АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
Г Ф. Бедулина
М. М. Кислицкий
УДК: 330.117+37.01 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10106
Развитие экономической компетентности и предпринимательской инициативы
современных обучающихся как основная стратегия экономического поведения учащейся молодежи
В статье изложены результаты исследования экономической компетентности и предпринимательской инициативы современных обучающихся средних школ и обучающихся по программам дополнительного образования экономической направленности г. Минска (Республика Беларусь). Актуальность исследования определяется тем, что развитие предпринимательских компетенций у учащихся детей и молодежи является фундаментальным ответом на вызовы и угрозы, структурно-технологические трансформации производственных систем и систем управления. Экономические знания составляют один из важнейших блоков разработки и принятия решения человеком как в профессиональной деятельности, так и в быту. Цель исследования заключалась в определении современного состояния и стратегии экономического поведения учащейся молодежи. Задачи исследования: провести социологический опрос среди целевых групп (взрослые, обучающиеся средних школ и обучающиеся по программам дополнительного образования экономической направленности); провести глубинные интервью с успешными крупными предпринимателями различной отраслевой направленности; выявить предпринимательскую модель в социально-экономическом поведении старшеклассников столичных учреждений общего среднего образования. Новизна исследования определяется актуализацией состояния экономической компетентности и предпринимательской инициативы современных обучающихся средних школ и обучающихся по программам дополнительного образования экономической направленности, а также выявлением зависимости между уровнями патриотизма и предприимчивости детей и молодежи.
Ключевые слова: экономическая культура, экономическое поведение, экономическое образование школьников, модель, компетенции
Введение
Социальная активность, гражданская инициатива, предприимчивость, способность к выстраиванию своего будущего в реальных условиях—вот важные качества, необходимые сегодняшней молодежи для достижения успеха. Именно с этой целью в современном учреждении образования активно внедряются предметы, в содержание которых включен экономический компонент.
Многочисленные аспекты проблемы формирова-
© Бедулина Г. Ф., 2019 © Кислицкий М. М., 2019
ния экономической компетенции учащейся молодежи требуют всестороннего изучения, планирования организационно-педагогических этапов ее решения. Концептуальное осмысление стратегии экономического поведения белорусской молодежи поможет выбрать формы и методы работы, направления деятельности педагогических коллективов учреждений образования.
Методология исследования
Исследование основано на собственных данных, полученных в ходе социологического опроса и ряда глубинных экспертных интервью. Выборка репрезентативна. В качестве респондентов выступили:
— учащиеся старших классов учреждений общего среднего образования г. Минска (1 539 человек);
— учащиеся, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования по программам экономической направленности, в том числе и участники республиканского конкурса «Лестница успеха» (119 человек), они составляют основную контрольную группу респондентов;
— педагоги и родители воспитанников УО «Минский государственный дворец молодежи» (109 человек) — вторая контрольная группа;
— педагоги-организаторы учреждений общего среднего образования, методисты и педагоги дополнительного образования детей и молодежи, которые работают с детскими и молодежными общественными организациями (41 человек).
Кроме этого, в процессе тестирования анкеты проводились экспертные интервью с предпринимателями, собственниками и топ-менеджерами частных компаний. Опрошено было 17 респондентов.
В ходе исследования были изучены социально-экономические поведенческие предпринимательские модели старшеклассников и уровень их экономической компетентности.
Результаты исследования Экономическая компетентность старшеклассников столичных учреждений общего среднего образования
Экономическая компетентность учащихся определялась по следующим содержательным критериям: (1) осведомленность об экономических достижениях Республики Беларусь; (2) образованность в области ведения бизнеса.
Критерий «осведомленность» сформирован на основе конкретных утверждений, которые отражают достигнутые ранее и актуальные успехи в экономическом развитии страны, а также положительную характеристику общего положения дел в области сложившейся социально-культурной ситуации. С другой стороны, учащимся была предоставлена возможность оспорить данные утверждения, сославшись на распространенную, но бездоказательную негативную оценку современной ситуации (пятый вариант ответа), либо «затрудниться с выбором». Такой подход позволяет обнаружить аксиоматические установки:
на предметном уровне — это конкретные примеры; аргументы формируют экономическое сознание и экономическое поведение респондентов. Полученные результаты по критерию «осведомленность» представлены на рисунке 1.
В каждой группе старшеклассников были выделены подгруппы респондентов с наиболее выраженной негативной направленностью социальных установок. Это те учащиеся, которые в свои списки из трех возможных вариантов ответа включили два отрицательных, то есть отметили «отсталость от развитых стран» и «затруднились с выбором». При этом преследовалась двоякая цель—показать, что вопрос действительно «работает», и определить те содержательные области, по отношению к которым «негативисты» выражают наибольшее недоверие. В контрольной группе представлены ответы всех учащихся, которые занимаются по специальным программам экономического образования (всего — 119 человек).
Мне трудно из всего этого что-то выбрать (дискомфортный)
В советское время Беларусь производила лучшие в мире большие компьютеры
Вообще мы живем неплохо, но во многом мы безнадежно отстали от развитых стран (критичный)
В 60-70-х годах ХХ века именно у нас производились лучшие в мире трактора и комбайны
Беларусь - уникальная маленькая страна, которая производит очень большие машины
В Беларуси лучшая система образования в мире
Стабильность
100 100 100
100 100 100
■ Контрольная группа 11 класс (негативисты) ■ 11 класс
10 класс (негативисты) ■ 10 класс 9 класс (негативисты)
■ 9 класс
Рисунок 1. Осведомленность учащихсяобэкономических достижениях, в%(1—7 — номерапредлагаемыхответов). Источник: исследованияавторов
Итак, по общей группе отмечается высокий показатель доверия по отношению к белорусскому автомобилестроению, средний — к системе образования, низкий — к сферевысоких информационных технологий.
Контрольнаягруппареспондентов выглядитлучшеили значительно лучше практически повсем позициям. Особенно это касается признака «дискомфортный» (седьмой вариантответа). Этотпризнак—одинизмногих в анкете, которые частично индексируют приверженность западным экономическим стандартам.
Учащиеся из контрольной группы практически не затрудняются с выбором позиций из списка положительных альтернатив. Они обладают самостоятельным критическим мышлением и значительно более, чем обычные старшеклассники, предрасположены к оценке своей страны с позиций превосходных качественных характеристик. Негативистов в это группе только 14 человек—не более 12%, а это в два-три раза меньше, чем среди общей группы старшеклассников (для сравнения: в 9-х классах—26%, то есть 160 респондентов из 611; в 10-х классах — 32,3% или 161 человек из 490; в 11-х классах — 33%, а именно144 учащихся из 435).
Все это — результат инициативной работы педагогов-энтузиастов, когда отсутствуют специальные образовательные программы и профильное обучение по экономике, не проводятся олимпиады по экономике для учащихся средних школ, нет системной поддержки со стороны органов государственного управления, а экономическое направление не входит в перечень факультативов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь.
По критерию «образованность в области ведения бизнеса» выводы делались на основании выбора по вопросу: «Что, на Ваш взгляд, самое сложное в бизнесе?». Сформулированные четыре варианта ответа позволили замерить уровень недостатка знаний в организационных и правовых аспектах (вариант ответа «Самое сложное—узнать, как все организовать, что иметь в виду прежде всего, чтобы не потерять вложенные денъгт>), а также вьмснить степень включенности учащихся в предметное поле; бианес- аетиеноени (вериент оавнна «Онтнь тяжело—выбрать, чем конкретнее занематъея, чтобы это присосиле стобшлныио дохнЬ») (нисунок 2).
Контрольная группа
11 класс (сегазивисзы)
11 класс
10 класс (сегазивисзы)
10 класс 9 класс (сегазивисзы)
9 класс
0 10 20 30 40 50
Организационный аснокз Получизь начальный капитал
Выбор сферы бизнес-аезивсосзи. Но могу сказазь ничего определённого
Рисунок 2. Распределение ответовреспондентов на вопрос: «Что самоесложноев бизнесе?»,в%. Источник: собственные исследования.
44,44
Два вопроса: «Как делать?» и «Чем конкретно заниматься?» — представляют собой наиболее серьезные проблемы с точки зрения старшеклассников. В норме (по результатам специальных экспертных интервью с уже состоявшимися предпринимателями) самым агрессивным фактором является недостаток средств. То есть «правильный» вариант ответа здесь второй. Следует обратить внимание на то, что это, пожалуй, единственный вопрос в анкете, где представители общей и контрольной групп получили практически одинаковые результаты. Таким образом, и в средней общеобразовательной школе, и в учреждениях дополнительного образования учащиеся пока не получают нужных им сведений прикладного характера. Нуашо отметить, что существенное различие между общей и контрольной груипаои по тинному щтиттвию все жи естз.Учащиеся, занимающиеся пи епециальным обраттиательнвш программ ам екоиотической направленности, Солее адрктртно оцениваю. пситпекриеы ричнотт оВогаще-ния, которыхи р бледают предсрпвителт ретличных оеларарт профессиональной деятельности (рисвнвк 3).
Киторисотая группа
11 гсасс тееаовввсоы
10 гсасс тееаовввсоы
9 гсасс тееаовввсол
I 31,75
0 10 20 30 40 50 60
■ Уьетый-веиХзеоаоесо
■ Ругивидвоесо фвреы, ведаоесо, сеееерсато
■ Чесивег, гиоизый все уееео десаоо свивев зигаев
■ Певер, ведущвй заевсегаоесотий триезаеел та ТВ Агоер, сид)нзвс, твсаоесо
■ Писвовг, иХщесоветтыИ деяоесо
■ Адвигао
Рисунок 3. Распределение ответовреспондентов на вопрос: «У кого больше шансов разбогатеть?», в%. Источник: исследования авторов
10 масс
9 масс
Показатель по категории «политик, общественный деятель» косвенно указывает на более лояльное отношение представителей контрольной группы к органам государственного управления. Сравнительно высокий показатель по категории «ученый-изобретатель» позволяет утверждать, что для учащихся-экономистов инновационная сфера является узнаваемой и привлекательной в связи с предпринимательской активностью.
Итак, корректное представление об экономической компетентности учащихся старших классов предполагает распределение старшеклассников по трем компетентностным группам: негативной, общей и экономической. Эти группы существенно различаются по установочной оценке белорусского производства и системы образования, предпочтительным геополитическим моделям, по представлениям о перспективных областях экономической активности. Наиболее взвешенная компетентность наблюдается в экономической группе. Ее характеристики, определяющие специфику экономической компетенции, следующие:
— осведомленность в области экономических достижений Республики — высокая при средневзвешенном отношении к качеству отечественной системы образования;
— отношение к перспективам развития государства—убежденное лояльное, основанное на белорусско-российском векторе;
— образованность в области ведения бизнеса—низкая.
Можно констатировать, что для всех трех групп учащихся критерий «образованность» является пока «слабым местом». Учащиеся только теоретически включены в реалии современной белорусской экономики.
Наиболее востребованные области перспективной предпринимательской активности
Для того, чтобы определить, с чем связывают учащиеся свою деятельность в качестве предпринимателей, был сформулирован следующий сценарный вопрос: «Представьте себе, что уже сейчас Вам надо выбрать занятие, которым Вы будете законно зарабатывать себе не жизнь. Условие: устроиться на работу Вы не можете. Но Вы можете создать свою компанию. Стартовый капитал для этого (деньги) у Вас есть. Чем Вы займетесь?» (рисунок 4).
Более половины опрошенных заявили о желании создать собственную фирму. При этом, однако, пилотная группа из 84 респондентов, опрошенных нами в УДО «Центр художественного творчества детей и молодежи» (далее по тексту ЦХТДиМ) показала по этому варианту только 28,57%. Стоит отметить, что основная масса опрошенных в ЦХТДиМ — учащиеся профессионально-технических колледжей.
Проблема заключается в том, что этот вопрос, поскольку он прямой, должен был сработать не самостоятельно, а в связке с содержательным вопросом по востребованным сферам предпринимательской активности, с тем самым, по которому мы получили, к сожалению, неразвитую структуру. Тем не менее, сам факт прожективной ориентации на самостоятельную предпринимательскую
активность обнадеживает. Наблюдается большая группа старшеклассников, которых можно заинтересовать прикладными учебными программами по экономическому профилю.
Контрольная группа
11 класс негативисты
10 класс негативисты
9 класс негативисты
I 46,81
24,71
18
10,64
10 20 30 40 50
■ Иногда мне хочется создать собственную фирму
60 70
Было бы хорошо устроиться на частную фирму. Там больше свободы и когда-нибудь я смогу стать совладельцем
Не обязательно организовывать собственное предприятие. У нас можно и без этого проявлять предприимчивость и хорошо зарабатывать ■ Собственное предприятие - это не мое. Идеальный вариант - работа на государственном предприятии. Это надежно.
Рисунок 4. Отношение учащихся к возможности заняться предпринимательской деятельностью, в%. Источник: исследования авторов
11 класс
63,35
9 класс
Предпринимательскаямодельв социально-экономическом поведении старшеклассниковстоличных учреждений общегосреднегообразования
В настоящем инструментарии этоткомплексдиагностируется покосвенным признакам:«убежденностьв высоких экономических достижениях своей страны», «оптимистическоеотношение к будущемунезависимого государства», «ориенти-рованностьнасоциально-конструктивные формы экономического поведения».
Предприимчивость понимается нами как социальная компетенция, которая складываетсяиз трех составляющих:прагматичной,профориентационной и социальной.
В анкете каждый признак «привязан» к одному или нескольким вариантам ответа, которые распределены по различным вопросам. В результате, вопросно-ответная композиция по предприимчивости состоит из одиннадцати вопросов и двадцати девяти вариантов ответов. Каждому варианту ответа присвоен свой числовой индекс значимости, определенный эмпирическим путем в результате цикла пилотажных замеров на контрольных группах респондентов.
Содержательным фоном для диагностики предприимчивости является набор специфических ценностных установок, существенных для дальнейшей професси-
онализации молодого человека, такие как умение наблюдать и ценить позитивные аспекты жизни в своей стране (признак «Лояльный»); способность к обоснованно критичному восприятию (признак «Критичный»); намерение жить и работать за рубежом—признак «Дискомфортный»; выраженность творческой самодостаточности в ущерб лидерским качествам и социальной активности (речь идет о диагностировании инфантильных настроений—неразвитой социальной компетенции при наличии профессиональных умений—признак «Мастеровитый»)—рисунок 5.
Результаты социологических замеров
По факту проведенных опросов мы получили возможность провести комплексный сравнительный анализ. Целевая группа «Взрослые» выступает базой для сравнения.
Предприимчивый
Патриотичный
Мастеровитый
36,31 35,35
Критичный
Дискомфортный
0
10
20
30
40
50
60
70
■ Обучающиеся по программам дополнительного образования экономической направленности
■ Учащиеся средних школ
■ Взрослые
Рисунок 5. Комплексный сравнительный анализ параметров поведенческих экономических моделей исследуемых целевых групп, в %.
Источник:исследования авторов
Анализируярезультатыисследования,отметим,чтосуществуетпрямая зависимость между признаками патриотичности и предприимчивости, а также то, что группы обучающихся по программам дополнительного образования экономической направленности сопоставимы (в рамках компетентностной и поведенческой экономических моделей) совзрослыми.
70,02
80
Освязимеждупредприимчивостьюи патриотизмом
С нашей точки зрения, такая связь существует. Причем выраженность патриотических настроенийспособствуетпроявлениюпредпринимательских качеств. Чтобы это доказать, мы взяли группу категорически негативно настроен-
ных респондентов. Группа определилась по трем признакам: «мы безнадежно отстали от развитых стран», «трудно согласиться с тем, что у нас что-то было или может быть хорошо», «в геополитическом отношении предпочтительны Канада и США». Количественный состав группы — 217 человек. Средний индекс предприимчивости для негативистов составил 28,2%. Для трех малых групп патриотично настроенных респондентов (12, 18 и 39 человек—индекс патриотичности во всех случаях максимальный) мы получили предприимчивость на уровне 32,6%, 32,5% и 34,9% соответственно. И это при том, что в таком подсчете разница в 5% уже значима, а результат в 50% является высоким. Такой показатель демонстрировали уже состоявшиеся предприниматели, собственники и директора частных фирм, которые заполняли нашу анкету в режиме интервью.
При предметном взгляде на ситуацию, выясняется: одно из системных проявлений нигилистических настроений в молодежной среде (и не только в молодежной) — крайне слабая осведомленность о новейшей истории Республики Беларусь, о промышленных достижениях страны и ее экономических перспективах. Самое главное—молодые люди часто скептически относятся к тому, что в Республике Беларусь может производиться (изобретаться, разрабатываться, внедряться) нечто совершенно оригинальное, собственное и при этом лучшее, по сравнению с другими странами. И здесь уместно вспомнить идеологическую практику, распостраненную в Японии. Речь идет о том, что инкорпорированный участник любого производственного сообщества (особенно большого сообщества) хорошо знает историю успеха своего предприятия и может убедительно объяснить своему ребенку мотивы собственного профессионального выбора.
Заключение
Одним из основных условий успешного формирования экономической культуры в части ее деятельного компонента — предпринимательской инициативы — выступает практика, включенность школьников в предпринимательство путем создания школьных кооперативов, школьных малых предприятий, в том числе в сотрудничестве с предпринимателями.
Создание условий для формирования у выпускника учреждения общего среднего образования способности и готовности к продуктивному использованию потенциальных личных возможностей в качестве ресурса для организации собственной жизни — важная задача для системы общего среднего образования.
Развитие предпринимательских компетенций у учащихся, детей и молодежи является фундаментальным ответом на вызовы и угрозы, структурно-технологические трансформации производственных систем и систем управления. Экономические знания составляют один из важнейших блоков разработки и принятия решения человеком как в профессиональной деятельности, так и в быту.
Литература
1. Бедулина Г. Ф. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся: зарубежный и отечественный опыт / Г. Ф. Бедулина // Вы-хаванне i дадатковая адукацыя. 2018. № 35. С. 3—5.
2. Бедулина Г. Ф. Формирование экономической культуры и предпринимательских ценностей в рамках школьных бизнес-компаний / Г. Ф. Бедулина // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 111—116.
3. Иванова С.В. Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образования и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29-49.
4. Краснова М. А. Экономика, бизнес и образование—шаг навстречу / М. А. Краснова // Образование Минщины. 2013. № 4. С. 77-80.
5. Трусова Л. А. Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций / Л. А. Трусова. Москва: ООО «Коллаж», 2011. 136с.
6. Формирование предпринимательских компетенций и навыков деловой активности обучающихся как основы профессионального выбора / сост. Г. Ф. Бедулина, Л. А. Кивлюк. Минск: РИВШ, 2017. 258 с.
References
1. Bedulina G. F. Formation of entrepreneurial competencies of students: foreign and domestic experience. Vykhavanne i dadatkovaya adukatsyya, 2018, no. 35, pp. 3-5 (in Russian).
2. Bedulina G. F. Formation of economic culture and entrepreneurial values in the framework of school business companies. Vestnik Belorusskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Belarusian state economic University], 2015, no. 5, pp. 111-116 (in Russian).
3. Ivanova S. V. Pastukhova L. S. Possibilities of using the project method in education and work with young people at the present stage. Obrazovaniya i nauka [Education and science], 2018, vol. 20, no. 6, pp. 29-49 (in Russian).
4. Krasnova M. A. Economy, business and education — a step towards. Obra-zovaniye Minshchiny [Education of the Minsk region], 2013, no. 4, pp. 77-80 (in Russian).
5. Trusova L. A. Metodicheskiye materialy dlya organizatsii zanyatiy poformirovani-yu u shkol'nikov predprinimatel'skikh kompetentsiy [Methodical materials for the organization of classes on the formation of students ' entrepreneurial competencies], Moscow: «Kollazh», 2011, p. 136 (in Russian).
6. Formirovaniye predprinimatel'skikh kompetentsiy i navykov delovoy aktivnosti obuchayushchikhsya kak osnovy professional'nogo vybora [Formation of entrepreneurial competencies and skills of business activity of students as the basis of professional choice], copm. G. F. Bedulina, L. A. Kivlyuk, Minsk: RIVSH, 2017, p. 258 (in Russian).