УДК 331.1 Код ВАК 08.00.05 DOI: 10.32417/1997-4868-2020-199-8-80-89
Особенности подготовки кадров
ей
| для АПК Свердловской области
S
д Н. Б. Фатеева®
§ 1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия
^ BE-mail: [email protected]
Аннотация. Цель научного исследования - выявить проблемы обеспечения квалифицированными кадрами предприятий аграрной сферы АПК Свердловской области и предложить пути их решения. Для этого необходимо проведение серьезного и тщательного ее изучения, посредством социологических, аналитических и статистических методов. По мере повышения требований к рабочим кадрам, специалистам и руководителям возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки, создании эффективной системы непрерывного профессионального образования всех категорий работников. Известно, что источником пополнения трудовых ресурсов для сельскохозяйственных предприятий (и других сфер деятельности) является молодежь и в частности выпускники высших и средних учебных заведений. Результаты исследования. Для проведения объективной оценки обеспечения предприятий АПК Свердловской области молодыми специалистами в первую очередь необходимо определить уровень их заинтересованности в будущей профессии и желание работать в отрасли. Выбрав метод исследования, социологический опрос мы провели его среди студентов Уральского государственного аграрного университета во втором квартале 2019 года. Также были проведены сбор и анализ сведений о приеме на места в рамках квоты целевого приема по направлениям подготовки и специальностям в Уральском ГАУ за 2017-2019 годы. Изучив вопрос по профориентации школьников, необходимо усилить возрождение агроклассов и обратить особое внимание на населенные пункты, в которых ощущается нехватка высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Предлагается разработать online-платформу, которая даст возможность соединить потребности организаций в кадрах и вопрос об обеспечении студента местом практики и дальнейшего трудоустройства. Научная новизна исследования состоит в комплексе мер на основе всестороннего мониторинга состояния кадрового потенциала в АПК и включает в себя не только социально значимые направления, но и реальные механизмы их решения.
Ключевые слова: АПК, кадровый потенциал, анализ, мониторинг, подготовка кадров, обеспечение кадрами сельского хозяйства и АПК, программно-целевое регулирование, трудовые ресурсы села.
Для цитирования: Фатеева Н. Б. Особенности подготовки кадров для АПК Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2020. № 08 (199). С. 80-89. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-199-8-80-89.
Дата поступления статьи: 02.06.2020.
Постановка проблемы (Introduction)
Главная цель научного исследования заключается в выявлении проблемы обеспечения квалифицированными кадрами предприятий аграрной сферы АПК Свердловской области и предложении путей их решения, проведении анализа эффективности принимаемых мер и разработке дополнительных механизмов кадрового обеспечения АПК Свердловской области.
Методология и методы исследования (Methods)
Для проведения объективной оценки обеспечения предприятий АПК Свердловской области молодыми специалистами в первую очередь необходимо определить 0 уровень их заинтересованности в будущей профессии и о желание работать в отрасли. Методы исследования ис-
(N
„ пользовались статистические, аналитические, социологией
« ческие.
Результаты (Results)
ф Выбрав метод исследования, социологический опрос i_q мы провели его среди студентов Уральского государствен© 80
ного аграрного университета во втором квартале 2019 года. В результате анкетирования было опрошено 453 человека (2, 3, 4 курсы). Из них: 67,1 % в возрасте 18-19 лет; 32,9 % в возрасте от 20 и более лет.
Установлено, что постоянную регистрацию по месту жительства имеют студенты 40,27 % на селе и 59,73 % в городе. Снижение числа студентов из сельской местности обусловлено оттоком населения в основном молодых и работоспособных граждан из села в город, в связи с существенной разницей в развитии социальной инфраструктуры, величины заработной платы, наличия свободных рабочих мест и т. п.
На вопрос «Чем обосновано ваше решение учиться в аграрном вузе?» ответы распределились следующим образом: 55 % - заинтересованность в специальности; 8,7 % -бюджетное место; 0,3 % - низкая цена за обучение; 26 % -обстоятельства (случайность); 10 % - по совету.
Необходимо отметить, что чуть больше половины студентов (55 %) проявили заинтересованность в будущей
профессии. Однако 45 % не определились, для чего они учатся в аграрном вузе и нужна ли им выбранная специальность. В конечном итоге это, несомненно, скажется на их профессионализме и закрепляемости на предприятиях АПК. В целом 55 % студентов проявили заинтересованность в будущей специальности, и это неплохой результат. Почти половина дали другой ответ, это говорит о том, что у молодежи нет определенности, кем бы они хотели работать и для чего получают высшее аграрное образование.
По итогам анкетирования установлено, что только 41 % студентов планируют работать по специальности, 36,9 % затруднились с ответом, 22,1 % категорично заявили, что не собираются работать на сельскохозяйственных предприятиях. Следует отметить, что переломить данную ситуацию возможно только при усилении профориентации студенческой молодежи и создания условий для молодых специалистов. «Планируете ли вы после окончания учебного заведения работать по сельскохозяйственной специальности?» ответы распределились так: 41 % да; 22,1 % - нет; 36,9 % - затрудняются с ответом.
На вопрос «Где бы вы хотели работать на сельскохозяйственном предприятии, в сельской местности или в городе?» ответы распределились следующим образом: 53,69 % - в городе; 25,5 % - в сельской местности; 20,81 % - нет ответа.
Почему многие абитуриенты идут в вузы аграрного направления, а затем после его окончания пытаются найти работу в других отраслях народного хозяйства или государственных учреждениях? В основе их решения не работать на селе лежат, прежде всего, проблемы социально-экономического характера: благоустроенное жилье, наличие в сельском поселении медпункта, дошкольного учреждения, школ и других объектов социальной инфраструктуры. Особое место занимают организация и оплата труда, уровень модернизации и технологическое состояние агарного производства, например, роботизация, компьютеризация и другие инновации.
На вопрос: «Что нужно, по-вашему, сделать, чтобы снизить уровень безработицы на селе?» студенты ответили, что необходима популяризация труда в сфере сельского хозяйства.
Самыми популярными оказались ответы «создать условия для формирования и развития фермерских хозяйств» и «улучшить транспортную связь между населенными пунктами, селом и городом», «все варианты» - так считают 45 % опрошенных. За восстановление крупных сельскохозяйственных предприятий и комплексов, проведение профессионального обучения и переподготовки 31 % опрошенных студентов, остальные опрошенные считают, что нужно развивать несельскохозяйственную трудовую деятельность. Необходимо отметить, что большинство опрошенных студентов предложили реальные пути развития сельскохозяйственного производства, а не остались безучастными. Таким образом, студенты университета заинтересованы в положительных изменениях отрасли.
На вопрос «Если бы вам предложили подъемные средства в развитый район сельской местности, согласились бы вы там работать?» 52 % опрошенных ответили да, 19 % - «в зависимости от суммы подъемных», 29 % - нет.
На основании проведенного опроса установлено, что о возможности получить подъемные средства знает не каждый. Это показывает недостаточную эффективность использования информационных ресурсов при реализации государственных специальных программ.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что производительность труда зависит от уровня профессионального образования работников предприятия. Инвестиции в человеческий капитал не только создают благоприятные условия для развития кадрового потенциала предприятий, но и становятся эффективным вложением средств в их развитие. Финансовые вложения, осуществляемые в развитие кадрового потенциала, провоцируют рост производительности труда и, как следствие, повышают экономическую эффективность работы предприятия [8, с. 31], [9, с. 1321], [10, с. 118].
Так, согласно программе «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 годы», работа по кадровому обеспечению реализовывалась в следующих основных направлениях:
- закрепление кадров в АПК посредством улучшения жилищных условий и материального стимулирования;
- целевая подготовка руководителей и кадров АПК высшего звена;
- расширение подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях начального профессионального образования за счет работы со службами занятости на местах;
- повышение квалификации механизаторов, способных эффективно и качественно работать на современной энергонасыщенной самоходной сельскохозяйственной технике.
- доступность для сельской молодежи высшего профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда;
- развивающаяся система непрерывного сельскохозяйственного образования;
- формирование кадрового потенциала путем прохождения учебных и производственных практик на лучших предприятиях агропромышленного комплекса Свердловской области;
- внедрение системы дистанционного обучения.
Однако в Свердловской области после 2015 года такая
программа не разработана. Это, несомненно, сдерживает дальнейшее развитие кадрового потенциала АПК. Программа кадрового обеспечения АПК Свердловской области крайне необходима на современном этапе. Она должна быть разработана в ближайшее время Министерством АПК и потребительского рынка совместно с Уральским государственным аграрным университетом, Ассоциацией отраслевых союзов АПК Свердловской области под патронажем Правительства Свердловской области.
Был проведен сбор и анализ сведений о приеме на места в рамках квоты целевого приема по направлениям подготовки и специальностям в Уральском ГАУ за 20172019 годы.
На основании детального анализа установлено количество студентов, обучающихся на основании заключения договора о целевом обучении с организациями АПК
И о о ¡3
0
1
ч £
о о V ,
О
ю о
ей «
о X
о «
СО
Свердловской области, за период 2017-2019 годов, представленное в таблице 1.
Для объективной оценки распределения потребности в трудовых ресурсах по хозяйствам региона нами проанализирована потребность в специальностях по предприятиям.
Для этого были изучены и проанализированы приказы о зачислении студентов на места в рамках квоты целевого приема.
Более подробные сведения о потребностях организаций в агрокадрах показаны в таблице 2.
Согласно данным, представленным в таблице 1, можно выделить несколько направлений подготовки, пользующихся спросом на предприятиях АПК:
- ветеринария;
- агроинженерия;
- эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов;
- агрономия;
- зоотехния.
Такая ситуация связана в основном со спецификой организаций, заключивших договор о целевом обучении, и с высоким уровнем конкурса при поступлении, т. к. по перечисленным выше специальностям образовательная деятельность в Свердловской области осуществляется только в Уральском ГАУ
Рассмотрев таблицу 2, мы видим, что не более 5 организаций постоянно заключают договоры на целевое обучение студентов, тем самым обеспечивая себя в будущем квалифицированными молодыми кадрами. Однако по отношению к 2017/2018 году в 2019 году появились новые организации, вступившие в сотрудничество с Уральским ГАУ Это говорит о расширении территориальной заинтересованности в агрокадрах.
Решить проблему молодых кадров на селе можно, возродив так называемые агроклассы, где в рамках программы средней общеобразовательной школы происходит профориентация ребят. В советское время именно такие классы были первым этапом воспитания будущих специалистов-аграриев - агрономов, зоотехников, механизаторов.
Например, в Уральской ГСХА долгое время успешно велась работа по организации сельскохозяйственных классов, но из-за демографического спада, а затем введения ЕГЭ все меньшее число школ заключали договоры о совместном сотрудничестве. Начиная с 2012 года подъем количества абитуриентов начинает восстанавливаться. В 2013/2014 учебном году были заключены последние договоры о совместной работе со школами, а в дальнейшем работа агроклассов прекратилась. Сегодня же проект аг-роклассов возобновился, и необходимо усилить возрождение агроклассов и обратить особое внимание на населенные пункты, в которых ощущается нехватка высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве.
Сейчас центр профессионального развития молодежи при Уральском ГАУ ведет работу со следующими школами:
- МАОУ «СОШ д. Починок», МАОУ «СОШ с. Тара-сково» (Новоуральский ГО);
- СОШ № 142, СОШ № 137 (Чкаловский район);
- СОШ № 165 (Кировский район);
- СОШ № 117, № 98, № 144 (Орджоникидзевский район);
- СОШ № 7, МАОУ «Еврогимназия» (г. Ревда);
- СОШ № 7 (Сысертский ГО);
- СОШ № 7 (г. Асбест).
Основной целью данного проекта является развитие совместной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках Агропромышленного комплекса путем создания агроклассов на базе школ Свердловской области.
Достижение данной цели планируется путем выполнения следующих задач:
- повышение эффективности профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных организаций;
- оказание помощи сельской молодежи в вопросах профессиональной ориентации в рамках развития агропромышленного комплекса, а также карьерного и личностного роста;
- формирование у молодежи личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их в общественной и научной деятельности;
- вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Свердловской области;
- социальная адаптация и психологическое сопровождение молодежи;
- создание системы работы по повышению социального статуса и престижа аграрных профессий, совершенствование работы по поддержанию положительного имиджа аграрных профессий в профессиональных, академических и деловых сообществах.
Целевой группой данного проекта являются обучающиеся 8-11 классов и педагоги общеобразовательных школ Свердловской области.
С целью выработки мер поддержки для развития кадрового потенциала села утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», которая открывает новые возможности и поможет еще большему числу молодых людей сделать жизненный выбор в пользу села. Проект по созданию и развитию агро-классов на базе школ направлен в том числе и на реализацию данной программы.
Одной из задач Национального проекта «Образование» 2018-2024 (от 24.12.18 г.) является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Именно эту цель в том числе и преследует проект «Агроклассы: первый шаг в успешное будущее».
И о
о
¡=¡
о
Table 1
Information on the distribution of students by training areas to places within the target admission quota for
2017-2019
Direction of preparation 2017 year 2018 year 2019 year
Form of trainins Form of trainins Form of trainins
Fulltime Distance Fulltime and distance Fulltime Distance Fulltime and distance Fulltime Distance Fulltime and distance
Technological machines and equipment 0 0 0 4 0 0 5 0 0
Animal food products з 0 0 4 0 0 5 0 0
Technosphere security 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Land management and cadastres ¡s s 0 20 10 0 ¡s 9 0
Operation of transport and technological machines and complexes 22 10 0 22 ¡2 0 ¡б 9 0
Agronomy 10 У 0 ¡У ¡¡ 0 ¡б ¡2 0
Gardening з 0 0 ¡2 0 0 ¡5 0 0
Agricultural engineering 25 s 0 45 s 0 4б 4 0
Technology of production and processing of agricultural products ¡з б 0 ¡2 s 0 ¡¡ б 0
Landscape architecture ¡ 0 0 9 0 0 ¡¡ 0 0
Veterinary and sanitary expertise ¡ з 0 ¡2 з 0 ¡У з 0
Zootechny б У 0 ¡з s ¡ ¡4 10 0
Economy 4 0 4 0 0 5 0 0 з
Management ¡ 0 ¡ ¡ 0 2 0 0 ¡
Personnel management 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Commodity research 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Tourism 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Professional training (by industry) 0 0 0 з 0 0 з 0 0
Veterinary medicine 54 0 ¡ уз 0 2 У9 0 4
Total: 2¡б 3¡б 3¡У
Таблица 1
Сведения распределения обучающихся по направлениям подготовки на места в рамках квоты целевого
приема за 2017-2019 годы
Направление подготовки 2017 год 2018 год 2019 год
Форма обучения Форма обучения Форма обучения
Очная Заочная Очно-заочная Очная Заочная Очно-заочная Очная Заочная Очно-заочная
Технологические машины и оборудование О О О 4 О О 5 О О
Продукты питания животного происхождения 3 О О 4 О О 5 О О
Техносферная безопасность О О О О О О О О О
Землеустройство и кадастры 18 8 О 2О 1О О 18 9 О
Эксплуатация транспортно-тех-нологических машин и комплексов 22 1О О 22 12 О 16 9 О
Агрономия 1О 7 О 17 11 О 16 12 О
Садоводство 3 О О 12 О О 15 О О
Агроинженерия 25 8 О 45 8 О 46 4 О
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции 13 6 О 12 8 О 11 6 О
Ландшафтная архитектура 1 О О 9 О О 11 О О
Ветеринарно-санитарная экспертиза 1 3 О 12 3 О 17 3 О
Зоотехния 6 7 О 13 8 1 14 1О О
Экономика 4 О 4 О О 5 О О 3
Менеджмент 1 О 1 1 О 2 О О 1
Управление персоналом О О О О О О О О О
Товароведение О О О О О О О О О
Туризм О О О О О О О О О
Профессиональное обучение (по отраслям) О О О 3 О О 3 О О
Ветеринария 54 О 1 73 О 2 79 О 4
Всего: 216 316 317
Таблица 2
Сведения об организациях, заключивших договор о целевом обучении гражданина в Уральском ГАУ
за 2017-2019 гг.
Наименование организации 2017 2018 2019
Ирбитский молочный завод 3 2
Уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства 14
Птицефабрика «Рефтинская» 2 6
Уралплемцентр 1 2
Администрация Режевского городского округа 1
Свердловская областная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных 2 6
Администрация Сосновского муниципального района 1
Сухоложская ветеринарная станция 1
Сысертская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных 2
Верхотурская ветеринарная станция 1 1
Сельскохозяйственный производственный кооператив «8-е Марта» 1
Курганский центр ветеринарии 1 1
Туринская ветеринарная станция 2
Свердловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору 2 2
Белоярская ветеринарная станция 1 2
Артинская ветеринарная станция 1 1
Федеральное государственное унитарное предприятие «Совхоз Знаменский» 1
Полевская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных 1 1
Племенной птицеводческий завод «Свердловский»
Администрация Талицкого городского округа 2
Министерство АПК и продовольствия Свердловской области 33
Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук 19
ОАО Учебно-опытное хозяйство «Уралец» 1 8
СОГУП «Областной центр недвижимости» - филиал БТИ 2
Красноуфимский аграрный колледж 1 1
Большеистокское ремонтно-техническое предприятие с базой снабжения 9
Администрация Каслинского муниципального района 1
Областная ветеринарная лаборатория 7
ГБУ СО Управление ветеринарии г. Екатеринбурга 3
Россельхознадзор по Свердловской области 6
Управление образования Асбестовского района 1
Екатеринбургский энергетический техникум 1
Уральский ГАУ 1
Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных 2
Екатеринбургский зоопарк 2
Добрянская СББЖ 1
СПК «Килачевский» 2
СПК «Колхоз им. Чапаева» 2
ООО «ППР «Свердловский» 2
ЗАО «Агрофирма «Патруши» 5
КФХ Дворницкий Д. В. 3
Индивидуальный предприниматель Мордвинкин Геннадий Семенович 1
Крестьянское хозяйство Аникьева Анатолия Владимировича 2
СПК «Глинский» 3
ПАО «Каменское» 3
ЗАО «Талицкое» 2
Крестьянское хозяйство Чурманова Михаила Витальевича 1
ООО «Лебедкинский» 1
ИП Мошнин Юрий Алексеевич 1
СПК им. Жукова 2
АО АПК «Белореченский» 2
ООО «Роща» 1
ГУП СО «Совхоз «Шумихинский» 3
СПК Колхоз «Урал» 2
ООО «Ямовский» 1
ООО «Деевское» 2
ООО «Агрофирма «Байкаловская» 1
Крестьянское (фермерское) хозяйство Терещенко Алены Валерьевны 1
ООО «Бородулинское» 2
ПСК «Совхоз Накаряковский» 1
ИП Опалев Е. С. - глава КФХ 2
ООО «Агрофирма Манчажская» 1
ООО «Розовый лотос» 1
АО «Тепличное» 3
ООО «БМК» 1
ИП Глава КФХ Овчинников Василий Иванович 1
ИП Глава КФХ Дергачева Светлана Игоревна 1
Итого: 36 100 47
Table 2
Information about organizations that have signed a contract for targeted training of a citizen in the Ural State
Agrarian University for 2017-2019
Name of the organization 2017 2018 2019
Irbit dairy plant 3 2
Ural research institute of agriculture 14
Poultry Farm "Reftinskaya " 2 6
Uralplemtsentr 1 2
Administration of the Rezh urban district 1
Sverdlovsk regional veterinary station on struggle against illnesses of animals 2 6
Administration of the Sosnovskiy municipal district 1
Sukhoy log veterinary station 1
Sysert' veterinary station for the control of animal diseases 2
Verkhotur 'e veterinary station 1 1
Agricultural production cooperative "March 8th " 1
Kurgan veterinary center 1 1
Turin veterinary station 2
Sverdlovsk reference center of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance 2 2
Beloyarsk veterinary station 1 2
Arti veterinary station 1 1
Federal state unitary enterprise "State farm Znamenskiy" 1
Polevskaya veterinary station for the control of animal diseases 1 1
Breeding poultry plant "Sverdlovskiy"
Administration of Talitsa city district 2
Ministry of agriculture and food of the Sverdlovsk region 33
Ural Federal agricultural research center of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences 19
JSC Educational and experimental farm "Uralets" 1 8
Specialized Regional State Unitary Enterprise "Regional Real Estate Center" - branch of Bureau of Technical Inventory 2
Krasnoufimsk agricultural college 1 1
Bolshoy Istok repair and technical enterprise with a supply base 9
Administration of the Kasli municipal district 1
Regional veterinary laboratory 7
State budgetary institution of the Sverdlovsk region "Veterinary Administration of the city of Ekaterinburg" 3
Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision in the Sverdlovsk Region 6
Department of Education of the Asbest region 1
Ekaterinburg Power Engineering College 1
Ural State Agrarian University 1
Talitsa veterinary station for combating animal diseases 2
Ekaterinburg Zoo 2
Dobryanka station for the fight against animal diseases 1
Agricultural production cooperative "Kilachevsky" 2
Agricultural production cooperative "Collective Farm named after Chapaev" 2
LLC Tribal Poultry Reproducer "Sverdlovskiy" 2
CJSC "Agricultural company "Patrushi " " 5
Peasant farm Dvornitskiy D. V. 3
Individual entrepreneur Mordvinkin Gennady Semenovich 1
Peasant farm Anikiev Anatoliy Vladimirovich 2
Agricultural production cooperative "Glinskiy" 3
PJSC "Kamenskoe" 3
CJSC "Talitskiy" 2
Peasant farm Churmanov Mikhail Vitalievich 1
LLC "Lebedinskiy" 1
Individual entrepreneur Moshnin Yuriy Alekseevich 1
Agricultural production cooperative named after Zykov 2
JSC Agro-industrial complex "Belorechenskiy" 2
LLC "Roshcha" 1
State unitary enterprise of Sverdlovsk region "State farm "Shumikhinsky" 3
Agricultural production cooperative Collective Farm "Ural" 2
LLC "Yamovsky" 1
LLC "Deevskoe" 2
LLC "Agrofirma "Baykalovskaya" 1
Peasant farm Tereshchenko Alyona Valeryevna 1
LLC "Borodulin" 2
Production agricultural cooperative "State farm Nakaryakovskiy" 1
Individual entrepreneur Opalev E. S. - the head of farm 2
LLC "Agrofirm Manchazhskaya " 1
LLC "Rozovyy lotos" 1
JSC "Teplichnoe" 3
LLC "BMK" 1
Individual entrepreneur - head of peasant farm Ovchinnikov Vasiliy Ivanovich 1
Individual entrepreneur - head of peasant farm Dergacheva Svetlana Igorevna 1
Total: 36 100 47
M o o ¡3 o
et «
S S
О
к
о «
со
Основным источником высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства Свердловской области является Уральский ГАУ, в его составе имеется факультет среднего профессионального образования. В целях повышения качества обучения и в связи с модернизацией и развитием производства осуществляется опережающее обучение, постоянно совершенствуется учебно-материальная база, оснащаются учебно-производственные мастерские, лаборатории, применяются инновационные педагогические технологии, к преподаванию привлекаются практики, прошедшие все ступени профессии. Однако для создания высококвалифицированного специалиста требуется еще и обратная связь от сельхозтоваропроизводителей, которые должны высказать свои требования к уровню квалификации специалиста.
Выпускники агроклассов являются потенциальными абитуриентами Уральского ГАУ. Кроме того, выпускники агроклассов могут воспользоваться договором на целевое обучение. Целевая подготовка - это целевая контрактная подготовка специалистов, представляющая собой прием абитуриентов в рамках плана набора по отдельному конкурсу.
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области совместно с Уральским ГАУ осуществляет целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием по очной форме обучения.
Основная проблема, волнующая многих абитуриентов, - как не ошибиться с профессией и сделать правильный выбор. На самом деле немногие точно знают, кем хотят стать. По результатам социологического опроса в университете среди студентов, аграрную профессию выбрали случайно и по обстоятельствам не связанным с заинтересованностью специальностью 26 % опрошенных, но в процессе обучения у большинства студентов отношение к выбранной специальности поменялось в лучшую сторону. У студентов старших курсов во время производственной практики приходит осознание нужности и важности выбранной профессии, а главное - желание работать по специальности.
Многие предприятия Свердловской области согласны сотрудничать с Уральским ГАУ и принимать студентов на практики, после чего с удовольствием принимают молодых специалистов в ряды своих сотрудников. Что касается вопроса о целевом обучении, в соответствии с федеральным законом № 337-ФЗ от 3 августа 2018 года договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вправе заключить гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе. Поэтому считаем целесообразным информировать студентов о возможности заключения договора целевого обучения (например, с 3 курса) с дальнейшим распределением студента на работу после получения диплома государственного образца. Возможность соединить потребности организаций
в кадрах и вопрос об обеспечении студента местом практики и дальнейшего трудоустройства может выразиться в разработке и создании online-платформы.
Online-платформа - это виртуальная информационная среда, позволяющая обеспечить организацию трудовыми ресурсами, а студентов - местом работы.
Такая платформа может выполнять сразу несколько функций:
1) отвечать требованиям цифровизации экономики;
2) наладить взаимодействие министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области с аграрным университетом для:
- обеспечения АПК Свердловской области квалифицированными кадрами;
- расширения базы организаций для сотрудничества;
- повышения уровня трудоустройства выпускников по профессии;
- реализации государственных программ направленных на развитие сельских территорий.
Учитывая обзор и технические требования к платформе, стоит отметить ее возможность трансформировать механизмы реализации государственных программ, публиковать научные проекты конкретных студентов, которыми могут заинтересоваться работодатели, а самое главное - продвинуть будущего специалиста и, возможно, обеспечить его местом прохождения практики или даже работы. Модератором платформы может быть отдел практик и трудоустройства Уральского ГАУ
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
За последние годы на федеральном уровне приняты серьезные судьбоносные для АПК страны нормативно-правовые документы, и импортозамещение постепенно уступает место экспортоориентированному сельскохозяйственному производству. Утверждены и действуют следующие документы:
- Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ с изменениями и дополнениями;
- Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 966 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 20172025 годы»;
- Указ Президента РФ № 20 от 21.01.2020 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 22.04.2019 г. № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы».
Это крайне необходимо и своевременно для обеспечения поступательного интенсивного развития отрасли. Но успешное развитие АПК напрямую зависит от кадрового обеспечения сельского хозяйства. Поэтому на федеральном уровне должна быть утверждена «Стратегия развития аграрного образования в РФ до 2030 г.», разработанная Министерством сельского хозяйства России. В решении вопросов о подготовке в деле закрепления и обеспечения организации АПК квалифицированными кадрами может помочь государственная программа, которая определит
организационно-экономический механизм подготовки непрерывного образования «школа - колледж - вуз», апро-квалифицированных кадров для агропромышленного ком- бированного в Уральском ГАУ инновационного проекта плекса страны. «Агроклассы», системы целевого приема абитуриентов и
На региональном уровне Свердловской области необ- целевого обучения старших курсов, когда студенты более ходимо разработать и утвердить долгосрочную отрасле- ориентированы в выбранной профессии, а также исполь-вую целевую программу «Обеспечение квалифицирован- зование современной онлайн-платформы для более каче-ными кадрами организаций АПК Свердловской области ственной организации практик и трудоустройства выпуск- о на 2020-2030 гг.», включающую в себя развитие системы ников. n
o
Библиографический список ^
1. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 48 с.
2. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. № 7 (125). С. 84-87.
3. Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Петрова Л. Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития сельских территорий (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2017. № 9 (163). С. 14.
4. Донник И. М, Карпухин М. Ю., Воронин Б. А. [и др.] Формирование квалифицированного специалиста, патриота и гражданина в аграрном вузе. Екатеринбург, 2016. 264 с.
5. Иншаков В. А. Формирование социально-профессионального статуса молодых специалистов сельского хозяйства в регионе [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-sotsialno-professionalnogo-statusa-molodyh-spetsialistov-selskogo-hozyaystva-v-regione (дата обращения: 25.08.2019).
6. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://bud-getrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm (дата обращения: 25.08.2019).
7. Кучеров А. С. О закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-form-vzaimodeystviya-agramyh-vuzov-selskih-shkol-i-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley-kak-uslovie (дата обращения: 25.08.2019).
8. Nabokov V. I., Mingalev V D., Pustuyev A. L., Sharapova V. M., Grytsova O. A., Rubayeva O. D., Razorvin I. V. Marketing information analysis on educational service quality in terms of innovative activity // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAS. 2018. March Special Edition. Pp. 31-38.
9. Kulagina N. A., Bobryshev A. N., Sulumov S. K., Chaykovskaya L. A., Smirnova A. V. Personnel Potential Of The Agrarian Sector Of The Economy Of The Southern Russia: Regularities And Prospects Of Development // Research Journal of Pharmaceutical Biological and Chemical Science. 2018. Vol. 9. No. 6. Pp. 1321-1328.
10. Khokhlova M. G. Youth labour market: European experience in Russian context // World E^nomy and International Relations. 2019. Vol. 63. No. 9. Pp. 118-128.
11. Малышева Н. И. Привлечение и закрепление молодых специалистов на предприятии: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ceninauku.ru/page_31235.htm (дата обращения: 29.04.2019).
12. Мануковская М. В., Корыстин М. И., Климова Е. А. Адаптации молодых специалистов в новом коллективе [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsuet.ru/science/conference2015/2015_11_11_sbornik.pdf. (дата обращения: 29.04.2019).
13. Молодые сельские специалисты «Tverlife.ru» [Электронный ресурс] // Сайт Минсельхоза России. URL: http://www. mcx.ru/news/news/show/35420.htm (дата обращения: 25.11.2019).
14. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://base.garant.ru/71795738/ (дата обращения: 26.11.2019).
15. Организация профориентационной работы и взаимодействие аграрных вузов России с сельскими школами: науч. изд. М.: Росинформагротех, 2014. 49 с.
16. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 25.11.2019).
17. Петрова Л. Н., Куимова В. А., Шарипова Н. Ф. Особенности закрепления кадрового потенциала на предприятиях АПК // Теория и практика управления сельским хозяйством: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора А. Л. Пустуева. Екатеринбург, 2019. С. 353-356.
18. Проблемы и перспективы сельских территорий: позиция молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www. mpcentre.ru. (дата обращения: 25.11.2019).
19. Скобелина М. С. Некоторые факторы, влияющие на трудоустройство современных выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-faktory-vliyayuschie-na-trudoustroystvo-sovremennyh-vypusknikov (дата обращения: 25.11.2019).
20. Фатеева Н. Б., Петрова Л. Н., Шарипова Н. Ф. Государственная политика в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий // Экономика и управление: современные проблемы: материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». Екатеринбург, 2018. Том 2. С. 156-161.
ct «
S
Об авторах:
Наталья Борисовна Фатеева1, старший преподаватель, ORCID 0000-0001-7459-8816, AuthorlD 651839; + 7 (343) 221-41-12, [email protected]
1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия
Features of training for the agricultural sector of the Sverdlovsk region
я
§ N. В. Fateeva10
CO 1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia
BE-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of the research is to identify the problems of providing qualified personnel for agricultural enterprises of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region and suggest ways to solve them. For this, it is necessary to conduct a serious and thorough study of it, through sociological, analytical and statistical methods. As the requirements for workers, specialists and managers increase, the need for improving the forms and methods of their training, creating an effective system of continuing professional education for all categories of workers increases. It is known that the source of replenishment of labor resources for agricultural enterprises (and other fields of activity) is young people and, in particular, graduates of higher and secondary educational institutions Results of the study: in order to conduct an objective assessment of providing agricultural enterprises in the Sverdlovsk region with young specialists, it is first necessary to determine the level of their interest in a future profession and the desire to work in the industry. Choosing a research method, a sociological survey we conducted it among students of the Ural State Agrarian University in the second quarter of 2019. Also, information was collected and analyzed on admission to places under the targeted admission quota in the areas of training and specialties at the Ural State Agrarian University for 2017-2019. Having studied the issue of career guidance for schoolchildren, it is necessary to strengthen the revival of agricultural classes and pay special attention to settlements in which there is a shortage of highly qualified personnel in agriculture. It is proposed to develop an online platform that will provide an opportunity to combine the needs of organizations in personnel and the issue of providing the student with a place of practice and further employment. The scientific novelty of the study consists in a set of measures, based on comprehensive monitoring of the state of personnel potential in the agricultural sector and includes not only socially significant areas, but also real mechanisms for their solution
Keywords: agro-industrial complex, personnel potential, analysis, monitoring, training, provision of personnel for agriculture and agro-industrial complex, program and target regulation, rural labor resources.
For citation: Fateeva N. B. Osobennosti podgotovki kadrov dlya APK Sverdlovskoy oblasti [Features of training for the agricultural sector of the Sverdlovsk region] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2020. No. 08 (199). Pp. 80-89. DOI: 10.32417/19974868-2020-199-8-80-89. (In Russian.)
Paper submitted: 02.06.2020.
References
1. Vedomstvennyy proekt "Tsifrovoe sel'skoe khozyaystvo" [Departmental project "Digital Agriculture"]. Moscow: FGBNU "Rosinformagrotekh", 2019. 48 p. (In Russian.)
2. Voronin B. A., Fateeva N. B. Gosudarstvennaya politika v agrarnoy sfere Rossiyskoy Federatsii [State policy in the agricultural sector of the Russian Federation] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 7 (125). Pp. 84-87. (In Russian.)
3. Voronin B. A., Voronina Ya. V, Fateeva N. B., Petrova L. N. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh territoriy (na primere Sverdlovskoy oblasti) [Actual problems of socio-economic development of rural territories (on the example of the Sverdlovsk region)] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2017. No. 9 (163). P. 14. (In Russian.)
4. Donnik I. M, Karpukhin M. Yu., Voronin B. A., et al. Formirovanie kvalifitsirovannogo spetsialista, patriota i grazhdanina v agrarnom vuze [Formation of a qualified specialist, patriot, and citizen in an agricultural university]. Ekaterinburg, 2016. 264 p. (In Russian.)
5. Inshakov V A. Formirovanie sotsial'no-professional'nogo statusa molodykh spetsialistov sel'skogo khozyaystva v regione [Formation of the socio-professional status of young agricultural specialists in the region] [e-resource]. URL: http://chelove-knauka.com/formirovanie-sotsialno-professionalnogo-statusa-molodyh-spetsialistov-selskogo-hozyaystva-v-regione (appeal date: 25.08.2019). (In Russian.)
6. Kontseptsiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii [The concept of state youth policy of the Russian Federation] [e-resource]. URL: http://budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vest-niksf141-10090.htm (appeal date: 25.08.2019). (In Russian.)
7. Kucherov A. S. O zakreplyaemosti molodykh spetsialistov v se'skokhozyaystvennom proizvodstve [About the consolidation of young specialists in agricultural production] [e-resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-form-vzaimodeystviya-agrarnyh-vuzov-selskih-shkol-i-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley-kak-uslovie (appeal date: 25.08.2019). (In Russian.)
8. Nabokov V. I., Mingalev V D., Pustuyev A. L., Sharapova V. M., Grytsova O. A., Rubayeva O. D., Razorvin I. V. Marketing information analysis on educational service quality in terms of innovative activity // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAS. 2018. March Special Edition. Pp. 31-38. o
9. Kulagina N. A., Bobryshev A. N., Sulumov S. K., Chaykovskaya L. A., Smirnova A. V. Personnel Potential Of The Agrarian § Sector Of The Economy Of The Southern Russia: Regularities And Prospects Of Development // Research Journal of Pharma- § ceutical Biological and Chemical Science. 2018. Vol. 9. No. 6. Pp. 1321-1328. y
10. Khokhlova M. G. Youth labour market: European experience in Russian context // World Economy and International Relations. 2019. Vol. 63. No. 9. Pp. 118-128.
11. Malysheva N. I. Privlechenie i zakreplenie molodykh spetsialistov na predpriyatii: problemy i puti resheniya [Attracting and retaining young specialists in the enterprise: problems and solutions] [e-resource]. URL: http://www.ceninauku.ru/ page_31235.htm (appeal date: 29.04.2019). (In Russian.)
12. Manukovskaya M. V., Korystin M. I., Klimova E. A. Adaptatsii molodykh spetsialistov v novom kollektive [Adaptations of young specialists in a new team] [e-resource]. URL: http://www.vsuet.ru/science/conference2015/2015_11_11_sbornik.pdf (appeal date: 29.04.2019). (In Russian.)
13. Molodye sel'skie spetsialisty "Tverlife.ru" [e-resource] // Ofitsial'nyy internet-portal Ministerstva sel'skogo khozyaystva. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/35420.htm (appeal date: 25.11.2019). (In Russian.)
14. Natsional'nyy doklad "O khode i rezul'tatakh realizatsii v 2016 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, sy''ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody" [National report "About the progress and results of the implementation in 2016 of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020"] [e-resource] // Informatsi-onno-pravovoy portal Garant.ru. URL: http://base.garant.ru/71795738/ (appeal date: 26.11.2019). (In Russian.)
15. Organizatsiya proforientatsionnoy raboty i vzaimodeystvie agrarnykh vuzov Rossii s sebskimi shkolami: nauch. izd. [Organization of career guidance work and the interaction of agricultural universities in Russia with rural schools: scientific edition]. Moscow: Rosinformagrotekh, 2014. 49 p. (In Russian.)
16. Ofitsial'nyy internet-portal Ministerstva sel'skogo khozyaystva [Official website of the Ministry of Agriculture]. URL: http://www.mcx.ru (appeal date: 25.11.2019). (In Russian.)
17. Petrova L. N., Kuimova V. A., Sharipova N. F. Osobennosti zakrepleniya kadrovogo potentsiala na predpriyatiyakh APK [Features of securing human resources at agricultural enterprises] // Teoriya i praktika upravleniya sel'skim khozyaystvom: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu so dnya rozhdeniya doktora eko-nomicheskikh nauk, professora A. L. Pustueva. Ekaterinburg, 2019. Pp. 353-356. (In Russian.)
18. Problemy i perspektivy sel'skikh territoriy: pozitsiya molodezhi [Problems and prospects of rural areas: the position of youth] [e-resource]. URL: http://www.mpcentre.ru. (appeal date: 25.11.2019). (In Russian.)
19. Skobelina M. S. Nekotorye faktory, vliyayushchie na trudoustroystvo sovremennykh vypusknikov [Some factors affecting the employment of modern graduates] [e-resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-faktory-vliyayuschie-na-trudoustroystvo-sovremennyh-vypusknikov. (appeal date: 25.11.2019). (In Russian.)
20. Fateeva N. B., Petrova L. N., Sharipova N. F. Gosudarstvennaya politika v oblasti obespecheniya ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy [State policy in the field of sustainable development of rural territories] // Ekonomika i upravlenie: sovre-mennye problemy: materialy Vserossiyskoy natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Tendentsii razvitiya gumani-tarnogo i sotsial'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshey shkole", 2018. T. 1. Pp. 156-161. (In Russian.)
Authors' information:
Natalya B. Fateeva1, senior lecturer, ORCID 0000-0001-7459-8816, AuthorlD 651839; +7 (343) 221-41-12, [email protected]
1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia