Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 1 (53), с. 12 5-131
125
УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»
© 2019 г. В А. Малинин
Малинин Валерий Анатольевич, к.пед.н.; доцент Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2018 Статья принята к пуеликации 14.01.2019
Рассматривается проблема формирования предпринимательских способностей у обучающейся молодежи в системе «школа - вуз». На основе теоретико-методологического анализа показано, что в современных условиях формируется новая система взаимодействия школы и вуза, включающая дополнительное «предпринимательское» измерение. Описана программа развития учреждения «Школа - комплекс инновационного образования». Раскрывается особая роль бизнес-инкубатора как учебной структуры, созданного на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Охарактеризованы диагностический комплекс и результаты педагогического мониторинга. Доказано положительное влияние разработанных методик на важнейшие свойства личности будущего предпринимателя.
Ключевые слова: предпринимательские способности, предпринимательская культура, интегративный комплекс «школа - вуз».
Проблема исследования
Развитие рыночной экономики стимулировало теоретическое осмысление современных проблем отечественного предпринимательства. В России анализ предпринимательской деятельности и ее субъектов в настоящее время приобретает актуальность и значимость в связи с переходом к этапу активной практики аналогичной формы хозяйствования и исследований в этой области. Активизация процесса изучения отечественными учеными феномена предпринимательства вообще и особенностей его становления в нашей стране в частности началась одновременно с формированием рыночных отношений и связанной с этим процессом легализации предпринимательской деятельности. За сравнительно короткий период (с 90-х годов XX века) отечественной наукой накоплен довольно значительный материал по данной проблематике. Вопросы теории и истории предпринимательской деятельности исследованы в работах Л.И. Абалкина, Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Г.А. Явлинского и др., в которых ученые раскрывают основные тенденции развития современного общего и профессионального образования, способствующие усилению роли инноваций в профессиональной и научно-исследовательской деятельности, развитию предпринимательского потенциала общества.
В связи с этим среди современных актуальных методологических и теоретических про-
блем образования одной из приоритетных выступает проблема формирования основ предпринимательских компетенций у обучающейся молодежи, развития инновационных форм мышления. Решение инновационных задач, по мнению Е.А. Шмелевой, порождает психологические новообразования: новую систему ценностных установок, структурных компонентов личности, новые критерии оценки. Соответственно, продуктивность, оригинальность и гибкость являются составляющими инновационного мышления [1].
Теоретико-методологические подходы к проблеме исследования
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации введены новые федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования, в которых подчеркивается, что современная молодежь, независимо от направления обучения, должна быть подготовлена к проектно-инновационной деятельности, как к ведущему виду профессиональной деятельности на всех этапах непрерывного образования и предпринимательской дея-тельности1. При этом стандарты общего среднего образования устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному само-
определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы, владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. К ведущим личностным результатам относятся осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [2]. Исходя из этого, формирование предпринимательской компетенции является важнейшей задачей общего и профессионального образования.
В новых условиях, когда главными ресурсами развития мировой экономики становятся образование, информация и компетентность, система образования стремится к тому, чтобы соответствовать потребностям государства и производства. Вместе с тем, как показывают исследования В.Н. Банькиной, А.О. Грудзин-ского, Е.А. Климова, Г.В. Мухаметзяновой, Т.Г. Мухиной, О.В. Никулиной, С.Н. Сороко-умовой и др. [3-7], реализация задачи формирования конкурентоспособного специалиста, готового к предпринимательской деятельности и работе в команде, требует поиска новых подходов к решению проблемы. Следует учитывать, что долгое время понятие «предпринимательство» не входило в понятийный аппарат педагогической науки, так как оно ассоциировалось в отечественном общественном сознании с негативными ценностными установками.
Понятие «предпринимательская компетентность» дано в диссертационной работе Е.П. Су-лаевой (2011), которая определяет ее как «составляющую профессиональной компетентности, обеспечивающую направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов» [6, с. 8].
В современных условиях широко используется понятие «культура предпринимательства». Соответствующий научный термин, входящий в структуру предпринимательской компетентности, начинает приобретать самостоятельность. Как особая форма деятельности предпринимательство привлекает внимание ученых различных областей знаний: экономистов, социологов, философов, психологов и педагогов.
Известно, что культура формируется в течение всей жизни человека. При этом следует учитывать, что формирование культуры, в
том числе и предпринимательской, требует более длительного времени, чем процесс обучения. В исследовании мы рассматриваем потенциальные возможности развития предпринимательских способностей, напрямую сочетающихся с предпринимательской культурой, и используем её для определения результатов образования.
Сущность «предпринимательских способностей» мы рассматриваем как личностный ресурс, как возможность созидания и рефлексии результатов своих действий, направленных на организацию деятельности, позволяющей реа-лизовывать социально значимые и экономически выгодные проекты. Определяя предпринимательские способности как интегральную характеристику личности, выделяем несколько компонентов способности как готовности к предпринимательской деятельности:
- готовность к эффективной коммуникации -владению основными коммуникативными способностями к представлению своей позиции в диалоге и публичном выступлении, в использовании ресурсов коммуникации для решения поставленных задач (коммуникативные и организаторские составляющие), использование информационных ресурсов - способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности (мышление и креативность);
- готовность к применению методов проектирования в практической жизни - умение самостоятельно планировать и выявлять проблему, находить пути и средства ее решения, четко формулировать цели, задачи, оценивать собственную деятельность и ее результаты (мышление, креативность, рефлексия);
- готовность к самоорганизации деятельности - к использованию необходимой информации для ее осуществления; жизнестойкость -способность осуществлять самоконтроль в неординарной, рискованной ситуации, эффективно управлять ею и отстаивать свою позицию (лидерские способности, мышление и креативность);
- готовность к инновационному развитию -способности прогнозировать свою деятельность.
Данные характеристики готовности составляют структуру изучаемого понятия.
Анализ степени изученности проблемы показал, что большинство исследователей приобщение обучающейся молодежи к предпринимательству рассматривает как важное стратегическое направление эффективной подготовки будущих специалистов.
Взаимодействие образовательного пространства школы и вуза в условиях формирования предпринимательских способностей
Развитие предпринимательских способностей связано с генерированием новых идей, что, по мнению Н.А. Филипповой, нацелено на развитие и является «фундаментом - отправной точкой для формирования предпринимательского поведения в будущем» [8, с. 295-298]. В процессе подготовки старшеклассников и студентов к предпринимательской деятельности необходимо развивать лидерские, коммуникативные и организаторские способности.
Ориентируясь на зарубежные и отечественные исследования развития способностей (Дж. Брунер, Ч. Спирмен, Дж. Келли и др.), основанные на личностно-деятельностном подходе (А.Г. Асмолов, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.), мы рассматриваем их как свойства личности, развивающиеся в деятельности и определяющие ее успешность. Согласно исследованиям Б.М. Теплова, способность возникает в процессе соответствующей конкретной предметной деятельности. Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые стержневые интересы [9, с. 4-6]. В связи с этим важнейшим условием развития предпринимательских способностей является педагогическая поддержка познавательной активности, а в конечном итоге и профессионального интереса к предпринимательской деятельности в целостной образовательной системе «школа - вуз».
На основе анализа современных тенденций развития отечественной системы образования и многолетнего опыта взаимодействия ННГУ им. Н.И. Лобачевского» и Школы № 187 г. Нижнего Новгорода был создан интегративный комплекс «школа - вуз», реализующий программу развития образовательного учреждения «Школа -комплекс инновационного образования». В рамках данной программы разработана модель взаимодействия образовательного пространства школы и вуза (рис. 1). Необходимым условием ее реализации являются создание и деятельность следующих центров: Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования; Центр здоровья; Предпринимательский центр; Информационный центр и Тьютор-ский центр. Данная структура представляет собой инновационно-развивающий компонент образовательного пространства «Школы - комплекса инновационного образования». Для обеспечения эффективной деятельности цен-
тров были разработаны и апробированы программы их функционирования.
Предпринимательский центр создает развивающую среду, обеспечивающую возможность самореализации и самозанятости каждого субъекта образовательного процесса и отличающуюся культурой партнерства, отношением к успеху как к созданию новшеств и их продвижению во внешнюю среду, многообразием стимулов (материальных, символических, социальных) активной предпринимательской деятельности и высокой восприимчивостью к ним педагогов, обучающихся и студентов.
Организационная структура центра объединяет различные лаборатории, в работе которых принимают участие старшеклассники, в основном поступающие в ННГУ им. Н.И. Лобачевского: «Школа молодого предпринимателя», «Школа будущих лидеров», «Школа социального партнёрства», лаборатория проектной и исследовательской деятельности, лаборатория социально-психологической службы. В рамках деятельности данных лабораторий для обучающихся разработаны инновационные учебные курсы: «Работа в команде», «Основы проектной деятельности», «Основы законодательства в области предпринимательства», «Как создать свою компанию» и др.
Информационный центр создавался с целью организации единой информационно-образовательной среды учреждений (школы и вуза), с использованием современных инфокоммуника-ционных технологий в области предпринимательского обучения. Важнейшими функциями центра являются методическая, диагностическая, информационная и технологическая.
В рамках деятельности школы и вуза осуществляется тесное сотрудничество с бизнес-инкубатором Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, что способствует развитию предпринимательской подготовки школьников [10; 11]. Совместная деятельность обучающихся и работодателей в рамках программ развития предпринимательства позволяет им формировать навыки работы в команде, инициативной деятельности, другие общекультурные и профессиональные компетенции предпринимателя [12; 13].
Деятельность тьюторского центра связана с повышением квалификации педагогических работников школы по использованию и реализации современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий в целях обучения предпринимательству под руководством преподавателей университета. Главным принципом его деятельности выступает возможность профессионального самообразования, самореализации и самозанятости.
Социальный заказ: проектирование комплекса «школа - вуз» как открытой социально-педагогической системы непрерывного образования и формирование предпринимательских способностей обучающихся
Функционально-целевой компонент
Цель: целостное развитие личности, формирование социально зрелой профессионально-ориентирован-ной, готовой к предпринимательской деятельности личности Задачи: обновление, дифференциация и индивидуализация содержания образования в соответствии с ФГОС; интеграция основной образовательной деятельности школы и вуза; системное использование педагогических технологий обучения и воспитания молодежи; обеспечение государственно-общественного управления ОУ Функции: мотивирующая, профессионально-ориентированная, личностно-креативная, компетентностная
Методологический компонент
Подходы: системный, деятельностный, личност-но-ориентированный, си-нергетический и иннова-ционно-интегративный Принципы: непрерывность, системность, проективность и др. Закономерности: объективные потребности общества, социальный заказ социума, единство целей, содержания и методов обучения и воспитания, целостность обучения и воспитания
Субъектный компонент
____
ШКОЛА | УНИВЕРСИТЕТ
Содержательно-процессуальный компонент
Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования Центр здоровья Предпринимательский центр (школа молодого предпринимателя, школа будущих лидеров) Совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского Информационный центр (лаборатория инфоком-муникационных технологий) Совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского Тьюторский центр Совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского
1 г 1 г г 1 г
Мининский университет ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 48» Молодежный бизнес-инкубатор на базе ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского ФПК ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Направления деятельности
Учебная и внеучебная деятельность Здоровьесберегающая деятельность Профориентационная деятельность, направленная на формирование предпринимательских способностей и самозанятости Учебно-профессиональная деятельность Научно-исследовательская и методическая деятельность
Результативно-диагностический компонент
Результат: формирование предпринимательски активной, компетентной, нравственной личности, готовой к успешной самореализации в обществе конкурентоспособной, духовно-
Рис. 1. Модель взаимодействия образовательного пространства школы и вуза
В рамках сотрудничества функционируют экспериментальные площадки:
- «Отработка сетевого взаимодействия школа-вуз в контексте проектирования модели ОУ как школа-комплекс инновационного образования» (приказ департамента образования г. Н. Новгорода № 1452 от 27.09.2010);
- «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (приказ МО РФ № 273 от 10.04.2012).
Исследовательская деятельность вышеназванных площадок позволила определить стратегию основных направлений работы, в частности разработки основной образовательной программы «Школа - комплекс инновационного образования», и ряд подпрограмм по формированию предпринимательских способностей: «Школа молодого предпринимателя», «Школа будущих лидеров», «Школа социального партнёрства» и др. Следующим
Таблица 1
Динамика исследования коммуникативных способностей у обучающихся 10-11-х классов в экспериментальной (ЭГ, п=47) и контрольной (КГ, и=48) группах
Уровни развития Коммуникативные умения
ЭГ 2015 ЭГ 2018 КГ 2015 КГ 2018
Очень высокий 0 0 0 0
Высокий 2 6 3 3
Средний 31 32 34 35
Ниже среднего 12 9 9 9
Низкий 2 0 2 1
Итого 47 48 48 48
Таблица 2
Динамика исследования организаторских способностей у обучающихся 10-11-х классов в экспериментальной (ЭГ, и=46) и контрольной (КГ, и=48) группах
Уровни развития Организаторские умения
ЭГ 2015 ЭГ 2018 КГ 2015 КГ 2018
Очень высокий 0 0 0 0
Высокий 1 4 1 3
Средний 29 35 27 35
Ниже среднего 12 7 14 9
Низкий 4 0 6 1
Итого 46 46 48 48
направлением явилась психолого-педагогическая диагностика эффективности реализации программ.
Результаты и обсуждение результатов исследования
В контексте реализации программы развития образовательного учреждения открыты классы углубленного изучения экономики, русского языка, математики. При этом в классах углубленного изучения русского языка, математики, также введена экономика, но на общеобразовательном уровне. Учащиеся 10-11-х классов с углубленным изучением отдельных предметов принимают участие в экспериментальной работе по исследованию предпринимательского потенциала. С этой целью ежегодно проводился педагогический мониторинг (2010-2015 гг.), результаты которого были представлены нами ранее [4, с. 203-209]. В рамках данной статьи мы остановимся на результатах исследования 2015-2018 гг.
Экспериментальную группу составили обучающиеся 10-11-х классов МАОУ «Школа 187», контрольную группу - старшеклассники МАОУ «Средняя школа № 102».
Результаты 2015-2018 гг. представлены в таблицах 1-4.
Оценка статистических различий проводилась по критерию х2.
Х2эмп для экспериментальных групп составляет 10.78; х2крит для v=3 составляет 7.815.
Таким образом, для коммуникативных способностей выявлен статистически достоверный сдвиг уровня сформированности. Для контрольной группы положительная динамика не выявлена: х2эмп=0.52. Этот факт связывается нами со специально организованной образовательной деятельностью.
Для организаторских умений в обеих группах выявлены существенные статистически достоверные различия: х2эмп для экспериментальной группы 16.32; для контрольной группы 12.32. Мы связываем этот факт с положительным влиянием общей направленности организации образовательной деятельности.
Х2эмп для экспериментальной группы составляет 8.76; х2крит для v=3 составляет 7.815.
Таким образом, для лидерских способностей выявлен статистически достоверный сдвиг уровня сформированности. Для контрольной группы положительная динамика не выявлена (х2эмп=0.08). Этот факт связывается нами со специально организованной учебной и внеурочной деятельностью.
х2эмп для экспериментальной группы составляет 6.22; х2крит для v=2 составляет 5.19.
Таким образом, для предпринимательских способностей выявлен статистически достоверный сдвиг уровня сформированности. Для контрольной группы положительная динамика не выявлена (х2эмп=0.09). Данные результаты мы связываем со специально организованной деятельностью предпринимательского центра.
Таблица 5
Динамика исследования лидерских способностей у обучающихся 10-11-х классов в экспериментальной (ЭГ, и=46) и контрольной (КГ, и=48) группах
Таблица 3
Выраженность способностей Лидерские способности
ЭГ 2015 ЭГ 2018 КГ 2015 КГ 2018
Слабо 17 10 21 20
Средне 26 32 25 26
Сильно 1 3 1 1
Склонность к диктату 2 1 1 1
Итого 46 46 48 48
Таблица 4
Динамика исследования предпринимательских способностей у обучающихся 10-11-х классов в экспериментальной (ЭГ, и=46) и контрольной (КГ, и=48) группах в 2015-2018 гг., по Т.М. Матвеевой
Уровень выраженности Предпринимательские способности
ЭГ 2015 ЭГ 2018 КГ 2015 КГ 2018
Высокий 1 3 2 2
Средний 26 31 28 29
Низкий 19 12 18 17
Итого 46 46 48 48
Учебный год Количество обучающихся Успеваемость в % Медалисты Обучающиеся, награжденные похвальными листами
2013-2014 1308 99.9 3 45 (4.6%)
2014-2015 1342 100 5 41 (3.1%)
2015-2016 1401 100 4 55 (4.4%)
2016-2017 1455 100 16 76 (6.0%)
2017-2018 1576 100 9 84 (6.2%)
Представленные данные исследования за 2015-2018 гг. свидетельствует о позитивной динамике развития у обучающихся 10-11-х классов личностных качеств, составляющих основу предпринимательских способностей. Исследование показало, что развитие предпринимательских способностей дает возможность позитивного личностного роста, формирует обучающегося как личность активную, творческую и инициативную, что помогает сориентироваться в выборе профессии и вуза и в целом позволяет быть более успешным в дальнейшем. В рамках совместной деятельности школы и вуза значительно повысился процент поступления выпускников в высшую школу. Так, из 100% выпускников более 90% поступают в вузы; в частности, в 2015-2018 гг. более 35-40% поступили в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Результаты совместной деятельности школы и вуза повысили качество обучения и в целом рейтинг образовательного учреждения, что отражено в таблице 5.
Заключение
Внедрение идей формирования предпринимательских способностей в процессе обучения в системе «школа - вуз», реализации программ и интегрированных курсов подготовки обучающейся молодежи способствует формированию
предпринимательски активной и творческой личности обучающегося. Важнейшим условием этого взаимодействия является целостная система деятельности двух учреждений, направленная на подготовку предпринимательски активной, компетентной, конкурентоспособной, духовно-нравственной личности и её успешной самореализации в обществе.
Результаты совместной деятельности школы и вуза по проблеме формирования предпринимательских способностей обучающейся молодежи показали эффективность использования дополнительного «предпринимательского» измерения.
Основным механизмом развития предпринимательских способностей выступает совместная деятельность школы и университета в рамках функционирования вышеназванных центров и бизнес-инкубатора. Реализация программы бизнес-подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в условиях «школа - вуз» является современным эффективным инновационным проектом, который функционирует на основе взаимодействия государства, науки, образования и бизнеса.
Примечание
1. Федеральные государственные образовательные стандарты представлены на сайте https://fgos.ru/.
Список литературы
1. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород: Нижегородск. архит. -строит ун-т, 2013. 486 с.
2. Сорокоумова С.Н., Тарасов Д.Ю. Изучение субъективной картины мира студентов высшей школы // Приволжский научный журнал. 2010. № 4. С. 259-263.
3. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 276-281.
4. Малинин В.А., Грудзинский А.О. Интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний: «предпринимательская» модель // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1. С. 201-210.
5. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов строительных специальностей на современном рынке труда // Приволжский научный журнал. 2015. № 2 (34). С. 267-271.
6. Сулаева Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2011.151 с.
7. Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 56-63.
8. Филиппова Н.А. Формирование основ предпринимательской культуры старшеклассников // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 295-298.
9. Малинин В.А. Интеграция школы и вуза в условиях развития современной системы образования: Монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 246 с.
10. Грудзинский А.О., Чупрунов Е.В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 132-140.
11. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в Нижегородской области // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: Сборник статей по материалам VIII Международной научно -практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / Науч. ред. Н.В. Фадейкина, Э.Г. Скибицкий, О.В. Глушакова. Новосибирск: Новосибирский архит.-строит. ун-т, 2017. С. 150-153.
12. Sorokoumova S.N. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment / Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. V. 13. № 8. P. 5281-5293.
13. Experience of emotional and physical violence and psychological boundaries of personality of psychology students / Suvorova O.V., Ivanova N.V., Minaeva E.V., Mamonova Y.B., Sorokoumova S.N., Gutko A.V. // Espacios. 2017. V. 38. № 56. P. 34.
DEVELOPMENT OF SCHOOL STUDENTS' ENTREPRENEURIAL ABILITIES IN THE SYSTEM «SCHOOL - UNIVERSITY»
V.A. Malinin
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article highlights the need for the development of students' entrepreneurial competence in the «school-university» system. Based on the theoretical and methodological analysis, it has been proved that in modern conditions a new paradigm of interaction between the school and the university is being formed, which includes an additional «entrepreneurial» dimension. However, there are not so many works in which the development of entrepreneurial skills is studied in the «school-university» system. At the same time, introducing school and university students to the ideas of entrepreneurship in the «school-university» system will make it possible to ensure the continuity of the programs and the involvement of students in continuing education. The author presents conceptual provisions and characteristics of the program of business training for students. Program components include the business incubator, creative and information centers, and the study of integrated courses of economic orientation. Preparation of innovative entrepreneurs is noted as a novel element in relation to existing research. The special role of the business incubator as an educational structure is revealed on the example of the «school-university» integration complex created at the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod and at School No.187. The functions of the business incubator include: in-depth study of the subject, the development of creative research abilities and the development of entrepreneurial qualities of students in the framework of interaction with partner organizations. The diagnostic complex and the results of pedagogical monitoring of the research results are characterized. The positive impact of the proposed approach on the development of the most important personality traits of future entrepreneurs is demonstrated.
Keywords: entrepreneurial competence, entrepreneurial culture, integrative complex «school-university».