Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герауф Юлия Викторовна, Глотова Наталья Ивановна

В современных условиях развитие сельского хозяйства возможно только при наличии кадров, которые имеют высокий профессиональный уровень. Весьма актуальной на данный момент остается проблема привлечения в отрасль высококвалифицированных специалистов, которые способны использовать достигнутый научно-технический и инновационный потенциал сельхозтоваропроизводителей. Финансовая поддержка от государства, стимулирующие выплаты, диверсификация производства, появление цифровых технологий повышают престижность работы в сельском хозяйстве, тем самым делают аграрный сектор привлекательным. В статье проведена оценка формирования комплекса мер по организации системы образовательной поддержки агропромышленного комплекса на материалах Алтайского края. Авторами раскрыты причины «кадрового голода» в сельском хозяйстве региона, проведен анализ финансирования мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала АПК края. Отмечена роль Аграрного вуза и Алтайского института повышения квалификации в подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства посредством государственного финансирования образовательных программ. Предложены рекомендации по формированию кадрового обеспечения инновационной деятельности АПК с использованием инструментов комплексной государственной поддержки, которые позволят повысить конкурентоспособность и привлекательность аграрного сектора региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герауф Юлия Викторовна, Глотова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SUPPORT OF AIC OF ALTAI KRAI

In modern conditions, the development of agriculture is possible only with the availability of personnel who have a high professional level. The problem of attracting highly qualified specialists to the industry who are able to use the achieved scientific, technical and innovative potential of agricultural producers remains very urgent at the moment. Financial support from the state, stimulating payments, diversification of production, the emergence of digital technologies increase the prestige of work in agriculture, thereby making the agricultural sector attractive. The article assesses the formation of a complex of measures to organize a system of educational support for the agro-industrial complex on the materials of the Altai Territory. The authors disclosed the reasons for the «staff shortage» in the region’s agriculture, analyzed the financing of measures aimed at increasing the personnel potential of the agro-industrial complex of the region. The role of the Agrarian University and the Altai Institute for Advanced Studies in the training of highly qualified personnel for agriculture through state funding of educational programs is noted. Recommendations on the formation of staffing for innovation in the agro-industrial complex with the use of tools of comprehensive state support, which will improve the competitiveness and attractiveness of the agrarian sector in the region, are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

УДК 338.436.33 (571.150) Э01: 10.14258/ерЬ202119

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ю. В. Герауф, Н. И. Глотова

Алтайский государственный аграрный университет (Барнаул, Россия)

В современных условиях развитие сельского хозяйства возможно только при наличии кадров, которые имеют высокий профессиональный уровень. Весьма актуальной на данный момент остается проблема привлечения в отрасль высококвалифицированных специалистов, которые способны использовать достигнутый научно-технический и инновационный потенциал сельхозтоваропроизводителей. Финансовая поддержка от государства, стимулирующие выплаты, диверсификация производства, появление цифровых технологий повышают престижность работы в сельском хозяйстве, тем самым делают аграрный сектор привлекательным.

В статье проведена оценка формирования комплекса мер по организации системы образовательной поддержки агропромышленного комплекса на материалах Алтайского края. Авторами раскрыты причины «кадрового голода» в сельском хозяйстве региона, проведен анализ финансирования мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала АПК края. Отмечена роль Аграрного вуза и Алтайского института повышения квалификации в подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства посредством государственного финансирования образовательных программ.

Предложены рекомендации по формированию кадрового обеспечения инновационной деятельности АПК с использованием инструментов комплексной государственной поддержки, которые позволят повысить конкурентоспособность и привлекательность аграрного сектора региона.

Ключевые слова: Алтайский край, аграрный сектор, кадровый потенциал, профессиональное образование, переподготовка, государственная поддержка.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SUPPORT OF AIC OF ALTAI KRAI

Yu. V. Gerauf, N. I. Glotova

Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia)

In modern conditions, the development of agriculture is possible only with the availability of personnel who have a high professional level. The problem of attracting highly qualified specialists to the industry who are able to use the achieved scientific, technical and innovative potential of agricultural producers remains very urgent at the moment. Financial support from the state, stimulating payments, diversification of production, the emergence of digital technologies increase the prestige of work in agriculture, thereby making the agricultural sector attractive.

The article assesses the formation of a complex of measures to organize a system of educational support for the agro-industrial complex on the materials of the Altai Territory. The authors disclosed the reasons for the «staff shortage» in the region's agriculture, analyzed the financing of measures aimed at increasing the personnel potential of the agro-industrial complex of the region. The role of the Agrarian University and the Altai Institute for Advanced Studies in the training of highly qualified personnel for agriculture through state funding of educational programs is noted.

Recommendations on the formation of staffing for innovation in the agro-industrial complex with the use of tools of comprehensive state support, which will improve the competitiveness and attractiveness of the agrarian sector in the region, are proposed.

Keywords: Altai Territory, agricultural sector, human resources, vocational education, retraining, government support.

Введение. На сегодняшний день для развития агропромышленного комплекса в работе специалистов первостепенными выступают такие качества, как компетентность и профессионализм. Приобретенные знания, умения, навыки, степень формирования профессионально важных качеств, полученных в процессе образовательной деятельности в условиях инновационного развития в рамках непрерывного образования, характеризуют в данном вопросе кадровый потенциал агропромышленного комплекса. С этой точки зрения немаловажным аспектом является организация системы образовательной поддержки АПК не только на уровне государства, но и региона.

Методы и методика проводимого исследования. Исследования проведены на основе статистических данных Российской Федерации и Алтайского края. В зависимости от поставленных задач использовались общенаучные (синтез, анализ, дедукция, индукция) и специфические методы (социологические, аналитические, монографические, статистические).

Результаты исследования. Создание благоприятных условий для увеличения объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции не может быть достигнуто без развития кадрового потенциала. Наиболее сложным направлением отраслевого образовательного сектора является аграрное образование, которое в настоящий момент считается непрестижным и неконкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Алтайский край — аграрный регион, но почему его население считает аграрное образование непрестижным? На наш взгляд, данная проблема связана с тем, что не только молодые специалисты, но и с опытом работы не желают работать в сельской местности по ряду важных причин.

1. Объективно заработные платы в селе ниже, чем в городах края, и особенно отличаются от зарплат в региональном центре — Барнауле. Большинство краевых предприятий АПК остаются низкорентабельными и не могут себе позволить достойных зарплат для своих сотрудников. По той же причине далеко не везде в АПК на данный момент применяются цифровые и инновационные технологии, что значительно тормозит темпы его развития в крае.

2. Слабая социальная инфраструктура. Часто в селах нет больниц (или фельдшерско-акушерских пунктов), школ, детских садов. Чтобы воспользоваться этими благами цивилизации, сельчанам часто приходится преодолевать десятки, а иногда и сотни километров. Также, по сути, отсутствует возможность для полноценного досуга молодежи (кинотеатры, дома культуры, спортклубы и т. д.).

3. Недостаточная инфраструктура жизнеобеспечения. Зачастую в крайне неудовлетворитель-

ном состоянии находятся дороги, далеко не во всех селах проведено газоснабжение и горячее водоснабжение, а также централизованное отопление. Кроме того, вследствие значительной ветхости большинства электрических сетей сельской местности наблюдаются более частые перерывы электроснабжения, чем в городах, что очень неудобно и приносит большой материальный ущерб как населению, так и предпринимательскому сектору. Для вновь построенных домовладений иногда проблематично подвести различного рода коммуникации, и владельцам домов приходится это делать самостоятельно, чаще всего за свой счет, при этом срок такого подведения коммуникаций зачастую также больше, чем в городах.

4. Плохое обеспечение услугами связи. Мобильная связь и сеть Интернет во многих сельских населенных пунктах, к сожалению, еще слабо развита. Однако ни для кого не секрет, что сейчас стабильное обеспечение такого рода связью очень важно для современной молодежи в век интенсивной информатизации. Кроме того, без этого важного компонента фактически невозможно проводить всеобщую цифровизацию АПК, за которую особенно ратует Правительство Российской Федерации.

Безусловно, органы государственной власти всех уровней, как будет показано далее, планомерно работают над решением вышеобозначенных проблем. Однако поскольку данные проблемы являются очень масштабными, то нам представляется, что их разрешение хотя бы до такого уровня, чтобы молодежь не боялась ехать на постоянное место жительства в село, носит долгосрочную перспективу.

Государство на сегодняшний день прилагает большие усилия для улучшения кадровой ситуации в агропромышленном комплексе. В рамках действующих программ «Социальное развитие села» и «Устойчивое развитие сельских территорий» была проведена работа по повышению комфортности проживания на селе. В 2020 г. начала работать госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» [1], в рамках которой усилена государственная поддержка подготовки кадров (рис. 1). Размер субсидирования увеличен до 80% понесенных ими расходов по договорам о целевом обучении, а перечень субсидируемых специальностей (направлений подготовки), по которым может обучаться гражданин, дополнен экономическими и юридическими направлениями.

Важно отметить, что в течение 2020 г. была продолжена работа по активизации подготовки специалистов на целевой основе с использованием механизма государственной поддержки, в том числе проводилась разносторонняя разъяснительная работа с использованием информационных ресурсов в сети Интернет.

^14 ср

¡12 10 8 6 4 2 0

12,45

^■410,46 / \

■^38 ■ 8,65

^ /5,82 „ ^6,43

4,56 4- 4,63 —♦- 5,2

—А-- —д--- —А

1,62 1,37 1,5 1,75

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

■Повышение

образовательного уровня кадров АПК путем субсидирования затрат на переподготовку, стажировку и повышение квалификации ■Государственная поддержка молодых специалистов АПК

Выплата премий Губернатора Алтайского края "За верность професии" в сфере сельского хозяйства

Рис. 1. Финансирование мероприятий по повышению кадрового потенциала аграрного сектора региона за 2014-2019 годы, млн руб.

Вопросы активизации работы по укреплению кадрового потенциала АПК систематически рассматриваются на совещаниях с руководителями органов управления АПК районов и сельскохозяйственных предприятий. С целью мотивации студентов для работы в отрасли организовано сотрудничество организаций агропромышленного комплекса с аграрным вузом региона [2].

Однако предприятия, имеющие кадровый дефицит, крайне слабо используют предложенный механизм, даже несмотря на значительную поддержку государства в этом вопросе. Исследования показали, что в 2019 г. в Алтайский государственный аграрный университет (далее — АГАУ) на условиях целевого приема зачислено 22 выпускника сельских общеобразовательных школ. А выпуск специалистов — 23 человека, которые прошли обучение в рамках целевого обучения. Только одной сельскохозяйственной организации (ЗАО «СХП «Урожайное», Советский район) была предо-

Наиболее активно за последние три года использовали механизм поддержки молодых специалистов аграрной отрасли в Целинном районе, в котором поддержку получили 11 молодых работников, Троицком — 7, Завьяловском — 6, Локтев-ском и Новичихинском районах — по 5.

ставлена субсидия на сумму 60,5 тыс. руб. на компенсацию затрат по договорам о целевом обучении, связанных с оказанием мер социальной поддержки.

В 2019 г. для притока молодежи в отрасль сельского хозяйства и закрепления их на селе была расширена категория молодых специалистов, имеющих право на получение социальной выплаты на хозяйственное обзаведение и обустройство. Помимо молодых специалистов сельскохозяйственных организаций право на получение социальной выплаты предоставлено также специалистам краевых госучреждений ветеринарной службы Алтайского края, осуществляющих деятельность в сельской местности, а также некоммерческих научных организаций, которые в процессе своей деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции и ее первичную переработку. Из краевого бюджета социальные выплаты в 2019 году получил 31 молодой специалист, что составило сумму порядка 8,7 млн рублей (табл.).

С целью совершенствования образовательного процесса в настоящее время разработана концепция развития непрерывного аграрного образования Алтайского края на период до 2025 г. Данная концепция предполагает: а) довузовскую подготовку; б) подготовку высококвалифицированных

Социальные выплаты молодым специалистам АПК Алтайского края

Наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество молодых специалистов АПК, получивших социальные выплаты, чел. 53 61 55 43 44 31

Общая сумма направленных средств, млн руб. 8,38 10,46 7,26 5,80 12,45 8,65

кадров и кадров высшей квалификации; в) дополнительное профессиональное образование взрослого населения. Одним из важнейших ее пунктов является принцип «агроинтеграции» — возможность одновременно с аттестатом о среднем образовании получить профессию, востребованную на селе [3-6].

Необходимо подчеркнуть, что реализация Концепции показала высокую эффективность в решении проблемы привлечения молодых кадров в сельскую местность Алтайского края.

Для формирования интереса школьников к специальностям аграрного профиля, их профессионального самоопределения и осознанного выбора профессии АГАУ продолжается профориента-ционная работа в форме агроклассов. В 2018-2019 учебном году на базе университета была организована работа заочного агрокласса, количество обучающихся которого составило 51 человек (из 18 районов Алтайского края). Из них зачислено в АГАУ 22 выпускника сельских школ. В 20192020 учебном году, в период с 28 октября по 27 декабря, в заочном агроклассе обучилось 24 человека. Кроме этого, АГАУ в рамках заключенных ранее договоров продолжено сотрудничество с общеобразовательными организациями Косихин-ского и Тюменцевского районов, двумя средними общеобразовательными школами г. Барнаула (№ 60 и № 120), где созданы агроклассы, в соответствии с которыми университет обеспечивает научное и организационное сопровождение деятельности таких классов.

Алтайский агроуниверситет в 2019 г. в числе других учебных заведений края активно участвовал в программе ярмарок профессий «Строим будущее Алтая», которые проводились в течение все-

В целях повышения эффективности управления сельхозорганизациями в современных условиях проведено обучение 48 руководителей всех организационно-правовых форм, в том числе 25 че-

го учебного года в муниципальных образованиях региона. Профориентационная работа была проведена в 46 районах и 11 городах Алтайского края, а также в Новосибирской и Кемеровской областях и Республике Алтай, аудитория составила более 10 тыс. человек.

В рамках Всероссийского молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельских территориях, а также в целях популяризации профессий в сфере агропромышленного комплекса и профориентации сельской молодежи Минсель-хозом Алтайского края организована работа рабочей группы по реализации на территории региона проекта «Свое дело в селе — смело!», в которую вошли преподаватели, аспиранты и активисты АГАУ. В 2019 г. группой проведена работа в 8 районах края, аудитория составила 970 человек.

Проведение такого рода мероприятий позволило сформировать реестр потенциальных заявителей для участия в государственной программе по развитию сельского хозяйства.

Чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда, недостаточно просто получить профильное образование. Для этого необходимо повышать свою квалификацию и профессиональный уровень. На реализацию данных программ ежегодно из краевого бюджета выделяются средства в рамках дополнительного профессионального образования, координатором которого выступает Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса (далее — АИПК). За последние 3 года в его стенах повысили квалификацию свыше 1,8 тыс. человек (рис. 2).

ловек — по программе «Эффективное управление предприятием АПК».

Проведенный анализ тенденций и факторов развития экономики Алтайского края подтвер-

40,8,

33,5

6,2

19,5

□ Руководители организаций, главы К(Ф)Х и их заместители

■ Главные специалисты

□ Руководители среднего звена

□ Специалисты

Рис. 2. Состав и структура категорий работников АПК, повысивших квалификацию посредством

краевого финансирования за 2017-2019 гг.,%

ждают тот факт, что именно инновационные технологии планомерно становятся важнейшей составляющей для дальнейшего экономического роста [7].

Таким образом, программы повышения квалификации предусматривают широкий спектр актуальных вопросов, среди которых: ориентация на стратегические цели развития отрасли, на эффективные технологии управления организацией и технологии производства продукции, управления финансовыми потоками, а также инструменты государственной отраслевой поддержки.

В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края отмечено, что агропромышленный комплекс должен стать одной из основных точек роста посредством развития кооперации в сельском хозяйстве.

Несомненно, потенциал развития в Алтайском крае кооперации определен особенностями функционирования малых форм хозяйствования в регионе. На 1 января 2016 г. в районах Алтайского края зарегистрировано более 454 тыс. личных подсобных хозяйств, в пользовании у которых находится 280,7 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 182,8 тыс. гектаров пашни [8].

В целях дальнейшего развития малых форм хозяйствования в сельской местности в АИПК разработаны и реализуются программы по основам предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе. Программы «Организация и функционирование крестьянского (фермерско-

го) хозяйства и их кооперация», «Бизнес-планирование в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом мер государственной поддержки» реализуются за счет средств федерального и краевого бюджета. По данным программам в 2019 г. прошли обучение и повысили свою квалификацию 85 слушателей. Курсы повышения квалификации проходили в очно-заочной форме и в форме выездных занятий, что позволило увеличить доступность курсов для отдаленных районов Алтайского края. В целом за счет реализации таких программ свой профессиональный уровень повысили 896 работников АПК, в том числе 320 руководителей и специалистов [9].

Исследования показали, что на сегодняшний день наметилась тенденция повышения уровня обеспеченности сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами всех уровней и, в первую очередь, за счет последовательной реализации комплекса мер по поддержке развития кадрового потенциала АПК и комплексному развитию сельских территорий. Во вторую очередь, это позволило повысить динамику качества руководящего состава сельскохозяйственных организаций региона.

Следует особо подчеркнуть, что предусмотренные в 2019 г. подпрограммой «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие агропромышленного комплекса» целевые показатели по кадровому обеспечению АПК выполнены в полном объеме (рис. 3).

Факт

План

к»

Ид 7

93.1

92,4

■ Доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, прошедших обучение по программам дополнительного образования

□ Степень обеспеченности сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами всех уровней

20

40

60

80

100

%

Рис. 3. Оценка целевых показателей по повышению кадрового потенциала аграрного сектора

Алтайского края в 2019 г.,%

Однако следует признать, что проблема обеспеченности аграрного сектора экономики региона кадрами всех категорий работников остается очень актуальной, хотя принимаются серьезные меры по развитию и укреплению кадрового потенциа-

ла сельскохозяйственной отрасли. Так, на 1 января 2020 г. кадровый дефицит в сельскохозяйственных организациях края всех форм собственности составлял 3273 вакантных рабочих места, из них на должности руководящего состава — 618 [10].

Решение проблем, сдерживающих развитие кадрового потенциала, требует комплексного подхода с участием всех заинтересованных сторон, включая органы исполнительной власти всех уровней, образовательные организации, агробизнес и общественность. Только совместная целенаправленная и системная работа на перспективу сможет изменить ситуацию. В январе 2021 г. при ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства «Агрооб-разование» создан Совет по экономической работе вузов Минсельхоза России. Одна из основных целей Совета — совершенствование договорной работы с сельскохозяйственными организациями края в части не только обучения и переподготовки молодых специалистов, но и сотрудничества в области привлечения к учебному процессу лучших и передовых практиков, что в дальнейшем позволит повысить профессиональный уровень выпускников и их востребованность в отраслях АПК региона.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым подчеркнуть, что в современных условиях организация системы образовательной поддержки, направленная на решение вопросов кадрового обеспечения инновационной деятельности АПК, должна быть комплексной и продолжить реализацию следующих мероприятий.

Повысить профессиональный уровень работников отрасли возможно благодаря регулярному повышению квалификации руководителей и специалистов агарного сектора. И в первую очередь необходим переход от государственного сопровождения в обучении специалистов к их системному сопровождению комплексом организаций, так или иначе связанных с процессом непрерывного дополнительного образования в АПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирование сельхозтоваропроизводителей к подготовке специалистов АПК по договорам

о целевом обучении обеспечит удовлетворение потребности организаций АПК в квалифицированных кадрах требуемых специальностей и направлений подготовки с учетом региональных потребностей.

Создание инфраструктуры для реализации проектов по цифровизации сельского хозяйства. Массовое использование технологий потребует соответствующих навыков у специалистов с ярко выраженной специализацией в профессиях. Кроме ИТ-специалистов, которые обеспечивают фундамент для цифровизации, также понадобятся бизнес-аналитики, понимающие бизнес-задачи компании и способные поставить соответствующую задачу по разработке. В АПК будут нужны менеджеры, которые смогут качественно реализовать проекты по цифровизации. Не обойдет АПК и современный тренд на востребованность специалистов Data Science. Несомненно, для цифрового сельского хозяйства реально существует потребность не только в узкоспециализированных, но и в многопрофильных специалистах, способных интегрировать интеллектуальные решения в различных областях сельскохозяйственного производства.

Развитие системы аутсорсинга, то есть временной аренды профессионального персонала как варианта сезонного найма позволит утолить «кадровый голод» и организации не придется держать сотрудника в штате: в результате чего снизятся затраты и себестоимость.

Полагаем, формирование комфортной среды для развития организации системы образовательной поддержки, направленной на решение вопросов кадрового обеспечения инновационной деятельности АПК, позволит повысить привлекательность работы и проживания в селе благодаря реализации предложенных рекомендаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: https:// base.garant.ru/72260516/ (дата обращения: 09.02.2021).

2. Доскач О. Е., Глотова Н. И. Роль аграрных вузов в решении кадровых проблем на селе (на материалах Алтайского края) // Аграрная наука — сельскому хозяйству: сборник статей: в 2 кн. XIV Международная научно-практическая конференция (7-8 февраля 2019 г.). Барнаул, 2019. Кн. 1. С. 9-11.

3. Внедрение «Агроинтеграции». URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/ (дата обращения: 09.02.2021).

4. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. URL: http://www. bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf/ (дата обращения: 09.02.2021).

5. Степанова Э. В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1 (10). С. 174-181.

6. Горелова Т. П. Научно-образовательные центры как драйверы развития научного потенциала Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 3. С. 39-51.

7. Глотова Н. И. Проблемы кадрового обеспечения аграрного сектора (на материалах Алтайского края) // Теория и практика современной аграрной науки: сб. III национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием (г. Новосибирск, 28 февраля 2020 г.). Т. 4. Новосибирск, 2020. С. 24-27.

8. Фасенко Т. Е., Иванова В. А., Глотова Н. И. Социально-экономические условия развития сельскохозяйственной кооперации: на примере Алтайского края // Научные труды Вольного экономического сообщества России. 2019. Т. 218. № 4. С. 434-448.

9. Герауф Ю. В., Глотова Н. И. Активизация инвестиционной деятельности как фактор развития сельскохозяйственной кооперации в регионе (на примере Алтайского края) // Социально-экономическая политика страны и Сибирского региона при переходе на инновационный путь развития: материалы IX Международной научной конференции. Барнаул, 2017. С. 49-53.

10. Герауф Ю. В., Бицошвили И. А. Потенциал развития сельского хозяйства в Алтайском крае // Перспективы внедрения инновационных технологий в АПК: сборник статей II Российской (Национальной) научно-практической конференции. Барнаул, 2019. С. 158-161.

REFERENCES

1. Decree of the Government of the Russian Federation of May 31, 2019 N 696 «On approval of the state program of the Russian Federation» Integrated development of rural areas «and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation» (with changes and additions). URL: https://base.garant. ru/72260516/ (date of access: 09.02.2021).

2. Doskach O. E., Glotova N. I. The role of agricultural universities in solving personnel problems in the countryside (based on materials from the Altai Territory) // Agrarian science for agriculture: collection of articles: in 2 books. XIV International Scientific and Practical Conference (February 7-8, 2019). Barnaul, 2019. Book 1. Pp. 9-11.

3. Implementation of «Agrointegration». URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/ (date of access: 09.02.2021).

4. Strategy for the development of agrarian education in the Russian Federation until 2030. URL: http:// www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf/ (date of access: 09.02.2021).

5. Stepanova E. V. Professional training of personnel for the agro-industrial complex of the region // Education and problems of society development. 2020. No. 1 (10). Pp. 174-181.

6. Gorelova T. P. Scientific and educational centers as drivers of the development of the scientific potential of the Russian Federation // Problems of theory and practice of management. 2020. No. 3. Pp. 39-51.

7. Glotova N. I. Problems of staffing the agrarian sector (based on materials from the Altai Territory) // Theory and practice of modern agricultural science: Collection of articles. III national (all-Russian) scientific conference with international participation (Novosibirsk, February 28, 2020). Vol. 4. Novosibirsk, 2020. Pp. 24-27.

8. Fasenko T. E., Ivanova V. A., Glotova N. I. Socio-economic conditions for the development of agricultural cooperation: the example of the Altai Territory // Scientific works of the Free Economic Community of Russia. 2019. Vol. 218. No. 4. Pp. 434-448.

9. Gerauf Yu. V., Glotova N. I. Intensification of investment activity as a factor in the development of agricultural cooperation in the region (on the example of the Altai Territory) // Socio-economic policy of the country and the Siberian region in the transition to an innovative path of development: materials of the IX International Scientific Conference. Barnaul, 2017. Pp. 49-53.

10. Gerauf Yu.V., Bitsoshvili I. A. The potential for agricultural development in the Altai Territory // Prospects for the introduction of innovative technologies in the agro-industrial complex. Collection of articles of the II Russian (National) scientific and practical conference. Barnaul, 2019. Pp. 158-161.

Поступила в редакцию: 16.02.2021.

Принята к печати: 22.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.