Научная статья на тему 'О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Россиийской Федерации (часть 1)'

О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Россиийской Федерации (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / INNOVATION POLITICS / SCHOLARLY-INDUSTRIAL INTEGRATION / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Досужева Е. Е., Лямзин О. Л.

Первая часть стать, посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Досужева Е. Е., Лямзин О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On contemporary specificity in formation of innovative infrastructure with participation of higher educational institutions in the Russian Federation (part 1)

The first part of the article focuses on the major tendencies in formation and development of innovative infrastructures of educational institutions in the sphere of higher professional education. The authors discuss the major forms of scholarly-industrial integration on the basis of these institutions, and describe the infrastructure of higher educational institutions that won the open competition of innovative infrastructure development project.

Текст научной работы на тему «О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Россиийской Федерации (часть 1)»

Международные образовательные программы двойных дипломов СПбГУЭФ, которые вуз реализует уже более 15 лет, являются программами с инновационными технологиями.

Во-первых, потому, что само понятие «программы двойного диплома» относится к инновационному явлению в системе высшего профессионального образования. Во-вторых, факт обучения на иностранном языке, в группах, где учатся студенты из различных стран, по учебному плану, составленному командами профессоров двух и более стран, завершающийся получением двух национальных государственных дипломов магистерского уровня, даже в современных условиях не является обыденностью для большинства вузов России. В-третьих, тезис о формировании единой деловой культуры в рамках обучения на программах двойного диплома обусловлен тем, что учебные планы программ двойных дипломов включают в себя такие дисциплины как: «Менеджмент межкультурных коммуникаций», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Международная бизнес-этика и корпоративная социальная ответственность», «Международные кейс-стадиз», «Международные корпоративные организации», «Социальная ответственность компаний», «Трудовые отношения и коллективные переговоры в Европе», «Взаимодействие компаний и общественных организаций в международной среде», и др.

В результате, выпускники программ двойных дипломов обладают особым набором общекультурных и профессиональных компетенций. В составе общекультурных компетенций выделим умение сотрудничать в межкультурных командах, улучшенное знание делового английского языка. Состав особых, сформированных при обучении на программах двойных дипломов, профессиональных компетенций — это и наличие социальных компетенций, базирующихся на знании различных деловых культур и опыте межличностного кросс-культурного взаимодействия, и

способность учитывать межкультурные аспекты при формировании организационной структуры компании, действующей на международном рынке, понимать взаимное влияние организационной структуры, корпоративной культуры и национальной культуры. В итоге, сохраняя национальные особенности и приобретая опыт межкультурной коммуникации, у выпускников формируется новая деловая и профессиональная этика, основными чертами которой выступают честность, ответственность, порядочность, трудолюбие, самостоятельность, целеполагание и целеустремленность, экологичность принимаемых решений и т.д.

Международные совместные программы в рамках бакалавриата и магистратуры, стажировки студентов в разных странах мира оказывают неоценимое влияние на развитие морали и представлений российских студентов о нормах поведения в учебе и бизнесе. Списывание на экзаменах и компиляция без цитирования в дипломных и курсовых работах, бывшие нормой во вчерашней России и искореняемые в сегодняшней, в западных странах преследуются строго. Ответственность за собственные знания, судьбу, профессиональный рост, уровень жизни лежит на самом студенте. До тех пор, пока сила денег будет влиятельнее честных и моральных решений, доверие и открытость, о которых мечтают наши деловые партнеры из западных стран, останутся лишь идеалом или мечтой. Необходимы не только изменения в стандартах обучения, требуется коренное изменение в повседневных стандартах поведения преподавателей, администрации и студентов. И тогда можно надеяться на дальнейшее развитие автономной этики в российском деловом и профессиональном сообществе, да и в обществе в целом. Признавая все положительные моменты фундаментального российского образования, имеющего оригинальные, высококачественные программы, отметим, что программы двойных дипломов способствуют его развитию и признанию.

1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

2 Подробнее см. www.miep.finec.ru

о современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием ВУЗОВ В российской ФЕДЕРАЦИИ (НАСТЬ 1)

Е.Е. Досужева,

аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск) [email protected]

О.Л. Лямзин,

доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск), кандидат экономических наук [email protected]

Первая часть стать, посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов — победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика.

УДК 334.758.6 ББК 65.292

Одним из значимых направлений повышения эффек- заций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов.

тивности национального инновационного процесса является Отработанность стратегических и тактических аспектов такой

обеспечение интеграции различных его участников, органи- интеграции, во многом определяет как количество и качество

инновационного результата, так и минимизацию времени на прохождение его от идейной до овеществленной стадии.

Необходимо отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных интегрированных инновационных структур призваны играть крупные научно-образовательные учреждения.

В настоящее время на базе активного участия российских ВУЗов организуются и апробируются различные формы и схемы научно-производственной интеграции. Так, наиболее известны сегодня учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), научные парки, а также и другие варианты формирования инновационных структур. Рассмотрим их более подробно.

В работе В.С. Кортова, С.В. Кортова и С.В. Устелемова дается определение УНИК как «формы организации высшего учебного заведения независимо от его отраслевой принадлежности, обеспечивающей конкурентоспособность предлагаемых образовательных, научно-технических и производственных услуг в долгосрочной перспективе на территориальном, российском и международном рынках на основе анализа и удовлетворения требований потребителей, единства образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов и формирования основы для инновационного развития региона» [7]. В структуру УНИК обычно входят ВУЗы, малые и средние инновационные предприятия, чаще всего формирующиеся на базе ВУЗов, венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности УНИК, а также бизнес-инкубаторы, студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции. Инновационной продукцией УНИК являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. В основные задачи УНИК входит [2] создание новых образовательных продуктов, повышение качества образования, увеличение инновационного потенциала ВУЗа, развитие научного потенциала элементов структуры УНИК, привлечение молодых специалистов и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Финансирование деятельности УНИК [4] осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно осуществляется

во многих университетах России таких, как, например, ПГТУ (Пермь), БГУ (Белгород), ДВГТУ (Владивосток), АГТУ (Барнаул), ТРТУ (Таганрог), ТУСУР (Томск), СГТУ (Саратов), НИЯУ МИФИ (Москва), УГТУ — УПИ (Екатеринбург).

Учебно-научно-производственные комплексы представляют собой форму объединения образовательного, научно-технического и производственного секторов экономики. Основной функцией УНПК является координация учебных программ для подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями, разрабатываемыми научно-производственным комплексом. В состав УНПК могут входить школы, профессионально-технические училища, колледжи, НИИ, ВУЗы, производственные структуры различных форм организации. В зависимости от организаций входящих в состав УНПК, его структура может выглядеть как «ВУЗ — НИИ — промышленное предприятие», «Технический ВУЗ — промышленное предприятие» и так далее. Основными задачами, стоящими перед УНПК являются научное обеспечение отраслевых структур, подготовка и повышение квалификации специалистов, интеграция высшего образования, науки и производства с целью повышения эффективности использования потенциала организаций, входящих в состав комплекса. Для решения этих задач УНПК проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает планы научноисследовательских работ, контролирует их выполнение и решает вопросы о финансировании отдельных направлений научно-исследовательской деятельности, планирует учебный процесс в соответствии с планами подготовки специалистов по актуальным направлениям, направляет преподавателей в организации для повышения квалификации специалистов, привлекает работников промышленных предприятий в учебные заведения УНПК на повышение квалификации, способствует трудоустройству студентов и выпускников в организациях входящих в структуру УНПК. УНПК формируются на базе таких ВУЗов, как УГТУ (Орел), НГУ (Великий Новгород), МФТИ (Москва). Финансирование их инновационной деятельности происходит не только из бюджетных и фондовых средств, но также из прибыли от реализации инновационных продуктов и услуг [5].

Научный парк представляет собой объединение субъектов хозяйствования, сформированное по принципу соединения потенциалов образования, науки, производства и бизнеса путем координации инновационных проектов научного парка его участниками [1]. В состав научного парка входят подразделе-

Рис. 1. Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ»

ния, кафедры и лаборатории ВУЗа, научные, технологические и учебные организации, научно-исследовательские институты, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также малые и средние инновационные предприятия, осуществляющие кадровое, правовое, финансовое обеспечение и поддержку инновационной деятельности научного парка. В рамках деятельности научного парка осуществляется укрепление кадрового потенциала ВУЗов, совместная реализация инновационных и научно-исследовательских проектов, совершенствование образовательных методик, разработка и исполнение консалтинговых услуг, издательская деятельность, организация культурно-просветительской деятельности, разработка новых социальных проектов [6]. Наиболее известными в России являются научный парк «Измайлово» на базе МЭИ (Москва) и научный парк МГУ (Москва).

В целях развития инновационной сферы, формирования успешного взаимодействия среди образовательных учреждений и предприятий, содействия организации хозяйственных субъектов, создаваемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона № 25 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [12] реализуется национальная поддержка становления инновационной инфраструктуры, в том числе содействие малому инновационному бизнесу, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Правительство Российской Федерации 9 апреля 2010 года официально одобрило постановление №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [9]. Постановлением обозначена поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений за счет бюджетных средств в 2010 г. в размере 3 млрд. рублей, в 2011 г. — 2 млрд рублей и в 2012 г. — 3 млрд рублей. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования реализовывается на базе конкурсного отбора проектов развития инновационной инфраструктуры. На осуществление проекта развития инновационной инфраструктуры выделяются бюджетные средства на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн рублей в год.

Победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства федеральных образовательных учреждений в 2010 г. стали такие вузы, как Иркутский государственный технический университет, ЮжноУральский государственный университет и Кемеровский го-

сударственный университет. Рассмотрим подробнее их цели, задачи и реализуемые проекты развития инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «Южно-Уральского государственного университета» (НИУ) [10] выглядит следующим образом (см. рис. 1).

Основными целями программы развития инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов является:

• проведение маркетинговых исследований в области технологий и инновационных продуктов, разрабатываемых на базе Университета;

• расширение сотрудничества Университета с промышленными предприятиями Южного Урала;

• формирование системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Университету;

• привлечение финансовых и информационных ресурсов в инновационную сферу;

• расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования;

• обеспечение наличия нормативно-методических материалов по маркетинговой деятельности;

• участие в подготовке предложений по повышению квалификации студентов, аспирантов и сотрудников Университета и сотрудников Обществ в области продвижения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности РИД.

Для достижения вышеперечисленных целей были поставлены следующие задачи:

• осуществление работ, связанных с правовой охраной созданных в Университете РИД в РФ и за рубежом;

• осуществление патентно-информационных работ и исследований по обоснованию принимаемых в Университете решений в отношении РИД;

• нормативно-методическое обеспечение работы Университета и Обществ по созданию и коммерциализации РИД;

• инвентаризация и учет РИД;

• осуществление работ по коммерческому использованию принадлежащих Университету и Обществам прав на РИД;

• анализ состояния изобретательской и патентно-лицензионной работы в университете;

Рис. 2. Схема управления инновационной инфраструктурой КемГУ

Учебно-научнопроизводственные центры и лаборатории

(21 центр)

Предприятия Наукоемкого бизнеса

(19 предприятий)

Ґ N

^-Структуры

(12 центров)

ч /

Ґ \

Региональные

Инновационные

Структуры

(8 центров)

\ )

<-

<■

Рис. 3. Инновационная инфраструктура НИ ИрГТУ

• осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;

• выполнение информационно-аналитических обзоров по приоритетным направлениям развития с целью выявления перспективных тем для реализации их в форме инновационных проектов;

• инициирование НИР и ОКР для получения результатов интеллектуальной деятельности и их последующей коммерциализации;

• осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;

• организация и проведение круглых столов, тренингов, семинаров, школ по инновационным тематикам.

Одержав победу в открытом конкурсе по поддержке развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений КемГУ поставил перед собой цель сформировать инновационную среду в Кемеровском государственном университете за счет развития объектов инновационной инфраструктуры, создания и развития малых инновационных компаний, совершенствования системы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, освоения опыта ведущих зарубежных университетов и привлечения иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий [3]. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

• развитие объектов инновационной инфраструктуры КемГУ;

• создание хозяйственных обществ в соответствии с ФЗ-217;

• укрепление материально-технической базы университетского научно-инновационного комплекса;

• совершенствование системы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

• разработка и реализация программ повышения квалификации ППС в сфере инновационного менеджмента;

• разработка и реализация дисциплин по инновационному менеджменту для основных образовательных программ естественнонаучных факультетов;

• стажировка работников, ответственных за развитие инновационной деятельности, в иностранных университетах;

• усиление взаимодействия КемГУ с промышленными предприятиями региона по оказанию им услуг научно-инновационной направленности.

В результате осуществления программы формирования инновационной среды в Кемеровском государственном университете будет сформирована инновационная инфраструктура КемГУ представленная ниже (Рис. 2).

В настоящее время среди форм научно-производственной интеграции в мире одной из наиболее популярных является так называемая модель «тройной спирали» [13, 14], в которой ведущую роль в триаде «наука-власть-бизнес» играют университеты, разрабатывающие новые идеи и государство всеми силами стимулирует инновационную деятельность в них.

КемГУ как классический вуз в инновационной области решает в Кузбассе триединую задачу, следуя модели «тройной спирали»:

• развивает свою научно-учебно-инновационную инфраструктуру, делясь опытом с другими вузами региона;

• налаживает взаимовыгодные связи с властью и бизнесом.

Целью программы развития Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета является переход на передовые конкурентоспособные позиции по приоритетным направлениям развития в мировом научнообразовательном пространстве [11]. Для достижения этой цели в инновационную инфраструктуру НИ ИрГТУ входят:

1. Лаборатории и кафедры НИ ИрГТУ: создание и адаптация технологий и разработок по приоритетным направлениям науки и техники и по заказам предприятий.

2. Центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием НИ ИрГТУ для научных организаций и промышленных компаний.

3. Технопарк ИрГТУ: создание и развитие инновационного бизнеса.

4. Бизнес-инкубатор ИрГТУ: предоставление помещений, консультационных услуг и офисного оборудования для молодых инновационных компаний.

5. Байкальский центр трансфера технологий ИрГТУ: поддержка инновационных проектов предприятий и организаций Иркутской области по коммерциализации интеллектуальной собственности.

6. Региональная школа инновационного менеджмента ИрГТУ: подготовка высококвалифицированных менеджеров, включая услуги коучинг-центра по венчурному предпринимательству.

Инновационная инфраструктура Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета схематически изображена на рис.3.

Ярким примером научно-производственной интеграции является сотрудничество между Дальневосточным Федеральным Университетом и открытым акционерным обществом «Приморские лесопромышленники» [8]. Основными эффектами от реализации проекта по строительству и запуску домостроительного комбината в целях рационального природопользования и энергосбережения станет:

• создание новых рабочих мест в области деревянного малоэтажного домостроения;

ОАО

«Приморские

лесопромыш-

ленники»

А

!=>

Договор на выполнение НИОКТР по проекту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План-график работ

<=■

■=>

Результаты

НТО (ТУ, ТИ)

Опытные образцы

Спец. оборудование

ДВФУ

Проектные

НИОКТР

\7

НОЦ «Деревянное инновационное домостроение» (ОКБ)

Институт архитектуры и дизайна

Институт экономики и управления

Строительный институт

Институт механики автоматики и передовых

технологий

Рис. 4. Структура кооперации исполнителен

• создание условий и инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса на рынке деревянного домостроения Приморского края;

• вывод на рынок новой наукоемкой продукции с высокими конкурентными преимуществами (комплексные проекты на основе собственной архитектурной системы, реализующие концепции «таунхаусов» и урбанизированных деревень, включая все инфраструктурные решения; готовая линейка домов разных типов и т.д.);

• создание условий для занятости студентов и аспирантов реальной работой в будущей профессиональной сфере. Повышение качества подготовки студентов, сокращение периода адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности;

• достижение нового технологического уровня в области малоэтажного домостроения и, как следствие, качественно новые услуги и продукты в этой области;

• удовлетворение потребностей Дальневосточного региона в строительстве малоэтажного жилья;

Схема взаимодействия Дальневосточного Федерального Университета и ОАО «Приморские лесопромышленники» выглядит следующим образом (рис. 4):

В первой части статьи авторами были рассмотрены основные типы научно-производственной интеграции вузов на базе инноваций. Также приведены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур высших учебных заведений. Остальные инновационные инфраструктуры, формируемые вузами-победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, а также анализ многоотраслевого характера научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры будут представлены авторами во второй части статьи «О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов, в Российской Федерации».

Литература

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. — М.: Институт Научной Информации по Общественным Наукам РАН, 2005. — 148 с.

2. Атоян В.Р., Коваль А.А., Яблонская Е.Г. Учебно-научно-инновационный комплекс — как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России // Инновации. — 2001. — №1-2.

3. Афанасьев К.Е., Силинин А.В., Шадрин А.В. Задачи инновационного развития КемГУ [Электронный ресурс]. URL: http://science. kemsu.ru/files.aspx?id=7710 (Дата обращения: 21.12.2011).

4. Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Петровский А.Н., Попов Ю.А., Тулинов Б.М., Чучкин В.И. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. науч. тр. — М.: Типография МИФИ. — 2001. Т.11. — С.10-15.

5. Голенков В.А., Степанов Ю.С. Управление качеством образовательно-научной деятельности на основе создания учебно-научно-производственных комплексов // Управление общественными и экономическими системами. — Орел: ОрГТУ. — 2003. — №1.

6. Демидова И.Д., Иванов С.А. и другие. Наука, образование, бизнес: векторы взаимодействия в современном обществе. Коллективная монография / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой, М.В. Рубцовой. — СПб: Скифия-принт. — 2008. — 288 с.

7. Кортов В.С., Кортов С.В., Устелемов С.В Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научноинновационного комплекса (УНИК) / Екатеринбург // Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 3. — С. 36-41.

8. Организация высокотехнологичного инновационного производства деревянных зданий и сооружений [Электронный ресурс]. URL: http://invest.primorsky.ru/invest/index.php?option=com_content&view=article&id=377:2011-04-18-22-47-07 (Дата обращения: 21.12.2011).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

10. Программа «Развитие инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов» [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.susu. ru (Дата обращения: 21.12.2011).

11. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» на 2010 — 2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/ru/nru/about/ program.html (Дата обращения: 21.12.2011).

12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №35. — Ст. 4135.

13. Etzkowitz, H., Leydesdorf, L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2’» to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, 29, 2000, 109-123 pp.

14. Universities in the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University-Industry-Government Relations / ed. by Etzkowitz, H., and Leydesdorff L., — London: Cassell Academic, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.