Научная статья на тему 'Комплекс внеклассных занятий и мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека'

Комплекс внеклассных занятий и мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Л. А.

В статье автор предлагает комплекс обучающих занятий и внеклассных мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека, так необходимых сейчас современному обществу и экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс внеклассных занятий и мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека»

5. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 1. - С. 7.

КОМПЛЕКС ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ (1-11 КЛАСС) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КАЧЕСТВ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

© Трусова Л.А.*

Московский государственный технический университет «МАМИ», г. Москва Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7, г. Чехов

В статье автор предлагает комплекс обучающих занятий и внеклассных мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека, так необходимых сейчас современному обществу и экономике.

Для современной России особенно актуальным стал вопрос организации успешной предпринимательской деятельности в условиях новой рыночной экономики и усиленного внимания государства к малому и среднему бизнесу и его поддержке, к реализации стратегических инициатив [7]. Акцент делается также на молодежном предпринимательстве как залоге здорового экономического будущего страны.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [8].

Предпринимателем может быть представитель любой профессии: работник торговли, организатор туристической деятельности, медик, педагог, инженер, издатель, работник сельского хозяйства, спортсмен, артист и т.д. Поэтому для подготовки молодежи к активной деловой жизни, развития у них предпринимательского мышления, при поддержке профессионального самоопределения школьников необходима системная работа педагогов при любом профиле обучения.

В материалах X Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд», г. Ново-

* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент» МГТУ «МАМИ», педагог дополнительного образования МОУ Гимназия № 7 (г. Чехов).

сибирск (27.06.2011), и XII Международной научно-практической конференции «Наука и современность», г Новосибирск (12.07.2011) автором опубликованы предложения по ведению специальных курсов для учащихся 9 классов «Мир деловых людей» и для учащихся 10-11 классов «Школа будущего предпринимателя», которые помогут педагогам и школьникам получить первичные предпринимательские знания и компетенции.

В настоящей статье предлагаем вниманию педагогов комплекс внеклассных обучающих занятий и мероприятий по формированию предпринимательских компетенций и качеств делового человека школьников с 1 по 11 класс [5]. Общий вид компетенций представлен в табл. 1.

Таблица 1

Модель общих предпринимательских компетенций

1. Успехи и достижения: - Использование возможностей; - Инициатива; - Владение и использование информации; - Настойчивость; - Ответственность за обязательства; - Повышение эффективности. 4. Образование: - Получение определенных предметных знаний, знаний процессов в науке и технике; - Стремление к самосовершенствованию; - Ориентация в профессиональной сфере.

2. Личностные возможности: - Опыт и экспертиза; - Работоспособность и трудолюбие; - Самоорганизация; - Осознание собственных возможностей; - Креативность и нестандартное мышление; - Последовательность. 5. Предпринимательское мышление: - Целенаправленность и планирование; - Разрешение проблемных ситуаций; - Эффективность; - Результативность.

3. Лидерство: - Уверенность в себе, - Влияние и убеждение, - Умение работать в команде, - Директивность, - Повышение уровня образования сотрудников. 6. Взаимодействия и отношения: - Надежность и честность; - Признание важности деловых отношений; - Развитие деловых контактов; - Имидж.

Содержание компетенций, методика работы над ними (содержание и примеры разработок мероприятий) приведены в полном объеме в 2-х методических пособиях: 1) И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, Л.А. Трусова «Формирование предпринимательских компетенций у школьников с использованием возможностей социального партнерства» (2011) и 2) Л.А. Трусова «Методические материалы для организации занятий по формированию предпринимательских компетенций у школьников» (2011) и опубликованы на сайте МОУ гимназии № 7 г. Чехова www.gymnasium7.ru в разделе «Малая академия наук».

Общий комплекс и последовательность мероприятий с 1-го по 11 класс (без учета специальных курсов) рассмотрим в табл. 2-4.

Таблица 2

Комплекс мероприятий для начальной школы (1-4 кл.)

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

1 1 Тематический классный час, утренник «Все работы хороши» Понятие о профессиях, деловом мире взрослых, о том как зарабатываются деньги

2 Деловая игра «Что сколько стоит?» Понятие о стоимости и цене товаров, альтернативе выбора

3 Выставка поделок «Рукоделие как бизнес и увлечение» Рассказ об идеях для бизнеса, мотивация к творчеству

2 1 Экскурсия на кондитерскую фабрику (хлебозавод, ферму, фабрику игрушек и т.п.) совместно с родителями Знакомство с последовательностью получения продукции, понятием затрат

2 Сладкая ярмарка Показ возможностей получения «выручки» от собственного труда и вариантов распределения доходов

3 Ролевая игра «На что потратить карманные деньги» (с уточнением определения альтернативных расходов) Понятие об источниках доходов, затратах, альтернативных затратах, возможностях накопления карманных денег и вариантах трат.

3 1 Праздник труда Воспитание уважения к труду и негативного отношения к лени, мотивация инициативности, трудолюбия, активности в жизни

2 Обучающее занятие «Как создать и оформить проект «Детская площадка моей мечты» Обучение методике работы над проектом и его расчетной частью

3 Аукцион идей «Детская площадка моей мечты» (окончание проектного задания) Обучение методике публичного выступления и защиты проекта

4 1 Устный журнал, утренник «Спор Маль-вины и Буратино» Показ важности уметь распределять порядок дня, составлять расписание, планировать выполнение дел, достигая определенной цели

2 Читательская конференция «Успешные деловые люди в детстве» Примеры успешной деятельности, показ качеств, необходимых для достижения успеха в карьере и жизни

3 Телемост «Иностранный язык: как правильно приветствуют друг друга деловые люди» Знакомство с первичными правилами вежливого и делового общения, мотивация изучения иностранных языков

4 Защита проектов «Интеллектуальная биржа» (совместно с родителями и социальными партнерами) Совершенствование исследовательских навыков и генерирования идей, их защиты

Таблица 3

Комплекс мероприятий для основной школы (5-9 кл.)

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

5 1 Учебное занятие в игровой форме «Понятие о сферах деятельности, профессиях, предпринимательстве» Актуализация знаний о сферах деятельности и профессиях, отличиях «работы на себя» и «работы на организацию»

2 Устный журнал «История денег» Знакомство с видом, значением и функциями денег в разные эпохи, деньгами разных стран

3 Ролевая игра «Сколько стоит питание семьи» Знакомство с понятием доходы и расходы, бюджет семьи

Продолжение табл. 3

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

5 4 Игра-соревнование «Деловые контакты» Обучение правилам делового общения, знакомство с имиджем делового человека

5 Встреча со специалистами «Банки и банкиры» Знакомство с особенностями банковской системы и специальностями в банках

6 1 Тематическая беседа «Кто такие деловые люди?» Понятие о карьере, успехе, деловом человеке, его качествах

2 Вечер вопросов и ответов «100 вопросов взрослому» Знакомство с примерами успешной деятельности

3 Встреча с интересными людьми «Туристические возможности города как сфера деятельности» Изучение особенностей туризма как отрасли предпринимательства

4 Соревнование «Особенности разных профессий и видов труда и бизнеса» Обучение умению выделять особенности труда в разных сферах и качеств необходимых для работы в них

5 Заочное путешествие «Ремесла разных стран (Ремесло как бизнес)» Знакомство с ремеслом и творчеством как видом бизнеса

7 1 Тематическое занятие «Все о торговле» Знакомство с особенностями торговли, ее видах, профессиями в сфере торговли

2 Круглый стол «Имидж делового человека» Обучение умению находить информацию и ее обсуждать на примере имиджа человека

3 Дискуссия «Интернет как источник информации и делового общения» Знакомство с возможностями Интернета и опасностями, при работе в нем

4 Конкурс газет и плакатов, мини-сочинений «История предпринимательства» Обучение умению ярко и образно представлять информацию слушателям

5 Литературный обзор, встреча с интересными людьми, посещение выставки «Образование и карьера» Посещение библиотеки, выставки, знакомство с примерами успешной карьеры

8 1 Тематический классный час «Что такое семейный бизнес?» Знакомство с видами, примерами и перспективами семейного бизнеса

2 Презентация профессий «Плюсы и минусы разных профессий, где и как учат профессии» Соревнование в презентации профессий, умении выделять требования к ним

3 Диспут «Отличие труда и бизнеса в городе и селе» Обучение методике дискуссии и аргументации своей позиции

4 Деловая игра «Рынок, конкуренция, цены» Знакомство с понятием конкуренции и ее видов, мотивация к здоровому соперничеству

5 Пресс-конференция «Бедные и богатые» Дискуссия о понятиях богатства и бедности, их причинах и следствиях

9 1 Занятия с психологом «Уроки лидерства» Обучение лидерскому поведению и умению работать в команде в качестве руководителя и подчиненного

2 Пресс-конференция «Россия в деловом мире» Дискуссия о проблемах и перспективах экономики РФ

3 Встреча с интересными людьми «Кто и как может стать предпринимателем?» [3] Знакомство с этапами организации пред-прин.деятельности

4 Вечер вопросов и ответов со специалистами и руководителями «Молодежное предпринимательство» Обсуждение проблем и перспектив молодежного предпринимательства в своем городе

Продолжение табл. 3

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

9 5 Занятие-практикум по составлению визиток, рекламных проспектов и т.д. «Как заявить о себе в деловом мире?» Обучение составлению визиток, рекламных проспектов и методик презентации себя

6 Участие в научно-практических конференциях, защите проектов по плану работы школы Развитие исследовательских компетенции и умений предлагать варианты решения

7 Встреча со специалистами учреждений профессионального образования в рамках Дней открытых дверей «Как и где учат предпринимателей?» Знакомство с учебными заведениями города и потребностями в профессиях и бизнесе

Таблица 4

Комплекс мероприятий для средней школы (10-11 кл.)

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

10 1 Дебаты «Современная экономика и предпринимательство в России» Обучение методике дебатов и отстаивания своего мнения

2 Обучающее занятие «Как начать собственное дело? Идеи, цели, задачи фирмы» [9] Знакомство с этапами и особенностями открытия своего бизнеса в своем городе

3 Обучающее занятие «Юридич. аспект предпринимательской деятельности: организационно-правовые формы малого и среднего бизнеса, этапы регистрации» Встреча со специалистами, практическое обучение моментами юридического оформления бизнеса

4 Обучающее занятие «Молодежное предпринимательство», работа с Интернет-источниками. Встреча со специалистами или преподавателями экономич. специальностей вузов

5 Встреча с интересными людьми «100 вопросов взрослому» Знакомство с примерами успешной карьеры

6 Занятие практикум «Как составить бизнес-план?» [9] Обучение методике составления и расчета проектов

7 Аукцион предпринимательских идей (встреча с руководством города) Защита проектов и предпринимательских идей

11 1 Круглый стол «Мир успешных людей» (с приглашением интересных людей) Дискуссия о примерах успешного молодежного бизнеса в России и за рубежом

2 Обучающее занятие «Как поставить цель? Цель и их влияние на жизнь» Обучение методике целеполагания

3 Экскурсия на выставку «Образование и карьера», «Ярмарка учебных мест» Знакомство с учреждениями НПО, СПО, ВПО

4 Мероприятие с использованием case-техно-логий «Необычные идеи для предпринимательства: бизнес в интернете, франчайзинг и т.д. [9] Обучение с использованием метода оценки конкретных ситуаций, выработка навыков альтернативного мышления

5 Деловая игра «Школа будущего руководителя» [9] Выработка качеств руководителя и лидера

6 Вебинар «Лучшие учебные заведения по предпринимательству», «Современные аспекты Онлайн-консультирования молодых предпринимателей» Обучение системе общения в режиме онлайн-конференции, развитее навыков использования Интернета

Продолжение табл. 4

Класс № Тема мероприятия, форма Общий замысел (кратко)

7 Участие в научно-практических конференциях, защите проектов по плану работы школы Развитие исследовательские компетенции и умения предлагать варианты решения

Список литературы:

1. Гладилина И.П. Методы активного социально-психологического обучения. - М.: МГГУ М.А.Шолохова, 2007.

2. Личность и экономика / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вита-Пресс, 2006.

3. Семенихин В.В. Организация бизнеса с нуля. - М.: ЭКСМО, 2010.

4. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности. - М.: изд. Центр «Академия», 2006.

5. Трусова Л.А. Особенности использования методологии компетенций при оценке деятельности молодых предпринимателей // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. - С. 10-13.

6. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Вита-Пресс, 2009.

7. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asi.ru.

8. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.grazkodeks.ru.

9. Малый бизнес Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mbm.allmedia.ru/bgames.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.