Научная статья на тему 'Бизнес-климат малых и средних рыночных структур: факторы 2015 года'

Бизнес-климат малых и средних рыночных структур: факторы 2015 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2161
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / предпринимательский климат / факторы / проблема / small and medium businesses / the entrepreneurial climate / the Faculty of the Torah / the problem

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Ольга Владимировна

Характерной особенностью малого и среднего бизнеса является то, что он проявляет особую чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, кризисные явления отрицательновоздействуют на его предпринимательский климат. В течение 2015 года происходит модификация условий для ведения предпринимательской деятельности малых и средних рыночных структур России, как положительно, так и отрицательно воздействующая на функционирование и развитие субъектов малого и среднего бизнеса. В статье обобщены и рассмотрены факторы, существенно повлиявшие на изменение предпринимательского климата субъектов малого и среднего бизнеса в 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUSINESS CLIMATE FOR SMALL AND MEDIUM MARKET INSTITUTIONS: FACTORS 2015

A characteristic feature of small and medium business is that it takes a particular sensitivity to volatile economic market conditions, the crisis adversely affects its business climate. In 2015 the modification of the conditions for doing business the business activities of small and medium market structures of Russia, as positive and negatively affecting the functioning and development of subjecting small and medium businesses. This paper summarizes and discusses the factors, a significant impact on changing the business climate of small and medium businesses in 2015.

Текст научной работы на тему «Бизнес-климат малых и средних рыночных структур: факторы 2015 года»

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

УДК 339.13 ББК 65.290.31 М 42

БИЗНЕС-КЛИМАТ МАЛЫХ И СРЕДНИХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: ФАКТОРЫ 2015 ГОДА

(Рецензирована)

Медведева Ольга Владимировна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 257 62 95, е-mail: olg35275160@yandex.ru

Аннотация. Характерной особенностью малого и среднего бизнеса является то, что он проявляет особую чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, кризисные явления отрицательно воздействуют на его предпринимательский климат. В течение 2015 года происходит модификация условий для ведения предпринимательской деятельности малых и средних рыночных структур России, как положительно, так и отрицательно воздействующая на функционирование и развитие субъектов малого и среднего бизнеса. В статье обобщены и рассмотрены факторы, существенно повлиявшие на изменение предпринимательского климата субъектов малого и среднего бизнеса в 2015 году.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательский климат, факторы, проблема.

THE BUSINESS CLIMATE FOR SMALL AND MEDIUM MARKET INSTITUTIONS: FACTORS 2015

Medvedeva Olga Vladimirovna,

senior lecturer of the Department of accounting, analysis and audit of the Southern Institute of management, Krasnodar. Ph: (918) 257 95 62, e-mail: olg35275160@yandex.ru

Summary. A characteristic feature of small and medium business is that it takes a particular sensitivity to volatile economic market conditions, the crisis adversely affects its business climate. In 2015 the modification of the conditions for doing business the business activities of small and medium market structures of Russia, as positive and negatively affecting the functioning and development of subjecting small and medium businesses. This paper summarizes and discusses the factors, a significant impact on changing the business climate of small and medium businesses in 2015.

Keywords: small and medium businesses, the entrepreneurial climate, the Faculty of the Torah, the problem.

Текущее состояние отечественной сферы малого и среднего бизнеса как нельзя лучше характеризует известная пословица «Надейся на лучшее и готовься к худшему». Значительные усилия со стороны федеральных и региональных органов власти, направленные на развитие и поддержку малых и средних рыночных структур в последние годы, пока не принесли желаемых результатов - существенного роста показателей, характеризующего предпринимательскую активность субъектов малого и среднего бизнеса, в настоящее время не выявлено. Более того, результаты опросов предпринимателей, проведенных МСП банком в 2012-2015 гг., показывают, что бизнес-климат в стране за последние пять лет не только не улучшился, а значительно ухудшился (таблица 1).

Как видно из таблицы 1, сводный индекс изменения условий для ведения предпринимательской деятельности (бизнес-климата) в России на протяжении 2011-2014 гг. имел отрицательное значение. При этом его тенденция негативна - наблюдается ежегодное последовательное снижение, начиная с 2011 года. По оценкам респондентов наиболее сложным периодом для функционирования субъектов малого и среднего бизнеса явился 2014 год - в этот период данные сводного индекса достигли критической отметки - (-1,50). Стоит отметить, что 10% из общей доли респондентов, заявивших об ухудшении условий для ведения предпринимательской деятельности в 2014 году (53,4 %) заявили о серьезном ухудшении условий для ведения своей деятельности. Улучшение бизнес-климата в 2014 году

21

Экономическая политика и хозяйственная практика

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Таблица 1

Состояние предпринимательского климата субъектов МСБ, 2012-2015 гг. (по материалам МСП банка) [1]

Направление исследования Исследуемый период (календарный год) 2015 г. к 2012 г. (+, -)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Период проведения опроса

1-е полугодие 2012 г. 1-е полугодие 2013 г. 1-е полугодие 2014 г. 1-е полугодие 2015 г.

Количество респондентов

(руководители малых, средних и микро- 1220 1214 1204 1201 -19

предприятий)

Оценка респондентами

предпринимательского климата в России:

- ухудшился: 40,3% 46,8% 44,9% 53,4% + 13,1

- улучшился: 12,5% 9,6% 7,8% 4,1% -8,4

- не изменился: 48,6% 43,7% 47,3% 42,6% -6,0

Сводный индекс изменения условий

для ведения предпринимательской -0,84 -1,02 -1,00 -1,50 -0,66

деятельности

Оценка респондентами ключевых

причин, препятствующих развитию

субъектов МСБ:

- налоговое бремя 45,2% 47% 53,3% 21,0% -24,2

- высокий уровень конкуренции на

рынке 38,9% 44% 60,9% 27,3% -11,6

- недоступность финансовых ресурсов 28,2% 26% 28,1% 23,5% -4,7

- административные барьеры и

коррупция - 22% 27,2% 10,8% -

- слабое развитие инфраструктуры в

регионе - 14% 18,3% 9,9% -

Ожидания респондентов от государства

- снижение налоговой нагрузки 79,7% 66,8% 59,0% 65,4% -14,3

- снижение административных барьеров

и борьба с коррупцией 74,9% 44,1% 44,2% 51,5% -23,4

- увеличение объемов финансовой

поддержки 57,8% 37,6% 44,1% 57,5% -0,3

- нефинансовая поддержка 46,9% 21,3% 23,7% 32,3% -14,6

отметили лишь 4,1% респондентов, из них 0,2 % (2 респондента из 1201 субъекта МСП) - значительное улучшение предпринимательского климата в стране. Большинство предпринимателей, заявивших об ухудшении делового климата, также негативно охарактеризовали и изменения в финансовом состоянии своих предприятий [1].

Отметим, что ежегодные опросы, проводимые МСП банком, осуществляются в рамках пилотных проектов на выборочной основе (в анкетировании участвуют около 1200-1220 руководителей микро-, малых и средних предприятий из 16 регионов России (по 2 региона из каждого федерального округа)), поэтому результаты, полученные в ходе вышеуказанных исследований, не имеют повсеместного широкомасштабного характера. Однако они внушают определенную тревогу - отсутствие комфортной предпринимательской среды представляет серьезную угрозу для дальнейшего функционирования

субъектов малого и среднего бизнеса в России.

В ходе опросов респондентами были выделены ключевые причины, затрудняющие развитие субъектов малого и среднего бизнеса. Из таблицы 1 видно, что в исследуемом периоде (2011-2014 гг.) список этих проблем оставался неизменным, менялась только степень важности проблемы и отношение к ней предпринимательского сообщества.

По мнению предпринимателей в 2014 году «пьедестал проблем» сформировали:

- 1-е место - респонденты выдвинули проблему острой конкуренции на рынке;

- 2-е место - проблема недоступности финансовых ресурсов;

- 3-е место - высокая налоговая нагрузка;

- 4- е место - административные барьеры и коррупция;

- 5- е место - слабость развития инфраструктуры в регионе [1].

22

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

Из представленного перечня видно, что в начале 2015 года (напомним, что опрос предпринимательского сообщества за 2014 год проходил в 1-ом полугодии 2015 года) респондентов более всего волновали экономические факторы. Проблемы административного характера, недостаточности инфраструктурного обеспечения для руководителей малых и средних предприятий отошли на второй план. Данная реакция предпринимателей отчасти была ожидаемой - неблагоприятные экономические обстоятельства и сложная геополитическая ситуация, сложившаяся в России в 2014-2015 гг., и усилившие свое влияние в 2015 году, безусловно, оказали влияние на результаты опросов. В кризисных условиях 2015 года предпринимателей более всего волнуют проблемы покупательского спроса, наличия доступа к финансовым ресурсам, то есть все то, что позволяет выжить, удержать бизнес на плаву.

2015 год близится к завершению. В течение года происходила модификация условий для ведения предпринимательской деятельности малых и средних рыночных структур, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие на их функционирование и развитие. В контексте ключевых проблем, препятствующих развитию малого и среднего сектора экономики, обобщим и рассмотрим наиболее важные факторы, существенно повлиявшие на изменение предпринимательского климата в 2015 году.

Ключевой проблемой малого и среднего бизнеса 2014 года руководители малых и средних предприятий назвали высокий уровень конкуренции на рынке (27,3% респондентов). Мнения предпринимателей в области форм конкурентной борьбы разделились следующим образом:

- добросовестную ценовую конкуренцию отметили 56% опрошенных (по сравнению с 2013 годом доля ответов выросла на 12 п.п.);

- добросовестную конкуренцию качества выделили 42,2%;

- проблемы демпинга с целью вытеснения рынка отметили 28,0% респондентов;

- конкурентное давление посредством рекламы испытывали 26,3% предпринимателей;

- проблема конкуренции со стороны дешевого импорта за 2014 год стала менее острой проблемой для предпринимателей - 25,4% опрошенных;

- административное давление с целью создания проблем конкурентам - 17,6% респондентов;

- использование родственных и личных связей - этот вариант отметили 15,4% предпринимателей [1].

Проблема формирования конкурентной среды для малого и среднего бизнеса решается на феде-

ральном и региональном уровне не одно десятилетие. Характерной особенностью малого и среднего бизнеса является то, что он не в состоянии конкурировать с крупным бизнесом по ценовым показателям, поэтому малые и средние предприятия зачастую легко выходят (или их вытесняют) из сегмента рынка. В настоящее время в рамках конкурентной борьбы продолжают оставаться нерешенными проблемы: выхода на рынки субъектов малого и среднего бизнеса, размещения их товаров в торговых сетях, недобросовестного посредничества при сбыте продукции, «нежелательного» участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках и выполнении государственных заказов [2] .

В условиях рыночной экономики государство не может оказывать прямого воздействия на конкурентную борьбу, однако правительственные структуры могут совершенствовать условия ведения бизнеса, использовать различные инструменты и меры государственной поддержки. Так, в июле 2015 года была создана новая государственная структура в области регулирования и поддержки МСБ - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее Корпорация МСП). Информация о целях и направлениях деятельности Корпорации МСП представлена в таблице 2.

В ближайшей перспективе Корпорация МСП планирует осуществлять свою деятельность в рамках следующих направлений:

1) решение вопросов организационного взаимодействия между субъектами МСП и инфраструктурами-монополиями, государственными компаниями и акционерными обществами с участием государства (50% +1 акция) с точки зрения государственных закупок. По мнению руководителя Корпорации Александра Бравермана «...Корпорация МСП сконцентрируется на новой и потенциально доходной для малого бизнеса теме государственных закупок». Доля малых и средних предприятий в закупках крупных государственных заказчиков должна составлять 18% с учетом субподряда и 10% - по прямым договорам. Объем этой квоты в денежном выражении составит 32 млрд долларов (около 2 трлн рублей)» 3];

2) создание маркетинговых карт в каждом регионе - ожидается, что в них предприниматели смогут найти информацию о незанятых бизнеснишах, данные по возможному обороту будущего предприятия, информацию по льготным кредитам и госгарантиям;

3) формирование и активизация работы сети региональных лизинговых центров (в наиболее «активных» регионах России);

4) координация деятельности блока имуще-

23

Экономическая политика и хозяйственная практика

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Таблица 2

Информация об АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

Наименование организации АО«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП)

Дата регистрации 20.06.2015 г.

Организационное устройство Создана на основе небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий» (деятельность прекращена в связи с аннулированием лицензии Банком России)

Уставный капитал 50 млрд руб.

Ведущий акционер 100% акций принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом

Сведения о «докапитализации» 30 млрд руб. в 2016-2017 гг. путем присоединения МСП банка

Юридический адрес Москва г., пл. Славянская, к.4, стр.1, 109240

Сведения о руководителе Александр Браверман (распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 1946-р от 02.10.2015 г.)

Срок действия Без ограничения срока действия

Цели деятельности - оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП; - привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП; - организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП; - организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции; - обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП; - подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.

ственной поддержки в регионах - предоставление гарантий вновь зарегистрированным или расширяющим свою деятельность предпринимателям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) разработка и внедрение программ оказания информационно-консультационных услуг предпринимателям через региональные многофункциональные центры России (в настоящее время около 2200 единиц) [3].

Отметим, что эффективная реализация заявленных мероприятий Корпорацией МСП в будущем (планируется, что Корпорация в полной мере заработает в 2016-2017 гг.), безусловно, окажет положительное влияние на предпринимательскую среду. Суждено ли сбыться данным прогнозам, покажет время.

Вторая ключевая проблема, препятствующая эффективному развитию малого и среднего сектора экономики в настоящее время - недоступность финансовых ресурсов. Поскольку малый бизнес в России сегодня - это, прежде всего, микробизнес, поэтому основной формой инвестиций для субъ-

ектов МСП выступают банковские кредиты и займы. В 2014-2015 гг. этот вид финансовых ресурсов по-прежнему являлся дорогим для малого и среднего бизнеса. Несмотря на последовательное снижение ключевой ставки Центральным банком РФ в течение 2015 года (16.12.2014 г. - 17% годовых, 02.02.2015 г.- 15%, 16.03.2015 г. - 14%, 30.04.2015 г. - 12,5%, 16.06.2015 г. - 11,5%, с 03.08.2015 г. и по настоящее время - 11% годовых) [4], и значительное количество федеральных и региональных программ в области кредитования малого и среднего бизнеса, средняя ставка по банковским кредитам для субъектов МСП продолжает оставаться достаточно высокой - на уровне 15-17%. Частично разрешить проблему доступа к финансовым ресурсам могут частные инвестиции в малый и средний сектор экономики, но, по мнению Президента РФ В. Путина «...здесь ситуация далека от радужной. Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России» [5].

24

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

Отметим, что помимо банковских учреждений финансовые услуги для населения (в том числе и для индивидуальных предпринимателей) сегодня предоставляют и микрофинансовые организации (МФО). Ресурсы, аккумулированные в МФО, могли бы существенно улучшить инвестиционный климат населения, в том числе и субъектов малого бизнеса. Однако на текущем этапе ситуация с МФО оставляет желать лучшего: зачастую они кредитуют население под «грабительские» проценты, косвенно способствуют расширению финансовых мошеннических схем и росту преступности. Стоит отметить, что с 2014 года регулирование сектора МФО осуществляет Банк России и в ближайшее время планируется кардинальная перестройка механизма функционирования МФО.

Проблема высокого налогового бремени актуальна для предпринимателей во все времена. В 2015 году в область налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками были внесены значительные изменения, вызвавшие как позитивную, так и негативную реакцию предпринимательского сообщества.

Главная положительная новость для субъектов малого и среднего бизнеса начала 2015 года - решение о предоставлении налоговых каникул малому бизнесу. Однако эта новость коснулась только вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших систему налогообложения в виде УСН или ПСН. Кроме этого, данные предприниматели должны осуществлять деятельность в следующих сферах: производственная, социальная или научная. В случае выполнения вышеуказанных условий ИП имеет право на налоговые каникулы на два отчетных периода (два календарных года). С учетом того, что в сфере малого бизнеса России наиболее распространены такие виды деятельности как торговля, посредничество и сфера услуг, налоговые каникулы большую часть субъектов малого бизнеса «обошли стороной».

К числу положительных изменений, произошедших в области налогового регулирования в 2015 году, можно отнести и передачу прав региональным властям на применение льготной налоговой ставки по ЕНВД. По решению региональных органов власти ставка по ЕНВД может быть уменьшена с 15% до 7,5 % с ближайшего отчетного периода. Учитывая, что таковым на ЕНВД является квартал, реального снижения налоговой нагрузки для предпринимателей, применяющих ЕНВД, можно ожидать уже в конце 2015-начале 2016 гг.

Третья положительная новость в части снижения налоговой нагрузки для субъектов, затронувшая интересы малого и среднего предпринимательства, - значение коэффициента дефлятора К1 на

2016 год остается на прежнем уровне - 1,798. При этом в течение 2015 года значение К1 на 2016 год планировали увеличить до 2,083. По решению Минэкономразвития России значение К1 для расчета ЕНВД в 2016 году останется на уровне 2015 года.

Положительным фактором в области налоговых отношений является и законодательное определение условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Начиная с 2015 года, страхователи могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов при наличии одного из следующих условий:

- страхователю был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- сезонный характер производства или реализации товаров, работ или услуг;

- отсутствие финансирования у страхователя для уплаты страховых взносов.

По уже сложившейся российской традиции отрицательных новостей, связанных с налоговой нагрузкой субъектов малого и среднего бизнеса, в 2015 году было гораздо больше, в их числе:

1) новые правила взимания налога на недвижимость (по итогам 2015 года его будут платить только организации (ИП освобождены), исходя из кадастровой оценки имущества (в том числе организации на УСН) [6];

2) введение торгового сбора на территории г. Москвы (в дальнейшем планируется введения этого сбора и на территории других муниципальных образований);

3) изменения в порядке уплаты НДФЛ с дивидендов (с 01.01.2015 г. ставка увеличена до 13% (в

2014 - 9%)) и сроков предоставления отчетности по НДФЛ (с 2016 года налоговые агенты предоставляют сведения по форме 6-НДФЛ ежеквартально);

4) изменены сроки уплаты транспортного и земельного налогов для физических лиц (в том числе для ИП) - с 2015 года срок уплаты этих налогов установлен 1 октября (в 2014 году - 1 ноября);

5) рост налоговой нагрузки для плательщиков ЕНВД в связи с увеличением коэффициента дефлятора К1 на 2015 год (с 1,672 в 2014 году до 1,798 в

2015 году);

6) потеря права на применение пониженных тарифов страховых взносов сельскохозяйственными производителями (в том числе плательщиками ЕСХН) и работоделями с выплат в пользу инвалидов;

7) ведение и представление в ИФНС в электронном формате журнала учета счетов-фактур посредниками на специальных режимах (ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПСН) [7]и др.

25

Экономическая политика и хозяйственная практика

Научный вестник ЮИМ №4' 2015

Кроме вышеперечисленных изменений, негативную реакцию предпринимателей в 2015 году вызвало и решение Министерства финансов России, связанное с обязанностью применения предпринимателями с 2016 года новых кассовых аппаратов с функцией выдачи электронных чеков. Размер штрафа за пользование старыми кассами будет установлен до полного размера не учтённых платежей. Освобождены от обязательного применения новых кассовых аппаратов только индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся некоторыми видами мелкорозничной торговли (продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов) за исключением торговли на ярмарках, рынках и выставочных комплексах.

В области решения проблем по снижению административных барьеров значимым событием 2015 года является разработка и принятие Долгосрочной стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Реализация основных положений Стратегии запланирована в 3 этапа. В ближайшие два года планируется разработка «дорожных карт» Министерством экономики России и Корпорацией МСП. На первом этапе (2016-2018 годы) планируется решать задачи, связанные со снятием ограничений в развитии сферы малого и среднего предпринимательства и совершенствованием условий ведения бизнеса [8].

Снятию административных барьеров и преодолению коррупции в 2015 году способствует и развитие института омбудсмена в России. В течение года в большинстве регионов России начали свою работу региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей под началом федерального омбудсмена Б. Титова. Спектр функций уполномоченных по защите прав предпринимателей достаточно широк, от помощи в получении банковских гарантий до защиты интересов предпринимателей в суде.

Таким образом, политические и экономические события, произошедшие в 2015 году, определенные и целенаправленные действия со стороны государственных органов управления оказали как положительное, так и отрицательное влияние на условия для ведения предпринимательской деятельности малых и средних рыночных структур России. В значительной степени действия государственных структур направлены на создание привлекательных условий для развития малого и среднего сектора экономики, его поддержку и развитие. Что из этого получилось - увидим в 2016 году.

ИСТОЧНИКИ:

1. В. Путин. О наших экономических задачах // Электронная газета «Ведомости», № 3029, 30.01.2012 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_ nashih_ekonomicheskih_zadachah/

2. Медведева О.В. Проблемы стратегического развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса // Материалы научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам - Краснодар, 2015. - С.193-196.

3. Налоговые и бухгалтерские изменения с 2015 года // Электронный журнал «Главбух» [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/ art/21421-nalogovye-i-buhgalterskie-izmeneniya-s-2015-goda

4. Александр Браверман: мы создаем систему поддержки малого и среднего бизнеса // Электронное сетевое издание «ТПП-Информ: Торгово-промышленные ведомости»), 29.10.2015 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/6295.html

5. Официальный сайт Акционерного общества «Рос-

сийский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/

researches/14_10%20MSP_broshura_block2-10 .pdf/

6. Официальный сайт Акционерного общества «Рос-

сийский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/

researches/2014-10_cio.pdf/

7. Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/ files/MSP_SIO_2015_15-06.pdf/

8. Официальный сайт Центрального банка России // Аналитические материалы. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

9. Определены цели и задачи стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года, 13.10.2015 // Информационно-правовой портал Гарант Ру. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/664330/

10. УСН в 2015 году: главные изменения // Электронный журнал «Главбух» [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/22183-usn-v-2015-godu-glavnye-izmeneniya/

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.