Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления'

Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / СООТНОШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО (ПОИСКОВОГО) И НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ / RATIO BETWEEN INNOVATION (SEARCH) AND SCIENTIFIC THINKING / INNOVATION THINKING CONDITION / SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочко Владимир Степанович

Доказывается необходимость интеграции науки и образования; исследуются сущность, цели, задачи и принципы интеграции, условия формирования инновационного мышления; анализируется деятельность Института экономики УрО РАН по развитию интеграционных процессов с вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочко Владимир Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Science and Education in the System of Innovation Thinking Formation

The paper proves the need to integrate research and education; the essense, aims and objectives, principles of integration are investigrated as well as the conditions of innovation thinking; the activity of the Russian Academy of Sciences Ural Branch Institute of Economics to develop integration processes with high schools is analysed.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления»

© Бочко В. С., 2008

БОЧКО Владимир Степанович

Кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, руководитель центра инновационно-инвестиционного развития

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-98-23 e-mail: vbochko@mail.ru

Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления

Ключевые слова: условия формирования инновационного мышления, направленность интеграции науки и образования, соотношение инновационного (поискового) и научного мышления.

Аннотация. Доказывается необходимость интеграции науки и образования; исследуются сущность, цели, задачи и принципы интеграции, условия формирования инновационного мышления; анализируется деятельность Института экономики УрО РАН по развитию интеграционных процессов с вузами.

1. Необходимость интеграции

Высшее образование является интеллектуальной основой поступательного развития человеческого общества, усиления созидательного творческого начала в деятельности его членов. Для сохранения и умножения созидательных свойств высшего образования необходимо, чтобы система подготовки кадров соответствовала требованиям своего времени, обеспечивала адекватность качества образования складывающимся в обществе потребностям.

Анализ системы подготовки кадров в высших учебных заведениях показывает, что в настоящее время качественные характеристики выпускников вузов не всегда соответствуют формирующемуся спросу. Наблюдается даже увеличение разрыва между требованиями к качественным характеристикам специалистов со стороны работодателей и тем, что обеспечивает вуз. Если вовремя не принять необходимые меры, то это несоответствие может привести к кризисным явлениям в системе высшего образования.

На рубеже XXI века подходы к спросу на специалистов с высшим образованием заметно изменились по сравнению с периодом конца 80-х - начала 90-х годов XX века. Можно выделить ряд существенных моментов, определяющих современную востребованность специалистов.

Первым и главным критерием отбора и принятия на работу стало не само по себе наличие диплома о высшем образовании, а обладание будущим работником глубокими знаниями по определенной специальности. При этом предприятия и организации хотят иметь готового специалиста не через какой-то промежуток времени после вступления его в должность, а с первого дня выполнения обязанностей. Конечно, предприятия и организации могут и самостоятельно «довести» специалиста до нужного качества. Для этого у них имеется система переподготовки и повышения квалификации кадров. Но из-за высоких затрат она сохранилась не у всех, существует в сильно урезанном виде и используется не в массовом порядке, а распространяется, в первую очередь, на хорошо зарекомендовавших себя работников и применяется на основе индивидуального подхода.

Вторым критерием оценки выступает наличие у выпускника развитого умения творчески применять знания. В связи с таким требованием хозяйствующих, управленческих и научно-исследовательских структур необходимо, чтобы вузы создали систему

обучения, которая позволяла бы будущему специалисту приобретать необходимые для работы творческие профессиональные качества до поступления на должность, т. е. в период обучения.

Третьим критерием оценки будущего работника является универсальность его образования. Узкопрофессиональный специалист чаще всего нужен в сфере лишь некоторых видов деятельности. Расширение информационной доступности к различным документам, положениям, инструкциям и научным разработкам через систему Интернет, а также наличие множества добротных электронных программ, благодаря которым можно выполнять довольно сложные работы, не будучи глубоким профессионалом в данной сфере, приводит к расширению спроса на специалистов с более широким кругом знаний не только по своей специальности, но и в смежных отраслях, а также обладающих умением творчески объединять такие знания и получать из этого положительный эффект.

Четвертым критерием оценки будущего работника является высокая степень его адаптации к социокультурной и производственно-технической среде, т. е. его умение адекватно реагировать на быстроменяющиеся общественно-экономические и организационно-производственные отношения. В рыночных условиях это важная характеристика работника. Но такая адаптация может идти по двум направлениям, одно из которых может иметь негативные последствия. Первое направление развития адаптивности заключается в формировании у работника способности к постоянному самосовершенствованию и умению правильно реагировать на новые идеи, разработки, предложения. Такая адаптивность положительна, поскольку обеспечивает обществу прогрессивное, восходящее движение.

Однако в условиях техногенного стресса, экономического и правового беспредела возможно развитие и другого направления адаптивности, а именно: усиления безропотности, приспособляемости работников к негативным экономическим и правовым факторам. Это направление опасно, так как ведет к переориентации людей на другие ценности. В результате этого может происходить постепенное разрушение не только нравственности, но и интеллекта будущих поколений.

К утверждению о возможности снижения интеллекта последующих поколений людей под воздействием отрицательной или агрессивной внешней среды приходят и биологи. Например, такой вывод в конце XX века сделали сотрудники лаборатории экологической токсикологии Института экологии растений и животных УрО РАН в результате экстраполяции на человека закономерностей формирования адаптаций в популяциях грызунов, постоянно подвергающихся действию радиации или химического загрязнения. Поэтому задача общества в целом и вузов в частности заключается в обеспечении условий для развития первого направления адаптивности.

Для прорыва в новое качество подготовки специалистов необходимо изменить условия обучения тех, кто станет заниматься научным трудом, кто будет открывать новые горизонты познания природы и общества, обеспечивать новый уровень развития науки, техники, экономики.

Одним из путей противостояния развитию негативных тенденций в интеллектуальном и психологическом развитии настоящих и будущих поколений людей, определяющих менталитет нации, может стать интеграция высшей школы с академической наукой, позволяющая ускорить формирование научного мышления в интеллектуальных способностях работника и дать положительные начала для созидательных отношений между людьми в будущем.

Внимание к подготовке кадров с навыками научного мышления должно стать важнейшим в деятельности высшей школы не столько потому, что снижается престижность научного труда, сколько потому, что это вопрос выживания, но не текущего, сиюминутного, а будущего.

2. Сущность, цели, задачи и принципы интеграции

Успешное решение проблем интеграции во многом связано с правильным пониманием сущности этого явления, его целей, задач и принципов развития.

К сожалению, хотя об интеграции высшего образования и академической науки говорится много, но так до конца и не выяснено, что же она представляет собой на самом деле и на что направлена.

Казалось бы, что ответы даны уже давно, еще в Федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1062. И все же анализ самой Программы и последующей ее реализации показывает, что к этим вопросам придется обращаться еще не раз для того, чтобы более четко определять ориентиры, перспективы и формы развития интеграции. Об этом же свидетельствуют те изменения и дополнения, которые сделаны Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».

Так что же собой представляет интеграция академической науки и высшего образования, какова ее сущность?

Одни (и их большинство) считают, что интеграция есть объединение двух структур для совместного проведения учебной и научно-исследовательской работы. Все, как будто, правильно. Однако возникает вопрос: а разве без этого объединения такую работу каждая структура не может выполнять самостоятельно, тем более что до сих пор многие из них делали это не так уж плохо?

Другие считают, что интеграция имеет место уже тогда, когда между структурами Академии наук и вузами заключаются генеральные договоры, а на их основе создаются академически-вузовские лаборатории или филиалы кафедр. Если оценивать суть интеграции с этих позиций, то можно сказать, что она существует с первых лет создания на Урале академических подразделений. Так, с 1934 г. между УФАНом и ведущими вузами - Уральским госуниверситетом и Уральским политехническим институтом - заключались такие договоры. Затем они перезаключались каждую пятилетку. И в настоящее время этот процесс продолжается.

Третьи говорят, что для существования интеграции достаточно регулярно приглашать в вузы сотрудников Академии наук для чтения отдельных лекций или спецкурсов по актуальным научным проблемам и разработкам, включать представителей академических институтов в состав экзаменационных и Государственных аттестационных комиссий, а ученых вузов привлекать к выполнению работ по тематике институтов Академии наук.

Считаем, что явление интеграции по своему содержанию более глубокое, чем сотрудничество или заключение генеральных соглашений, или регулярное взаимное привлечение сотрудников академических и образовательных структур. Все эти движения навстречу друг другу представляет собой лишь различные варианты взаимодействия независимых, полностью самостоятельных договаривающихся сторон.

В то же время, на наш взгляд, интеграция академической науки и высшей школы - это система более глубоких и более важных отношений, связанных с добровольным переплетением, взаимоувязкой и взаимным проникновением различных сторон деятельности вузовских и академических структур. Можно сказать, что интеграция -это взаимное переплетение всех сфер их жизнедеятельности, в том числе научных, организационных, финансовых, подготовки кадров. Если понимать интеграцию в этом смысле, то мы к ней только подходим. И потребуется немало усилий, чтобы превратить интеграцию в реально существующее явление, поскольку надо будет согласовать не столько отдельные формы взаимодействий, сколько разнообразные интересы всех участников.

Для формирования реальной интеграции, т. е. включающей согласование и финансовоимущественных взаимодействий, в настоящее время появляются правовые возможности. Так, ранее указанным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3 в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительно включен абзац о возможности вузов и научных учреждений совместно использовать на договорной основе движимое и недвижимое имущество1. Аналогичным абзацем дополнен также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Уяснение сути интеграции предполагает также решение вопросов о ее целях, т. е.

1) для чего она проводится; 2) на кого рассчитана - на исследователей, студентов, преподавателей; 3) какая польза от интеграции каждому из участников этого процесса? Ведь если пользы нет, то может быть не нужна и сама интеграция.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3 дополнительно введена статья «2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки» в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ней о целях интеграции сказано следующее: «1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники».

На наш взгляд, данное изложение целей интеграции не очень конкретно. Его надо расширить и уточнить, а не сводить только к «кадровому обеспечению научных исследований» и к «развитию и совершенствованию системы образования».

Полноценная интеграция высшей школы и академической науки своей первой целью должна иметь обучение будущих специалистов навыкам научно-исследовательской и научно-педагогической работы, т. е. развитие их интеллектуальных способностей. В переводе на современный язык можно сказать, что целью интеграции является формирование инновационного мышления.

По нашему мнению, интеграционные процессы должны распространяться не вообще на студентов, а в первую очередь на тех, кто предполагает связать свое будущее с научно-исследовательской или научно-педагогической работой. Интеграция должна помочь подготовить специалистов, способных выполнять именно эту специфическую работу. Естественно, что для практической реализации этого положения вузам предварительно надо выработать качественные характеристики такого специалиста и в соответствии с ними организовывать процесс обучения. В квалификационной характеристике специалиста, готовящегося стать научно-педагогическим работником, следовало бы записать, что речь идет о развитии способностей к анализу материала и ситуаций, умению делать обобщения, видеть и формулировать тенденции развития. Важной формой подготовки кадров для академической науки и высшей школы является магистратура.

Целью интеграции является также объединение усилий научных кадров академических учреждений и высшей школы по расширению и углублению научных исследований.

1 Дополнительный абзац п. 4 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» звучит следующим образом: «Высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) и на основании договоров имеют право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Между такими государственными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе» (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3).

В этом случае мы также считаем, что интеграционные процессы в меньшей мере будут касаться тех преподавателей вузов, которые сосредоточивают свое внимание исключительно на преподавательской деятельности. Этот вид работы в вузе важен и заслуживает уважения, но он лишь косвенно вписывается в реальные интеграционные процессы.

Уточнение содержания и целей интеграции позволяет вырабатывать эффективные принципы «правил игры» по их реализации.

Проведение интеграции должно опираться на следующие принципы:

• добровольность и равноправие;

• взаимовыгодность;

• равное и безусловное право на использование результатов совместной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности;

• создание благоприятных условий для осуществления каждой из сторон принятых на себя обязательств;

• воздержание от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести материальный или моральный ущерб сотрудничеству.

Основные задачи, стоящие перед интеграцией академической науки и высшего образования, достаточно обширны и многообразны. Поэтому сведем их в несколько групп.

Научно-методические

• Развитие совместных научных школ и усиление их воздействия на теоретико-методологическую подготовку молодых ученых и студентов.

• Усиление фундаментальных исследований и более активное использование их в обучении. Например, в преподавании экономических дисциплин в вузах преобладает прикладной характер изложения материала, а вопросы закономерностей и тенденций развития общества и производства уходят на второй план. Поэтому необходимо больше внимания уделять теоретическим вопросам, что позволит студентам глубже уяснять возможные направления экономического развития страны, проблемы и препятствия на пути этого движения, варианты решения возникающих проблем.

• Объединение ученых по проблемам и идеям научных исследований.

• Включение студентов в академическую науку с целью ознакомления их с научно-исследовательскими технологиями. Для этого необходимо привлекать студентов к решению реальных научных проблем через научную практику в институтах РАН, выполнение бюджетных и хоздоговорных исследований. Возможно, следует активнее использовать опыт Сибирского отделения РАН. Однако при этом важно продумать мотивацию включения студентов в исследовательскую работу, в том числе систему оплаты их труда.

• Осуществление различного уровня контактов, обмен результатами научных исследований, проведение совместных форумов молодых ученых и аспирантов, студенческих научных конференций, профессорских экономических чтений.

Организационные

• Сохранение научных кадров в системе Академии наук и в высшей школе, предотвращение их возможного ухода в другие структуры. В настоящее время несколько сократилась «утечка мозгов» в страны дальнего зарубежья, но не снижается перелив кадров со степенями и званиями в коммерческие и иные структуры, обеспечивающие достойную квалификации заработную плату.

• Доведение результатов исследований до потенциальных потребителей научной продукции. Следует подумать о создании в рамках интеграции специальных структур (подразделений), основной деятельностью которых было бы выполнение рекламных и кооперационно-координационных функций, т. е. нахождение заинтересованных потребителей и содействие установлению деловых связей между ними и исследователями. Сотрудники таких структур выступали бы менеджерами по распространению научной

информации, в том числе через систему Интернет. Это возможно еще и потому, что уже существует единая компьютерная сеть институтов Уральского отделения Российской Академии наук и вузов города Екатеринбурга.

• Создание благоприятной среды, обеспечивающей желание научных работников РАН идти в высшую школу, а преподавателей вузов - в академическую науку.

• Организация совместных заявок на получение грантов.

• Состыковка номенклатуры учебных и научных специальностей.

• Пропаганда результатов НИР вузов и Академии наук.

• Совместное заключение соглашений с органами власти и бизнес-сообществами.

Финансовые

• Ближайшая задача - поиск моделей взаимовыгодного финансирования различных совместных научных исследований. Важно использовать систему грантов, выполнение различных заданий Федеральной целевой программы интеграции. Финансирование через Программу интеграции уже велось по естественным и техническим наукам, следует такой подход распространить на экономические и гуманитарные науки.

• Задача на перспективу - разработка и апробация вариантов совместного финансового обеспечения всех направлений и форм интеграции академической науки и высшей школы.

3. Содействие развитию инновационного мышления - главная направленность интеграции науки и образования

Итак, от высшей школы требуется подготовка специалистов, не только знающих свой предмет, но и получивших навыки творческого мышления. Но поскольку в обществе существует много видов деятельности, то для их осуществления нужны различные характеристики творческих способностей. Применительно к нашему анализу все виды деятельности можно свести в две основные группы. Формирование творческих способностей для каждой группы деятельности должно строиться на применении соответствующих форм и методов обучения.

К первой группе относятся практические виды деятельности. Они связанны с текущим созданием товаров и услуг и направлены на обеспечение эффективной прибыльной работы предприятий и организаций. Значит, у тех, кто станет практическим работником, следует в первую очередь развивать умение принимать обоснованные решения в быстро меняющихся экономических и производственно-технических условиях, выбирать прогрессивные варианты действий, эффективно работать с персоналом, воспринимать новшества и применять их на практике и т. д.

Вторая группа видов деятельности связана с созданием новых знаний на базе анализа прошлых и текущих событий. Она меньшая, как по их количеству, так и по численности занятых, и объединяет научно-исследовательские виды деятельности. Целью такой деятельности является разработка нового видения будущего (технического, технологического, экономического, правового и т. д.) и формирование новых подходов и решений стоящих проблем. По своему содержанию это есть научная деятельность. Формирование навыков научного мышления имеет свою специфику.

Если с развитием способностей для практических видов деятельности вуз в основном справляется, то в работе по развитию способностей для научно-исследовательских видов деятельности наблюдаются значительные недоработки. Конечно, складывающаяся односторонняя направленность работы вузов на подготовку специалистов-практи-ков имеет объективные основания. К таким шагам их подталкивает необходимость научить будущего специалиста выживать в бурной действительности. Но академическим и вузовским работникам следует понимать, что XXI век - это век науки и информатики. Поэтому то общество, которое не способно своевременно подготовить кадры для реализации требований нового века, может отстать навсегда в своем развитии. Значительная доля вины за это ляжет на высшую школу и академическую науку.

Главным направлением изменения условий обучения специалистов и интеллектуализации общества должно стать формирование у выпускников вузов инновационного мышления. Это связано с переходом цивилизации на новый уровень развития [1. С. 28-36]. Питирим Сорокин новое общество называл интегральным [2. С. 118]. Для Элвина Тоффлера оно представляется в виде «третьей волны» [3. С. 33]. Даниел Белл характеризует его как «третью технологическую революцию» [4. С. 11]. Академик Н. Н. Моисеев считал, что появится «информационное общество, основанное на Коллективном Разуме» [5. С. 89]. Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец говорят о «научно-технологическом перевороте», включающем «осуществление волны эпохальных и базисных инноваций, которые откроют дорогу к постиндустриальному гуманистически-но-осферному технологическому способу производства» [6. С. 28].

Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. В то же время, как остроумно заметил древнегреческий философ Гераклит Темный, «многознание не научает быть умным». Если это так, то закономерно возникает вопрос: а что же научает быть умным?

Конечно, для ума нужны обширные знания. Но их наличие свидетельствует об эрудиции человека и характеризует его ум, как правило, с количественной стороны. С качественной стороны ум характеризуется способностью применять имеющиеся знания. Ценность знаний состоит не в самом по себе количестве, а в умении так приложить их к делу, так распорядиться ими, чтобы, как отдельный человек, так и общество в целом, могли получить определенный, желательно положительный, эффект. Следовательно, именно способ (метод) мышления, способность использовать знания для решения поставленных задач свидетельствует об уме человека. Таким способом (методом) выступает инновационное мышление. Оно заключается в способности находить новые свойства, характеристики, связи в явлениях и предметах. Инновационное мышление - это мышление, направленное на обеспечение положительных перемен путем создания и применения новшеств (технических, технологических, организационных, экономических и т. д.). По своей природе инновационное мышление -это поисковое мышление.

4. Соотношение инновационного и научного мышления

По способу формирования знаний можно выделить два вида мышления:

1. Мышление, собирающее и систематизирующее имеющиеся знания. По своей природе такое мышление является собирательно-систематизирующим. Его основными характеристиками выступают сбор, систематизация и структурирование знаний. Представители этого вида исследований - это «собиратели знаний».

2. Мышление, углубляющее имеющиеся знания, а также создающее, разрабатывающее новые знания1. Такое мышление можно охарактеризовать как разведывательноизыскательское. Главными его характеристиками являются углубление уже полученных знаний и выработка (приращение) новых знаний, т. е. добавление ранее не известных знаний к уже существующим. Представителей данного вида мышления можно назвать разработчиками знаний, «углубленными копателями».

Научное мышление направлено на поиск истины, а инновационное мышление - на поиск положительных перемен на основе получения и применения добытых истин, новшеств.

Следовательно, оба эти вида мышления имеют как сходство, так и различие. Так, инновационное мышление: а) с одной стороны, включает научное мышление, как со-

1 «Новое - неожиданное с точки зрения предыдущего знания» - писал венгерский ученый И. Лакатос [7. С. 269].

ставную часть; б) с другой стороны, оно шире научного мышления, которое ограничено рамками поиска истины, и включает в себя поиск способов постоянного превращения полученных новшеств в реальную экономическую действительность.

Инновационное мышление одновременно и проще (уже), и сложнее (шире) научного мышления. Оно проще (уже), поскольку предполагает направленность на перемены, и в этом смысле может быть доступным (понятным и освоенным) для большинства населения страны. Инновационное мышление сложнее (шире) научного мышления потому, что оно шире по охвату экономической действительности и предполагает кроме поиска истины также поиск способов ее эффективной реализации.

Научное мышление предполагает специальные методы познания, выявления и структурирования истины. Проблемам изучения сущности и особенностей научного познания, закономерностям его развития посвящено значительное количество работ. Признанными авторитетами по этим аспектам проблемы признаются К. Поппер [8], Т. Кун [9], И. Лакатос [7]. Например, И. Лакатос выделяет четыре логики научного исследования [7. С. 259-260, 264, 269, 275]:

1. Индуктивизм, согласно которому в качестве научных могут быть приняты только те суждения, которые либо описывают твердо установленные факты, либо являются их неопровержимыми индуктивными обобщениями.

2. Конвенционализм, который допускает возможность построения любой систмы классификации, объединяющей факты в некоторое связное целое.

3. Методологический фальсификационизм - разрешает принимать по соглашению фактуальные, пространственно-временные единичные «базисные утверждения», а не пространственно-временные универсальные теории.

4. Методология научно-исследовательских программ на основе сдвига проблем.

Закономерно возникает вопрос: обладают ли преподаватели вузов инновационным мышлением? На него можно ответить следующим образом: и да и нет, к тому же не все.

Дело в том, что по своей природе обучение представляет собой, как правило, передачу слушателям имеющихся знаний. Те преподаватели, которые для качественной передачи знаний применяют свои технологии, свои новые приемы, ищут каждый раз новые способы изложения материала, без сомнения, обладают инновационным мышлением. В то же время преподавательское инновационное мышление есть специфическое инновационное мышление, своего рода отраслевое, поскольку используется для специфической деятельности.

Если же при передаче знаний используются устаревшие шаблоны доведения материала до студентов, то такого преподавателя нельзя считать человеком, обладающим инновационным мышлением.

Большинство преподавателей сочетает отраслевое инновационное мышление с научным мышлением, тем самым обеспечивает их симбиоз.

Обладание преподавателями отраслевым инновационным мышлением не является ущербным, неполноценным. Дело в том, что все люди проявляют свое инновационное мышление как отраслевое, специфическое. В то же время из совокупности отраслевых составляющих инновационного мышления состоит совокупное инновационное мышление общества.

5. Условия формирования инновационного мышления

Инновационное мышление отдельных людей должно перерастать в менталитет народа, в единство знания и понимания его общественной полезности, в желание соединять знания с практикой. При этом задача исследователей состоит в выявлении и обосновании тех условий и методов, при которых возможна реальная увязка менталитета людей, их инновационного мышления с формами общественных и экономических отношений страны, со структурой экономической жизни общества.

Основными условиями формирования инновационного мышления являются:

• экономическая свобода и правовая защищенность личности;

• развитая материально-техническая база экономики;

• современная и постоянно обновляющаяся материально-техническая база науки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инновационно мыслящие кадры;

• прогрессивная структура экономико-предпринимательской деятельности.

Все названные условия, без сомнения, важны и в принципе понятны. Так, без экономической свободы и правовой защищенности результатов интеллектуальной собственности трудно обойтись. Такую же роль играет и наличие развитой материально-технической базы экономики: в условиях примитивных орудий труда не может существовать массовое инновационное мышление. Тем более, это не может происходить при отсутствии современной материально-технической базы у науки. Носителями инновационного мышления всегда будут соответствующие кадры работников.

Вместе с тем необходимо больше внимания уделить такому условию формирования инновационного мышления, как наличие прогрессивной структуры экономико-предпринимательской деятельности, поскольку ее роль в данном процессе, хотя и велика, но до сих пор мало исследована. Известно, что в наиболее общем виде такая деятельность подразделяется на производство товаров (материального продукта) и производство услуг (нематериального продукта).

Если предпринимательская деятельность направлена на создание материальных ценностей, то неизбежно становятся востребованными производственно-технологические разработки, поскольку они позволяют изменять характеристики и свойства материального продукта. Другими словами, для выпуска продукции нужны высокие производственные технологии. Поскольку данный вид экономико-предпринимательской деятельности строится на комбинации (объединении) новых технико-технологических идей и производственных материалов, то это ведет к соединению науки и производства.

Если же в экономике преобладает предпринимательство, направленное на создание услуг (наиболее яркой их формой выступает торгово-посредническая деятельность), то требуется низкая степень инновационного мышления в обществе. Это связано с тем, что целью такого предпринимательства является получение прибыли путем комбинации организационных и финансовых действий. Для этого не важно нахождение и привлечение производственных технологий, достаточно совершать организационные и финансово-экономические комбинации. Их можно причислять к новшествам. Больше того, их роль постоянно возрастает в современной экономике, иногда становится решающей для повышения эффективности и конкурентоспособности. Но все же это новшества не прямого, а провоцирующего характера, т. е. подталкивающие к материально-продуктовым новшествам, но не заменяющие их.

Преобладание того или иного вида экономико-предпринимательской деятельности само по себе не обеспечивает сдерживание или развитие инновационного мышления. Здесь все зависит от степени рыночной зрелости экономики. Там, где индустриально-машинное производство полностью сложилось, там преобладание предпринимательства, направленного на создание услуг, становится даже необходимым, поскольку оно ускоряет движение производства и оборот капитала, а также стимулирует в силу этого рождение новых производственно-технологических идей. Там же, где рыночная зрелость экономики низкая, как в России, там преобладание предпринимательства, направленного на создание услуг, может выступать тормозящим фактором повышения инновационного мышления, поскольку умственные усилия предпринимателей направлены на получение дохода не из сферы производства с помощью сферы обращения, а исключительно из самой сферы обращения, где высокие производственные технологии не нужны.

6. Действия Института экономики УрО РАН по развитию интеграционных процессов с вузами

Вопросами интеграции академической науки и высшей школы Институт экономики УрО РАН занимается давно. Им были заключены договоры с рядом вузов.

В частности, с июня 1999 г. действует Договор сотрудничества между Институтом экономики и Уральским государственным экономическим университетом. В нем указывалось, что основными структурными подразделениями интеграции могут быть научно-образовательные комплексы по специальностям, объединяющие профессорско-преподавательские кадры кафедр и (или) факультетов УрГЭУ и научных работников отделов и (или) секторов, филиалов ИЭ УрО РАН. В документе определялось, что их формирование будет проходить на добровольных, инициативных началах. Большую роль в развитии интеграции отводилась совместным научно-практическим конференциям, форумам молодых ученых, научные чтения профессоров-экономистов. Благодаря мерам по интеграции за последние годы ни одно крупное научное мероприятие в УрГЭУ и в Институте экономики не проходило без взаимного участия сотрудников интегрирующихся структур.

Был также заключен Договор о сотрудничестве в образовательной деятельности с Уральским государственным техническим университетом. Интеграционные отношения Института экономики развивались с факультетом экономики и управления. Было намечено использовать различные формы интеграции, в том числе совместные научные конференции, конкурсы, семинары для студентов и научных работников, издание объединенными усилиями монографий, препринтов.

Одним из важнейших результатов интеграции стало создание в УГТУ-УПИ выпускающей кафедры «Экономическая безопасность». Она выступает организационнометодической и научной базой, обеспечивающей подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по проблемам экономической безопасности не только для уральского региона, но и для Института экономики УрО РАН.

Имеются интеграционные договоры с Уральским государственным горно-геологическим университетом и Уральским государственным университетом путей сообщения.

Сейчас усиливается внимание к интеграции экономических исследований по региональной тематике.

Основными задачами в интеграции экономических исследованиях должны стать:

• совместное решение проблем фундаментализации экономического образования, повышение эффективности и качества подготовки специалистов экономического профиля;

• ведение сотрудниками Академии наук учебного процесса;

• привлечение преподавателей и студентов вузов к участию в научных разработках, проектах, конференциях, семинарах, проводимых Институтом экономики;

• участие сотрудников Академии наук в разработке учебных планов и программ, подготовке учебно-методических, научных и справочно-информационных изданий, разрабатываемых преподавателями высшей школы;

• доведение подготовленных и научно оформленных экономических технологий в практику работы региональных государственных органов власти, хозяйствующих структур и органов местного самоуправления.

7. Основные формы дальнейшего развития интеграции академической науки и высшей школы

Основные формы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки предусмотрены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 308-ФЗ. Он внес в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительную ст. 2.1.

П. 2 ст. 2.1. звучит следующим образом: «2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [см.: 10].

К названным формам могут быть добавлены и другие:

• использование в учебном процессе научных наработок Академии наук и внедрение их в вузах посредством выполнения студентами курсовых и дипломных работ;

• издание по взаимному согласованию учебно-методических, научных и справочно-информационных пособий, совместно разработанных учеными вузов и Академии наук;

• создание объединенных информационных, аналитических и издательских структур для рационального использования финансовых средств и интеллектуального потенциала высшей школы и Академии наук;

• проведение стажировок и повышения квалификации преподавателей на базе Института экономики;

• совместное издание научных трудов, монографий, препринтов, тематических сборников, а также совместного регионального экономического альманаха или журнала.

Вместе с тем ясно, что интеграция не состоится без определенных действий со стороны Правительств субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что интеграция является не частным делом Академии наук и высших учебных заведений, а выступает общественно необходимым делом, которое может серьезно повлиять на процессы развития регионов и страны в целом. Определенную роль в этом процессе играет практика формирования областных научных заказов при решении перспектив развития отраслей и сфер производства.

При решении вопросов интеграции науки и образования не следует упускать из виду и такой существенный сектор науки, как заводская наука. Тем более, что в поисках достойно оплачиваемой работы на предприятия и в другие коммерческие организации перетекли из вузов и Академии наук многие кадры высшей квалификации.

Следует подумать о создании в Свердловской области экспериментальной площадки по развитию интеграции вузовских и академических экономических и гуманитарных наук. На ее основе можно проработать вопросы увязки по ресурсам, исполнителям и срокам реализации соответствующих научных исследований. В качестве базы для развертывания такой площадки можно взять основы сотрудничества Института экономики УрО РАН и Уральского государственного экономического университета.

Создание региональной экспериментальной площадки интеграции высшей школы и академической науки позволит области решать также свою имиджевую задачу, а именно: формировать в сознании россиян новый образ региона - не как старопромышленного со всеми вытекающими из этого состояния проблемами, а как развивающегося научно-производственного центра, обладающего современными кадрами и способного к быстрому обновлению на основе опережающего роста объемов наукоемкой продукции.

Может быть, стоит рассмотреть вопрос о заключении трехстороннего соглашения между академической наукой, образовательными учреждениями и властными структурами, а также трехстороннего соглашения между академической наукой, образовательными учреждениями и бизнес-сообществами. Комбинации могут быть различными.

В дальнейшем на базе интеграционных структур можно разворачивать соответствующее дополнительное профессиональное образование для специалистов предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники

1. Бочко, В. С. Инновационное хозяйствование и гражданское общество / В. С. Бочко // Известия Уральского государственного экономического университета. 2007. № 2 (19).

2. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / Питирим А. Сорокин. М. : Наука, 1997.

3. Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. М. : АСТ, 1999.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Даниел Белл. М. : Academia, 1999.

5. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации / Н. Н. Моисеев. Путь Разума. М. : МНЭПУ 1998.

6. Кузык, Б. Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. М. : Экономика, 2004.

7. Лакатос, И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. М. : АСТ ; Ермак, 2003.

8. Поппер, К. Логика научного исследования / К. Поппер // Логика и рост научного знания / К. Поппер. М. : Прогресс, 1983.

9. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун ; сост. В. Ю. Кузнецов. М .: АСТ, 2003.

10. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.