Научная статья на тему 'Модель социального партнерства МБОУ СОШ № 11'

Модель социального партнерства МБОУ СОШ № 11 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ШКОЛА ЮНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / ENTERPRISE COMPETENCES / YOUNGBUSINESSMAN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Анатольевна

Статья посвящена описанию модели социального партнерства МБОУ СОШ № 11 г. Пензы. Губернатор Пензенской области В.К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире. Поэтому особенно необходимо развитие социального сотрудничества с различными общественными субъектами. Данный проект по созданию расширенной модели социального партнерства вписывается в концепцию новой Пензенской школы и выступает реальным средством «погружения» учащихся в социальные и экономические проблемы региона. В статье описана модель социального партнерства детского объединения «Школа юного предпринимателя». Работа «Школы юного предпринимателя» направлена на формирование предпринимательских компетенций в условиях социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL № 11

Article is devoted to the description of social partnership model of Penza school № 11. The governor of the Penza region V.K. Bochkaryov set the strategic task to prepare the competitive graduates loving the native land and increasing its economic potential capable to live and work in the hi-tech world for the Penza school. Therefore development of social cooperation with various public subjects is especially necessary. This creation of expanded model of social partnership project is entered in the concept of new Penza school and acts as real means of «immersion» of pupils in social and economic problems of the region. In article the model of social partnership of the children's association «Young businessman school» is described. Work of «Young businessman school» is directed to formation of enterprise competences of conditions of social partnership.

Текст научной работы на тему «Модель социального партнерства МБОУ СОШ № 11»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 1 2015

УДК 374

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МБОУ СОШ № 11

Макарова Елена Анатольевна

учитель

Средняя общеобразовательная школа № 11, Пенза аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Статья посвящена описанию модели социального партнерства МБОУ СОШ № 11 г. Пензы. Губернатор Пензенской области В. К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу - подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире. Поэтому особенно необходимо развитие социального сотрудничества с различными общественными субъектами. Данный проект по созданию расширенной модели социального партнерства вписывается в концепцию новой Пензенской школы и выступает реальным средством «погружения» учащихся в социальные и экономические проблемы региона. В статье описана модель социального партнерства детского объединения «Школа юного предпринимателя». Работа «Школы юного предпринимателя» направлена на формирование предпринимательских компетенций в условиях социального партнерства.

Ключевые слова: социальное партнерство; предпринимательские компетенции; школа юного предпринимателя.

MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL № 11

Makarova Elena Anatolyevna

teacher School № 11, Penza

Abstract. Article is devoted to the description of social partnership model of Penza school № 11. The governor of the Penza region V.K. Bochkaryov set the strategic task - to prepare the competitive graduates loving the native land and increasing its economic potential capable to live and work in the hitech world for the Penza school. Therefore development of social cooperation with various public subjects is especially necessary. This creation of expanded model of social partnership project is entered in the concept of new Penza school and acts as real means of «immersion» of pupils in social and economic problems of the region. In article the model of social partnership of the children's association «Young businessman school» is described. Work of «Young businessman school» is directed to formation of enterprise competences of conditions of social partnership.

Key words: social partnership; enterprise competences; young businessman school.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Национальная инициатива «Наша новая школа»

Д.А. Медведев

Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства - один из самых актуальных вопросов образования в России. Среди молодежи становится все наиболее востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане.

Подготовка активного и делового молодого поколения к жизни и трудовой деятельности - стратегический вопрос развития государства, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с запросами общества и государства система образования призвана обеспечить обучение и воспитание высокообразованных молодых людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Особую актуальность приобретает вопрос привлечения работодателей и других заказчиков-специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда.

В Пензе накоплен определенный положительный опыт подготовки старшеклассников к основам бизнеса (проект «Обучение через предпринимательство», включение в региональный компонент учебных планов ОУ курсов соответствующей направленности, встречи со специалистами и проблемно-тематические семинары, организация бизнес-инкубаторов).

Однако это направление рассчитано в основном на старших школьников, а учащиеся начальной ступени образования в данный круг деятельности педагогов, как правило, не попадают. Социальное партнерство подключается к решению соответствующих задач крайне редко.

Природе человека присуща предприимчивость, выступающая как способность человека к действиям. Предприимчивый подход является залогом успеха в самореализации личности. Все люди рождаются с творческими способностями, естественной любознательностью и изобретательностью, поэтому так важно помочь учащимся выявить эти способности еще в школе, стать им творческими личностями. В настоящее время обучение учащихся экономике, навыкам бизнеса и предпринимательства в школе происходит преимущественно на уроках основ экономики и предпринимательства, а также через различные формы внеурочной деятельности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение понятия предприимчивый человек - «умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный» [1, с. 579]. Поэтому, чем раньше будут созданы условия для развития данных способностей, тем быстрее у школьников начнут формироваться предпринимательские компетенции.

Однако формирование предприимчивости предполагает организацию такого типа учебного процесса, который был бы ориентирован на становление и развитие в молодых людях ключевых компетентностей.

Под предпринимательскими компетенциями школьников мы понимаем знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков, которые помогут выпускнику эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру.

Социальное партнерство помогает организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развивать определенные, требуемые в данном регионе компетенции у школьников и молодежи.

Для того чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек уже в школьном возрасте был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе.

Таблица 1

Общие предпринимательские компетенции, подразделенные на шесть блоков

Общие пр едпринимательские компетенции

Успехи и достижения - Использование возможностей - Инициатива - Владение и использование информации - Настойчивость - Ответственность за обязательства - Повышение эффективности Взаимодействие и отношения - Надежность и честность - Признание важности деловых отношений - Развитие деловых контактов - Имидж Образование - Стремление к самосовершенствованию - Ориентация в профессиональной сфере

Личностные возможности - Опыт и экспертиза - Работоспособность и трудолюбие - Самоорганизация - Осознание собственных возможностей - Креативность и нестандартное мышление - Последовательность Лидерство - Уверенность в себе - Влияние и убеждение - Умение работать в команде - Директивность - Повышение уровня образования сотрудников П ред приним ател ьское мышление - Целенаправленность и планирование - Разрешение проблемных ситуаций - Эффективность - Результативность

Формирование данных компетенций - сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются: профессиональные качества преподавателя, работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желание постоянно учиться и развиваться. Наибольший эффект формирования предпринимательских компетенций может быть достигнут только, когда осуществлен комплексный подход к данной проблеме. Когда работа ведется планово, в системе и с использованием всех возможностей социального партнерства.

Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов данного региона и общих требований к образованию на современном этапе [2, с. 22].

Губернатор Пензенской области В. К. Бочкарёв поставил перед Пензенской школой стратегическую задачу - подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире.

Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является обучение через предпринимательство. Однако данный проект предполагает взаимодействие школы исключительно с предприятия и организациями Пензы и области, индивидуальными предпринимателями. Мы считаем необходимым расширить рамки социального партнерства. В нашей школе апробируется расширенная модель социального партнерства, включающая взаимодействие с различными социальными структурами, в том числе и с Управлением Федеральной службы по надзору в

сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области. Эта модель позволяет учащимся получить серьезный опыт и практические навыки как в области бизнеса и предпринимательства, так и жизненно необходимые навыки. Данный проект вписывается в концепцию новой Пензенской школы и выступает реальным средством «погружения» учащихся в социальные и экономические проблемы региона.

Термин «партнерство» понимается очень широко, но главное, как его нужно понимать, это объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Учитывая все особенности формирования предпринимательских компетенций, предлагаем использовать модель МБОУ СОШ № 11, основанную на социальном партнерстве.

Рис. 1. Система социального партнерства МБОУ СОШ № 11

г. Пензы

К субъектам социального партнерства можно отнести:

- Общеобразовательные учреждения;

- Учреждения дополнительного образования;

- Учреждения профессионального образования;

- Детские и молодежные общественные объединения;

- Работодатели всех уровней;

- Общественные организации;

- Обучающиеся, их родители, общественность.

ПЕДАГОГИ

———————

Формирование

Предпринимательских компетенций и качеств, необходимых деловому человеку при изучении различных учебных предметов через расставление нужных аспектов в темах

ж РОДИТЕЛИ

-Г7"

ШКОЛЬНИК: поэтапное развитие

Детское объединение

«Школа юного предпринимателя»

———————————————

Социальные партнеры учреждения: совместные мероприятия, встречи с успешными предпринимателями, экскурсии, введение в профессию, чтение лекций специалистами и т.д.

1 Начальная школа (1-4 классу ' «Я узнаю мир труда взрослых»:

комплекс внеклассных мероприятий и обучающих занятий

Основная школа (5-9 класс) «Мир деловых людей»:

комплекс внеклассных мероприятий, обучающих занятий, курс по выбору «Мир деловых людей»

Старшая ступень образования (10-11 класс): «Я - предприниматель»:

комплекс внеклассных мероприятий, обучающих занятий «Основы предпринимательства», детское объединение «Школа юного предпринимателя»

Рис. 2. Педагогический комплекс МБОУ СОШ № 11, формирующий

и развивающий предпринимательские компетенции и деловые качества у школьников через урочную и внеурочную деятельность

В схеме представлены основные субъекты образовательного процесса, возможные социальные партнеры, система их действий и предпринимательские компетенции, которые можно развить в результате их совместной деятельности.

Система работает по разработанному плану, в комплексе, учитывает возрастные и психологические особенности детей, предусматривать общую линию развития от класса к классу, интересы всех сторон и общий результат. Социальное партнерство рассматривается как совместная выработка решений и сбалансированная, разделяемая ответствен-

V Л V

ность за полученный результат. С целью расширения возможностей социального сотрудничества нашей школы с партнерами была внедрена во внеурочную деятельность работа детского объединения «Школа юного предпринимателя».

Таблица 2

Модель социального партнерства «Школа юного предпринимателя» МБОУ СОШ № 11

Социальные партнеры Направления работы Формирующиеся предпринимательские компетенции

1. Компания-ментор ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» ОАО «Пензком-прессормаш» Реализуемые практико-ориентированные проекты 1. Создание музейно-выставоч-ных экспонатов для музея истории ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» 2. Разработка нового фантика для конфет ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» 3. Маркетинговое исследование спроса на продукцию ОАО «Пензкомпрессормаш» Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

2. ИП

ИП Филимонова Ольга Викторовна, Салон красоты «Имидж»

ИП Сергеев Сергей Владиславович, БУ э1и^о58

ИП Андреев Никита Сергеевич, КИТ недвижимость

Планируемые (осуществляемые) мероприятия

1. Введение в профессию

2. Обучающие мастер классы

3. Встречи со специалистами салона красоты «Имидж»

1. Введение в профессию видеограф, фотограф.

2. Обучающие занятия «Я -юный фотограф»

3. Первые профессиональные пробы «Каким я вижу мир бизнеса»

1. Знакомство с профессией риэлтор.

2. Обучающее занятие «Я -консультант»

3. Первые профессиональные пробы, деловая игра «Клиент-риэлтор»_

Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

3. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензеской области

Обучающие занятия по плану сотрудничества

1. Встреча со специалистами отдела

2. Изучение закона о защите прав потребителей

3. Практические занятия

Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

4. Центр

технического

развития

1. Профориентационное обучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Встречи с успешными

и интересными людьми

3. Деловые игры

4. Бизнес-тренинги

Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

5. Центр развития предпринимательских компетенций 1. Участие в заседании дискуссионного клуба «Молодежь и предпринимательство» 2. Профориентационная работа и прочее Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

6. Родители, обучающиеся, общественность 1. Встречи с успешными выпускниками школы 2. Введение в профессию 3. Работа в малых группах (родители и дети) и многое другое Личностные возможности, предпринимательское мышление, взаимодействие и отношения, ориентация в профессиональной сфере, лидерство, успехи и достижения

На основе анализа существующих моделей компетенций для молодых специалистов, предпринимателей (D. McClelland, R. Boyatzis, L.M. Spencer) в нашей школе была составлена модель общих предпринимательских компетенций школьника, которые можно начинать формировать на всех трех ступенях общего образования для более целенаправленной и эффективной подготовки школьников к построению деловой карьеры и успешному ведению предпринимательской деятельности в будущем.

Модель включает в себя формирование компетенций по направлениям:

«Успехи и достижения» - инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности;

«Лидерство» - уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, директивность, повышение уровня образованности;

«Предпринимательское мышление» - целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций;

«Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, развитее деловых контактов, имидж;

«Образование» - наличие знаний и умений в области ведения предпринимательства, стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере;

«Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, опыт и экспертиза, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.

Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются социально-культурные и педагогические условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательские компетенции школьников с учетом запросов рынка труда.

МБОУ СОШ № 11 с сентября 2013 сотрудничает с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области. На занятиях со специалистами Роспотребнадзора школьники знакомились с основными положениями закона о защите прав потребителей, рассматривали вымышленные заявления от потребителей с жалобами о нарушениях закона о защите прав потребителей. Ученики, в процессе практического занятия, выступали в качестве консультантов в присутствии опытного эксперта. В процессе педагогического наблюдения был установлен повышенный интерес учащихся к рассматриваемой проблеме, активизация способностей школьников.

Первые профессиональные пробы учащихся проведены на базе компании-ментора МБОУ СОШ № 11 ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». Ребята с удовольствием посетили отдел маркетинга и попро-

бовали себя в роли помощника менеджера, заполняя различные образцы бланков, оказывая помощь в организации различных маркетинговых исследований. В качестве продавцов-консультантов учащиеся попробовали себя, посещая парфюмерно-косметическую компанию «Lambre».

На базе детского объединения «Школа юного предпринимателя» МБОУ СОШ №11 были созданы рабочие группы по интересам. Работа первой группы по интересам осуществлялась в сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем видео-оператором и фотографом С.В. Сергеевым. Помимо теоретических знаний учащиеся получают возможность брать уроки «Профессионального фото». Работа второй группы по интересам осуществлялась на базе типографии «Алекс print». Учащиеся знакомятся с основами печатного дела, самостоятельно, но под руководством специалиста изготавливают различные виды сублимированной печати.

В рамках сотрудничества «Школы юного предпринимателя» с Центром развития предпринимательских компетенций контрольная группа учащихся приняла участие в деловой игре «Денежный поток». Игру проводил сотрудник Центра развития предпринимательских компетенций Гудкова Дарья Романовна.

Сотрудничество профориентационного характера осуществлялось с участием учащихся 9 классов с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центром технологического обучения».

Мониторинг активизации компетенций у школьников велся через наблюдение, беседы с родителями, индивидуальные и групповые деловые упражнения, тестирования, опросники для самооценки, бизнес-кейсы.

Анализ экспериментальных данных позволил выявить позитивную динамику развития предпринимательской грамотности и сформирован-ности предпринимательских компетенций учащихся контрольных групп, и сделать выводы:

1. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства является актуальной педагогической задачей.

2. Активизация предпринимательских компетенций возрастает в условиях использования различных методов обучения, сочетании теории с практикой с применением возможностей социального партнерства.

3. Интерес к экономике, ведению бизнеса, к осознанному выбору профессии увеличился у учащихся, участвующих в эксперименте с 29 % до 74 %.

4. 35-37 % выпускников планируют поступать в высшие учебные заведения, связанные с экономикой, бизнесом и предпринимательством. Исследование позволило выявить статистически достоверные изменения и положительную динамику активизации предпринимательских компетенций школьников, осуществленную через систему расширенного социального партнерства МБОУ СОШ № 11.

Список использованной литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990.

2. Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении: из опыта работы гимназии № 7 г. Чехов // Профильная школа. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.