ситуации предлагает пойти путем Австрии, которая учитывает в этих случаях позицию сторон, т.е. в зависимости от того, будет или не будет заявлен отвод после того, как стороны будут проинформированы о том, какое участие принимал судья на досудебных стадиях процесса1. Вместе с тем, полагаем, что заимствование данного положительного опыта для российского уголовного судопроизводства не разрешит сложившейся ситуации, а наоборот, способно будет создать новые трудности.
Наша позиция в разрешении данной ситуации сводится к следующему:
Санкционирование следственных действий целесообразно восстановить в деятельности прокурора.
Законность и обоснованность решений, действий (бездействий) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и
1 Алексеева Л.Б. Практика применения ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека. Право на справедливое правосудие и доступ к механизмам судебной защиты. М.: Издательство «Рудомино», 2000. 158 стр. / Интернет ресурс.
свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, проверять через институт обжалования.
В перспективе ввести должность следственного судьи для реализации функции судебного контроля по таким направлениям, как:
принятие решений, связанных с ограничением свободы лица;
♦ обжалование действий и решений органов предварительного расследования и прокурора;
♦ производство в отношении отдельных категорий лиц.
Таким образом, осуществление функции судебного контроля за досудебным производством следственным судьей путем обеспечения конституционных прав и свобод участников процесса, защиты их от необоснованных действий и решений внесудебных органов, незамедлительного восстановления нарушенных прав и свобод, а также придания юридической силы правомерным решениям и действиям органов уголовного преследования создаст условия для беспрепятственного и беспристрастного разрешения уголовного дела судом.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРОЯЛЕНИЯМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
С.С. МАИЛЯН,
профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России;
Е.Н. ХАЗОВ,
доктор юридических наук, профессор;
А.В. БОГДАНОВ, кандидат юридических наук, доцент 12.00.09 - уголовный процесс [email protected]
Аннотация. Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в правоохранительных органах, представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции. Коррупция в правоохранительных органах подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, уведомление, проверка, сроки проведения проверки, результаты проверки, окончание проверки
COUNTERACTION TO THE CORRUPTION DISPLAYS IS IN THE LAW
ENFORCEMENT AUTHORITIES
S. S. MAILYAN,
professor of chair of the Theory of the state and right, Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
E.N.HAZOV, doctor of jurisprudence, professor A.V.BOGDANOV, candidate of jurisprudence, assistant professor
Auuotation. Exclusive danger to a society is represented by corruption processes in the law enforcement bodies which representatives should resist to criminality and corruption. Corruption in law enforcement bodies undermines belief of the population in ability of the state to protect the right and freedom of the citizens.
Keywords: corruption, corruption counteraction, the notice, check, terms of carrying out of check, results of check, the check termination.
Впервые за весь современный период истории нашей страны коррупция признана одним из главных барьеров на пути развития российского общества, что стало причиной включения ее в перечень источников основных угроз национальной безопасности1 и создания специальной законодательной базы для борьбы с ней2. Предпринятые государством меры, обусловленные имеющимися обязательствами перед обществом по защите его прав и законных интересов от разного рода преступных посягательств, стимулировали повышение эффективности функционирования правоохранительных органов по выявлению и расследованию коррупционных преступлений. Размах коррупции в стране остается огромным. Документировать такие преступления крайне сложно, и способы передачи денежных средств и материальных ценностей становятся все более изощренными и замаскированными. Вместе с тем, при умелом подходе, грамотном и кропотливом сборе доказательств с использованием всего арсенала сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности и оперативно-разыскных мероприятий можно изобличить самого изобретательного коррупционера. Противодействие коррупции в Российской Федерации в настоящие время является одним из приоритетных направлений государственной политики. Функция выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности, привлечения к уголовной ответственности взяточников и других коррупционеров возложена на правоохранительные органы. Взяточничество представляет собой наиболее опасное проявление коррупции и в последние годы в нашей стране оно стало повсеместным и обыденным. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на все сферы деятельности государства, препятствует развитию экономики, решению социальных проблем, укреплению законности и правопорядка. При этом указанный вид преступного посягательства является чрезвычайно латентным. По некоторым экспертным оценкам, этот уровень составляет более 90%3.
Коррупция в правоохранительных органах вообще и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти подразделения призваны вести борьбу с коррупцией на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В этой связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности
в органах внутренних дел приобретают особое значение. Правоохранительные органы, призванные защищать общество от коррупции, сами оказались ей подвержены. Правоохранительная сфера подвергалась существенной деформации. В системе правоохранительных органов получили распространение такие негативные явления, как нарушение служебной дисциплины и законности, совершение различных преступлений, в большинстве случаев коррупционной направленности. Для пресечения коррупции необходимо выявлять факты, создающие реальную возможность для принятия коррупционных решений и совершения коррупционных действий. Особое внимание в настоящие время уделяется вопросам борьбы с коррупционными проявлениями, о чем свидетельствует Концепция национальной безопасности. Борьба с коррупционными проявлениями требует разносторонних и долгосрочных программ. Во многом речь идет о разнообразии различных превентивных и профилактических мер. Определяя стратегию борьбы с коррупцией, необходимо учитывать весь комплекс задач, стоящих перед органами внутренних дел. Сегодня важно максимально полно реализовать разнообразные меры противодействия коррупционным проявлениям. На сотрудников полиции распространяются также ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом № 790 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст. 17,18,20). С каждым днем вопросы противодействия коррупции приобретают все большую значимость. Преодоление коррупции - вот основное содержание долгосрочной стратегии МВД России по созданию атмосферы нетерпимости к злоупотреблению и превышению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел. В МВД России уже сделаны первые шаги по реализации антикоррупционных мер: это приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. №293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». Настоящий порядок разработан в соответствии с положением Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» и устанавливает единые в системе МВД России правила уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы
МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок регистрации уведомлений, перечень содержащихся в них сведений и организацию их проверки. Следует отметить, что число правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, не сокращается. При этом противоправные деяния отдельных сотрудников негативно отражаются на доверии граждан к органам внутренних дел в целом. Ежегодно выявляются факты проникновения на службу в органы внутренних дел лиц, устойчиво связанных с криминальными структурами, имеющих или имевших судимость, что причиняет серьезный вред интересам службы, деформирует ее облик в глазах населения, сводит на нет усилия многих честных и добросовестных сотрудников, создавая эффект их некомпетентности в оказании должного противодействия представителям преступной среды. Подобные проявления, как правило, имеют широкий общественный резонанс и дискредитируют органы внутренних дел как институт государственной власти. В связи с этим особое значение имеет воспитательная работа руководителей органов внутренних дел на всех уровнях, основанная, прежде всего, на безукоризненном авторитете и каждодневном личном примере начальника. При этом строгое соблюдения дисциплины строится на личной ответственности сотрудников за выполнение должностных обязанностей, а также постоянном контроле руководителя за работой подчиненных.
Актуальность проблемы противодействия распространению коррупции в правоохранительных органах отмечается всеми должностными лицами государства, включая Президента Российской Федерации. Коррумпированность отдельных наносит неправомерный ущерб авторитету всего ведомства, негативно влияет на морально-психологический климат в коллективах, приводит к профессиональной деформации личности сотрудников. Бороться с коррупцией в рядах сотрудников правоохранительных органов необходимо жестко и последовательно, уделяя особое внимание руководящему составу, который должен подавать ежедневный пример честного и добросовестного поведения своим подчиненным. О том, что работа по выявлению преступников «в пагонах» недостаточна, свидетельствуют и многочисленные обращения граждан и организаций, сформированное общественное мнение о негативном образе сотрудников правоохранительных органов. В качестве приоритетных направлений деятельности системы МВД России в 2012 г., как отмечалось на коллегии, это повышение качества кадровой работы, укрепление дисциплины и законности, противодействия коррупционным и иным правонарушениям, модернизация системы профессиональной подготовки МВД России, морально-психологического и научно-
го обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Противоправные деяния, совершаемые сотрудниками, несущими службу по охране общественного порядка, имеют значительный общественный резонанс. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, данные сотрудники находятся в непосредственном контакте с гражданами при выполнении служебных задач. Любое их противоправное деяние, подрывает доверие граждан к полиции. Во-вторых, совершение противоправных действий сотрудником, проходящим правоохранительную службу, наносит ущерб интересам, охраняемым обществом и государством.
Следует изучить противодействия коррупции в полицейских ведомствах США, Канады, Германии, Франции, Испании, Китая, Израиля, и других государств, который представляется теоретически и практически значимым. Так, в полиции Франции, США и Израиля установлен высокий уровень пенсии для сотрудников, имеющих безупречный послужной список. В Австралии одним из условий контракта, заключаемого при найме на службу в полицию, является лишение полицейского, уличенного в коррупции, некоторых выплат в конце срока действия договора. В Германии сотрудники полиции наделены существенным денежным содержанием и социальными льготами, значительно превышающими средний уровень по стране. Принятие вознаграждений и подарков запрещено. Несмотря на то, что уголовное наказание довольно мягкое, оно предполагает безоговорочное снятие с поста и запрет быть чиновником в будущем. В КНР существует практика опубликования в СМИ и в сети Интернет информации о предстоящем назначении того или иного сотрудника на руководящую должность. Вследствие чего граждане либо другие сотрудники полиции (так как эти сведения размещаются и во внутренней электронной сети полиции КНР) в двухнедельный срок, последующий объявлению, могут выступить с официальным заявлением о наличии у них сведений, могущих воспрепятствовать предстоящему кадровому назначению. В США проведение проверки в отношении полицейского начинается с принятия им специальной присяги, которая обязывает его честно сообщать все известное. При этом лжесвидетельство влечет нарушение присяги и автоматическое увольнение сотрудника без права на назначение пенсии (сумма которой в США очень значительна — до 100% средней заработной платы полицейского). Коррупция сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая с использованием служебного положения и статуса госслужащего, позволяет правонарушителям уходить от ответственности, обеспечивая сотрудникам часть криминально нажитых доходов, тем самым стимулируя развитие криминального бизнеса. Все чаще можно столкнуться не только с фактами незаконного прекращения уголовных дел, принятием мер для со-
крытия добытых в процессе следствия доказательств, их фальсификацией, но и с фактами участия сотрудников правоохранительных органов в так называемом силовом предпринимательстве — совокупности правовых и организационных решений и способов действия, применяемых для конвертации своих государственно-властных полномочий в деньги или иные рыночные блага на постоянной основе.
Поэтому, подразделениям собственной безопасности правоохранительных органов отведена очень ответственная и деликатная роль — выявления коррупционеров в рядах своих сотрудников. Предателями сотрудники правоохранительных органов становятся по разным причинам. Кто в силу своих низких моральных качеств длительное время на систематической основе обогащался за счет использования своих должностных полномочий. Выявляются такие преступления в большинстве своем по результатам оперативно-разыскной деятельности подразделений собственной безопасности правоохранительных органов. Несмотря на то, что основным направлением деятельности собственной безопасности является обеспечение безопасности сотрудников, вопрос противодействия коррупции является также не менее важным и актуальным. В настоящее время очень важным инструментом является проверка законодательных актов на коррупционность. Однако, имеются случаи, когда именно закон дает возможность для коррупции, и это встречается часто. Также в системе МВД России разработан комплекс антикоррупционных мер: это ротация кадров, предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На официальном сайте в сети Интернет размещены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников МВД России,
назначаемых на должность либо освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, а также Министром внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей. Прежде всего, для борьбы с коррупцией в обществе нужна политическая воля и хорошо отлаженный механизм социального контроля, которых в современно России в настоящее время нет.
Антикоррупционная программа в системе МВД России должна реализовываться на высшем уровне руководства и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Только тогда, когда работать в полиции станет престижно и выгодно честным людям, прекратятся разговоры о неискоренимой тотальной коррумпированности сотрудников правоохранительных органов. Проблемы коррупции и борьбы с нею настолько сложны, что принимаемые в этой сфере решения требуют не только узкоспециального обоснования, но и обращения к фундаментальным правовым ценностям. Данное утверждение нашло свое отражение в проводимой в настоящие время государственной политике как в масштабе всей страны, так и в органах внутренних дел.
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 29, ст. 3609;
2 П. 37. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 20, ст. 2444;
3 Информационный бюллетень. Следственного комитета при МВД России 1(147), М., 2011;