РОЛЬ ТЬЮТОРА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Васильева В. С.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, к.п.н., доцент
Полицковая Т.А.
Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» города Челябинска,
заместитель директора по социально-педагогической работе
Челябинск
THE ROLE OF THE TUTOR IN THE MODERN SUPPORTING SYSTEM FOR THE FAMILY WITH THE PHYSICALLY CHALLENGED TODDLER
Vasilyeva V.S.
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Ph.D., Associate Professor Politskaya T.A.
The municipal budgetary institution for social services "Social and Rehabilitation Center for Children and
Adolescents with Disabilities" Health " in the city of Chelyabinsk, Deputy Director for Social and Pedagogical Work
Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития института тьюторства в системе комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается профессиональная деятельность тьютора с точки зрения важного условия в предупреждении возникновения вторичных отклонений в развитии детей, расширении возможности реализации индивидуальной образовательной программы в работе с семьей, преодоления социальной изолированности данной категории семей, повышения компетентности родителей в вопросах социализации ребёнка, предупреждения отказов от детей-инвалидов.
ABSTRACT
The article deals with topical issues on developing the tutoring institute within the system of complex assistance to families raising an infant with special health needs. The professional activity of a tutor is considered from the standpoint of an important condition in preventing the emergence of secondary disabilities in the development of children, expanding the possibility of implementing an individual educational program in working with the family, overcoming the social isolation of this category of families, increasing the competence of parents in child's socialization, preventing surrenders of children with disabilities.
Ключевые слова: тьютор, сопровождение семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, реабилитационная компетентность родителей.
Keywords: tutor, assisting a family of an infant with special health needs, disabled children, rehabilitative competence of parents.
Современный уровень развития человеческой цивилизации ставит перед образованием актуальную задачу - формирование и развитие человека компетентного, свободного, инициативного, ответственного, умеющего действовать в условиях неопределенности. Решение этой задачи невозможно без появления в образовании новой педагогической фигуры, позиции, профессии - тьютора, обеспечивающего индивидуализацию образования, учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития [6, 8].
Данные статистики показывают, что за последнее время в силу объективных и субъективных причин значительно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразными по проявлениям и степени выраженности [11]. Следовательно, перед специалистами остро встает вопрос необходимости выделения новых вариантов сопровождения и оказания комплексной помощи родителям, испытывающим определенные трудности в процессе взаимодействия с данной категорией детей [1, 2, 3, 4].
Не всегда в силу объективных социально-экономических условий семья может получить профессиональное сопровождение необходимое для постоянной комплексной помощи даже в условиях социально-реабилитационного центра и дошкольной образовательной организации. Родители часто сталкиваются с трудностями, обусловленными нехваткой специалистов, невозможностью оставить ребенка, нуждающегося в постоянном контроле со стороны взрослого для получения индивидуальных консультаций и психологической помощи необходимой им как родителям.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью ни обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны специалистов, волонтеров: сопровождении в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий, в процессе проведения культурно-массовых мероприятий, в процессе проведения реабилитационных процедур, в процессе решения личных социально-бытовых и личностно-зна-чимых вопросов.
Современная система комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья развивается исходя из требований социума, изменения отношения общества к данной категории детей и раскрывающимся возможностям их социализации в общество.
При этом все активнее ученые ведут дискуссию о необходимости включения родителей в систему реабилитации детей, актуализируется важность повышения реабилитационной компетентности родителей, позволяющая значительно расширить возможности проведения коррекци-онно-реабилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, расширить возможности социального взаимодействия. На современном этапе развития социума назрела острая необходимость модернизации всей отечественной системы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Закономерно, что перед современной наукой и практикой встала задача разработки научной продукции, позволяющей решать проблемы, как в теории, так и в практике совершенствования процесса ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
Актуальность вопросов развития института тьюторства в системе комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что включение семьи в процесс воспитания и обучения ребенка, подготовка и привлечение специалистов - тьюторов, способных профессионально работать в системе комплексного сопровождения семьи с учетом ее индивидуальных потребностей значительно расширяет возможности преодоления имеющихся у детей своеобразий развития. Включение в коррекционно-реабилитацион-ный процесс тьюторов способствует расширению возможности реализации индивидуальной образо-
вательной программы в работе с детьми, что в дальнейшем способствует предупреждению возникновения вторичных отклонений в развитии, преодолению социальной изолированности данной категории семей, повышению компетенции родителей по вопросам социализации ребёнка, предупреждению отказов от детей-инвалидов.
Исходя из этого, можно выделить ряд противоречий в теории и практике комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- между необходимостью оказания ранней комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и объективной недостаточностью разработанности единой государственной системы в решении этих вопросов;
- между осознанием преобразующей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка, с учетом его индивидуальных особенностей, имеющихся нарушений психо-физического развития и низким уровнем реабилитационной компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- между необходимостью подготовки грамотного, высококвалифицированного специалиста для работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых для проведения практических занятий, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов для дальнейшей профессиональной деятельности.
В решении всех обозначенных вопросов большую роль играют тьюторы, выполняющие задачи комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. При этом можно говорить не только о профессионально-подготовленных специалистах, но и о студентах - волонтерах, которые в определенной мере могут под руководством специалистов социально-реабилитационных центров и дошкольных образовательных организаций могут принимать участие в сопровождении семьи, осуществлять комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна [7, 8].
Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение может рассматриваться как помощь субъекту (семье ребенка, непосредственно самому ребенку) в формировании индивидуально-ориентированного поля развития. В данном контексте важно учитывать внутренний потенциал субъекта, основанный на прошлом опыте, настоящих
событиях, «зоне ближайшего развития» и возможностях решения имеющихся вопросов.
Учитывая, что в процесс сопровождения включается не только сам ребенок, но и его родители, его семья, перед тьюторами стоит задача показать родителям возможности решения возникающих вопросов, разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения, сделать первые шаги и по возможности оценить достигнутые результаты.
Тьютор - новая профессия для российского образования, системы социальной защиты и системы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы [5].
Учитывая, что мы рассматриваем не профессиональную деятельность специально подготовленного специалиста-тьютора, а деятельность студентов - волонтеров, принимающих участие в тьютор-ском сопровождении семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, важно отметить, что в данном случае, осуществляется не только комплексная передача знаний и расширение возможностей социализации ребенка и его семьи. Осуществляется помощь родителям в реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, получении родителями индивидуальной психологической помощи, проведении творческих мероприятий, раскрывающий потенциал ребенка и расширяющий возможности социализации семьи в общество.
Тьюторское сопровождение студентами-волонтерами заключается в организации такого социально-значимого коррекционно-реабилитацион-ного процесса, который строится с одной стороны, на постоянном включении родителей в процесс реабилитации и развития ребенка, с другой стороны, создает возможности для включения самих родителей в процесс получения профессиональной психологической помощи, решения социально-бытовых вопросов и создания условий для снятия у них психоэмоционального напряжения.
Тьюторское сопровождение, осуществляемое студентами-волонтерами, создаёт определенную коррекционно-развивающую среду, постоянно наполняемую множеством разнообразных предложений, разработанных на основе данных диагностического обследования, которые максимально учитывают запросы конкретной семьи и конкретного ребенка с учетом всех линий индивидуального развития.
Необходимо пояснить, что мы подразумеваем под тьюторским сопровождением. Мы придерживаемся точки зрения специалистов Межрегиональной тьюторской ассоциации (г. Москва), которые выделяют следующее определение тьюторскому сопровождению: это «движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки» [8]. При этом роль тьютора выполняют студенты-волонтеры, а
15
под тьюторантом подразумевается семья, воспитывающая ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями ребенка (сам ребенок и его родители).
Исходя из этого, можно говорить о том, что оказывая семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья помощь и поддержку в выборе траектории развития, индивидуального образовательного пути тьютор не навязывает ей свое мнение, а помогает совместно со специалистами определить возможности, наметить ориентиры, и отметить достигнутые результаты.
Рассматривая актуальность деятельности студентов-волонтеров в процессе тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, важно выделить уровни социальной значимости данного процесса.
1 уровень - Уровень государственного заказа на тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Принятие Закона «Об образовании РФ», внедрение Государственных образовательных стандартов общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, среднего и высшего образования, основанных на принципах открытого образования предполагает полноценную их реализацию при наличии профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрены основные положения, закрепляющие: необходимость учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее -особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; важность сотрудничества с семьей; необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [10].
2 уровень - Заказ на тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на уровне общества. В данном контексте можно говорить о разработке и оформлении заказа общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества и новой позицией человека в нем: осознание и понимание ценности каждого, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
_16
независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3 уровень - Уровень заказа на тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, на уровне общества со стороны части студентов-волонтеров.
В настоящее время в студенческом сообществе возрастает число студентов, разделяющих ценности и принципы добровольчества, посвящения себя безвозмездной общественно полезной деятельности. Особенно актуальными эти вопросы становятся в контексте совмещения своей будущей профессиональной деятельности и возможности нести пользу людям. Значительная часть студентов связывает данную деятельность не только с возможностью реализации потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии - профессии «тьютор», но и нести добро не только на словах, но и на деле, совершая хорошие поступки и помогая нуждающимся.
4 уровень - Уровень заказа на тьюторское сопровождение, выделяемый со стороны самой семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Семья, воспитывающая ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья -это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью.
Расширение возможностей взаимодействия семьи с социальным окружением, деятельность тьютора, в процессе сопровождения семьи, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом, можно говорить о возможном важном результате работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Это формирование готовности родителей вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых значительно расширяются возможности как ребенка, так и самих родителей.
Взаимодействие по вопросам комплексной реабилитации детей с ОВЗ планируется и проводится на основании трехстороннего соглашения, соисполнителями которого является Южно-Уральский Государственный гуманитарно -педагогический университет. Цель данного Проекта: внедрение комплексной медико- социальной и психолого- педагогической модели сопровождения семьи, воспи-
тывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ в системе расширения межведомственного взаимодействия и внедрения института тьюторства. Состав рабочей группы из числа специалистов учреждения и университета согласован и утвержден, а также разработано и утверждено Положение о Рабочей группе. Рабочая группа осуществляет деятельность в соответствии с планом мероприятий по реализации проекта. Роль университета более широко представлена в формировании деятельности добровольческого резерва. Добровольческий резерв формируется из числа студентов кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. В рамках создания и обеспечения деятельности добровольческого резерва проводится следующая работа: встреча руководителя учреждения со студентами ВУЗа с целью познакомить с деятельностью учреждения и раскрыть специфику деятельности студентов-волонтеров в процессе тьюторского сопровождения семьи; - проведение практико-ориентирован-ных занятий для студентов с целью формирования у них навыков взаимодействия с семьями. В программу включены обучающие занятия, мини-тренинги, игровые тренинги, консультации специалистов. Обязательным условием является участие студентов-волонтеров в сопровождении детей целевой группы при проведении социально-значимых мероприятий. За 9 месяцев волонтерами охвачено 52 семьи, проведено 12 мини-тренингов, 8 обучающих занятий. Студентами- волонтерами совместно с сотрудниками отделения раннего вмешательства разработано и проведено 4 тематических мероприятия. Волонтеры в количестве 16 чел. стали участниками фестиваля «Искорки надежды». Приняли активное участие в мероприятиях «Все мы на планете Сол-нышкины дети», «Интерактивный квест Телеканал «Счастливая семья».
Число обученных добровольцев факультета инклюзивного и коррекционного образования составило 32 человека.
Важно отметить, что процесс тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья студентами-волонтерами обеспечивает запуск главнейшего «пускового механизма» в комплексной системе реабилитации - повышение реабилитационной компетентности родителей, принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание видения возможностей преодоления имеющихся у ребенка возможных нарушений психофизического развития, расширение возможностей реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка, включение семьи в социальное пространство.
Подготовка издания осуществлена при финансовой поддержке конкурса на выполнение научно -исследовательских работ по приоритетным направлениям вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета совместно с Красноярским государственным педагогическим университетом рег. № 2017-К2-09-41
Литература
1. Будникова, Е.С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации [Текст] / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова, М.Б. Хабибулина. - Челябинск, ПИРС, 2010. -86 с.
2. Васильева, В.С. К вопросу о реализации практико-ориентированного подхода подготовки учителей-дефектологов [Текст] / В.С. Васильева // Методика вузовского преподавания: Тезисы 6-й межвузовской научно-практической конференции.
- Челябинск, 2003. - С. 130-134.
3. Васильева, В.С. Подготовка специалистов для диагностики детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания [Текст] / В.С. Васильева // Диагностика как основа индивидуально-дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции.
- Челябинский государственный педагогический университет - 2006. - С. 123-130.
4. Васильева, В.С. Работа с родителями в условиях группы кратковременного пребывания как средство предупреждения дезадаптации к ДОУ детей раннего возраста [Текст] / В.С. Васильева // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год. - Челябинский государственный педагогический университет. - 2006. - С. 42-47.
5. Васильева, В.С. Шаг навстречу: тьютор-ское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Текст] / В.С. Васильева, М.А. Кузнецова, Т.А. Полицковая, Т. В. Абулханова. - Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. -169 с.
6. Дружинина, Л.А. Тьюторское сопровождение в период адаптации к детскому саду дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения посредством лекотеки [Текст] / Л.А. Дружинина, А.П. Богданова // Фундаментальная и прикладная наука: Сб. науч. статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 год. «Челябинский государственный педагогический университет». - Челябинск, 2015. -С. 98-100.
7. Ковалева, Т.М. Новые задачи тьюторской практики: от потенциала к ресурсу [Текст] / Т.М. Ковалева // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. - Томск: РЦРО, 2009.
8. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор». [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
9. Меренкова, В.В. Индивидуальное сопровождение педагогом-тьютором ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образовательного учреждения [Текст] / В.В. Меренкова, Е.В. Резникова //Челябинский гуманитарий. - 2014. -№4 (29).- С. 38-42.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)» (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) Щр://минобрнауки.рф.
11. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Е.В. Резникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.