Научная статья на тему '«Школа юного предпринимателя» – путь к успешной деятельности'

«Школа юного предпринимателя» – путь к успешной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1094
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеразвивающая программа / предпринимательская деятельность / мотивация / предприимчивость / educational program / entreprener activity / motivation / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. С. Еремина, Е. В. Забуга

Рассмотрены основная цель, идея общеразвивающей программы «Школа юного предпринимателя» для школьников старших классов. Приведены примеры проведения занятий (ролевых, деловых игр, тренингов и др.). Проанализированы результаты работы летней профильной смены «Школа юного предпринимателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. С. Еремина, Е. В. Забуга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SCHOOL OF A YOUNG ENTREPRENER” – THE WAY TO SUCCESS

The article presents the major purpose and idea of educational program «School of a young entreprener» for senior schoolchildren. It gives the examples of classes (role plays, trainings). The results of the work are analized on the basis of Summer profile Season« School of a young entreprener».

Текст научной работы на тему ««Школа юного предпринимателя» – путь к успешной деятельности»

УДК 371.8.06

«ШКОЛА ЮНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» - ПУТЬ К УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. С. Еремина, Е. В. Забуга

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, 7а E-mail: zews74@mail.ru

Рассмотрены основная цель, идея общеразвивающей программы «Школа юного предпринимателя» для школьников старших классов. Приведены примеры проведения занятий (ролевых, деловых игр, тренингов и др.). Проанализированы результаты работы летней профильной смены «Школа юного предпринимателя».

Ключевые слова: общеразвивающая программа, предпринимательская деятельность, мотивация, предприимчивость.

"SCHOOL OF A YOUNG ENTREPRENER" - THE WAY TO SUCCESS

E. S. Eryomina, Е. V. Zabuga

Siberian Institute of Business, Management and Psychology

7а, Moskovskaya, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: zews74@mail.ru

The article presents the major purpose and idea of educational program «School of a young entreprener» for senior schoolchildren. It gives the examples of classes (role plays, trainings). The results of the work are analized on the basis of Summer profile Season« School of a young entreprener».

Keywords: educational program, entreprener activity, motivation, creativity.

В настоящее время формирование интереса у школьников к предпринимательской деятельности и мотивация к получению образования в этой области формируют предложения к реализации программ в данном направлении.

Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня экономического и бизнес образования, которое бы способствовало формированию у школьников предпринимательского мышления и социальной устойчивости, экономической культуры и предприимчивости, практической способности создать собственное дело, а, значит, умения жить и трудиться в постоянно изменяющемся обществе.

Негосударственное образовательное учреждение «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» предлагает реализацию общеобразвивающей программы «Школа юного предпринимателя», которая нацелена на опережающее образование школьников, формирование их интереса и мотивации к предпринимательской деятельности.

Программа ориентирована на разные уровни подготовки школьников в области предпринимательства.

Цель данного проекта:

- развитие базовых компетенций в области предпринимательской деятельности

- выявление предпринимательских способностей и профессиональное сопровождение в период обучения в программе

- активизация предпринимательского потенциала школьника.

Обучение реализуется через включение школьника:

- в реальную практическую деятельность

- мастер-классы с действующими успешными предпринимателями

- интерактивное общение

- деловые и ролевые игры

- творческие мастерские

- тренинги

- квесты

- олимпиады

Задачи программы:

1. Подготовка к опережающему образованию через систему дистанционных курсов, интенсивных школ, образовательных площадок.

2. Усиление мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.

3. Повышение уровня экономической, правовой и психологической грамотности школьников.

4. Формирование базовых предпринимательских качеств.

5. Привитие культуры предпринимательства.

6. Развитие коммуникативных навыков у школьников, навыков самопрезентации и самопозиционирования.

7. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.

8. Ориентирование на познавательную, личност-но-ориентированную и адаптивную парадигмы у школьников.

Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой

Решетневскуе чтения. 2014

для дальнейшего изучения предпринимательства и способствовать: формированию представлений о собственных экономических, юридических и психологических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).

В ходе реализации программы «Школа юного предпринимателя» реализованы современные образовательные технологии, а так же инновационные формы работы и диагностики учащихся, разработанные преподавателями института. Это призвано повысить уровень усвоения материала программы, а так же более точно выделить детей, одаренных предпринимательскими способностями, для их дальнейшего сопровождения.

Программы, реализующиеся в школе ориентированы на:

- разные уровни подготовки детей в области предпринимательства.

- решение практических образовательных задач.

- овладение базовыми компетенциями в области предпринимательской деятельности.

- формирование новых познавательных и моти-вационных потребностей детей, в сфере предпринимательской деятельности.

- овладение творческими способностями решения теоретических и практических задач.

- применение инновационных и интерактивных форм работы с учащимися.

- освоение содержания материала, который не нашел отражения в основных и элективных курсах образовательных программах общего среднего образования.

Общеразвивающая программа разбита на четыре модуля: экономический, юридический, психологический и предпринимательство в Красноярском крае. Среди тем занятий представлены, такие как «Организация предпринимательской деятельности»; «Оценка рынка и бизнес-планирование», «Правовой режим предпринимательства», «Личность и предпринимательство», «Психология влияния на людей», «Реклама и РЯ в предпринимательской деятельности» и ряд других.

Общеразвивающая программа «Школа юного предпринимателя» реализуется профессорско-преподавательским составом института, преподавателями колледжа СИБУП; для проведения мастер-классов приглашаются действующие успешные предприниматели, которые делятся практическими навыками.

Как пример, из курса «Школа юного предпринимателя» предложены некоторые аспекты проведения занятий:

1. Психология управления. Ролевая игра о психологии общения и психологии манипуляции. Практическая игра по распознанию лжи, игра по распознаванию словесных и пространственных манипуляций, а так же противодействие этим манипуляциям; овладение навыками подстройки к партнеру по общению. Данные знания можно применять при проведении

собеседований, переговорах, в процессе любого общения. В данной игре школьники принимают активное участие.

2. Эффективное лидерство. Приемы и стратегии лидерского взаимодействия. Понятие лидерства в разных подходах: качества лидера, стратегии поведения лидера в разных ситуациях. Лидер как формальная и неформальная характеристика руководителя.

3. Искусство нестандартных решений. Сохраняя свою индивидуальность, неповторимость и силу, преодолеть закрепленный в сознании стереотип и выйти за рамки, сдерживающие ваши творческие проявления. Эффективно реагировать на изменчивость современного мира, замечать и использовать представившиеся возможности и при минимальных затратах получать максимальный результат.

4. Тренинг личностной эффективности. Каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост - это один из смыслов жизни. С помощью него можно изменить себя в нужную сторону, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями. Личностный рост - это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению.

5. От денег и процентов к прибыли. Деловая игра направлена на развитие навыков применения процентов как базовой составляющей в экономических расчетах. Формирование навыков практического использования процентов в экономической, социальной и других сферах.

6. Победи конкурента. Деловая игра, которая помогает анализировать школьникам принципы совершенной конкуренции, действующих на рынках реальных продуктов в реальной жизни. Моделирование поведения продавцов и покупателей на рынке товаров в условиях конкурентоспособности.

7. Зал судебного заседания. Деловая игра. Судебный процесс по защите прав потребителя и защите прав работодателя в трудовых отношениях на примере русской народной сказки «Лиса и заяц». Занятие проходит в аудитории «Зал суда», где присутствуют судья, адвокаты, понятые. Школьники принимают активное участие в проведении судебного процесса.

На протяжении всего периода обучения преподавательский состав курирует и помогает в разработке бизнес-проектов мини-группами школьников (3-5 человек), а так же оказывает содействие к подготовке презентации. Финальные испытания проектов школьников пройдут в мае. Ребятам предстоит защитить свои проекты перед экспертным советом, куда войдут представители власти, администрация института и действующие предприниматели. По завершению обучения по данной программе каждому школьнику будет выдан документ (свидетельство) установленного образца с перечнем дисциплин и итоговых оценок.

В результате слушатели общеразвивающей программы «Школа юного предпринимателя» получат базовые знания, необходимые для подготовки и реализации своих бизнес проектов, получат навыки «ро-

ждения» бизнес идеи, ее презентации; знания об экономическом, психологическом и юридическом аспекте предпринимательской деятельности; знания о возможностях развития малого предпринимательства на территории Красноярского края.

Школьники получают навыки:

- умения составления бизнес-плана;

- умения анализировать и прогнозировать;

- роста личностных и деловых компетенций;

- умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

- иметь собственный взгляд на стратегию предпринимательской деятельности.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» достижений интеллектуально одаренных детей Красноярского края, реализуемой Министерством образования и науки Красноярского края, институт принял активное участие в реализации данной программы. На протяжении 4-х лет с 2011 года преподавательский состав института работал с одаренными школьниками города и края в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя». Наработав «богатый» опыт институт готов предложить школьникам старших классов пройти обучение в «Школе юного предпринимателя».

В качестве основных результатов работы в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя» можно отметить:

1. Повышение интереса подростков к предпринимательской деятельности и возможностям самостоятельного заработка.

2. Разработанные проекты по созданию собственного бизнеса, которые прошли экспертную оценку действующих предпринимателей. Среди таких проектов можно отметить: в 2013 году - проекты: «Свитер

для наушников»; «Сельский туризм» и «Аквапарк». В 2014 году - проекты: «Мобильное кафе (передвижное)»; «Экскурсионное бюро по Емельяновскому району»; «Изготовление украшения ручной работы» (в данный момент реализуется детьми самостоятельно, через интернет-магазин); «Студийная запись музыки в исполнении заказчика».

3. Разработан тренинг по решению олимпиадных задач по экономике.

4. Разработана и апробирована система дистанционного отбора и сопровождения подростков, заинтересованных в получении дополнительных знаний по экономике.

Программа обеспечивает возможность разработки дальнейшего сопровождения образования детей одаренных способностями в области предпринимательства, через систему круглогодичных школ интеллектуального роста, систему образовательных площадок, дистанционных циклов, школы «воскресного дня».

Приобретая знания в предпринимательской деятельности, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания предпринимательской грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового анализировать, прогнозировать и адаптироваться в окружающей сфере, и не только с точки зрения личной выгоды, но и с точки зрения полезности для общества.

© Еремина Е. С., Забуга Е. В., 2014

УДК 37

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОСОЗНАННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

А. В. Завгородняя1, В. Б. Рыбина2

1,2Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Е-шаЛ: 1azavgor@yandex.ru; 21гега@ипесоп.ги

Формирование устойчивой мотивации у школьников при выборе будущей профессии возможно за счет применения комплекса профориентирующих мероприятий. Институт довузовской подготовки и профориентации СПбГЭУ реализует системный подход к реализации мероприятий довузовской подготовки, ведущих к осознанной профориентации абитуриента: помощь в выборе будущей профессии, реализация программ подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в вузе и развитие творческого потенциала.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, практико-ориентированное обучение, учебные фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.