Научная статья на тему 'Роль цифровизации в налоговом администрировании'

Роль цифровизации в налоговом администрировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / цифровизация / налоговая система / цифровые инструменты / tax administration / digitalization / tax system / digital tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Валентиновна Староверова

Статья посвящена роли цифровизации в налоговом администрировании; рассматривается внедрение современных инструментов налогового администрирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of digitalization in tax administration

The article is devoted to the role of digitalization in tax administration; the introduction of modern tax administration tools is considered

Текст научной работы на тему «Роль цифровизации в налоговом администрировании»

Научная статья ■УДК 336

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-218-221 EDN: https://elibrary.ru/hrsras NIION: 2015-0066-1/24-934 MOSURED: 77/27-011-2024-01-133

Роль цифровизации в налоговом администрировании

Ольга Валентиновна Староверова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, staroverova05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена роли цифровизации в налоговом администрировании; рассматривается внедрение современных инструментов налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация, налоговая система, цифровые инструменты Для цитирования: Староверова О. В. Роль цифровизации в налоговом администрировании// Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 218-221. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-218-221. EDN: HRSRAS.

Original article

The role of digitalization in tax administration

Olga V. Staroverova

Plekhanov RussianUniversity ofEconomics, Moscow, Russia, staroverova05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the role of digitalization in tax administration; the introduction of modern tax administration tools is considered.

Keywords: tax administration, digitalization, tax system, digital tools

For citation: Staroverova О. V. The role of digitalization in tax administration. Bulletin of economic security. 2024;(1):218-21. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-218-221. EDN: HRSRAS.

В историю нашей страны и мира 2020, 2021, 2022 годы войдут как годы борьбы с новой коронави-русной инфекцией, годы существования страны в условиях жесточайшего санкционного давления и политической нестабильности. Каждый, от физического лица, работающего удаленно, до органов власти и управления, должен был пройти проверку на устойчивость к катаклизмам глобального масштаба. Пандемия и появившиеся ограничения выступили дополнительным стимулом для цифровой трансформации во всех сферах экономики, государственных органов, в том числе налоговых служб.

В Федеральной налоговой службе России уже более 10 лет происходит масштабная цифровизация. Федеральная налоговая служба ориентирована на клиента и признана лидером в области цифровой трансформации на международных площадках, таких как ОЭСР, БРИКС, ЮТА. Благодаря этому компетенции и технологии, созданные первоначально для налогового администрирования, поддержки граждан и бизнеса, были использованы

© Староверова О. В., 2024

в 2020 году в условиях противоковидных ограничений, а в 2022 году - в целях оперативной поддержки семей мобилизованных граждан и семей добровольцев в виде изменения сроков уплаты имущественных налогов мобилизованных граждан, освобождения от уплаты региональных и местных налогов.

Общеизвестно, что официальный сайт Федеральной налоговой службы России nalog.gov.ru стабильно занимает лидирующее место по посещаемости среди сайтов всех органов исполнительной власти и государственных организаций. На сайте представлены различные сервисы и услуги:

- личные кабинеты физических лиц, юридических лиц, индивидуального предпринимателя и др.;

- данные о мерах поддержки с возможностью проверить наличие права на получение субсидий и др.;

- возможности онлайн регистрации бизнеса;

- возможности постановки на учет физического лица;

- возможность уплаты налогов и пошлин;

ECONOMIC SCIENCE

- возможность оценить риски бизнеса;

- сведенияизреестров;

- налоговые калькуляторы;

- возможности электронного документооборота;

- справочная и статистическая информация и многое другое.

По контрольно-аналитической работе (контрольно-аналитическая работа - это работа, направленная на побуждение налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций «К уплате» без проведения выездных налоговых проверок) в бюджет дополнительно поступило 334 млрд. рублей (прирост по сравнению с 2020 годом составил 41 млрд рублей, +14 %)'. При этом процесс внедрения цифровых технологий в контрольной работе налоговых органов сопряжен с развитием цифровой грамотности сотрудников налоговых инспекций, находящемся в прямой зависимости от осознания значимости цифровизации своей контрольно-надзорной деятельности [2].

На фоне общего тренда по сокращению количества выездных налоговых проверок их эффективность увеличивается за счет выбора (с использованием аналитических инструментов) объектов контроля с максимальными рисками, (проводится так называемый предпро-верочный анализ). Эффективность выездных налоговых проверок по итогам 2021 года (доначисления на одну выездную налоговую проверку) составила 49,8 млн рублей (что на 6,1 млн рублей или 48,1 %, больше аналогичного показателя 2020 года [1]).

По досудебной работе (это обжалование решений налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок в вышестоящем налоговом органе, обжалование действий (бездействий) налоговых органов) число рассмотренных жалоб составило 44,2 тыс. единиц. Происходит постепенное внедрение автоматизированных способов работы с причинами возникновений споров в досудебное урегулирование. В будущем это поспособствует минимизации возникающих претензий к налоговым органам и ускорению их разрешения.

Международный показатель соотношения налогового долга к поступлениям DTI составил 5,5%- лучший за всю историю измерений. Если считать в суммовом выражении - снижение DTI на 1,1 процентный пункт (6,6 % - на 01.01.2021) позволил не допустить образование долга в объеме 402,8 млрд рублей2. Систему комплексного управления и администрирования долга (СКУАД), автоматически собирающую и анализирующую данные об активах и пассивах на-

1 Проект доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова на расширенном заседании коллегии ФНС России «Об итогах работы ФНС России за 2021 год и основных задачах на 2022 год, ценностях ФНС России как основы человеко-центричных изменений и новой служебной культуры» II Федеральная налоговая служба nalog.ru.

2 Федеральная налоговая служба II https://data.nalog.ru/rn77/ about fts/.

логоплательщиков, вместе со скрытыми активами должников, постепенно внедряют в промышленную эксплуатацию.

Благодаря организационно-технической возможности Финансовой налоговой службы в 2020 году была оперативно реализована возможность автоматической помощи бизнесу. Так, за 3 недели стала возможна система проверки налогоплательщиков на соответствие критериям субсидий и механизм их выплат через личный кабинет. Налогоплательщикам было необходимо лишь указать счет, на который им перечислялись денежные средства. Организациям было доступно оперативное получение льготных кредитов на поддержку занятости с использованием технологии блокчейн, осуществленной ФНС России.

Автоматизированные инструменты контроля (основной АСК НДС-2) предоставляют возможность анализа всех операций налогоплательщика при помощи автоматического сопоставления данных даже без истребования документов [2]. Результат данной деятельности: чистая бизнес-среда и сокращение числа выездных налоговых проверок за 10 лет более чем в 11 раз; сокращение сроков камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость до 1 месяца и ускоренное возмещение НДС, не отвлекая из оборота компаний миллиарды рублей. Благодаря онлайн проекту ККТ, были отменены 9 форм кассовой отчетности для бизнеса позволил отменить, а также значительно снизилось число проверок.

Начатая в ФНС России еще в 2015 году реформа по переходу на онлайн-кассы завершилась в июле 2021 года. В результате использования получаемых данных ККТ значительная часть розничной торговли стала прозрачной, благодаря этому у граждан появилась возможность контроля за добросовестностью продавцов, а органам власти стало возможным наблюдать за динамикой цен на товары, анализируя фактические данные в реальном времени.

Внедрение современных инструментов налогового администрирования Федеральной налоговой службой России проявляет и «другую сторону медали» - сокращение непроизводственных издержек бизнеса и создание комфортных условий для налогоплательщиков для уплаты налогов; максимально сокращаются сроки предоставления вычетов физическим лицам без необходимости предоставления дополнительных документов; разработана технология по упрощенному получению имущественных вычетов.

Начиная с 2021 года отменено представление деклараций по земельному и транспортному налогам для юридических лиц: налоговые органы на основании данных, получаемых от регистрирующих органов, самостоятельно рассчитывают подлежащие уплате суммы налогов и сообщают о них налогоплательщикам, что позволяет бизнесу сократить затраты и время на подготовку деклараций. Для компаний на упрощенной системе налогообложения, применяющих ККТ с режимом «до-

ходы» с 2022 года отменена отчетность. Проект получил название УСН - онлайн.

Таким образом, глобальная цифровизация экономики ведет к глубинной трансформации принципов взаимодействия государства и налогоплательщиков. В результате это влияет на такие функции государства, как:

1. Установление и защита прав собственности. До перехода к цифровой экономике передвижение капитала и рабочей силы между регионами и между государствами напрямую зависело от того, где развивается производство и человек найдет работу и соответствующую заработную плату, то в современном мире цифровое присутствие позволяет извлекать доход, находясь в любой точке планеты.

2. Изменение роли отдельно взятого государства в регулировании торговли вследствие возникновения электронной коммерции, не привязанной к границам конкретного государства. Это возникновение проблемы поиска и нахождения вариантов получения доступа к данным о доходах, об объектах налогообложения. Все больше организаций инвестируют в цифровую обработку данных, например, переходя на облачное хранение данных, что намного упрощает взаимодействие с потребителями. Благодаря использованию технологиям дистанционной работы большое число компании, которые осуществляют Интернет-торговлю, имеют возможность результативно участвовать в экономике разных стран без прямого физического нахождения в них.

3. Трансформация налоговой системы в условиях цифровой реальности требует от государства перехода налогового администрирования на качественно новый уровень, который позволит создать систему добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах, повысит уровень доверия между государством и налогоплательщиками [4].

Налоговая система должна адаптироваться к таким проявлениям цифровизации экономики, как появление новых бизнес-моделей, в том числе базирующихся на нематериальных активах, росту электронной коммерции, применению технологии Big Data, в том числе в процессе налогового администрирования. Как мы уже отмечали ранее, цифровые технологии дают существенные преимущества в налоговом администрировании. При этом особое внимание нужно акцентировать на развитии доступа к технологиям и Интернет, так как именно на этих аспектах держатся все цифровые технологии [3]. Все это является источником рисков государственного регулирования экономики. Как известно, в основе системы налогообложения дохода (прибыли) лежит принцип: прибыль организации должна облагаться в стране, где она создает стоимость. Поэтому цифровизация экономики бросает вызов этому базовому принципу, так как, благодаря развитию технологий [5], получает распространение бизнес, характеризующийся следующими признаками:

- деятельность выходит на международный уровень при минимальном физическом присутствии на территории страны или вовсе без него;

- потребность нематериальных активов, особенно интеллектуальной собственности (ИС);

- использование данных пользователей, полученных с помощью анализа, в коммерческой деятельности.

Важно сформулировать правила налогообложения доходов от цифровых бизнес-моделей, нацеленные на удержание налога у источника при выплате доходов за пользование интеллектуальной собственностью.

Организации, внедряющие в свою деятельность цифровые технологии, характеризуются растущим значением инвестиций в нематериальные активы, что предполагает положительное влияние на стоимость фирмы и рост производства. Это приведет к увеличению аккумулирования имущественных налогов, и, следовательно, росту налоговых доходов бюджета государства.

Таким образом, налоговая система государства должна адаптироваться к происходящим изменениям, и центральная проблема в условиях современной экономики состоит в несоответствии места налогообложения бизнеса и места создания стоимости. Другая проблема заключается в том, что прибыль цифровых компаний включает в себя, в том числе, и таких видов деятельности, как реализация контента, которые были сгенерированы пользователями, однако при этом в действующей системе налогообложения вклад пользователей никак не учитывается. Проникновение информационно-коммуникационных технологий в экономику высвечивает пробелы в налоговом законодательстве, для решения которых нужны современные подходы с учетом требования цифровой трансформации экономики и реализацией налоговой политики государства.

Список источников

1. Мороз В. В., Бурдакова А. Ю. Налоговые проверки : их эффективность и результативность // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. № 1. С. 44-48.

2. Староверова О. В. Применение цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности налоговых органов // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 315-319.

3. Староверова О. В. Цифровые технологии налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 266-269.

4. Староверова О. В. Цифровые технологии в налогообложении // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 339-342.

5. Уринцов А. И., Староверова О. В., Галахов Д. В. Некоторые вопросы формирования условий развития современной цифровой экономики // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 2. С. 108-111.

ECONOMIC SCIENCE

References

1. Moroz V V, Burlakova A. Yu. Tax audits : their effectiveness and efficiency // Problems of economics and legal practice. 2020. Vol. XVI. №1.P. 44-48.

2. Staroverova O. V. The use of digital technologies in the control and supervisory activities of tax authorities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2023. №1.P. 315-319.

3. Staroverova O. V Digital technologies of tax administration // Bulletin of Economic Security. 2023. № 1. P. 266-269.

4. Staroverova O. V. Digital technologies in taxation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2022. № 5. P. 339-342.

5. Urintsov A. I., Staroverova O. V., Galakhov D. V. Some issues of formation of conditions for the development of modern digital economy // Education. Science. Scientific staff. 2017. № 2. P. 108-111.

Библиографический список

1. Анализ проблем и последствий цифрового налогового администрирования // Международный центр образования и педагогики (МЦОиП) // https://mcoip.ru/ Ь^/2022/05/19/апаИг-ргоЫет-ьро в^вМ] -czifrovogo -nalogovogo-administrirovamya/.

2. Канкулов А. М., Ягумова 3. Н., Губачикова Д. М Налоговое администрирование в условиях цифрови-зации экономического пространства // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2021. № 7.

3. Налоги и налогообложение : учебное пособие / ред. И. А. Майбуров. 8-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА. 2021.497 с.

4. Налоги и налогообложение / Агапова Т. Н., Бо-бошко Н. М., Долбилов А.В.,КосовМ.Е., Кузнецова Е. И., Макаров В. А., Павенко Д. Е., Поляк Г. Б., Ремихано-ва Д. А., Родионов А. В., Сараджева О. В., Староверова О. В., Суглобов А. Е., Эриашвили Н. Д. 5-ое изд., перераб. и доп. М., 2023.

5. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов / [И. А. Майбу-

ров и др.] ; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 279 с.

6. Отчет Форума ОЭСР о цифровой трансформации налогового администрирования II https://www.mlog. gov.ru/rn77/news/international_activities/10297602/.

7. Смирнова Е. Е. Налоговый контроль в цифровой экономике II Финансы. 2017. №11.

8. Трунцевский Ю. В., Курмаев И. Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий II Налоги. 2015.№3.

Bibliographic list

1. Analysis of the problems and consequences of digital tax administration II International Center for Education and Pedagogy (ICEP) II https://mcoip.ru/ blog/2022/05/19/analiz-problem-i-posledstvij-czifrovogo-nalogovogo-administrirovaniya/.

2. Kankulov A. M., Yagumova Z. N., Gubachikova D. M. Tax administration in the conditions of digitalization of the economic space IIElectronic scientificjournal «Economy Vector». 2021. № 7.

3. Taxes and taxation : textbook / ed. I. A. Maiburov. 8th ed., rev. and add. M. : UNITY-DANA. 2021. 497 p.

4. Taxes and taxation/AgapovaT. N., Boboshko N. M., Dolbilov A. V, Kosov M. E., Kuznetsova E. I., Makarov V. A., Pavenko D. E., Polyak G. В., Remikha-nova D. A., RodionovA. V, Saradzheva О. V., Staroverova О. V., Suglobov A. E., Eriashvili N. D. 5-th ed., rev. and enlarg. M., 2023.

5. Taxes in the digital economy. Theory and methodology : monograph for undergraduates / [I. A. Mayburov and others] ; ed. I. A. Maiburova, Yu. B. Ivanova. M. : UNITY-DANA, 2019. 279 p.

6. Report of the OECD Forum on the digital transformation of tax administration II https://www.nalog. gov.ru/rn77/news/international_activities/10297602/.

7. Smirnova E. E. Tax control in the digital economy II Finance. 2017. №11.

8. Truntsevsky Yu. V., Kurmaev I. T. Improving the tax system in Russia using information technology II Taxes. 2015. № 3.

Информация об авторе

О. В. Староверова - профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

О. V. Staroverova - Professor of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Legal Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 17.11.2023; принята к публикации 16.01.2024.

The article was submitted 22.09.2023; approved after reviewing 17.11.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.