников.

Целевые задачи создания моделей стратегического взаимодействия могут быть различными, в то же время они должны, как правило, иметь стратегический, относительно капиталоемкий характер и решать в основном три группы проблем:

а) относящихся к полномочиям исполнительной власти региона и его крупных муниципальных образований, являющихся предметом федеральных и региональных государственных экономических и социальных программ, эффективным механизмом решения которых может быть государственно-частное партнерство (с привлечением как образовательных, так и бизнес-структур);

б) связанных с экономическими и социальными интересами различных институтов гражданского общества, дислоцированных в регионе, а также соответствующих социальных групп (крупное и мелкое предпринимательство; бизнес-сообщество в целом; студенческая молодежь; ассоциативные структуры педагогического сообщества и т.д;

в) относящихся к существенным факторам совместной деятельности учреждений СПО и предприятий территории, реализующих механизмы стратегического сотрудничества, однако нуждающихся в регулировании и (или) поддержке при решении стратегических проблем своего функционирования и развития.

При этом основными задачами государственного и муниципального управления в рассматриваемой области являются следующие. Первая - формирование системы долговременных (стратегических) ориентиров развития образовательной и производственной систем на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), а также программных и ресурсных механизмов их реализации. Вторая - введение в правовое поле дополнений и уточнений, обеспечивающих режим благоприятствования для интеграции профессионального образования и бизнеса. Третья - содействие формированию институтов гражданского общества федерального, регионального, муниципального уровня, способных адекватно отражать интересы всех «заинтересованных групп» (населения, органов власти, учреждений профобразования и бизнес-структур), а также использовать возможности соответствующих ассоциативных (общественных) структур для активизации интеграционного взаимодействия образовательных и производственных систем. Четвертая - содействие распространению современных методов стратегического, инновационного и социального менеджмента в учреждениях профобразования и бизнес-структурах, обеспечивающих сближение их управленческих культур (в части решения общих задач), а также следование принципам социальной ответственности как в части обеспечения высокого качества обучения, так эффективной адаптации выпускников на производстве.

В заключении необходимо отметить, что развитию интеграционных процессов в системе «профессиональное образование - бизнес» должны способствовать все основные «заинтересованные группы», а именно: властные структуры федерального, регионального и муниципального уровней; менеджмент и собственники предприятий; учредители и менеджмент образовательных структур, а соответствующим властным структурам должна принадлежать

решающая роль в формировании интеграционных механизмов, а также создании адекватных интересам общества «правил игры» на рынках образовательных услуг и труда.

Working models interaction of business and professional education don't correspond to the purposes and problems of its development. At the present stage of social and economic development the uniform methodological approach, working out of the new concept of government, construction of theoretically well-founded model and the mechanisms of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of business and professional education is necessary.

The key words: Strategic interaction, the innovative development, model of education.

Список литературы:

1. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных трудов. Научные редакторы Т.Г. Новикова и Е.Е. Федотова. М.: АПК и ПРО, 2011. 342с.

2. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. Коллективная монография. /Под В.А.Полякова. М.: ИУО РАО, 2009. 453с.

Об авторах

Щеликова Н.Ю. - ассистент кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ им. И.Г. Петровского, shelnat1812@gmail .com

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF STRATEGIC COOPERATION BETWEEN PROFESSIONAL EDUCATION AND BUSINESS IN CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.