Научная статья на тему 'Кластерный подход в формировании кадров АПК Алтайского края'

Кластерный подход в формировании кадров АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК / AGRICULTURAL SECTOR / EDUCATIONAL CLUSTER / STAFFING / PEOPLEWARE OF AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белая Н. В.

Состояние аграрного сектора экономики затрагивает интересы каждого человека, в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку. Именно поэтому развитие сельского хозяйства всегда стоит в ряду приоритетных задач. Особенно важным в свете мощной государственной поддержки последних лет становится вопрос кадрового обеспечения АПК, в котором первоосновой всего является процесс формирования кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO STAFFING IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF ALTAI KRAI

The state of agricultural sector influences every person, determines the potential of national economy and politics. That is why the development of agricultural sector has always been one of the most urgent tasks for Russia and its regions. For the last few years the large-scale government support of the agricultural sector has been maintained which made the problem of peopleware of agricultural sector to be very significant. Staffing is known as fundamental principle of peopleware.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в формировании кадров АПК Алтайского края»

f = M

-1

"ф а T г

S - q

¥/_ -

'A

A

А2 -1 "ф qM ~ls + z1 - y

А4 _ ¥fM _1S + Z 2 - z

где Ai{f,q,0 = ФM1фq, A2(f ,q,t)

ф M"X, Аз( f, q, t)

¥fM _іф q,

A4 (f, q, t) = ¥ fM "X, Zi( f, q, t) = 2Ф + Ф ff, Z2A, q, t) = + ¥

f

qf_

Представление системні уравнений связей и уравнений Лагранжа второго рода в виде системы ОДУ первого порядка с

известными частными интегралами позволяет использовать стандартные численные методы для решения уравнений динамики.

Литература

1. Мухарлямов Р.Г. Стабилизация движений механических систем на заданных многообразиях фазового пространства // ПММ. - 2006. - Т. 70. - № 2. - С. 236-249.

2. Layton, Richard A. Principles of analytical system dynamics. - Springer-Verlag New-York, Inc. - 1998. - 156 p.

3. Ольсон Г. Динамические аналогии. Пер. с англ. Б.Л. Коробочкина. Под ред. М.А. Айзермана. - М.: Гос. изд. иностр. литры, 1947.

4. Коган И.Ш., 2004, “Физические аналогии” - не аналогии, а закон природы. - Режим доступа:

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7438.html (дата обращения 21.12.2012).

5. Шемелова О.В. Кинематические и динамические характеристики систем различной физической природы // Материалы II (XXXIV) Международной научно-практической конференции / Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: ООО «ИНТ», 2007. - Вып. 8. - Т. 2 - С. 166-168.

6. Шемелова О.В. Управление динамикой электромеханических систем // Вестник Российского университета дружбы народов, сер. Прикладная математика и информатика, № 1, 2003, С. 63-71.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Белая Н.В.

Старший преподаватель, аспирант, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.

Ползунова»

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация

Состояние аграрного сектора экономики затрагивает интересы каждого человека, в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку. Именно поэтому развитие сельского хозяйства всегда стоит в ряду приоритетных задач. Особенно важным в свете мощной государственной поддержки последних лет становится вопрос кадрового обеспечения АПК, в котором первоосновой всего является процесс формирования кадров.

Ключевые слова: аграрный сектор; формирование кадров; образовательный кластер; кадровое обеспечение АПК.

Keywords: agricultural sector; staffing; educational cluster; peopleware of agricultural sector.

В последнее время на федеральном и региональном уровнях активно обсуждаются вопросы модернизации и инновационных изменений в экономике, предпринимаются меры по внедрению и реализации данных направлений с целью перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Одну из важнейших ролей в инновационном развитии регионов играют образовательные учреждения, которые должны не просто готовить кадры, но и объединять профессиональное образование, науку, культуру и бизнес региона.

В Алтайском крае, являющимся одним из лидеров производства и поставки сельскохозяйственной продукции и сырья, вопросы инновационного развития, в первую очередь, должны быть ориентированы на АПК, поскольку представляется оправданным и логичным интенсивно развивать ту сферу, для которой исторически и географически сложились благоприятные условия, потенциал и ресурсы, определившие АПК как основной вид экономической деятельности. Следовательно, для решения этой задачи необходимо, в том числе, формирование инновационной инфраструктуры подготовки аграрных кадров, которая бы обеспечила интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности края и была бы направлена не только на реализацию учебных и научных программ, но и на коммерциализацию новшеств и технологий.

Одним из способов объединения усилий хозяйствующих субъектов является создание кластеров. Основы создания сети территориально-производственных кластеров с целью реализации конкурентного потенциала регионов заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Стратегии развития науки и инноваций в России на период до 2015 года [1, 3, 6].

Кластерный подход представляется эффективным инструментом стимулирования развития профессионального аграрного образования и, как следствие, перспективным инструментом совершенствования аграрных кадров.

Моделями реализации образовательного кластера могут быть:

1) собственно образовательный кластер, созданный по территориальному признаку из учреждений НПО, СПО, ВПО и предприятий;

2) университетский комплекс.

Нам представляется целесообразным выбрать вариант университетского комплекса, поскольку предполагается узкая специализация кластера (ориентация на подготовку и развитие аграрных кадров).

Создание в Алтайском крае образовательного кластера в форме аграрного университетского комплекса преследует следующие цели:

1) повышение эффективности и качества аграрного образования в Алтайском крае;

2) содействие трудоустройству молодых специалистов в АПК;

3) обеспечение адаптации образовательных учреждений аграрного профиля и их выпускников к социальным и экономическим запросам региона и изменениям на рынке труда;

4) повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по направлениям АПК;

20

5) создание условий и возможностей для активизации научных исследований и инновационной деятельности в

АПК, а также реализации крупных программ и проектов экономического, социального, технологического и культурнообразовательного характера.

Аграрный университетский комплекс может быть создан либо в форме единого юридического лица, либо в форме ассоциации (союза), не имеющей единого юридического статуса. На наш взгляд, приемлемым является второй вариант: он более прост и влечет меньше трудностей нормативного и документационного характера. По типу связей мы считаем подходящими вертикальную интеграцию и некоммерческое партнерство. Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках университетского комплекса образовательных учреждений различного уровня по профессиональной принадлежности. Некоммерческое партнерство представляет собой сотрудничество образовательных, научных и государственных структур с сохранением у них статуса юридического лица.

Вертикально интегрированными структурами в аграрном университетском комплексе станут:

- ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» с его филиалами и учебными центрами в районах, представительствами, структурами послевузовского образования, производственными подразделениями и лабораториями;

- ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК»;

- образовательные учреждения НПО: аграрные лицеи и училища, расположенные в районах Алтайского края;

- образовательные учреждения СПО: сельскохозяйственные техникумы и колледжи края;

- общеобразовательные учреждения: школы, в которых имеются специализированные агроклассы, лесничества, экоотряды, аграрные кружки или общества.

Что касается некоммерческого партнерства, то к этой форме сотрудничества в рамках университетского комплекса можно отнести международное сотрудничество, инновационно-консультационную службу АПК (при АИПК руководителей и специалистов АПК), Союз сельхозтоваропроизводителей Алтайского края, сотрудничество с работодателями, органами управления занятостью населения и органами управления АПК на краевом и местном уровнях.

Ядром кластера, чаще всего, является федеральный университет. В нашем случае таким связующим центром станет АГАУ, который выполнит центральную, системообразующую роль, поскольку университет - это сосредоточение образовательного, научного, кадрового, инновационного, социального и культурного потенциала.

Рассмотрим, как выглядит модель аграрного университетского комплекса Алтайского края (рисунок 1):

Рис. 1 - Модель формирования аграрных кадров в образовательном кластере Алтайского края

Модель имеет несколько уровней реализации:

21

- первый уровень - это школьное образование, в рамках которого предполагается создание на базе ряда сельских школ агроклассов, в которых будет осуществляться профориентация школьников, проводиться углубленная подготовка по профильным специальностям и обучение основам рабочих профессий;

- второй уровень - получение начального профессионального образования на базе училищ и агролицеев. Как мы уже отмечали, функционирование образовательных учреждений НПО в рамках аграрного УК позволит повысить их роль и престиж, а также укрепить материально-техническую базу;

- третий уровень предполагает обучение в средних специальных и высших аграрных учебных заведениях края, получение профессий, требующих высокого уровня квалификации;

- четвертый уровень - дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации аграрных кадров, послевузовское образование, а также меры, предпринимаемые самими организациями по обучению и развитию персонала.

Обязательными участниками университетского комплекса, как представлено на рис. 1, станут краевые органы управления АПК, занятостью населения и образованием. Необходимость их участия связана с тем, что именно органы власти имеют рычаги воздействия, стимулы к активному включению различных субъектов в вопросы формирования и развития аграрных кадров, установлению разнообразных схем правового закрепления их взаимной ответственности. Более того, в России традиционно государство сохраняет за собой регулирующую и контролирующую функции как в образовании, так и в управлении АПК, что создает хорошую основу для применения административных инструментов воздействия.

Что касается работодателей, то их главная задача - это определение потребности в кадрах различных профессий и представление обратной связи по поводу качества и структуры подготовки кадров. Формирование спроса будет заключаться в ежегодной подаче заявок для включения в заказ на подготовку кадров на целевой контрактной основе и в целом - для формирования объективной картины аграрного рынка труда Алтайского края. Кроме того, предприятия будут принимать участие и в реализации четвертого уровня подготовки кадров, направляя работников на дополнительное образование и обучение. Также немаловажным будет являться участие предприятий в профориентационной работе с целью обеспечения набора абитуриентов и, соответственно, предложения кадров в будущем.

Помимо названного, предприятия, вошедшие в состав кластера, возьмут на себя ответственность за участие в совершенствовании материально-технической базы подготовки кадров, создание мест для стажировок и временных рабочих мест, а также за гарантированное трудоустройство выпускников по профессиям и квалификации, отраженных ранее в заявках.

На образовательные учреждения всех уровней будет возлагаться задача по подготовке кадров в четком соответствии потребностям аграрного рынка труда и работодателей от АПК. Кроме того, общеобразовательные школы должны стать основным объектом профориентационной работы, но не просветительского плана с акцентом на теоретическую информацию, а с широким применением активных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность, прививающих элементарные навыки сельскохозяйственного труда.

Учреждения более высоких ступеней образования в рамках кластера получают возможность апробации и коммерциализации разработок, практического применения научных достижений, что позволяет параллельно развивать и другие цели существования кластера, давать направления развития аграрных кадров.

Как известно, общая схема формирования кадрового состава любой отрасли экономики выглядит следующим образом: «профориентационная работа^подготовка и переподготовка кадров^привлечение и распределение кадров^закрепление кадров». Деятельность образовательного кластера полностью вписывается в представленную цепочку. Рассмотрим ее более подробно.

Профориентационная работа начинается с первой ступени университетского комплекса - общеобразовательных школ, расположенных в сельских районах края. Мы делаем упор именно на сельские районы, потому что вероятность возврата специалистов на село с целью трудоустройства выше, да и воспитание, сложившееся в тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным трудом, стимулирует сельскую молодежь к занятости в АПК гораздо сильнее, чем городскую. Профориентация в условиях аграрного университетского комплекса должна базироваться на активных методах, прививающих азы сельскохозяйственных профессий, формирующих уважительное отношение к такой занятости и поднятие престижа аграрного труда.

По окончании школы, происходит движение по более высоким ступеням образования, т.е. начинается процесс подготовки кадров в зависимости от склонностей/возможностей самого человека, потребностей потенциальных работодателей и ситуацией на агарном рынке труда в целом.

Поскольку предприятия АПК, вошедшие в состав кластера, сами формируют заявки на подготовку кадров и предоставляют рабочие места для последующего трудоустройства выпускников, то срабатывает механизм привлечение и распределения кадров. А что касается закрепления, то кластерный подход реализует мотивационный механизм за счет:

- повышения престижности занятости на предприятиях АПК;

- более высокой мобильности выпускников и возможности выбора сфер деятельности;

- принятых взаимных обязательств участников кластера по обеспечению трудоустройства, оплаты труда, материально-технической базы, бытовых условий.

Развитие кадров в рамках кластера также представляется эффективным, поскольку имеются для этого все необходимые ресурсы, учреждения, договоренности, что позволяет реализовывать как программы переподготовки кадров, так и повышения квалификации, овладения смежными профессиями.

Таким образом, процесс формирования кадров на основе кластерного подхода становится ориентированным на рынок труда и требования социально-экономического развития аграрной отрасли Алтайского края, интегрирует поставщиков и потребителей профессионально подготовленных кадров, создает условия для внедрения и тиражирования инноваций как в сфере образования, так и в сфере сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 №117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №676 «Об университетских комплексах».

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.