Научная статья на тему 'Деятельность правоохранительных органов России по противодействию коррупции'

Деятельность правоохранительных органов России по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1390
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОРРУПЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / CORRUPTION / LAW ENFORCEMENT BODIES / LEGISLATION / JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Ольга Анатольевна, Симакин Евгений Александрович

в статье проводится анализ деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, приводятся примеры из следственной и судебной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OFRUSSIAN LAWENFORCEMENT AGENCIES INSTRUGGLE WITHCORRUPTION

the authors of the article examine the activities of law enforcement agencies in struggle with corruption, give examples of the consequence in investigation and judicial practice.

Текст научной работы на тему «Деятельность правоохранительных органов России по противодействию коррупции»

УДК 343.85 O.A. MALYSHEVA*, E.A. SIMAKIN**

ББК 67.518.1 М20

ACTIVITIES OF RUSSIAN LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN STRUGGLE WITH CORRUPTION

Аннотация: в статье проводится анализ деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции приводятся примеры из следственной и судебнойпрактики.

Ключевые слова: правоохранительные органы, коррупция законодательстве, судебнаяпрактика

ОЛЬГА

АНАТОЛЬЕВНА

МАЛЫШЕВА*,

ЕВГЕНИЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

СИМАКИН**

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Annotation: the authors of the article examine the activities of law enforcement agencies in struggle with corruption, give examples of the consequence in investigation and judicial practice.

Key words: corruption, law enforcement bodies, legislation, judicial practice.

Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов. 23 августа 2007 г. в Г енпрокуратуреРоссии было образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, созданное в целях усиления координации действий в вопросах предупреждения, пресечения и расследования коррупционных преступных проявлений.

Основные направления деятельности данного управления: выявление случаев коррупции и проведение по ним соответствующихпроверок; надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности; осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательствав процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции; поддержание государственногообвине-ния в стадии судебного разбирательства по таким уголовным делам; участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран; мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Создающиеся подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур в оперативном отношении находятся в подчинении соответствующих прокуроров, но организационно их деятельность по указанным направлениям координируетсяспециальным

* Кандидат юридических наук, доцент; профессор кафедры уголовногопроцесса и криминалистики;

** Слушатель (Академия ФСИН России)

E-mail: moa [email protected].

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией

управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации.

Установлена особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности данных подразделений. Назначение на должности проводится только после тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупречным послужным списком и соответствующей репутацией. Отбор кандидатур как в территориальные подразделения в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры, так и в управление происходит на специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утверждается приказом Генерального прокурора Российской Федерации, которую возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектовРоссийской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. Все отобранные кандидаты на должности прокурорских работников как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с его согласия. Установленная процедура еще раз подчеркивает особое внимание государства к такому явлению, как коррупция, поэтому в управление назначают только самых квалифицированных работников с безупречной репутацией.

В соответствии с законодательством и иными правовыми актами в компетенцию прокуратуры по реализации направлений по противодействию коррупции входят координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией1; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. ГенпрокуроруРос-сии поручено информировать один раз в полгода Совет при Президенте Российской Федера-

ции по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями2; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации3.

Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет активную деятельность по противодействию коррупции. Ее основными направлениями являются: исправление осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера; противодействие коррупции в самой системе - среди сотрудников органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Подтверждением планомерной работы руководства ФСИН России по противодействию коррупции выступает то обстоятельство, что с декабря 2008 г. функции по обеспечению собственной и экономической безопасности, противодействию коррупционным проявлениям в УИС возлагались на отделы (отделения) «Б» оперативных управлений (отделов) ФСИН России и территориальных органов УИС. С учетом новых требований, а также в целях совершенствования деятельности ФСИН России и осуществления мер по дальнейшему реформированию УИС Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229 в центральном аппарате ФСИН России создано управление собственной безопасности. Задачи управления: обеспечение государственной защиты работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, а также членов их семей; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели; выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое

или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности; выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.

В апреле 2010 г. Генпрокуратура России и МВД России в целях оптимизации процесса составления статистических отчетов определили Перечень преступлений коррупционной направленности. «Без каких-либо условий» коррупционными считаются семь преступлений: ст. 141.1 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании», ст. 184 «Подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», п. «б» ч. 3. ст. 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом», ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», ст. 290, 291 УК РФ «Получение и дача взятки». При определенных условиях коррупционными могут стать еще 37 составов преступлений, в частности служебный подлог, превышение полномочий и мошенничество4.

По заявлениям руководителей ранее действовавшего (до 15 января 2011 г.) Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2008 г. было возбуждено около 10 тыс. коррупционных дел, в 2009 - 15,7 тыс., в 2010 г. - 11,5 тыс. На конец прошлого года в производстве следователей находилось 15,5 тыс. таких дел. В 2010 г. в число коррупционеров с особым статусом попали 13 прокуроров, 35 адвокатов, 8 членов избиркомов, 431 мэр и депутат органов местного самоуправления. Генпрокуратура России в 2008 г. отчитывалась о выявлении 208 тыс. «нарушений антикоррупционного законодательства», в 2009 г. - 263 тыс., за первое полугодие 2010 г. - 142 тыс5.

Следует подчеркнуть, что значительная доля возбужденных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в дальнейшем рассматривается судами. Вследствие этого в Российской Федерации начинает складываться устойчивая судебная практика по рассмотрению и разрешению уголовных дел коррупционной направленности. По данным Верховного Суда РФ, за совершение преступлений корруп-

ционной направленности за девять месяцев 2010 г. судами общей юрисдикции было осуждено 6826 человек. Большинство из них - государственные и муниципальные служащие, руководители и другие лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Самым распространенным видом преступлений этой категории является взяточничество. За мздоимство с января по октябрь 2010 г. было осуждено 1393 человека6.

Так, 15 февраля 2010 г. Рязанский областной суд признал виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 290 УК РФ, граждан РФ И.В. Печерских, Ю.В. Демина, которые совершили преступления, являясь должностными лицами налоговой полиции (действовавшей до упразднения ее Указом Президента РФ до 1 июля 2003 г.). 17 ноября 2010 г. Тульский областной суд на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынес приговор по уголовному делу в отношении директора департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам 50-летнего А. Лазарева. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренногопп. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом, сопряженное с вымогательством, в крупном размере). Приговором Ивановского областного суда старший государственный инспектор и руководитель регистрационной и экзаменационной работы центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ивановской области М. Барулин признан виновным в получении взяток (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Ему было назначено наказание в виде 4,5 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности условно7.

Таким образом, коррупция представляет собой мощный фактор дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма. Вместе с тем особо опасна коррупция в правоохранительных органах, следствием которойявляется грубое нарушение принципа законности, что, в свою очередь, подрывает веру граждан в справедливость государственной власти. Противодействие коррупционным проявлениям должно носить научно обоснованный системный характер. При этом необходимосделать акцент на повышении роли антикоррупционных профилактических мероприятий.

1 См.: О противодействиикоррупции Федер. закон от 25 декабря2008 г. № 273-Ф3 ст. 5 // Рос. газ. 2008. 30 дек.

2 См.: Национальный план противодействиякоррупциина 2010-2011 годы утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействиякоррупциии национальном плане противодействиякоррупциина 2010-2011 годы» // Рос. газ. 2010. 15 апр.

3 См.: Там же.

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией

4 См.: Значки к досмотру// Коммерсантъ. 2011. 14 янв.

5 См.: Бастрыкин А. Выступление на заседании Совета по противодействию коррупции13 января 2011 г. // сайт Президента России// http:// президент.рф (дата обращения: 19.01.2011).

6 См.: Сайт Верховного СудаРФ // http://www.vsrf.ru (дата обращения: 19.01.2011).

7 См.: Там же (дата обращения: 18.01.2011).

З4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.