Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...
УДК 343.9
Глухова Анна Анатольевна Glukhova Anna Anatolyevna
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of science (law), assistant professor, head of the chair of criminology
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Мытарев Михаил Владимирович Mytarev Mikhail Vladimirovich
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of science (law), senior lecturer of the chair of criminology
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Шапошников Евгений Львович Shaposhnikov Evgeniy Lvovich
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of science (law), assistant professor of the chair of criminology
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции в Нижегородской академии МВД России
Analytical survey concerning the carrying-out of educational programmes in the field of corruption counteraction at Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
Статья посвящена вопросам необходимости и эффективности применения образовательных программ по противодействию коррупции в Нижегородской академии МВД России. Авторами в том числе приводятся результаты внедрения дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» в учебный процесс указанного ведомственного вуза, а также перспективы дальнейшего развития данного курса.
Ключевые слова: коррупция, профилактика, предупреждение, органы внутренних дел, учебная дисциплина.
The article touches upon the questions of necessity and efficiency of carrying-out the educational programmes of corruption counteraction at Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. The authors analyse the results and potentialities of application of the discipline «Corruption prevention at law enforcement agencies and development of anti-corrupt behaviour of officials and employees of law enforcement agencies» on the curriculum of the above mentioned higher educational institution.
Keywords: corruption, precautions, prevention, law enforcement agencies, discipline.
О высокой степени общественной опасности коррупции и необходимости осуществления принципиальных профилактических мер уже сказано и написано немало и в средствах массовой информа-
ции, и в научных кругах. Только ленивый сейчас не рассуждает об эффективности/неэффективности предпринимаемых государством мер по противодействию коррупции.
Особый резонанс всегда вызывают коррупционные скандалы с участием представителей правоохранительных структур, поскольку именно на них государством и обществом возложена обязанность закон защищать, а не преступать. Именно поэтому Министерством внутренних дел России предпринимаются последовательные шаги по искоренению этого негативного явления из правоохранительной системы.
Среди форм и методов профилактического воздействия на коррупционную преступность[1, с. 48] сотрудников органов внутренних дел особое место занимают те, что реализуются в процессе учебновоспитательного процесса в специализированном вузе.
В условиях реформирования ведомственной системы образования роль теоретических знаний, а также практических умений и навыков, сформированных в процессе обучения в вузе, является именно тем базисом, который позволит выпускнику в будущем чувствовать себя уверенней при исполнении служебных обязанностей.
В условиях, когда российское общество с пристальным вниманием следит за деятельностью полиции, требования к подготовке курсантов и слушателей как никогда велики. Удельный вес «полицейской» преступности в общей массе преступлений весьма невелик (примерно 0,1—0,2%). Начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-майор полиции Александр Макаров, говоря об итогах деятельности за неполный 2013 год, отметил, что «удалось выявить в полицейской среде 2 тысячи преступлений коррупционной направленности. А всего зафиксировано 3,5 тысяч преступлений, пресечено 165 тысяч дисциплинарных проступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел» [2]. Что любопытно, из всего массива коррупционеров только 5% — полицейские. Однако факт существования такого вида корыстной преступности вызывает серьезную тревогу, такие преступления подрывают веру людей в закон [3, с. 352].
Особенностями механизма преступной деятельности коррупционного преступления является наличие специального субъекта — сотрудника ОВД. Именно это обстоятельство повышает общественную опасность таких деяний. Встает закономерный вопрос о целесообразности разработки и внедрения в учебный процесс высших учебных заведений системы МВД специализированного курса по вопросам противодействия коррупции в органах внутренних дел.
При этом возникает ряд вполне резонных проблем. Во-первых, необходим ли новый специальный курс, целью изучения которого будут являться, как пишут наши коллеги с кафедры криминологии Московского университета МВД России [4], раскрытие курсантам и слушателям понятия коррупции, получение ими знаний об основных мерах борьбы с этим социально негативным явлением, формирование навыков противодействия корруп-
ции в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Подобные спецкурсы уже преподаются в ряде регионов страны, в частности в Татарстане. Так, в качестве примера мы можем привести спецкурс «Противодействие коррупции: вопросы реализации ведомственной антикоррупционной политики», который ставит целью «формирование у различных категорий обучающихся профессиональных навыков по оценке состояния коррупции и эффективности противодействия коррупции в министерстве (ведомстве), а также подготовке антикоррупционных программ и особенностей производства антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, учету ее результатов в правотворческой деятельности» [5, с. 3].
Во-вторых, возможно ли в рамках уже преподаваемых в вузах МВД дисциплин, таких как «Криминология», «Профессиональная этика в ОВД», «Криминалистика», «Уголовное право», наряду с другими вопросами более подробно говорить о проблемах коррупции в ОВД и основных направлениях ее предупреждения.
В-третьих, необходим ли новый междисциплинарный спецкурс, посвященный указанной проблематике.
Полагаем, что коль скоро курс «Профессиональная этика в ОВД» имеет свою длительную историю, свое индивидуальное содержание, то, наверное, не стоит его расширять, придавая ему не свойственные задачи — раскрытие вопросов, касающихся предупреждения коррупции в ОВД (именно как уголовно-правового явления).
В рамках отведенного дисциплине «Криминология» времени в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подробное изучение указанной проблемы невозможно. Равно как и невозможно в рамках дисциплины «Предупреждение преступлений и административных правонарушений сотрудниками ОВД».
Под концепцией антикоррупционной подготовки курсантов (слушателей) мы понимаем такую систему взглядов, которая бы позволила последовательно реализовать в образовательном процессе вуза МВД комплекс дидактических, воспитательных задач по получению знаний, выработке умений и навыков выявления, устранения, нейтрализации или недопущения возникновения коррупционных факторов и преодолению противодействия расследованию [6, с. 405].
В настоящее время в Нижегородской академии МВД России преподается отдельный междисциплинарный курс, именуемый «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» [7, с. 626].
Концепция преподавания антикоррупционного междисциплинарного курса базируется на следующих принципах:
Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...
Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...
1. Комплексный, междисциплинарный подход к организации обучения в свете поставленных задач по реализации первоочередных мер антикоррупционной подготовки.
2. Построение междисциплинарного курса с итоговой формой контроля — междисциплинарного зачета.
3. Преподавание учебного курса курсантам и слушателям старших курсов (четвертых и пятых). На этих курсах обучаемые уже знакомы с деятельностью практических подразделений, участвовали в проведении следственных, оперативно-разыскных мероприятий и имеют возможность выявить и оценить коррупционно опасные ситуации.
4. Практическая (прикладная) направленность процесса обучения. Отработка и закрепление теоретических знаний на практических занятиях (последовательное решение практических задач в рамках отработанной методики — практикума по дисциплине).
Практикум позволит унифицировать последовательность закрепления умений и навыков, вырабатывать алгоритм антикоррупционного мышления применительно к практической деятельности сотрудника ОВД.
5. В ходе преподавания учебного курса в аудитории должны выходить не просто специалисты-предметники, а единомышленники, преподаватели, лично знакомые друг с другом, способные понимать друг друга.
В ходе занятий возможно применения различных дидактических приемов работы с аудиторией (и дискуссия, и вопросно-ответная форма, и вопрос-провокация и т. п.). В любой момент преподаватели должны включаться в работу по разрешению проблемной ситуации, не перебивая и не доминируя, а работая по принципу наставничества.
6. Тщательная учебно-методическая подготовка курса в целом и отдельных занятий (наличие методических разработок на каждое занятие, практических сценариев, обязательное использование технических средств обучения).
Целью изучения указанной дисциплины является раскрытие курсантам и слушателям понятия коррупции, получение ими знаний об основных мерах борьбы с этим социально-негативным явлением, формирование навыков противодействия коррупции в практической деятельности оперативных сотрудников органов внутренних дел, формирование должной модели антикоррупционного поведения на государственной службе.
К задачам изучения специализированного курса относятся:
— формирование у обучающихся устойчивых навыков и умений применения норм об ответственности за деяния, совершаемые с использованием сотрудниками ОВД своих служебных полномочий, в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности;
— раскрытие курсантам и слушателям понятий «коррупция», «преступления коррупционной на-
правленности», особенностей ее проявления в России и зарубежных государствах;
— анализ состояния коррупционной преступности в России и за рубежом;
— овладение навыками криминологического анализа преступлений коррупционного характера: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.;
— изучение курсантами и слушателями особенностей детерминации коррупции в России;
— овладение знаниями правовых основ и основных мер по предупреждению коррупции;
— овладение курсантами и слушателями глубокими и системными знаниями, связанными с вопросами квалификации коррупционных преступлений;
— формирование у обучаемых знаний о криминалистических особенностях преступной деятельности коррупционной направленности;
— изучение системы мер борьбы с коррупцией и способов их разработки;
— выработка умений применять навыки антикоррупционного поведения в практической деятельности органов внутренних дел;
— воспитание негативного отношения к ненадлежащей выгоде, устойчивой отрицательной оценки коррупции;
— формирование умений применять меры антикоррупционной защиты (предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций и их последствий).
Содержание и структура дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» представлены следующими общетеоретическими вопросами: понятие коррупции; криминологическая характеристика преступлений коррупционного характера и особенности их детерминации; правовые, организационные, тактические основы предупреждения коррупции, основные направления ее предупреждения, в том числе специальная криминологическая профилактика коррупции в практической деятельности органов внутренних дел; основные положения государственной политики в сфере реформирования государственного управления и содержание административной реформы в России; отдельные вопросы квалификации коррупционных преступлений; криминалистические особенности преступной деятельности коррупционной направленности; формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел.
Содержание курса основывается на предварительном изучении курсов «Криминология», «Уголовное право», «Административное право», «Преодоление противодействия расследованию» и «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел».
Дисциплина «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикор-
рупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» занимает важное место в профессиональной подготовке курсантов и слушателей, способствует формированию у них практических навыков комплексного анализа преступлений коррупционного характера, предупреждения коррупции в органах внутренних дел и формированию антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел. «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» теснейшим образом взаимосвязано как с юридическими дисциплинами, такими как криминология, криминалистика, уголовное право, уголовно-исполнительное право, административное право, предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел, так и с прикладными — социологией, психологией, правовой статистикой.
При этом определенным новаторством является проведение практических занятий по теме 5 «Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений. Тактико-методические основы формирования антикоррупционного алгоритма действий сотрудника ОВД» в форме аналитического тренинга совместно с участием преподавателей кафедры криминологии, криминалистики и психологии и педагогики.
Методикой проведения занятий по указанной теме предусмотрен последовательный анализ конкретной коррупциогенной ситуации. При этом курсанты (слушатели), находясь в учебной аудитории, имеют возможность смоделировать трудности психологического характера, возникающие перед сотрудником ОВД, а преподаватель кафедры психологии и педагогики разъясняет особенности психологического состояния в этой коррупционно опасной ситуации и варианты выхода из нее.
Далее процесс осмысления информации идет по принципу версионно-аналитического мышления
с использованием методики, предложенной кафедрой криминалистики (чем обусловлена необходимость присутствия на данном занятии преподавателя кафедры криминалистики).
Итогом комплексного анализа коррупциогенной ситуации является формулирование профилактических мер, которые должны были или могут в будущем быть применены сотрудником ОВД в подобных случаях. Этим обусловлена необходимость присутствия на практическом занятии преподавателя кафедры криминологии.
В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» отводится 72 учебных часа, в том числе 40 часов — на аудиторные занятия и 32 часа — на самостоятельную работу курсантов (слушателей).
Всего в ходе преподавания дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» в течение трех учебных лет (с 2011 года) было обучено 527 курсантов и слушателей очной формы обучения (см. диаграмму 1).
За рассматриваемые три года указанная дисциплина изучалась курсантами (слушателями) ряда специальностей. Наибольшее количество групп (9) было обучено по специальности «Правоохранительная деятельность», специализация — оперативно- разыскная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки — деятельность подразделений уголовного розыска (см. диаграмму 2).
Принцип конкретности в изложении материала соблюдается следующим образом: преподавателями применительно к каждой специальности, специализации, профилю подготовки выбирается к изложению материал, ориентированный именно на соответствующую аудиторию. Ввиду того, что удельный вес категорий обучаемых преимуще-
Диаграмма 1
300
250
200
150
100
50
0
Количество курсантов (слушателей), прошедших обучение в рамках дисциплины «Предупреждение коррупции в ОВД и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников ОВД» за период с 2011/2012 по 2013/2014 учебный год
(чел.)
274
152
101
2011/2012
2012/2013
2013/2014
Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...
Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...
Диаграмма 2
Распределение изучения дисциплины по специальностям (количество групп)
* Специальность «Правоохранительная деятельность», специализация — оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки — деятельность подразделений уголовного розыска.
** Специальность «Правоохранительная деятельность», специализация — административная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки — участковые уполномоченные полиции.
*** Специальность «Юриспруденция», специализация — уголовно-правовая, профиль подготовки — предварительное следствие в органах внутренних дел.
ственно составляют оперативные сотрудники, это учитывается при разработке учебно-методических материалов по дисциплине и непосредственно в процессе преподавания.
Анализ успешности усвоения дисциплины (см. диаграмму 3) показывает, что наиболее сложной для восприятия она была для курсантов (слушателей) на первом году обучения. Так, в 2011/2012 учебном году из 274 обучающихся с первого раза сдали зачет по дисциплине 224 человека (81,75%).
В последующие 2 года этот показатель улучшился до 94,73% и 96,03% соответственно. Следует отметить, что отчисленных за неуспеваемость по данной дисциплине за все три учебных года не было.
Кроме того, об успешности усвоения основных положений данной дисциплины говорит тот факт, что по состоянию на сегодняшний день нет данных о том, что выпускники Нижегородской академии МВД России, прошедшие курс «Предупреждение
Диаграмма 3
Динамика успешности усвоения дисциплины (чел.)
300
250
200
150
100
50
50
224
144
4
97
Сдали со 2го раза Сдали с 1го раза
2011/2012
2012/2013
2013/2014
8
0
коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел», привлекались за должностные преступления.
С 2015 года дисциплина планируется к преподаванию на всех формах обучения в Нижегородской академии МВД России, а именно — на очной, заочной формах, факультете дополнительного профессионального образования и факультете профессионального обучения.
Полагаем, что представленная форма подачи материала будет и дальше способствовать достижению главной цели — недопущению коррупционного поведения со стороны сотрудников и работников органов внутренних дел. Скорее всего, корректировке будет подлежать лишь практикум как форма фиксации результатов проводимых аудиторных занятий. Это обусловлено обязательной реакцией на видоизменение форм и способов совершения коррупционных деяний, подлежащих рассмотрению на занятиях.
При проведении практических занятий с курсантами и слушателями в обязательном порядке должны приглашаться сотрудники профильных подразделений органов внутренних дел, которые будут освещать наиболее сложные прикладные вопросы по рассматриваемой проблематике.
Иными словами, в современных условиях Министерство внутренних дел осуществляет разнообразную планомерную работу по осуществлению профилактической деятельности в отношении своих кадров, в том числе и в процессе осуществления образовательной деятельности в ведомственных вузах.
Примечания
1. Криминологический словарь / автор-составитель А.А. Глухова. Н. Новгород, 2011.
2. 11Р1_: http://www.rg.ru/2013/12/18/makarov.html
(дата обращения: 20.02.2014).
3. Мытарев М.В. Проблемы взаимоотношений общества и органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1.
4. Лебедев С.Я., Щербаков В.А., Кошелева Е.В. Рабочая учебная программа по дисциплине «Предупреждение коррупции в ОВД и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД». М., 2011.
5. Противодействие коррупции: вопросы реализации ведомственной антикоррупционной политики: програм-
ма курса / сост. И.М. Гарипов, П.А. Кабанов, И.М. Юсупов. Казань: Институт экономики, управления и права, 2010.
6. Глухова А.А. Концепция преподавания дисциплины «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» в Нижегородской академии МВД России // Актуальные проблемы противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности. 2012. Вып. 13.
7. Оносов Ю.В., Глухова А.А. Антикоррупционный курс в Нижегородской академии МВД России как одно из направлений профилактики коррупции в органах внутренних дел // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Европейского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30— 31 мая 2012 г) / отв. ред. Л.В. Андриченко, А.М. Цирин. М., 2012.
Notes
1. Criminological Dictionary / author-compiler A.A. Glukhova. Nizhny Novgorod, 2011.
2. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/makarov.html
3. MytarevM.V. Problems of relationship between society and law enforcement agencies // Flaws in Russian legislation. 2008. № 1.
4. Lebedev S.Y., Scherbakov V.A., Kosheleva E.V. The curriculum of the discipline «corruption prevention at law enforcement agencies and development of anti-corrupt behaviour of officials and employees of law enforcement agencies». Moscow, 2011.
5. Corruption counteraction: problems of realization of departmental anti-corrupt policy: programme of the course / compiled by I.M. Garipov, P.A. Kabanov, I.M. Yusupov. Kazan, 2010.
6. Glukhova A.A. Conception of teaching the course «corruption prevention at law enforcement agencies and development of anti-corrupt behaviour of officials and employees of law enforcement agencies» at Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia // Urgent questions of corruption counteraction and economic security control. 2012. Issue 13.
7. Onosov Y.V., Glukhova A.A. Anti-corrupt course at Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia as an orientation of corruption precautions at law enforcement agencies // Law innovation in the sphere of corruption counteraction: materials of the First European anti-corrupt forum and VII International training school of young scientists and lawyers (Moscow, 30—31st of May 2012) / responsible editor L.V. Andrichenko, A.M. Tsirin. Moscow, 2012.
Глухова А.А., Мытарев М.В., Шапошников Е.Л. Аналитический обзор реализации образовательных программ в сфере противодействия коррупции...