РОЛЬ УЧАСТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается деятельность взаимодействие институтов гражданского общества и правоохранительных органов современной России. В ходе анализа, автор исследования приходит к выводу, что указанные институты играют ведущие роли в защите прав человека и гражданина. Доверие граждан к органам правоохранительной деятельности выступают одним из фундаментальных критериев функционирования государственного механизма.
Abstract: The article examines the interaction of civil society institutions and law enforcement agencies in modern Russia. In the course of the analysis, the author of the study comes to the conclusion that these institutions play a leading role in protecting human and civil rights. Citizens' confidence in law enforcement agencies is one of the fundamental criteria for the functioning of the state mechanism.
Ключевые слова: правовой коэффициент доверия граждан, правоохранительная деятельность, гражданское общество, эффективность, государственный механизм, права человека.
Keywords: legal coefficient of citizens' trust, law enforcement, civil society, efficiency, state mechanism, human rights.
Особое место в деятельности правоохранительных органов отводится их взаимодействию с институтами гражданского общества, а именно состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов, который приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, развитие гражданского обще-ства[2]. Правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством наделены рядом задач, которые осуществляются в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что правоохранительная деятельность это работа специализированных государственных структур и негосударственных организаций (санкционированных в установленном порядке) осуществляемая с целью охраны и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В рамках такой деятельности путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного конституционного порядка осуществляется профилактика нарушений прав человека и гражданина [1]. Однако, наиболее актуальная проблема взаимоотношений населения с сотрудниками правоохранительных органов состоит в том, что порой они сами нарушают их права и свободы. Несмотря на продолжающееся реформирование правоохранительной системы, например МВД России, серьезные недостатки еще имеют место быть. Используемые данными органами формы и методы деятельности не всегда бывают адекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в некоторых случаях не соответствуют нормативным предписаниям [3].
Стоит отметить, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность охватывает различные сферы жизни современного общества, а именно от охраны конституционного (государственного) строя до гарантирования цивилизованного состояния культуры и духовности общества.
Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития науки и образования, выполнение других важных функций - также относится к многообразной и многоплановой деятельности правоохранительных органов. Одним из важных аспектов эффективной работы правоохранительных органов является их взаимодействие с институтами гражданского общества. Общество заинтересованно в продуктивном взаимодействии с государством в сфере противодействия коррупция, формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в деятельности компетентных структур. Так, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитие институтов общественного контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [4]. Среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Пока данный антикоррупционный механизм во многом декларативен. Для улучшения ситуации требуется, с одной стороны, повышение уровня правовой культуры у граждан и государственных служащих, с другой - совершенствование качества правотворчества и реализации норм права.
Стоит отметить, что одним из самых действенных органом государственной власти, осуществляющим работу с обращениями граждан, является МВД России. Так, в четвертом квартале 2019 г. в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации и его руководства поступило 33 612 обращений граждан, объединений граждан, в том числе
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)
юридических лиц, что на 14% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (29 527). В Приемной МВД России принято 1 747 граждан, из них руководством Министерства - 62, руководителями структурных подразделений МВД России - 276 [6]. Указанные статистические данные наглядно демонстрируют доверие граждан, организаций к органам исполнительной власти, в лице МВД России, что, безусловно, говорит об эффективной деятельности указанных органов. Одним из важнейших принципов, обеспечивающего права и свободы человека, выступает общественное доверие и поддержка граждан, реализация такого принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции и оптимизацию имиджа ОВД в целом [7].
Данное положение в полной мере находит отражение и в приоритетных принципах деятельности полиции. Так, например Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. "О полиции", закрепляет обеспечение законности, прав и свобод человека и гражданина, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан [8]. Полиция - это особый орган, являющийся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющий профессиональную государственно-властную (управленческую) деятельность, урегулированную нормами права, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. При определении форм деятельности полиции необходимо иметь представление о том, что каждое ее структурное подразделение имеет свой комплекс специфических задач, а следовательно, и формы их решения. Такими формами являются правоприменительная, организационная, воспитательная, правоохранительная. Каждая форма, являясь неотъемлемой частью деятельности полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, соотносится с ней как отдельное и общее, т. е. каждая форма служит выражением сущности всего процесса деятельности полиции в данной сфере. Но очень важно увидеть и роль институтов гражданского общества в деятельности правоохранительных органов. Так, при всей широте возможностей участия гражданского общества в противодействии коррупции, предоставляемых российским законодательством, нельзя не отметить их декларативность и неконкретность, равно как и неопределенность форм и механизмов их реализации. Особенно остро стоит вопрос обеспечения обратной связи с государством при реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Как было отмечено участниками круглого стола «Участие институтов гражданского общества в борь-
бе с коррупцией» при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ „.в настоящее время расчет на то, что сама практика взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества определит механизмы прямой и обратной связи в порядке самоорганизации, не оправдался, полная свобода антикоррупционной общественной деятельности может порождать деструктивные проявления, политическую спекуляцию на теме борьбы с коррупцией. В итоге мы наблюдаем либо пассивность общества в борьбе с коррупцией, либо неконструктивную критику государства и его институтов [9]. Действительно недостаточная четкость приоритетов и форм государственной политики по привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, отсутствие согласованного обеспечения обратной связи в этом вопросе снижает эффективность совместного противодействия коррупции.
На наш взгляд, важно проводить последовательную правовую политику в сфере функционирования правоохранительных органов. Следующие меры позволят повысить качество и эффективность работы правоохранительных органов в современной России:
A) привлечение граждан к организационно-управленческой деятельности государства, так как их участие в охране общественного порядка будет способствовать повышению соответствующего уровня их правосознания и правовой культуры. Также нельзя недооценивать и то фактор, что реализация эффективной модели противодействия коррупции является «лакмусовой бумажкой» в определении эффективной или неэффективной деятельности государственного механизма в целом. Так, качественное и широкое привлечение граждан к охране общественного порядка, посредством участия народных добровольческих дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в работе органов полиции и иных подразделений ОВД и т.д.
Б) проведение правового мониторинга, который способствует взаимосвязи между государством и гражданским обществом. В рассматриваемой сфере он реализуется как систематическое отслеживание уровня коррупциогенно-сти нормативных правовых актов и их проектов, определение динамики данного уровня. Осуществлением мониторинга занимаются не только органы публичной власти, но и общественные институты. Без формирования полноценного института общественного контроля и участия представителей гражданского общества в антикоррупционных механизмах едва ли можно эффективно бороться с коррупцией. Потому Российское государство и общество должны совместно формировать правовой механизм борьбы с коррупцией.
B) формирование органами государственной власти новых моделей участия граждан в правоохранительной
деятельности. Так, критерием эффективности может выступать заинтересованность граждан во взаимодействии с органами публичной власти, основанная на использовании органом государственной власти компетентности и возможностей (экспертных, мониторинговых, методических) институтов гражданского общества, определяемых сферой его деятельности. Результативность такого взаимодействия будет определяться способностью того или иного института гражданского общества осуществлять мониторинг законодательства и правоприменения в соответствующей сфере правоотношений, а органа государственной власти -воспринимать и учитывать результаты такого мониторинга в своей профессиональной деятельности.
Г) привлечение общественности к деятельности правоохранительных структур, что может быть выражено в формировании общественных советов при соответствующих органах, повышении качества их деятельности с последующим освещением в средствах массовой информации; привлечение к работе отдельных подразделений ОВД представителей научно-исследовательских институтов, независимых экспертов, юристов-ученых, специалистов в узких областях. Важно заметить, что нормативная база частно-публичного партнерства в противодействии преступлениям и правонарушениям в целом создана, но реализация нормативных положений, направленных на противодействие, в частности коррупции, далека от совершенства. Определенный задел данному направлению дает принятый Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [10], который в ст. 8 наделяет граждан правом, в частности, информировать органы внутренних дел (полицию) и иные
Библиография:
правоохранительные органы о правонарушениях, участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, а также оказывать иное содействие правоохранительным органам. Фактически данный закон подтверждает обоснованную позицию специалистов, подчеркивающих возможность привлечения населения (граждан, проживающих на территории муниципального образования) к решению вопросов охраны общественного порядка в рамках муниципально-общественного формирования по охране общественного порядка [11]. Социальную обусловленность принятия данного закона достаточно точно отразили А.Г. Елагин и С.А. Капитонов подчеркнув, что формулируя заказ для полиции подобным образом, общество должно всячески содействовать увеличению «функционального потенциала полиции», а если это необходимо - подключать для повышения его эффективности и собственные возможности [12].
В итоге, хотелось бы обратить внимание на то, что реформирование государственного механизма невозможно без эффективной и слаженной работы правоохранительных структур и органов внутренних дел в частности. Проводимые реформы в области государственного механизма должны быть целостными, системными и последовательными, в результате которых будет достигнута демократизация и эффективность государственного управления. Выработка новых методов работы государственных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с принципами правового государства и стремлениями гражданского общества позволит говорить об эффективности функционирования государственного механизма современной России.
1. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.
2. Тепляшин И.В. Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.
3. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. - М., 2015. С. 4.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 15 января. № 1.
5. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.
6. Обзоры обращений в МВД России в четвертом квартале 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http:// https://mvd.ru/mvd/structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_rassmotrenü_obrashhenij (дата обращения: 28 января 2020 года).
7. Безруков А.В. Участие правоохранительных структур в обеспечении конституционного права граждан на манифестации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 4; Костюков А.Н., Новосельцев А.Ю. О значении естественных наук для изучения права и преступности // Вологдинские чтения. - 2006. - № 58. - С. 71.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 20 февраля. № 2.
9. Тихомиров Ю.А. "Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: Научно-практическое пособие" /отв. ред. Ю.А. Тихомиров. "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ". - М.: Норма, 2013. - С. 32.
10. Федеральный закон от 2.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 14. Ст. 1536.
11. Кононов А.М. Проблема законодательной легитимизации участия граждан в охране общественного порядка и варианты её решения // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 4. - С. 10; Тепляшин И.В., Новиков Д.О. Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка // Вестник Казанского института МВД России. - 2015. - №3 (21). - С. 15-19.
12. Елагин А.Г., Капитонов С.А. Административный потенциал полиции и безопасность в обстановке формирования российского правового государства // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2012. - № 4. - С. 33.