УДК 343.85 O.A. MALYSHEVA*, E.A. SIMAKIN**
ББК 67.518.1 М20
ACTIVITIES OF RUSSIAN LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN STRUGGLE WITH CORRUPTION
Аннотация: в статье проводится анализ деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции приводятся примеры из следственной и судебнойпрактики.
Ключевые слова: правоохранительные органы, коррупция законодательстве, судебнаяпрактика
ОЛЬГА
АНАТОЛЬЕВНА
МАЛЫШЕВА*,
ЕВГЕНИЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
СИМАКИН**
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Annotation: the authors of the article examine the activities of law enforcement agencies in struggle with corruption, give examples of the consequence in investigation and judicial practice.
Key words: corruption, law enforcement bodies, legislation, judicial practice.
Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов. 23 августа 2007 г. в Г енпрокуратуреРоссии было образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, созданное в целях усиления координации действий в вопросах предупреждения, пресечения и расследования коррупционных преступных проявлений.
Основные направления деятельности данного управления: выявление случаев коррупции и проведение по ним соответствующихпроверок; надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности; осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательствав процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; поддержание государственногообвине-ния в стадии судебного разбирательства по таким уголовным делам; участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран; мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.
Создающиеся подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур в оперативном отношении находятся в подчинении соответствующих прокуроров, но организационно их деятельность по указанным направлениям координируетсяспециальным
* Кандидат юридических наук, доцент; профессор кафедры уголовногопроцесса и криминалистики;
** Слушатель (Академия ФСИН России)
E-mail: moa [email protected].
Борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией
управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации.
Установлена особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности данных подразделений. Назначение на должности проводится только после тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупречным послужным списком и соответствующей репутацией. Отбор кандидатур как в территориальные подразделения в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры, так и в управление происходит на специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утверждается приказом Генерального прокурора Российской Федерации, которую возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектовРоссийской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. Все отобранные кандидаты на должности прокурорских работников как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с его согласия. Установленная процедура еще раз подчеркивает особое внимание государства к такому явлению, как коррупция, поэтому в управление назначают только самых квалифицированных работников с безупречной репутацией.
В соответствии с законодательством и иными правовыми актами в компетенцию прокуратуры по реализации направлений по противодействию коррупции входят координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией1; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. ГенпрокуроруРос-сии поручено информировать один раз в полгода Совет при Президенте Российской Федера-
ции по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями2; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации3.
Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет активную деятельность по противодействию коррупции. Ее основными направлениями являются: исправление осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера; противодействие коррупции в самой системе - среди сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Подтверждением планомерной работы руководства ФСИН России по противодействию коррупции выступает то обстоятельство, что с декабря 2008 г. функции по обеспечению собственной и экономической безопасности, противодействию коррупционным проявлениям в УИС возлагались на отделы (отделения) «Б» оперативных управлений (отделов) ФСИН России и территориальных органов УИС. С учетом новых требований, а также в целях совершенствования деятельности ФСИН России и осуществления мер по дальнейшему реформированию УИС Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229 в центральном аппарате ФСИН России создано управление собственной безопасности. Задачи управления: обеспечение государственной защиты работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, а также членов их семей; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели; выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое
или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности; выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.
В апреле 2010 г. Генпрокуратура России и МВД России в целях оптимизации процесса составления статистических отчетов определили Перечень преступлений коррупционной направленности. «Без каких-либо условий» коррупционными считаются семь преступлений: ст. 141.1 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании», ст. 184 «Подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», п. «б» ч. 3. ст. 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом», ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», ст. 290, 291 УК РФ «Получение и дача взятки». При определенных условиях коррупционными могут стать еще 37 составов преступлений, в частности служебный подлог, превышение полномочий и мошенничество4.
По заявлениям руководителей ранее действовавшего (до 15 января 2011 г.) Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2008 г. было возбуждено около 10 тыс. коррупционных дел, в 2009 - 15,7 тыс., в 2010 г. - 11,5 тыс. На конец прошлого года в производстве следователей находилось 15,5 тыс. таких дел. В 2010 г. в число коррупционеров с особым статусом попали 13 прокуроров, 35 адвокатов, 8 членов избиркомов, 431 мэр и депутат органов местного самоуправления. Генпрокуратура России в 2008 г. отчитывалась о выявлении 208 тыс. «нарушений антикоррупционного законодательства», в 2009 г. - 263 тыс., за первое полугодие 2010 г. - 142 тыс5.
Следует подчеркнуть, что значительная доля возбужденных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в дальнейшем рассматривается судами. Вследствие этого в Российской Федерации начинает складываться устойчивая судебная практика по рассмотрению и разрешению уголовных дел коррупционной направленности. По данным Верховного Суда РФ, за совершение преступлений корруп-
ционной направленности за девять месяцев 2010 г. судами общей юрисдикции было осуждено 6826 человек. Большинство из них - государственные и муниципальные служащие, руководители и другие лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Самым распространенным видом преступлений этой категории является взяточничество. За мздоимство с января по октябрь 2010 г. было осуждено 1393 человека6.
Так, 15 февраля 2010 г. Рязанский областной суд признал виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 290 УК РФ, граждан РФ И.В. Печерских, Ю.В. Демина, которые совершили преступления, являясь должностными лицами налоговой полиции (действовавшей до упразднения ее Указом Президента РФ до 1 июля 2003 г.). 17 ноября 2010 г. Тульский областной суд на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынес приговор по уголовному делу в отношении директора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам 50-летнего А. Лазарева. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренногопп. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом, сопряженное с вымогательством, в крупном размере). Приговором Ивановского областного суда старший государственный инспектор и руководитель регистрационной и экзаменационной работы центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ивановской области М. Барулин признан виновным в получении взяток (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Ему было назначено наказание в виде 4,5 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности условно7.
Таким образом, коррупция представляет собой мощный фактор дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма. Вместе с тем особо опасна коррупция в правоохранительных органах, следствием которойявляется грубое нарушение принципа законности, что, в свою очередь, подрывает веру граждан в справедливость государственной власти. Противодействие коррупционным проявлениям должно носить научно обоснованный системный характер. При этом необходимосделать акцент на повышении роли антикоррупционных профилактических мероприятий.
1 См.: О противодействиикоррупции Федер. закон от 25 декабря2008 г. № 273-Ф3 ст. 5 // Рос. газ. 2008. 30 дек.
2 См.: Национальный план противодействиякоррупциина 2010-2011 годы утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействиякоррупциии национальном плане противодействиякоррупциина 2010-2011 годы» // Рос. газ. 2010. 15 апр.
3 См.: Там же.
Борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией
4 См.: Значки к досмотру// Коммерсантъ. 2011. 14 янв.
5 См.: Бастрыкин А. Выступление на заседании Совета по противодействию коррупции13 января 2011 г. // сайт Президента России// http:// президент.рф (дата обращения: 19.01.2011).
6 См.: Сайт Верховного СудаРФ // http://www.vsrf.ru (дата обращения: 19.01.2011).
7 См.: Там же (дата обращения: 18.01.2011).
З4