Научная статья на тему 'Программа курса «Школа будущего предпринимателя» для выпускников 11-х классов как один из способов формирования препринимательских компетенций у молодежи'

Программа курса «Школа будущего предпринимателя» для выпускников 11-х классов как один из способов формирования препринимательских компетенций у молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Л. А.

В материалах статьи автор предлагает один из вариантов подготовки старшеклассников к активной деловой жизни в будущем, развитию у них предпринимательских компетенций, знаний основ бизнеса и осознанного выбора сферы трудовой деятельности и формы обучения для ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса «Школа будущего предпринимателя» для выпускников 11-х классов как один из способов формирования препринимательских компетенций у молодежи»

ПРОГРАММА КУРСА «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

11-Х КЛАССОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МОЛОДЕЖИ

© Трусова Л.А.*

Московский государственный технический университет «МАМИ»,

г. Фрязино

В материалах статьи автор предлагает один из вариантов подготовки старшеклассников к активной деловой жизни в будущем, развитию у них предпринимательских компетенций, знаний основ бизнеса и осознанного выбора сферы трудовой деятельности и формы обучения для ее осуществления.

Современному молодому человеку, для того чтобы реализоваться в сложном мире рыночных отношений, стать профессионально успешным, просто жизненно необходимы первичные знания, навыки и умения об особенностях различных сфер деятельности, об основах бизнеса и предпринимательства. Иначе из него не выйдет человек, умеющий быстро адаптироваться к обществу и экономике нашего времени. Сейчас, вряд ли тихо сидя за книгой или монитором компьютера, ожидая указаний или помощи извне, можно стать тем, кто нужен нашему обществу и быстро развивающемуся миру Поэтому нам следует научить выпускников школ понимать особенности работы в качестве наемного сотрудника, и в качестве самостоятельного организатора своего дела, и сформировать у старшеклассников четкие представления о том, что им предстоит в будущем, согласно их выбору и интересам, и как к этому нужно готовиться, и где учиться. Для реализации этой линии работы со школьниками необходим грамотно продуманный комплекс мер, начиная с расставления акцентов на необходимые компетенции при прохождении школьной программы по предметам, системы внеклассных мероприятий, заканчивая специализированными курсами, элективами, факультативами, занятиями в группах дополнительного образования (кружках). Один из вариантов таких специализированных курсов (занятий кружка) предлагается ниже.

Пояснительная записка

Занятия в группе дополнительного образования детей в курсе (в кружке) «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ» направлены на знакомство учащихся со сферами деятельности человека, с миром бизнеса и

* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент».

предпринимательства, с миром деловых отношений, с условиями успешной карьеры, примерами достижения высоких результатов в жизни. Занятия помогут выпускникам 11-х классов в течение последнего года серьезнее освоить ключевые и предпринимательские компетенции, подготовиться к осознанному выбору своего будущего, окажут педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении, научат ребят осознанно относиться к способам зарабатывания денег и их распределения.

Занятия рассчитаны на 34 учебных недели, по 2 часа в неделю для одной группы (15-20 чел.), всего 68 часов за год. Занятия предполагают обучение в субботу, во второй половине дня с учетом возможности практикумов, экскурсий на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, организации встреч со специалистами, выполнения проектов (60 % учебного времени практические занятия, 40 % - теория).

Цель: знакомство с основами бизнеса и предпринимательства, спецификой ведения собственного бизнеса и слагаемых успешной карьеры.

Задачи:

1. формирование знаний о сферах деятельности, особенностях профессии, основ бизнеса;

2. развитие ключевых компетенций школьников и акцентирование внимания на предпринимательских компетенциях;

3. подготовка выпускников старшей школы к осознанному выбору будущего места обучения и профессиональному самоопределению;

4. воспитание активной жизненной позиции.

Требования к уровню освоения тем занятий

Учащиеся должны знать / понимать:

1. различие сфер деятельности человека. Особенности бизнеса;

2. компетенции и качества делового человека и предпринимателя;

3. этапы регистрации собственного бизнеса;

4. основные понятия в бизнесе и предпринимательстве;

5. слагаемые успеха в бизнесе.

Учащиеся должны уметь:

1. приводить примеры успешной карьеры и путей ее достижения;

2. объяснять разницу между ОСН, УСН 6 %, УСН 15 %, ЕНВД;

3. сравнивать результаты деятельности между собой на условных примерах;

4. вычислять на условных примерах рентабельность проектов;

5. самостоятельно принимать решения по управлению процессами;

6. ставить цели и планировать дела.

Учебно-тематический план. Общее распределение часов

2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов за год.

Таблица 1

Занятия курса (кружка) «Школа будущего предпринимателя» для учащихся 11-х классов, 1 группа

№ Тематика занятий Возраст учащихся 16-18 лет, часы Вид занятия

1 Роль предпринимателей в современной экономике 2 Вводное

2 Предпринимательство - двигатель прогресса 2 Теоретическое

3 Самореализация в собственном бизнесе 2 Диспут

4 Истории успешных людей. Мир бедных и богатых. Что такое средний класс? 2 Теоретическое

5 Какие бывают идеи в малом и среднем бизнесе? 2 Теоретическое

6 Российский и международный опыт предпринимательства 2 Семинар-практикум

7 Молодежное предпринимательство 2 Теоретическое

8 Меры государственной поддержки и проектов для предпринимателей 2 Беседа со специалистами муниципальных служб

9 Как начать собственное дело? Выбор идеи, цели, задач фирмы. Особенности бизнеса в различных сферах деятельности 2 Теоретическое

10 Как правильно поставить цель? (по методике Б. Трейси). Значение целеполагания в бизнесе и в жизни 2 Деловая игра

11 Как зарегистрировать фирму? Организационно-правовые формы. Легальный и нелегальный бизнес 2 Встреча с работниками налоговых органов

12 Этапы регистрации фирмы - практическое занятие. ИП и ООО как формы малого бизнеса. Юридический адрес. Опасности «черных» адресов 2 Встреча с работниками налоговых органов

13 Учредительные документы ООО. Уставный капитал. Лицензирование. 2 Теоретическое

14 Как открыть расчетный счет? Анализ тарифов расчетно-кассового обслуживания банков 2 Беседа с банковскими служащими

15 Понятие о бухгалтерском и налоговом учете. Аутсорсинг. 2 Теоретическое

16 Налогообложение - практическое занятие. ОСН, УСН,ЕНВД и др. 2 Практическое

17 ККМ. Безналичный и наличный расчет 2 Теоретическое

18 Кадровое делопроизводство 2 Теоретическое

19 Как оформить сотрудника на работника? 2 Практическое

20 Регистрация фирмы как работодателя 2 Беседа с сотрудниками ПФ, ФСС - в режиме ^щЬ-инара

21 Расчет оплаты труда, налоги 2 Практическое

22 Налоговая отчетность. Специфика УСН 2 Комбинированное

23 Налоговая отчетность. Специфика ЕНВД 2 Комбинированное

24 Электронный бухгалтер. Автоматизация учета 2 Занятие с ИКТ

25 ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Отчетность по интернету 2 Занятие с ИКТ

Продолжение табл. 1

№ Тематика занятий Возраст учащихся 16-18 лет, часы Вид занятия

26 Технологические стадии. Особенности организации производства в бизнесе. 2 Теоретическое

27 Поставщики и заказчики, потребители. Сбыт продукции. Маркетинг. Реклама 2 Ролевая игра

28 Менеджмент в предпринимательстве 2 Теоретическое

29 Практическое занятие по решению управленческих ситуаций 2 Занятие по case-технологии

30 Риски и «подводные камни» предпринимательства 2 Беседа с предпринимателями

31 Этика предпринимательства. Имидж современного предпринимателя. 2 Теоретическое

32 Кредиты, инвестиции для расширения предпринимательской деятельности 2 Семинар-практикум

33 Вечер вопросов и ответов «Встреча с предпринимателями города» 2 Беседа с предпринимателями

34 Где и как учат предпринимательству? 2 Встреча в учреждениях профессионального образования

Итого 68

Теоретических 26 13 занятий

Практических 42 21 занятие

Список литературы:

1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-Пклассы. - М.: ВАКО, 2011. - 160 с.

2. Липсиц И.В. Бизнес и экономика. - М.: Вита-Пресс, 2006.

3. Личность и экономика / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вита-Пресс, 2006.

4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. - М.: Вита-Пресс, 2009.

5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Вита-Пресс, 2009.

6. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразовател. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. - 12-е изд., с изм. - в 2-х кн. Кн. 1, 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nalog.ru.

8. Самостоятельная регистрация ИП, ООО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ipipip.ru.

9. Бизнес-форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.biznet.ru.

10. Ассоциация молодых предпринимателей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.moldelo.ru.

11. Московский клуб молодых предпринимателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mosmp.ru.

12. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru.

13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru.

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcior.edu.ru.

15. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.window.edu.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

© Уфимцева Н.В.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

В статье рассматривается проблема психолого-педагогической коррекции трудностей воспитанников детского дома в условиях театрального коллектива. На основе опыта наблюдений за творческими самопроявлениями детей раскрывается значение интенционального подхода в практике, создающего весомые предпосылки для компенсации дезадаптированных процессов и становления коммуникативного опыта участников разновозрастного театрального коллектива.

Сложность социальных, культурных и экономических проблем общества обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей молодых людей, формирования у них навыков социальной компетентности с окружающими, жизненной ориентации, потребности самореализации и многих других жизненно важных направлений деятельности. Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях-сиротах и детях, лишенных родительской поддержки. Социализация воспитанников осложняется социально-психологическими трудностями: привычкой жить в замкнутом, изолированном обществе, неумение интегрироваться в открытое, неумение общаться, осознавать себя как личность, создавать новые контакты с людьми, создавать в будущем свою семью на основе любви и доброжелательности друг к другу.

«Конвенция о правах ребенка» принятая Организацией Объединенных Наций в 1989 г. и признающая, что «ребенку для полного и гармоничного

* Аспирант кафедры Социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.