Проблемы кадрового обеспечения на предприятиях агропромышленного комплекса
в Свердловской области Development of the agricultural industry of the Sverdlovsk region and problems of personnel support of agricultural organizations
Ь ii московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 331.108.2 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10140 Воронин Борис Александрович,
доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экономических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Воронина Яна Викторовна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Фатеева Наталья Борисовна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Крутикова Наталья Файрузовна, преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Voronin Boris Alexandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Economic Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg
Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,Ural State Agrarian University, Ekaterinburg
Voronina Yana Viktorovna,
Senior Lecturer, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg
Fateeva Natalia Borisovna, Senior Lecturer, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg Krutikova Natalya Fayruzovna,
teacher,Ural State Agrarian University, Ekaterinburg
Аннотация. Потребность аграрной сферы в специалистах, обладающих навыками, соответствующими всему производственному циклу, напрямую показывает значимость вопроса кадрового обеспечения АПК. Также на обострение потребности АПК в квалифицированных кадрах влияют задачи импортозамещения, объективно требующие роста объема производимой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что в свою очередь оказывает влияние на увеличение численности сельскохозяйственных предприятий. Кадровый потенциал сельскохозяйственных предприятий оценивается в первую очередь образовательным уровнем специалистов и руководителей. Важным источником пополнения кадров организаций и предприятий являются молодые специалисты [12, с. 105]. Дальнейшая модернизация сельского хозяйства напрямую зависит от привлечения молодых высококвалифицированных специалистов на предприятия АПК. Именно наличие эффективной системы обеспечения сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами является одним из основных условий развития аграрного сектора. Поэтому закрепление кадров в аграрной сфере имеет общегосударственное значение и относится к числу особо актуальных задач. Для стабилизации кадровой ситуации в последние годы, принимаются нормативные правовые акты, направленные на закрепление руководителей и специалистов в сельхозпредприятиях путем осуществления разного рода доплат, тем самым лишь снижая остроту кадровых вопросов в отрасли.
Цель исследования: провести анализ экономического развития АПК Свердловской области и обеспеченности кадрами сельскохозяйственных организаций. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, статистический, прогнозный. Summary. The need of the agrarian sector for specialists with skills corresponding to the entire production cycle directly shows the importance of the issue of staffing the agricultural sector. Also, the aggravation of the agro-industrial complex demand for qualified personnel is influenced by the tasks of import substitution, which objectively require an increase in the volume of agricultural products, raw materials and food, which in turn has an effect on the increase in the number of agricultural enterprises. The personnel potential of agricultural enterprises is assessed primarily by the educational level of specialists and managers. An
important source of replenishment of personnel of organizations and enterprises are young specialists [12, p. 105]. Further modernization of agriculture directly depends on attracting young highly qualified specialists to agricultural enterprises. It is the presence of an effective system for providing agriculture with highly qualified personnel that is one of the main conditions for the development of the agricultural sector. Therefore, the consolidation of personnel in the agricultural sector is of national importance and is one of the most urgent tasks. To stabilize the personnel situation in recent years, normative legal acts have been adopted aimed at securing managers and specialists in agricultural enterprises by making various kinds of supplements, thereby only reducing the severity of personnel issues in the industry. The purpose of the study: to analyze the economic development of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region and the availability of personnel for agricultural organizations. Research methods: analysis, synthesis, generalization, statistical, predictive. Ключевые слова: характеристика АПК Свердловской области, кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций, подготовка кадров для сельского хозяйства, молодой специалист, квалифицированные кадры, кадровый потенциал.
Key words: characteristics of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region, staffing of agricultural organizations, training for agriculture, a young specialist, qualified personnel, human resources.
По данным Министерства АПК и продовольствия Свердловской области, в области насчитывалось более 1800 агропромышленных предприятий, в том числе 390 сельскохозяйственных организаций, более 970 крестьянских фермерских хозяйств [2]. Более 443,3 тыс. граждан ведут личное подсобное хозяйство. Численность населения -4315,7 тыс. человек. Это 5 место среди субъектов Российской Федерации и самый крупный на Урале, в том числе по сельскому населению - 649,7 тыс. чел. (15,2%). Плотность населения - 22 человека на 1 кв. км. Обеспеченность сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями составляет 0,6 гектара на 1 жителя. Доля валовой продукции сельского хозяйства Свердловской области в Российской Федерации -1,6%. Общая численность работников, занятых в сфере АПК за 2018 год составляет 114 090 человек (а это 17,3% от всего сельского населения области). Рейтинг производства сельскохозяйственной продукции Свердловской области представлены в таблице 1. Анализ таких показателей как производительность труда, производство продукции представлены на рисунках 1-7.
Таолнца 1 — Рейтинг производства сельскохозяйственной продукции Свердловской области
по итогам 2013 - 2018 гг.
Налменование Me с то в ФО Мес то в РФ Мес то в Ур ФО Мес то в РФ Мес то в YP ФО Мес то в РФ Мес то в Yp ФО Мес то в РФ Мес то в ФО Мес то в РФ Мес то в Ур ФО Мес то в РФ
2013 г. 2014 г. 201: г. 2016 г. 2017 г. 201S г.
Валовое ПрОИЗЕСрСТЕО молока 1 9 1 9 1 9 1 S 1 S 1 S
Нарой молока в расчете на корову(б крупных и средник с ельхоз ар т-яттт алиях';! 1 13 1 1 1 1 13 1 12 1 12 1 б
Производство мяс а с кота и птицы на убой {б живом весе) 2 10 2 13 2 15 2 17 2 17 2 16
Поголовье птицы 2 5 2 9 2 12 2 15 2 15 2 16
Производство куриных яиц 2 3 3 4 2 4 2 5 2 6 2 5
Производительность труда представлена на рисунке 1.
Производительность груда, тыс. рус. на 1 расоташка
23 И)
IC'fO
ISfO 1SCO
I
■ ПрОКЗЗОДКТвШ|ЕЮСТЬ труда. тыЕ_ руб. на 1
рзб-ОТНЕГЬ^З
Рисунок 1 — Производительность труда б сельскохозяйственных организациях, тыс. руо. на 1 работника
Продукция сельского хозяйства представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Продукция сельского хозяйства б хозяйствах всех категорий
Производство продукции растениеводства на душу населения с 2010 по 2018 г. представлено на рисунке 3. Производство продукции животноводства на душу населения с 2010 по 2018 г. представлено на рисунке 4.
Московский экономический журнал №3 2020
250 200 Ъо
о *
|00 £
50
134
Л 7
Г23
121
>7477 5 7142
•зерне
120
36 46 39 43 за 39 зв 42 44 *аР™
фель
-1—|—|—|—|—|—|—|—|
■—- ■—- ■—- ■—- ■—- ■—■ ■—■ ■—■
О н Г^
VI Ч) I— М
обоп
Е
о О О О О О О' О' О'
(Ч П (VI ¡4 г-1 г-.| г-.|
Год
400
350
ь 300
И 250
и 200
3 150
И 100
50
0
33*2355
6170
42 44 44 15 45
-1-1-1-1-1-1-Г"
р-1 I—I I—I
1_ Ич Ич
1-1 гг-. »» Щ I- М
ооооееооо 1-| 1-| 1-) <ч 1-| 1-|
•Мясо
•Мол око
Яйиа
Год
Рисунок 3 - Производство продукции Рис^ок 4 - Пр^™
растениеводства на душу населения в животноводства
Свердловской области, (кг. штук в год)
Потребление основных продуктов питания продукции растениеводства на душу населения с 2007 по 2017 г. представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 - Потребление основных продуктов питания продукции растениеводства на душу населения в Свердловской области, кг, штук в год
Потребление основных продуктов питания продукции животноводства на душу населения с 2007 по 2017 г. представлено на рисунке 6.
Рисунок 6 - Продукция животноводства Техническое перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей с 2010 по 2018 г. представлено на рисунке 7. Посевные площади 2018 года в Свердловской области в хозяйствах всех категорий: картофель - 47,6 тыс. га (5,8%); овощи открытого грунта -6,0 тыс. га (0,7%); кормовые культуры - 416,4 тыс. га (50,9%); зерновые и зернобобовые культуры - 317,6 тыс. га (38,8%); технические культуры - 30,5 тыс. га (3,7%) представлены на рисунке 8.
Рисунок 7 - Техническое
перевооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей (приобретение техники)
На представленных рисунках 9-11 можно наблюдать спад производства продукции растениеводства в сравнении с предыдущими годами, тогда как в отрасли продукции
животноводства наоборот наблюдается увеличение производства в хозяйствах всех категорий.
Стабильный уровень производства и урожайности овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий характеризует обеспеченность организаций средствами производства.
Рисунок 14 - объемы производства о урожайность овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий
Строительство и реконструкция объектов молочного животноводства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах представлены на рисунке 15.
Несмотря на строительство и введение в эксплуатацию зданий сельскохозяйственного назначения тем самым создавая новые рабочие места, а так же в виду непрестижности и
низкооплачиваемого сельскохозяйственного труда, численность занятых в агропромышленном производстве ежегодно сокращается.
Агропромышленный комплекс Свердловской области с 2008 года развивается в соответствие с целями и задачами, определенными отраслевой долгосрочной целевой программой, которая сформирована в соответствие с основными направлениями приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2013 и 2013 - 2020 годы. Улучшение финансовой ситуации позволило в течение 2010 - 2018 годов практически в 2,1 раза увеличить заработную плату работников сельского хозяйства, результаты представлены на рисунке 16.
Рисунок 16- Динамика среднемесячной заработной платы в сельском
хозяйстве
Рост заработной платы в сельском хозяйстве соответствовал росту объемов сельскохозяйственного производства.
Увеличение заработной платы в сельском хозяйстве в 2,1 раза, не произвело существенного скачка относительно средне областного уровня оплаты труда по всем отраслям экономики, и составил в 2018 году 73,5 %.
Несмотря на существование положительных тенденций в развитии агропромышленного комплекса, есть и отрицательные проблемы, прямо или косвенно тормозящих развитие промышленности, представленные SWOT-АНАЛИЗе на рисунке 17.
Рисунок 17-£\¥ОТ - анализ состояния аграрного сектора Свердловской
области Слабые стороны:
- недостаток квалифицированных управленческих кадров и работников основных профессий, подготовленных к работе в новых условиях по причине низкого уровня и качества жизни в сельской местности и слабой мотивации труда;
- недостаточная конкурентоспособность отрасли вследствие технического и технологического отставания большой части предприятий;
- неэквивалентный межотраслевой обмен в связи с отсутствием государственного регулирования межотраслевых пропорций и жесткой антимонопольной политики;
- сохраняющаяся экспансия продовольственного импорта, конкурентоспособность которого обеспечивается государственной поддержкой стран-экспортеров;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
- неустойчивое финансовое состояние значительной части предприятий, не позволяющее восстанавливать нарушенное воспроизводство производственного и ресурсного потенциала агропромышленного комплекса.
Проблемы отрасли в определенной степени решаются на уровне федерального Правительства и Правительства Свердловской области. Во-первых, сохраняется уровень государственной поддержки товаропроизводителей АПК за счет средств областного бюджета. Во-вторых, со значительной долей бюджетного участия решаются основные перспективные вопросы отрасли по переоснащению парка сельскохозяйственной техники, строительству современных производственных объектов, реконструкции и модернизации агропромышленного производства, улучшению генофонда животных, поддержанию почвенного плодородия, формированию системы обслуживания малых форм хозяйствования в АПК, закреплению молодых специалистов на селе.
Как мы уже отмечали нехватка квалифицированных, молодых кадров в агропромышленном комплексе - проблема общероссийского масштаба. Уровень безработицы в селах гораздо больше уровня безработицы в городах. Сегодня селу нужен работник обладающий знаниями информатики, экономического анализа, биологических законов, агрономии и пр. Профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие [14, с. 86]. Грамотные специалисты - залог эффективной, стабильной работы, дополнительная прибыль и надежное будущее предприятия, особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий, на современных производствах. Проблема осложняется старением работающего населения. Большинство работодателей не прогнозирует перспективную потребность в кадрах, а также их подготовку и переподготовку, спрос направлен на получение готового высококвалифицированного, опытного специалиста.
Желание работать на селе отпугивает молодых специалистов такими факторами, как сезонный характер работы (весной, летом, осенью необходимо трудиться особенно интенсивно, в то время, как близкие друзья, знакомые едут на море), низкий уровень механизации труда (многие процессы проводятся вручную), труд не престижен, тяжел, низкооплачиваем, заработная плата зависит от объемов полученной продукции и ее реализации (при одинаковом вложении труда может быть разный результат производства), неудовлетворительное состояние социальной сферы, отсутствие перспектив для детей, возможности для карьерного роста и отсутствие другой достойно оплачиваемой работы.
По информации о востребованных профессиях, полученной путем аналитики договоров о целевом приеме, в первую очередь необходимо стимулировать приток
молодых специалистов в организации для работы по направлениям подготовки: агрономия, агроинженерия, ветеринария, зоотехния, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Практика свидетельствует о том, что рыночный механизм не всегда в состоянии решить эту проблему и необходима разработка новой политики сельскохозяйственной занятости и регулирования рынка труда на общегосударственном уровне, а также на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
В нашей стране в последнее время для развития сельского хозяйство практикуют реализацию государственных программ. В основном такие программы имеют два направления: поддержка сельхозпроизводителей и создание условий для обеспечения их трудовыми ресурсами [10, с. 348].
Очевидно, что требует совершенствования и организационно-экономический механизм подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса страны.
Данную работу можно провести на основе существующих государственных программ, положений, определяющих направления развития аграрного образования и обеспечения АПК квалифицированными кадрами.
За основу можно взять направления работы, рассмотренные в стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее -Стратегия).
Потребность в квалифицированных кадрах прослеживается и в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012г.
Ключевая идея лежит в приложении № 6 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» до 2025 года прописаны правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами.
Главными потребителями государственной программы будут сельхоз товаропроизводители и аграрный вуз в лице студентов.
Мы предлагаем разработать на уровне субъекта нашей области государственную программу, направленную на подготовку и закрепление кадров в организациях АПК Свердловской области.
Выводы:
Важными направлениями в формировании человеческого капитала также является вклад учебных учреждений аграрного образования в подготовку кадров для АПК с высшим и средне-специальным образованием, реализуются системы непрерывного образования [3, с. 304]. Профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие [13, с. 86]. Сегодня органы государственной власти задачи трудоустройства и закрепления выпускников аграрных вузов в сельскохозяйственных организациях возлагают непосредственно на учебные заведения. Если следовать лозунгу сельхозтоваропроизводителей «от поля до прилавка», то, наверное, определенная логика в такой постановке вопроса есть.
Однако задача вуза, на наш взгляд, заключается, в большей степени, в качественном образовании будущих специалистов. Не овладев теорией, методами, технологическими приемами невозможно стать квалифицированным специалистом. А к вопросу трудоустройства и закрепления молодых специалистов в организации АПК на наш взгляд должно подключиться Министерство АПК и продовольствия Свердловской области.
При этом следует учитывать, что современное аграрное производство, хотя и не без трудностей, но переходит на инновационный путь развития. Инноватика же невозможна без науки, без внедрения научных разработок, технологической модернизации, новых достижений в селекции, племенном животноводстве и других сферах, необходимых для позитивного развития аграрного производства и, в целом, субъектов агарного комплекса.
Эти факторы объективно требуют адекватного подхода к теоретической подготовке студентов современного аграрного вуза, но теория без практики мертва, поэтому жизнь настоятельно востребует более активного усилия в учебном процессе специалистов агарного производства. Среднее профессиональное и высшее образование сейчас находится в стадии реформирования профессиональных стандартов. Большое внимание должно уделяться практическому обучению. Представители отечественного аграрного бизнеса отмечают, что главными проблемами являются следующие: используемые образовательные программы оторваны от реальных практических задач, студенты не имеют опыта решения реальных практических задач, не в полной мере используются
механизмы прохождения производственной практики, подготовки курсовых и дипломных работ, установление прямых связей между Вузами и работодателями.
С этой целью в Уральском государственном аграрном университете создаются филиалы кафедр непосредственно в организациях АПК.
Синтезируя вышеизложенное отметим, что практические результаты экономической деятельности организаций системы АПК Свердловской области отличаются высокими показателями.
Позитивное развитие областного АПК обеспечивают кадры специалистов и работников массовых профессий, которые, к сожалению, в большинстве, имеют предпенсионный или уже пенсионный возраст.
К этому фактору необходимо отметить, что в самые ближайшие годы на смену таким работникам придут роботы и другие цифровые технологии. В связи с этим резко возрастает проблема кадрового обеспечения сельского хозяйства и АПК.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". - Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70210644/ (Дата обращения 27.04.2019).
2. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок. Итоги 2018. Бюллетень агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
3. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б., Крутикова Н.Ф. Формирование человеческого капитала в сельских территориях // В сборнике: Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 295-305.
4. Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Воронина Я.В. Система управления сельским хозяйством в современной России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 6 (185). С. 59-63.
5. Воронин Б.А., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития сельских территорий (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2017. № 9 (163). С. 14
6. Воронин Б.А., Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н. Оценка персонала на предприятиях АПК // В сборнике: Теория и практика управления сельским хозяйством Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора А. Л. Пустуева. 2019. С. 259-263.
7. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. - 48 с.
8. Каптановская, О.М., Шарипова Н.Ф. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации/О.М. Каптановская, Н.Ф. Шарипова//Молодежь и наука. 2018. № 2. С. 47.
9. Ожегова С.Г., Шарипова Н.Ф. Формирование социально-психологического климата в организации // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления Сборник статей. Научный редактор Е.В. Зарубина. Екатеринбург, 2019. С. 122-126.
10. Петрова Л.Н., Куимова В.А., Шарипова Н.Ф. Роль государственных программ в сфере развития сельского хозяйства // В сборнике: Теория и практика управления сельским хозяйством Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора А. Л. Пустуева. 2019. С. 348-352.
11. Фатеева Н.Б. Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса // Аграрный вестник Урала. 2016. № 7 (149). С. 114-118.
12. Шарипова Н. Ф. Целевые программы, как инструмент государственного управления в сфере сельского хозяйства//В сборнике: Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пензенский государственный университет; Межотраслевой научно-информационный центр. 2018. С. 104-107.
13. Шуаков А.С., Шарипова Н.Ф. Мероприятия по совершенствованию закрепления молодых специалистов в организации // Молодежь и наука. 2017. №4-1. С. 86