и неумение расширять «границы познания», познавать многообразие окружающего мира, и в первую очередь мира человеческих отношений, в том числе и многообразие проявлений прекрасного; неспособность или боязнь создавать прекрасное в разных сферах бытия. Выявленные проблемы могут послужить основой педагогического целеполагания, а также определяют специфику педагогических средств, используемых в процессе воспитания чувства прекрасного у студентов.
Литература
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю.П. Азаров. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 432 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2004. 300 с.
3. Борытко, Н.М. Введение в педагогическую деятельность: учеб. для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцо-ва; под ред. Н.М. Борьггко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с.
4. Столович, JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии / JI.H. Столович. М.: Республика, 1994. 464 с.
5. Федь, А.М. Воспитание прекрасным / А.М. Федь. М.: Мол. гвардия, 1984. 191 с., ил.
Н.Ю. АБРАМЯН (Волгоград)
РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
С позиций ценностного подхода рассматриваются проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи в контексте социализации, характеризуются различные группы традиций с позиций их возможностей в нравственном воспитании студентов.
Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Современная социокультурная ситуация характеризуется системным духовно-нравст-
венным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких как Родина, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене ложными ценностями. Поскольку именно ценности составляют ядро духовности и нравственности человека и именно это ядро оказывается несфор-мированным, поведение молодых людей и система их социальных отношений характеризуются неустойчивостью, ситуативно-стью («выгодно-не выгодно», «нравится-не нравится»), молодежь легко подвергается манипуляциям со стороны недобросовестных политических деятелей, представителей деструктивных сект и других антисоциальных группировок. В результате процесс вхождения молодежи в общество, присвоения ею социокультурных норм оказывается деформированным.
Решению этих проблем может способствовать корректная организация нравственного воспитания молодежи. Процесс воспитания всегда остается одной из главнейших социальных функций общества, а стремление передать накопленный опыт и знания будущему поколению является естественной его потребностью. Нравственное воспитание - это неотъемлемая часть процесса становления личности, ее развития, формирования взглядов, ценностей, идеалов, т.е. процесса социализации. Исходя из тесной взаимосвязи этих понятий, следует рассмотреть нравственное воспитание в контексте социализации, при этом мы будем иметь в виду воспитание студенческой молодежи, что актуально на сегодняшний день, ведь опыт и результаты социологических исследований показывают, что именно студенческая молодежь, будучи прогрессивной и развитой частью общества, одновременно подвержена влиянию и использованию в интересах определенных групп.
В словаре С. И. Ожегова под нравственностью понимаются внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека, основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь. Нравственное воспитание - формирование нравствен-
© Абрамян Н.Ю., 2008
ных отношений, способности к их совершенствованию и умение поступать с учетом общественных требований и норм прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
В современной педагогике нравственное воспитание рассматривается в следующих аспектах:
1) как составляющая этического воспитания, формирования этической позиции человека (Н.М. Борытко). При этом нравственность понимается как ориентация на внутренне понятый смысл вещей и явлений жизни, регулятор культуросообразного поведения человека. Смысловая сфера человека, в свою очередь, проявляется в характере его общения с окружающим миром как способе обмена информацией и связанными с этим эмоциональными состояниями;
2) как одна из составляющих духовного воспитания, механизм реализации духовности в отношениях с внешним миром и другими людьми (И.А. Соловцова);
3) как необходимый компонент включения человека в национальную и общечеловеческую культуру (Е.В. Бондарев-ская). С этой точки зрения человек рассматривается как объект культурного воздействия (и в этом качестве он присваивает нравственные нормы и образцы поведения), носитель и выразитель культурных и нравственных норм и творец культуры;
4) как составляющая процесса присвоения ценностей (ВА Караковский, АВ. Кирь-якова, Н.Е. Щуркова). При этом исследователи либо выделяют особую группу нравственных ценностей, либо рассматривают такие ценности, как Родина, труд, познание, человечество, через призму общественного блага.
Несмотря на различие в подходах к пониманию нравственного воспитания, можно выделить объединяющую их идею: нравственное воспитание с необходимостью предполагает организацию взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, включение воспитанника в контекст культуры и присвоение ее ценностей. Таким образом, можно утверждать, что нравственное воспитание является необходимой составляющей становления человека членом общества и тесно связано с социализацией.
Н.М. Борытко прослеживает связь между категориями «воспитание» и «культура», выделяя три аспекта воспитания:
социально -нормативный (идентификация с социокультурным окружением, в первую очередь принятие его норм); индивидуаль-но-смысловой (выделение себя из социокультурной среды) и ценностно-деятельностный (активное взаимодействие человека со средой) [1]. При взгляде на нравственное воспитание студенческой молодежи через призму социализации особое значение приобретает социально-нормативный аспект, т.е. понимание воспитания как инструмента продолжения общества в отдельной личности.
Реализация социально-нормативного аспекта нравственного воспитания предполагает, во-первых, присвоение нравственных норм и ценностей, принятых в данном обществе, в данной культуре, составляющих основу нравственности как общества в целом, так и отдельного человека; во-вторых, усвоение определенных способов, форм нравственного поведения, взаимодействия с отдельными людьми и социокультурным окружением в целом, также обладающих ярко выраженной социокультурной спецификой. Главным механизмом нравственного воспитания в его социально-нормативном аспекте выступают традиции.
Традиция, согласно словарному определению, - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Традиция не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социокультурных явлений. Она является необходимым условием функционирования социальных и культурных систем, одним из средств преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане - одним из средств социализации.
К механизмам социализации относят традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный. Наиболее
слабо разработан вопрос о традиционном механизме социализации. Этот механизм, согласно определению А. В. Мудрика, представляет собой усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для ближайшего окружения человека; это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия. Представители социальной психологии отмечают высокую эффективность традиционного механизма социализации.
Однако в социологических, социаль-но-психологических, социально-педагоги-ческих исследованиях традиционный механизм рассматривается как механизм стихийной социализации, роль же его в социально контролируемой социализации, и особенно в нравственном воспитании, рассмотрена чрезвычайно слабо. Между тем законосообразное использование традиционного механизма социализации с целью нравственного воспитания может, как показывают результаты нашего исследования, значительно повысить эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи.
Кроме того, в имеющихся исследованиях акцент делается на усвоение скорее форм поведения, нежели нравственных норм, и практически ничего не говорится о присвоении через традиции нравственных ценностей. Между тем для современной педагогики, основными понятиями которой являются «ценности» и «смыслы», чрезвычайно важно рассмотреть роль традиционного механизма социализации в присвоении человеком нравственных ценностей. Как отмечают исследователи, традиция дает ответ на вечные вопросы, и в этом ее наиважнейшая смысложизненная функция. При этом традиция всегда существует на уровне нравственного сознания и преобразует механизм социальной нормативности, формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, отвечает на вопрос о смысле общественной и индивидуальной жизни, придает всякому развитию смысловую направленность, целостность и аксиологическую значимость.
Подчеркивая неосознаваемый характер традиционного механизма социализации, исследователи очень мало внимания уделяют активности человека как субъекта социализации, его способности избиратель-
но относиться к усвоению и присвоению тех или иных традиций и «зашифрованных» в них ценностей. Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд традиций, вместе с тем в определенной мере осуществляет их выбор.
Особенно велика роль традиций в кризисные моменты развития общества. Исследователи отмечают, что в переломные моменты истории, к каким относится современная ситуация в российском обществе, традиции и традиционные ценности становятся нравственной опорой в поисках путей дальнейшего развития общества и человека, выполняя, таким образом, нор-мативно-регулятивную функцию в отношениях людей друг с другом и с социокультурным окружением, что особенно важно учитывать при организации нравственного воспитания студенческой молодежи.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что педагогически управляемый механизм влияния традиций на нравственное воспитание студенческой молодежи в его социально-нормативном аспекте предполагает:
1) активность субъекта по присвоению нравственных норм и ценностей, освоению форм поведения, принятых в данном обществе, в контексте данной культуры, и зафиксированных в традициях, которые могут, в свою очередь, выступать в разных формах (обычаев, обрядов, ритуалов, способов взаимодействия между людьми и т.д.); при этом активность субъекта выступает как смыслопоисковая деятельность и носит характер взаимного обмена ценностями с окружающей средой.
Активность предполагает способность и готовность студента принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность, осознавать свою роль и значимость в жизни страны, быть готовым выполнять свой долг перед отечеством. Это во многом зависит от способности молодых людей использовать накопленный социальный опыт: знания, навыки, ценности, способы творческой деятельности, что содействует решению социально и личностно значимых проблем во всех сферах жизнедеятельности и помогает процессу успешной социализации;
2) создание в социальном окружении студента (речь идет о высшем учебном за-
ведении как важнейшем институте социализации) особой воспитывающей среды, под которой мы, вслед за Н.Е. Щурковой [3], понимаем совокупность окружающих воспитанника обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его развитие и содействующих вхождению в современную культуру.
Создание в высшем учебном заведении воспитывающей среды, обеспечивающей результативность нравственного воспитания студенческой молодежи, предполагает использование в качестве средств нравственного воспитания 2 групп традиций.
Национальные традиции. Исследователи отмечают, что сами традиции и их функционирование имеют ярко выраженную национальную специфику и отличаются в каждой из цивилизаций, а также в различные исторические эпохи. Именно через национальные традиции осуществляется присвоение общечеловеческих ценностей. Поэтому данная группа традиций обеспечивает присвоение студентами общечеловеческих, национальных, региональных и личностных социокультурных ценностей и соответствующих норм формирования определенных (характерных для той или иной культуры) способов нравственного поведения. Использование национальных традиций предполагает обращение к историческому опыту народа, его культуре, нравственности и духовности. Так, одним из направлений совершенствования содержания воспитания в его социально-нормативном аспекте выступает нравственное воспитание студенческой молодежи на традициях казачества на основе ознакомления с семейно-бытовыми, военными, культурными обычаями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах и ремеслах. Присвоение ценностей в данном случае осуществляется по двум направлениям: в логике «от национального к общечеловеческому» (через обнаружение общечеловеческих нравственных ценностей, находящих отражение в национальных традициях) и «от национального к индивидуальному» (через нахождение личностных, нравственно значимых смыслов в традициях народа).
Традиции высшего учебного заведения. Данная группа традиций позволяет как организовать процесс формирования индивидуальной системы ценностей каждого студента (чему способствуют традицион-
ные конференции «Здоровый образ жизни», студии и кружки творческого характера и т.п.), так и обеспечить включение молодого человека в широкий социокультурный контекст (например, через общевузовскую акцию «Милосердие», ежегодные ассамблеи студенческой науки, традиционные формы студенческого самоуправления и т.п.). Такие традиции востребуют не только личностные (общественно значимые) качества студента, но и его индивидуальность, способствуют проявлению и развитию его свойств как субъекта собственной жизни и деятельности.
Использование этих двух групп традиций в воспитательной системе вуза создает особое поведенческое и событийное окружение, которое, по мнению Н.Е. Щурковой [3], как раз и включает традиции, ритуалы, обычаи, установившиеся интонации в общении, этикет, характер совместной деятельности студентов и педагогов, отдельные поступки, традиционные способы разрешения конфликтов, а также ситуации этического порядка, и благоприятное для нравственного становления студента в контексте социализации.
В силу того, что студент выступает субъектом нравственного воспитания, он не только подвергается воздействию традиций, но и создает новые; особенно это справедливо в отношении группы традиций высшего учебного заведения.
Главное условие успешности использования традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи - их ориентация на нравственные ценности (личностные, коллективные, национальные и общечеловеческие), которые выступают целевым ориентиром при разработке содержания, выборе методов и конструировании форм воспитательной работы в вузе.
Таким образом, одним из эффективных механизмов нравственного воспитания студенческой молодежи в его социально-нормативном аспекте выступает традиционный механизм, который становится педагогически управляемым благодаря организации активности студентов как субъектов воспитательного взаимодействия и созданию в вузе воспитывающей среды, предполагающей целенаправленное использование существующих и создание новых традиций на основе нравственных ценностей.
Литература
1. Борьггко, Н.М. Теория и методика воспитания: учеб. для студ. пед. вузов / Н.М. Бо-рьггко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
2. Борытко, Н.М. Этическое воспитание / Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.
3. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова; под ред. В. М. Лизинского. М., 1997. 77 с.
НА. ЕРМАК (Новочеркасск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ГЕРОНТООБРАЗОВАНИИ
Исследуются проблемы повышения качества жизни обучаемых «третьего возраста» средствами педагогической поддержки в геронтообразовании (образовании пожилых людей).
Педагогика относится к тем динамичным наукам, которые, отвечая потребностям личности и общества, развиваются по многовариативным направлениям. Сегодня демографическая ситуация такова, что ускоренное старение населения характерно не только для развитых стран Европы, но и для большинства государств постсоветского пространства, включая Россию. Вопросы повышения качества жизни в пожилом возрасте постепенно начинают выходить на передний план российской политики и науки. В ноябре 2007 г. правительством России на конференции Европейской экономической комиссии ООН по проблемам старения была подписана Декларация министров «Общество для всех возрастов: проблемы и возможности», направленная на повышение качества жизни людей пожилого возраста.
Американский ученый Т. Антонуччи считает, что вопросы, связанные с глобальным старением, следует изучать на основе междисциплинарного подхода. Именно он позволил наиболее полно рассмотреть все составляющие категории качества жизни
человека с позиции педагогической поддержки людей пожилого возраста в геронтообразовании (образовании пожилых людей). Традиция рассматривать качество жизни людей с позиции числового выражения социально-экономических параметров уровня жизни не может дать полного представления об этом понятии, т.к. не отражает субъективной составляющей категории качества, которая является приоритетной для многих людей пожилого возраста, воспитанных в духе нестяжания («Прежде думай о Родине, а потом о себе»). В этой связи качество жизни необходимо изучать на основе принципов целостности и единства объективной и субъективной составляющих. Последняя включает внутреннее самочувствие субъекта, его чувства и переживания по поводу окружающей действительности и своего места в ней. При этом человек либо испытывает, либо нет чувство удовлетворенности жизнью, которое является производным от интеграции объективной и субъективной составляющих качества жизни. Именно понятие жизненной удовлетворенности стало определяющим критерием теории успешного старения американского геронтолога Р. Дж. Хэвайюрсома. Мы разделяем позицию ученых Е.А. Кука, Дж. Т. МакКона-та, М. Шерера, которые пришли к выводу о том, что образование в «третьем возрасте» оказывает значительное позитивное воздействие на чувство жизненной удовлетворенности. Образование на протяжении всей жизни дает возможность человеку в любом возрасте реализовывать свои духовные и материальные потребности. От полноты удовлетворения многих из них напрямую зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
Все человеческие потребности, так же как и качество жизни в целом, мы в исследовании разделили на две взаимосвязанные составляющие: объективную - материальную и субъективную - духовную. В структуре материальных потребностей пожилых людей нами выделяются три основных блока: физиологические потребности, потребности в комфортной физической среде, материально-социальные потребности. К физиологическим относятся следующие потребности:
© Ермак Н.А., 2008