Научная статья на тему 'Система взаимодействия бизнес-структур и высшей школы в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов'

Система взаимодействия бизнес-структур и высшей школы в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / COMPETENCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черницов Алексей Евгеньевич, Таишева Наиля Наилевна

Актуальность и цели. На современном этапе социально-экономического развития России одним из ключевых факторов, определяющих перспективы развития российского общества, является система взаимоотношений государства, бизнеса и общества. Во многих экономически развитых странах мира отношения между ними являются базой для развития экономических систем и решения социальных проблем. Поэтому важной задачей исследования является оценка готовности субъектов предпринимательства к эффективному целенаправленному взаимодействию со сферой высшего профессионального образования. Авторами проведено исследование, целью которого стало определение уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских студентов. Материалы и методы. В ходе исследования опрошено 400 студентов высших учебных заведений, 50 преподавателей и 30 предпринимателей. Анкета для опроса разделена на смысловые блоки для удобства проведения многофакторного анализа. Вопросы анкеты позволяют определить степень развития предпринимательских компетенций российских студентов, а также понять степень участия и уровень взаимодействия бизнес-структур и высших учебных заведений в процессе формирования предпринимательских навыков у студентов. Результаты. В статье проанализированы результаты исследования, на основании которых сделаны выводы о состоянии взаимодействия бизнес-структур и высших учебных заведений в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов. Выводы. Взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений с бизнес-структурами, а также организация эффективной внеаудиторной работы и активная поддержка студенческого самоуправления способствуют качественному формированию предпринимательских компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черницов Алексей Евгеньевич, Таишева Наиля Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF INTERACTION OF BUSINESS STRUCTURES AND HIGH SCHOOL WITHIN AN ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF STUDENTS

Background. At the present stage of socio-economic development of Russia, one of the key factors determining the prospects of development of Russian society, it is a system of relations between the state, business and society. In many economically developed countries, the relations between them are the basis for the development of economic systems and solving social problems. Therefore, an important objective of the study is to assess the readiness of businesses to effective targeted interaction with the sphere of higher education. We carried out a study aimed at determining the level of economic independence and entrepreneurial competencies of Russian students. Materials and methods. The study surveyed 400 university students; 50 trainers and 30 businessmen. The questionnaire for the survey is divided into semantic units for the convenience of multivariate analysis. The questionnaire used to determine the development of entrepreneurial competencies of Russian students, as well as to understand the extent of participation and the level of interaction between businesses and higher education institutions in the process of entrepreneurial skills among students... Background. At the present stage of socio-economic development of Russia, one of the key factors determining the prospects of development of Russian society, it is a system of relations between the state, business and society. In many economically developed countries, the relations between them are the basis for the development of economic systems and solving social problems. Therefore, an important objective of the study is to assess the readiness of businesses to effective targeted interaction with the sphere of higher education. We carried out a study aimed at determining the level of economic independence and entrepreneurial competencies of Russian students. Materials and methods. The study surveyed 400 university students; 50 trainers and 30 businessmen. The questionnaire for the survey is divided into semantic units for the convenience of multivariate analysis. The questionnaire used to determine the development of entrepreneurial competencies of Russian students, as well as to understand the extent of participation and the level of interaction between businesses and higher education institutions in the process of entrepreneurial skills among students. Results. The article analyzes the results of the study on which the conclusions about the state of the interaction of business structures and higher education institutions in the framework of the formation of entrepreneurial competencies of students. Conclusions. Mutually beneficial cooperation of higher education institutions with businesses, as well as the organization of effective extracurricular work and active support for student government contribute to the formation of high-quality entrepreneurial competencies of students. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия бизнес-структур и высшей школы в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов»

УДК 331 (075.8)

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

А. Е. Черницов, Н. Н. Таишева

SYSTEM OF INTERACTION OF BUSINESS STRUCTURES AND HIGH SCHOOL WITHIN AN ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF STUDENTS

A. E. Chernitsov, N. N. Taisheva

Аннотация. Актуальность и цели. На современном этапе социально-экономического развития России одним из ключевых факторов, определяющих перспективы развития российского общества, является система взаимоотношений государства, бизнеса и общества. Во многих экономически развитых странах мира отношения между ними являются базой для развития экономических систем и решения социальных проблем. Поэтому важной задачей исследования является оценка готовности субъектов предпринимательства к эффективному целенаправленному взаимодействию со сферой высшего профессионального образования. Авторами проведено исследование, целью которого стало определение уровня экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских студентов. Материалы и методы. В ходе исследования опрошено 400 студентов высших учебных заведений, 50 преподавателей и 30 предпринимателей. Анкета для опроса разделена на смысловые блоки для удобства проведения многофакторного анализа. Вопросы анкеты позволяют определить степень развития предпринимательских компетенций российских студентов, а также понять степень участия и уровень взаимодействия бизнес-структур и высших учебных заведений в процессе формирования предпринимательских навыков у студентов. Результаты. В статье проанализированы результаты исследования, на основании которых сделаны выводы о состоянии взаимодействия бизнес-структур и высших учебных заведений в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов. Выводы. Взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений с бизнес-структурами, а также организация эффективной внеаудиторной работы и активная поддержка студенческого самоуправления способствуют качественному формированию предпринимательских компетенций студентов.

Ключевые слова: предпринимательство, высшее образование, студенты, молодежь, компетенции, развитие.

Abstract. Background. At the present stage of socio-economic development of Russia, one of the key factors determining the prospects of development of Russian society, it is a system of relations between the state, business and society. In many economically developed countries, the relations between them are the basis for the development of economic systems and solving social problems. Therefore, an important objective of the study is to assess the readiness of businesses to effective targeted interaction with the sphere of higher education. We carried out a study aimed at determining the level of economic independence and entrepreneurial competencies of Russian students. Materials and methods. The study surveyed 400 university students; 50 trainers and 30 businessmen. The questionnaire for the survey is divided into semantic units for the convenience of multivariate analysis. The

questionnaire used to determine the development of entrepreneurial competencies of Russian students, as well as to understand the extent of participation and the level of interaction between businesses and higher education institutions in the process of entrepreneurial skills among students. Results. The article analyzes the results of the study on which the conclusions about the state of the interaction of business structures and higher education institutions in the framework of the formation of entrepreneurial competencies of students. Conclusions. Mutually beneficial cooperation of higher education institutions with businesses, as well as the organization of effective extracurricular work and active support for student government contribute to the formation of high-quality entrepreneurial competencies of students.

Key words: entrepreneurship, higher education, students, youth, competence development.

Введение

Ключевой тренд эффективной экономики любого государства - развитие молодежного предпринимательства.

В настоящее время повышается актуальность развития предпринимательства, обеспечивающего достижение экономических и социальных целей развития общества. Решение этой задачи ставит высокие требования к оценке результатов предпринимательской деятельности.

Предприниматель способствует решению ряда важных задач, таких как формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, занятость населения, увеличение налоговых поступлений, формирование среднего класса, укрепление деловой этики и др. [1].

Для развития малого бизнеса требуются специалисты особого типа: профессионально-компетентные, коммуникабельные, конкурентоспособные, готовые к самостоятельной постановке целей и к их творческому достижению. Специфика экономического развития России предопределяет активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [2].

В связи с этим формирование экономического мышления, выявление и развитие способностей к предпринимательской деятельности особенно актуально для молодых людей, и прежде всего для студентов и выпускников высших учебных заведений, которые стоят перед выбором своего личного и профессионального пути [3].

Результаты исследования

Мировой опыт свидетельствует о значимости места, которое малый и средний бизнес занимает в национальных экономиках. В нашей стране тема динамичного развития этого сектора, способного смягчить проблемы безработицы, остается актуальной: налицо потребность в формировании поколения молодых предпринимателей, способных взять на себя ответственность за экономическое развитие страны и общества. Содействуя расширению малого предпринимательства и самозанятости молодежи, важно стимулировать интерес молодых людей к предпринимательской деятельности, воспитывать предпринимательскую культуру, способствующую их профессиональному росту и материальному благополучию [4].

Вузовское обучение должно обеспечить студентам не только приобретение специальности, но и получение знаний, необходимых для создания и ведения своего бизнеса. Закономерным представляется переход в преподава-

нии от чистой теории к большей практической направленности курсов, ориентированных на бизнес, предпринимательство. Для этого требуются педагоги, имеющие опыт в бизнесе. К сожалению, абсолютное большинство преподавателей вузов близко не знакомы с производством, а тем более с предпринимательством [5].

Почти каждый пятый из опрошенных студентов разных вузов попытался организовать собственный бизнес, и у каждого десятого это получилось. 50 % фирм, организованных студентами, в основном осуществляют свою деятельность в сфере услуг, остальные занимаются торговлей, интернет-бизнесом и т.д. Симптоматично, что производством пробовали заниматься лишь единицы, что, на наш взгляд, связано с высоким уровнем конкуренции и значительными материальными затратами (для студента зачастую просто неподъемными) при выходе на рынок [6].

Основные трудности на пути формирования предпринимательских инициатив у студентов обусловлены недостатком как свободных ниш в бизнесе, положительных примеров и наставников, так и специальных знаний, необходимых предпринимателю.

Одна из установок «Стратегии-2020» - увеличение до 60-70 % доли занятых предпринимательской деятельностью в численности экономически активного населения.

В этой связи особую роль призвано сыграть высшее образование, которое должно научиться оперативно откликаться на потребности общества и экономики [7].

74 % респондентов считают, что вуз должен поддерживать студенческий бизнес как на стадии его организации, так и в дальнейшем его ведении; 28 % опрошенных заявили, что нуждаются в поддержке вуза посредством специального обучения, 37 % - в виде организации совместного бизнеса, 22 % - в информационной поддержке [8].

Опрошенные эксперты указывают на необходимость создания в вузах специальных структур по взаимодействию и помощи студентам в организации собственного бизнеса.

Важным является то, что абсолютно все структуры, имеющие отношение к предпринимательству и молодежи, так или иначе взаимодействуют друг с другом. Но, к сожалению, нет четкого распределения обязанностей и полномочий, нет единой системы, происходит дублирование ряда обязанностей и функций, а некоторые из них вообще не выполняются.

В целом, в масштабах страны, российские компании очень активно взаимодействуют с вузами по подготовке кадров, однако формы этого взаимодействия во многом зависят от уровня успеха и развития самого бизнеса. В наиболее продвинутых отраслях (финансовая сфера, банковский сектор) взаимодействие с вузами очень плотное, многоаспектное: от направления на целевую подготовку до участия в разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин, а также участие сотрудников организаций непосредственно в учебном процессе.

Еще один тип взаимодействия относится к так называемым старт-апам, где очень много начинающих предпринимателей. Это в основном сводится к тому, что студентов берут на практику. Ситуация осложняется тем, что высшие учебные заведения не представляют, что необходимо таким предприяти-

ям и отраслям, а предприятия не могут ясно сформулировать и довести свои требования до вузов.

Серьезные инвестиционные вливания в образование делает крупный бизнес. Это проявляется и в прямом взаимодействии, и в доучивании выпускников до потребностей компании. Причем статус бизнеса не изменяется - он так и остается покупателем услуг, хотя в системе негосударственных вузов мог бы стать акционером.

При ответе на вопрос «Есть ли у Вас заинтересованность в участии и разработке учебно-производственных программ?» треть респондентов-работодателей (35 %) отметили, что готовы принять участие в планировании профессионального обучения молодежи по управленческим направлениям и специальностям. Также есть такие респонденты (29 %), которые не понимают необходимости и важности этого сотрудничества и поэтому затруднились с ответом. Чем больше будет заинтересованность организаций-работодателей в профессиональной подготовке молодых специалистов-управленцев, тем выше будет уровень их профессиональной компетенции при выпуске из вуза.

На сегодняшний день средний процент (47 %) работодателей готов сотрудничать с учебными заведениями при подготовке будущих специалистов. Причин этому называется несколько, и в первую очередь - риск не вернуть вложенные средства, общая социально-экономическая нестабильность в стране, низкое качество подготовки специалистов и незнание возможностей активного взаимодействия [9].

Для повышения качества вузовской подготовки молодых специалистов в сфере управления, по мнению работодателей, необходимо: создавать совместный с вузом бизнес (20 %); участвовать в системе производственных практик (30 %) и дипломного проектирования (33 %); принимать на стажировку преподавателей кафедры (17 %); заказывать исследования (10 %). Также немаловажной является правильная профориентация будущих студентов (13 %), поскольку, поступая в вуз, немногие абитуриенты задумываются о специфике выбранного направления подготовки.

Как показал опрос, подавляющее большинство требований работодателей связано с пожеланиями усилить практическую подготовку (70 %). Работодатели высказывают также мнение о том, что выпускникам необходимы кроме специальных, профильных специфические «рыночные» компетенции, поэтому они предлагают направлять внеаудиторный процесс на решение реальных рыночных практических задач (83 %). Также 57 % работодателей одним из шагов по изменению системы вузовской подготовки предложили налаживание системы взаимодействия вузов с организациями-работодателями (вариант создания филиалов и представительств кафедр на предприятиях).

В настоящее время в пензенских вузах сложившаяся структура сотрудничества вуза с представителями бизнес-среды осуществляется по пяти ключевым схемам [10].

В рамках первой схемы взаимодействия вуза с институтами предпринимательства реализуется система создания самостоятельных структур, где работники вузов, занимаясь предпринимательской деятельностью в сфере собственных профессиональных компетенций, будут внедрять собственные разработки за счет своих средств. В данном случае вуз будет выступать в качестве инвестора, предоставляя на льготных условиях помещения, лаборатории, оборудование и т. п.

В рамках второй схемы взаимодействия вуза с институтами предпринимательства реализуется система содействия трудоустройству выпускников. Ключевыми мероприятиями реализации данной системы являются:

- регулярное проведение мониторинга рынка труда;

- формирование долгосрочных и взаимовыгодных отношений с работодателями и представителями бизнес-сообщества (создание представительств и филиалов кафедр на предприятиях);

- заключение договоров на предварительное трудоустройство выпускников вуза;

- закрепление и распределение студентов по местам будущего трудоустройства;

- трудоустройство выпускников, «ведение» их в период адаптации на производстве в течение трех лет;

- анализ отзывов работодателей и выпускников о качестве профессиональной подготовки в вузе;

- адаптация и корректировка учебных планов и рабочих программ дисциплин в соответствии с реальными запросами работодателей;

- направление студентов для прохождения практики в филиалы и представительства кафедры на предприятиях.

Третья схема сотрудничества вуза с представителями бизнес-сообщества реализуется в виде целевой переподготовки специалистов для предпринимательских структур, учебных стажировок, семинаров и тренингов.

Четвертая схема взаимодействия вуза с предпринимателями реализуется в виде системы целевой подготовки специалистов на основе трехсторонних договоров (вуз - студент - предприятие-заказчик). Однако в настоящее время данная схема широкого распространения не получила, так как представители бизнес-сообщества предпочитают не расходовать достаточно серьезные средства на подготовку нового специалиста, а обходиться незначительной суммой на переподготовку уже имеющихся работников.

Пятая схема взаимодействия вуза с предпринимателями реализуется в формате системы привлечения ведущих специалистов и руководителей бизнес-структур к учебному процессу для проведения мастер-классов, презентаций и занятий со студентами.

Выводы и рекомендации

Анализ уровня развития предпринимательских инициатив школьников, учащихся, студентов, а также состояния предпринимательского образования свидетельствует о том, что продукт государственной системы образования сегодня не вполне удовлетворяет запросам экономики и общества. Необходимо формировать предпринимательские компетенции у самих преподавателей, а они в свою очередь будут проецировать это на огромные массы учащихся. И здесь очень важно, чтобы преподаватели и студенты не только в теории постигали азы бизнеса, но и реально занимались предпринимательской деятельностью, пусть даже в небольших масштабах и в рамках учебного процесса.

Хорошим примером здесь может быть активная внеаудиторная работа и развитие в вузах систем студенческого самоуправления, в рамках которых и будут формировать свои компетенции будущие предприниматели, а также

создаваться команды и целые организации. В этом случае идеи предпринимательства очень быстро будут вливаться в многочисленную армию молодых и талантливых людей.

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие бизнеса и образования не только возможно, но и реально в современных условиях. При этом бизнес не должен подменять государственную систему профессионального образования собственной, но должен искать эффективные пути взаимодействия и взаимной поддержки.

Список литературы

1. Назарова, Н. А. Управление формированием системы социального партнерства в сфере высшего профессионального образования : дис. ... канд. экон. наук / Назарова Н. А. - Пенза, 2009. - 224 с.

2. Васильева, И. В. Предпринимательский потенциал вуза и его роль в обеспечении устойчивого функционирования высшего учебного заведения в рыночных условиях / И. В. Васильева // Российское предпринимательство. - 2009. - № 7. -С. 130-136.

3. Чистяков, А. В. Обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов / А. В. Чистяков, О. А. Ткачева // Проблемы современной экономики. - 2008. -№ 15-16. - С. 46.

4. Резник, С. Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России / С. Д. Резник, Е. С. Коновалова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 345-349.

5. Резник, С. Д. Управление системой содействия трудоустройству молодежи: региональный аспект : моногр. / С. Д. Резник, А. Е. Черницов. - Пенза : Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2009. - С. 143.

6. Современные проблемы менеджмента : моногр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. - М. : Инфра-М, 2014. - С. 228-237.

7. Симонова, Е. В. Давайте развивать малый бизнес! Оценка уровня развития малого предпринимательства в рыночной экономической системе / Е. В. Симонова // Российское предпринимательство. - 2009. - № 10. - С. 26-31.

8. Черницов, А. Е. Пензенская область: насколько студенты готовы к предпринимательской деятельности? // Человек и труд. - 2012. - № 12. - С. 36-39.

9. Резник, С. Д. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений / С. Д. Резник, А. Е. Черницов. - Пенза : ПГУАС, 2013. - 228 с.

10. Основы предпринимательской деятельности: содержание деятельности, качества и компетенции, профессиональная карьера, личная организация предпринимателя : учеб. пособие / С. Д. Резник, И. В. Глухова, Н. А. Назарова, А. Е. Черницов ; под общ. ред. С. Д. Резника. - 3-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 224 с. -(Высшее образование: Бакалавриат).

Черницов Алексей Евгеньевич кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: aleksei.chernitsov@gmail.com

Chernitsov Aleksey Evgen 'evich candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management, Penza State University of architecture and construction

Таишева Наиля Наилевна

студентка,

Taisheva Nailya Nailevna student,

Пензенский государственный университет Penza State University

архитектуры и строительства

of architecture and construction

E-mail: nailja-taisheva@rambler.ru

УДК 331 (075.8) Черницов, А. Е.

Система взаимодействия бизнес-структур и высшей школы в рамках формирования предпринимательских компетенций студентов / А. Е. Черницов, Н. Н. Таишева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 2 (14). - С. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.