- первый уровень - это школьное образование, в рамках которого предполагается создание на базе ряда сельских школ агроклассов, в которых будет осуществляться профориентация школьников, проводиться углубленная подготовка по профильным специальностям и обучение основам рабочих профессий;
- второй уровень - получение начального профессионального образования на базе училищ и агролицеев. Как мы уже отмечали, функционирование образовательных учреждений НПО в рамках аграрного УК позволит повысить их роль и престиж, а также укрепить материально-техническую базу;
- третий уровень предполагает обучение в средних специальных и высших аграрных учебных заведениях края, получение профессий, требующих высокого уровня квалификации;
- четвертый уровень - дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации аграрных кадров, послевузовское образование, а также меры, предпринимаемые самими организациями по обучению и развитию персонала.
Обязательными участниками университетского комплекса, как представлено на рис. 1, станут краевые органы управления АПК, занятостью населения и образованием. Необходимость их участия связана с тем, что именно органы власти имеют рычаги воздействия, стимулы к активному включению различных субъектов в вопросы формирования и развития аграрных кадров, установлению разнообразных схем правового закрепления их взаимной ответственности. Более того, в России традиционно государство сохраняет за собой регулирующую и контролирующую функции как в образовании, так и в управлении АПК, что создает хорошую основу для применения административных инструментов воздействия.
Что касается работодателей, то их главная задача - это определение потребности в кадрах различных профессий и представление обратной связи по поводу качества и структуры подготовки кадров. Формирование спроса будет заключаться в ежегодной подаче заявок для включения в заказ на подготовку кадров на целевой контрактной основе и в целом - для формирования объективной картины аграрного рынка труда Алтайского края. Кроме того, предприятия будут принимать участие и в реализации четвертого уровня подготовки кадров, направляя работников на дополнительное образование и обучение. Также немаловажным будет являться участие предприятий в профориентационной работе с целью обеспечения набора абитуриентов и, соответственно, предложения кадров в будущем.
Помимо названного, предприятия, вошедшие в состав кластера, возьмут на себя ответственность за участие в совершенствовании материально-технической базы подготовки кадров, создание мест для стажировок и временных рабочих мест, а также за гарантированное трудоустройство выпускников по профессиям и квалификации, отраженных ранее в заявках.
На образовательные учреждения всех уровней будет возлагаться задача по подготовке кадров в четком соответствии потребностям аграрного рынка труда и работодателей от АПК. Кроме того, общеобразовательные школы должны стать основным объектом профориентационной работы, но не просветительского плана с акцентом на теоретическую информацию, а с широким применением активных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность, прививающих элементарные навыки сельскохозяйственного труда.
Учреждения более высоких ступеней образования в рамках кластера получают возможность апробации и коммерциализации разработок, практического применения научных достижений, что позволяет параллельно развивать и другие цели существования кластера, давать направления развития аграрных кадров.
Как известно, общая схема формирования кадрового состава любой отрасли экономики выглядит следующим образом: «профориентационная работа^подготовка и переподготовка кадров^привлечение и распределение кадров^закрепление кадров». Деятельность образовательного кластера полностью вписывается в представленную цепочку. Рассмотрим ее более подробно.
Профориентационная работа начинается с первой ступени университетского комплекса - общеобразовательных школ, расположенных в сельских районах края. Мы делаем упор именно на сельские районы, потому что вероятность возврата специалистов на село с целью трудоустройства выше, да и воспитание, сложившееся в тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным трудом, стимулирует сельскую молодежь к занятости в АПК гораздо сильнее, чем городскую. Профориентация в условиях аграрного университетского комплекса должна базироваться на активных методах, прививающих азы сельскохозяйственных профессий, формирующих уважительное отношение к такой занятости и поднятие престижа аграрного труда.
По окончании школы, происходит движение по более высоким ступеням образования, т.е. начинается процесс подготовки кадров в зависимости от склонностей/возможностей самого человека, потребностей потенциальных работодателей и ситуацией на агарном рынке труда в целом.
Поскольку предприятия АПК, вошедшие в состав кластера, сами формируют заявки на подготовку кадров и предоставляют рабочие места для последующего трудоустройства выпускников, то срабатывает механизм привлечение и распределения кадров. А что касается закрепления, то кластерный подход реализует мотивационный механизм за счет:
- повышения престижности занятости на предприятиях АПК;
- более высокой мобильности выпускников и возможности выбора сфер деятельности;
- принятых взаимных обязательств участников кластера по обеспечению трудоустройства, оплаты труда, материально-технической базы, бытовых условий.
Развитие кадров в рамках кластера также представляется эффективным, поскольку имеются для этого все необходимые ресурсы, учреждения, договоренности, что позволяет реализовывать как программы переподготовки кадров, так и повышения квалификации, овладения смежными профессиями.
Таким образом, процесс формирования кадров на основе кластерного подхода становится ориентированным на рынок труда и требования социально-экономического развития аграрной отрасли Алтайского края, интегрирует поставщиков и потребителей профессионально подготовленных кадров, создает условия для внедрения и тиражирования инноваций как в сфере образования, так и в сфере сельскохозяйственного производства.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 №117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №676 «Об университетских комплексах».
22
6. Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по
научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. №1))
Долгова Г.Б.1, Вихрова Г.П.2
1Доцент, к.э.н., кафедра «Экономическая информатика»; 2студент 4 курса, Нижегородский государственный университет им.
Н.И.Лобачевского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОХОДОВ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Сочетание графических моделей из функционального подхода (IDEF) и объектного подхода (UML) позволяет лучшим образом перейти к описанию функциональных требований и сценария работы пользователей.
Ключевые слова: диаграммы IDEF и UML, моделирование предметной области, сценарий работы пользователей.
Keywords: IDEF and UML diagrams, data modeling process, use case.
При описании предметной области уточняется глоссарий, содержащий список используемых в рамках предметной области терминов и определений, раскрывается характеристика решаемой задачи, строится два вида объектных (диаграмма классов, диаграмма вариантов использования) и два вида функциональных (диаграммы IDEF0 и IDEF3) диаграмм. Кроме того, выполняется описание функциональных требований к решению задачи и описание сценариев использования системы (диаграмма вариантов использования). Моделирование выполнено для процесса формирования заявок на материалы в строительной организации.
Описание предметной области
Входными объектами контекстной диаграммы являются: договор на строительство, строительные нормы и правила, карточка учета материалов.
Выходными объектами являются заявки - по виду работ, по объекту, по всем объектам.
Управляющие объекты: должностные инструкции, ГОСТ, способы расчета.
Механизмы: производственно-технический отдел (ПТО), офисная техника и ПК.
должностные способы
инструкции Г0СТ расчета
договор на производство СНиП
карточка учета материалов
ПТО Офисная
техника и ПК
Рис. 1 - Контекстная диаграмма. Формирование заявки
После описание контекстной диаграммы проводим функциональную декомпозицию.
Рис. 2 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Формирование заявки
23
Процесс формирование заявок подразделяется на несколько этапов:
• Определение потребности в материалах. На данном этапе рассчитывается потребность в материалах на основе договора производства (используется график работ с включенным в него объемом производства), строительных норм и остатков на складе. На основе расчетов формируются заявки.
• Формирование заявки по видам работ. Заявка формируется на основании расчетов потребности в материалах по конкретным видам работ, осуществляемым на строительном объекте.
• Формирование заявки по объекту. Формирование заявки осуществляется на основании расчетов потребности в материалах по конкретному строительному объекту.
• Формирование заявки по всем объектам. Заявка формируется на основе расчетов потребности в материалах по всем строительным объектам.
В результате дальнейшего разбиения функции (А1) определение потребности в материалах получаем следующую диаграмму декомпозиции (рис. 3):
Рис. 3 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Определение потребности в материалах
Процесс определения потребности в материалах, в свою очередь, подразделяется на следующие этапы:
• Расчет потребности в материалах. На данном этапе определяется валовая потребность в материалах без учета остатков на складе.
• Расчет остатков. Определяются остатки материалов на складе.
• Расчет чистой потребности. Определяется чистая потребность в материалах с учетом остатков.
Рис. 4 - Диаграмма описания процессов IDEF3. 24
1.
Диаграмма классов
Перечень классов: заявка, материал, поставщик, специалист, структурное подразделение, должность, вид работ, объект строительства, норма, остатки на складе, единица измерения.
Для описания классов выделим их атрибуты и операции. Например, для трех классов:
Таблица 1 - Атрибуты и операции классов
Класс Атрибуты Операции
Заявка № заявки Наименование материала Поставщик Отв етств енный Дата Потребность Сумма Добавить материал Изменить материал Добавить поставщика Изменить поставщика Добавить сотрудника Изменить сотрудника Добавить потребность Изменить потребность
Материал Код Наименование Единица измерения Добавить единицу измерения Изменить единицу измерения
Специалист Код Фамилия Имя Отчество Структурное подразделение Должность ИНН Паспортные данные Добавить структурное подразделение Изменить структурное подразделение Добавить должность Изменить должность
Диаграмма представлена на рис. 5.
Рис.5 - Диаграмма классов
25
В предметной области выделены следующие актеры: заказчик, специалист производственно-технического отдела, специалист по снабжению, поставщик.
Также выделены следующие прецеденты: план работ, сведения об остатках, потребность, заявка, договор, материалы.
Таблица 2 - Соотношение актеров, прецедентов и действий между ними
Актер Действие Прецедент
Заказчик Определяет План работ
Специалист ПТО Определяет План работ
Получает Сведения об остатках
Определяет Потребность
Формирует Заявка
Специалист ОМТС Получает Заявка
Заключает Договор
Поставщик Заключает Договор
Поставляет Материалы
Функциональные требования:
1. Ведение справочников: Материал, Поставщик, Специалист, Структурное подразделение, Должность, Норма, Единица измерения, Объект строительства, Остатки на складе, Объем работ, Потребность. (добавление новой записи в справочник, изменение записи в справочнике, удаление записи в справочнике).
2. Ведение базы заявок.
3. Ведение электронных документов (добавление новой записи в документ, изменение записи в документе, удаление записи в документе).
4. Расчеты (остатков материала на складе, чистой потребности в материале, валовой потребности в материале).
Описание сценариев использования системы
Для полноты описания функциональных требований к системе рекомендуется дополнять диаграмму вариантов использования (рис. 9) текстовыми сценариями, уточняющими и детализирующими последовательность действий, совершаемых системой при выполнении вариантов ее использования.
Сценарий представляет собой последовательность действий, описывающую деятельность актеров (действующих лиц) и поведение моделируемой системы в форме обычного текста.
Таблица 3 - Описание сценария. Главный раздел
Раздел Типичное поведение
Имя варианта использования Формирование заявок на материалы в строительной организации.
Актер Заказчик, Специалист ПТО, Специалист по снабжению, Поставщик.
Цель Формирование заявок на основе расчета потребности на материалы.
Краткое описание Специалист ПТО получает план работ, рассчитывает потребность на материалы, формирует заявки, передает их специалисту по снабжению, на основе заявок поставщики осуществляют поставку материалов.
Ссылки на другие варианты использования -
Описание сценария_____________________________Таблица 4.
Действия актеров Отклик системы
Заказчик и специалист ПТО определяют план работ. Получение сведений об объеме работ для расчета потребности в материалах.
Специалист ПТО получает сведения об остатках материала. Сведения об остатках на объекте материалах заносятся в базу данных.
Специалист ПТО рассчитывает потребность. Получение сведений о потребности для формирования заявок.
Специалист ПТО формирует заявку. Рассчитанная потребность, а также информация о строительном объекте, материале, поставщике, ответственном сотруднике и дата заполнения заносятся в документ «Заявка».
Специалист по снабжению получает заявку. Получение сведений для заключения договора с поставщиком.
Специалист по снабжению заключает договор с поставщиком. Полученные из заявки сведения о материале и требуемом его количестве, заносятся в договор на поставку материалов.
Поставщик поставляет материалы. Данные о полученных материалах заносятся в базу данных.
26
Проектная часть включает схему базы данных, описание файлов базы данных, экранные формы и описание входных и выходных документов.
Литература
1. Сапожкова Т.Е. Сравнительный анализ подходов к моделированию бизнес-процессов//Прикладная информатика. 2012. 1(37).
2. Сорокин А.А., Романова Е.В. CASE-технология проектирования информационных систем: учебное пособие/МЭСИ М., 2000.
3. Тельнов Ю.Ф. Реинжининиринг бизнес-процессов/Ю.Ф. Тельнов- М.: Финансы и статистика, 2004.
Всяких Ю.В.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ АКТИВОВ
Аннотация
Развитие рынка секьюритизации в последние десятилетия имеет огромное влияние на мировые рынки капитала. Благодаря секьюритизации появились новые классы долговых инструментов и был обеспечен доступ на рынок новых участников, в том числе корпораций, что способствовало расширению и углублению рынка капитала. Кроме того, секьюритизация позволяет оригинаторам осуществить эффективную реализацию активов, обеспечить улучшение своих финансовых показателей и получить финансирование на более благоприятных условиях.
Ключевые слова: секьюритизация ипотеки; эмиссия ценных бумаг; перспективы развития ипотечной секьюритизации; рынка ипотечной секьюритизации.
Keywords: mortgage securitization, issue of securities, the prospects of development of mortgage securitization, mortgage securitization market.
Развитие мирового финансового рынка связано с разработкой новых активно-пассивных инструментов кредитных организаций. Значимым инновационным банковским продуктом является секьюритизация, которая направлена на стимулирование приоритетных направлений экономической активности и привлечения финансовых ресурсов путем выпуска/продажи ценных бумаг, обеспеченных активами.
Появление секьюритизации активов стало началом развития финансового рынка, как тенденция к росту роли ценных бумаг в экономике. Она выступает в качестве средств финансирования, определившуюся в рамках общей тенденции к секьюритизации. Если анализировать секьюритизацию активов с экономической точки зрения, то она сплотила в себе тенденцию к оптимизации источников финансирования с учетом растущей роли инструментов рынка ценных бумаг и управления рисками активов за счет отделения их друг от друга. С юридической точки зрения она возникла в результате поиска обеспечения и снижение доли ответственности.
Секьюритизация активов (рис. 1) как инновационного способа финансирования заключается в специфике использования и комбинации структурных элементов, свойственных для традиционных техник финансирования; в увеличении ликвидности; в концепции распределения и ограничения рисков [3].
Рис. 1 - Классификация секьюритизации активов
Из рисунка видно, что секьюритизация активов можно разделить на:
- банковские активы, которые взаимодействуют через формы синтетического и классического типов, за счет эмиссии ценных бумаг и привлечения синдицированного кредита;
- небанковские активы, которые секьюритизация проводиться на прямую за счет эмиссии ценных бумаг и синдицированного кредита [5].
Таким образом, секьюритизация активов может быть определена нами как система взаимоотношений между участниками рынка заемных капиталов, направленная на формирование предпосылок и условий, при которых массив неликвидных активов, воплощенных в ипотечных кредитах, приобретает свойства ликвидных активов, способных выступать в качестве самостоятельных финансовых инструментов.
Формирование рынка секьюритизации активов возникло в конце 60-х гг. ХХ века с секьюритизации ипотечных кредитов, так как главная цель секьюритизации для кредитных организаций заключается в понижении совокупных рисков и нагрузки на капитал:
1) этап возникновения (1968-1985 гг.), образование секьюритизации активов связанно с особенностями развития американской финансовой системы. Ключевым нормативным актом, обозначившим границу деятельности между коммерческими и инвестиционными банками послужил закон Гласа-Стиголла, поскольку главной сферой деятельности коммерческих банков было привлечение денежных средств во вклады и осуществление сделок по кредитованию, а инвестиционные банки занимались операциями с ценными бумагами [1];
2) этап расширения перечня активов (1985-1994 гг.), так как с успешным развитием в области секьюритизации ипотечных кредитов, использование секьюритизации активов стало преимущественно для финансовых и лизинговых компаний, а так же кредитных организаций занимающихся выпуском кредитных карт;
3) этап международной секьюритизации активов (1994-1998гг.), важнейшим инициатором процесса международного развития секьюритизации активов является ухудшение норм надзорных органов в начале 90-х гг. в обеспеченности собственного капитала кредитных организаций;
4) этап отношений между заемщиками и кредиторами зародился в период 2002 г. по 2007 г. и связан с двумя событиями -банкротство крупной американской компании Энрон и глобальный финансово-экономический кризис, первые проявления которого
27