Научная статья на тему 'Клубы ЮНЕСКО и молодежная публичная дипломатия в 21 веке'

Клубы ЮНЕСКО и молодежная публичная дипломатия в 21 веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МОЛОДЕЖЬ / КЛУБЫ ЮНЕСКО / МОДЕЛЬ ООН / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СЕССИИ / PUBLIC DIPLOMACY / YOUTH / UNESCO CLUBS / MODEL UN / DIPLOMATIC SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедулина Г.Ф.

Статья посвящена вопросам развития молодежной публичной дипломатии. В ней анализируются формы обучения молодежи общественной дипломатии в рамках клубной деятельности по использованию проведения прямого диалога с деятелями культуры, политики, официальными представителями зарубежных стран и дипломатами. Выявлена необходимость развития новых форм дипломатического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO Clubs and Youth Public Diplomacy in the 21 Century

The article is devoted to the development of youth public diplomacy. It examines the forms of training of youth public diplomacy in the framework of the club activity using the direct dialogue with artists, politicians, official representatives of foreign countries and diplomats. Identified the need to develop new forms of diplomatic skills.

Текст научной работы на тему «Клубы ЮНЕСКО и молодежная публичная дипломатия в 21 веке»

I \ СИЗСОиЯЭЕ Р 1/П | . ■

ШЩСШ Конференц-зал

УДК 301 + 327

клубы юнеско

и молодежная публичная дипломатия

в 21 веке

Бедулина Галина Федоровна,

Белорусский государственный экономический университет,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры экономической социологии,

Минск, Республика Беларусь,

E-mail: bedulina@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития молодежной публичной дипломатии. В ней анализируются формы обучения молодежи общественной дипломатии в рамках клубной деятельности по использованию проведения прямого диалога с деятелями культуры, политики, официальными представителями зарубежных стран и дипломатами. Выявлена необходимость развития новых форм дипломатического искусства.

Ключевые слова:

общественная дипломатия, молодежь, клубы ЮНЕСКО, модель ООН, дипломатические сессии.

Роль общественной дипломатии в контексте глобальных проблем современности является уникальной и актуальной. В настоящее время влияние общественной дипломатии особенно возросло; при этом сама общественная дипломатия зачастую остается невидимой для глаз людей, воздействуя на сознание без их ведома.

Под термином «общественная дипломатия» мы пониманием те специфические средства, с помощью которых правительства стран, частные сообщества и индивидуальные личности влияют на мнение и отношение других людей и правительств для того, чтобы оказать влияние на правительственные внешнеполитические решения и их экономику в целом. Данное определение в 1965 году выдвинул

Эдмунд А. Галлион, декан Флетчеровской школы права и дипломатии, который считал публичную дипломатию более уместным выражением, нежели синонимичное, по его мнению, слово «пропаганда».

На Саммите Организации Объединенных Наций по Устойчивому Развитию, который проходил 2 сентября 2015 года, мировые лидеры единогласно приняли план Устойчивого Развития, который должен быть в полной мере реализован к 2030 году во всем мире. 17 Целей Устойчивого Развития призваны искоренить бедность, бороться с неравенством и несправедливостью и изменением климата. Одна из целей касается уравнивания права людей на образование, его улучшения и всевозможно-

Конференц-зал

го распространения. Одним из непосредственных инструментов, который позволяет обучать молодежь общественной дипломатии и распространять идеи и цели ООН, является моделирование работы Организации Объединенных Наций.

Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО (далее по тексту РОО БелАЮ, БелАЮ) - является одной из старейших и авторитетных молодежных общественных организаций республики. «Культура мира» - главная программа работы Ассоциации. Программа подразумевает продвижение идей защиты мира и развитие межкультурных коммуникаций, учит молодежь быть толерантной и жить в многообразном мире, но при этом помнить свои истоки и сохранять национальную культуру. Этому способствуют различные формы и методы работы по развитию молодежной общественной дипломатии [2, с. 48].

О дн ой и з таки х ф орм я вля ется Моделирование ООН. Модель ООН - это своеобразная ролевая игра, в которой участники становятся делегатами от различных стран мира и решают различные глобальные проблемы современности, т. е. фактически -имитируют работу настоящих заседаний ООН в штаб-квартире в Нью-Йорке. Роль дипломата, которую примеряют на себя учащиеся школ и студенты, дает в полной мере возможность ориентироваться в насущных вопросах политики и экономики, понимать их суть и предлагать собственные пути их решения; дает возможность изучения мировых культур и практику языка. Эффективность использования Моделирования ООН в образовании неоценима, т. к. участие в конференциях помогает изучить национальные интересы разных стран мира, их географию, культуру и традиции, международное законодательство и международную финансовую систему.

Ключевая роль - роль общественной дипломатии через Моделирование ООН - очевидна. С помощью данной научно-образовательной игры такая масштабная Организация, объеди-

няющая 193 государства, как ООН распространяет свои ценности и идеалы, продвигает цели и идеи, т. к. в ходе участия в конференциях участники не только ищут информацию, связанную с проблемой современности в их комитете, но и узнают больше о самой Организации. На сегодняшний день около 400 таких конференций проходят в 35 странах мира, в которые вовлечены более 200 тысяч учащихся школ, колледжей, университетов, и эти цифры непреклонно растут [1, с. 232].

Непосредственное участие в этом движении принимает и Беларусь. Ежегодно проводится «Гимназическая Модель ООН», которая организуется Республиканским общественным объединением «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО» на базе клуба ЮНЕСКО «Гольфстрим» гимназии № 12 г. Минска. Данная конференция собирает более 200 учащихся со всей республики и из зарубежья, и широко поддерживается Представительством ООН в Беларуси.

Общественная дипломатия через Модель ООН играет свою роль сразу в двух аспектах. Первый заключается в самом решении одной из глобальных и остающейся актуальной уже многие десятилетия проблемы, такой как образование в мире среди молодежи. Второй аспект - формирование, если можно так сказать, имиджа Организации Объединенных Наций, её представления себя в глазах людей как положительной организации, помогающей и дающей удивительные возможности.

Молодежная дипломатия является одним из инструментов для формирования долгосрочных отношений, обмена опытом. Для формирования взаимопонимания между молодежью из разных стран, а также для понимания культуры, различных процессов, строительства долгосрочных отношений, обмена опытом. Особенностью молодежной публичной дипломатии является направленность на определенную аудиторию, использование соответствующего этой аудитории языка и образов [3, с. 41].

Развитие государственной политики в сфере международного сотрудничества, уча-

I \discourse р И /П . - ■

Конференц-зал

стие Республики Беларусь в реализации двухсторонних и многосторонних соглашений в работе международных структур, таких как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, культурные акции представителей зарубежных стран и международных организаций, которые проводятся в Беларуси, а также расширение возможностей народной дипломатии обусловили повышение интереса молодёжи к международному культурному и гуманитарному диалогу.

Этот интерес проявляется в участии студентов и старшеклассников в мероприятиях Белорусского Общества Дружбы, где активно используется возможность проведения прямого диалога с деятелями культуры, политики, официальными представителями зарубежных стран и дипломатами. При использовании традиционных форм развития народной дипломатии всё чаще становятся затребованными встречи и диалоги, которые обеспечивают возможность высказать личные точки зрения. С этой целью была организована работа клуба Юный дипломат, который действует на базе Республиканского общества Дружбы с 2012, членами которого являются клубы ЮНЕСКО г. Минска. Цели и задачи клуба:

- возможность расширить знания учащихся о профессии дипломата, с историей и развитием народной дипломатии;

- формирование понятий ключевых проблем современного мира и роль дипломатии в проведении бесконфликтной политики;

- мастерство ведения межкультурного диалога;

- приобретение опыта публичных выступлений, дискуссий, аргументации своей позиции;

- совершенствование навыков иностранных языков;

- знакомство с культурными и духовными ценностями своего и других народов мира;

- воспитание поликультурной личности, духовной толерантности и доброжелательности.

Заседания клуба проходят с участием дипломатических служб зарубежных посольств,

деятелей науки и культуры Беларуси и других стран. В процессе работы клуба участники имеют возможность прямого общения с официальными лицами, задать любой интересующий их вопрос и получить исчерпывающий ответ. Такие прямые контакты содействуют расширению мировоззрения молодёжи, формированию активной жизненной позиции и гражданственности. За время работы клуба было проведено 12 заседаний: с Чрезвычайными послами Индии, Японии, Кореи, Британии, Финляндии, Чехии (на английском языке), Германии (3 заседания на немецком языке), Венесуэлы (на испанском языке), Польши (на польском), Ирана (на русском).

Одной из интересных форм работы являются дипломатические сессии, которые проводятся в рамках конференций. В ноябре 2015 г. РОО БелАЮ при поддержке фонда «Русский мир» реализовало проект «Международная научно-практическая конференция «Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве» с участием педагогов и молодежи Беларуси, Российской Федерации, Польши и Литвы. В ходе дипломатических сессий проходила открытая дискуссия участников, направленная на выявление новых информационных и проектных взаимодействий по установлению гуманитарного сотрудничества представителей сферы образования и некоммерческого сектора стран постсоветского пространства, Европы, России на базе изучения и распространения русского языка. Также рассматривался вопрос -как каждый участник после возвращения будет распространять полученный опыт на своем рабочем месте, в классе либо студенческой группе и в местном сообществе.

Таким образом, молодежная публичная дипломатия на современном этапе является важным направлением в развитии дипломатического искусства в 21-ом веке.

1. Бардашевич-Шалыгина В.Л., Качицкая К.С. Моделирование ООН, как средство обучения принципам общественной дипломатии / В.Л. Бардашевич-Шалыгина,

Конференц-зал

I \ DISCOURSE Р VЛ

[)тщк*пи

К.С. Качицкая // Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы международ. науч. - практ. конф., Минск, 26-27 ноя. 2015 г. / редкол.: Я.С. Яскевич (гл. ред.) и [и др.]; Институт социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университета». - Минск: РИВШ, 2015. -332 с. / 232-234.

2. Бедулина Г.Ф. Формирование коммуникативной культуры обучающихся как фактор развития навыков общественной дипломатии / Г.Ф. Бедулина // Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы международ. науч. - практ. конф., Минск, 26-27 ноя. 2015 г. / редкол.: Я.С. Яскевич (гл. ред.) и [и др.]; Институт социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университета». - Минск: РИВШ, 2015. - 332 с. / 234-238.

3. Бедулина Г.Ф., Субцельный Д.Ю. Клубы ЮНЕСКО в учреждения образования Республики Беларусь: история, структура, функционирование, формы и методы работы / Г.Ф. Бедулина, Д.Ю. Субцельный. - Минск: Зорны Верасок, 2015. - 228 с.

4. Заболотнов А.Ю. Молодёжная публичная дипломатия, как инструмент преодоления негативных тенденций в международных отношениях. URL: http://rg-parlament.ucoz. ru/publ/molodezhnaja_publichnaja_diplomatija_kak_instrument_ preodolenija_negativnykh_tendencij_v_mezhdunarodnykh_ otnoshenijakh/ 1-1-0-1.

1. Bardashevich-Shalygina V.L., Kachickaya K.S.

Modelirovanie OON, kak sredstvo obucheniya principam obshhestvennoj diplomatii / V.L. Bardashevich-Shalygina, K.S. Kachickaya // Russkij yazyk kak sredstvo kommunikacii v sovremennom internacional'nom prostranstve: materialy mezhdunarod. nauch. - prakt. konf., Minsk, 26-27 noya. 2015 g. / redkol.: Ya.S. Yaskevich (gl. red.) i [i dr.]; Institut social'no-gumanitarnogo obrazovaniya UO «Belorusskij gosudarstvennyj e'konomicheskij universiteta». - Minsk: RIVSh, 2015. - 332 s. / 232-234.

2. Bedulina G.F. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury obuchayushhixsya kak faktor razvitiya navykov obshhestvennoj diplomatii / G.F. Bedulina // Russkij yazyk kak sredstvo kommunikacii v sovremennom internacional'nom prostranstve: materialy mezhdunarod. nauch. - prakt. konf., Minsk, 26-27 noya. 2015 g. / redkol.: Ya.S. Yaskevich (gl. red.) i [i dr.]; Institut social'no-gumanitarnogo obrazovaniya UO «Belorusskij gosudarstvennyj e'konomicheskij universiteta». - Minsk: RIVSh, 2015. - 332 s. / 234-238.

3. Bedulina G.F., Subcel'nyj D.Yu. Kluby YuNESKO v uchrezhdeniya obrazovaniya Respubliki Belarus': istoriya, struktura, funkcionirovanie, formy i metody raboty / G. F. Bedulina, D.Yu. Subcel'nyj. - Minsk: Zorny Verasok, 2015. - 228 s.

4. Zabolotnov A.Yu. Molodyozhnaya publichnaya diplomatiya, kak instrument preodoleniya negativnyx tendencij v mezhdunarodnyx otnosheniyax. URL: http://rg-parlament.ucoz. ru/publ/molodezhnaja_publichnaja_diplomatija_kak_instrument_ preodolenija_negativnykh_tendencij_v_mezhdunarodnykh_ otnoshenijakh/ 1-1-0-1.

UDC 301 + 327

unesco clubs and youth public diplomacy

in the 21 century

Bedulina Galina Fedorovna,

Belarusian State Economic University, candidate of sociological sciences, associate Professor of economics, Minsk, Republic of Belarus, E-mail: bedulina@yandex.ru

Annotation

The article is devoted to the development of youth public diplomacy. It examines the forms of training of youth public diplomacy in the framework of the club activity using the direct dialogue with artists, politicians, official representatives of foreign countries and diplomats. Identified the need to develop new forms of diplomatic skills.

Key words:

public diplomacy, youth, UNESCO clubs, model UN, diplomatic session.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.