УДК 371.8.06
«ШКОЛА ЮНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» - ПУТЬ К УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. С. Еремина, Е. В. Забуга
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, 7а E-mail: zews74@mail.ru
Рассмотрены основная цель, идея общеразвивающей программы «Школа юного предпринимателя» для школьников старших классов. Приведены примеры проведения занятий (ролевых, деловых игр, тренингов и др.). Проанализированы результаты работы летней профильной смены «Школа юного предпринимателя».
Ключевые слова: общеразвивающая программа, предпринимательская деятельность, мотивация, предприимчивость.
"SCHOOL OF A YOUNG ENTREPRENER" - THE WAY TO SUCCESS
E. S. Eryomina, Е. V. Zabuga
Siberian Institute of Business, Management and Psychology
7а, Moskovskaya, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: zews74@mail.ru
The article presents the major purpose and idea of educational program «School of a young entreprener» for senior schoolchildren. It gives the examples of classes (role plays, trainings). The results of the work are analized on the basis of Summer profile Season« School of a young entreprener».
Keywords: educational program, entreprener activity, motivation, creativity.
В настоящее время формирование интереса у школьников к предпринимательской деятельности и мотивация к получению образования в этой области формируют предложения к реализации программ в данном направлении.
Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня экономического и бизнес образования, которое бы способствовало формированию у школьников предпринимательского мышления и социальной устойчивости, экономической культуры и предприимчивости, практической способности создать собственное дело, а, значит, умения жить и трудиться в постоянно изменяющемся обществе.
Негосударственное образовательное учреждение «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» предлагает реализацию общеобразвивающей программы «Школа юного предпринимателя», которая нацелена на опережающее образование школьников, формирование их интереса и мотивации к предпринимательской деятельности.
Программа ориентирована на разные уровни подготовки школьников в области предпринимательства.
Цель данного проекта:
- развитие базовых компетенций в области предпринимательской деятельности
- выявление предпринимательских способностей и профессиональное сопровождение в период обучения в программе
- активизация предпринимательского потенциала школьника.
Обучение реализуется через включение школьника:
- в реальную практическую деятельность
- мастер-классы с действующими успешными предпринимателями
- интерактивное общение
- деловые и ролевые игры
- творческие мастерские
- тренинги
- квесты
- олимпиады
Задачи программы:
1. Подготовка к опережающему образованию через систему дистанционных курсов, интенсивных школ, образовательных площадок.
2. Усиление мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.
3. Повышение уровня экономической, правовой и психологической грамотности школьников.
4. Формирование базовых предпринимательских качеств.
5. Привитие культуры предпринимательства.
6. Развитие коммуникативных навыков у школьников, навыков самопрезентации и самопозиционирования.
7. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.
8. Ориентирование на познавательную, личност-но-ориентированную и адаптивную парадигмы у школьников.
Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой
Решетневскуе чтения. 2014
для дальнейшего изучения предпринимательства и способствовать: формированию представлений о собственных экономических, юридических и психологических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).
В ходе реализации программы «Школа юного предпринимателя» реализованы современные образовательные технологии, а так же инновационные формы работы и диагностики учащихся, разработанные преподавателями института. Это призвано повысить уровень усвоения материала программы, а так же более точно выделить детей, одаренных предпринимательскими способностями, для их дальнейшего сопровождения.
Программы, реализующиеся в школе ориентированы на:
- разные уровни подготовки детей в области предпринимательства.
- решение практических образовательных задач.
- овладение базовыми компетенциями в области предпринимательской деятельности.
- формирование новых познавательных и моти-вационных потребностей детей, в сфере предпринимательской деятельности.
- овладение творческими способностями решения теоретических и практических задач.
- применение инновационных и интерактивных форм работы с учащимися.
- освоение содержания материала, который не нашел отражения в основных и элективных курсах образовательных программах общего среднего образования.
Общеразвивающая программа разбита на четыре модуля: экономический, юридический, психологический и предпринимательство в Красноярском крае. Среди тем занятий представлены, такие как «Организация предпринимательской деятельности»; «Оценка рынка и бизнес-планирование», «Правовой режим предпринимательства», «Личность и предпринимательство», «Психология влияния на людей», «Реклама и РЯ в предпринимательской деятельности» и ряд других.
Общеразвивающая программа «Школа юного предпринимателя» реализуется профессорско-преподавательским составом института, преподавателями колледжа СИБУП; для проведения мастер-классов приглашаются действующие успешные предприниматели, которые делятся практическими навыками.
Как пример, из курса «Школа юного предпринимателя» предложены некоторые аспекты проведения занятий:
1. Психология управления. Ролевая игра о психологии общения и психологии манипуляции. Практическая игра по распознанию лжи, игра по распознаванию словесных и пространственных манипуляций, а так же противодействие этим манипуляциям; овладение навыками подстройки к партнеру по общению. Данные знания можно применять при проведении
собеседований, переговорах, в процессе любого общения. В данной игре школьники принимают активное участие.
2. Эффективное лидерство. Приемы и стратегии лидерского взаимодействия. Понятие лидерства в разных подходах: качества лидера, стратегии поведения лидера в разных ситуациях. Лидер как формальная и неформальная характеристика руководителя.
3. Искусство нестандартных решений. Сохраняя свою индивидуальность, неповторимость и силу, преодолеть закрепленный в сознании стереотип и выйти за рамки, сдерживающие ваши творческие проявления. Эффективно реагировать на изменчивость современного мира, замечать и использовать представившиеся возможности и при минимальных затратах получать максимальный результат.
4. Тренинг личностной эффективности. Каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост - это один из смыслов жизни. С помощью него можно изменить себя в нужную сторону, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями. Личностный рост - это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению.
5. От денег и процентов к прибыли. Деловая игра направлена на развитие навыков применения процентов как базовой составляющей в экономических расчетах. Формирование навыков практического использования процентов в экономической, социальной и других сферах.
6. Победи конкурента. Деловая игра, которая помогает анализировать школьникам принципы совершенной конкуренции, действующих на рынках реальных продуктов в реальной жизни. Моделирование поведения продавцов и покупателей на рынке товаров в условиях конкурентоспособности.
7. Зал судебного заседания. Деловая игра. Судебный процесс по защите прав потребителя и защите прав работодателя в трудовых отношениях на примере русской народной сказки «Лиса и заяц». Занятие проходит в аудитории «Зал суда», где присутствуют судья, адвокаты, понятые. Школьники принимают активное участие в проведении судебного процесса.
На протяжении всего периода обучения преподавательский состав курирует и помогает в разработке бизнес-проектов мини-группами школьников (3-5 человек), а так же оказывает содействие к подготовке презентации. Финальные испытания проектов школьников пройдут в мае. Ребятам предстоит защитить свои проекты перед экспертным советом, куда войдут представители власти, администрация института и действующие предприниматели. По завершению обучения по данной программе каждому школьнику будет выдан документ (свидетельство) установленного образца с перечнем дисциплин и итоговых оценок.
В результате слушатели общеразвивающей программы «Школа юного предпринимателя» получат базовые знания, необходимые для подготовки и реализации своих бизнес проектов, получат навыки «ро-
ждения» бизнес идеи, ее презентации; знания об экономическом, психологическом и юридическом аспекте предпринимательской деятельности; знания о возможностях развития малого предпринимательства на территории Красноярского края.
Школьники получают навыки:
- умения составления бизнес-плана;
- умения анализировать и прогнозировать;
- роста личностных и деловых компетенций;
- умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;
- иметь собственный взгляд на стратегию предпринимательской деятельности.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» достижений интеллектуально одаренных детей Красноярского края, реализуемой Министерством образования и науки Красноярского края, институт принял активное участие в реализации данной программы. На протяжении 4-х лет с 2011 года преподавательский состав института работал с одаренными школьниками города и края в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя». Наработав «богатый» опыт институт готов предложить школьникам старших классов пройти обучение в «Школе юного предпринимателя».
В качестве основных результатов работы в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя» можно отметить:
1. Повышение интереса подростков к предпринимательской деятельности и возможностям самостоятельного заработка.
2. Разработанные проекты по созданию собственного бизнеса, которые прошли экспертную оценку действующих предпринимателей. Среди таких проектов можно отметить: в 2013 году - проекты: «Свитер
для наушников»; «Сельский туризм» и «Аквапарк». В 2014 году - проекты: «Мобильное кафе (передвижное)»; «Экскурсионное бюро по Емельяновскому району»; «Изготовление украшения ручной работы» (в данный момент реализуется детьми самостоятельно, через интернет-магазин); «Студийная запись музыки в исполнении заказчика».
3. Разработан тренинг по решению олимпиадных задач по экономике.
4. Разработана и апробирована система дистанционного отбора и сопровождения подростков, заинтересованных в получении дополнительных знаний по экономике.
Программа обеспечивает возможность разработки дальнейшего сопровождения образования детей одаренных способностями в области предпринимательства, через систему круглогодичных школ интеллектуального роста, систему образовательных площадок, дистанционных циклов, школы «воскресного дня».
Приобретая знания в предпринимательской деятельности, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания предпринимательской грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового анализировать, прогнозировать и адаптироваться в окружающей сфере, и не только с точки зрения личной выгоды, но и с точки зрения полезности для общества.
© Еремина Е. С., Забуга Е. В., 2014
УДК 37
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОСОЗНАННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
А. В. Завгородняя1, В. Б. Рыбина2
1,2Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Е-шаЛ: 1azavgor@yandex.ru; 21гега@ипесоп.ги
Формирование устойчивой мотивации у школьников при выборе будущей профессии возможно за счет применения комплекса профориентирующих мероприятий. Институт довузовской подготовки и профориентации СПбГЭУ реализует системный подход к реализации мероприятий довузовской подготовки, ведущих к осознанной профориентации абитуриента: помощь в выборе будущей профессии, реализация программ подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в вузе и развитие творческого потенциала.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, практико-ориентированное обучение, учебные фирмы.