ПРОГРАММА КУРСА «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
11-Х КЛАССОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МОЛОДЕЖИ
© Трусова Л.А.*
Московский государственный технический университет «МАМИ»,
г. Фрязино
В материалах статьи автор предлагает один из вариантов подготовки старшеклассников к активной деловой жизни в будущем, развитию у них предпринимательских компетенций, знаний основ бизнеса и осознанного выбора сферы трудовой деятельности и формы обучения для ее осуществления.
Современному молодому человеку, для того чтобы реализоваться в сложном мире рыночных отношений, стать профессионально успешным, просто жизненно необходимы первичные знания, навыки и умения об особенностях различных сфер деятельности, об основах бизнеса и предпринимательства. Иначе из него не выйдет человек, умеющий быстро адаптироваться к обществу и экономике нашего времени. Сейчас, вряд ли тихо сидя за книгой или монитором компьютера, ожидая указаний или помощи извне, можно стать тем, кто нужен нашему обществу и быстро развивающемуся миру Поэтому нам следует научить выпускников школ понимать особенности работы в качестве наемного сотрудника, и в качестве самостоятельного организатора своего дела, и сформировать у старшеклассников четкие представления о том, что им предстоит в будущем, согласно их выбору и интересам, и как к этому нужно готовиться, и где учиться. Для реализации этой линии работы со школьниками необходим грамотно продуманный комплекс мер, начиная с расставления акцентов на необходимые компетенции при прохождении школьной программы по предметам, системы внеклассных мероприятий, заканчивая специализированными курсами, элективами, факультативами, занятиями в группах дополнительного образования (кружках). Один из вариантов таких специализированных курсов (занятий кружка) предлагается ниже.
Пояснительная записка
Занятия в группе дополнительного образования детей в курсе (в кружке) «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром бизнеса и
* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент».
предпринимательства, с миром деловых отношений, с условиями успешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут выпускникам 11-х классов в течение последнего года серьезнее освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего, окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться к способам зарабатывания денег и их распределения.
Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2 часа в неделю для одной группы (15-20 чел.), всего 68 часов за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня с учетом возможности практикумов, экскурсий на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, организации встреч со специалистами, выполнения проектов (60 % учебного времени практические занятия, 40 % - теория).
Цель: знакомство с основами бизнеса и предпринимательства, спецификой ведения собственного бизнеса и слагаемых успешной карьеры.
Задачи:
1. формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ бизнеса;
2. развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях;
3. подготовка выпускников старшей школы к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению;
4. воспитание активной жизненной позиции.
Требования к уровню освоения тем занятий
Учащиеся должны знать / понимать:
1. различие сфер деятельности человека. Особенности бизнеса;
2. компетенции и качества делового человека и предпринимателя;
3. этапы регистрации собственного бизнеса;
4. основные понятия в бизнесе и предпринимательстве;
5. слагаемые успеха в бизнесе.
Учащиеся должны уметь:
1. приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения;
2. объяснять разницу между ОСН, УСН 6 %, УСН 15 %, ЕНВД;
3. сравнивать результаты деятельности между собой на условных примерах;
4. вычислять на условных примерах рентабельность проектов;
5. самостоятельно принимать решения по управлению процессами;
6. ставить цели и планировать дела.
Учебно-тематический план. Общее распределение часов
2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов за год.
Таблица 1
Занятия курса (кружка) «Школа будущего предпринимателя» для учащихся 11-х классов, 1 группа
№ Тематика занятий Возраст учащихся 16-18 лет, часы Вид занятия
1 Роль предпринимателей в современной экономике 2 Вводное
2 Предпринимательство - двигатель прогресса 2 Теоретическое
3 Самореализация в собственном бизнесе 2 Диспут
4 Истории успешных людей. Мир бедных и богатых. Что такое средний класс? 2 Теоретическое
5 Какие бывают идеи в малом и среднем бизнесе? 2 Теоретическое
6 Российский и международный опыт предпринимательства 2 Семинар-практикум
7 Молодежное предпринимательство 2 Теоретическое
8 Меры государственной поддержки и проектов для предпринимателей 2 Беседа со специалистами муниципальных служб
9 Как начать собственное дело? Выбор идеи, цели, задач фирмы. Особенности бизнеса в различных сферах деятельности 2 Теоретическое
10 Как правильно поставить цель? (по методике Б. Трейси). Значение целеполагания в бизнесе и в жизни 2 Деловая игра
11 Как зарегистрировать фирму? Организационно-правовые формы. Легальный и нелегальный бизнес 2 Встреча с работниками налоговых органов
12 Этапы регистрации фирмы - практическое занятие. ИП и ООО как формы малого бизнеса. Юридический адрес. Опасности «черных» адресов 2 Встреча с работниками налоговых органов
13 Учредительные документы ООО. Уставный капитал. Лицензирование. 2 Теоретическое
14 Как открыть расчетный счет? Анализ тарифов расчетно-кассового обслуживания банков 2 Беседа с банковскими служащими
15 Понятие о бухгалтерском и налоговом учете. Аутсорсинг. 2 Теоретическое
16 Налогообложение - практическое занятие. ОСН, УСН,ЕНВД и др. 2 Практическое
17 ККМ. Безналичный и наличный расчет 2 Теоретическое
18 Кадровое делопроизводство 2 Теоретическое
19 Как оформить сотрудника на работника? 2 Практическое
20 Регистрация фирмы как работодателя 2 Беседа с сотрудниками ПФ, ФСС - в режиме ^щЬ-инара
21 Расчет оплаты труда, налоги 2 Практическое
22 Налоговая отчетность. Специфика УСН 2 Комбинированное
23 Налоговая отчетность. Специфика ЕНВД 2 Комбинированное
24 Электронный бухгалтер. Автоматизация учета 2 Занятие с ИКТ
25 ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Отчетность по интернету 2 Занятие с ИКТ
Продолжение табл. 1
№ Тематика занятий Возраст учащихся 16-18 лет, часы Вид занятия
26 Технологические стадии. Особенности организации производства в бизнесе. 2 Теоретическое
27 Поставщики и заказчики, потребители. Сбыт продукции. Маркетинг. Реклама 2 Ролевая игра
28 Менеджмент в предпринимательстве 2 Теоретическое
29 Практическое занятие по решению управленческих ситуаций 2 Занятие по case-технологии
30 Риски и «подводные камни» предпринимательства 2 Беседа с предпринимателями
31 Этика предпринимательства. Имидж современного предпринимателя. 2 Теоретическое
32 Кредиты, инвестиции для расширения предпринимательской деятельности 2 Семинар-практикум
33 Вечер вопросов и ответов «Встреча с предпринимателями города» 2 Беседа с предпринимателями
34 Где и как учат предпринимательству? 2 Встреча в учреждениях профессионального образования
Итого 68
Теоретических 26 13 занятий
Практических 42 21 занятие
Список литературы:
1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-Пклассы. - М.: ВАКО, 2011. - 160 с.
2. Липсиц И.В. Бизнес и экономика. - М.: Вита-Пресс, 2006.
3. Личность и экономика / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вита-Пресс, 2006.
4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. - М.: Вита-Пресс, 2009.
5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Вита-Пресс, 2009.
6. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразовател. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. - 12-е изд., с изм. - в 2-х кн. Кн. 1, 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru.
8. Самостоятельная регистрация ИП, ООО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ipipip.ru.
9. Бизнес-форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.biznet.ru.
10. Ассоциация молодых предпринимателей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moldelo.ru.
11. Московский клуб молодых предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosmp.ru.
12. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru.
13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru.
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcior.edu.ru.
15. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.window.edu.ru.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
© Уфимцева Н.В.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Таганрог
В статье рассматривается проблема психолого-педагогической коррекции трудностей воспитанников детского дома в условиях театрального коллектива. На основе опыта наблюдений за творческими самопроявлениями детей раскрывается значение интенционального подхода в практике, создающего весомые предпосылки для компенсации дезадаптированных процессов и становления коммуникативного опыта участников разновозрастного театрального коллектива.
Сложность социальных, культурных и экономических проблем общества обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей молодых людей, формирования у них навыков социальной компетентности с окружающими, жизненной ориентации, потребности самореализации и многих других жизненно важных направлений деятельности. Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях-сиротах и детях, лишенных родительской поддержки. Социализация воспитанников осложняется социально-психологическими трудностями: привычкой жить в замкнутом, изолированном обществе, неумение интегрироваться в открытое, неумение общаться, осознавать себя как личность, создавать новые контакты с людьми, создавать в будущем свою семью на основе любви и доброжелательности друг к другу.
«Конвенция о правах ребенка» принятая Организацией Объединенных Наций в 1989 г. и признающая, что «ребенку для полного и гармоничного
* Аспирант кафедры Социальной педагогики.