f = M
-1
"ф а T г
S - q
¥/_ -
'A
A
А2 -1 "ф qM ~ls + z1 - y
А4 _ ¥fM _1S + Z 2 - z
где Ai{f,q,0 = ФM1фq, A2(f ,q,t)
ф M"X, Аз( f, q, t)
¥fM _іф q,
A4 (f, q, t) = ¥ fM "X, Zi( f, q, t) = 2Ф + Ф ff, Z2A, q, t) = + ¥
f
qf_
Представление системні уравнений связей и уравнений Лагранжа второго рода в виде системы ОДУ первого порядка с
известными частными интегралами позволяет использовать стандартные численные методы для решения уравнений динамики.
Литература
1. Мухарлямов Р.Г. Стабилизация движений механических систем на заданных многообразиях фазового пространства // ПММ. - 2006. - Т. 70. - № 2. - С. 236-249.
2. Layton, Richard A. Principles of analytical system dynamics. - Springer-Verlag New-York, Inc. - 1998. - 156 p.
3. Ольсон Г. Динамические аналогии. Пер. с англ. Б.Л. Коробочкина. Под ред. М.А. Айзермана. - М.: Гос. изд. иностр. литры, 1947.
4. Коган И.Ш., 2004, “Физические аналогии” - не аналогии, а закон природы. - Режим доступа:
http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7438.html (дата обращения 21.12.2012).
5. Шемелова О.В. Кинематические и динамические характеристики систем различной физической природы // Материалы II (XXXIV) Международной научно-практической конференции / Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2007. - Вып. 8. - Т. 2 - С. 166-168.
6. Шемелова О.В. Управление динамикой электромеханических систем // Вестник Российского университета дружбы народов, сер. Прикладная математика и информатика, № 1, 2003, С. 63-71.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Белая Н.В.
Старший преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.
Ползунова»
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Аннотация
Состояние аграрного сектора экономики затрагивает интересы каждого человека, в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку. Именно поэтому развитие сельского хозяйства всегда стоит в ряду приоритетных задач. Особенно важным в свете мощной государственной поддержки последних лет становится вопрос кадрового обеспечения АПК, в котором первоосновой всего является процесс формирования кадров.
Ключевые слова: аграрный сектор; формирование кадров; образовательный кластер; кадровое обеспечение АПК.
Keywords: agricultural sector; staffing; educational cluster; peopleware of agricultural sector.
В последнее время на федеральном и региональном уровнях активно обсуждаются вопросы модернизации и инновационных изменений в экономике, предпринимаются меры по внедрению и реализации данных направлений с целью перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Одну из важнейших ролей в инновационном развитии регионов играют образовательные учреждения, которые должны не просто готовить кадры, но и объединять профессиональное образование, науку, культуру и бизнес региона.
В Алтайском крае, являющимся одним из лидеров производства и поставки сельскохозяйственной продукции и сырья, вопросы инновационного развития, в первую очередь, должны быть ориентированы на АПК, поскольку представляется оправданным и логичным интенсивно развивать ту сферу, для которой исторически и географически сложились благоприятные условия, потенциал и ресурсы, определившие АПК как основной вид экономической деятельности. Следовательно, для решения этой задачи необходимо, в том числе, формирование инновационной инфраструктуры подготовки аграрных кадров, которая бы обеспечила интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности края и была бы направлена не только на реализацию учебных и научных программ, но и на коммерциализацию новшеств и технологий.
Одним из способов объединения усилий хозяйствующих субъектов является создание кластеров. Основы создания сети территориально-производственных кластеров с целью реализации конкурентного потенциала регионов заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Стратегии развития науки и инноваций в России на период до 2015 года [1, 3, 6].
Кластерный подход представляется эффективным инструментом стимулирования развития профессионального аграрного образования и, как следствие, перспективным инструментом совершенствования аграрных кадров.
Моделями реализации образовательного кластера могут быть:
1) собственно образовательный кластер, созданный по территориальному признаку из учреждений НПО, СПО, ВПО и предприятий;
2) университетский комплекс.
Нам представляется целесообразным выбрать вариант университетского комплекса, поскольку предполагается узкая специализация кластера (ориентация на подготовку и развитие аграрных кадров).
Создание в Алтайском крае образовательного кластера в форме аграрного университетского комплекса преследует следующие цели:
1) повышение эффективности и качества аграрного образования в Алтайском крае;
2) содействие трудоустройству молодых специалистов в АПК;
3) обеспечение адаптации образовательных учреждений аграрного профиля и их выпускников к социальным и экономическим запросам региона и изменениям на рынке труда;
4) повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по направлениям АПК;
20
5) создание условий и возможностей для активизации научных исследований и инновационной деятельности в
АПК, а также реализации крупных программ и проектов экономического, социального, технологического и культурнообразовательного характера.
Аграрный университетский комплекс может быть создан либо в форме единого юридического лица, либо в форме ассоциации (союза), не имеющей единого юридического статуса. На наш взгляд, приемлемым является второй вариант: он более прост и влечет меньше трудностей нормативного и документационного характера. По типу связей мы считаем подходящими вертикальную интеграцию и некоммерческое партнерство. Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках университетского комплекса образовательных учреждений различного уровня по профессиональной принадлежности. Некоммерческое партнерство представляет собой сотрудничество образовательных, научных и государственных структур с сохранением у них статуса юридического лица.
Вертикально интегрированными структурами в аграрном университетском комплексе станут:
- ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» с его филиалами и учебными центрами в районах, представительствами, структурами послевузовского образования, производственными подразделениями и лабораториями;
- ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК»;
- образовательные учреждения НПО: аграрные лицеи и училища, расположенные в районах Алтайского края;
- образовательные учреждения СПО: сельскохозяйственные техникумы и колледжи края;
- общеобразовательные учреждения: школы, в которых имеются специализированные агроклассы, лесничества, экоотряды, аграрные кружки или общества.
Что касается некоммерческого партнерства, то к этой форме сотрудничества в рамках университетского комплекса можно отнести международное сотрудничество, инновационно-консультационную службу АПК (при АИПК руководителей и специалистов АПК), Союз сельхозтоваропроизводителей Алтайского края, сотрудничество с работодателями, органами управления занятостью населения и органами управления АПК на краевом и местном уровнях.
Ядром кластера, чаще всего, является федеральный университет. В нашем случае таким связующим центром станет АГАУ, который выполнит центральную, системообразующую роль, поскольку университет - это сосредоточение образовательного, научного, кадрового, инновационного, социального и культурного потенциала.
Рассмотрим, как выглядит модель аграрного университетского комплекса Алтайского края (рисунок 1):
Рис. 1 - Модель формирования аграрных кадров в образовательном кластере Алтайского края
Модель имеет несколько уровней реализации:
21
- первый уровень - это школьное образование, в рамках которого предполагается создание на базе ряда сельских школ агроклассов, в которых будет осуществляться профориентация школьников, проводиться углубленная подготовка по профильным специальностям и обучение основам рабочих профессий;
- второй уровень - получение начального профессионального образования на базе училищ и агролицеев. Как мы уже отмечали, функционирование образовательных учреждений НПО в рамках аграрного УК позволит повысить их роль и престиж, а также укрепить материально-техническую базу;
- третий уровень предполагает обучение в средних специальных и высших аграрных учебных заведениях края, получение профессий, требующих высокого уровня квалификации;
- четвертый уровень - дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации аграрных кадров, послевузовское образование, а также меры, предпринимаемые самими организациями по обучению и развитию персонала.
Обязательными участниками университетского комплекса, как представлено на рис. 1, станут краевые органы управления АПК, занятостью населения и образованием. Необходимость их участия связана с тем, что именно органы власти имеют рычаги воздействия, стимулы к активному включению различных субъектов в вопросы формирования и развития аграрных кадров, установлению разнообразных схем правового закрепления их взаимной ответственности. Более того, в России традиционно государство сохраняет за собой регулирующую и контролирующую функции как в образовании, так и в управлении АПК, что создает хорошую основу для применения административных инструментов воздействия.
Что касается работодателей, то их главная задача - это определение потребности в кадрах различных профессий и представление обратной связи по поводу качества и структуры подготовки кадров. Формирование спроса будет заключаться в ежегодной подаче заявок для включения в заказ на подготовку кадров на целевой контрактной основе и в целом - для формирования объективной картины аграрного рынка труда Алтайского края. Кроме того, предприятия будут принимать участие и в реализации четвертого уровня подготовки кадров, направляя работников на дополнительное образование и обучение. Также немаловажным будет являться участие предприятий в профориентационной работе с целью обеспечения набора абитуриентов и, соответственно, предложения кадров в будущем.
Помимо названного, предприятия, вошедшие в состав кластера, возьмут на себя ответственность за участие в совершенствовании материально-технической базы подготовки кадров, создание мест для стажировок и временных рабочих мест, а также за гарантированное трудоустройство выпускников по профессиям и квалификации, отраженных ранее в заявках.
На образовательные учреждения всех уровней будет возлагаться задача по подготовке кадров в четком соответствии потребностям аграрного рынка труда и работодателей от АПК. Кроме того, общеобразовательные школы должны стать основным объектом профориентационной работы, но не просветительского плана с акцентом на теоретическую информацию, а с широким применением активных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность, прививающих элементарные навыки сельскохозяйственного труда.
Учреждения более высоких ступеней образования в рамках кластера получают возможность апробации и коммерциализации разработок, практического применения научных достижений, что позволяет параллельно развивать и другие цели существования кластера, давать направления развития аграрных кадров.
Как известно, общая схема формирования кадрового состава любой отрасли экономики выглядит следующим образом: «профориентационная работа^подготовка и переподготовка кадров^привлечение и распределение кадров^закрепление кадров». Деятельность образовательного кластера полностью вписывается в представленную цепочку. Рассмотрим ее более подробно.
Профориентационная работа начинается с первой ступени университетского комплекса - общеобразовательных школ, расположенных в сельских районах края. Мы делаем упор именно на сельские районы, потому что вероятность возврата специалистов на село с целью трудоустройства выше, да и воспитание, сложившееся в тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным трудом, стимулирует сельскую молодежь к занятости в АПК гораздо сильнее, чем городскую. Профориентация в условиях аграрного университетского комплекса должна базироваться на активных методах, прививающих азы сельскохозяйственных профессий, формирующих уважительное отношение к такой занятости и поднятие престижа аграрного труда.
По окончании школы, происходит движение по более высоким ступеням образования, т.е. начинается процесс подготовки кадров в зависимости от склонностей/возможностей самого человека, потребностей потенциальных работодателей и ситуацией на агарном рынке труда в целом.
Поскольку предприятия АПК, вошедшие в состав кластера, сами формируют заявки на подготовку кадров и предоставляют рабочие места для последующего трудоустройства выпускников, то срабатывает механизм привлечение и распределения кадров. А что касается закрепления, то кластерный подход реализует мотивационный механизм за счет:
- повышения престижности занятости на предприятиях АПК;
- более высокой мобильности выпускников и возможности выбора сфер деятельности;
- принятых взаимных обязательств участников кластера по обеспечению трудоустройства, оплаты труда, материально-технической базы, бытовых условий.
Развитие кадров в рамках кластера также представляется эффективным, поскольку имеются для этого все необходимые ресурсы, учреждения, договоренности, что позволяет реализовывать как программы переподготовки кадров, так и повышения квалификации, овладения смежными профессиями.
Таким образом, процесс формирования кадров на основе кластерного подхода становится ориентированным на рынок труда и требования социально-экономического развития аграрной отрасли Алтайского края, интегрирует поставщиков и потребителей профессионально подготовленных кадров, создает условия для внедрения и тиражирования инноваций как в сфере образования, так и в сфере сельскохозяйственного производства.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 №117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №676 «Об университетских комплексах».
22