Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / агропромышленный комплекс / учебные учреждения / кадровая обеспеченность / профориентация / направления подготовки / образовательные программы / state support / agro-industrial complex / educational institutions / staffing / vocational guidance / areas of training / educational programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Миненко, М В. Селиверстов

В статье рассмотрены мероприятия по повышению кадрового потенциала агропромышленного комплекса Алтайского края, оценена значимость и степень вовлеченности в процесс профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки специалистов в сфере АПК, а также повышение уровня компетенции преподавателей образовательных учреждений, приведены результаты мероприятий, проводимых учебными заведениями в сфере АПК различного образовательного уровня. Сделан вывод о положительном воздействии проведённых мероприятий на обеспеченность АПК квалифицированными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN INCREASING THE HUMAN RESOURCES OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE ALTAI KRAI

The article considers measures to increase the personnel potential of the agroindustrial complex of the Altai Territory, assesses the significance and degree of involvement in the process of vocational guidance, training and retraining of specialists in the field of agroindustrial complex, as well as increasing the level of competence of teachers of educational institutions, the results of activities carried out educational institutions in the field of agro-industrial complex of various educational levels. The conclusion is made about the positive impact of the measures taken on the provision of the agro-industrial complex with qualified personnel.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-2-45-47

Аннотация. В статье рассмотрены мероприятия по повышению кадрового потенциала агропромышленного комплекса Алтайского края, оценена значимость и степень вовлеченности в процесс профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки специалистов в сфере АПК, а также повышение уровня компетенции преподавателей образовательных учреждений, приведены результаты мероприятий, проводимых учебными заведениями в сфере АПК различного образовательного уровня. Сделан вывод о положительном воздействии проведённых мероприятий на обеспеченность АПК квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: государственная поддержка, агропромышленный комплекс, учебные учреждения, кадровая обеспеченность, профориентация, направления подготовки, образовательные программы.

Положительной динамике в развитии предприятий агропромышленного комплекса России и Алтайского края во многом способствуют мероприятия, направленные на повышение кадрового потенциала АПК региона, значимую часть в которых составляет работа образовательных учреждений [1-4].

Так высокую эффективность в решении проблемы привлечения молодых кадров в сельскую местность показала организация профессиональной ориентации среди обучающихся сельских школ и профессиональных образовательных организаций, которая проводилась на системной основе в рамках реализации Концепции развития непрерывного аграрного образования в крае. Для формирования интереса школьников к специальностям аграрного профиля, их профессионального самоопределения силами Алтайского государственного аграрного университета продолжалась профориентационная работа в форме аг-роклассов. В 2018-2019 учебном году на базе университета была организована работа заочного агрокласса, количество обучающихся которого составило 51 человек (из 18 районов Алтайского края). Из них зачислено в АГАУ 22 выпускника сельских школ. В 2019-2020 учебном году, в

период с 28 октября по 27 декабря, в заочном агроклассе обучилось 24 человека [5].

Кроме этого, АГАУ в рамках заключенных ранее договоров продолжено сотрудничество с общеобразовательными организациями Косихинского и Тюменцевско-го районов, двумя средними общеобразовательными школами г. Барнаула (№ 60 и № 120), где созданы агроклассы, в соответствии с которыми университет обеспечивает научное и организационное сопровождение классов.

В 2020 году Алтайский агроуниверси-тет в числе других учебных заведений края активно участвовал в программе ярмарок профессий «Строим будущее Алтая», которые проводились в течение всего учебного года в районных центрах и городах региона. Профориентационная работа была проведена в 46 районах и 11 городах Алтайского края, а также в Республике Алтай, Новосибирской и Кемеровской областях, аудитория составила более 10 тыс. человек.

В рамках Всероссийского молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельских территориях, а также в целях популяриза-

ции профессий в сфере агропромышленного комплекса и профориентации сельской молодежи Минсельхозом Алтайского края организована работа рабочей группы по реализации на территории региона проекта «Своё дело в селе - смело!», в которую вошли преподаватели и аспиранты АГАУ. В 2019 году группой проведена работа в 8 районах края, аудитория составила 970 человек.

В 2019 году организовано, ставшее уже традиционным, участие обучающихся аграрных образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования в межрегиональном агропромышленном форуме «День сибирского поля - 2019».

Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК по про- граммам дополнительного профессионального образования, которое в 2019 году обеспечивалось на основе государственного контракта, прошли 593 работ- ника руководящего состава организаций АПК, в том числе руководители, главы КФХ и их заместители - 181 человек, главные специалисты - 133 человека, руководители и специалисты среднего звена - 238 человек. На финансирование данного мероприятия из краевого бюджета направлено 5,1 млн. рублей [6].

За последние три года на базе ФГБОУ ДПО «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса» прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования за счет всех источников финансирования более 5,2 тыс. работников АПК, из них свыше 1,8 тыс. человек - за счет средств краевого бюджета.

В целях повышения эффективности управления сельхозорганизациями в современных условиях проведено обучение 48 руководителей сельхозпредприятий всех организационно-правовых форм, в том числе 25 человек - по программе «Эффективное управление предприятием АПК». В рамках программ повышения квалификации рассмотрен широкий спектр актуальных вопросов, среди которых: стратегические ориентиры развития отрас-

ли в современных условиях, эффективные технологии производства продукции и управления организацией, в том числе финансовыми потоками, а также механизмы государственной поддержки сельскохозяйственного производства и другие [6; 7].

В целях содействия развитию малых форм хозяйствования в сельской местности в АИПК за счет средств федерального и краевого бюджетов реализовывался блок программ по основам организации предпринимательской деятельности в АПК: «Бизнес-планирование в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом мер государственной поддержки»; «Организация и функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства и их кооперация». Повышение квалификации в 2019 году прошли 85 слушателей.

Для увеличения доступности курсов повышения квалификации для работников отрасли использовались различные формы их реализации - очно- заочные, выездные занятия. В течение года были организованы и проведены 65 выездных учебных мероприятий на территории 33 районов края, что позволило повысить профессиональный уровень 896 работников АПК, в том числе 320 руководителям и специалистам АПК в рамках государственного контракта [6].

В рамках содействия повышению уровня компетентности преподавателей профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для сельскохозяйственной отрасли, овладения ими компетенциями и навыками применения современных технологических приемов, проведено обучение 25 преподавателей профессионального учебного цикла и мастеров производственного обучения краевых государственных профессиональных образовательных учреждений по программе «Современные машины и технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Методологические аспекты подготовки кадров для агропромышленного комплекса».

Таким образом, проводимая в Алтайском крае образовательными учреждениями работа по повышению кадрового потенциала охватывают широкий спектр ме-

роприятий, рассчитанный профориентаци- ников и руководителей предприятий АПК, онную деятельность со школьниками и на что благотворно влияет на развитие агро-разный уровень подготовки как будущих промышленного комплекса в целом. специалистов, так и действующих работ-

Библиографический список

1. Кожушко Е.А. Формирование кадрового потенциала в условиях цифровизации агропромышленного комплекса / Е.А. Кожушко, В.И. Кожушко // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных, экономических и естественных наук: теория и практика. Материалы национальной научной конференции Института агроинженерии. - 2020. - С. 173-182.

2. Шитова Т.В. К вопросу о кадровом потенциале в системе агропромышленного комплекса российской федерации // Аграрное и земельное право. - 2020. - №9 (189). - С. 3133.

3. Степанова Э.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - №1 (10). - С. 174-181.

4. Ерочкина Н.В. Кадровый потенциал предприятий АПК: состояние и перспективы развития / Н.В. Ерочкина, Л.Н. Потапова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - №6-1. - С. 37-41.

5. Министерство сельского хозяйства Алтайского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/agriculture/

6. Герауф Ю.В. Организация системы образовательной поддержки АПК Алтайского края / Ю.В. Герауф, Н.И. Глотова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2021. - №2. - С. 2935.

7. Бугай Ю.А. Формы и методы государственного регулирования в аграрной сфере // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - №4 (24). - С. 199208.

ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN INCREASING THE HUMAN RESOURCES OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE ALTAI KRAI

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article considers measures to increase the personnel potential of the agro-industrial complex of the Altai Territory, assesses the significance and degree of involvement in the process of vocational guidance, training and retraining of specialists in the field of agro-industrial complex, as well as increasing the level of competence of teachers of educational institutions, the results of activities carried out educational institutions in the field of agro-industrial complex of various educational levels. The conclusion is made about the positive impact of the measures taken on the provision of the agro-industrial complex with qualified personnel.

Keywords: state support, agro-industrial complex, educational institutions, staffing, vocational guidance, areas of training, educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.