Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / правоохранительные органы / гражданское общество / права и свободы человека / доверие / interaction / law enforcement agencies / civil society / human rights and freedoms / trust

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И Н. Правкина

В статье рассматриваются особенности выстраивания партнерской модели взаимоотношений правоохранительных органов и гражданского общества. Особое внимание уделяется определению правовых и неправовых форм обеспечения взаимодействия гражданского общества и правоохранительных органов. Определяется, что совершенствование организационных форм взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества выступает в качестве основополагающего стратегического направления правоохранительной политики, осуществляемой компетентными органами. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению комплекса мероприятий, осуществление которого обуславливает эффективное развитие партнерской модели взаимоотношений правоохранительных органов и гражданского общества, а также базовым концептуальным идеям, определяющим характер такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF BUILDING A PARTNER MODEL OF RELATIONS BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY

The article discusses the features of building a partner model of relations between law enforcement agencies and civil society. Special attention is paid to the definition of legal and non-legal forms of interaction between civil society and law enforcement agencies. It is determined that the improvement of organizational forms of interaction between law enforcement agencies and civil society is a fundamental strategic direction of law enforcement policy implemented by the competent authorities. At the same time, special attention is paid to the consideration of a set of measures, the implementation of which determines the effective development of the partner model of relations between law enforcement agencies and civil society, as well as the basic conceptual ideas that determine the nature of such interaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ»

УДК 351.74.072:316.3(470)

И. Н. ПРАВКИНА, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук (г. Москва)

I. N. PRAVKINA, assistant professor of the Chair of State and Legal Disciplines of Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Law (Moscow)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ

THE FEATURES OF BUILDING A PARTNER MODEL OF RELATIONS BETWEEN LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND CIVIL SOCIETY

Аннотация. В статье рассматриваются особенности выстраивания партнерской модели взаимоотношений правоохранительных органов и гражданского общества. Особое внимание уделяется определению правовых и неправовых форм обеспечения взаимодействия гражданского общества и правоохранительных органов. Определяется, что совершенствование организационных форм взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества выступает в качестве основополагающего стратегического направления правоохранительной политики, осуществляемой компетентными органами. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению комплекса мероприятий, осуществление которого обуславливает эффективное развитие партнерской модели взаимоотношений правоохранительных органов и гражданского общества, а также базовым концептуальным идеям, определяющим характер такого взаимодействия.

Ключевые слова и словосочетания: взаимодействие, правоохранительные органы, гражданское общество, права и свободы человека, доверие.

Annotation. The article discusses the features of building a partner model of relations between law enforcement agencies and civil society. Special attention is paid to the definition of legal and nonlegal forms of interaction between civil society and law enforcement agencies. It is determined that the improvement of organizational forms of interaction between law enforcement agencies and civil society is a fundamental strategic direction of law enforcement policy implemented by the competent authorities. At the same time, special attention is paid to the consideration of a set of measures, the implementation of which determines the effective development of the partner model of relations between law enforcement agencies and civil society, as well as the basic conceptual ideas that determine the nature of such interaction.

Keywords and phrases: interaction, law enforcement agencies, civil society, human rights and freedoms, trust.

В целях обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и безопасности, а также повышения эффективности охра-

нительной функции права в современном российском государстве функционирует специализированная система правоохранительных органов. Следует

отметить, что достижение желаемого состояния правопорядка, а также решение задач, связанных с реализацией правоохранительными органами функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка и борьбе с преступностью, оказывается невозможным вне построения конструктивной модели партнерских взаимоотношений между правоохранительными органами и институтами гражданского общества.

Анализ современной монографической литературы позволяет обнаружить ряд принципиально важных моментов, которые оказываются чрезвычайно значимыми при осуществлении взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества. Так, характер диалогичности взаимоотношений правоохранительных органов и гражданского общества обусловлен природой данных институциональных образований.

Правоохранительные органы являются органичной частью институциональной подсистемы правоохранительной системы, которая по своей природе носит публично-политический характер. В решении вопроса о понимании гражданского общества в силу разнообразия методологических подходов к его интерпретации нет единственного подхода. С одной стороны, гражданское общество представляет собой любое общество, состоящее из граждан государства. С другой стороны, гражданским можно назвать лишь такое общество, которое наделено определенной совокупностью признаков, придающих ему новое качественное своеобразие. Оно проявляется, во-первых, в самоорганизации и саморегуляции общества, а, во-вторых, в возможности быть независимым от государства и выступать конструктивной оппозицией по отношению к нему. Таким образом, гражданское общество представляет собой «многомерную, самоорганизующуюся систему естественно складывающихся социальных отношений» [5, с. 123] и по своей природе является

сферой проявления частноправовых интересов.

Однако, несмотря на нетождественность, а порой и противоречивость интересов данных институциональных образований, в условиях демократизации политико-правовой жизни общества как государство, так и гражданское общество заинтересованы в оптимальном функционировании общественного и государственного строя, в связи с чем для современного российского государства особую актуальность представляет поиск оптимальных форм взаимодействия с гражданским обществом, прежде всего, в сфере правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что такое взаимодействие является одним из важных условий эффективного выполнения правоохранительными органами своих задач, а также придания деятельности правоохранительных органов лигитимности.

Так, вопросы взаимодействия правоохранительных органов с гражданским обществом нашли свое отражение в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность таких органов. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» при осуществлении своей деятельности полиция «взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами» [1].

Порядок организации эффективного взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации, поддержания связей с общественными объединениями при реализации установленных полномочий по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и повышения доверия граждан к Следственному Комитету России утвержден Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38

(ред. от 02.09.2019) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»), а также Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 13.05.2019 № 56 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации, сайтами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не являющимися средствами массовой информации, а также с социальными сетями» [2] и др.

Обеспечение эффективного взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности, в том числе с общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, является одним из приоритетных направлений деятельности службы в рамках реализации плана мероприятий по противодействию коррупции [3].

Таким образом, нормативное закрепление взаимодействия и координации правоохранительных органов и гражданского общества в сфере осуществления правоохранительной деятельности указывают на то, что специально уполномоченным органам вне связи с гражданским обществом объективно сложно выполнять свои функции в данной сфере. В связи с чем становится очевидно, что только комплексная, скоординированная деятельность правоохранительных органов и гражданского общества по охране прав и свобод человека, обеспечению правопорядка, законности, общественной безопасности, борьбе с преступностью и иными правонарушениями позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности, а также оказать существенное влияние на развитие и совершенствование правоохранительной системы в целом.

Следует отметить, что гражданское общество, в первую очередь, заинтересовано в обеспечении состояния защищенности жизненно важных интересов, а также благоприятной и безопасной среде. В этой связи выстраивание конструктивных взаимоотношений между правоохранительными органами и гражданским обществом требует не только правового оформления, но и совершенствования организационных форм такого взаимодействия. В силу этого совершенствование организационных форм взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества является основным стратегическим направлением правоохранительной политики, осуществляемой уполномоченными и заинтересованными субъектами.

Тактически реализация данного стратегического направления неразрывно связана с осуществлением комплекса следующих мероприятий.

Во-первых, совместное участие правоохранительных органов и гражданского общества в формировании единого социокультурного пространства, отражающего такие конвенциональные ценности, как гуманизм, справедливость, уважение к правоохранительным органам и гражданскому обществу, а также сочетание общесоциальных и индивидуальных потребностей.

Во-вторых, проведение совместных мероприятий по правовому информированию и правовой пропаганде среди широких слоев населения, способствующих повышению уровня правовой культуры и снижению уровня правового нигилизма. Данный комплекс мероприятий может предусматривать, например, проведение регулярных встреч сотрудников правоохранительных органов с населением, организацию онлайн-конференций по наиболее значимым вопросам, а также формирование экспертных советов по основным направлениям деятельности правоохранительных органов, в которых особое внимание уделяется правовым

взглядам ученых-юристов, а также ветеранам правоохранительных органов и др.

В-третьих, создание благоприятных условий для повышения правовой активности граждан и возможности потенциально воспользоваться любым предоставляемым государством правом. Эффективная реализации данного плана действий предусматривает передачу избыточных или несвойственных функций и полномочий правоохранительных органов на уровень муниципальных образований или общественных организаций, а также создание эффективного механизма контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны гражданского общества.

В-четвертых, укрепление доверия граждан к деятельности правоохранительных органов. Данное направление предполагает, прежде всего, возможность получения открытой информации о сущности и характере осуществления правоохранительными органами своей деятельности, содействие правоохранительным органам в противодействии противоправной деятельности, а также проведение профилактических работ с гражданами, склонными к совершению правонарушений. Также стоить отметить необходимость нивелирования коррупционных проявлений в сфере правоохраны и снижения административных барьеров.

Следует отметить, что процесс построения партнерской модели взаимоотношений между правоохранительными органами и гражданским обществом базируется на основополагающих началах, организационных принципах, которые отражают природу, сущность и стратегический ориентир такого взаимодействия. Так, к числу основных базовых принципов следует отнести: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, открытость, публичность, гуманизм, системность, беспристрастность, общественное доверие и поддержку граждан, использование новейших технологий и достижений науки. Перечень

перечисленных принципов не является исчерпывающим или неизменным по своему содержательному наполнению, что обусловлено развитием и усложнением форм общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что принципы выражают определенный уровень правосознания и правовой культуры, внутреннюю убежденность субъектов, задействованных в данном процессе [6, с. 134]. Однако каждый из них лежит в основе построения модели социального партнерства и отражает существующий механизм взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества.

Отметим, что в современных условиях выстраивание партнерской модели отношений правоохранительных органов и гражданского общества сопровождается рядом явлений проблемного характера. Так, к числу подобных проблем можно отнести следующие:

1) отсутствие четких законодательных механизмов взаимодействия представителей гражданского общества и правоохранительных органов;

2) недостаточно высокий уровень правовой активности граждан;

3) низкий уровень правовой культуры населения;

4) повышенные требования гражданского общества к представителям правоохранительных органов;

5) профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов;

6) не всегда высокий уровень доверия гражданского общества к деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Несмотря на существующие проблемы в организации и осуществлении взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества, тем не менее, государство и общество заинтересовано в координации усилий по осуществлению важнейших направлений правовой политики в сфере правоохранительной деятельности.

В условиях политических, правовых и социально-экономических преобразований все более очевидным становятся пределы вмешательства и расширения экспансии государства в сфере самоорганизации и саморегуляции гражданского общества. Стоит отметить, что возникновение и развитие гражданского общества на современном этапе исторического развития является результатом повышения значимости локализованных форм общественной жизни, а не руководящего указания органов государственной власти. В силу этого становится очевидным совпадение приоритетов, целей и задач как правоохранительных органов, так и гражданского общества в повышении эффективности функционирования правоохранительной системы, осуществлении правоохранительной деятельности, достижении конструктивных результатов в обеспечении правопорядка, безопасности, законности, а также осуществлении борьбы с преступностью.

Принимая во внимание изложенное, можно определить базовые концептуальные идеи, определяющие характер взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества.

Во-первых, и гражданское общество, и органы правоохраны выступают в роли сложных системных образований, обладающих достаточно высокой организацией, гибкостью, разветвленной внутренней структурой со множеством блоков, подсистем, компонентов и системообразующих связей. Это, с одной стороны, усложняет сам процесс взаимодействия, но, с другой стороны, схо-

жие характеристики способствуют более эффективной организации совместной деятельности [4].

Во-вторых, сотрудничество представителей гражданского общества и правоохранительных органов - это всегда двухсторонний процесс взаимовлияния и взаимопреобразования. Принято считать, что в процессе взаимодействия только гражданское общество способно как-то влиять, ограничивать или контролировать, однако в действительности рассматриваемое взаимодействие является гораздо более сложным и по содержанию, и по формам.

В-третьих, развитие системы сотрудничества между гражданским обществом и правоохранительными органами способствует повышению активности со стороны граждан, развитию у них чувства социально-правовой ответственности за происходящее вокруг.

В-четвертых, взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества, как правило, носит неформальный характер, а эффективность такого взаимодействия обеспечивается характером и степенью участия заинтересованных лиц в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, борьбе с преступностью, а также осуществлении превентивных мероприятий.

В-пятых, взаимодействие гражданского общества с правоохранительными органами осуществляется по принципу обратной связи. Результатом такого взаимодействия является усиление тенденции самоорганизации и саморегуляции гражданского общества.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 (ред. от 02.09.2019) (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // Российская газета. 2011. № 6. 17 января.

3. План Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (утв. Росгвардией). URL: http://rosgvard.ru (дата обращения: 18.02.2020).

4. Правкин И. В. Особенности взаимодействия правоохранительной системы и институтов гражданского общества в Российской Федерации // В сб.: Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. М., 2016. С.107-116.

5. Малахов В. П., Клименко А. И. Актуальные проблемы правовой теории государства. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. 183 с.

6. Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества : монография. / под ред. А. Г. Мамонтова, А. И. Клименко, А. Ю. Гарашко. М.: Изд-во «Граница», 2018. 190 с.

© Правкина И. Н.

УДК 340.1

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, Professor of the Department of Constitutional Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor of law (Ufa)

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА THE COMPONENTS OF THE GENERAL THEORY OF LAW AND STATE

Аннотация. В статье в порядке постановки вопроса рассматривается вопрос о структуре современной общей теории права и государства. В гипотетическом плане поднимается вопрос о необходимости и возможности выделения в составе этой науки третьего объекта - правосознания. Отмечается, что, несмотря на структурную сложность, общая теория права и государства в целом монистична. Все ее структурные образования развиваются, подчиняясь, в частности, закону единства, различия и взаимодействия. Особое внимание уделено технике юриспруденции. Общая теория права и государства - развивающаяся наука. Если не нарушен баланс между теоретическим, научным, практическим и прагматическими подходами, то и в современных условиях она сохраняет свои возможности для лучшего освоения правосфе-ры и сопряженных с ней явлений. Общей теории права и государства как науке, кроме многих других функций, свойственна прогностическая функция. Реализуя ее, она способна определять перспективные направления развития не только самой науки, но и всей теоретической и практической юриспруденции. В этом проявляются такие качества общей теории, как теоретичность и практичность, взятые в единстве.

Ключевые слова и словосочетания: юриспруденция, общая теория права и государства, составляющие, уровни, развитие, перспектива.

Annotation. The article deals with the structure of the modern General theory of law and the state. In hypothetical terms, the question is raised about the necessity and possibility of allocating a third object in this science - legal awareness. It is noted that, despite the structural complexity, the general theory of law and the state as a whole is monistic. All its structural formations are developed,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.